Основные функции речи и развитие речи у ребенка

Язык – строго нормализованная система средств общения, а речь – его применение в процессе общения для передачи мысли и чувства.

Итак, речь – это вербальная коммуникация, т.е.процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами.

Язык – это система сигналов. Язык животных выполняет сигнификативную функцию (обозначения) – позы, касания, вокализация. Не выходит за рамки видового опыта, понимается однозначно только особями данного вида. Язык относится к знаковым системам, которые развиваются в процессе истории по 2-м направлениям: 1. связано со спецификацией (с усложнением) 2. связано с унификацией (преодоление многозначности, упрощение). Искусственные языки (эсперанто – межнациональное общение, Basic – язык программирования) выполняют служебную функцию. Язык предназначен для кодирования и декодирования информации.

Язык – это:

· средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта

· средство общения

· орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Речь – II сигнальная система появляется в связи с трудовой деятельностью, это средство очеловечевания. Выготский – мышление – внутренняя речь, базовое понятие. Лурия показал как системно речь локализована. Патология речи: центр Верники (в задней трети верней височной извилины – слуховое восприятие членораздельной речи – сенсорная афазия), центр Брока (в лобной

доле, задней трети нижней лобной извилины – моторная афазия – понимает, не воспроизводит). К кон. XIX в. – был создан Атлас мозга.

С помощью психологического анализа можно выделить различные функции речи. Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т. е. выполняет определенные функции. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек выска­зывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет опреде­ленную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими на­шего отношения к предмету, о котором идет речь.

Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или фор­мируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Как правило, дан­ная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение.

Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контак­тов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно дан­ная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.

Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с по­мощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим челове­ком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.

.

Виды речи:

1. внешняя – Внешняя речь связана с процессом общения, обмена ин­формацией

2. внутренняя – представляет собой фазу планирования в практической и теоретической деятельности. Характерны фрагментарность, отрывочность, ситуативность. Формируется на основе внешней. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мыш­ления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обес­печивает взаимосвязь речи и мышления

1. Устная – Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Вторая разновидность устной речи – монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Это рассказ учителя, доклад и т.д

2. Письменная – Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности между людьми, разделенными пространством и временем

Перевод внешней речи во внутреннюю сопровождается сокращением её структуры, а наоборот – развёртывание структуры внутренней речи. Формы языка человек усваивает только в формах высказываний. Научиться говорить – значит научиться строить высказывание, потому что мы говорим высказываниями, а не отдельными предложениями и, уж конечно, не отдельными словами) Поэтому именно речевые высказывания, а не слово является единицей речевого потока, т.к. оно может быть развёрнуто и может восстановить всю речь. (Айдарова). Жинкин, Артёмов, Лентьевы – оба.

Читайте также:  Диагностической карте развития ребенка аутизм

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют че­тыре периода развития речи у ребенка

1. Подготовление словесной речи– до конца 1 года жизни – голосовые реакции наблюдаются уже у но­ворожденных. Это хныканье, а несколько позднее (три-четыре недели) — редкие отрывистые звуки зачатков лепета. Следует отметить, что эти первые звуки лише­ны функции речи. Они возникают, вероятно, из-за органических ощущений или двигательных реакций на внешний раздражитель. С другой стороны, уже в возра­сте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев — связывать звуки голоса с присутствием взрослого

После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с тем, что ребенок начинает

бессознательно подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и рит­мической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги, например «да-да-да» или «ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы на­стоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взросло­го

Возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками. С восьми-девяти меся­цев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые у него вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели для него некоторый смысл.

2. Период первоначального овладения языком и формирова­ния расчлененной звуковой речи – конец 3 года жизни- Вероятно, в основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отноше­ний ребенка с окружающим миром, что и создает у него настоятельную потреб­ность о чем-то сказать, т. е. потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка

Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Ребенок уже в состоянии ука­зать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данными предметами и отношения к ним. Ребенок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий. Звуковые подобия слов и отдельные члено­раздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребен

манипуляцией предметами, с процессом общения

Следующей особенностью данного периода является и то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом, как правило существитель­ным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к ма­тери может означать и просьбу о помощи, и сообщение о том, что ребенку необхо­димо что-то сделать. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от кон­кретной ситуации и от сопровождающих эти слова жестов или действий ребенка. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, грамматически еще не сопоставимые друг с другом

Не является достаточно развитой на данном этапе и фонетическая сторона речи. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги,

Следует отметить, что рассматриваемый период развития речи у ребенка мо­жет быть условно разделен на несколько стадий. Описанные выше особенности относятся к первой стадии — стадии «слова-предложения». Вторая стадия начи­нается со второго полугодия второго года жизни ребенка. Эта стадия может быть охарактеризована как стадия двух-трехсловных предложений, или как стадия морфологической расчлененности речи. С переходом к данной стадии начинается быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годам достигает 250-300 слов, имеющих устойчивое и четкое значение

3. Период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов– от 3 до 6-7 лет . Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развива­ется в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что опре­деляет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Более того, речь для ребенка начинает иметь особое значение. Так, взрос­лые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую ин­формацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в ши­рокий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иног­да фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. С полным основа­нием можно полагать, что на данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если на рассмотренных выше этапах отмечалась доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном эта­пе речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, но и научиться грамматически правильному построению речи.

Читайте также:  Развитие ребенка гимнастика и массаж

Однако на данном этапе ребенок не задумывается о морфологии или синтакси­се языка. Его успехи в овладении языком связаны с практическими обобщениями языковых фактов. Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку они представляют собой «построение по образцу», т. е. основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным источником новых слов для него являются взрослые

Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок прояв­ляет творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые строят неологизмы, гово­рит по аналогии «жирафленочек».

Следует отметить, что для данного этапа развития речи ребенка, так же как и для предыдущего этапа, характерно наличие нескольких стадий. Вторая стадия начинается в возрасте четырех-пяти лет. Эта стадия характеризуется тем, что раз­витие речи теперь тесно связано с формированием у детей рассуждающего логи­ческого мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, при­даточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому что»), це­левые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи.

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику язы­ка. Их активный словарь составляет две-три тысячи слов. Но с семантической сто­роны их речь остается относительно бедной: значения слов недостаточно точны

4. овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе, по его наиболее существенные чер­ты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Если прежде, на ранних ступенях разви­тия речи, ребенок овладевал языком практически, в процессе непосредственного речевого общения, то при обучении в школе язык становится для ребенка предме­том специального изучения. В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осо­знанности и управляемости речи ребенка. Это выражается в том, что ребенок, во-первых, приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать зву­ки речи, без чего невозможно овладение грамотой. Во-вторых, ребенок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обоб­щениям и грамматическим понятиям.

Развитие осознания ребенком языка, происходящее в процессе обучения грам­матике, является важным условием формирования более сложных видов речи. Так, в связи с необходимостью дать связное описание, последовательный пере­сказ, устное сочинение и др. у ребенка формируется развернутая монологическая речь, которая требует более сложных и более осознанных грамматических форм, чем формы, которые ребенок использовал прежде в диалогической речи.

Особое место на данном этапе развития речи занимает письменная речь, кото­рая первоначально отстает от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фикси­руя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него измене­ния, возвращаться к ранее высказанному и т. д. Это придает ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи

Классификация и этапы речевого развития:

1. пассивная речь (речь-понимание у ребёнка в младенческом возрасте)

· гукание

· гуление

· стадия автономной речи (псевдослова)

2. активная речь – с появлением первых слов

Пиаже – стадии по уровню обобщений:

1. 0-2 года стадия синкретических обобщений (случайные)

2. дошкольники и младшие школьники – комплексные обобщения (множество признаков)

3. подростковый возраст – стадия содержательных обобщений

Эльконин – при специальном обучении 3 стадия может быть достигнута в начальной школе.

Невербальная коммуникация (жесты, мимика)

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 41; Нарушение авторских прав

Источник

Ольга Александровна Андриянова
Статья «Развитее функций речи в дошкольном возрасте»

Язык и речь традиционно рассматривались в психологических, педагогических, философских и социальных науках “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития личности, таких как мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого взаимодействия, общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Читайте также:  Методика развития ребенка книги

По мнению А. А. Леонтьева, речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условнорефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования произошли изменения в традиционных подходах к организации педагогического процесса. Коснулось это и раздела работы по развитию речи.

Каждый ребенок на ранних этапах своего развития, начинает осваивать сначала жесты и движения, а затем переходит к восприятию и применению звуков, которые в дальнейшем становятся связанной речью с учетом всех правил и традиций, принятых в данной этнической группе.

Общение посредством звуков имеет свои функции, которые выделились постепенно и не отражают функции речи. Выделяют следующие функции речи в дошкольном возрасте:

1. Коммуникативная функция (функция общения). В раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослые и сам ребенок. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи, она вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не ознакомленному с самой ситуацией. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего, которое заменяется местоимением.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того чтобы быть понятной без непосредственного восприятия этой ситуации. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении речи.

Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития.

2. Планирующая функция. Выполнять эту функцию речь начинает в связи с тем, что она сливается с мышлением ребенка. Мышление в раннем детстве включено в его практическую предметную деятельность. Что касается речи, то она в процессе решения задач выступает в виде обращений к взрослому за помощью. К концу раннего детства в речи детей, взявшихся за разрешение какой-либо задачи, появляется много слов, которые как будто ни к кому не адресованы. Частично это восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично — слова, обозначающие действия и их результаты.

3. Интеллектуальная функция. В дошкольном возрасте речь становится орудием мышления ребенка. Он учится излагать свои мысли связно, логично; его рассуждения превращаются в способ решения различных интеллектуальных задач. Речь становится средством познания, интеллектуализации познавательных процессов.

4. Регулирующая функция. Связана с развитием понимания речи. Она выражается в понимании литературных произведений, в подчинении и исполнении инструкций взрослого, воздействии самого ребенка на взрослого или сверстника.

5. Знаковая функция. Ее связывают с выделением слова как абстрактной единицы, т. е. осознание ребенком звукового строя слова и словесного состава предложения, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь.

Развитие функций речи в дошкольном возрасте производятся в процессе непрерывной непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности воспитанников, игры.

Таким образом, развитие речи у ребенка совершается как процесс овладения родным языком, богатством его словаря и грамматических форм, необходимых для понимания каждым человеком других людей и умения выразить свои мысли, желания, переживания. С возрастом все большую роль в общем и специально-речевом развитии ребенка играют слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения – специфические формы речевой деятельности человека. В таких формах общения ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.

Источник