Основные показатели развития ребенка дошкольного возраста по фгос

Основные показатели развития ребенка дошкольного возраста по фгос thumbnail

Возрастные особенности 4-5 лет

Возраст 4-5 лет — это период относительного спокойствия, который проходит без резких скачков или кризисов. Вместе с тем, темпы развития ребенка не снижаются. Происходят изменения во всех сферах его жизни.

Физическое развитие

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:

  • процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах;
  • происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.

Также в данный период совершенствуются следующие физические возможности малышей:

  • повышается выносливость;
  • улучшается координация;
  • движения становятся более точными и уверенными;
  • улучшаются показатели скорости и ловкости.

Вместе с тем, нужно знать, что развитие мускулатуры происходит неравномерно. Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому дети быстро устают и периодически нуждаются в отдыхе.

Совет №1

Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления (бледный вид, отдышка, потеря координации). Своевременно изменяйте нагрузку и вид деятельности. Не разрешайте выполнять силовые упражнения.

Психологическое развитие

В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными.

Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.

Совет №2

Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, пазлы, мозаику, конструкторы Лего и других производителей.

В 4-5 лет ребенок становится очень любознательным. У него появляется потребность в интеллектуальном общении. Он пытается осмыслить те явления, которые его окружают, задает много вопросов взрослым.

Совет №3

Рекомендации! Не отмахивайтесь ребенка, если он будет приставать к вам с вопросами. Постарайтесь в доступной форме объяснить интересующую его тему.

В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти. Дети могут запоминать около 7-8 названий предметов. Появляется произвольное запоминание, могут заучивать небольшие стишки наизусть. В процессе освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей развивается образная и словесная память.

Совет №4

Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанное.

У средних дошкольников улучшается внимание, оно становится более устойчивым. Дети способны сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течение 15-20 минут.

Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, большом признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться страхи.

Совет №5

Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.  

Преобладающим видом деятельности остается игра. Изменяется ее содержание и усложняются формы проведения. Появляются ролевые игры. Содержание игры акцентируется на обыгрывании отношений между людьми. У детей могут возникать конфликты при распределении ролей.

Совет №6

С 4 лет нужно предлагать детям игры, соответствующие его полу.

В этом возрасте дети активно и с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Им очень нравится рисовать. У детей активно развивается мелкая моторика.

Совет №7

Рисуйте с детьми, занимайтесь художественной лепкой, учите их петь и танцевать. Пытайтесь их увлечь этими занятиями, а не заставлять. Предлагайте самые простые идеи для поделок. Хвалите за выполненную работу. Некоторые поделки можно дарить кому-то из близких людей, чтобы ребенок увидел значимость своего труда.  

Активно развиваются речевые способности. Увеличивается словарный запас. Улучшается звукопроизношение. Дети способны четко выражать свои мысли. Они могут описать свои ощущения, рассказать, как выглядит предмет, пересказать небольшой рассказ.

У детей развивается связная речь, формируется грамматическое чутье. Они учатся согласовывать слова, употреблять предлоги.

Совет №8

Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду.

Социальное поведение

Средний дошкольник еще не осознает правила поведения и различные социальные нормы, он импульсивен. Вместе с тем, у него уже формируется общее представление о том, как нужно себя правильно вести в обществе. Он хорошо понимает, что значит плохой поступок. Причем, ребенок способен выявлять признаки нехорошего поведения не только у своих сверстников, но и у себя самого. Он сильно переживает, если нашкодит, поскольку понимает, что это плохо. Поэтому взрослые могут регулировать его поведение.

Основные этические понятия только начинают формироваться. В ходе этого процесса ребенок больше внимания обращает не на нравоучения взрослых, а копирует их поступки и модель поведения. Он готов прислушиваться к советам родителей.

Совет №9

Никогда при детях не делайте то, что запрещаете им. Ваши требования должны быть обоснованными, тактичными. Будьте последовательны и терпеливы.

Дети уже умеют контролировать большинство своих эмоций. У них развивается эмоциональная отзывчивость. Они способны понимать чувства других людей, сопереживать.

Ребенок становится более усидчивым, покладистым и спокойным. Он может выполнять простые бытовые обязанности, однако быстро отвлекается, теряет интерес к труду и не всегда доводит начатое дело до конца.   

Совет №10

Если ребенок не закончил начатое дело, не ругайте его, а предложите доделать все вместе, заинтересуйте каким-то поощрением.

У детей в возрасте 4-5 лет возрастает потребность в общении, поиске друзей. К тому же от общения в деятельности (во время игры или прогулки), которое преобладает в младшем дошкольном возрасте, они переходят к личностному общению.

Повышается самостоятельность, ребенок способен проявлять инициативу. В этот период для него становится важным признание окружающих. Он старается добиться их уважения, услышать одобрение своих действий. В таком возрасте дети очень обидчивы и эмоционально реагируют на критику.

Совет №11

Почаще хвалите ребенка, обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком.

Усиливается гендерное самосознание. Дети не только хорошо осознают свою половую принадлежность, но и учатся вести себя соответственно ей. Также расширяются их представления о половой принадлежности (мужской пол — мальчик, юноша, мужчина, сын, старик и т.д.). Они учатся различать мужские и женские профессии, понимать специфику поведения и общения с людьми разного пола.  

Средний дошкольник может анализировать свое самочувствие, начинает обращать внимание на свое здоровье. В случае недомогания способен сообщить об этом взрослому и объяснить в чем проблема.

Информация по возрастным особенностям детей является одним из способов осуществления активного сотрудничества между семьей и дошкольным учреждением. Благодаря такой педагогической поддержке родители смогут правильно выстроить свои взаимоотношения с малышом, что поспособствует формированию у  дошкольника высокой самооценки. Ребенок станет более уверенным, овладеет навыками и способностями, полезными для дальнейшей жизни.

Источник

Система оценки индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС в ДОУ

Обоснование

ФГОС ДО (утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №556) п. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Пояснительная записка

Карта наблюдений включает показатели развития пяти образовательных областей по ФГОС ДО:

  • физическое развитие;

  • социально-коммуникативное развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

Показатели развития этих образовательных областей определяются по результатам наблюдения педагогом за ребёнком в течение всего учебного года. Исходные данные Педагог (воспитатель) внимательно читает приведенные показатели образовательных областей и в зависимости от устойчивости их проявлений у данного ребенка отмечает “+», выбирая соответствующую ячейку на листе “Исходные данные”. При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается: показатель “сформирован” означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д. показатель “находится в стадии формирования” означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д. показатель “не сформирован” означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер. На листе “Результаты” автоматически проставляется суммарное количество показателей каждой образовательной области в соответствующей ячейке по степени устойчивости.

I

1.Физическое развитие

2.Познавательное развитие

3.Социально-коммуникативное развитие

4.Речевое развитие

5.Художественно-эстетическое развитие

Возраст:3-4 года.

1. Ходит прямо, сохраняя заданное воспитателем направление

2. Бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с задачей

3. Сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы

4. Сохраняет равновесие при беге по ограниченной плоскости (плоскость ограничена линиями на полу, не возвышенная)

5. Ползает на четвереньках произвольным способом

6. Лазает по лесенке произвольным способом

7. Лазает по гимнастической стенке произвольным способом

8. Прыгает в длину, отталкиваясь двумя ногами

9. Катит мяч в заданном направлении

10. Бросает мяч двумя руками от груди

11.Ударяет мячом об пол 2-3 раза и ловит

12. Бросает мяч вверх 2-3 раза и ловит

13. Метает предметы вдаль

14. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

15. Сам (или после напоминания взрослого) соблюдает элементарные правила поведения во время еды

16. Сам (или после напоминания взрослого) соблюдает элементарные правила поведения во время умывания

17. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни

II. Социально-коммуникативное развитие

1. Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности

2. Умеет с помощью воспитателя накрыть стол к обеду (расставить на столе тарелки, разложить ложки, поставить салфетки и т.п.)

3. Соблюдает порядок и чистоту в помещении и на участке

4. После игры, при напоминании, убирает на место игрушки и строительные материалы

5. Соблюдает доступные ему правила безопасного поведения в быту и на улице

6. Владеет элементарными навыками поведения в потенциально опасных ситуациях

7. Имеет первичные гендерные преставления (мужчины сильные, смелые; женщины нежные, заботливые)

8. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей

9. Принимает на себя роль: непродолжительно взаимодействует от имени героя со сверстниками в игре

10. Объединяет несколько действий в единую сюжетную линию игры

11. Объединяется со сверстниками для игры в группу из двух-трех человек на основе личных симпатий

12. Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки знакомых сказок, историй

13. В быту, самостоятельных играх посредством речи налаживает контакты

14. Делится своими впечатлениями с воспитателями, родителями

15. В случае затруднения в игре, взаимодействии обращается за помощью к близкому взрослому

16. Адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого

17. Понимает, что надо вместе пользоваться игрушками, книгами, делиться с товарищами

18. В диалоге с педагогом слышит и понимает заданный вопрос, не перебивая говорящего взрослого

19. Занимает себя игрой и самостоятельной художественной деятельностью

20. Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, досугах и развлечениях

21. Проявляет доброжелательность, дружелюбие

22. Откликается на эмоции близких людей и друзей

23. Делает попытки выразить сочувствие, пожалеть сверстника, обнять его, помочь

III. Художественно-эстетическое развитие

  1. Эмоционально откликается на простые музыкальные произведения

  1. При создании знакомых построек располагает кирпичики в соответствии с замыслом и/или целью постройки

  1. Изменяет простые конструкции в длину и высоту двумя способами: надстраивая или заменяя одни детали другими

  1. Владеет простыми способами конструирования из бумаги (разрывание, сминание, скручивание)

  1. Группирует предметы по цвету, размеру, форме, отбирает по одному признаку

  1. При помощи взрослого составляет из однородных предметов группы и выделяет один предмет из группы (напр. собрать все крупные и найти среди них красный

  1. Находит в окружающей знакомой обстановке несколько одинаковых предметов по одному признаку

  1. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов (понимает конкретный смысл слов “больше, “меньше”, “столько же”)

  1. Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму

  1. Понимает смысл обозначений: вверх-вниз, спереди-сзади, слева-справа, на, над, под.

  1. Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь

  1. Знает свое имя, возраст, пол. Интересуется собой (Кто я?), сведениями о себе, о происходящих с ним изменениях

  1. Ориентируется в помещении группы, на участке (веранде) группы

  1. Называет незнакомые предметы, объясняет их назначение, признаки (цвет, форму, материал)

  1. Узнает и называет некоторые растения, животных, их детенышей

  1. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе

  1. Знает несколько семейных праздников

18.Интересуется новыми предметами, ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты

V. Речевое развитие

1.Использует речь для инициирования общения, обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения

2. Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия.

3. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь

4. Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами

Возраст: 4-5лет

1. Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям

2. Бег 30 м, (мин. и сек.)

3. Бег 90 м (мин. и сек.)

4. Прыжок в длину с места

5. Метает предметы разными способами

6. Отбивает мяч об землю двумя руками

7. Отбивает мяч об землю одной рукой

8. Уверенно бросает и ловит мяч

9. Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу

10. Ориентируется в пространстве, находит правую и левую сторону

11. Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность, выразительность движений

12. Следит за правильной осанкой под руководством воспитателя

13. Моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает роль при кашле, чихании

14. Правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, поласкает рот после еды

15. Обращается за помощью к взрослому при плохом самочувствии, травме

II. Социально-коммуникативное развитие

1. Самостоятельно одевается и раздевается, складывает и убирает одежду, при помощи взрослого приводит ее в порядок

2. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой

3. Выполняет индивидуальные и коллективные поручения, старается выполнить поручения хорошо, ответственно

4. Способен удерживать в памяти при выполнении действия несложные условия (инструкции, алгоритм)

5. При распределении ролей по половому принципу практически не путает половую принадлежность игровых персонажей

6. Владеет способами ролевого поведения (действует о лица роли, соблюдает ролевое соподчинение, ведет ролевые диалоги)

7. Воплощается в роли, использует художественные выразительные средства: интонацию, атрибуты, мимику, жесты

8. Выступает в роли ведущего, объясняет сверстникам простые правила игры

9. В самостоятельных играх обустраивает место для игры (подбирает необходимые атрибуты, при необходимости обозначает пространство игры)

10. Имеет простейшие представления о разных профессиях

11. Согласовывает тему игры, распределяет роли, действует в соответствии с замыслом игры совместно с другими детьми

12. Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу, предлагает новые роли, действия, обогащает сюжет игры

13. Пытается улаживать конфликты с помощью речи, убеждает, доказывает, объясняет

14. Проявляет избирательность в общении

15. Эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей

16. Проявляет личное отношение к соблюдению/нарушению моральных норм

17. Подчиняется правилам, старается их соблюдать

18. Соблюдает элементарные правила поведения в быту

19. Соблюдает элементарные правила поведения на улице

20. Соблюдает элементарные правила поведения на дороге

21. Владеет элементарными навыками экологически безопасного поведения

22. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками. Используя речь, договариваясь о теме игры, распределении ролей, а также в ролевом диалоге, общении по поводу игры

III. Художественно-эстетическое развитие

1. Активно, эмоционально включается в музыкальную деятельность

2. Определяет контрастные настроения музыкальных произведений

3. Знаком с названиями жанров (марш, песня, танец)

4. Поет естественным звуком, без напряжения песни разного характера, старается четко произносить слова

5. Вместе с другими детьми начинает и заканчивает пение

6. Читает наизусть любое стихотворение или считалку

7. Продолжает знакомое произведение, прослушав отрывок из него, отвечает на вопросы воспитателя по его содержанию

8. С интересом рассматривает иллюстрированные издания

9. Узнает и эмоционально реагирует на знакомые стихи, сказки, рассказы

10. Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи

11. Украшает элементами народного творчества силуэты игрушек и предметов по заданию взрослого

12. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета аккуратного закрашивания, использования разных материалов

13. Создает неплохой сюжет, объединяя несколько предметов в рисунке

14. Создает образы предметов и игрушек, при лепке использует различные приемы, объединяет в композицию

15. Правильно держит ножницы, вырезает различные фигуры, умеет резать по диагонали, по прямой, умеет вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, срезать и закруглять углы

16. Аккуратно наклеивает, составляя узор из растительных форм и геометрических фигур

IV. Познавательное развитие

1. Использует строительные детали, с учетом их конструктивных свойств

2. Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога

3. Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения

4. Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым

5. Различает из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение)

6. Считает до пяти и отвечает на вопрос «Сколько всего?»

7. Сравнивает количество предметов в группе на основе счета, а также путем составления пар

8. Сравнивает два предмета по величине (большеменьше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные) способом приложения или наложения

9. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб

10. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе

11. Определяет части суток

12. Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, имена членов своей семьи

13. Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение

14. Знает несколько семейных и государственных праздников

15. Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят

16. Называет времена года в правильной последовательности

17. Знает элементарные правила поведения на природе и соблюдает их

18. Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями

V. Речевое развитие

1. В общении со взрослыми использует речь для инициирования общения, сообщения или запроса информации для удовлетворения свои разнообразных потребностей

2. Разговаривает на различные темы

3. Употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические качества

4. Описывает предмет, картину (с помощью взрослого или самостоятельно) с помощью раздаточного дидактического материала

5. Пересказывает наиболее динамичный отрезок сказки

Источник