Основные качественные и количественные показатели развития ребенка

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы “Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни” (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника “Истоки” (Центр “Дошкольное детство” им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма (“крыша”), цилиндр (“столбик”), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний – между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может “брать роль” (называет себя в игре “мама”, “врач” и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя (“лучше всех бегаю”), за родителей (“папа самый сильный”, “мама самая красивая”).

Любознателен, любопытен.

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку (“Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться”).

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от “боли” и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки – различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: “Где?”, “Куда?”, “Почему?”, “Когда?” и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: “Как тебя зовут?”. Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: “Сколько тебе лет?”. Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Читайте также:  Логопедические занятия с ребенком у которого задержка развития речи

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): “глаза смотрят”, “уши слушают”, “ноги ходят”).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: “глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы”.

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: “Кто ты в игре?”.

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу – слона, по брюкам – мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: “один, два, три, много, мало”.

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению “Я”.

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит “спасибо”, здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Из книги Е. Волосовой “Развитие ребенка раннего возраста”
(основные показатели), М.: “Линка-Пресс”, 1999 г.

Источник

Показатели социального развития ребенка

и современные требования дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Извлечение из ФГОС ДО

Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть,  с одной стороны,  это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме.  А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка,  его индивидуальности и неповторимости,  определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.

Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:

– у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят);

– развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи);

– воспитывается   позитивное   восприятие   и   отношение   к   окружающим
(терпимость,     уважение     к     сверстникам,     интерес     к     ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);

– развивается     понимание    окружающих   (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).

В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия); 

2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия  решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы);

3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками  (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).

        Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:

– педагог   формирует   у    ребенка    чувство    собственного    достоинства, уверенность в своих возможностях;

– педагог   развивает,   стимулирует   позитивное   отношение   ребенка   к
окружающим;

– педагог   воспитывает   у   ребенка   социальные   навыки    и   формирует
социальную компетентность.

        Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей. Показатели благополучного социального развития ребенка вы видите на экране.

        Показатели благополучного социального развития ребенка:   

 – эмоционально откликается на переживания другого;

– эмоционально благополучен;

–  проявляет уверенность в себе,  самостоятелен,  активен, инициативен;

– владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

– главным образом положительно оценивает и принимает других;

– принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

– владеет способами социокультурного поведения и общения;

– достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

– социально готов к школе и др.

Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно.

Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое  пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.

Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка  (по результатам наблюдения)  (автор А.М.Щетинина):

– умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;

– сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;

– доброжелателен по отношению к другим;

– пытается решить конфликты сам;

– оказывает помощь другому;

– согласовывает свои действия с действиями других;

– сдерживает свои негативные проявлении                

– подчиняет свои интересы интересам других детей          

– уступает другому                                            

– принимает  социальные нормы и правила поведения и следует им          

Уважаемые коллеги! Всегда ли ответственно мы относимся к проведению педагогической диагностики? А ведь на основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.

Читайте также:  Ребенок 2 года развитие выкса

Я желаю вам успехов в нашей нелегкой, но таком нужной и интересной профессии.

Источник

Методика обследования уровня развития основных движений

  1. Определение степени владения правильной ходьбой
  2. Обследование бега:
  1. 10 м (с ходу)
  2. 10 м (со старта)
  3. 30 м (со старта)
  1. Обследование выполнения прыжка:
  1. в длину с места
  2. в длину с разбега
  3. в высоту с разбега
  1. Выявление уровня развития:
  1. метания на дальность
  2. метания в цель

Определение степени владения правильной ходьбой проводится на утренней гимнастике, на физкультурных занятиях. Педагог поочередно выделяет по 4 – 5 детей и оценивает выполнение ими нижеследующих элементов, заполняя протокол.

В привычной обстановке ребенок чувствует себя непринужденно и демонстрирует тот уровень владения ходьбой, который ему свойственен.

Предлагаемая таблица выделяет опорные элементы для наблюдения и облегчает их фиксирование. После заполнения наглядно видны ошибки, характерные для большого числа детей (устранение ошибок будет осуществляться при индивидуальной работе во всех ее формах).

Учет уровня развития ходьбы

                                      От «____» ____________201__г.

№ п/п

Качественные показатели

Ф.И.

ребенка

Движения ног

Движения рук

Согласованные движения рук и ног

Легкий шаг

Сохранение направления

Туловище прямо

Голова прямо

Плечи расправлены

Отсутствие шарканья

Наличие переката

Пятки сближены, носки разведены

Энергичное размахивание

Вперед – назад

      Обследование бега проводится в специально организованной обстановке. Дети делятся на 3 подгруппы (по 7 – 8 ) детей. В паре детям предлагается пробежать быстрее до флажка и взять его.

      Детям второй младшей группы предлагается пробежать 10 м. Причем выполнение данного обследования проводится только в конце года.

      В средней группе предлагается пробежать  20 м.

      В старшем дошкольном возрасте – 30 м.

      Флажок, к которому стремятся дети, находится на 4 – 5 м дальше отметки установленной дистанции для того, чтобы избежать торможения к концу дистанции.

      Каждый ребенок в порядке очередности пробегает указанную дистанцию 2 раза, а один из педагогов секундомером фиксирует результат, одновременно занося качественные показатели выполнения движения в таблицу. В графу «Количественные показатели» заносится лучший результат из двух попыток.

      Учет уровня развития бега

                                               От «____» ____________201__г.

      № п/п

      Ф.И.

      ребенка

      Качественные показатели

      Движения ног

      Движения рук

      Согласованные движения рук и ног

      Легкость бега

      Сохранение направления

      Количественные показатели на ___  м

      Туловище прямо

      Голова прямо

      Энергичное отталкивание

      Хороший полет

      Наличие переката

      Энергичные

      Согнуты в локтях

            Количественные показатели бега оцениваются по пробеганию на скорость 10 м (со старта и с ходу) и 30 м (со старта).

            Средние показатели быстроты бега на 10 м (с ходу)

            (данные Е.Н. Вавиловой)

            Возраст

            3 года

            4 года

            5 лет

            6 лет

            7 лет

            мальчики

            3.08 – 3.26

            2.84 – 3.0

            2.32 – 2.38

            2.07 – 2.12

            1.92 – 1.99

            девочки

            3.16 – 3.32

            2.87 – 3.01

            2.38 – 2.44

            2.17 – 2.23

            1.97 – 2.02

            Средние возрастные показатели бега на 10 м (со старта)

            (данные Е.Н. Вавиловой)

            Возраст

            5 лет

            6 лет

            7 лет

            мальчики

            2.87 – 2.93

            2.58 – 2.62

            2.47 – 2.53

            девочки

            3.34 – 3.46

            2.68 – 2.72

            2.57 – 2.63

            Средние показатели скорости бега на 30 м (со старта)

            (данные Е.Н. Вавиловой)

            Возраст

            4 года

            5 лет

            6 лет

            7 лет

            мальчики

            8.42 – 8.58

            8.03 – 8.17

            7.24 – 7.36

            6.43 – 6.57

            девочки

            8.4 – 10.4

            8.41 – 8.6

            7.73 – 7.87

            6.93 – 7.07

            Обследование выполнения прыжка в длину с места  проводится на участке в прыжковой яме или в помещении с использованием ковровой дорожки, перевернутой ворсом вниз. На расстоянии 25 – 30 см от одного ее конца мелом наносится линия, от которой дети должны прыгать. От линии отталкивания следует сделать разметки через 10 см, в результате чего облегчается измерение результатов прыжка. Для обследования детей делят на подгруппы по 6 – 8 человек. Каждый ребенок с небольшими интервалами выполняет три попытки.

            Обследование проводят два педагога: один выполняет организационные функции и измеряет количественный результат, а другой фиксирует качественные показатели выполнения прыжка в таблице. В графу «Количественные результаты» вписывается лучший результат из трех попыток.

            По количественным и качественным показателям прыжков можно судить о степени сформированности самого движения у детей разных возрастных групп, о состоянии общей координированности движений и развития мышц ног, о степени развития прыгучести.

            Оценка показателей выполнения прыжков в длину с места может  быть осуществлена на основе сравнения со следующими результатами.

            Уровень развития прыжка в длину (с места)

            № п

            /п

            Ф.И. ребенка

            Ноги расставлены

            Качественные показатели

            Исходное положение

            Отталкивание

            Полет

            Приземление

            Ступни параллельны

            Ступни параллельны

            Ноги согнуты в коленях

            Туловище наклонено вперед

            Голова прямо

            Руки отведены назад

            Поднять руки вверх, подняться на носки, присесть, руки назад

            Толчок одновременно двумя ногами

            Энергичное выпрямление ног

            Энергичный взмах руками

            Одновременное отталкивание и взмах

            Выпрямление туловища

            Ноги согнуты в коленях

            Группировка

            Постепенное опускание рук

            Одновременно на две ноги

            Ноги полусогнуты в коленях

            Наличие переката

            Туловище  вперед

            Голова прямо

            Движение рук вперед – назад

            Сохранение равновесия

            1.

            2.

            3.

            Уровень развития прыжка в длину (с места)

            (данные Е.Н. Вавиловой)

            Возраст

            3 года

            4 года

            5 лет

            6 лет

            7 лет

            мальчики

            46,4 – 67,6

            52,0 – 75,2

            67,8 – 91,4

            78,2 – 108,0

            87,7 – 118,5

            девочки

            38,0 – 64,0

            47,2 – 69,6

            68,5 – 87,9

            74,5 – 99,9

            84,8 – 112,2

            Обследование прыжка в длину с разбега организуется на участке в прыжковой яме только у старших дошкольников: у детей старшей группы в конце года, а у детей подготовительной к школе группы в начале и в конце  учебного года. Для разбега отмечается расстояние (4 – 6 м). Отталкивание должно выполняться на планке. Если ребенок не доступает или переступает планку, то результат засчитывается в любом случае и измеряется от носка толчковой ноги до пятки при приземлении, даже если ребенок не сохраняет равновесие. В обследовании участвуют два педагога: один заполняет протокол, а другой измеряет расстояние, заравнивает следы на песке. Дети приглашаются подгруппами по 6 – 8 человек, и каждый ребенок делает по три попытки с небольшим интервалом. В протокол вносится лучший результат.

            Согласно данным программы воспитания и обучения в детском саду, дети 5 лет имеют результаты 100 – 130 см, а дети 6 лет – не менее 180 см.

            Учет уровня развития прыжка  в  длину (с разбега)

            От « ___» _____________________________20___г.

            № п

            /п

            Ф.И. ребенка

            Количественный показатель, см

            Качественные показатели

            Разбег

            Слитное выполнение разбега и толчка

            Толчок

            Полет

            Приземление

            Разбег с ускорением

            Последний короткий шаг

            Толчковая нога согнута

            Толчок одной ногой

            Толчок вперед – вверх

            Энергичное выпрямление толчковой ноги

            Мах другой согнутой ногой

            Энергичный взмах руками

            Одновременный толчок ногой и взмах руками

            Туловище наклонено вперед

            Группировка

            Ноги подтянуты к груди

            Одновременно на две ноги

            На полусогнутые ноги

            Наличие переката

            Голова прямо

            Свободный взмах руками

            Туловище наклонено вперед

            Сохранение равновесия

            1.

            Читайте также:  Развитие с нуля ребенка

            У  детей старшего дошкольного возраста обследуется уровень владения прыжком в высоту с разбега (в старшей группе в конце учебного года, в подготовительной к школе группе – исходный уровень и достигнутый результат). Выполнение задания может организовываться как на участке (в прыжковой яме), так и в зале (приземление на мат). Разбег выполняется с 4 – 6 м. Обследование проводится в подгруппах по 6 – 8 человек. Первоначально детям предлагается в порядке очередности преодолеть планку (шнур) на высоте 20 см. Если ребенок берет данную высоту с первой попытки, то через нее он больше не прыгает. Если первая попытка не увенчается взятием той или иной высоты, то используется вторая и третья попытки.

            По результатам трех попыток фиксируется результат. После взятия высоты планка поднимается на 5 см, и дети в порядке очередности снова преодолевают новую высоту. Планка поднимается до высоты 45 – 50 см.

            Учет уровня развития прыжка  в  высоту (с разбега)

            От « ___» _____________________________20___г.

            № п

            /п

            Ф.И. ребенка

            Количественный показатель, см

            Качественные показатели

            Разбег

            Слитное выполнение разбега и толчка

            Толчок

            Полет

            Приземление

            Разбег с ускорением

            Последний короткий шаг

            Толчковая нога согнута

            Толчок одной ногой

            Толчок вверх – вперед

            Энергичное выпрямление толчковой ноги

            Сгибание маховой ноги

            Энергичный взмах руками

            Толчок – перекат с пятки на носок

            Сочетание толчка и взмаха руками

            Туловище наклонено вперед

            Группировка

            Обе ноги подтянуты к груди

            Одновременно на две ноги

            Ноги полусогнуты в коленях

            Наличие переката

            Голова прямо

            Свободный вынос рук

            Туловище наклонено вперед

            Сохранение равновесия

            1.

            Для выявления уровня развития метания на дальность используется метание мешочков весом 200 г (размер 7 × 12 см). Обследование следует проводить на асфальтированной или бетонной дорожке шириной 3 м и длиной 15 – 20 м. Метание на дорожке способствует большей точности броска в заданном направлении. Дорожка размечается поперечными линиями через каждый метр, на концах линии с обеих сторон дорожки ставятся цифры, обозначающие метраж от линии броска. Короткими линиями отмечаются полуметровые расстояния, а для ускорения процесса обследования, большей точности и объективности показателей можно дополнительно отметить дециметры цветными мелками. Место, откуда дети будут выполнять бросок, следует обозначить двумя линиями с расстоянием между ними 40 см и заштриховать его, т.е. обозначить площадку, где ребенок может принять нужную позу. Для стимулирования дальности броска необходимо на расстоянии примерно в 1,2 раза больше средних возрастно-половых нормативов расположить предмет – ориентир. Детям следует объяснить, что мешочек должен лететь, как самолет, – высоко и далеко, считается лишь то расстояние, которое самолет пролетает по воздуху, попросить постараться, чтобы их мешочки долетели до флажка (любой другой ориентир), а может быть и дальше. Обращается внимание, что нельзя выходить вперед из площадки, очерченной мелом.

            Дети обследуются по подгруппам в 4 – 5 человек. Выполняются три броска сначала одной рукой, а затем три броска другой рукой, причем мешочки двух цветов (свой цвет для каждой руки) лежат по три штуки в детских ведерках, стоящих слева и справа от бросающего. Собирают мешочки только после того, как сделаны все шесть бросков: лежащий на дорожке мешочек служит своеобразным ориентиром, до которого ребенок будет стремиться добросить в следующей попытке. Собирает мешочки тот ребенок, который должен бросать следующим. Пока педагоги измеряют расстояние и заполняют протокол, ребенок готовится к метанию. В протокол заносится самый высокий результат метания для каждой руки, и поэтому расстояние оценивается по дальнему мешочку одного и другого цвета.

            Учет уровня развития метания вдаль (метание мешочков весом ______)

            От « ___» _____________________________20___г.

            № п

            /п

            Ф.И. ребенка

            Количественный показатель, см

            Качественные показатели

            Способ

            Исходное

            положение

            Замах

            Бросок

            Набивной мяч весом 1 кг двумя руками

            От головы одной рукой

            Снизу одной рукой

            Теннисный мяч одной рукой

            Одна нога впереди, другая сзади

            Наличие перекрестной координации

            Перенос тяжести тела на впередистоящую ногу

            Наличие замаха рукой

            Поворот туловища

            Перенос тяжести тела на полусогнутую сзади стоящую ногу

            Резкое выпрямление руки

            Движение туловища вперед

            Перенос тяжести тела на впереди стоящую ногу

            Энергичный толчок сзади стоящей ногой

            Сохранение заданного направления

            Правильная траектория

            Сохранение равновесия

            Выполнение дополнительных движений для сохранения равновесия

            1.

            Для обследования метания в цель организуется попадание в мишень диаметром 1 м с расстояния 3 м для детей 4 лет и с расстояния 4 м для старших дошкольников. На мишени ядро (диаметром 20 см) и четыре разноцветных кольца (ширина каждого кольца 10 см). Ребенок делает 10 бросков. Количество очков подсчитывается из расчета: попадание в ядро – 5 очков, в кольцо около ядра – 4 очка и т.д. (по мере удаления от ядра количество очков снижается на 1). Затем подсчитываются набранные очки. Броски выполняются в два захода. Метание производится мешочком весом 150 – 200 г или теннисными мячами. Ядро мишени находится чуть выше глаз ребенка. Способ метания определяет сам ребенок, метание выполняется удобной для ребенка рукой. В протоколе заполняются графы, соответствующие действиям правой или левой руки.

            Учет уровня развития метания в цель (метание мешочков весом ___)

            От « ___» _____________________________20___г.

            № п

            /п

            Ф.И.ребенка

            Количество попаданий

            Качественные показатели

            Способ

            Подготовительная фаза

            Бросок

            От плеча одной рукой

            От головы одной рукой

            Снизу одной рукой

            Одна нога впереди, другая сзади

            Наличие перекрестной координации

            Перенос тяжести на впереди стоящую ногу

            Наличие прицеливания

            Плавный переход к замаху

            Наличие небольшого замаха

            Перенос тяжести на полусогнутую сзади стоящую ногу

            Перенос тяжести на впереди стоящую ногу

            Достаточная сила броска

            Соблюдение необходимой амплитуды

            Точность направления

            Сохранение равновесия

            1.

            Средние показатели дальности метания (мешочка весом 200 г), м

            (данные А.П. Усовой)

            Возраст

            Правая рука

            Левая рука

            4 года

            мальчики

            4,15 – 4,43

            3,14 – 3,36

            девочки

            2,79 – 2,97

            2,47 – 2,63

            5 лет

            мальчики

            5,77 – 6,09

            4,31 – 4,63

            девочки

            4,26 – 4,54

            3,43 – 3,69

            6 лет

            мальчики

            8,34 – 8,86

            5,87 – 6,33

            девочки

            5,5 – 5,9

            4,46 – 4,74

            7 лет

            мальчики

            10,13 – 10,55

            6,78 – 7,1

            девочки

            5,96 – 6,26

            4,6 – 4,82

            Средние показатели метания теннисного мяча вдаль, м

            (данные Л.И. Пензулаевой)

            Возраст

            4 года

            5 лет

            6 лет

            7 лет

            мальчики

            3,03 – 5,03

            4,21 – 7,61

            7,22 – 11,42

            10,2 – 16,2

            девочки

            2,52 – 4,3

            3,14 – 5,1

            4,31 – 6,95

            5,5 – 8,5

            Средние показатели метания вдаль, м

            (набивного мяча весом 1 кг)

            Возраст

            3 года

            4 года

            5 лет

            6 лет

            7 лет

            мальчики

            1,17 – 1,57

            1,19 – 1,85

            2,2 – 3,8

            2,8 – 4,3

            3,3 – 4,4

            девочки

            0,97 – 1,53

            0,97 – 1,78

            2 – 3,3

            2,4 – 3,5

            2,8 – 4,3

            Источник