Основные этапы развития скелета ребенка

Позвоночный столб

Основными частями скелета являются скелет туловища, состоящий из позвоночного
столба и грудной клетки, скелет верхних и нижних конечностей и скелет головы –
череп.

Позвоночный столб человека является осевой частью, стержнем скелета, верхним
концом соединяющегося с черепом, нижним – с костями таза. Позвоночный столб
занимает 40% длины тела. В нем различают следующие отделы: шейный, состоящий из
7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, поясничный – из 5 позвонков, крестцовый
– из 5 позвонков и копчиковый – из 4-5 позвонков. У взрослого человека
крестцовые позвонки срастаются в одну кость – крестец, а копчиковые – в копчик.
Позвоночные отверстия всех позвонков образуют позвоночный канал, в котором
помещается спинной мозг. К отросткам позвонков прикрепляются мышцы.
Между позвонками расположены межпозвоночные диски из волокнистого хряща; они
способствуют подвижности позвоночного столба. С возрастом высота дисков
меняется.

Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В
течение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночника
относительно равномерен. Начиная с 1,5 и до 3 лет, замедляется рост шейных и
верхнегрудных позвонков и быстрее начинает увеличиваться рост поясничного
отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника.

Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7-9 лет и в период полового
созревания, после завершения которого, прибавка в росте позвоночника очень
невелика.

Структура тканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом.
Окостенение, начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение
всего детского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонков.
В период полового созревания появляются новые точки окостенения в виде
пластинок, которые сливаются с телом позвонка после 20 лет. Процесс окостенения
отдельных позвонков завершается с окончанием ростовых процессов – к 21-23 годам.
Позднее окостенение позвоночника обусловливает его подвижность и гибкость в
детском возрасте. Кривизна позвоночника, являющаяся его характерной
особенностью, формируется в процессе индивидуального развития ребенка. В самом
раннем возрасте, когда ребенок начинает держать головку, появляется шейный
изгиб, направленный выпуклостью вперед (лордоз). К 6 месяцам, когда ребенок
начинает сидеть, образуется грудной изгиб с выпуклостью назад (кифоз). Когда
ребенок начинает стоять и ходить, образуется поясничный лордоз. С образованием
поясничного лордоза центр тяжести перемещается кзади, препятствуя падению тела
при вертикальном положении.

К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образовавшиеся изгибы не
фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры, К 7 годам уже имеются четко
выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже
– в 12-14 лет.
Изгибы позвоночного столба составляют специфическую особенность человека и
возникли в связи с вертикальным положением тела. Благодаря изгибам позвоночный
столб пружинит. Удары и толчки при» ходьбе, беге, прыжках ослабляются и
затухают, что предохраняет мозг от сотрясений. Нарушения кривизны позвоночного
столба, которые могут возникнуть в результате неправильной посадки ребенка за
столом и партой, приводят к неблагоприятным последствиям в его здоровье.

Грудная клетка

Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Она защищает сердце,
легкие, печень и служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних
конечностей. Грудная клетка состоит из грудины, 12 пар ребер, соединенных сзади
с позвоночным столбом.
Форма грудной клетки существенно изменяется с возрастом. В грудном возрасте она
как бы сжата с боков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая
форма). У взрослого же преобладает поперечный размер.

На протяжении первого года жизни постепенно меняется форма грудной клетки, что
связано с изменением положения тела и центра тяжести. Уменьшается угол ребер по
отношению к позвоночнику. Соответственно изменению грудной клетки увеличивается
объем легких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений грудной
клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения.
Дальнейшие изменения строения грудной клетки с возрастом происходят в том же
направлении. Коническая форма грудной клетки сохраняется до 3-4 лет. К 6 годам
устанавливаются свойственные взрослому относительные величины верхней и нижней
части грудной клетки, резко увеличивается наклон ребер. К 12-13 годам грудная
клетка приобретает ту же форму, что у взрослого.
На форму грудной клетки влияют физические упражнения и посадка. Под влиянием
физических упражнений она может стать шире и объемистее. При длительной
неправильной посадке, когда ребенок опирается грудью о край стола или крышку
парты, может произойти деформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца,
крупных сосудов и легких.

Скелет конечностей

Скелет верхних конечностей состоит из пояса верхних конечностей и костей
свободных конечностей. Пояс верхних конечностей образуют лопатки и ключицы.
Скелет свободной верхней конечности образован плечевой костью, подвижно
соединенной с лопаткой, предплечьем, состоящим из лучевой и локтевой костей, и
костями кисти. В состав кисти входят мелкие кости запястья, пять длинных костей
пясти и кости пальцев кисти.

Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе.
Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе, процесс этот завершается после
16-18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и
заканчивается в 18-20 лет, а иногда и позже.

Кости запястья у новорожденного только намечаются и становятся ясно видимыми к 7
годам. С 10-12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков
они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а
запястья – в 12 лет. Эти данные следует учитывать в педагогическом процессе.

Окончательно не сформированная кисть быстро утомляется, детям младших классов не
удается беглое письмо. Вместе с тем умеренные и доступные движения способствуют
развитию кисти. Игра на музыкальных инструментах с раннего возраста задерживает
процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы
музыканта»).

Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и костей свободных нижних
конечностей. Тазовый пояс образует крестец и неподвижно соединенные с ним две
тазовые кости. У новорожденного каждая тазовая кость состоит из трех костей
(подвздошной, лобковой и седалищной), сращение которых начинается с 5-6 лет и
завершается к 17-18 годам.

В подростковом возрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в
единую кость – крестец. У девочек при резких прыжках с большой высоты, при
ношении обуви на высоких каблуках несросшиеся кости таза могут сместиться, что
приведет к неправильному сращению их и, как следствие, сужению выхода из полости
малого таза, что может в дальнейшем весьма затруднить прохождение плода при
родах.

После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков
таз более высокий и узкий, чем у девочек.
Тазовые кости имеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей.
Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, двух костей
голени – большеберцовой и малоберцовой и костей стопы. Стопа образована костями
предплюсны, плюсны и фаланг пальцев стопы.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние
концы костей плюсны. Различают продольный и поперечный своды стопы. Продольный,
пружинящий свод стопы присущ только человеку, и его формирование связано с
прямохождением. По своду стопы равномерно распределяется тяжесть тела, что имеет
большое значение при переносе тяжестей. Свод действует как пружина, смягчая
толчки тела при ходьбе.

У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже,
когда ребенок начинает ходить.
Сводчатое расположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких
суставных связок, При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей,
при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы.

Череп

Череп – скелет головы. Различают два отдела черепа: мозговой, или черепную
коробку, и лицевой, или кости лица. Мозговой отдел черепа является вместилищем
головного мозга.
У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой
соединительнотканной перепонкой. Эта перепонка особенно велика там, где сходятся
несколько костей. Это – роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных
костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и
задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить
своими краями друг на друга. Это имеет большое значение при прохождении головки
плода по родовым путям. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший –
лобный – легко прощупывается и зарастает лишь к полутора годам.

У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая.
Наиболее сильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом,
особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает
преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз
больше лицевого, а у взрослого в 2-2,5 раза.
Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он
происходит в период полового созревания. С возрастом существенно изменяется
соотношение между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один
из нормативных показателей, характеризующих возраст ребенка.



Источник

У ребенка после рождения продолжаются рост и дифференциация костной ткани, формирование скелета. В организме функции костной ткани многообразны: во-первых, это опора и защита внутренних органов, костного мозга; во-вторых, кости, по сути, являются резервуаром неорганических (кальция, фосфора, магния) и некоторых органических веществ; в третьих, костная ткань в экстремальных условиях является защитой от ацидоза, после исчерпывания функций почек и легких; в четвертых, она является «ловушкой для чужеродных веществ» (тяжелые, радиоактивные металлы и т. д.).

Архитектонику костной ткани можно разделить на два типа: трабекулярную и губчатую. Трабекулярная кость по своей структуре напоминает решетчатое строение, окружающее сосуды. Остеофиты в ней разбросаны по всей структуре. У плода и эмбриона практически все кости скелета имеют трабекулярное строение. После рождения такая структура сохраняется в позвонках, плоских костях, а также в трубчатых костях, являясь временной структурой при образовании пластинчатой кости.

Плотная кость — это окончательная структура, свойственная скелету взрослого человека. Она состоит из системы гаверсовых каналов и построена из твердого кальцифицированного матрикса. Остеофиты в ней расположены упорядоченно и ориентированы вдоль сосудистых каналов. Развитие плотной кости постепенное, по мере увеличения двигательной нагрузки.

Основными клеточными элементами костной ткани являются остеоцит, остеобласт и остеокласт. Остеогенез у человека уникален и отличается от всех представителей животного мира. Окончательная структура кости формируется после рождения, что связано с началом устойчивой ходьбы.

К моменту рождения у ребенка диафизы и эпифизы трубчатых костей уже представлены костной тканью. Из хрящевой ткани состоят все губчатые кости (кисти, стопы, череп). К рождению в этих костях образуются ядра окостенения, дающие рост плотной кости. По точкам окостенения можно судить о биологическом возрасте ребенка. Рост трубчатых костей происходит за счет ростовой хрящевой ткани. Удлинение костей происходит за счет роста хрящевой ткани в длину. Рост кости в ширину происходит за счет надкостницы. При этом со стороны костномозгового канала кортикальный слой надкостницы подвержен постоянной резорбции, вследствие чего при росте кости в поперечнике увеличивается объем костномозгового канала.

После рождения кость в своем развитии многократно перестраивается — от грубоволокнистого строения до структурной кости.

С возрастом происходит процесс остеогенеза — перемоделирования костной ткани. Плотность костей нарастает постепенно. Содержание основного минерального компонента костной ткани — гидрооксиапатита — у детей с возрастом увеличивается.

В целом в процессе костного образования выделяют три стадии:

1) образование белковой основы костной ткани; в основном оно протекает внутриутробно;

2) формирование центров кристаллизации (гидрооксиапатита) с последующей минерализацией (остеосинтез); оно свойственно послеродовому периоду;

3) остеогенез, когда происходит процесс перемоделирования и самообновления кости.

На всех стадиях остеогенеза необходимы витамин D и нормальное присутствие в пище ионов Са, Мg, Р. Непременным условием правильного формирования костной системы является пребывание на воздухе, внешняя инсоляция.

При недостатке любого из этих компонентов у ребенка развивается рахит, характеризующийся изменениями костной и мышечной системы, нарушениями со стороны центральной нервной системы.

У детей, в отличие от взрослых, чем меньше возраст, тем обильнее кровоснабжаются кости. Особенно развито кровоснабжение метафизов и эпифизов. К 2 годам формируется единая система внутрикостного кровообращения, хорошо развиты сеть эпиметафизарных сосудов, ростовой хрящ. После 2 лет число сосудов костей значительно уменьшается и снова увеличивается к пубертатному периоду.

Надкостница у детей толще, чем у взрослых. За счет нее происходит рост кости в толщину. Костномозговые полости формируются с возрастом. К 12 годам кость ребенка уже напоминает кость изрослого человека.

В развитии костей у детей можно выделить периоды, когда кости особенно чувствительны к вредным факторам.

1. Грудной период, ранний или преддошкольный период, первые 3 года жизни, когда происходят рост и кальцификация кости, насыщение и депонирование минеральных веществ (кальций, фосфор). Легко возникают различные остеопатии — рахит, рахитопо-добные состояния. Поэтому особое значение имеет рациональное вскармливание ребенка, соблюдение им режима дня.

2. Школьный и подростковый периоды, когда завершается дифференцировка и накопление массы кости. У детей наблюдаются пограничные остеохондропатии. Факторы риска нарушения костеобразования у детей — это нарушения питания, неадекватные физические нагрузки.

Череп

Череп у новорожденного состоит из множества костей. Такие швы, как стреловидный, венечный, затылочный, открыты. Их закрытие начинается к 3—4-месячному возрасту. У доношенных детей к рождению боковые роднички закрыты. Задний, или малый, родничок, находящийся на уровне затылочных и теменных костей, бывает открыт у 25% новорожденных. Он закрывается к 4—8 неделям жизни ребенка. Большой родничок находится в месте соединения теменных и лобных костей, или венечного и стреловидного швов. Он всегда открыт, и его величина у новорожденного колеблется от 3х3 см до 1,5х2 см. В норме большой родничок закрывается к 10-18 месяцам.

Форма головы у детей может быть различной, но чаще она округлая, симметричная. Лицевой череп развивается с возрастом.

Позвоночник

Позвоночник человека — уникальное костное образование, способствующее его прямохождению, которое формируется параллельно росту ребенка. Постепенно, с возрастом позвоночник приобретает свои изгибы, принимающие на себя перемещение центра тяжести идущего или стоящего человека.

Первые изгибы позвоночника появляются с начала удержания головы и плечевого пояса, и к 2—4 месяцам формируется передний изгиб шейной части позвоночника. После развития умения прямостояния и ходьбы формируются изгиб кпереди в поясничной части позвоночника и почти одновременно грудной изгиб позвоночника. Неравномерность роста отдельных сегментов тела, позвоночника, головы и конечностей приводит к тому, что центр тяжести тела в процессе роста детей существенно перемещается. Так, если у новорожденного в вертикальном положении центр тяжести находится на уровне processus xyphoideus, то у ребенка более старшего возраста он перемещается вниз, но не достигает уровня пупка. В возрасте 5—6 лет центр тяжести уже ниже пупка, а к 13 годам — ниже уровня гребешков подвздошных костей.

У детей, в отличие от взрослых, фиксация позвоночника неустойчивая, несовершенная, и под влиянием внешних факторов (неправильная поза) могут возникать стойкие деформации костей позвоночника (сколиозы и патологические осанки).

Грудная клетка

Чем меньше ребенок, тем его грудная клетка относительно шире и короче, при этом ребра располагаются горизонтально. Грудная клетка ребенка более округлая, чем у взрослого человека. Поперечный ее размер у новорожденного больше среднепродольного на 25%, грудная клетка у них находится в состоянии как бы вдоха. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, при этом ребра опускаются, образуя с позвоночником тупой угол, интенсивно растет ее передний диаметр. В 3 года формируется эффективное реберное дыхание. К 12 годам грудная клетка переходит в состояние максимального вдоха, а к 15 годам завершается окончательное увеличение ее поперечного диаметра.

Кости таза у детей раннего возраста напоминают воронку. Формирование половых различий таза начинается в пубертатном возрасте.

Методы исследования костной системы и суставов

Данные по анамнезу заболевания костной системы обычно собирают со слов родителей, ближайших родственников или лиц, занимающихся воспитанием ребенка. Дети старшего возраста могут сами существенно дополнить историю заболевания. При расспросе обращают внимание на сроки появления тех или иных изменений. Во-первых, выявляют наличие болей (артралгий, миалгий, осалгий), во-вторых — изменения конфигурации костей и суставов, в третьих — состояние подвижности в суставах. При жалобах на боли отмечают их локализацию, симметричность, характер и интенсивность, продолжительность, периодичность. Затем расспрашивают о факторах, способствующих усилению или исчезновению болей (тепло, покой, лекарственные препараты). Следующий момент — установление нарушений подвижности (утренняя скованность, ограничение движений из-за боли и др.). После этого расспрашивают о связи начала и появления болей или изменений со стороны суставов, костей с каким-либо заболеванием (предшествующие инфекции, травмы).

Осмотр проводят сверху вниз (голова, туловище, конечности), при этом важно хорошее освещение. У детей раннего возраста обращают внимание на патологические изменения формы головы, которые особенно часто отмечаются при рахите. Кости черепа могут быть скошенными, асимметричными, увеличиваются лобные, теменные и затылочные бугры. Часто появляются уплотнение затылочной кости и ее сглаженность.

При врожденном сифилисе может развиваться патологическая ломкость костей черепа. У новорожденных детей деформация черепа, связанная с родовой травмой, проявляется черепицеобразным расположением костей (находят друг на друга), их вдавлением или выпячиванием, часто с последующими поднадкостничными кровоизлияниями (кефалогематомы). Могут наблюдаться и мозговые грыжи.

Голову измеряют с целью оценки физического развития или для выявления патологии (микро- и макроцефалии).

Микроцефалия развивается внутриутробно или при раннем закрытии швов (на фоне гипервитаминоза витамина D). Большая голова при макроцефалии как патологическое состояние чаще всего развивается при нарушении гемоликвородинамики — гидроцефалия. При этом роднички и даже швы всегда открыты.

При осмотре обращают внимание на возрастную пропорциональность развития лицевого и мозгового черепа.

Затем осматривают грудную клетку. Обращают внимание на ее форму, симметричность, равномерность участия в акте дыхания, различные деформации («куриная грудь», воронкообразная грудная клетка, перипневмоническая борозда Филатова—Гаррисона, сердечный горб и т. д.), свидетельствующие о врожденном или приобретенном дефекте.

Оценивают осанку ребенка в положении стоя: пятки вместе, руки по швам. При нарушениях осанки имеются боковые искривления позвоночника — сколиоз, отставание лопаток от грудной клетки, сутулость, патологический лордоз (усиление изгиба позвоночника вперед) и кифоз (усиление изгиба позвоночника назад). Особенно часто отмечаются искривления позвоночника вбок — сколиоз (это всегда патология). Подозрение на сколиоз должно быть обязательно подтверждено рентгенологически.

Необходимо исследовать болезненность позвонков при ощупывании и движении, особенно если ребенок жалуется на боли в позвоночнике.

Осмотр верхних конечностей производят с целью определения их длины и наличия деформации. Существуют нормативы развития конечностей у детей различного возраста. Длиннорукость чаще выявляют при заболеваниях соединительной ткани (болезнь Марфана). Укорочение конечностей связано с болезнью Дауна и хондродистрофией. Осматривают также и пальцы на предмет выявления симптома «барабанных палочек», остеопатий, артритов и других изменений.

При осмотре нижних конечностей у новорожденного обращают внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (при врожденном вывихе тазобедренного сустава складок больше), укорочение конечностей, Х- или О-образное искривление голеней (при рахите). Часто у детей старшего возраста диагностируют плоскостопие, являющееся патологическим состоянием. Для его определения проводят плантографию — изучают отпечаток стопы на листе бумаги.

Быстрому скрининговому осмотру костной системы и его протоколированию помогает следующая стандартная последовательность:

1. Осмотр в фас, руки вытянуты вдоль туловища. При этом определяют форму ног, положение головы, симметричность плеч, треугольников талии, исключают деформацию грудной клетки, симметричность бедер.

2. Осмотр сбоку. Определяют форму грудной клетки, живота, выступание лопаток, форму спины.

3. Осмотр со спины. Выявляют симметрию углов лопаток, форму позвоночника, форму ног, ось пяток.

4. В конце осмотра предлагают ребенку пройти по кабинету для выявления нарушений походки.

По результатам осмотра проводят тестирование: 1) без отклонений — по всем пунктам отрицательные значения; 2) незначительные отклонения, требующие наблюдение педиатра — при положительных ответах на вопросы 3—7; 3) значительные отклонения, требующие дообследования и лечения у ортопеда или вертебролога — положительные ответы на 5 вопросов (1, 2, 8, 9, 10).

Пальпация костей — врачебная процедура. Она направлена на Выявление размягчения костей, состояния родничков или швов черепа у новорожденных и грудных детей. Пальпируют также ребру, кости конечностей, обследуют суставы и на основании изменений их формы, размера и объема движений судят о той или Иной патологии. Если возникает необходимость, назначают рентгенологическое исследование. Его проводят при подозрении на Воспалительно-дистрофические изменения костей, суставов; при опухолях костей, для определения костного (биологического) возраста, при диагностике заболеваний, сопровождающихся остеопорозом, размягчением костей. Для диагностики заболевания костной системы применяют также лабораторные методы: определяют уровень Са, Р, щелочной фосфатазы в крови и моче.

Зубы

У детей первыми зубами являются молочные зубы. Они прорезываются в определенной последовательности.

Большое значение имеет становление прикуса молочных зубов. Он формируется к 2,5—3,5 годам и характеризуется следующими позициями:

1) малые промежутки между зубами;

2) отсутствие стертости зубов;

3) дистальные поверхности верхнего и нижнего зубных резцов расположены в одной фронтальной плоскости;

4) ортогнатический прикус, когда верхние резцы немного прикрывают нижние резцы.

Следующий период развития зубов начинается в возрасте 3,5 — 6 лет. В это время возникают междузубные щели (диастемы) — между резцами или тремы — между другими зубами. Зубы уже стираются, нижние и верхние не совпадают. Ортогнастический прикус переходит в прямой. Молочный прикус зубов имеет большое значение для формирования умения пережевывать пищу и развития речи.

Период сменного прикуса начинается с появления постоянных зубов, при этом сохраняются и молочные зубы. Первые постоянные зубы прорезываются в 5 лет — это первые моляры. Затем последовательно выпадают молочные и появляются постоянные зубы. К 11 годам прорезываются вторые моляры. Третьи моляры (зубы «мудрости») появляются в возрасте 17—20 лет, а иногда даже позже. Для оценки количества постоянных зубов пользуются следующей формулой:

Х = 4n — 20, где n — возраст ребенка, лет.

У детей любого возраста часто отмечается заболевание зубов — кариес, при котором происходит постепенное разрушение структуры зуба. Поэтому в воспитании ребенка особое место занимает профилактика кариеса.

В этом плане имеют значение рациональное питание, соблюдение принципов вскармливания ребенка грудным молоком. Особое значение придают содержанию в пище фтора, как средства, предотвращающего кариес. Дети должны чистить зубы профилактическими пастами, не содержащими фтора, но он обязательно должен содержаться в пищевых продуктах. Кроме фтора ребенку необходим также кальций.

Рациональное питание должно включать и органические малоусвояемые углеводы. Последние оказывают положительное влияние на рост нормальной флоры ротовой полости. Для правильного развития зубов, профилактики кариеса необходима диета, содержащая крахмал, гликоген, дисахариды, глюкозу. Важно учить ребенка правильно пережевывать пищу. После еды обязательно нужно полоскать рот и чистить зубы пастой, по крайней мере два раза в сутки — вечером и утром.

Источник