Особенности гендерного воспитания и развития ребенка в дошкольном возрасте

Елена Позднякова
Особенности гендерного воспитания дошкольников

Позднякова Елена Сергеевна, инструктор по физическому воспитанию МАДОУ «Детский сад №83» г. Березники Пермский край.

Особенности гендерной социализации дошкольников.

Исследование практики свидетельствует о том, что в настоящее время в дошкольном образовании, существуют серьезные проблемы гендерной социализации. Т. Н. Доронова указывает на то, что программное обеспечение и методическая поддержка дошкольных образовательных учреждений России не принимают во внимание гендерные аспекты. В итоге, содержание воспитания и обучения нацелено на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек данного возраста, которые,по мнению ученых отличаются:

– в физическом развитии и социальном поведении;

– в умственных и зрительно-пространственных способностях и уровне достижений;

– в проявлении агрессии и многих других вещах.

Период дошкольного детства – это этап, в течение которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему открыть для себя уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим, чтобы из мальчиков и девочек выросли в настоящих мужчин и женщин. В важный период формирования гендерной устойчивости, дети дошкольного возраста в течение длительного времени, находятся в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов, и подвергаются только лишь женскому влиянию.

Анализ практики выявил, что в настоящее время педагоги и воспитатели в обращении ограничивается словом “дети”, это не способствует идентификации образа – Я у ребенка с определенной социальной ролью. Таким образом, основным приоритетом является внедрение в жизнь дошкольных образовательных учреждений гендерно-ориентированных обращений к детям в ситуациях, когда это необходимо.

Особенности воспитания и обучения, форм и методов работы с детьми, используемых в детских дошкольных учреждениях, в основном предназначены для девочек. В то же время воспитаниеммальчиков и девочек в детских садах занимаются женщины: в домашних условиях это мамы, бабушки, и в детских дошкольных учреждениях чаще педагоги-женщины. В итоге у большинства мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. По мнению ученых, женщины не могут правильно воспитывать мальчиков по причине, того что у них другой тип мозга и тип мышления. К тому же, женщины – педагоги, не имеют опыта переживаний у детей, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Таким образом, при работе с мальчиками, многие педагоги руководствуются только тем, что, если это мальчик, то он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате, несмелые, трусливые, физически слабые и очень уязвимые мальчики систематически подвергаются психологическому стрессу со стороны воспитателей. К примеру, педагог задает вопросы детям, то первыми обычно поднимаю руки девочки. Отвечая на вопрос педагога, девочки стараются дать более полный, развернутый ответ, смотрят прямо на педагога. Мальчики не спешат отвечать, потому что им необходимо более тщательно обдумать ответ. Как правило, у мальчиков речь хуже, словарный запас меньше, чем у девочек в дошкольном возрасте, поэтому мальчики вынуждены тратить больше времени, чтобы найти правильные слова и выразить их. Из этого следует, что девочки на фоне мальчиков выглядят более знающими, поэтому и получают чаще похвалу и высокую оценку. На этом фоне, у мальчиков формируется заниженная самооценка, у них ослабевает уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Исходя из этого, основным приоритетом является подготовка педагогов, которые будут реализовывать дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, как в общении с ними, так и в организации и управлении различными видами деятельности в дошкольном учреждении и в повседневной жизни.

Есть некоторые различия между детьми разного пола. Девочки нужны стимулы, в значительной степени, построенные на основе слухового восприятия. Мальчики плохо принимают на объяснение педагога, слушая их, для них предпочтительнее использовать наглядные пособия, построенные на визуальном восприятии. Девочки очень чувствительны к тону голоса, интонации, форме оценки. Для них важно восхищение ими в присутствии других детей, родители и т. д. У мальчиков, наиболее значительным признаком является то,что они добились результатов в той или иной деятельности: научиться самостоятельно, одеваться, чистить зубы, проектировать что-то или рисовать и т. д. Любой приобретенный навык, у мальчиков несет положительный эффект в его личностном росте, позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но, мальчики, как правило, довольствуются достигнутыми результатами в какой-либо деятельности, они радуются им, поэтому готовы проектировать, или делать, то, же самое, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но в тоже время хотят правильного понимания и одобрения от педагога.

Мальчикам нравятся дружеские бои, это не проявление агрессии, а создание положительного эмоционального фона. Педагоги не всегда правильно понимают необходимость мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их игры, лишая мальчишек радости, которую они испытывают в этой игре.

Мальчишкам, как правило, необходим простор в играх, они любят играть на больших пространствах, для того, чтобы бегать прыгать, скакать, а вот девочкам наоборот, нужны укромные уголочки, маленькие «домики». Мальчики и девочки по-разному относятся к куклам. Свои чувства, девочки проявляют более эмоциональней и активней, чем мальчики. При описании своей игрушки девочки используют слова “красивый”, “добрый”, “дорогой”, “хороший”, пытаются отметить детали игрушки и внешний вид.Мальчики чаще указывают на возможности своих игрушек: “как стрелять”, “никого не боится”.

В игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста имеются существенные различия. Исследования выявили, что различное содержание и игровые стили, порой не могут быть реализованы у детей, потому что педагог – женщина и ей как правило, ближе тихие, спокойные игры для девочек. Шумные, подвижные игры мальчиков обычно раздражают педагогов, так как им кажется, что такие игры просто бессмысленны и порой опасны для других детей, могут привести к травмам, а, следовательно, они не имеют значения в развитии детей, и они должны быть остановлены. Таким образом, мальчики оказываются, лишены “мужских игр”, которые оказывает негативное влияние на их личностное развитие.

Изучение поведения детей приводит к однозначному выводу: мальчишки заинтересованы в вещах, их устройстве, как они работают, а девочки – людьми и их отношениями. Проверить научное определение, измерить различия между полами, позволяют зафиксировать, как видится один и тоже мир, в зависимости от наклонностей мозга. Детям дошкольного возраста было предложено протестироваться с использованием бинокулярного устройства, с помощью которого одним глазом виден объект, а другим его лицо. С помощью этого устройства выявлено, что девочки чаще запоминают лицо и его выражение, а мальчики фиксируют форму объекта.

В конструировании и играх со строительным материалом, девочки обычно выстраивают низкие, компактные дома и здания, так как для них главное – выдуманные люди, которые в них будут жить. Мальчики всегда пытаются построить конструкцию больше и выше. Они стараются сделать это ради соперничества. Мальчишки много бегают, прыгают, борются, представляют себя машиной или какой-либо другой техникой, девочки много говорят, обсуждают свои наряды, игрушки. Обычно девочки всегда знают, как кого зовут в их группе или даже в детском саду, мальчики могут не помнить имени нового мальчика в группе или ребят в коллективе, но зато они запоминают его способности, например, ловко кидает мяч, метко стреляет, насколько он хорош в игре. Девочки открыто дружат, в то время как мальчики любят совершать заговоры против других. Девичий коллектив более дружелюбен, они сочувствуют более слабым, мальчики могут подшучивать над слабостями и недостатками других.

В группе девочек всегда присутствует сотрудничество, они могут взаимодействовать вместе, поэтому в этой группе трудно с первого взгляда определить, кто является лидером. Девочки ведут задушевные беседы друг с другом, у каждой, как правило, имеется лучшая подруга, с которой она делится своими секретами. В группе мальчиков обычно образуется иерархия, в которой сразу определяется лидер. Лидер всегда отличается авторитетным и уверенным голосом, уверенными действиями и жестами. Каждый мальчик в группе стремится стать лидером. Авторитетный статус имеет большое значение в группе мальчиков. Он, как правило, достигается через умение и способности мальчика или знаний, готовность жестко разговаривать с обидчиками. Девочки стремятся заслужить одобрение педагогов и друзей, мальчики предпочитают исследовать самостоятельно окружающее пространство.Девочки обсуждают поступки других: хорошо ли поступили или плохо,мальчики обсуждают вещи и деятельность: кто был в состоянии справиться с чем – то и как работает, то или иное устройство.

В совместном обучении и воспитании разнополых детей главной педагогической целью является преодоление разобщенности между ними. При организации совместных игр, в которых дети могут сотрудничать вместе, следует учитывать их гендерные особенности. Мальчикам следует поручать выполнять мужскую роль, следовательно, девочкам – женскую. Подобным образом могут быть построены и другие сферы деятельности разнополых детей в детских дошкольных учреждениях.

У детей в возрасте 5-6 лет понимание полового сознания весьма ограничено, однако следует вносить в воспитательно-образовательный процесс новые методы с учетом их гендерных особенностей. В этот период детства происходит осознание своих возможностей, осознание себя как личности.В ходе наблюдений за детьми была выявлена определенная закономерность: какие качества характера у ребенка окажутся лидирующими, например, застенчивость или уверенность, те качества будут присуще его характеру в течении жизни.В этом возрасте важно прививать детям такие качества как: вежливость, сдержанность, скромность, уважение, толерантность и т. д. Так же необходимо продолжать знакомить детей со своими правами и обязанностями.

Ребенок к 5-6 годам четко осознает свою половую принадлежность. В этом возрасте, по внешним признакам, ребенок легко различает окружающих его людей по половому признаку. Взрослые называют детей по именам, которые соответствуют их полу; используют интонацию, присущую мужской и женской речи, и тем самым способствуют формированию половой идентичности ребенка. Понимание детей о своей принадлежности к мужскому или женскому полу еще не устойчивы, и дети часто считают, что пол может быть изменен. В связи с этим немаловажно обращать внимание родителей на появление ложных стереотипов и субъективных взглядов в отношении пола ребенка, в ходе общения с детьми, необходимо указывать на привлекательность гендерного образа для мальчиков и девочек.

Половая и гендерная идентичность формируются особенно интенсивно у дошкольников игровой и изобразительной деятельности. Рисование способствует гендерной идентичности ребенка, управляет его эмоциональным поведением и помогает ему избавиться от возможных последствий стрессовых ситуаций. В этом возрасте, на темы детских рисунков влияют многие факторы. Один из них – принадлежность к определенному полу ребенка и степени его чувствительности к гендерным различиям. Содержание детского рисунка во многом зависит от распознания ребенком своей половой принадлежности.К примеру: мальчишки рисуют автомобили, а девочки кукол.

Дети этого возраста внутренне готовы принимать ценности, интересы и поведение соответствующего им пола. Этот процесс называется самосоциализация. Тем самым, дети раскрывают стереотипные представления о поведении мальчиков и поведении девочек. Например, мальчики никогда не плачут, а девочки любят капризничать.

В то время, когда раскрываются понятия об устойчивости пола и его постоянстве во времени, дети, как правило, очень строги к стереотипным представлениям о поведении того или иного пола. Эти нормы и понятия являются средством организации поведения и эмоций ребенка. В конце дошкольного возраста дети должны осознавать необратимость половой роли и тот факт, что пол не изменится. Если это не сформируется, то в дальнейшем будет сложно исправлять ошибки гендерного воспитания. Поэтому, гендерную идентичность и половое поведение необходимо формировать до 7 лет, воспитательную работу с детьми нужно проводить своевременно.

Психологи определили основные механизмы гендерной социализации – как сознательное или бессознательное воспроизведение и ассимиляции социального опыта. В сотрудничестве с людьми – в первую очередь подражание родителю того же пола, моделирования его поведения. Эффект этого механизма может четко отслеживается в играх дошкольников: ребенок строит отношения в игре (например, «Дочки-матери”, по его поведению можно понять, что он видел в семье. Есть также механизм гендерной идентичности, суть которого заключается в выявлении себя с ребенком определенного пола, сосредоточиться на идеале гендерного поведения, который отвечает его системе представлений о положительных особенностях конкретного представителя (чаще всего это мать или отец). Идентичность ребенка также отчетливо видно в детских рисунках “Моя семья”.

У детей происходит принятие маскулинных и феминных признаков, под влиянием культуры, общественного положения, исторического времени в котором они растут. Сбой этого механизма гендерной социализации выражается в отсутствии проявлений мужественности или женственности, либо несоблюдения проявлений биологического пола. Такие проблемы обычно возникают при неправильном воспитании, например, при ожидании рождения девочки, рождается мальчик и ее родители перенесли на него свои ожидания, методы воспитания, и наоборот. Порой это происходит при воспитании детей одним из родителей, который демонстрирует только женское или только мужское поведение. Психологи говорят, что изменения в гендерной идентичности случаются под влиянием таких социальных явлениях, как мода, если она направлена на устранение различий в стиле одежды, манерах, характерных социальных проявлениях для мужчин и женщин.

Гендерное воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на личностное развитие мальчиков и девочек, различных сфер их индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельности эмоционального саморегулирования, направленная на овладение детьми гендерными навыками, культурой гендерных отношений, способствующая положительной гендерной социализации детей.

Принимая к сведению, гендерные и возрастные индивидуальные особенности детей дошкольного возраста можно определить задачи гендерного воспитания, нацеленные на формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в процессе гендерной социализации:

1) развивать способности отождествлять себя с людьми того же пола;

2) развивать навыки гендерного поведения с другими, адекватно оценивать гендерное поведение свое и своих сверстников;

3) создавать условия для реализации знаний об образце “мужского” и “женского” поведения в игровой и повседневной жизни;

4) обучать и развивать навыки заботы о своем здоровье, теле (на доступном уровне, учитывая возраст, об опрятном внешнем виде;

5) формировать представления о “женских” и “мужских” профессиях;

6) Разработать понимание партнерства в семье и дошкольном образовательном учреждении, детском коллективе;

7) заложить основы гуманного отношения к взрослым, к своим сверстникам независимо от пола.

Источник

Консультация для педагогов.

Особенности гендерного воспитания дошкольников в детском саду.

 Проблемы гендерного воспитания  волнуют в наше время  большое количество педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, так как  это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты гендерного воспитания заключаются в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, в воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимания, взаимодополняемости.                                                                Под « гендером» понимается социальный пол человека,  формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками и девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными. Целью гендерного подхода является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации, к проявлению своей идентичности, к использованию равных возможностей поведения, независимо от половой принадлежности.

  Работа по формированию полоролевого поведения детей в детском саду  нацелена на:         – ознакомление с качествами мужественности и женственности, проявлениями и      

  предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье;                  – на формирование навыков и умений поведения;                                                                               – на выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных  

  отношений;                                                                                                                                                – на формирование отношений между девочками и мальчиками в группе.  

  Для этого необходимо создавать условия для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных  в большей степени тому или иному полу, например, гордости, смелости, отваги у мальчиков; сочувствия, нежности и ласки – у девочек.    

  В результате анализа психолого-педагогических исследований было установлено ,что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли.

  Организуя работу  гендерного воспитания с дошкольниками  надо помнить, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания.

   В 3 года ребенок начинает осознавать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя  с представителями своего пола. Имеет первоначальное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу,  по отношению к детям другого пола.

 С четвертого года жизни  ребенок осознает свои возможности, осознает себя как индивидуальность. Как проявит себя ребенок в этом возрасте – робким или уверенным,  таким и будет в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребенок должен знать не только свои права, но и обязанности. Дети 4-5 лет имеют дефференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков(«Я мальчик, я ношу брюки, а не платьица, у меня короткая прическа»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик-сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка-дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Они овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей  соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, в специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

  В 5-6 лет у ребенка формируется  система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование ее отдельных сторон уже гораздо  менее  эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам(женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола в соответствии с этикетом, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли   достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и других видах деятельности. При обследовании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласка, а девочки на такие, как сила, способность заступиться за другого. При этом если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются мальчишеским обществом,  девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков. В 5-6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.

 Дети 6-7 лет владеют обобщенными представлениями о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными                                       проявлениями мужских и женских свойств(одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства).   К 7 годам дошкольники испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества.  Они начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными способами действий и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные для определенной культуры особенности поведения мужчин и женщин; осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка –стойко переносить неприятности); нравственную ценность поступков мужчин и женщин по отношению друг к другу. К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

 Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому, необходимо чтобы предметно-развивающая среда в группах детского сада не только обеспечивала  разные виды активности дошкольников (физическую, игровую, умственную), но и являлась основой самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль воспитателей в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого человека.

 Так как игра является основным видом деятельности дошкольников, именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материала и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков нужно уделять особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей надо обратить внимание на следующее:

– привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей ;    

– к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

– достаточность и полноту  материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят

  модель социального поведения женщины-матери;

– наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-путешествий, в которых

  для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.  

  Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой  жизни,  что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я –мама», «Я-папа».

 Роль воспитателя состоит в том, чтобы ежедневно участвовать в играх детей, при этом руководить как играми,  в которых участвуют все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками. Надо учесть, что мальчикам нужно больше пространства для игр, так как они в игре развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию. Только нужно следить, за тем, чтобы игра не носила агрессивный характер, научить играть мальчиков в солдат, летчиков, моряков, создавая для этого соответствующие условия.

  Для игр девочек требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, необходимо, чтобы все что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому у них должно быть достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

 Когда в игре будет достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять  в определенной последовательности ролевые действия, тогда можно перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнению в игре социальных функций.

  Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие детского сада, оказанное на девочек или мальчиков в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности.

Список литературы.

  1. Бабчинская В.Ю., БацинаЕ.Г., Крылова Л.Ю., Сертакова Н.М. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Волгоград: Учитель, 2015.-162с.
  2. Доронова Т.Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада.-М.: Просвещение, 2006.
  3. Моралов В.Г. Педагогика ненасилия в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Успех.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.О.Березиной, И.А.Бурлаковой, Е.Н.Герасимовой.-М.: Просвещение, 2012.-303с.

Источник