Особенности физического развития ребенка с нарушением зрения
Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями.
У детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, у слабовидящих – к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действий рук. Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц.
Кроме того, специалисты выделяют следующие особенности развития детей с нарушениями зрения:
- меньшая подвижность,
- нечеткость координации движений,
- снижение темпа выполнения заданий,
- уменьшение ловкости,
- нарушение ритмичности,
- трудности при ориентировке в пространстве,
- трудности при выполнении движений на равновесие.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Моторика детей с патологией зрения отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму. Мышечные возможности руки ребенка с патологией зрения требуют особой тренировки и коррекции. Упражнения для кисти и пальцев позволяют корригировать движения, воздействовать на все мышцы руки, тренировать мышечные усилия и точность двигательных реакций. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи, а также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.
Упражнения, рекомендованные для физического развития детей с нарушениями зрения в домашних условиях
- Ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения – 1-2 минуты.
- Напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета – напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3-4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.
- Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.
- «Медвежий шаг» – перемещение вперед с выносом вперед одновременно левой руки и ноги, а затем – правой.
- «Гусиный шаг» – перемещение с приседанием и опорой ладонями о колени, с удержанием спины в прямом положении.
- «Птичий шаг» – передвижение вперед, прыгая на одной ноге, вторую согнуть и взяться рукой за щиколотку.
- Наклоны вперед-назад.
- Вращение туловищем.
Комплекс упражнений должен включать дыхательные упражнения и пальчиковую гимнастику.
Кроме того, детям с нарушениями зрения может быть рекомендовано выполнение следующих упражнений в зависимости от возраста:
- 4 года: ходить на носках, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч, влезать на гимнастическую стенку.
- 5 лет: подпрыгивать, поворачиваясь кругом; прыгать в длину на 60 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5-6,5 м, бросать мяч двумя руками снизу, из-за головы; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
- 6 лет: стоять на одной ноге; ударять мяч, отскочивший от земли; делать «ласточку», желательно без поддержки взрослого; ходить по гимнастической скамейке; прыгать с места в длину на 80 см.
- На 6-7 и последующих годах жизни данные упражнения усложняются и совершенствуются.
Важно помнить, что часто слова, обозначающие движения, ребенку с нарушениями зрения ни о чем не говорят, поэтому взрослый должен показывать движения с помощью манипулирования телом ребенка, его руками и ногами таким образом, чтобы он мог представить себе названные движения. Так формируется тактильно-кинестетический образ при минимальном участии зрения.
Важно помнить, что для детей с нарушениями зрения имеется ряд противопоказаний при занятиях физкультурой и спортом, что важно учитывать и родителям, и специалистам.
К примеру, при миопии и гиперметрии, аккомодационном косоглазии, амблиопии, афакии, атифакии, дистрофии птоз, нистагме с осторожностью необходимо выполнять прыжки, поднимать тяжести, противопоказаны упражнения в висе, прыжки в длину, высоту с приземлением на всю стопу, кувырки вперед-назад, стойка на лопатках «березка», резкие повороты туловища с поворотом головы, выполнения «мостиков», бег на скорость.
Детям с более тяжелыми заболеваниями зрения (отслойка сетчатки, глаукома, острые воспалительные заболевания, в послеоперационном периоде) разрешены только пальчиковая и дыхательная гимнастика, ЛФК, игры малой подвижности, все остальные упражнения запрещены.
Слабовидящим детям показаны все упражнения в соответствии с учетом возраста и возможностей детей.
У людей с нарушениями зрения хорошие перспективы для занятий спортом. Они принимают участие в Паралимпийских играх. Традиционные виды спорта для них: легкая атлетика, гимнастика, плавание, классическая борьба, лыжные гонки, коньки, шахматы и шашки, биатлон, футбол.
Источник
Специальные (коррекционные) школы для детей с нарушением зрения являются частью сети образовательных учреждений и обеспечивают возможность получения образования в пределах специальных государственных образовательных стандартов, а также одновременно решают специальные задачи коррекционного характера, обеспечивая воспитание, обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей.
Анализ специальной литературы позволяет отметить, что уровень физического развития и физической подготовленности младших школьников с нарушением зрения значительно отстает от нормально видящих. При нарушении зрения наблюдается ограничение двигательной активности ребенка, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений в физическом развитии у слабовидящих школьников.
Тяжелый зрительный дефект еще в ранний период жизни ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность, приводит к тому, что ребенок значительно позднее, чем нормально видящий сверстник, принимает вертикальное положение при ходьбе, при естественной стойке часто отмечается неправильное положение стоп.
Многие слабовидящие школьники испытывают трудности в ориентировке в пространстве. У них значительно снижены двигательные функции и качества, а именно: координация, выносливость, быстрота и ритм движений (отставание от нормы составляет 53%). В меньшей степени (на 8-12%) выражено отставание по показателям мышечной силы и скоростно-силовых качеств.
Ослабление двигательной активности слабовидящих приводит к снижению уровня развития познавательных процессов. У младших школьников со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность. Порой у них отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания. Позы детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой при остаточном зрении, монозрении, нарушении бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям. Поэтому дети с патологией зрения в большей степени нуждаются в мышечной деятельности, нежели дети с нормальным зрением. Не подлежит и сомнению тот факт, что эффективность лечения зрительной патологии наиболее высока у детей с высокой двигательной активностью.
У слабовидящих детей отмечается отставание в длине, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. У большинства слабовидящих детей наблюдается нарушение осанки, плоскостопие.
Следует отметить, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих детей встречается значительно чаще, чем у нормально видящих. По мнению Е.П. Ермакова (1990), нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58% девочек, тогда как у нормально видящих соответственно у 40% и 45%. Как считает Л.В.Шапкова (2001), дети с нарушениями зрения поступают в школу уже со стойкими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. По мнению Г.Г. Демирчогляна (2000), у 87% слабовидящих школьников наблюдается кифотическая деформация позвоночника.
Дефекты осанки и нарушения зрения отмечаются у школьников тем чаще, чем меньше они отводят времени физическим упражнениям, занятиям на открытом воздухе.
В процессе физического воспитания решаются не только общие задачи – развитие, обучение, воспитание, но и специальные задачи, имеющие коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а также лечебно-восстановительную направленность.
Физическое воспитание школьников с нарушением зрения способствует выработке правильной осанки, преодолению таких недостатков физического развития у детей, как асимметрия и непропорциональность телосложения, искривление позвоночника, плоскостопие, некоординированность и скованность движений. Слабовидящие школьники могут заниматься утренней зарядкой, посещать уроки физкультуры в школе, иногда в специальных группах.
Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян (2000) считают практически оправданными формами занятий в режиме школьного дня детей с нарушениями зрения названные формы физической культуры, а также физкультминутки на уроках, игры и спортивные развлечения на больших переменах, часы здоровья, индивидуальные формы занятий.
В.К. Велитченко (2000) считает чрезвычайно важным для сохранения зрения правильно организовать перемены, которые лучше всего проводить на воздухе и в движении.
Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования на физкультминутках следует использовать специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж.
Хорошо известно, что регулярные, правильно организованные физические упражнения благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы, нормализуют работу органов дыхания. Они повышают показатели физического развития, способствуют коррекции нарушенных функций, увеличивают работоспособность. Занятия физическими упражнениями делают движения детей более уверенными, четкими, согласованными.
Подвижные игры являются одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания слабовидящих детей. Для организации игровой деятельности необходимо учитывать наличие предыдущего опыта зрительно-слухового восприятия предлагаемого материала, состояние остроты зрения ребенка, уровень физической подготовленности, наличие навыков пространственной ориентировки, интересы детей.
Содержание подвижных игр учитывает задачи развития зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление, т.е. компенсаторные пути развития детей с нарушением зрения.
В.П. Ермаков (1990) указывает на необходимость применения дифференцированного подхода в процессе физического воспитания слабовидящих школьников. По их мнению, при выполнении физических упражнений детей необходимо разделить на две группы. К первой группе следует отнести детей с близорукостью, изменением глазного дна, с подвывихом хрусталика и косоглазием. Ко второй группе – детей с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, альбинизмом. Для каждой группы подбираются упражнения, соответствующие состоянию зрения и здоровья. Детям первой группы противопоказаны прыжки в высоту и длину, соскоки со снарядов, стойки на голове, длительная поза с наклоном головы, подъемы тяжести, упражнения с сотрясением головы и повышением кровоснабжения головы (кувырки, длительные наклоны вперед и т.п.). Дети второй группы могут выполнять все упражнения программы по физкультуре в школах для слепых и слабовидящих, но при условии осторожного подхода к занятиям с исключением упражнений, требующих статических напряжений больших мышечных групп и значительного нервно-мышечного напряжения.
Для эффективности процесса физического воспитания детей с нарушением зрения необходимо обеспечение комплексного медицинского контроля и соблюдение санитарно-гигиенических норм и мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой и во время перемен.
Для всех слепых и слабовидящих детей независимо от возраста, состояния здоровья и зрения рекомендованы следующие упражнения: построения и перестроения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения по исправлению и правильному формированию осанки, упражнения на координацию, точность, равновесие, ритмические занятия, упражнения на гибкость и другие. Физические упражнения для младших школьников с нарушением зрения направлены на нормализацию двигательных функций, совершенствование мышечно-суставного чувства, преодоление недостатков физического развития. Занятия по физической культуре должны оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.
Уровень физического развития и физической подготовленности младших школьников с нарушением зрения значительно отстает от нормально видящих. При нарушении зрения наблюдается ограничение двигательной активности ребенка, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений в физическом развитии у слабовидящих школьников
Тяжелый зрительный дефект еще в ранний период жизни ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность, приводит к тому, что ребенок значительно позднее, чем нормально видящий сверстник, принимает вертикальное положение при ходьбе, при естественной стойке часто отмечается неправильное положение стоп.
Многие слабовидящие школьники испытывают трудности в ориентировке в пространстве. У них значительно снижены двигательные функции и качества, а именно: координация, выносливость, быстрота и ритм движений (отставание от нормы составляет 53%). В меньшей степени (на 8-12%) выражено отставание по показателям мышечной силы и скоростно-силовых качеств.
Ослабление двигательной активности слабовидящих приводит к снижению уровня развития познавательных процессов. У младших школьников со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность. Порой у них отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания. Позы детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой при остаточном зрении, монозрении, нарушении бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям. Поэтому дети с патологией зрения в большей степени нуждаются в мышечной деятельности, нежели дети с нормальным зрением. Не подлежит и сомнению тот факт, что эффективность лечения зрительной патологии наиболее высока у детей с высокой двигательной активностью.
Дефекты зрения оказывают отрицательное влияние на формирование двигательных навыков слепого ребенка.
У слабовидящих детей отмечается отставание в длине, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и других антропометрических показателях.
Вторичные отклонения:
– нарушения осанки;
– сколиоз;
– плоскостопие.
Нарушение осанки у слепых и слабовидящих детей встречается значительно чаще, чем у нормально видящих. Нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58% девочек, тогда как у нормально видящих соответственно у 40% и 45%. Как считает Л.В.Шапкова (2003), дети с нарушениями зрения поступают в школу уже со стойкими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. По мнению Г.Г. Демирчогляна (2000), у 87% слабовидящих школьников наблюдается кифотическая деформация позвоночника.
Сопутствующие заболевания:
– общее недоразвитие речи разных уровней;
– недоразвитие письменной речи (дисграфии);
– соматические заболевания;
– задержка психического развития;
– ДЦП;
– минимальная мозговая дисфункция (негрубое поражение ЦНС, сопровождающееся мышечной дистонией – неуклюжесть, неловкость, скованность в движениях, трудности в освоении письма, точности моторики; суетливость, чрезмерная двигательная активность, шаловливость, плохая обучаемость, низкая дисциплина и организованность).
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные зрительные дисфункции у детей.
2. Каковы причины нарушения зрения (врожденные, приобретенные)?
3. Классификация детей с нарушением зрения.
4. В чем заключаются особенности психического развития детей с нарушением зрения?
5. В чем заключаются особенности физического развития детей с нарушением зрения?
6. Основные вторичные отклонения детей с нарушением зрения?
7. Назовите сопутствующие заболевания детей с нарушением зрения.
Литература
1.Демирчоглян, Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г.Г.Демирчоглян, А.Г.Демирчоглян. – Москва: Советский спорт, 2000. – 160с., ил. – (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).
2.Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие /В.К.Велитченко. – Москва: Терра – Спорт, 2000. – 168с., ил.
3. Ермаков, Е.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П.Ермаков, Г.А.Якунин. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – 240с.
4.Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / под ред. С.П. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2001. – 152с.: ил.
Источник