Особенности физического развития ребенка в период новорожденности
Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности
1. Физическое развитие новорожденного.
2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.
1. Физическое развитие новорожденного
Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.
Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.
Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.
Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.
Таблица – Рефлексы новорожденного
Название рефлекса | Описание | Время исчезновения |
Рефлекс Моро | Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. | Обычно после 4 го месяца. |
Шейно-тонический рефлекс | Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика. | После 4-го месяца. |
Рефлекс шагания | Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. | После 2 -го или 3- го месяца |
Рефлекс опоры | Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него. | После 2 -го месяца. |
Хватательный рефлекс кисти. | Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче. | После 5 -го месяца. |
Рефлекс Бабкина | При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза. | После 4-го месяца |
Хватательный рефлекс стопы. | Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы. | После 9 го гомесяца |
Рефлекс Бабинс кого | Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. | После 6 го месяца. |
Рефлекс «поиска груди» | Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок. | После 3 го или 4 -го месяца |
Сосате льный рефлекс | Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения. | |
Плавательный рефлекс | Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз. | После 6-го месяца. |
Рефлекс «с глаз на шею» | Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад. | После 5-го месяца |
Зрачко вый рефлекс | Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении. | Сохраняется в течение жизни |
Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.
Таблица – Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
Раздражители | Рефлексы |
1. Действие яркого света 2. Шлепок по переносице 3. Хлопок руками возле головы ребенка 4. Поворот головы ребенка направо 5. Разведение локтей в сторону 6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка 7. Нажатие пальцем на подошву ребенка 8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке 9. Укол булавкой подошвы 10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка | 1. Глаза закрываются 2. Глаза закрываются 3. Глаза закрываются 4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается 5. Руки быстро сгибаются 6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются 7. Пальцы ног сжимаются 8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются 9. Колено и стопа сгибаются 10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги. |
Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.
Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.
Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.
Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов – роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.
Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.
Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.
Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.
Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.
Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).
Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.
Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.
Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.
Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).
Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.
Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].
Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.
2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89
2. Законспектируйте материалы современных исследований.
3. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Следует ли приучать ребенка к соске?
2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.
Список рекомендуемой литературы
1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.
3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.
4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.
5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.
6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.
8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.
9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.
Источник
Команда BabySleep
Консультанты по сну, врачи, психологи, консультанты по ГВ
Новорожденные дети – трогательные маленькие существа, в чьих глазах плещется космос. Они полностью зависят от нас, взрослых, и платят за помощь безграничной любовью. Чтобы сделать первые недели жизни ребенка максимально комфортными (и для себя в том числе), рекомендуем внимательно прочитать эту статью. Вы получите ответы на многие вопросы, которые волнуют новоиспеченных родителей.
Все дети разные. Даже близнецы часто имеют разный темп развития. Любые таблицы и нормы могут служить лишь ориентиром. Едва ли кто-то может лучше мамы чувствовать ребенка и знать, что и когда ему нужно.
Рост и вес новорожденного
Приведенные ниже таблицы роста и веса детей разработаны Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в ходе исследования мальчиков и девочек по всему миру. За основу взяты измерения роста и веса у доношенных детей, находящихся на грудном вскармливании хотя бы до 6 месяцев, чьи матери не курили.
В таблицах приведены значения: «очень низкий» – 1 перцентиль, «низкий» – 5, «ниже среднего» – 25, «средний» – 50, «выше среднего» – 75, «высокий» – 95, «очень высокий» – 99.
Рост новорожденного
Нормы роста и веса у детей очень широки, зависят от срока родов и веса при рождении, вида вскармливания. Оптимально, когда показатели роста и веса находятся в одном столбце-коридоре («средний», «низкий», «выше среднего» и т.д.) или в соседних. Внимания педиатра требует ситуация, когда оба показателя находятся в крайних столбцах, или разница между коридорами значений 3 и больше (например, вес и рост в первом перцентильном коридоре «очень низкий» или вес в первом «очень низкий», а рост в пятом «выше среднего».
Вес новорожденного
Данная таблица показывает вес детей на момент рождения. В первый месяц жизни прибавка в весе должна составлять не менее 125 граммов в неделю. Если прибавка в весе меньше, стоит показать малыша педиатру.
Но в первые дни ребенок даже теряет 5-7% веса – это нормально. Вес восстанавливается к началу второй недели, а за три последующих недели малыш увеличивает свой вес примерно на 20% по сравнению с весом при рождении.
Стоит помнить о разнице в прибавках детей на грудном и искусственном вскармливании. Малыши, которые питаются молочной смесью, прибавляют плавно, в первые полгода по 600-700 граммов. А вот младенцы на грудном вскармливании до 4-6 месяцев могут порой набирать даже до 1,5-2,5 кг в месяц, и это абсолютно нормально, во втором полугодии такие «пышечки» обязательно будут «стройнеть».
Физическое развитие новорожденного
Главная задача физического развития новорожденного – приспособление к существованию вне материнского лона. Этот процесс происходит естественно, без нашего вмешательства. Задача родителей – обеспечить ребенка едой и сном, чтобы он набирался сил.
Физиологические особенности в период новорожденности
Практически все органы и системы малыша незрелы, поэтому в их работе есть особенности, абсолютно нормальные в этом возрасте:
- Очень частое (120-150 в минуту) и не всегда ритмичное сердцебиение.
- Повышенный тонус сгибательных мышц, из-за чего ручки почти все время сжаты в кулачки и держатся возле головы, согнутые в локтях, а ножки прижимаются к животику, согнувшись в коленях и тазобедренных суставах.
- Не до конца раскрытые легкие, в связи с чем в первую неделю жизни малыш может иногда сдерживать выдох после глубокого вдоха, выталкивая воздух как бы с затруднением. Если ребенок родился слабым или недоношенным, полное расправление легочной ткани может длиться дольше недели.
- Для новорожденных нормально довольно низкое артериальное давление (70/50 мм рт. ст.), оно растет вместе с малышом.
- На второй или третий день жизни может развиться «желтуха новорожденных» – повышенный уровень билирубина, который вызывает пожелтение кожи и слизистых оболочек и в норме продолжается не более 10 дней.
- В период новорожденности может наблюдаться временное окрашивание мочи в желтый или оранжевый цвет.
- На 7-8 день как у девочек, так и у мальчиков могут нагрубать молочные железы, к концу первого месяца это проходит.
- У девочек на 2-3 день могут быть обильные серо-белые выделения из половой щели, это проходит в течение пары дней.
- В первую неделю кожа новорожденного может заметно покраснеть, а позже начать шелушиться. 20-30% новорожденных имеют на груди, руках, ногах и вокруг суставов плотные красноватые пятна с пузырьками по центру.
- Новорожденные не могут самостоятельно поддерживать постоянную температуру тела, поэтому она может меняться в зависимости от температуры окружающей среды. В первые сутки жизни температура тела малыша может быть понижена. Согреться ему поможет контакт с телом мамы и/или укутывание в нагретые пеленки. При этом важно не перегреть малыша. Признаки перегрева: сухость кожи, беспокойство ребенка и даже повышенная температура тела. В таком случае ребенка следует раздеть, обтереть теплой водой, напоить.
- Стул малыша в первые двое суток темно-зеленый, близкий к черному, затем в нем появляются белые и желтые комочки, он становится более жидким и частым, и к 7-8 дню становится желтым и кашицеобразным, а его частота достигает частоты кормлений.
- Физиологическое косоглазие – малыш еще не умеет координировать мышцы глаз и фокусировать оба на одной точке.
- Физиологический ринит – обильное выделение из носа прозрачной жидкой слизи, часто сопровождающееся чиханием. Проходит сам по себе за 10-14 дней. Лечить его не только не нужно, но даже вредно. Лучше просто поддерживать оптимальный микроклимат в помещении: температура воздуха около 20 градусов и влажность около 50%, проветривать, делать влажную уборку.
Все физиологические «несовершенства» новорожденного проходят быстрее и легче, если он получает достаточно жидкости. Поэтому так важно кормить малыша по требованию, если он находится на грудном вскармливании. Малышам на ИВ может понадобиться допаивание водой.
Родничок
При рождении у малышей некоторые участки черепа остаются неокостеневшими, их называют родничками, всего их шесть, но наиболее известен так называемый большой родничок, окутанный множеством мифов и вызывающий беспокойство родителей.
Абсолютно нормально закрытие большого родничка как к 3 месяцам жизни, так и к полутора годам, хотя чаще всего это происходит в возрасте между 10 и 14 месяцами. Размер, форма и темп закрытия родничка сами по себе не являются симптомами заболеваний и поводами для беспокойства. Вы не причините никакого вреда ребенку, если будет его гладить или расчесывать в области родничка.
Мам в этом месяце чаще всего беспокоит:
Колики
Пик колик обычно приходится на 6 неделю, но начаться они могут уже с третьей недели. И хотя врачи до сих пор не выработали единого мнения насчет природы и причин этого явления, для колик характерны такие признаки:
- ребенок громко кричит, раскинув ручки, его лицо становится ярко-красным;
- такой плач длится более трех часов в день;
- плач повторяется как минимум три раза в неделю, на протяжении трех недель подряд;
Мы написали целую серию статей о возможных причинах колик и способах помочь малышу пережить их.
Рефлексы новорожденного
Здоровый новорожденный в норме обладает рядом рефлексов. Многие из них родители могут увидеть сами.
Все манипуляции следует проводить, когда малыш в хорошем настроении. Сопровождайте свои действия нежными словами, говорите с малышом, смотрите ему в глаза.
Рефлекс Моро
При резком звуке или хлопке по столу, на котором лежит новорожденный, он отводит ручки в стороны и открывает кулачки, а через несколько секунд возвращает руки в исходное положение (локти согнуты и прижаты к телу, кулачку сжаты).
Хватательный рефлекс
Если надавить на основания пальцев малыша или вложить свои пальцы в его ладошки, он крепко сожмет кулачок. Нижний хватательный рефлекс: при надавливании на основания пальцев стопы малыша он тут же сжимает пальчики ноги.
Асимметричный шейный тонический рефлекс
Если повернуть голову лежащего на спине малыша в сторону, он разогнет ручку и ножку с этой стороны, а противоположные ручку и ножку согнет.
Защитный рефлекс
Если положить малыша на животик, он повернет голову в сторону, чтобы легко дышать в таком положении.
Ползательный рефлекс
Если подставить ладошку под пятки новорожденному, он оттолкнется от нее и поползет.
Рефлекс опоры
Если поднять малыша вертикально, так чтобы его стопы касались твердой горизонтальной поверхности, он поднимет голову и выпрямится.
Шаговый рефлекс
Если держать новорожденного вертикально, так чтобы его стопы касались твердой горизонтальной поверхности, и при этом наклонить его немного вперед, он начнет переступать ножками. Это автоматическая ходьба.
Обратите внимание: отсутствие или асимметричное выполнение рефлексов – повод обратиться к неврологу.
Умственное развитие новорожденного
Самое главное «свойство ума» новорожденного – это умение узнавать маму. Прежде всего по запаху (но только по натуральному запаху тела мамы, без запаха духов, крема или геля для душа) и по голосу (ведь малыш слушал этот голос еще в утробе).
Абсолютно все, что происходит с малышом и вокруг него, развивает его, причем стремительными темпами. Завершается период новорожденности первым скачком развития.
Массаж для новорожденного
Даже сторонники ежедневного массажа для всех младенцев считают, что начинать его стоит не ранее окончания первого месяца жизни. То есть новорожденному массаж не нужен.
Но телесный контакт со взрослым, который заботится о ребенке, – одна из важнейших потребностей малыша. Носите его на руках, поглаживайте его тело при переодевании, ласково с ним разговаривая. Это будет приятно и малышу, и маме.
Развитие речи
Звуки новорожденного непроизвольны. При дискомфорте он издает рефлекторный крик, причем различить плач от голода и плач как реакцию на резкий шум иногда кажется невозможным (хотя разработан «переводчик плача», который помогает родителям определить причину беспокойства малыша).
Ведущая роль в овладении речью принадлежит слуху. Когда малыш слышит речь окружающих, он начинает прислушиваться к голосам и старается отыскать их источник. Позже малыш начнет поворачивать голову к говорящему, внимательно смотреть на его лицо и губы.
Поэтому с первых дней жизни младенцу необходимо слышать человеческую речь. Прекрасная возможность ласково поговорить с малышом – время кормления, пеленания, купания.
Золотые правила Центра детского сна и развития BabySleep:
Если в первые недели жизни вы пока не очень понимаете своего малыша, не переживайте – вы обязательно научитесь!
Как играть с новорожденным?
«Развивающие игры» для новорожденного очень просты. Его развивает абсолютно все, что с ним происходит.
Но самое полезное в этом возрасте, пожалуй, движение. Если время от времени вы будете провоцировать у малыша рефлексы (чтобы он схватил ваш палец, прополз, оттолкнувшись от ваших ладоней, сделал пару автоматических шагов с вашей поддержкой, как описано выше), это будет увлекательной игрой и для него, и для вас.
А еще дети любят «гулять» на руках у взрослых, наблюдая за их занятиями. При этом малыш может тренировать свои мышцы, совершая разнообразные движения, невозможные в коляске или кроватке.
Вопреки стереотипу, что новорожденный «только ест и спит», у него уже с первых дней жизни могут появляться короткие периоды познавательной активности. Как развлечь малыша, когда он не спит и не ест, читайте в нашей статье из цикла о развивающих играх по книге Лизель Полински «PEKIP: игра и движение».
Игрушки для новорожденного
Крохе, который не провел в этом мире еще и месяца, пока не нужны игрушки. Он не может не только ими «поиграть», но даже как следует рассмотреть их.
И все же, если вы хотите чем-то занять малыша на несколько минут, можно подвесить над ним 2-3 игрушки. Новорожденный пока не распознает цвета, поэтому лучше всего он видит контрастные изображения – отлично подходят черно-белые картинки и игрушки. Помните, что малыш еще не может хорошо видеть предметы, находящиеся от него дальше 30-40 см.
Можно использовать крутящийся мобиль с подвешенными крупными игрушками, хорошо, если он еще и со звуком.
Как сон и развитие ребенка взаимно влияют друг на друга
Относительно сна новорожденного прежде всего стоит помнить, что в этом возрасте малыш еще не различает день и ночь, и у него есть потребность в частых кормлениях, поэтому частые ночные пробуждения и короткие периоды непрерывного сна – это норма. Кроме того, часто малышу нужна помощь для успокоения перед сном и засыпания. Помогут пеленание, белый шум, качание.
Хорошая новость: уже с рождения можно вводить здоровые привычки сна, следя за комфортными отрезками бодрствования (не более 40-60 минут в первый месяц жизни) и создавая благоприятные условия в спальне (например, регулируя температуру воздуха в пределах 18-22 градуса).
Приоритетом является безопасность сна. Для профилактики СВДС рекомендуется укладывать малышей спать только на спине. Важна и безопасность кровати.
В сутки новорожденные спят по 16-20 часов. Подробнее про ночной и дневной сон новорожденного читайте в нашем бесплатном сервисе: «Сон ребенка месяц за месяцем».
Частый вопрос к BabySleep в этом месяце
Мама:
«Малышу неделя. В кроватке или коляске не засыпает. Глаза закрываются, но куксится, кряхтит. Беру на руки, качаю, вроде дремлет. Перекладываю, минуту вроде спит, потом опять начинает кряхтеть и ерзать. И как будто перебивает сон. И так несколько раз. Если дать грудь, то уснет. Как его укладывать?»
При укладывании малышу может требоваться помощь, это нормально – он еще очень маленький. Для улучшения сна хорошо работает пеленание, также можно поносить малыша на руках, слегка подкачивая, использовать «белый шум». Но самое важное – следить за временем бодрствования и укладывать сразу же, как только вы заметите признаки усталости. В первые месяцы сон ребенка начинается с фазы быстрого сна (REM-сон). Такой сон очень чуткий, поэтому перекладывание сразу после засыпания может его разбудить, стоит немного подождать.
Чем BabySleep может вам помочь
Вы сможете наладить оптимальный для вашего ребенка ритм сна и бодрствования, укладывать малыша быстро и без слез, избежать большинства проблем со сном, прослушав вебинар «0-6 месяцев: сон без слез».
Консультанты по детскому сну
Елена Мурадова
Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ
10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.
Подробнее о консультациях
Елена Мурадова
Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ
Подписывайтесь!
Бесплатные консультации и советы в наших соцсетях
Источник