Основные закономерности физического развития ребенка
Основные закономерности физического развития детей и подростков
Организму детей и подростков свойственна одна общая особенность — интенсивный процесс роста и развития.
Под ростом понимается увеличение массы и линейных размеров индивидуума и его отдельных органов, происходящее вследствие увеличения числа и массы клеток, а также неклеточных образований в условиях преобладания процессов анаболизма. Рост – это количественные изменения организма. В онтогенезе рост тесно связан с развитием, т. е. качественными изменениями (дифференцировка органов и тканей, формирование новых и совершенствование существующих функциональных систем). При развитии происходит расширение и интенсификация функций, возникают новые механизмы интеграции, что обусловливает более эффективную работу всей функциональной системы и организма в целом. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены, осуществляются асинхронно, являются составляющими единого процесса жизнедеятельности.
На этапе созревания рост и развитие организма протекают в соответствии с биологическими законами, важнейшими среди которых являются неравномерность темпа роста и развития; гетерохронность (неодновременность) развития функциональных систем и физических способностей; половой диморфизм и обусловленность роста и развития полом.
Неравномерность темпа роста и развития наглядно прослеживается на примере изменения с возрастом длины тела, функциональных возможностей отдельных органов и систем, а также физических способностей детей и подростков. Темп роста и развития определяется по величине абсолютного прироста за равные отрезки времени.
Первое фундаментальное исследование темпа роста детей и подростков было проведено В. В. Бунаком (1940). Оно показало, что в первый год жизни длина тела человека увеличивается на 20 – 25 см, на 5-й год – на 5 – 6 м, а в год полового созревания – на 8 – 10 см. Процесс роста прекращается у девушек к 17 – 18 годам, а у юношей – к 19 годам. В дальнейшем многие как отечественные, так и зарубежные ученые, проводя аналогичные исследования, подтверждали выявленную закономерность.
Исследования, проведенные в НИИ гигиены детей и подростков МЗ РФ, также свидетельствуют о наличии неравномерности роста на этапе созревания организма. По этим данным прослеживаются три важных момента, отражающих общую закономерность неравномерности процесса роста и развития на этапе созревания организма, а именно замедление данного процесса в препубертатный период, активизация в период полового созревания, затем повторное замедление; увеличение длины тела у девочек прекращается в 17 лет, у мальчиков – в 18 лет; изменения массы тела и окружности грудной клетки подчиняются тому же закону неравномерности. Указанные изменения тотальных размеров тела и увеличения скорости роста следует рассматривать как следствие перестройки эндокринной системы, происходящей в пубертатном периоде онтогенеза. Связь роста с формированием вторичных половых признаков отмечена в работах ведущих антропологов мира.
В чем причина неравномерности темпа роста и развития организма на этапе созревания? На наш взгляд, такая неравномерность создается в результате изменения скорости роста, что детерминировано наследственностью. Наибольшая скорость роста наблюдается в первые 3 года жизни ребенка затем происходит замедление его, и вновь скорость роста увеличивается в пубертатном периоде, а после его завершения рост прекращается. Результаты научных исследований одновременно свидетельствуют о сложных взаимосвязях и даже о противоречиях в развитии морфологии и функций организма, поэтому чрезвычайно важно понимать всю сложность формирования физических способностей детей и подростков. Процесс роста и развития моторных функций на этапе созревания идет непрерывно, но неравномерно.
лет 11 »
Исходя из общей закономерности неравномерного темпа роста и развития организма на этапе созревания, предложена возрастная периодизации. Весь этап созревания условно делится на несколько возрастных периодов, т.е, жизненных отрезков времени, в пределах которых процесс роста и развития, а также морфофункциональные особенности организма тождественны. В социальном же аспекте возрастные периоды следует рассматривать как отрезок времени, необходимый для достижения готовности к той или иной социальной деятельности.
Существуют различные схемы возрастной периодизации. Однако при физическом воспитании детей и подростков целесообразно пользоваться схемой, предложенной па Международном симпозиуме по возрастной периодизации (1965). .Данная схема наиболее правильно отражает изменения темпа процесса роста и развития в детском и подростковом возрасте. В соответствии с этой схемой на этапе созревания выделяются 7 возрастных периодов:
1. Период новорожденности 1 – 10 дней
2. Грудной возраст 10 дней – 1 год.
3. Раннее детство 1—3 года
4. Первое детство 4—7 лет
5. Второе детство:
мальчики 8 – 12 лет
девочки 8 – 11 лет
6. Подростковый возраст:
мальчики 13 – 16 лет
девочки 12 – 15 лет
7. Юношеский возраст:
юноши 17 – 21 год
девушки 16 – 20 лет
Следует обратить внимание на то, что возрастные периоды часто меняются в первые годы жизни. Период новорожденности длится всего 10 дней, поскольку свойственные ему особенности физиологических реакций проходят очень быстро. Однако чем старше ребенок, тем больший отрезок жизненного пути можно отнести к возрастному периоду. В юношеском возрасте (17 лет – 21 год) временные границы дифференцируются так же, как и в подростковом возрасте, в зависимости от пола. Девочки и девушки на год раньше вступают в эти периоды развития и раньше их завершают. Это обусловливается влиянием пола на интенсивность роста и развития. Подростковый возраст у мальчиков длится с 12 до 15 лет. Такое деление построено на чисто биологическом принципе, этот период охватывает время от начала полового созревания до момента, когда молодой организм обретает способность к эффективной репродуктивной функции.
С учетом возрастной периодизации дифференцируются программы физического воспитания: для детей первого года жизни, для детей дошкольного возраста (ясельные группы в возрасте 1 – 3 года и группы детского сада в возрасте 3 – 6 лет); для детей, подростков, юношей и девушек, обучающихся в общеобразовательных школах, ПТУ, ДЮСШ и школах-интернатах спортивного профиля.
Любая возрастная группа довольно условна, так как рост и развитие организма – процесс непрерывный и темп его генетически детерминирован. Однако у отдельных лиц темп развития может иметь индивидуальные особенности, т.е. та или иная фаза появляется раньше или позднее по сравнению со средними показателями для популяции. В этих случаях говорят об индивидуальной изменчивости темпа. Встречаются дети, темп развития которых ускорен и по уровню биологической зрелости они опережают хронологический (календарный) возраст; может наблюдаться и обратное соотношение. В связи с этим при физическом воспитании необходимо конкретизировать понятие «возраст ребенка», т.е. иметь и виду хронологический или биологический возраст. Хронологический возраст – это период, прожитый от рождения до момента обследования, имеющий четкую временную границу (день, месяц, год). Биологический возраст является также функцией времени, но определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма и зависит от индивидуального темпа роста и развития. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет [Бережков Л. Ф., 1985].
Детей с замедленным темпом развития следует называть «отстающими». Наблюдения показали, что чаще всего такие дети выявляются перед поступлением в школу или во время обучения в начальных классах и число их относительно невелико (10 – 15%). Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны па уроках физической культуры. У них отмечается более низкий уровень развития физических способностей, чаще выявляются неблагоприятный тип работоспособности при выполнении физических нагрузок, более выраженное напряжение двигательного анализатора, а также сердечно-сосудистой системы. Установлено, что отставание биологического возраста у детей сочетается с большинством сниженных антропометрических показателен и более частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем. Наиболее заметные изменения работоспособности и состояния здоровья отмечаются у детей с резким отставанием, биологического возраста (разница в 3 года и более). Причинами такого отставания могут быть недоношенность, родовые травмы, заболевания в раннем возрасте (рахит, хроническая пневмония, специфические кишечные болезни, частые острые респираторные заболевания, хроническая интоксикация или хронические болезни и др.). Известно также влияние неблагоприятных социальных условий микросреды (безнадзорность, неполная семья, пьянство родителей) на темп биологического роста и развития ребенка. Дети с замедленным темпом роста и развития нуждаются в диспансерном медицинском наблюдении и индивидуальном подходе при использовании средств физического воспитания для нормализации этих процессов.
Ускоренный темп индивидуального роста и развития приводит к опережению биологического возраста но сравнению с хронологическим. «Опережающие» встречаются в коллективе учащихся реже, чем «отстающие». У девочек ускоренное развитие наблюдается чаще, чем у мальчиков. Наибольшее число случаев отклонения от биологического возраста выявляется среди подростков (около 15%).
Преждевременное, опережающее хронологический возраст, развитие ребенка педагоги склонны рассматривать как весьма благоприятное явление. На самом же деле это не так. Каждому возрастному периоду присущи свои достоинства, и ускоренное развитие ограничивает их, имея лишь относительную ценность. Научные исследования показали, что у школьников с ускоренным темпом индивидуального развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному.
Таким образом, отклонение темпа индивидуального роста и развития ребенка как в одну, так и в другую сторону и несоответствие биологического и хронологического возраста требуют своевременного выявления, так как эти дети нуждаются в медико-социальной помощи на протяжении всего этапа созревания организма. При физическом воспитании детей, имеющих единый хронологический, но разный биологический возраст, следует индивидуально дозировать физические нагрузки, что будет способствовать оптимизации учебно-тренировочного процесса и достижению наибольшего оздоровительного эффекта.
Гетерохронность формирования функциональных систем является одной из основных закономерностей процесса роста и развития детского организма. Объясняя данную закономерность, советский физиолог П. К. Анохин исходил из концепции об избирательном и ускоренном созревании тех структурных образований и функций, которые обеспечивают выживаемость организма. Подтверждением этой концепции служат данные о жизнедеятельности плода во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2 – 10-й неделе беременности, сердце – на 3 – 7-й, пищеварительные органы – на 11 – 12-й неделе. Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.
Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем наблюдается и после рождения ребенка. Интенсивное развитие и формирование отдельных органов и систем происходят непараллельно. Существует определенная очередность наиболее интенсивного роста и развития структурных образований и функций. Такое «избирательное» развитие отдельных органов и систем является необходимым условием для жизнедеятельности организма и для обеспечения его функциональной готовности к той или иной деятельности.
130 –
120 –
В периоды «избирательного» роста и развития функциональная система особенно чувствительна к действию факторов окружающей среды и средств физического воспитания. Например, в период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белков в пище, а речедвигательных функций – к речевому общению, моторики – к физическим упражнениям на ловкость и быстроту, а затем – на силу и выносливость. Эта особенность роста и развития, на наш взгляд, является естественнонаучной основой правильной постановки физического воспитания, так как она позволяет определить, когда и какие физические способности необходимо развивать у детей и подростков.
Половой диморфизм. Наличие у одного биологического вида двух различных форм (женской и мужской) является общей закономерностью. У человека половой диморфизм в ходе онтогенеза проявляется в особенностях обменных процессов, темпах роста и развития отдельных органов, функциональных систем и организма в целом. В детском и подростковом возрасте половой диморфизм наиболее выражен в период половой зрелости и связан главным образом с различиями в строении половых органов и появлением вторичных половых признаков.
Научная литература об особенностях роста и развития детей и подростков в зависимости от пола очень обширна, так как истоки этих исследований уходят в глубокую древность.
Анализируя многочисленные данные, следует сделать вывод о том, что скорость роста и продолжительность этого периода у мальчиков больше. Мальчики при рождении имеют более высокие антропометрические показатели, процесс роста у них заканчивается на 1 – 3 года позднее. Длина тела у мужчин в среднем на 8 – 11 см больше, чем у женщин. Причина данного явления заключается в различии генетических программ, определяющих разную скорость роста в онтогенезе. Из этой общей картины выпадает только период полового созревания. В связи с тем что у девочек пубертатный период и пубертатный скачок роста наступают на 2 – 3 года раньше, чем у мальчиков, антропометрические показатели у них в этот период более высокие.
Половой диморфизм проявляется не только в различиях темпа роста организма. Более важны отличительные особенности развития функциональных систем ив первую очередь физических способностей резко возрастает, а у девушек увеличивается на значительно меньшую величину,
Однако было бы неправильным рассуждение о том, что все морфофункииопальные показатели у девочек и девушек находятся на более низком уровне по сравнению с мальчиками и юношами соответствующего возраста. Представления о возможностях женского организма в настоящее время существенно меняются. Большая по сравнению с мужчинами продолжительность жизни, большая устойчивость к действию различных неблагоприятных факторов (кровопотери, перегревание, переохлаждение, кислородное голодание, недостаток сна и т. п.), возможность переносить значительные нервные и физические напряжения и развивать при этом, казалось бы, мало свойственные женщине физические качества – все это подтверждается исследованиями А. Г. Дембо (1983), Ф. А. Лапицкого (1984), Н. Д. Граевской и соавт. (1987), и др.
Процесс роста и развития организма на этапе созревания подчиняется трем основным закономерностям, которые детерминируют его темп, очередность избирательного развития той или иной функциональной системы и половой диморфизм. Данные закономерности учитываются при физическом воспитании детей и подростков, и попытка их нивелировать отрицательно сказывается на состоянии здоровья и социальной дееспособности молодежи. Физические упражнения оказываются мощным фактором, влияющим на процесс роста и развития организма. Взаимообусловленность влияния биологических законов и физического воспитания па процесс роста и развития — одна из актуальных и мало изученных проблем профилактической медицины.
Источник
В развитии ребенка выделяют возрастные периоды: 1)период новорожденности 1-10дней; 2)грудной возраст 10дней-1год; 3)раннее детство 1-3года; 4)первое детство 4-7лет; 5)второе детство:♂ 8-12лет, ♀ 8-11лет; 6)подростковый возраст: ♂ 13-16лет,♀ 12-15лет; 7)юношеский возраст: ♂ 17-21год, ♀ 16-20 лет.
Рост и развитие ребенка отличаются не только непрерывностью, но и неравномерностью. На первом году жизни рост ребенка увеличивается на 25 см, на втором — рост замедляется, после чего ежегодная прибавка составляет 10 см. У детей младшего школьного возраста рост еще более замедлен: годовая прибавка составляет всего 3—5 см. Дальнейшее усиление роста наблюдается в начале периода полового созревания (у девочек к 11—12, у мальчиков к 14—15 годам). До 10 лет мальчики и девочки растут с одинаковой скоростью, но начиная с 11—12 лет девочки обгоняют в росте мальчиков. Мальчики начинают обгонять девочек в росте с 14—15 лет.
Неравномерность развития сказывается и на массе тела детей. Масса тела ребенка за первый год жизни утраивается, в дальнейшем годовая прибавка массы снижается и составляет 2—3 кг. Усиленная прибавка массы тела наблюдается в период полового созревания и составляет 4—5 кг у девочек и 7—8 кг у мальчиков. Увеличение массы головного и спинного мозга заканчивается в младшем школьном возрасте, но совершенствование функций нервной системы продолжается во все последующие годы.
Физическое развитие детей и подростков – состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Оно отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью.
Хронологический возраст — это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу — день, месяц, год.
Биологический возраст — совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
Показателями биологического возраста являются степень оссификации скелета, время прорезывания и смены зубов, появления вторичных половых признаков у подростков, начала менструаций у девочек, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).
При изучении физического развития используют соматометрические показатели — длину и массу тела, окружность грудной клетки. Такие показатели, как форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание, относятся к соматоскопическимпоказателям. Жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук — это функциональные или физиометрические показатели.
Полученные результаты измерения показателей сравниваются со специально разработанными средними показателями этих признаков для групп детей различного пола и возраста — возрастными стандартами физического развития.
К методам индивидуальной оценки физического развития детей и подростков, учитывающим только соматометрические показатели, относятся метод сигмальных отклонений (профиля физического развития), регрессионный метод (оценочных таблиц), центильный метод.
Оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности, поэтому для более точной индивидуальной оценки используют другие показатели: погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания. Погодовые прибавки роста отражают закономерности ростового процесса ребенка, тесно связанные с биологическим возрастом. Сроки прорезывания постоянных зубов варьируют в каждой возрастной группе в широких пределах. Степень полового созревания:у девочек она оценивается по оволосению подмышечных впадин и лобка, развитию молочных желез, а также возрасту наступления менструаций, у мальчиков – по оволосению подмышечных впадин и лобка, мутации голоса, оволосению лица и развитию кадыка.
Акселерация физического развития – ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений.
91. Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию школ.
Избираемый земельный участок должен быть расположен недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей (800-1000м для городских школ и 2000м – для сельских). Величина земельного участка должна выбираться из расчета 40-50м2 на одного ученика. Общие размеры пришкольного земельного участка должны составлять 1,7-3га, зеленые насаждения должны занимать не менее 40-50% всей площади. Планировка школы должна быть согласована с общей планировкой земельного участка и составлять с ней единое целое. Планировочная структура школьных зданий определяется характером учебного заведения. По этажности школьные здания не должны превышать 3 этажа. При проектировке школьных зданий учитывается принцип разделения коллектива учащихся на отдельные возрастные группы. Предусматривается изоляция классов и лабораторий от помещений, являющихся постоянным источником шума и загрязнений воздуха. Эти требования легко удовлетворяются при блочной (секционной) планировке школьных зданий. Из всех помещений школьного здания особое место занимают классные комнаты, в которых учащиеся первых 3 лет обучения проводят около 80% времени. Глубина (ширина) класса не должна превышать 6,3м т.к. при большей ее величине снижается естественная освещенность. Длина классных комнат должна составлять 8-8,4м. Высота – не ниже 3м.
Школьная мебель, размеры школьной парты (высота стула, его глубина, угол наклона крышки, дифференциация, дистанция спинки и сиденья и т.д.) должны строго соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. В настоящее время предусматривается изготовления пяти номеров мебели с буквенной системой нумерации, а именно: А- рост до 130см, Б-131-145; В-146-160, Г-161-175, Д-более 176см. К учебным пособиям также предъявляют гигиенические требования. Соблюдение требований к
школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для органов зрения. Не меньшее значение имеет четкость и размеры шрифта, минимальная высота которого установлена в 1,75мм для учебников старших классов и 2,1-2,4 –для младших классов. Для зрительного восприятия текста важным является соблюдение расстояния между отдельными буквами, словами, строками.
Лечебно-оздоровительные мероприятия в школе.
Школьный врач и медицинская сестра осуществляют всю плановую ревакцинацию и все противоэпидемические мероприятия. С участием школьного врача проводится вся система мероприятий по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и школах, а также работа по трудовому воспитанию, гигиене обучения в школах, профориентации. Младший медицинский персонал (медицинская сестра или фельдшер) в детском саду и школе помогает при проведении углубленных и профилактических осмотров, проверяет соблюдение детьми правил личной гигиены, контролирует выполнение режима дня в учреждении, организацию питания детей, хранение продуктов и т. д. Физическое развитие детей и подростков является одним из важнейших показателей здоровья. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни – совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Для характеристики физического развития используются основные антропометрические признаки (рост, масса тела, окружность грудной клетки), физиометрические
(жизненная емкость легких, мышечная сила) и соматоскопические (состояние костной и мышечной систем, жироотложение, половое развитие). Рациональный режим дня предусматривает: 1) правильную организацию урока; 2) нормирование общего количества ежедневных и еженедельных уроков; 3) регламентацию продолжительности уроков и перемен; 4) рациональное построение занятий в течение учебного дня, недели; 5) число и продолжительность каникул.
Источник