Основные периодизации развития ребенка

Основные периодизации развития ребенка thumbnail

Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.

Основные периодизации развития ребенкаНекоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.

Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.

Некоторые определения

Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.

Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.

Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.

Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития Основные периодизации развития ребенкаформируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.

Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.

Виды периодизации

Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.

Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:

  • Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
  • Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
  • Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;

Основные периодизации развития ребенка

  • Начало детства длится с 3 до 8 лет;
  • Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
  • Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
  • Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.

Основные периодизации развития ребенка

Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Эриксон. Этапы

Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.

  1. Младенчество. Этап, который длится до 1 года, является базой для развития полноценной здоровой личности. Дальнейшее благополучное психологическое и социальное взросление зависит от степени любви и ласки, которую подарила мать. Это время, когда закладывается ощущение уверенности в окружении и чувство внутренней определенности. Малыш будет настолько адаптирован в социуме, насколько велико его чувство доверия к матери.
  2. Начало детских лет. Период от года до трех лет. Время начала самостоятельной физической активности. Начинает проявляться идентичность ребенка, которая выражается в желании все выполнять без помощи взрослых. Разумное поощрение самостоятельности будет способствовать развитию личностной самооценки и правильной жизненной позиции. В случае чрезмерной опеки малыш может вырасти слабовольным человеком, который не способен к принятию самостоятельных решений.
  3. Игровым возрастом Э. Эриксон считает период до 6 лет. Возраст до школы характеризуется появлением чувства вины за совершенные провинности и наличием желания совместной деятельности. Малыши уже умеют выполнять задания, ориентируясь на заданную цель. В это время обязательно нужно поощрять желание ребенка творить, заниматься общественно-полезным трудом и расширять его возможности самостоятельной деятельности. Чрезмерный контроль приведет к появлению чувства вины и низкой самооценки.Основные периодизации развития ребенка
  4. Период начала школьной жизни является важным этапом для детей, так как он знаменует выход из-под тотальной опеки родителей и переход на новую стадию социального развития. С 6 до 11-12 лет взрослеющие личности учатся правилам дисциплины, а также осознанному участию в социальной жизни. С этим периодом связано появление первых комплексов из-за страха потерять авторитет в глазах учителя, а также сомнения в собственных возможностях.
  5. Юношеский этап, продолжительность которого Эриксон определяет в пределах 12-20 лет, является главным периодом психосоциального взросления. Ребенок, который ощущает себя взрослым, еще не в состоянии определить грани социального мира, возрастающие требования которого он чувствует все сильнее. Начинается поиск смысла жизни и ответов на философские вопросы о собственном предназначении. Душевный дискомфорт, который испытывают подростки, приводит к ощущению бесполезности своего существования и выражается в асоциальном поведении. Наступает время кризиса идентичности, который не дает юношам и девушкам сделать правильный выбор профессионального и личностного пути.

Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.

Закономерности взросления по Выготскому.

Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.

  • Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
  • Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
  • Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
  • Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.

Основные периодизации развития ребенка

Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.

Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.

Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.

Психологический возраст по определению Выготского

Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.

По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.

Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:

  • Кризис новорожденного ребенка;
  • Младенческий возраст до 1 года;
  • Кризис первого года жизни;
  • Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
  • Кризис трех лет;
  • Возраст до школы до 7 лет;
  • Кризис семилеток;
  • Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
  • Кризисный период тринадцатилетних подростков;
  • Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
  • Кризис идентичности семнадцати лет.

К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:

  • Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
  • Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
  • Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).

Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется на Основные периодизации развития ребенкавыводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.

Свойства кризисных периодов

Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.

В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.

Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.

  • Отказ от сотрудничества с взрослыми;
  • Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
  • Неумение справиться с негативными эмоциями;

Основные периодизации развития ребенка

  • Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.

Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.

Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.

В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.

Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.

Основные периодизации развития ребенка

Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:

  • Сохраняйте спокойствие;
  • Умейте выслушать;
  • Дайте ценный совет;
  • Не навязывайте свое общество;
  • Уважайте выбор своего ребенка;
  • Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
  • Любите своего ребенка;
  • Говорите ему о своей любви как можно чаще.

Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.

Подведем итоги

Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.

Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.

Основные периодизации развития ребенка

Источник

Купить игрушки для малышей>>

    Чтобы грамотно развивать и обучать своего ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. В этой статье мы  кратко познакомим наших читателей с основными этапами, которые проходит ребенок в своем развитии от первых дней жизни до подросткового возраста.

1. Период младенчества.

    Период младенчества можно условно разделить на два основных этапа: новорожденность  (от 1 до 4 недель) и собственно младенчество (от 1 месяца до 1 года). Психическое развитие в это время определяется тем, что малыш абсолютно беспомощен биологически и социально, а удовлетворение его потребностей полностью зависит от взрослых. В первые недели жизни ребенок плохо видит и слышит, хаотично двигается. Т.е. при своей полной зависимости он обладает минимальными возможностями общения и взаимодействия с окружающими. Поэтому главное направление развития ребенка на этом этапе – освоение основных способов взаимодействия с миром. Малыш активно развивает сенсомоторику: учится овладевать движениями тела (действовать руками, ползать, сидеть, а затем и ходить), осуществляет простые познавательные действия с целью исследования физической стороны предмета. Игрушки первого года жизни выполняют три основные функции: развитие органов чувств (в первую очередь, зрения, слуха, кожной чувствительности); развитие крупной и мелкой моторики ребенка; и, погремушкиближе ко второй половине года, усвоение информации о форме, цвете, размере, пространственном расположении предметов окружающего мира. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы игрушки крохи были яркими, контрастными, сделанными из многообразных (различных на ощупь) безопасных материалов. Это будет стимулировать развитие органов чувств малыша.

    Развитие речи в этот период обусловлено одной любопытной особенностью. Новорожденный ребенок не способен к выделению не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей в результате его инстинктивного взаимодействия с миром. Субъект и объект еще не получили своего четкого различения в психике и мышлении ребенка. Для него не существует объекта переживания, он переживает состояния (голода, боли, удовлетворения), а не их причину и реальное содержание. Поэтому произнесение первых звуков и слов носит оттенок аутичности. Ребенок именует предметы, при этом, значения слов еще не закрепились и не постоянны. Роль играет только функция наименования и указания, ребенок не видит смысл слов самих по себе, не может соединить в слове его отдельные значения. Поэтому развитие речи в этот период может касаться только четкости произношения отдельных звуков и звуковых сочетаний.

2. Период раннего детства.

    В возрасте 1 – 3 лет ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: он уже произносит первые слова, начинает ходить и бегать, развивает активную деятельность по исследованию предметов. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Основной вид деятельности, который ему доступен на этом этапе: предметно-орудийная деятельность, главный мотив которой – научиться манипулировать предметами. Образцом при действии с предметом для ребенка служит взрослый, схема социального взаимодействия такова: “ребенок – предмет – взрослый”.

    Через подражание взрослым ребенок усваивает выработанные обществом способы работы с предметами. До 2 – 2,5 лет очень важны игры, в которых взрослый на глазах у ребенка что-то делает с предметом или игрушкой и просит малыша повторить действие. В это время все лучше делать вместе: строить башню из кубиков, клеить простые аппликации, вставлять вкладыши в рамку, собирать разрезные картинки, шнуровать игрушечные ботиночки и т.д. Полезны пособия, показывающие разные стороны предметов и рассчитанные на исследование с помощью пальцев рук: например, игрушки из разных видов ткани и с различными застежками (молниями, кнопками, пуговицами, шнурками). Чтобы научиться действовать с предметом, нужно исследовать его разные свойства и стороны. Именно этим с вашей помощью и будет заниматься ребенок.

    В подобных играх малыш делает несколько немаловажных для развития своей психики открытий. Во-первых, он постигает, что у предмета есть смысл – назначение, и что у него есть определенные технические особенности, которые обуславливают порядок манипуляций с ним. Во-вторых, благодаря отделению действия от предмета, происходит  сравненрамки-вкладышиие своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он смог увидеть себя самого – появляется субъект деятельности. Так рождается феномен «внешнее Я», «Я сам». Вспомним, «Я сам» – главная составляющая кризиса трех лет.

Именно в этом возрасте происходит формирование «Я», личности. Появляется и развивается самооценка, самоуважение, самосознание. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К трем годам начинается освоение грамматического состава речи.

3. Младший дошкольный возраст (3 – 5 лет).

    Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки.  Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила игрыфункционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие. Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер. Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.

    В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:

  1. произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);  
  2. способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо,  т.е. развитие чувств); 
  3. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное;
  4. в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.

    Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы. В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры.

    К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы. 

4. Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет).

    Возраст 5 – 7 лет – это время подготовки к школе, воспитания самостоятельности, независимости от взрослого, время, когда усложняются отношения ребенка с окружающими и когда он учится брать на себя ответственность за различные сферы своей жизни. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, и они уже способны делать серьезные логические выводы и научно-экспериментальные наблюдения. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.

   Главной заботой родителей в этот период становится подготовка ребенка к школе. При этом нужно помнить, что подготовка должна быть комплексной и включать в себя не только развитие речи, памяти, логического мышления, обучение чтению и азам математики, но и развитие способностей ребенка к успешной коммуникации и, как ни банально это звучит, воспитание так называемых «полезных привычек». Обязательность, пунктуальность, палочки кюизенераопрятность, умение следить за собой (например, убирать постель; приходя домой, переодеваться в домашнюю одежду; соблюдать режим дня без напоминаний мамы или папы), вежливость, умение вести себя в общественных местах – выработав у ребенка эти полезные привычки, вы сможете со спокойной душой отпускать ребенка на занятия.

    Ребенок старшего дошкольного возраста испытывает огромную потребность общения с други

    В развитии речи ребенка в это время происходит смещение акцентов. Если раньше главными были рост словарного запаса, правильное звукопроизношение и освоение грамматической структуры речи (на уровне построения простых и сложных, вопросительных и повествовательных предложений), то сейчас на первое место выходит умение воспринимать и понимать речь на слух и умение вести беседу. Количество слов, известных ребенку, к этому времени доходит до 5 – 6 тысяч. Но как правило, большинство этих слов связаны с конкретными бытовыми понятиями. Кроме того, далеко не все из знакомых ему слов ребенок активно использует в разговоре. Теперь задача взрослого – научить ребенка использовать не только бытовые, но и абстрактные слова и выражения в своей речи. В школе значительную часть весьма абстрактной информации ребенок должен будет усваивать на слух. Поэтому важно развивать слуховое восприятие и память. Кроме того, нужно подготовить его к системе «вопрос-ответ», научить его грамотно составлять устные ответы, обосновывать, доказывать, приводить примеры. Границами некоторых возрастных периодов детства являются возрастные кризисы, зная о которых можно избежать многих неприятных моментов и помочь ребенку перейти в новый период развития более мягко. Во всех случаях кризисные периоды возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ведущей деятельности. Практически все возрастные кризисы сопровождаются капризностью, неуправляемостью, упрямством ребенка, его общей эмоциональной неустойчивостью. Ребенок сопротивляется всему, что исходит от взрослого, часто его мучают дневные и ночные страхи, которые могут привести даже к психосоматическим расстройствам. 7 лет – один из таких кризисных периодов. В это время нужно отнестись к ребенку с большим вниманием, при наблюдении нарушений сна, дневного поведения и т.п. обязательно обращаться к детскому психологу.

5. Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

   Даже если ребенок ходил на подготовительные занятия и привык к дисциплине и регулярной учебе уже в дошкольном возрасте, школа, как правило, кардинально изменяет его жизнь. Что уж говорить о ребенке, родители которого не уделяли особого внимания подготовке к школе. Школьная дисциплина, стандартный подход ко всем детям, необходимость выстраивать свои взаимоотношения с коллективом и т.п. оказывают сильнейшее воздействие на психику ребенка, и при этом он часто не может получить той эмоциональной поддержки, которую получал раньше. Переход в школьный возраст означает определенный этап взросления, и дабы воспитать «сильную личность», родители строги и неуклонны во всем, что касается учебы и дисциплины. Чтобы понять своего ребенка и его проблемы в этот период, следует учесть несколько новых особенностей, появившихся в психической жизни ребенка: Родители перестают быть единственным безусловным авторитетом ребенка. В системе отношений появляется учитель – «чужой взрослый», наделенный также непререкаемой властью. Ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом». Ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских. Преодолевается реализм и предметность мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные восприятием. Ведущая деятельность ребенка в этот период – учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, “чем я был” и “чем я стал”. В результате происходит формирование теоретического мышления, возникает рефлексия как осознание своих собственных изменений и, наконец, воспитывается способность к планированию. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Таким образом, возникает осознание и произвольность действий и процессов. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Во-первых, память теперь подчинена совершенно определенной задаче – задаче обучения, «хранения» информационного материала. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия также происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит быстрое развитие волевых процессов.

6. Подростковый возраст (11 – 14 лет).

   Подростковый возраст можно условно разделить на два основных периода. Это собственно подростковый возраст (11 – 14 лет) и юношество (14 – 18 лет). В силу специфики нашего сайта, мы не будем затрагивать здесь тему старшего школьного возраста, рассмотрим лишь период до 14 лет, которым и завершим описание основных периодов психического развития ребенка. 11 – 13 лет – критический возраст, проблемы которого многие из нас помнят еще из собственного детства. С одной стороны, ребенок начинает осознавать, что он уже “взрослый”. С другой, детство не теряет для него своей привлекательности: ведь на ребенке лежит гораздо меньше ответственности, чем на взрослом. Получается, что подросток хочет расстаться с детством и, одновременно, психически еще совершенно не готов к этому. Именно это является причиной частых стычек с родителями, упрямства, стремления противоречить. Очень часто подросток совершает бессознательные и безответственные поступки, нарушает запреты только ради того, чтобы “нарушить границы”, не принимая на себя ответственности за последствия. Стремление подростка к независимости обыкновенно сталкивается в семье с тем, что родители относятся к нему еще как к «ребенку». В этом случае, растущее “чувство взрослости” подростка вступает в противоречие со взглядом родителей. Лучше всего в этой ситуации использовать это новообразование на пользу ребенку. В этом возрасте человек начинает выстраивать собственное мировоззрение и планы будущей жизни. Он уже не просто моделирует, кем он станет в будущем, а предпринимает конкретные шаги в построении своей будущей жизни. Помощь в выстраивании системы мотиваций в это время может иметь решающее значение. Станет ли подросток целеустремленной и гармоничной личностью или будет раздавлен бесконечной борьбой с окружающими и с самим собой – это зависит не только от него, но и от политики взаимодействия, которую изберут его родители. Как и ребенок младшего школьного возраста, подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. У него меняется отношение к школе: она становиться местом активных взаимоотношений. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, мораль и законы. Основное новообразование этого возраста – перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание себя как части общества (иначе сказать, переосмысленный и переработанный опыт социальных отношений). Эта новая компонента способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития. Осознание себя в качестве члена общества является необходимой ступенькой к самоопределению, к пониманию своего места в мире. У ребенка происходит быстрое расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя. Подросток старается конкретизировать свое положение в мире, найти свое место в обществе и определить значимость той или иной социальной позиции. Нравственные представления в этот период превращаются в развитую систему убеждений, которая приносит качественные сдвиги во всей системе потребностей и стремлений подростка. При использовании статьи или отдельных ее частей ссылка на первоисточник (с указанием автора и места публикации) обязательна!

Купить игрушки для малышей>>

Источник