Основные этапы развития организма ребенка

Основные этапы развития организма ребенка thumbnail

Особенностью детского организма является его быстрый рост и развитие. При этом каждый ребенок проходит определенные общие для всех фазы развития.

Ныне педиатры и врачи других специализации пользуются такой схемой периодизации детского возраста:

I . Внутриутробное развитие:

1. Эмбриональный период (до 2 мес).

2. Плацентарный период (от 3 мес до рождения).

II. Внеутробное развитие:

1. Период новорожденности (от рождения до 3-4 нед):

2. Период грудного возраста (с 4-5 нед до 12 мес).

3. Преддошкольный период – ясельный (от 1 года до 3 лет).

4.Дошкольный период (от 3 до 6 лет).

5.Младший школьный период (7-11 лет).

6. Старший школьный период (от 12 до 17-18 лет).

Для детских стоматологов важной является детальная характеристика периодов внутриутробного развития, новорожденности, раннего детства, поскольку в связи с незавершенным дифференцированием органов и тканей, разнообразных систем и организма в целом ребенок в эти периоды особенно подвержен неблагоприятному влиянию факторов внешней среды.

Период внутриутробного развития в среднем составляет 280 дней.

В фазе эмбрионального развития, которая длится до 8-й недели, формируются внешние части тела и внутренние органы. В период эмбриогенеза особенно опасно воздействие разных неблагоприятных факторов: физических (механических, термических, ионизирующей радиации), химических (алиментарный фактор, гормональные дискорреляции, гипоксия, тератогенные яды, лекарственные вещества), био­логических (вирусы, бактерии, простейшие). Воздействуя в этот период, они способствуют возникновению нарушений формирования мозга, сердечно-сосудистой системы и других органов. Это время возникновения тяжелых дефектов и деформаций в области лица и челюстей (несращения верхней губы и нёба) как следствия недоразвития носо-лобного отростка – сближения и соединения складок глаза, образования кист и свищей. Могут возникать разнообразные нарушения развития мышечной и нервной систем организма ребенка.

Фетальный (плацентарный) периоддлится от 9-й недели до рождения. Выделяют ранний и поздний фетальный периоды.

Ранний фетальный период(от начала 9-й до конца 28-й недели) характеризуется интенсивным ростом и дифференцированием тканей плода. Влияние неблагоприятных факторов обычно приводит к формированию недостатков раз­вития и может проявляться задержкой роста и нарушениями дифференцирова­ния (гипоплазии или дисплазии) органов и тканей.

Поздний фетальный периодначинается после 28-й недели беременности и длится до начала родов. Вредные воздействия на плод в этот период уже не влияют на процессы формирования органов и дифференцирования тканей, но могут вызвать преждевременное прерывание беременности с рождением функционально незрелого ребенка с малой массой тела.

Ранний антенатальный период.Действие тератогенных факторов в этот период приводит к нарушениям строения черепа и лицевых костей, недоразвития хрящей носа и ушей, закрытия глазной щели. К поздним фетопатиям относятся хронические воспалительные процессы, которые возникают в результате инфицирования плода в ранний период. С 4,5-5 мес внутриутробного развития начи­нается минерализация временных зубов.

В интранатальный период -от начала родов до рождения ребенка, может возникнуть нарушение кровообращения в плаценте, которое часто вызывает асфиксию или гипоксию плода. В этот период возможны родовая травма (формирование кефалогематомы – “родовой опухоли”, обусловленной кровоизлиянием, с отеком мягких тканей, вызванным давлением на предлежащую часть плода; травмирование височио-нижнечелюстного сустава, заражение плода условно-патогенной микрофлорой из родовых путей; возникновение точечных кровоизлияний на коже лица и слизистых оболочках, конъюнктиве.

Период новорожденностиначинается с момента рождения ребенка и длится 4 нед. Для всех основных систем новорожденного характерно состояние гармоничного равновесия, поэтому даже незначительные изменения внешних условий могут привести к серьезным нарушениям в состоянии здоровья малыша.

Иногда даже после нормальных родов у новорожденных наблюдаются физио­логические отклонения от нормы.

В первые дни жизни ребенка сосуды кожи расширены и она имеет вид гипере-мированной (так называемый физиологический катар). Приблизительно у половины детей на 2-3-й день после рождения наблюдается физиологическая желтуха, связаная с усиленным распадом эритроцитов и незрелостью энзиматических систем пигментного обмена. Подобные нарушения исчезают самостоятельно и не имеют нежелательных последствий.

В результате отхождения мекония, потери воды (главным образом через легкие и кожу), а также в связи с недостаточным количеством получаемой пищи в первые дни жизни наблюдается так называемая физиологическая потеря массы тела ребенка на 6-9 % от первоначальной.

Температура тела новорожденного нестойкая и в первые 2 дня может снизиться на 1-1,5 ºС. У некоторых детей на 3-4-й день наблюдается так называемая транзиторная лихорадка, при которой температура тела несколько часов держится на уровне 38 ºС.

Новорожденный почти беспрерывно спит, поскольку в его центральной нервной системе преобладают процессы торможения.

Вместе с пограничными состояниями в период новорожденности возможно возникновение и некоторых патологических. Новорожденные высокочувствительны к гноеродной инфекции, условно-патогенным штаммам кишечной палочки, сальмонелл, которые способствуют возникновению септических и токсико-септических заболеваний. Но вместе с тем они почти не восприимчивы ко многим острым детским инфекциям. Это обусловлено наличием пассивного иммунитета ребенка, образованного путем проникновения антител матери (IgG, секреторныйIgA).

Грудной периодначинается с 1 -1,5 мес жизни и длится до 1 года. Для грудного ребенка характерно значительное усиление обменных процессов на фоне выраженной функциональной незрелости разных органов и систем, прежде всего органов пищеварения, дыхания и нервной системы.

В эндокринной системе происходят определенные сдвиги: в возрасте 4-5 мес усиливается и на протяжении всего 1-го года жизни продолжает нарастать инкреторное влияние щитовидной железы, проявляются функции прегипофиза и вилочковой железы. Значительное напряжение и лабильность обменных процессов у детей грудного возраста является фоном, на котором погрешности в питании способствуют развитию таких заболеваний, как гипо- и паратрофия, или алиментарная анемия, рахит, спазмофилия.

Первоначальный пассивный иммунитет постепенно ослабевает, и уже во второй половине 1-го года жизни дети могут тяжело болеть корью, ветряной оспой, коклюшем и другими инфекционными болезнями. Целесообразность знаний их проявлений в полости рта для стоматолога бесспорна.

Приобретенный иммунитет в грудном возрасте еще очень слабый или вообще отсутствует. Низкая восприимчивость грудного ребенка к инфекциям обусловлена незрелостью рецепторных аппаратов, не отвечающих на патогенные факторы реакциями, обычно наблюдающимися при острых инфекциях. Это состояние может определяться как “иммунитет ареактивности”. Случайный контакт с разнообразными инфекциями приводит к продуцированию специфических антител, одновременно сенсибилизируя организм. Входными воротами инфекции чаще всего бывают кожа, слизистая оболочка полости рта и дыхательных путей. Склонность к диффузным реакциям и неспособность к торможению патологического процесса очень характерны для этого возраста.

На 1-м году жизни продолжается формирование и минерализация временных и начинается минерализация постоянных зубов.

Преддошкольний период- от 1 года до 3 лет – характеризуется заметным снижением темпов роста. Быстро созревает центральная и периферическая нервная система. Для ребенка этого возраста характерна значительная эмоциональная лабильность.

Развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне такой гиперплазии в них часто возникают воспалительные процессы. До конца 2-го года жизни прорезываются все временные зубы. Системы пищеварения и дыхания у детей до 3 лет еще не заканчивают своего развития.

Дошкольный период- с 3 до 7 лет. Энергия роста в этот период значительно снижается, мышечная система заметно укрепляется, происходит первое физиологическое “вытягивание”. К концу дошкольного периода начинается замена временных зубов на постоянные.В этом возрасте возникает много стоматологических заболеваний. Наиболее распространенные – кариес и его осложнения, абсцессы, лимфадениты, флегмоны, периоститы, остеомиелиты, а также нарушения прикуса и деформации зубных рядов.Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными вирусными инфекциями, но течение их относительно более легкое, чем у детей до трех лет. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией у них уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие, как бронхиальная астма, ревматизм, нефриты и т.п.

В этом возрасте респираторные инфекции сопровождаются увеличением и воспалением лимфатических узлов челюстно-лицевой области – лимфаденитами неодонтогенного происхождения, которые зачастую требуют лечения ребенка в условиях стационара.

Младший школьный период.К этому возрасту (7-11 лет) структурное диф­ференцирование тканей уже завершено. Начинается четкий половой диморфизм физического развития. В младшем школьном возрасте чаще всего возникают недостатки физического развития (нарушения осанки, астения). Значительный удельный вес имеют детские инфекции, эндокринные дисфункции. Часто наблюдается хроническая очаговая инфекция ЛОР-органов, пищеварительной системы. Происходит замена зубов, возникают деформации зубных рядов, нарушение прикуса.

Возрастной период с 10 до 12 лет называется препубертатным.

До 12 лет в основном заканчивается формирование периферического иннервационного аппарата, строение двигательной зоны коры большого мозга становится подобным таковому у взрослых.

Старший школьный период(пубертатный) – с 12 до 17-18 лет. Время наступления этого периода значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка. Пубертатный “прыжок” роста происходит у мальчиков в среднем в 14-15,5 лет и заканчивается к 18 годам, у девочек – на 2 года раньше.

В связи с гормональной перестройкой возможны дисфункции эндокринных желез и нарушения обмена веществ. Повышенная продукция адренокортикальных и тестикулярных андрогенов приводит к усиленной функции сальных желез и образованию угрей. В связи с этим дети, стараясь избавиться от косметических недостатков кожи лица, выдавливают “прыщи”, что часто осложняется фурункулами, карбункулами, абсцессами и флегмонами, а в некоторых случаях приводит к грозным внутричерепным последствиям (менингит, тромбоз пещеристой пазу­хи, абсцесс мозга, сепсис). В этот период высока интенсивность поражения кариесом и его осложнениями (периостит, остеомиелит).

Быстрое разрушение 16, 26, 36, 46 зубов, из постоянных прорезывающихся первыми, к сожалению, часто заканчивается их удалением, приводящим к потере “ключа окклюзии” с последующим развитием зубо-челюстных деформаций и изменениями в ВНЧС.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Основные этапы развития организма ребенка

Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2021 poisk-ru.ru

Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Основные этапы развития организма ребенка Мы поможем в написании ваших работ! Основные этапы развития организма ребенка Мы поможем в написании ваших работ! Основные этапы развития организма ребенка Мы поможем в написании ваших работ!

Источник

Основные этапы развития организма ребенка

БИБЛИОТЕКА

МАНИПУЛЯЦИИ

ЗАБОЛЕВАНИЯ

БАЗОВЫЕ ВОПРОСЫ

КУРОРТОЛОГИЯ

ССЫЛКИ

О САЙТЕ

Глава XXII. Физическое развитие детей и медицинский контроль за ним

Этапы развития детского организма

В течение всего детского, подросткового и юношеского возраста организм ребенка непрерывно растет и развивается, переходя от одной стадии развития к другой, которые называются возрастными периодами.

Определение длительности каждого возрастного периода, установление условных граней переломных этапов индивидуального развития, т. е. периодизация детского возраста, – одна из существенных научных задач возрастной морфологии, физиологии (ортологии) и психологии.

Рабочая периодизация детского возраста, которой пользуются в СССР для практических целей гигиены детства, основана на предложениях Н. П. Гундобина и Н. И. Красногорского. В ней учтены, с одной стороны, основные закономерности развития организма ребенка, с другой – особенности организационных форм руководства общественным воспитанием детей и подростков в СССР.

Симпозиум, посвященный вопросам возрастной периодизации человека (Москва, 1965 г.), рекомендовал в целях унификации пользоваться следующей предварительной схемой периодизации детского и молодого возрастов. I – 1) новорожденный – 1-10 дней; 2) грудной возраст – 10 дней – 1 год; 3) раннее детство – 1-3 года; 4) первое детство – 4-7 лет; 5) второе детство – 8-11 лет (девочки) – 12 лет (мальчики); II – 1) подростковый возраст: девушки 12-15 лет, мальчики 13-16 лет; III – юношеский возраст: девушки 16-20 лет, юноши 17-21 года.

Номенклатура и классификация основных типов учебно-воспитательных учреждений, принятых в СССР, указаны схематически на рис. 123. Санитарное обеспечение в родильном доме предусматривает профилактику заболеваний новорожденных и привитие матерям практических навыков по гигиеническому уходу за новорожденными. При этом уделяется внимание соблюдению установленной системы приема рожениц, выявлению среди них подозрительных на инфекционное заболевание и их изоляции, асептическим условиям при родовом акте, при проведении туалета ребенка, груди матери перед кормлением, соблюдение личной гигиены персонала и т. д. Очень важно соблюдение и таких условий окружающей среды, которые поддерживают тоническое напряжение скелетных мышц новорожденного, чем обеспечивается необходимый уровень его теплопродукции, в частности рациональный температурно-влажностный режим в палате новорожденных и в комнате родильниц (температура воздуха 20-21°, влажность 60-70%), рациональная одежда новорожденного, способствующая сохранению им естественной физиологической позы, правильное вскармливание и др. Основная роль в осуществлении мероприятий по санитарному обеспечению периода новорожденности принадлежит родильному дому, детской консультации (поликлинике) и сельскому врачебному участку. Недостаточно благоприятные условия окружающей среды приводят к возникновению “болезней новорожденных”, в частности к воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей, возникновению отита, пневмонии, гнойно-септических, а также инфекционно-токсических заболеваний. При несоблюдении установленных санитарных мероприятий в родильных домах могут создаваться условия для возникновения эпидемических вспышек.

Рис. 123. Номенклатура и классификация возрастных периодов при комплектовании детских воспитательных учреждений

Рис. 123. Номенклатура и классификация возрастных периодов при комплектовании детских воспитательных учреждений

Известно, что смертность детей на первом месяце жизни самая высокая, по данным ряда авторов капиталистических стран (США, Англия, Франция, Швеция, Швейцария и др.), она в 2-3 раза выше, чем в течение остальных 11 месяцев первого года жизни.

Гигиенические мероприятия в грудном возрасте прежде всего должны быть направлены на охрану ребенка от неблагоприятных факторов внешней среды, а также на создание оптимальных условий для его роста и развития. К важнейшим из этих гигиенических мероприятий относятся: обеспечение ребенка грудным молоком, рациональные режим дня и питание матери, искусственная витаминизация ее пищевого рациона, предупреждение отрицательных эмоциональных состояний ребенка, являющихся обычно следствием неудовлетворения его физиологических потребностей (голод, охлаждение тела и др.), создание условий, могущих способствовать возникновению на протяжении всего времени бодрствования положительных эмоций (ласковый разговор взрослых, красочные игрушки, возможность ползать, ходить, общение между детьми и др.), рациональный режим дня ребенка, пребывание на открытом воздухе (“прогулочная комната”) не менее 5-6 часов, гигиеническое обеспечение прикорма, создание наиболее благоприятных микроклиматических условий в помещении, рациональная одежда, массаж рук и ног, закаливание против холода, ультрафиолетовое облучение в осенне-зимний период, охрана от инфекций, искусственная активная иммунизация против некоторых инфекций и др.

Несоблюдение гигиенических норм и требований в грудном возрасте может привести к задержке роста и развития ребенка, а также к патологии, особенно при искусственном вскармливании. Известно, что заболеваемость в грудном возрасте относительно самая высокая по сравнению с прочими возрастными периодами детства. Чаще всего она проявляется острым воспалением верхних дыхательных путей, гриппом, другими респираторными вирусными инфекциями, очаговой пневмонией, желудочно-кишечными заболеваниями, острым отитом, пиодермией. Непосредственное руководство по обеспечению гигиенических условий воспитания детей в грудном возрасте возложено на детскую консультацию (поликлинику) с молочной кухней, на сельский врачебный участок, на ясельную группу единого детского учреждения дошкольного воспитания (детские ясли-сад).

Гигиенические мероприятия в возрасте раннего детства (преддошкольный, или ясельный, возраст) направлены прежде всего на то, чтобы оградить ребенка от неблагоприятных для него факторов внешней среды в семье и в дошкольных учреждениях (ясли), создать вокруг него благоприятную психическую атмосферу (в частности, близость матери, ласковое отношение воспитательниц), обеспечить ему условия для достаточного сна, правильного питания, пребывания на открытом воздухе я пр. В этом возрасте приобретают все большее и большее значение воспитание в условиях динамического микроклимата, систематические дозированные физические упражнения, подвижные игры, прогулки, закаливание воздухом и водой, ультрафиолетовое облучение, воспитание первых гигиенических навыков, активная и пассивная иммунизация и др.

Нарушение “соответствующих условий” существования может привести к задержке развития ребенка и к различным видам патологии. Как показывают санитарно-статистические данные, уровень заболеваемости детей в ясельном возрасте, в особенности начиная со второй половины второго года жизни, ниже, чем в грудном, главным образом за счет снижения частоты заболеваний детей катаром верхних дыхательных путей, гриппом, пневмонией, диспепсией. Однако в ясельном возрасте в связи с усилением общения детей между собой и со взрослыми, а также в связи с потерей ими материнского иммунитета могут чаще встречаться заболевания так называемыми детскими инфекциями с капельным механизмом передачи, в частности корь, коклюш, эпидемический паротит, скарлатина, а также ангина. В этом возрасте увеличивается опасность туберкулезной инфекции, в связи с чем приобретают значение санитарное обеспечение внешней среды и специфическая профилактика. При недостаточном надзоре за детьми могут участиться несчастные случаи (травмы, ожоги, острые отравления).

Руководство и контроль за обеспечением детям преддошкольного возраста необходимых гигиенических условий осуществляются теми же медицинскими и воспитательными учреждениями, что и в грудном возрасте, чем достигается непрерывность наблюдения в воспитании детей.

Особенности периода первого детства (дошкольный возраст) выдвигают необходимость с особой тщательностью охранять ребенка от инфекций, инвазий и других неблагоприятных факторов внешней среды, в частности путем санитарного благоустройства и содержания детских дошкольных учреждений, а также путем укрепления прежних и воспитания новых навыков личной гигиены. Особенности дошкольного возраста обусловливают вместе с тем необходимость расширения диапазона гигиенических мероприятий, которые носят не только охранительный, но и стимулирующий характер. Сюда прежде всего относятся мероприятия по усилению динамичности микроклимата, дозированные занятия физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание осанки, общие и специальные мероприятия по закаливанию организма против холода. Большое значение имеют рациональное питание детей, плановые ревакцинация и дегельминтизация, а также систематический медицинский контроль за сдвигами в здоровье и развитии детей. Как показывают санитарно-статистические исследования, заболеваемость детей в дошкольном возрасте, как правило, ниже, чем в предыдущем периоде. Однако недостаточное гигиеническое обеспечение детей дошкольного возраста может привести к задержке их физического и психического развития, а также снижению иммунологической реактивности, к некоторым острым и хроническим заболеваниям. На завершающей ступени дошкольного возраста в связи с подготовкой детей к школе особое значение приобретают дальнейшее всемерное укрепление их здоровья, развитие их физической и психической выносливости, повышение общего физического и психического тонуса их организма (так называемая школьная зрелость).

В практике советского здравоохранения диспансеризация “семилеток” вполне оправдала себя как организационная форма осуществления перехода ребенка из детского сада в школу. Соблюдение гигиенических норм и требований в этот период детского возраста является не только средством профилактики некоторых патологических состояний, в прошлом так называемых школьных болезней (близорукость, пороки осанки и искривления позвоночника, общее расстройство питания, нервные расстройства), но и средством повышения работоспособности учащихся, их успеваемости и общего развития.

Основными учреждениями, организующими мероприятия по гигиеническому обеспечению воспитания детей дошкольного возраста, являются поликлинические отделения детских больниц, в структуре которых предусмотрены специальные должности школьных врачей по обслуживанию детских учебно-воспитательных учреждений.

Школьный возраст охватывает период обучения и соответствует периоду второго детства, подростковому и юношескому возрасту (рис. 123).

Младший школьный возраст соответствует периоду обучения в начальных классах. Наряду с мероприятиями по гигиенической охране детей от вредного влияния различных факторов внешней среды большое значение в этом возрасте имеет продолжение рационально осуществляемой тренировки и закаливания организма в повседневной жизни (соблюдение режима дня, рациональное питание, организация подвижного образа жизни и др.), а также осуществление специальных мероприятий (рациональные физические упражнения, игры, спорт, закаливание против холода и др.). Возрастает также роль гигиенического воспитания, составляющего неотъемлемую часть программы всеобщего обучения в начальных классах.

Средний и старший школьный возраст охватывает период полового созревания, который завершается в старшем школьном возрасте. В этом возрасте особое гигиеническое значение приобретает соблюдение рационального режима всей учебно-воспитательной и общественно полезной деятельности в школе, семье, обеспечение полноценного питания, отдыха, выработка правильной осанки, рациональной рабочей позы, обеспечение надлежащих условий и режима зрительной работы, соблюдение дифференцированных для девушек и юношей норм физической нагрузки и др. Особого внимания требуют подростки с дисгармонией в физическом развитии и половом созревании, а также испытавшие воздействие неблагоприятных факторов (переутомление, психические травмы, инфекционные болезни и др.). Среди них встречаются лица с прогрессирующим гипертензивным синдромом, с дистрофическими процессами в миокарде, что может способствовать возникновению у них в последующий период жизни сердечно-сосудистой патологии.

В среднем и старшем школьном возрасте гигиеническое воспитание дополняется вопросами гигиенического образования. Вопросы гигиены составляют органическую часть в программах преподавания анатомии, физиологии, физической культуры, в программе общественно полезного труда и других предметов учебного плана школы. Широкое осуществление в этом возрасте трудового воспитания и политехнического обучения, приближающих содержание обучения к жизни и знакомящих учащихся с основами общей культуры труда, обучение учащихся основам домоводства, участие в общественно полезном труде, в самообслуживании делают задачу гигиенического воспитания и образования весьма актуальной и вместе с тем приближают ее к жизни.

Наилучшей организационной формой работы по гигиеническому обеспечению подростков среднего и старшего школьного возрастов является их диспансеризация, включающая и медицинский контроль за условиями работы учащихся в процессе осуществления ими общественно полезного труда, а также врачебно-профессиональная консультация. В результате неудовлетворительных гигиенических условий воспитания у детей школьного возраста могут возникнуть отклонения в ходе развития, а также различные болезни – туберкулез, острые инфекции, ревматизм, близорукость, пороки опорно-двигательного аппарата и др.

Санитарно-статистические исследования показывают, что школьники по сравнению с представителями других возрастных групп характеризуются наиболее низким уровнем заболеваемости (возраст 14 лет и старше) и смертности (возраст 10-14 лет).

Социалистическое законодательство о школе учитывает, что забота об укреплении здоровья и правильном физическом развитии учащихся является составной частью воспитания нового человека и осуществляется всем государственным и общественным аппаратом. В первую очередь забота о систематическом укреплении здоровья учащихся возложена советским законом о школе на органы народного образования и органы здравоохранения. В СССР всеобщее обязательное обучение осуществляется развитой сетью восьмилетних и средних общеобразовательных трудовых политехнических школ и профессионально-технических училищ. Школы-интернаты, школы с продленным днем, дома школьников – все эти учреждения, соединяющие семейное и общественное воспитание, обеспечивают заботу об укреплении здоровья учащихся.

Медицинское обслуживание всей системы обучения и воспитания в школьном возрасте осуществляется сетью учреждений здравоохранения, в частности сетью кабинетов школьных врачей в учебных заведениях, кабинетов рабочего подростка в поликлинических отделениях больниц, сельским врачебным участком, районным педиатром, отделами гигиены детей и подростков санитарно-эпидемиологических станций. Школьный врач входит в состав педагогического совета школы.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков

Физическое развитие детей и подростков и его динамика являются одним из существенных признаков их здоровья.

Под физическим развитием ребенка (подростка) понимают комплекс морфофункциональных свойств, который определяет его рост, формирование организма и работоспособность. Современная практика динамического учета здоровья детей и подростков в качестве обязательного элемента включает исследование их физического развития.

Рис. 124. Сдвиги физического развития детей поселка Глухово (г. Ногинск Московской области) за 1880-1962 гг. (данные Г. П. Сальниковой)

Рис. 124. Сдвиги физического развития детей поселка Глухово (г. Ногинск Московской области) за 1880-1962 гг. (данные Г. П. Сальниковой)

Систематическое наблюдение и контроль за состоянием здоровья и физического развития детей и подростков имеют разностороннее значение.

Рис. 125. Сдвиги в росте детей г. Варшавы за 1880-1959 гг. (по Воляньскому)

Рис. 125. Сдвиги в росте детей г. Варшавы за 1880-1959 гг. (по Воляньскому)

На основе данных динамических наблюдений врач разрабатывает конкретные мероприятия по руководству воспитанием ребенка и учитывает их эффективность. В результате статистического анализа данных о состоянии здоровья и физического развития подрастающего поколения (генерализующий метод) периодически разрабатываются соответствующие показатели, используемые врачами в качестве одного из критериев для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков (так называемые регионарные стандарты). Анализ данных динамических наблюдений за ходом физического развития одних и тех же детей (индивидуализирующий метод) позволяет формулировать основные законы роста и развития детей.

Рис. 126. Сдвиги в физическом развитии немецких школьниц за 1913-1956 гг. (по А. Маркуссон)

Рис. 126. Сдвиги в физическом развитии немецких школьниц за 1913-1956 гг. (по А. Маркуссон)

Многочисленные материалы о сдвигах в здоровье детей и подростков в СССР (рис. 124) и в странах народной демократии (рис. 125 и 126) являются одной из убедительных иллюстраций благоприятных условий, создаваемых в странах с социалистическим общественным строем для физического и интеллектуального развития детей.

Источник

Читайте также:  Развитие ребенка делаем сами от 3 лет