Основные условия развития личности ребенка являются
1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.
Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.
В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:
Он рано узнаёт себя в зеркале
Откликается на своё имя
Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”
При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.
Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.
3. Факторы,влияющие на формирование личности.
Источник
Условия развития личности человека – интересная и противоречивая тема. Очень важно понимать условия развития и становления человека для воспитания детей, саморазвития и увеличения собственного личностного потенциала. Проследить за мнениями великих умов человечества, а также узнать больше о своей социальности и асоциальности можно с помощью непрерывного движения.
Человеческая жизнь — это кривая, которая может взлетать и стремительно падать, но только мы подчиняем ее, развивая себя и свои навыки.
<<Оглавление>>
В разные времена выдвигались различные теории психологами и философами по вопросу условия развития личности человека. Что же важнее – наследственность, как утверждали Кобс и Дьюи, или влияние окружающей среды, социальных факторов, как это было по мнению Руссо и Гельвецкого?
Есть и компромиссные теории – развитие зависит от сочетания этих факторов, по мнению Дидро, например. А Ушинский дополнил эти теории и предположил, что кроме указанных факторов, собственная деятельность, опыт жизни влияют в значительной мере на формирование личности.
Условия развития личности человека можно разделить на внешние: среда жизни, общество, и внутренние: физиологические и психические особенности индивида.
Выделяют 3 основных фактора развития личности:
- наследственность
- среда обитания
- влияние самой личности
Рассмотрим их подробнее и определим степень влияния каждого фактора на развитие личности, как социальной единицы.
Наследственность
Под наследственностью понимаем те свойства организма, что передаются детям от родителей через определённый генетический код. При этом передаются, главным образом, данные физиологические: строение организма, особенности функционирования, часть заболеваний и задатков к определённым сферам деятельности (музыка, рисование).
Если говорить о концепции наследственности, то поведение и развитие личности определяют, в первую очередь, благодаря врождённым особенностям, заложенным при формировании организма. Подтверждением этого можно считать выражение – “талант всегда найдёт себе дорогу”, даже при негативных обстоятельствах жизни и условиях роста.
Считается, что основополагающим являются врождённые задатки или, другим словом, – наследственность. Однако, так ли это? Бывают ситуации, что личность меняется с годами и открывает в себе новые грани способности или работает над формированием и развитием таковых.
А насчёт первопричины в физиологических особенностях можем вспомнить истории попадания человеческого младенца в животный мир с первых дней жизни.
Например, волчью статью. Это только в мультипликации Маугли был сильным и отважным, в реальности такие дети не владели речью, навыками общения, а повадками полностью копировали животных, которые были рядом.
Может, всё-таки общество играет ключевую роль, ведь человек – существо социальное?
Давайте проанализируем подробнее второе условие, что оказывает существенное влияние на развитие личности.
Среда обитания
Конечно, среда обитания и общение с людьми во многом определяют личность, ребёнок впитывает культуру, нормы и правила поведения, принятые в определённом обществе. И люди разных национальностей и культур могут кардинально отличаться. Таким образом, приходим к выводу, что всё тесно взаимосвязано.
Естественно, большое влияние на человека оказывает семья, друзья, детский сад и школа. Ребёнка приучают к определённым нормам и правилам поведения, закладывают основы для формирования моральных устоев. Под влиянием окружающих людей дети усваивают ролевые игры, манеры поведения, впитывают и узнают огромное количество знаний благодаря школьной программе.
Сторонники теории “среды” считают, что человек, как чистый лист, приходит в этот мир, а родители и среда обитания пишут и создают личность. Однако, часто слышим замечания, что даже в одной семье, при равных условиях, дети совершенно разные? А значит, природное начало также имеет большое влияние на развитие личности.
Итак, есть два базовых условия – внешняя среда и наследственность. Возникает вопрос, может ли человек самостоятельно влиять на своё развитие или всё зависит от внешних факторов?
Влияние личности
Человек продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Естественно, что у каждого есть определённые задатки, врождённые особенности, которые мы не выбираем – есть семья и среда обитания, которую мы можем корректировать со временем частично. Как же быть?
Сильная личность, которая знает, чего хочет, всегда будет стремиться к саморазвитию, направлять его на нужные черты характера, способности, сферы жизни.Только усилием воли и, благодаря постоянному труду, можно оказать влияние на данные процессы.
Причём труд философы рассматривают как в прямом, так и в переносном смысле. Труд сделал человека человеком, в процессе деятельности и направления своих усилий личность также развивает, приобретает определённые навыки. Есть ещё и профессиональный рост, как одна из граней целостной личности.
Сейчас психологи всё больше говорят о личностном факторе развития и призывают к ответственности за свою жизнь. Неверно говорить, что я такой, каким создала меня природа и ничего не могу сделать, это пассивная жизненная позиция.
Взгляды на развитие личности
Многие годы и столетия продолжаются дискуссии на тему – условия развития личности человека и факторы влияния. В. Штерн склонялся к дуальности человеческой природы и балансу
биологических и социальных факторов как взаимосвязанных, неразрывных в своём влиянии.
З.Фрейд выдвинул другую теорию, предположив противостояние двух основных факторов в человеке – постоянного стремления к удовольствию и реальность жизни. Фрейд в психоанализе рассматривает личность на уровне основных инстинктов, что влияют на жизнь и формирование личности – человек стремится реализовать и получить необходимые удовольствия и лишь мораль, нормы общества сдерживают его в этом направлении.
Теория была названа “конфронтация двух факторов”. В разные времена эту идею поддерживали А.Адлер, К.Юнг. Были и психологи, что подвергали критике предположения Фрейда, полагая, что они ведут к сильному противостоянию личности и общества.
Всё течёт и развивается. Новые исследования позволили открыть и новый биогенетический закон Е.Геккеля и Ф.Мюллера, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) является коротким повторением филогенеза (развитие вида).
Эти стадии развития можно наблюдать в развитии зародыша. Эта теория довольно интересна и отчасти имеет место быть – человек в своём развитии повторяет предков.
При этом такое сокращённое копирование наблюдается не по всем признакам организма, часть свойств возникает в результате приспосабливания к внешней среде. В 30-70хх годах 20-го века бытовало мнение, что человек в своём развитии повторяет развитие своего вида: младенец на стадии млекопитающих, в конце первого года – на стадии обезьяны, второй год – достигает человеческого развития, в зрелом возрасте – уровня современной культуры.
Довольно интересная теория, хотя развитие личности довольно сложный процесс, и его невозможно охарактеризовать лишь одним каким-то параметром. Скорее, это комплекс условий и факторов, неразрывно влияющих на человека. При этом сильная устойчивая личность в большей степени самостоятельно формирует себя в процессе жизни, чем слабовольный человек, который впитывает всё из окружения.
Закономерности развития личности
Развитие личности, её становление – это взаимосвязанный и целостный процесс, которому свойственны этапы развития личности. Давайте подумаем над вопросом: какие же закономерности развития личности? Почему личность развивается и как это происходит?
Итак, основные закономерности развития личности:
- Возрастной фактор – чем моложе человек, тем быстрее идёт его физическое развитие. Со временем процесс замедляется. Такие же наблюдения есть и о духовном развитии, чем младше человек – тем быстрее происходит его духовный рост.
- Поэтому часто слышим, что стар, что млад – дети очень хорошо понимают стариков, могут быстро вникнуть в рассказ, проявляют интерес, впитывают знания и чувствуют душевное состояние рассказчика.
- Неравномерность развития – наблюдается в наличии определённых периодов роста, которые наблюдаем в развитии и своих детей. Организм развивается не постоянно, нам кажется, ребёнок вдруг начинает расти на определённом этапе, это физиологические особенности организма То же можно сказать и о духовном развитии – присутствует неравномерность
В разное время свойства человека могут изменяться, находиться на разном уровне развития. В жизни бывают более благоприятные условия для развития личности и менее благоприятные. При этом условия эти будут иметь временный характер. Что же влияет на человека?
Конечно, общение с окружающим миром и людьми, духовное развитие происходит в познании мира и себя. Бывают и скачки в развитии и осознанности процессов, благодаря стрессовым ситуациям, которые вносят кардинальные изменения в личность человека. “Нет худа без добра” – говорят в народе. Даже в такие периоды, когда кажется, мир рушится, думайте о том, что Вы построите на пустом месте.
3. Колебания в развитии – органы человеческого организма развиваются каждый в своём темпе. Это отражается на психических и нервных процессах. В основном, различия между людьми и уровнем развития проявляются в поведенческих моментах, мышлении, интеллектуальном уровне, социальном и моральном развитии.
Условия развития личности человека: моторика и развитие ребенка
Для духовного развития личности выделяют некоторые этапы – возрастные рамки, характерные для приобретения определённых качеств. Принято называть такие периоды “сензитивными”. Опираясь на данные исследований, психологи могут определить соответствие ребёнка развитию его возраста или диагностировать задержку развития.
Так, для развития речи, оптимальным считается период 1-2 года, а интеллектуальное развитие наиболее активно происходит до 13 лет. В основе таких периодов – созревание нервной системы, головного мозга происходит непостоянно, а периодами. Всё в организме формируется постепенно и очень важную роль играет приобретаемый опыт.
Сейчас существуют специальные схемы работы для помощи детям, у которых наблюдаются отставания в развитии, основанные на комплексном применении лечения у невролога, занятий с психологом и логопедом. Как правило, речевое развитие связано с созреванием коры головного мозга и есть специальное методы по ускорению таких процессов (медикаменты, сенсорика, игры Монтессори).
При физическом отставании, часто бывает, что дети позже начинают ходить, также есть программы – массаж, плаванье, ЛФК. Очень важно отслеживать эти моменты и вовремя помогать детям всесторонне развиваться.
Качества
Устойчивость качеств – в результате развития личности, человек приобретает устойчивые и постоянные качества психики, однако сохраняется и пластичность. Сложность этих процессов сводится к тому, что человек приобретает черты характера и в то же время всегда существует возможность их изменения, улучшения при надлежащих обстоятельствах жизни.
Благодаря пластичности нервной системы, возможно воспитание.
И к тому же компенсация происходит за счёт более сильных качеств личности. Так, например, есть дети, которые хватают знания на лету, сильно при этом не утруждаясь, а другие – добиваются результатов упорным трудом, что компенсирует более слабую память.
У каждого человека есть сильные и слабые стороны, причём сильные очень часто перекрывают действие слабых и позволяют успешно справляться с жизненными ситуациями.
Интеграция
Развитие личности происходит как слияние разных сфер – интеллект, духовное развитие, эмоциональная составляющая, духовность. В каждой сфере интегрируются свои свойства. Так, эмоциональная – чувства, интеллектуальная – разум.
Со временем психика человека закаляется и крепнет, во взрослом возрасте человек спокойнее реагирует на жизненные трудности, при достаточном уровне развития. Кроме того, формируется мировоззрение и понимание жизненных процессов.
У человека на каждом этапе жизни есть доминирующая деятельность, которая оказывает большое значение на развитие личности.
В школьные годы мы учимся, приобретаем знания, навыки общения. Во взрослом возрасте учимся в процессе взаимодействия в семье, общения с любимыми людьми, а также рабочий коллектив и профессия накладывают свои отпечатки, формируется профессиональное развитие личности. Всё это способствует формированию психических качеств, особенностей личности.
Противоречия и прогресс
Противоречивость личности – это свойство о, котором говорил Фрейд и другие психологи. Человек устроен довольно интересным образом и находится постоянно во взаимодействии с окружающим миром. При этом, каждый день принимает решения и делает жизненный выбор, бывает, что идёт в разрез с ближайшим окружением в своих суждениях, вступает в конфронтацию.
Можно вспомнить и ситуации, когда у нас возникает внутренний конфликт и борьба различных частей личности – взрослый, ребёнок, учитель. А может, это конфликт добра и зла, сложно сказать, главное, что в этих моментах рождается истина, важно найти себя и сформировать нужные качества.
Стремление к прогрессу – естественно, что все желают достичь успехов в жизни, в ходе преодоления жизненных преград, на пути к цели закаляется характер и формируются волевые качества личности. Все жизненные ситуации – это уроки, которые мы проходим, а как награду получаем новое “Я”, с новыми ещё лучшими качествами.
Саморазвитие
Саморазвитие личности – мы постоянно совершенствуем себя, производя работу над своим внутренним миром, подчиняя своей воле психические процессы и эмоции, улучшая черты характера. Подобную работу можно производить, как самостоятельно, так и путём прохождения специальных тренингов.
Каждый человек определяет для себя, каким образом ему легче развиваться. Главное – желание достигать новые результаты, работать над формированием своей личности постоянно, заниматься поиском необходимой информации и знаний.
Развитие может выступать и в качестве защитной функции. Человек постоянно развивается, как физически, так и духовно, это необходимо для выживания в нашем мире. Для успешной жизни нужны определённые качества, как иммунитет для борьбы с заболеваниями, так и сила воли нужна для достижения результатов, а терпение – важное оружие для покорения вершин.
Естественно, для полноценной жизни необходимы: крепкое здоровье, высокие интеллектуальные и духовные качества, которые вырабатываем в процессе жизни, вольно или невольно, под влиянием жизненных обстоятельств.
Таким образом, мы рассмотрели закономерности развития личности, и теперь лучше представляем причинно-следственные связи. Конечно, на наше развитие оказывают влияние многие факторы, условия развития личности человека, и всё же радует, и собственными усилиями можем корректировать свою жизнь и развитие.
Источник