Особенности физического развития ребенка оставшегося без родителей

Особенности физического развития ребенка оставшегося без родителей thumbnail

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения

Развитие каждого ребенка зависит от множества факторов: наследственных, врожденных и приобретенных особенностей, окружающей среды. Но есть ряд факторов, которые имеют особое значение, когда мы говорим о развитии ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей

Развитие ребенка – обширная и популярная тема, волнующая и родителей, и специалистов разных областей знаний. О развитии детей написано огромное количество статей и книг. В них говорится о периодах развития и о факторах, на него влияющих, к которым относятся, прежде всего, наследственные и врожденные особенности, а также окружающая среда. Все они без исключения одинаково значимы для развития каждого ребенка. Но существует несколько факторов, которые оказывают особенное влияние на детей, по той или иной причине оставшихся без попечения родителей.

Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей

К таким факторам, прежде всего, можно отнести: импринтинг или запечатление образа родителя, привязанность и депривацию.

Период формирования образа родителя (импритинг) у ребенка составляет первые 5 часов его жизни. Это означает, что совместное пребывание ребенка и матери в этот момент является прочной основой формирования будущих отношений, при которых ребенок будет следовать указаниям родителей. В обычной ситуации формирование образа родителя происходит само собой. В ситуации, когда совместное пребывание матери и ребенка невозможно, или мать сама отказывается от него, естественного импритинга не происходит, в результате чего в будущем взрослым придется приложить немало усилий, чтобы стать авторитетной для ребенка фигурой.

Родитель также является для ребенка и первым объектом привязанности. Эти отношения привязанности являются образцом для выстраивания связей с другими людьми. У детей, оставшихся без попечения родителей, эта эмоциональная связь бывает нарушена и поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение раннего периода, во взрослой жизни они часто оказываются неспособны испытывать глубокую привязанность и завязывать с другими людьми любящие, продолжительные отношения.

Третьим фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие ребенка, является депривация или лишение возможности удовлетворения важных потребностей: на уровне ощущений (сенсорном), на уровне формирования картины внешнего мира (когнитивном), на уровне установления эмоциональных связей (эмоциональном) и на уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями (социальном). Достаточное количество стимулов на каждом из этих уровней способствует развитию ребенка, но этого лишены дети в домах ребенка.

Сенсорное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью. Это может вызвать у ребенка состояние психологического дискомфорта, способствовать нарушению ритма сна и бодрствования, сформировать эмоциональную неустойчивость и привести к чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.

Интеллектуальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Проблемы развития на сенсорном уровне могут отрицательно повлиять и на следующий когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда он постоянно чувствует заботу и поддержку близких. Всего этого лишены дети, воспитывающиеся в детском доме или в условиях пренебрежения их основными нуждами. Они более тревожны и неуверенны, вследствие чего менее активно осваивают окружающий мир. К тому же их мозгу поступает значительно меньше сигналов от органов чувств (с ними меньше общаются, играют и занимаются), обрабатывая которые, мозг развивается. Поэтому почти у всех детей, оказавшихся в учреждениях, наблюдаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, отсутствие мотивации к обучению, формальное усвоение знаний, неспособность использовать их при решении задач, задержка психического развития, педагогическая запущенность.

Эмоциональное и социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

В силу недостаточного интеллектуального развития дети, воспитывающиеся в учреждениях, довольно часто испытывают трудности в понимании мимики окружающих и интерпретируют ее как враждебную. Поэтому в их поведении могут появляться агрессивные реакции, которые окружающим будут казаться беспричинными. Так же у большинства оторванных от родителей детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, ухудшается эмоциональная регуляция.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет

Другой проблемой, которую часто выделяют у детей, оставшихся без попечения родителей, является неэмоциональное, безразличное отношение ко всему окружающему. Эти дети характеризуются отсутствием эмпатии и интереса к другим людям, что ведет к выраженным нарушениям в межличностных отношениях, мешает социальному развитию.

Социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, воспитывающиеся в семьях, естественным образом идентифицируют себя с родителями, чувствуют свою принадлежность к роду, семейной истории. И это позволяет им формировать одобряемые обществом модели поведения, выполнять положительные социальные роли: ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Дети, оставшиеся без попечения родителей, с трудом осознают свою идентичность, т.е. кто они или чьи они. Они не имеют положительной модели выстраивания отношений в семье, а значит и не знают, как можно эффективно взаимодействовать с окружающими.

Все эти факторы важно учитывать в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, понимать особенности их развития. Но при этом также важно помнить, что развитие каждого ребенка – процесс уникальный. И во многом от ближайших взрослых зависит то, как успешно это развитие будет происходить.

Евгения Сонина

Источник

Добрый день, дорогие домоседы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – наша тема сегодня. Как это ни прискорбно, но сегодня детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чрезвычайно много и их становится все больше. По проведенной статистике таких деток примерно 700 тысяч человек.

Содержание статьи:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Особенности поведения детей-сирот
  • Особенности воспитания детей-сирот
  • Дети-сироты дошкольного и младшего школьного возраста
  • Эмоциональность детей-сирот
  • Дети-сироты в доме ребенка

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Весьма шокирующее число проистекает в результате нестабильной экономической и политической ситуаций в России. Где значительную часть населения составляют неблагополучные семьи с жилищными проблемами и те, кто попросту не имеет денежных средств на содержание сына или дочери.

Но вместе с тем большое число составляют и те, кого лишили родительских прав по причине аморального образа жизни (алкоголь, наркотики), неспособных должным образом воспитывать сыновей и дочерей. Из чего можно сделать вывод, что сирот при живых родителях гораздо больше, чем действительно осиротевших детей.

Мало того, что такие моменты очень часты, они еще и увеличиваются в геометрической прогрессии.
Разумеется, несовершеннолетних, по какой-либо причине оставшихся без родительской опеки, ставят на учет и затем направляют на попечение государства.

Но и здесь присутствует страшная статистика, где отмечено, что 40% выходцев из детского дома сирот становятся преступниками, также каждый третий превращается в алкоголика и наркомана, 10-ая часть молодых людей кончает жизнь самоубийством, и только 10% впоследствии адаптируются в обществе и ведут нормальную жизнь гражданина РФ.

Особенности поведения детей-сирот

В общем-то, проблема с социальной адаптацией и взаимодействием с внешним миром в частности, далеко не единственная и не основная проблема сирот. Наряду вместе с этим наблюдается ослабление личности.

  • То есть заниженная самооценка;
  • неспособность к самоорганизованности;
  • отсутствие целей;
  • и нарушение эмоциональных проявлений.

Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, спустя некоторое время, становятся очень замкнутыми в себе или, напротив, вспыльчивыми, агрессивными и враждебными к окружающим. У таких деток явное затруднение с выражением потребности внимания к себе.

Они могут кричать, даже драться, выглядеть очень импульсивными и несдержанными. Но это все и указывает на то, что сиротам как никогда необходима забота, поддержка и внимание, пусть и демонстрация происходит таким печальным образом.

Ко всему прочему, несформированность поведения и характера в целом у детей сохраняется во всех возрастных категориях.

Более взрослые воспитанники детского дома профессионально непригодны, поскольку не получили в свое время должное образование и не сумели овладеть навыками, необходимыми для поступления на работу.

Зачастую тех сирот, на ком больше всего отразилось пребывание в приютах и которые имеют открытые проблемы с социумом, приводящие к задержкам формировании личности, клеймят «педагогически запущенными».

Особенности воспитания детей-сирот

Поскольку сиротские дети не получают образовательной программы на должном уровне и внимания к интеллектуальным способностям, у них отмечены:

  • Рассеянность, неспособность сконцентрировать внимание;
  • Слабая память;
  • Отсутствие различных аспектов мышления;
  • Частичное или полное отсутствие познавательного процесса.
Читайте также:  Ребенок в утробе отстает в развитии

Естественным образом такие дети-сироты сильно отстают в рамках школьной программы, за что, как правило, приобретают диагноз «задержка психического развития».

Однако результаты психологических тестов были таковы, что большинство сиротских ребят имеют умственные способности не ниже среднего. Но за счет слабого представления о внешнем мире и отсутствия нормального взаимодействия с обществом, на практике не могут это продемонстрировать, поскольку не имеют внутренних процессов, опирающихся на опыт или на абстрактно-логическое мышление.

Дети-сироты дошкольного и младшего школьного возраста

Больше всего такая проблема зафиксирована у детей, имеющих средний школьный возраст.

Дети-сироты младшего школьного или дошкольного возраста часто неспособны на личностные беседы. То есть, они затрудняются с ответом на простые вопросы: «Что ты любишь? Что тебе интересно? Как ты себя чувствуешь?», поскольку просто теряются перед такими, казалось бы, дружелюбными вопросами.

На основании вышеописанного можно с уверенностью сказать, что на интеллектуальные способности детей-сирот влияет вовсе не наследственность и не нарушение центральной нервной системы, а:

  • педагогическая запущенность,
  • неподходящая атмосфера проживания,
  • отсутствие необходимого внимания со стороны взрослых;
  • отсутствие продуктивных разговоров со взрослыми.

Эмоциональность детей-сирот

Настал черед перейти к эмоционально-волевым аспектам в жизни деток, оставшимся без попечения родителей.

У многих сирот отмечена проблема в восприятии себя и своей роли в мире, также неумение устанавливать контакт с людьми, неадекватная самооценка (как правило, заниженная), отсутствие какой-либо целеустремленности, несамостоятельность, неумение работать в коллективе и порой полное отсутствие к любому сотрудничеству.

Все перечисленное можно наблюдать по множественным признакам:

  • Высокая тревожность;
  • Эмоциональная неуравновешенность (преимущественно негативные эмоции);
  • Психическая подавленность;
  • Высокая чувствительность к различным препятствиям;
  • Уход «в себя»;
  • Депрессия.

Из-за того, что в детстве дети-сироты, находящихся на попечении государства, были лишены положительных эмоций и должного воспитания впоследствии часть из них теряет всяческий интерес к жизни, становятся апатичными, слабовольными, неэмоциональными, предающими гораздо больше значения вещам, нежели чем людям.

Другая часть, напротив, становится гиперактивной, но в таком случае они подаются в криминал. Существует и другая часть, где выходцы из детского дома любыми способами стараются привлекать к себе внимание, несмотря на общепринятые нормы.

Дети-сироты в доме ребенка

В возрасте до трех, порой и до четырех лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, направляются в дом ребенка затем, непосредственно, в детский дом.

Уже после проживания в первоначальном учреждении закрытого типа существует большая вероятность того, что у малыша возникнет «госпитализм».

Академик В.С.Мухина провела исследование, результаты которого совершенно точно показали что дети, воспитанные в домах ребенка, имеют поведение, свойственное аутисту:

  • нарушение психоречевого развития;
  • отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми;
  • неспособность играть с игрушками;
  • частичная или полная отрешенность от внешнего мира.

Также у деток младшего возраста абсолютно не имеется тяги к познанию, которая так свойственна детям их возраста. Они пассивны, малоподвижны, нередко присутствуют бессмысленные двигательные движения: держание пальца во рту или раскачивание из стороны в сторону.

В целом, дети закрыты от окружающего мира.

Разумеется, дети-сироты точно так же нуждаются в опеке, внимании, заботе и поддержке со стороны окружающих, но проявляется эта нужда несколько неадекватным образом.

Общение у сирот с людьми, конечно же, есть, но оно очень поверхностное, нервозное и скоропалительное, словно малыш торопится.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без опеки и попечительства, приходится тяжело, поскольку им необходима любовь и ласка ничуть не меньше, чем тем, кто воспитывается в полноценных семьях.

Почитайте про воспитание приемного ребенка, почему нужна помощь психолога, особенно в воспитании приемного подростка.

Хорошая статья – любовь к приемным детям и генетика.

Всего вам доброго.

© Сосед-Домосед 2018. Все права защищены.

Источник

В Доме ребенка находятся дети от 0 до 4–5-летнего возраста, но обычно дети поступают не из родильных домов, а из больниц в возрасте 2–3-х месяцев жизни.

По частоте случаев заболевания распределяются следующим образом:

  1. Патология центральной нервной системы – 95-100 %, из них ПЭП – 75-80 %;
  2. Болезни органов чувств – 25-30 %;
  3. Кардиопатология – 65-70 %, из них ВПС –12 %;
  4. Заболевания кожи, костно-мышечной системы – 45-50 %
  5. Болезни мочевыводящих путей – 20-25 %;
  6. Болезни органов дыхания – 1 %;
  7. Болезни желудочно-кишечного тракта – 0,5 %;

Наиболее часто встречающимся диагнозом в Домах ребенка является диагноз – перинатальная энцефалопатия (ПЭП).

Читайте также:  Примерный маршрут развития ребенка

ПЭП – это сосудистые повреждения головного мозга возникающие с 28–й недели беременности и до 8-го дня жизни ребенка. В это время отмечается повышенная ранимость головного мозга и любое неблагоприятное воздействие ведет к его повреждению. Основной причиной возникновения ПЭП является кислородная недостаточность (гипоксия) плода. Она возникает вследствие острых вирусных заболеваний матери во время беременности, вредных привычек, профессиональных вредностей, токсикоза беременности, тяжелых родов, недоношенности, переношенности и в ряде других причин.

ПЭП требует расшифровки по степени тяжести, симптомам, периодам, т. е. диагноз может звучать так: Перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза, восстановительный период, синдром задержки психомоторного развития, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

ПЭП действует до 1 года жизни доношенного ребенка и до 2-х лет у недоношенного ребенка, Затем диагноз ПЭП снимается по выздоровлению или трансформируется в другие диагнозы. Это может быть минимальная мозговая дисфункция, задержка психоречевого развития, в более тяжелых случаях — олигофрения, декомпенсированная гидроцефалия и другие.

Из болезней органов чувств наиболее часто встречается патология глазная. Это ретинопатия недоношенных, косоглазие, нистагм, птоз, частичная атрофия дисков зрительных нервов. Но большинство этих диагнозов сопровождают тяжелые повреждения головного мозга.

Кардиопатология встречается довольно часто. Это могут быть как функциональные изменения сердечно-сосудистой системы (их большинство), так и врожденные пороки сердца (ВПС). Врожденные пороки сердца могут быть без нарушения кровообращения (это благоприятный вариант) и с нарушениями кровообращения.

Благоприятным считается открытое овальное окно (ООО) — вариант N.

Многие дети имеют проявления атопического дерматита. Единицы из них в более старшем возрасте страдают детской экземой. Особенно неблагоприятно сочетание дерматита с частыми обструктивными бронхитами, это должно настораживать; у такого ребенка в дальнейшем может развиться бронхиальная астма.

При диспансеризации выявляются у некоторых детей дисплазия тазобедренных суставов, кривошеи, врожденные вывихи тазобедренных суставов. При раннем выявлении и рано начатом лечении здоровье детей восстанавливается без заметных последствий.

Довольно часто встречаются у наших детей грыжи – пупочные, паховые, пахово–мошоночные. Такие дети наблюдаются хирургом, большинство диагнозов снимается после первого года жизни, некоторые дети оперируются.

Часто звучит диагноз – инфекция мочевых путей. Это предварительный диагноз, он требует уточнения в специализированном отделении стационара. Особенно важно знать, нет ли там врожденных аномалий развития мочевыводящих путей.

Болезни органов дыхания представлены острой пневмонией, различными респираторными вирусными заболеваниями, аномалии развития встречаются очень редко.

То же можно сказать и о болезнях желудочно–кишечного тракта. В основном это функциональные изменения, которые проявляются такими симптомами как срыгивания и рвоты, а также неустойчивый стул при дисбактериозах.

Необходимо также остановиться на так называемых фоновых состояниях, которые в домах ребенка встречаются очень часто. Это: недоношенность, морфофункциональная незрелость, анемии, гипотрофии и рахит. Все эти состояния усугубляют течение вирусных и бактериальных инфекций, тормозят развитие детей.

Большинство из вышеназванных заболеваний являются корректируемыми. Так, многие дети с ПЭП восстанавливаются в результате проводимого лечения к 6–12-ти месяцам жизни. Всё зависит от тяжести заболевания множественности и сочетания поражений.

Все дети, изъятые из неблагополучных семей, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Как правило, это недоношенные или незрелые дети, они плохо растут, имеют расстройства питания, развиваются с задержкой, часто болеют. У более старших детей отмечаются расторможенность, плохая память, задержка психоречевого развития.

В Дом ребёнка поступают дети не только от родителей-алкоголиков, но и от матерей, перенесших сифилис, гепатиты, страдающих наркоманией. При обследованиях таких детей выявляется носительство антител к гепатиту “С” или “В”, положительная реакция Вассермана. Такие дети в зависимости от выявленных результатов лечатся по схеме раннего врожденного сифилиса, наблюдаются в КВД.

Если выявлено носительство антител к гепатиту, то ребенок обследуется в специализированном отделении и, чаще всего, диагноз снимается после 6-ти месяцев (такие дети являются носителями материнских антител, проникших через плаценту), реже ребёнок заболевает гепатитом.

Не корректируются генетические заболевания. Наиболее частым из них в домах ребенка является синдром Дауна.

Прогностически неблагоприятными являются инфекции мочевых путей на фоне врожденной патологии.

Длительного лечения потребуют такие заболевания как бронхиальная астма, большинство врожденных пороков сердца.

Эпилептический синдром также является неблагоприятным.

Источник: Территория без сирот

Источник