Основное значение игры для развития ребенка
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая исключительное значение для развития ребенка дошкольного возраста. Психологи говорят о развивающем значении игры, педагоги отмечают её общевоспитывающий. характер. В психолого-педагогических исследованиях установлены факты влияния игры на становление отдельных психических функций, свойств и качеств личности, усвоение разнообразных знаний, норм и правил поведения, формирование взаимоотношений детей и др.
Множество подходов к определению значения игры можно объединить в три большие группы, подчеркнув ее роль в процессе становления:
отдельных психических функций (мышления, речи, памяти, внимания, воображения);
некоторых видов деятельности (познавательной, конструктивной, изобразительной, общения);
развитии личности ребенка в целом (физического, нравственного, познавательного, эстетического, трудового).
Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн подчеркивали решающее значение игры в развитии воображения и образного мышления. Действительно, действия ребенка осуществляются в мнимой, воображаемой ситуации, реальные предметы заменяются другими, ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Таким образом постепенно с накоплением опыта развивается способность к творческому воображению.
Использование предметов-заместителей способствует постепенному переходу сначала к сокращенным игровым действиям, а затем – действиям во внутреннем, умственном плане. Выполнение различных ролей создает условия для принятия позиции другого человека, сопоставления собственной точки зрения с другими возможными вариантами. Это, по мнению Д.Б. Эльконина, способствует переходу мышления на более высокий уровень
Игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольности всех психических процессов и поведения. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в условиях игры дети лучше сосредотачиваются, больше запоминают, чем в ситуациях прямого указания взрослого. В ходе разрешения игровых задач создаются условия для осознания ребенком собственных действий (запоминания, припоминания, выделения и построения социальных функций контроля), что ведет к более глубокому пониманию их значения.
Д.Б. Эльконин показывает значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. В процессе игры у детей происходит ориентация в общественных функциях взрослых, смысле их деятельности и взаимоотношениях. На этой основе у ребенка возникает иерархия мотивов, он учится подчинять свои непосредственные желания мотивам успешного выполнения взятой на себя роли. Д.Б. Эльконин отмечает, что «… в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности».
В совместных играх детей объединяет общая цель, совместные усилия по её достижению, общие переживания. Играя вместе, дети должны учитывать интересы друг друга, согласовывать индивидуальные замыслы, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Таким образом в играх разворачивается такая важная для детей деятельность, как общение.
Продуктивные виды деятельности, которые в дошкольном возрасте получают статус самостоятельных, зарождаются также в игре. Нередко игра ребенка начинается с постройки: домика для куклы, парохода для путешествия, замка для принцессы. Во время рисования дети разыгрывают тот или иной сюжет: покатился колобок дальше, а на встречу ему – зайчик. Иногда дети прерывают игру для того, чтобы изготовить недостающий материал: пакеты для игры в «магазин», конверты для почтальона, жезл для милиционера. Так в игре складываются другие виды деятельности конструирование, рисование, ручной труд.
В игре зарождаются элементы учебной деятельности. В играх с правилами дети выполняют учебную задачу, скрытую игровой формой, учатся контролировать свое поведение и поведение сверстников, объективно, доброжелательно оценивать результаты деятельности.
В игре удовлетворяется потребность ребенка в двигательной активности, накапливаются знания, развиваются способности, формируются важнейшие качества ума. В ряде исследований сформулировано значение игры как формы самоорганизации детей. Совместная игра создает условия для возникновения детского общества и реальных отношений между детьми. Именно в этом А.П. Усова усматривала основное воспитательное значение игры. В ней развивается и действует «особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, обращаться друг к другу, быть способным действовать друг с другом». Это качество было названо общественностью. Только при наличии этого качества ребенок становиться членом детского общества, входит в него и в нем действует, в чем-то завися от детского сообщества, в чем-то подчиняясь ему. На основе общественности, как качества личности ребенка, формируются поступки и усваиваются нравственные нормы поведения и отношений.
Принимая на себя различные _роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
Через игру можно узнать особенности характера ребенка, его интересы, представления об окружающем, отношения со сверстниками. Яркость, красочность содержания, богатство замысла показывает богатство личности играющих (А.П. Усова).
С помощью игры можно осуществлять коррекцию поведения детей, их отношений со сверстниками, формировать уровень притязаний и характер самооценки дошкольников.
Исключительное значение игры для развития всех психических процессов, отдельных видов деятельности и личности ребенка в целом дало основание ученым считать её ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Источник
Значение игры в развитии ребенка дошкольника.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развивается духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем, что – либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Что дает право называть игру творческой деятельностью? Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «настоящий» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по – настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средства для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятными.
Виды игр.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.
В конце раннего периода детства из предметно-манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.
Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Игра не может развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Тогда ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение. Л.С. Выготский писал: «… если бы в дошкольном возрасте мы не имели бы вызревания нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы и игры». Игра, писал он «должна быть понята как воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний». При этом подчеркивается, что в основе игры лежат не отдельные аффективные реакции, а обогащенные, хотя самим ребенком не осознанные, аффективные стремления.
Творческая ролевая игра становится, по определению Л.С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника», в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями. Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Как указывает И. Ю. Кулагина, возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения.
Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества — между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку “выйти” из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно.
Заключение
Дошкольное детство – период, в котором идет активное развитие всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.
Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия.
Источник
Ирина Матвеева
Значение игры в жизни ребенка. Виды игр
Значение игры в жизни ребенка.
Игра занимает в жизни ребенка особое место. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин) и другие отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Педагог С. Т. Шацкий назвал игру «жизненной лабораторией», где наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития ребенка.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, дисциплинированность, ловкость и т. д. Игра – это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка,много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что самолет и кораблик – только игрушки, но любит их как живых, чувствует себя – отважным пилотом, храбрым моряком, который гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Дети играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в данный момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
Игровая деятельность, становится средством воспитания детей. это происходит потому что ребенок приобщен к жизни и труду взрослых. Через игру осуществляется ориентировок ребенка в жизни общества. Очень важно участие взрослого в играх с ребенком, именно в игре взрослый должен обратить внимание на детскую игру. Именно в игре можно разобраться в особенностях игры вашего ребенка,и понять на чем она построена. Понять что она строится на конкретных условиях жизни ребенка, условий его воспитания. Правда иногда в совместной игре перед детьми встает сложная проблема взаимопонимания. Детям обычно не свойственно общение-беседа, чаще всего общение протекает в форме игры. Но для того чтобы дать пояснение игры для партнера, дети используют «поясняющие» речи. Например, а «давай – как будто я мама и варю кашу». Совместная игра взрослого и ребенка приносит огромную пользу и для ребенка и родителя.
Если ребенок никогда не играл со взрослым, то позже даже со знакомыми ранее ему людьми. У таких детей складывается мысль о том, что взрослые играть не умеют, и когда кто-то предлагает ребенку совместно поиграть, то у него возникают определенные трудности- растерянность, скованность.
Что важнее – игра или обучение?
Малыш должен играть. Это утверждение, мы уверены, никто не станет оспаривать. Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков, не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае – у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т. п.).
В раннем возрасте необходимо учить малыша играть, иначе он просто не поймет, для чего нужен мячик и детская железная дорога. Важно помнить о возрастных особенностях ребенка, только в этом случае игры будут иметь развивающий характер.
Условно игрыможно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры – это игры на бытовые тем, тетрализованные игры, игры – забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры и подвижные игры.
Сюжетно – ролевая игра ребенка носит творческий характер, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослых вами и занимательностью сюжета. В таких играх дети способны на интересную выдумку, они сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива оказывает огромное влияние на воспитание не только на одного ребенка, так и на всю группу.
Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Дидактические игрыособенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами.Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.
Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т. к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.
В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.
Именно в дошкольном возрасте возникает умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.
Играя, дети учатся жить!
Литература:
1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозайка – Синтез. 2015. – 128 с.
2. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. –Самара: Учебная литература, 2005. – 160 с.
3. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. ИГРАЕМ?. ИГРАЕМ! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2006. – 111 с.
Источник