Особенности физического развития ребенка с овз
ГБДОУ детский сад № 82
компенсирующего вида
Невского района
Шапошникова Н.Е.
Воспитатель
Особенности физического развития детей с ОВЗ
Физическое развитие – одно из основных направлений обеспечивающее успешность жизнедеятельности ребёнка.
Физическое развитие включает в себя формирование моторики ребёнка и автоматизацию комплекса движения.
Особенности физического развития детей с нарушенным зрением делятся на четыре группы.
1.Во-первых, – это собственно состояние физического развития ребёнка,при котором наблюдается :
-отставание детей с нарушенным зрением по антропометрическим данным по сравнению с нормально видящими сверстниками,
-нарушения координации движений ( непосредственно связано с нарушением зрения т.к. при овладении и выполнении движений зрение выполняет ориентировочную и регулирующую функции,
-нарушение осанки,которое наблюдается у 70% детей,
-плоскостопие, которое имеют 80% детей,
-слабая мышечная система,
-нарушение чувства скорости движения и двигательной реакции.
2.Во-вторых,особенности физического развития детей с амблиопией и косоглазием проявляются в двигательных умениях, к ним относятся:
-более длительный период времени для становления основных движений,
-ошибочные или неточные выполнения исходного положения,
-трудность переноса двигательного умения в самостоятельную деятельность.
3.К третьей группе особенностей физ. развития относятся проявления свободной двигательной деятельности:
-малоподвижные дети
-сверхактивные дети.
4.К четвёртой группе особенностей физ. развития детей с амблиопией и косоглазием, относятся трудности при ориентировке в большом пространстве.
Все вышеперечисленные особенности физ.развития детей со зрительной депривацией определяет специфику содержания физического воспитания в нашем детском саду,в том числе и требования к выбору методов и приёмов на физкультурных занятиях.
Содержание обучения детей движениям в коррекционно-педагогическом процессе включает в себя три раздела:
1.Обучение детей положениям различных частей тела.
2.Обучение основным движениям.
3.Совершенствование основных положений тела и движений.
Обучение положениям различных частей тела (рук,ног,головы,спины…) начинаем с «Азбуки движений» – это начальные знания детей о исходных положении рук,ног,головы…,каждое положение требует кропотливой работы ,а так же самоконтроля и контроля со стороны взрослого .Необходимо сформировать навык каждого исходного положения.
Обучение основным движениям должно осуществляться поэтапно,в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Рассмотрим «по – этапность» обучения движениям на элементарном основном движении, как ходьба:
-в младшей группе используем естественный показ, педагог выполняет роль ведущего, учим ходить не в колонне, следим за осанкой.
-в средней группе роль ведущего выполняют дети ,добавляется ходьба по разным поверхностям.
-в старшей и подготовительной группах увеличивается время ходьбы, используем разные виды ходьбы, в разных направлениях.
Такое усложнение от возраста к возрасту должно быть для каждого вида основных движений (бег, лазанье, бросание, метание и т.д.).
В нашем детском саду структура занятия по физкультуре приближена к массовому саду, но с специфическими изменениями и дополнениями. Большое внимание уделяется отработке отдельных элементов, а так же ориентировке. Наши дети должны хорошо представлять образ движения, показ нужно разделить на отдельные этапы и каждый этап прорабатывается отдельно. Например, «Упражнение в равновесии»: сначала даём ходьбу по полу, потом по полоске, по направляющему шнуру, и только после этого – по скамейке. Хочется напомнить, что на занятиях необходимо включать упражнения на развитие слухового восприятия: «Подпрыгни столько раз сколько хлопков ты услышишь», и т. д. Неотъемлемой частью занятия является подвижная игра. На физкультурных занятиях нужно играть в подвижные игры, которые уже знакомы детям, чтобы не тратить время на объяснение.
Подвижные игры всегда любимы детьми. В подвижных играх и спортивных упражнениях у детей с амблиопией и косоглазием следует учитывать задачи развития и тренировки нарушенных движений и зрительных функций. Игры с ловлей, бросанием, метанием, лазаньем, перепрыгиванием – способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания, конвергенции.
НО! Необходимо помнить о зрительных диагнозах детей и рекомендации врача-офтальмолога при организации двигательной активности детей с тем, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение.
На коррекционных занятиях, так же необходимо уделять внимание развитию навыков движения у детей с амблиопией и косоглазием. На общеразвивающих и коррекционных занятиях необходимо проводить физминутки: двигательные и зрительные, с целью предотвращения утомления, и снятию напряжения.
В заключении хочу сказать, что весь процесс развития ребёнка зависит от того, как сумеют врачи, педагоги и родители организовать его жизнедеятельность с тем, чтобы были учтены все стороны его здоровья и психического состояния.
Источник
Авторы: Воробьева Дарья Михайловна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 343 группы, преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ “Педагогический колледж №10”
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование
Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ (И. Н.)
Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и
развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в
организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку
всех органов и тканей, их структурную перестройку.
На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково:
периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каждая
система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная
функциональная взаимосвязь. Так, формирование структур головного мозга оказывает
положительное влияние на развитие высшей нервной деятельности, моторной сферы, костно-
мышечной, сердечнососудистой, других физиологических систем; совершенствование функций
дыхания способствует развитию сердечно-сосудистой системы, и наоборот.
Формирование движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического
развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками
мотивации физической активности детей.
В физическом развитии ребенка с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с
развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество
отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти
отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики,
большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом
недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений,
мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях
равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена
нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль
за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в
становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У
многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При
этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики
(крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом
развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных
сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно
сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии
проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных
актов.
У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в
физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова
опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног
не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе
отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка
согнуты в тазобедренном суставе.
При беге у дошкольников с ОВЗ также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги
опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны.
При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.
Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной
ноге.
Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать
мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок
нарушает равновесие тела.
Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта
очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом.
Физическое воспитание и физическое развитие детей с ОВЗ должно быть направлено на решение
задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений. 2. Специфические задачи,
направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом
развитии, обусловленных характером нарушений.
Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его
телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной
деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной
работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание
организма.
Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие
ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление
системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и
совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных
отклонений в физическом развитии.
Коррекционная направленность должна пронизывать всю работу по физическому воспитанию
детей с нарушениями интеллекта, в том числе и при осуществлении общих задач.
Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.
В режиме дня выделены специальные мероприятия, направленные на физическое воспитание
детей: режим питания и сна, утренняя гимнастика (зарядка), прогулка, закаливающие и
гигиенические процедуры. Выполнение всех перечисленных мероприятий обязательно для
любого дошкольного учреждения. Однако в специальном дошкольном учреждении оно
приобретает особое значение. Любое нарушение в режиме дня — сокращение прогулки или
отмена закаливающих мероприятий и другие — влечет за собой снижение умственной
работоспособности детей, нарушение коррекционно- воспитательной работы в целом.
В «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ» предусмотрены
специальные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся 3 раза в неделю во всех
возрастных группах. Большое место в развитии основных и ритмических движений отводится
также на занятиях по музыкальному воспитанию.
В коррекции физического развития детей важную роль играет создание режима двигательной
активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках в
утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-
дефектолога и воспитателя.
Подвижные игры на прогулке, предварительно разучиваются на специальных занятиях по
физическому воспитанию и должны отбираться в соответствии с уровнем физического развития
детей данной группы.
Подвижные виды деятельности, которые проводятся на занятиях у учителя-дефектолога и
воспитателя, должны быть направлены на усвоение программного материала данного занятия.
Рассмотрим в качестве примера одно из занятий по ознакомлению с окружающим, где
используются подвижные виды деятельности. Целью этого занятия является закрепить знание
детей об основных цветах; выделять цвет в предмете, называть его, уметь находить предмет
определенного цвета в окружающей обстановке. Это занятие можно провести следующим
образом:
й этап — «Достань игрушку!», дети находят и достают игрушки из «чудесного мешочка» называют
их и определяют цвет;
й этап — «Найди домик для игрушки!», каждый ребенок должен положить свою игрушку в домик
соответствующий ей по цвету и объяснить, почему он выбрал этот домик;
й этап — игра «Найди ключ». Игра проводится следующим образом: на полу комнаты
раскладываются 4 обруча — «домики». В центре обруча стоят флажки — красный, синий, желтый
и зеленый. Дети делятся на 4 группы, каждая из которых «живет» в своем «домике». По сигналу
взрослого дети идут «гулять». Чтобы вернуться в «домик», они должны найти в окружающей
обстановке игрушку, соотвествующую цвету своего «домика», и принести ее в качестве «ключа».
Только с таким «ключом» ребенок может войти — в свой «домик».
Как видим, эта дидактическая игра, направленная на усвоение программного материала —
нахождение предмета определенного цвета в окружающей обстановке и соотнесение его по
цвету, — проводится не сидя за столом, а в движениях, и дает детям возможность
целенаправленно ориентироваться в пространстве.
Наряду с развитием общих движений большое место в коррекционной работе учитель-
дефектолог отводит развитию и совершенствованию ручной моторики. Особое внимание
уделяется развитию согласованности действий обеих рук, развитию хватательных движений,
ребенок учиться хватать и удерживать различные предметы: крупные — двумя руками, мелкие —
одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое внимание развитию и
совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В этих целях используются игры и
упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в дальнейшем
театрализованные игры для рук.
Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются
занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная
активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду
строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.
В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных
движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины,
плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию
равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию
движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом
каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.
Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в снижении уровня возрастных требований к
физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по
сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная
работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку,
и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной
мускулатуры и нормализации двигательной активности.
На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры,
так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют
ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры.
Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей
ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть
подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают
осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к
подвижным играм.
При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и
практические методы.
Источник
ирина коробова
Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ
Особенности организации коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей с ОВЗ
С. Юдино
Инструктор по физической культуре :Коробова И. Н.
Как известно, нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры является обязательным и важным направлением оздоровительно-коррекционной работы, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств аномального ребенка и в известной мере – на становление его познавательной деятельности, Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, являются нарушения моторики, не только накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое, но и психическое здоровье.
В МБДОУ детский сад №16 функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группе 15 детей с ОВЗ.
Дети нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании, их состояние здоровья может препятствовать освоению образовательной программы.
В коррекционно развивающей работе нуждаются дети, посещающие группы, компенсирующей направленности в большей степени Физическая культура имеет не маловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Эти занятия способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально – речевого дыхания, совершенствованию координации, основных видов движений, мелкой моторики рук, формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка; общительности, умению рассчитывать свои силы, воспитанию самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, отзывчивости, чувства товарищества.
Цель: коррекция и укрепление физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи :
Образовательные задачи:
1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции)
2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера (плавание)
3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.
4. Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
1. Активизация защитных сил организма ребёнка.
2. Повышение физиологической активности органов и систем организма.
3. Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.
4. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
5. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
6. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
7. Развитие речи посредством движения.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Особенности физического развития и двигательных способностей
детей 5-7 лет с ТНР
Моторика детей с дизартрией отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников по точности движений, замедлено формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптома-тика различной степени выраженности. Дети имеют отставания в физическом развитии. Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, недостаточная ритмичность, нарушение статического и динамического равновесия, трудности в формировании пространственно-временных отношений, особенно словесных обозначений временных и пространственных признаков предметов Для детей с моторной алалией кроме специфического речевого дефекта характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.
Особенности развития детей с ЗПР
– деятельность детей носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются;
– им характерна рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель;
– сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия, эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,
– отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;
– недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов – представлений;
– у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утрата информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);
– отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;
– наблюдается отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо-деятельности, конструирования;
– нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.
Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР
Физическое развитие и двигательные способности детей с ЗПР находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже негрубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движений и действий.
По сравнению со здоровыми детьми дошкольники 5-7 лет с ЗПР имеют отставание в развитии основных физических качеств – мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости – на уровне 5-10%. Задержка моторного развития выражается в недостаточной координации предметных действий, слабой согласованности движений рук, ног, туловища, излишней мышечной напряженности при выполнении основных движений (бег, ходьба, прыжки, метания). Дети затрудняются в выполнении двигательных заданий на точность, выразительность, часто нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части, задерживаются (застревают) в одной позе, не чувствуют заданного ритма движений, не запоминают правил. Наибольшие трудности вызывают двигательные действия, выполняемые по словесной инструкции. Из-за отставания речи дети испытывают затруднения в вербальном программировании предстоящих действий, которые усиливаются эмоциональной неустойчивостью, импульсивным поведением, отвлекаемостью, низким уровнем самоконтроля. Характерной особенностью является несформированность тонкой моторики кисти, поэтому дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, заплетать косички.
Дети достаточно легко осваивают простые упражнения, не связанные со сложной координацией. Своеобразие психомоторного развития детей с ЗПР состоит главным образом в слабости регуляции сложнокоординационных двигательных действий,требующих активного участия психических функций: избирательности и устойчивости внимания, селективности восприятия сенсорной информации, зрительно-двигательного, слуходвигательного, слухозрительного взаимодействия, реагирующей, ориентационной, кинестетической способности, воображения, запоминания, антиципации, управления эмоциями и поведением и т. п. Это означает, что координационные способности детей с ЗПР регулируются психическими функциями, которые отстают в развитии.
Особенности организации
Средства обучения:
1. физические упражнения ;
2. корригирующие упражнения ;
3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
5. наглядные средства обучения.
Методы обучения:
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений.
Учитывая трудности в координации учебного материала, ребёнок с ОВЗ нуждается в особомподходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.
Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
• выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
• выполнение движения в облегчённых условиях;
• использование сопротивлений (элементы аквааэробики,силовые упражнения в воде, упражнения с утяжелением)
• использование имитационных упражнений, подражательные упражнения,
• использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,
• использование изученного движения в сочетании с другими действиями
• изменение исходных положений для выполнения упражнения
• изменение внешних условий выполнения упражнений
• изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т. д. ,
• изменение эмоционального состояния.
• Метод дистанционного управления (относится к методу слова, он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд;
• Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.
Разработка индивидуальных программ
При разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП) необходимо учитывать особенности каждого возрастного периода и выделять соответствующие задачи и основные направления коррекционно-педагогической работы. ИОП представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку.
Источник