Основные задачи работы центра развития ребенка

Основные задачи работы центра развития ребенка thumbnail

Марина Вирясова
Цели и задачи развивающих центров в ДОУ

Центр активности ЗОЖ и ОБЖ

Цель: формирование у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.

Задачи:

• – привитие навыков осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения к здоровью своему и окружающих;

• – формирование потребности в вооружении знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни, в физическом совершенствовании;

• – воспитание привычки к здоровому образу жизни;

• – формирование умений осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, природы, быта, транспорта;

• – формирование ответственного и сознательного отношения к личной безопасности и окружающих;

• – развитие готовности к эффективным, обоснованным действиям в нестандартных ситуациях.

Центр двигательной активности

Цель: формирование потребности в двигательной активности и физическому развитию.

Задачи:

• – активизация интереса к движению;

• – развитие умения управлять движениями;

• – обогащение состава движений и содержания двигательной деятельности в целом;

• – развитие двигательного творчества.

Центр художественного творчества

Цель: создание условий для творческого развития детей дошкольного возраста и раскрытия их художественно-изобразительного потенциала.

Задачи:

-развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;

-развитие инициативности, способности к творческому самовыражению, самостоятельности;

• -формирование у дошкольников доступных их возрасту основных навыков и умений в области художественной культуры.

Центр психологической поддержки

Цель: создание социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для развития личности всех участников образовательного процесса и охраны их психологического здоровья.

Задачи:

• – охрана и укрепление психического здоровья детей;

• – создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

• – содействие на каждом возрастном этапе интеллектуальному и личностному развитию детей;

• – профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей;

• – повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи;

• – формирование психологической культуры педагогов;

• – содействие повышению уровня социально-психологического климата в детском саду.

Центр конструирования

Цель: развитие конструктивно – модельных действий детей.

Задачи:

• – приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства;

• – развитие навыков конструирования по графическим схемам, моделям;

• – развитие наглядно-образного восприятия;

• – развитие памяти, мелкой моторики, мышления, усидчивости, творческих способностей.

Литературно-речевой центр

Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи:

• – воспитание познавательного интереса к русскому языку;

• – подготовка к обучению грамоте;

• – воспитание у детей избирательного отношения к художественным произведениям, умения ориентироваться в мире книг;

• – привитие интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации;

• – воспитание правильного отношения к чтению и книге.

Театральная студия

Цель: развитие творческой активности детей.

Задачи:

• – приобщение детей к театральной культуре;

• – пробуждение у детей эстетического чувства и творческого начала;

• – активизация мыслительных процессов и познавательного интереса;

• – развитие у детей необходимых навыков актерской техники;

• – развитие навыков общения и коллективного творчества;

• – развитие фантазии, воображения, внимания, контактности.

Центр музыкального творчества

Цель: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) музыкальные произведения искусства.

Задачи:

• – вовлечение ребенка в мир музыки;

• – развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;

• – формирование ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным праздникам и традициям;

• – развитие чувств восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам;

• – развитие звукового, интонационного и сенсорного опыта детей, где музыка выступает языком ознакомления детей с окружающим миром людей, эмоций, чувств и переживаний.

Центр экспериментирования

Цель: формирование основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента.

Задачи:

• – расширение перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей;

• – обогащение и формирование у детей эмоционально-чувственного опыта;

• – развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

• – формирование диалектического мышления, способности видеть многообразие окружающего мира;

• – развитие личностных качеств — целеустремленности, настойчивости, решительности;

• – формирование у детей навыков сотрудничества и коммуникативных навыков.

Центр экологии

Цель: формирование начал экологической культуры у дошкольников.

Задачи:

• – формирование системы элементарных научных экологических знаний, как средства становления осознанного, правильного отношения к природе;

• – развитие познавательного интереса к природному миру;

• – формирование первоначальных экологических знаний, навыков безопасного поведения в природном мире;

• – воспитание бережного, гуманного, эмоционально-положительного, заботливого отношения к миру природного окружения.

• – формирование наблюдательности и внимательности к природным объектам и явлениям;

• – формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

• – формирование желания и умения сохранять природу, навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем природном окружении;

• – формирование элементарных умений предвидеть последствия своего поведения по отношению к миру природного окружения.

Источник

Цели и задачи развивающих центров в содержании образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Центр игр (настольные, сюжетно-ролевые), уголок уединения, уголок краеведения, трудовой центр или центр природы , центр ПДД или центр безопасности, строительства и конструирования.

Цели:

1.Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. формирование у дошкольников основ собственной безопасности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), формирование и усвоение дошкольниками знаний о безопасном поведении и развитии способности предвидеть опасность в различных меняющихся ситуациях.

3. Развитие трудовой деятельности, формирование нравственных представлений о труде и получение практического опыта трудовой деятельности.

4.Патриотическое воспитание ,воспитание духовно-нравственной личности: формирование патриотических чувств, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи (ФГОС ДО):

1. Усвоение норм и ценностей, принятый в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

3. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

4. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

5.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

6. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

7. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Речевое развитие

Центр коррекции речи, центр книги.

Цели:

1. Развитие словаря, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение.

2. Развитие связной речи.

3. Воспитание звуковой культуры.

4. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

5. Формирование грамматического строя речи.

6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Задачи (ФГОС ДО):

1. Овладение речью как средством общения и культуры.

2. Обогащение активного словаря.

3. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

4. Развитие речевого творчества.

5. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Познавательное развитие

Познавательный центр, центр науки и экспериментирования, центр природы (трудовой центр), центр математики, центр книги, уголок краеведения (татарский уголок)

Цели:

1. Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания.

2. Знакомство с социальным миром.

3. Развитие элементарных математических представлений, интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Задачи (ФГОС ДО):

1.Формирование познавательных действий, становление сознания.

2. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

3. Развитие воображения и творческой активности.

4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающем мире (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, пространстве и времени и др.)

5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультур-ных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

6.Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.

Художественно-эстетическое развитие

Центр творчества и центр искусства, центр книги, музыкальные инструменты.

Цели:

1. Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы, формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру природы.

2. Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира, формирование эстетического отношения дошкольников к окружающему миру (уважению к людям, отношение к человеческим взаимоотноше-ниям, труду взрослых и пр.)

3. Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства, формирование и развитие интереса к содержанию художественных произведений, понимания его выразительных средств, а также зарождению оценочных суждений, которое может найти свое выражение в музыкальной, театрализованной и других видах деятельности.

4. Художественная деятельность (изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование из различных материалов и др.), развитие эстетического восприятия, эстетического чувства и творчества дошкольников

.

Задачи (ФГОС ДО):

1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природа.

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.

4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.)

Физическое развитие

Спортивный центр

Цели:

1.Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности, развитие у дошкольников таких физических качеств как гибкость, выносливость, быстрота, равновесие и пр., способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, развитию крупной и мелкой моторики.

2. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, формирование и развитие у дошкольников способности контролировать свои движения в двигательной сфере.

3. Становление ценностей здорового образа жизни, формирование у дошкольников мировоззрения здорового образа жизни и привитие культуры личной гигиены (режим дня, питание, уход за телом, отдых и пр.)

Задачи (ФГОС ДО):

1. Развитие различных физических качеств.

2. Правильное формирование опорно-двигательной систе мы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.

3.Правильное выполнение основных движений.

4. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

5. Овладение подвижными играми и правилами.

6. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Источник

Дерябина Оксана
Организация работы центра игровой поддержки развития ребенка

С каждым годом все больше растет интерес родителей к профессиональному сопровождению самых ранних этапов детства. Современные мировые тенденции образования ориентируют родителей на развитие познавательных, коммуникативных и социальных способностей у детей, начиная уже с младенчества, и есть основания полагать, что эти тенденции будут только возрастать.

В целях преодоления данной ситуации принимаются системные решения:

развитие видового многообразия дошкольных образовательных учреждений с учетом контингента воспитанников и запросов их родителей;

развитие вариативных форм образования детей старшего дошкольного возраста;

различных видов дополнительных образовательных услуг на базе дошкольных учреждений в соответствии с запросами родителей детей.

Сегодня система дошкольного образования требует таких форм работы с детьми и родителями, которые могли бы стать для них способом удовлетворения социального заказа.

Изучив запросы населения, мы пришли к выводу о необходимости организации ЦИПРР, который осуществляет развитие детей дошкольного возраста на основе использования в практике развития и воспитания современных игровых технологий и способствует адаптации ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

• ЦИПРР реализует программу образовательных учреждений, оказывает психолого-педагогическую помощь семьям на основе использования игровых методов и специально созданных игровых средств и игрового оборудования.

Цель создания такого Центра:

реализация права детей раннего возраста, не посещающих детские сады на равные возможности получения дошкольного образования;

обеспечение единства семейного и общественного воспитания,

развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;

формирование культуры игры в семье как ведущей деятельности ребенка, педагогическое и психологическое просвещение родителей.

При этом решаются задачи:

оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста

• обучение родителей способам применения различных игровых средств обучения, организация игрового взаимодействия с детьми

• – консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

• – ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.

Направления работы:

1. Создание развивающей среды, основанной на принципах индивидуального подхода.

2. Создание условий для усвоения родителями психологических и педагогических знаний, умений и навыков, которые помогут им эффективнее развиватьспособности своих детей:

– осуществление оздоровительных мероприятий;

организация постоянного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

организация досуговой и музыкальной деятельности детей раннего возраста.

3. Разработка и проведение собраний и консультаций для родителей и вовлечение их в совместную деятельность по развитию и воспитанию детей раннего возраста.

4. Создание информационной

базы для родителей.

5. Проведение диагностических мероприятий по изучению влияния занятий в группах «Центра игровой поддержки развития ребенка» на социализацию и развитие детей раннего возраста.

6. Проведение индивидуальных занятий с детьми с целью коррекции и развития в различных видах деятельности

Сл. 10. Алгоритм организации ЦИПРР в ДОУ

• 1. Анализ соцзапроса, формирование соцзаказа.

• 2. Организация пакета методического сопровождения работы ЦИПРР, работа по подбору кадров.

• 3. Выход на муниципалитет с ходатайством об открытии ЦИПРР.

• 4. На основании Постановления администрации района создание приказа об открытии ЦИПРР.

• 5. Утверждение Положения о ЦИПРРе, планов работы, перспективного планирования.

• 6. Прием заявлений граждан, заключение договоров.

• 7. Формирование личных дел детей, посещающих ЦИПРР.

• 8. Диагностика развития специалистами.

• 9. формирование расписания, графика консультаций, методической помощи родителям.

• 10. Коррекция образовательного процесса.

Как поступить в ЦИПРР:

• Найти объявление на сайте ДОУ о предоставляемой образовательной услуге.

• Пройти с ребенком полный медицинский осмотр врачей – специалистов.

• Написать заявление на имя руководителя ДОУ.

• Заключить договор с руководителем ДОУ о взаимодействии

В нашем учреждении в ЦИПРРе – 20 детей. 2 группы по 10 детей (по положению – не более 8)

Для организации и руководства воспитательно-образовательным процессом в Центре Игровой Поддержки, используется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Организация воспитательно-образовательного процесса для детей от 1 года до 2-х лет

Для организации и руководства воспитательно-образовательным процессом в Центре Игровой Поддержки, используется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Организация воспитательно-образовательного процесса для детей от 1 года до 2-х лет

Принципы организации образовательного процесса

Принцип занимательности. Ввиду несформированности познавательной деятельности у детей, этот принцип используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению лучшего результата.

Принцип комплексности подразумевает решение любой педагогической, развивающейи коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: здоровье, уровень работоспособности, сложность задания, время проведения занятий и их интенсивность.

• Принцип динамичности заключается в том, что цели обучения, воспитания и развития постоянно расширяются и углубляются,

• Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая у детей интерес за счет максимальной активизации познавательной сферы ребенка.

• Принцип последовательности подразумевает такой подбор содержания, в котором новые знания даются с опорой на имеющиеся.

• Принцип сотрудничества позволяет создать в процессе воспитания и обучения атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.

ЦИПР обеспечивает педагогическую работу с детьми от 1 до 3 лет. Дети с родителями находятся в детском саду один час. В распоряжении – развивающие настольные и прочие игры, развитие сенсорики, ролевые игры, логические игры и строительные конструкторы,

музыкальный зал, глее проходят основные занятия.

Для родителей (законных представителей) проводятся консультации, лектории и практикумы педагога-психолога, специалистов; выпускается периодическое издание «Шаг за шагом». В распоряжении родителей книги, каталоги и методическое обеспечение игр и игрушек.

К концу учебного года параметры развития, выступающие в качестве критериев психологического благополучия ребенка позволяют говорить о достаточно хорошем уровне овладения детьми речевой деятельностью, освоении игровой и продуктивной деятельности.

• На протяжении всего периода проводились консультации для родителей по интересующим их вопросам. Педагоги обмениваются информацией с родителями об изменениях в развитии детей и разрабатывают пути дальнейшей работы.

• Очевидно, что эти дети благополучно проходят адаптацию к условиям детского сада.

Практическая значимость Центра:

предоставление определенных стартовых возможностей ребенку при поступлении его в дошкольное образовательное учреждение;

целенаправленное и осознанное внимание родителей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, к их образованию и развитию;

рост профессионального мастерства педагогов, занимающихся этой деятельностью;

повышение статуса и рейтинга дошкольного учреждения.

Источник