Основные периоды развития организма ребенка
Особенностью детского организма является его быстрый рост и развитие. При этом каждый ребенок проходит определенные общие для всех фазы развития.
Ныне педиатры и врачи других специализации пользуются такой схемой периодизации детского возраста:
I . Внутриутробное развитие:
1. Эмбриональный период (до 2 мес).
2. Плацентарный период (от 3 мес до рождения).
II. Внеутробное развитие:
1. Период новорожденности (от рождения до 3-4 нед):
2. Период грудного возраста (с 4-5 нед до 12 мес).
3. Преддошкольный период – ясельный (от 1 года до 3 лет).
4.Дошкольный период (от 3 до 6 лет).
5.Младший школьный период (7-11 лет).
6. Старший школьный период (от 12 до 17-18 лет).
Для детских стоматологов важной является детальная характеристика периодов внутриутробного развития, новорожденности, раннего детства, поскольку в связи с незавершенным дифференцированием органов и тканей, разнообразных систем и организма в целом ребенок в эти периоды особенно подвержен неблагоприятному влиянию факторов внешней среды.
Период внутриутробного развития в среднем составляет 280 дней.
В фазе эмбрионального развития, которая длится до 8-й недели, формируются внешние части тела и внутренние органы. В период эмбриогенеза особенно опасно воздействие разных неблагоприятных факторов: физических (механических, термических, ионизирующей радиации), химических (алиментарный фактор, гормональные дискорреляции, гипоксия, тератогенные яды, лекарственные вещества), биологических (вирусы, бактерии, простейшие). Воздействуя в этот период, они способствуют возникновению нарушений формирования мозга, сердечно-сосудистой системы и других органов. Это время возникновения тяжелых дефектов и деформаций в области лица и челюстей (несращения верхней губы и нёба) как следствия недоразвития носо-лобного отростка – сближения и соединения складок глаза, образования кист и свищей. Могут возникать разнообразные нарушения развития мышечной и нервной систем организма ребенка.
Фетальный (плацентарный) периоддлится от 9-й недели до рождения. Выделяют ранний и поздний фетальный периоды.
Ранний фетальный период(от начала 9-й до конца 28-й недели) характеризуется интенсивным ростом и дифференцированием тканей плода. Влияние неблагоприятных факторов обычно приводит к формированию недостатков развития и может проявляться задержкой роста и нарушениями дифференцирования (гипоплазии или дисплазии) органов и тканей.
Поздний фетальный периодначинается после 28-й недели беременности и длится до начала родов. Вредные воздействия на плод в этот период уже не влияют на процессы формирования органов и дифференцирования тканей, но могут вызвать преждевременное прерывание беременности с рождением функционально незрелого ребенка с малой массой тела.
Ранний антенатальный период.Действие тератогенных факторов в этот период приводит к нарушениям строения черепа и лицевых костей, недоразвития хрящей носа и ушей, закрытия глазной щели. К поздним фетопатиям относятся хронические воспалительные процессы, которые возникают в результате инфицирования плода в ранний период. С 4,5-5 мес внутриутробного развития начинается минерализация временных зубов.
В интранатальный период –от начала родов до рождения ребенка, может возникнуть нарушение кровообращения в плаценте, которое часто вызывает асфиксию или гипоксию плода. В этот период возможны родовая травма (формирование кефалогематомы — “родовой опухоли”, обусловленной кровоизлиянием, с отеком мягких тканей, вызванным давлением на предлежащую часть плода; травмирование височио-нижнечелюстного сустава, заражение плода условно-патогенной микрофлорой из родовых путей; возникновение точечных кровоизлияний на коже лица и слизистых оболочках, конъюнктиве.
Период новорожденностиначинается с момента рождения ребенка и длится 4 нед. Для всех основных систем новорожденного характерно состояние гармоничного равновесия, поэтому даже незначительные изменения внешних условий могут привести к серьезным нарушениям в состоянии здоровья малыша.
Иногда даже после нормальных родов у новорожденных наблюдаются физиологические отклонения от нормы.
В первые дни жизни ребенка сосуды кожи расширены и она имеет вид гипере-мированной (так называемый физиологический катар). Приблизительно у половины детей на 2-3-й день после рождения наблюдается физиологическая желтуха, связаная с усиленным распадом эритроцитов и незрелостью энзиматических систем пигментного обмена. Подобные нарушения исчезают самостоятельно и не имеют нежелательных последствий.
В результате отхождения мекония, потери воды (главным образом через легкие и кожу), а также в связи с недостаточным количеством получаемой пищи в первые дни жизни наблюдается так называемая физиологическая потеря массы тела ребенка на 6-9 % от первоначальной.
Температура тела новорожденного нестойкая и в первые 2 дня может снизиться на 1-1,5 ºС. У некоторых детей на 3-4-й день наблюдается так называемая транзиторная лихорадка, при которой температура тела несколько часов держится на уровне 38 ºС.
Новорожденный почти беспрерывно спит, поскольку в его центральной нервной системе преобладают процессы торможения.
Вместе с пограничными состояниями в период новорожденности возможно возникновение и некоторых патологических. Новорожденные высокочувствительны к гноеродной инфекции, условно-патогенным штаммам кишечной палочки, сальмонелл, которые способствуют возникновению септических и токсико-септических заболеваний. Но вместе с тем они почти не восприимчивы ко многим острым детским инфекциям. Это обусловлено наличием пассивного иммунитета ребенка, образованного путем проникновения антител матери (IgG, секреторныйIgA).
Грудной периодначинается с 1 -1,5 мес жизни и длится до 1 года. Для грудного ребенка характерно значительное усиление обменных процессов на фоне выраженной функциональной незрелости разных органов и систем, прежде всего органов пищеварения, дыхания и нервной системы.
В эндокринной системе происходят определенные сдвиги: в возрасте 4-5 мес усиливается и на протяжении всего 1-го года жизни продолжает нарастать инкреторное влияние щитовидной железы, проявляются функции прегипофиза и вилочковой железы. Значительное напряжение и лабильность обменных процессов у детей грудного возраста является фоном, на котором погрешности в питании способствуют развитию таких заболеваний, как гипо- и паратрофия, или алиментарная анемия, рахит, спазмофилия.
Первоначальный пассивный иммунитет постепенно ослабевает, и уже во второй половине 1-го года жизни дети могут тяжело болеть корью, ветряной оспой, коклюшем и другими инфекционными болезнями. Целесообразность знаний их проявлений в полости рта для стоматолога бесспорна.
Приобретенный иммунитет в грудном возрасте еще очень слабый или вообще отсутствует. Низкая восприимчивость грудного ребенка к инфекциям обусловлена незрелостью рецепторных аппаратов, не отвечающих на патогенные факторы реакциями, обычно наблюдающимися при острых инфекциях. Это состояние может определяться как “иммунитет ареактивности”. Случайный контакт с разнообразными инфекциями приводит к продуцированию специфических антител, одновременно сенсибилизируя организм. Входными воротами инфекции чаще всего бывают кожа, слизистая оболочка полости рта и дыхательных путей. Склонность к диффузным реакциям и неспособность к торможению патологического процесса очень характерны для этого возраста.
На 1-м году жизни продолжается формирование и минерализация временных и начинается минерализация постоянных зубов.
Преддошкольний период— от 1 года до 3 лет — характеризуется заметным снижением темпов роста. Быстро созревает центральная и периферическая нервная система. Для ребенка этого возраста характерна значительная эмоциональная лабильность.
Развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне такой гиперплазии в них часто возникают воспалительные процессы. До конца 2-го года жизни прорезываются все временные зубы. Системы пищеварения и дыхания у детей до 3 лет еще не заканчивают своего развития.
Дошкольный период— с 3 до 7 лет. Энергия роста в этот период значительно снижается, мышечная система заметно укрепляется, происходит первое физиологическое “вытягивание”. К концу дошкольного периода начинается замена временных зубов на постоянные.В этом возрасте возникает много стоматологических заболеваний. Наиболее распространенные — кариес и его осложнения, абсцессы, лимфадениты, флегмоны, периоститы, остеомиелиты, а также нарушения прикуса и деформации зубных рядов.Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными вирусными инфекциями, но течение их относительно более легкое, чем у детей до трех лет. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией у них уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие, как бронхиальная астма, ревматизм, нефриты и т.п.
В этом возрасте респираторные инфекции сопровождаются увеличением и воспалением лимфатических узлов челюстно-лицевой области — лимфаденитами неодонтогенного происхождения, которые зачастую требуют лечения ребенка в условиях стационара.
Младший школьный период.К этому возрасту (7-11 лет) структурное дифференцирование тканей уже завершено. Начинается четкий половой диморфизм физического развития. В младшем школьном возрасте чаще всего возникают недостатки физического развития (нарушения осанки, астения). Значительный удельный вес имеют детские инфекции, эндокринные дисфункции. Часто наблюдается хроническая очаговая инфекция ЛОР-органов, пищеварительной системы. Происходит замена зубов, возникают деформации зубных рядов, нарушение прикуса.
Возрастной период с 10 до 12 лет называется препубертатным.
До 12 лет в основном заканчивается формирование периферического иннервационного аппарата, строение двигательной зоны коры большого мозга становится подобным таковому у взрослых.
Старший школьный период(пубертатный) — с 12 до 17-18 лет. Время наступления этого периода значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка. Пубертатный “прыжок” роста происходит у мальчиков в среднем в 14-15,5 лет и заканчивается к 18 годам, у девочек — на 2 года раньше.
В связи с гормональной перестройкой возможны дисфункции эндокринных желез и нарушения обмена веществ. Повышенная продукция адренокортикальных и тестикулярных андрогенов приводит к усиленной функции сальных желез и образованию угрей. В связи с этим дети, стараясь избавиться от косметических недостатков кожи лица, выдавливают “прыщи”, что часто осложняется фурункулами, карбункулами, абсцессами и флегмонами, а в некоторых случаях приводит к грозным внутричерепным последствиям (менингит, тромбоз пещеристой пазухи, абсцесс мозга, сепсис). В этот период высока интенсивность поражения кариесом и его осложнениями (периостит, остеомиелит).
Быстрое разрушение 16, 26, 36, 46 зубов, из постоянных прорезывающихся первыми, к сожалению, часто заканчивается их удалением, приводящим к потере “ключа окклюзии” с последующим развитием зубо-челюстных деформаций и изменениями в ВНЧС.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Признаки нормального развития и отклонений от нормы в каждый возрастной период жизни ребенка. Критические периоды жизни ребенка (привезти примеры).Возрастные периоды развития ребенка сопровождаются изменениями физиологии, приобретением навыков и знаний, формированием характера. Взросление ребенка зависит от внешних и внутренних обстоятельств, поэтому переход на последующий этап происходит у каждого индивидуально. •Внутриутробный. С первого дня зачатия и до рождения крохи;
•Грудной возраст. Длится с рождения и до года;
•Ясельный этап взросления. С первого года до 3 лет;
•Дошкольный период. Считается от 3 до 7 лет;
•Этап младшего школьного возраста. От 7 лет до 12;
•Период старшего школьного возраста. От 12-ти до 17–ти лет.
Внутриутробный период. Возрастные периоды развития ребенка. В течение этого времени у карапуза формируются все органы и системы. Еще в животике он может реагировать на изменения в настроении мамы. Также слышать ее тембр голоса и внешние звуки. Грудной возраст. Период после рождения и до годовалого возраста отличается интенсивностью роста и развитием всего организма. Это обуславливает его физиологическое и умственное развитие в будущем. Младенец слабо приспособлен к окружающей среде, его органы еще не совершенны. Новорожденный очень уязвим ко всякого рода инфекциям, поэтому так необходимо создавать уют и поддерживать чистоту в доме.
Ясельный период. Развитие ребенка во время этого периода происходит по трем направлениям: речь, предметную деятельность и моторика .Ясельный период. Умение говорить и развитие интеллекта взаимосвязаны. Общаясь со сверстниками и родными людьми малыш познает мир, учится высказывать свои мысли и задавать интересующие его вопросы. Во время ходьбы руки малыша свободны и он может брать предметы и изучать их. К трем годам малыш может рассказывать небольшие стихи, ходить в туалет самостоятельно, пользоваться ножницами, следить за гигиеной рук, рисовать прямые линии, начинает проявлять самостоятельность. С этого этапа формируется личность будущего взрослого.
Дошкольный этап.
В течение этого периода в ребенке развивается: внимание, память, мышление, манера поведения и личностные качества. Малыш продолжает развиваться физически и благодаря этому может выполнять упражнения, Дети в этом возрасте могут проявлять усидчивость, заниматься каким-то одним делом продолжительное время. Они копируют поведение своих родителей .Речь ребенка становиться более четкой и связанной. Произношение фраз малыш копирует у взрослых, поэтому так важно близким родственникам правильно говорить и помогать ребенку вести диалог. У малыша важный шаг в жизни – школа. Дошкольная подготовка начинается с 5-ти летнего возраста. Дети такого возраста становятся наблюдательными, способными к логическому мышлению и выводам.
Младший школьный возраст.
Приходя в школу, ребенок начинает активно развивать свой интеллект. Он попадает в новый социум со своими правилами, которые обязан выполнять. У школьника формируется ответственность, чувство долга, усидчивость. В школе тренируют систематичность и необходимость все доводить до конца.
Этап старшего школьного возраста.
Осуществляется переход из детства во взрослый мир. При этом дети растеряны и неуверенны в себе, им необходима поддержка и понимание родных, хотя они и мало к ним прислушиваются.
Развитие личности идет быстрыми темпами. Это обусловлено половым созреванием. Организм развивается быстрым темпом. У вчерашних детей появляются физические признаки взросления: рост волос на теле в разных местах, накопление жира в районе груди и ягодиц у девчонок, изменение тембра голоса у мальчишек, начинают расти зубы мудрости. Пропорции тела становятся похожими на взрослые. Подросток изучает себя, в это время он преодолевает свои недостатки и развивает нужные черты характера, формирует взгляды на жизнь.
Процесс формирования личности. следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденное, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет. Кризис трех лет первый симптом, отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом – это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Третий симптом является строптивость, которая в отличие от упрямства носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом – своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам и т.д. Это протест-бунт, когда поведение ребенка начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания, когда дети начинают употреблять неприличные слова. Дошкольный возраст – важный период становления личности. именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Дошкольник усваивает этические нормы. У него формируются моральные оценки и представления, активное отношение к событиям жизни, сочувствие, заботливость. Кризис семи лет называют кризисом непосредственности. При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает “манерничать” и “паясничать”. Происходит утрата непосредственности ребенка, и он может прибегать к манерничанью как средству защиты. Ребенок начинает понимать сам себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к самому себе. Позитивная сторона кризиса семи лет, состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка.
Источник
На чтение 6 мин. Обновлено 27.12.2017
Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш – это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст – первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст – осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст – самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Оставить комментарий
Источник