Основное развитие ребенка по фгос

Елена Лыкова
Развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Возрастные особенности

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия

В процессе игры роли могут меняться. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками

Образовательная программа дошкольного образования в ДОО  

Цель и задачи деятельности ДОУ

по реализации основной образовательной программы определяются по ФГОС ДО, Уставом, реализуемой программой «От рождения до школы», приоритетного направления – физического развития и художественно –эстетического развития с учётом регионального компонента, на основе результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума в котором находится дошкольное учреждения.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Условия реализации: сюжетно-ролевые и дидактические игры ; наблюдения; экспериментирование; беседы, разговоры, чтение, просмотр мультфильмов; решение проблемных ситуаций; совместная деятельность педагога и ребёнка; самостоятельная деятельность ребёнка.

 Познавательное развитие предполагает:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

– о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Условия реализации: занятия по познавательному развитию; тематические прогулки, наблюдения, экскурсии; оборудование уголков по познавательному развитию; наличие наглядного материала; проведение экспериментальных занятий; наличие программного обеспечения по познавательному развитию; интеллектуальные игры, дидактические игры; уголок наблюдения за природой.

Речевое развитие включает

– владение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Условия реализации: занятия по развитию речи;

музыкально-речевые игры и занятия;

наличие программного обеспечения по развитию речи;

наличие наглядного материала;

пальчиковые и дыхательные гимнастики;

оборудована уголки по развитию речи;

участие в праздниках, конкурсах и спектаклях.

Художественно-эстетическое развитие предполагает

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

– становление эстетического отношения к окружающему миру;

– формирование элементарных представлений о видах искусства;

– восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

– стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

– реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 Условия реализации: занятия по художественно-эстетическому развитию; наличие программного обеспечения; наличие наглядного материала (картины, портреты, иллюстрации и т. д.); дидактические игры; организация уголков продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, уголка ряженья и театрального уголка; проведение вечеров досуга и тематических вечеров; участие в конкурсах и выставках, в театральных постановках и праздниках.

Физическое развитие включает

– приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

– способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны,

– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

– становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

– становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 Условия реализации: режим дня, приём и зарядка (с весны по осень) на улице; комплексные занятия по подгруппам; НОД по физкультуре (в физ. зале и на прогулке); насыщение физкультурного уголка спортинвентарём; подвижные игры на прогулках; физкультминутки; физ. досуги, игры-забавы, спортивные праздники; закаливание, витаминотерапия.

 «Социально-коммуникативное развитие»

Консультации для родителей: «Адаптация детей к условиям детского сада».

Помощь родителей в организации дня Театра, в оформлении уголка «Папа, мама, ты и я – называемся семья»,

в организации экскурсии по детскому саду. Семейная акция по посадке многолетних цветов «Аленький цветочек».

«Познавательное развитие»

Консультации: «Погода, организм и здоровье», «Прогулка зимой», «Живая природа и дети», «Ребёнок познаёт мир», «Лето красное идёт и здоровье всем несёт».

Родительские собрания на темы: «Капризы и упрямство детей дошкольного возраста», «Хочу знать о талантах своего ребёнка».

Вечер досуга «День Защитника Отечества».

«Речевое развитие»

Участие в конкурсе чтецов.Пополнение книжного уголка книгами: А. Барто., русские народные сказки.

«Художественно-эстетическое развитие»

Участие во всех праздниках сада: «Новый год», «Масленица», «Мамин день 8 марта»,

Изготовление поделок на выставки: «Подарки Осени», «Зимняя карусель», «Для любимых наших мам!», «День молока», «Птичий хоровод», «Папины уроки».

Изготовление декоративных кормушек, птиц (ворона, снегирь, синица, зимних построек на участке, «Мастерим скворечник с папой».

Участие в конкурсе театральных афиш.

«Физическое развитие»

Работа родителей по благоустройству прогулочного участка.Снежные постройки: лабиринт, дорожка для скольжения, снежная горка. Пополнение физкультурного уголка новыми атрибутами (кегли, мячи) и на участок (мячи, мыльные пузыри).

Источник

Поскольку времяпровождение ребенка в ДОУ связано с наиболее активным периодом, при котором он познает окружающий мир, а также осознает присутствие собственного «Я», педагогическая практика включает различные виды деятельности, выведенные по ФГОС. Такая образовательная система способствует качественному и быстрому развитию необходимых качеств у детей, потому активно используется во всех учреждениях.

Развитие дошкольников и образовательный процесс в детском саду

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС определяются исходя из основополагающих векторов педагогического процесса, включая полноценное развитие речи, художественно-эстетическое понимание, а также совершенствование коммуникативных и социальных навыков. Такие виды включены в официальный федерально-государственный реестр.

Указанные сферы, которые способны развить ребенка максимально эффективно, реализуются при помощи комбинаций тех или иных техник, которые разрабатываются и внедряются самим педагогом. Любой проводимый вид деятельности учитывает не только особенности учащихся, но и возрастную категорию дошкольников.

Основным фактором для продуктивной работы педагога с детьми, является психологически-физиологическое развитие.

Такой этап характеризуется наличием 4 основных групп: младшие, средние, старшие и подготовительные дошкольники, каждая из которых отличается исходя из следующих особенностей, позволяющих развить ребенка в наиболее важных сферах.

Сферы развития ребенка:

  • физическая;
  • эмоционально-психологическая;
  • познавательная, в некоторых случаях, — интеллектуальная, когнитивная;
  • социально-коммуникативная;
  • адаптивная, включая воспитание.

Понятие деятельности в педагогической или психологической практике характеризуется наличием специфических видов развития, которые затрагивают те или иные аспекты жизнедеятельности ребенка.

Все они в какой-то мере определяются творческим осмысление окружающего мира, интеллектуализацией, а также осмыслением собственного «Я» в отношении общества.

Основные этапы развития дошкольника любого типа деятельности

Вне зависимости от того, какая разновидность деятельности внедряется педагогом, дети обязаны пройти 4 основных этапов, которые могут развить личность максимально эффективно.

Главные стадии развития дошкольника, характерные для любого вида деятельности:

  • Зависимая или самостоятельная работа ребенка. В этом случае дошкольнику предоставляется выбор между деятельностью с педагогом и независимой практикой. Исходя от возрастной категории группы, а также нюансов, которые были выявлены при первичном мониторинге учащихся, учителем корректируется процентное соотношение вида деятельности, что позволяет более эффективно провести педагогический процесс.
  • Затруднения. Несмотря на то, что такой этап многие родители считают крайне негативным процессом, он позволяет ребенку учиться на собственных ошибках, что также увеличивает качество самоанализа и развивает дисциплину. Помимо этого, дошкольник начинает более внимательно слушать взрослого, потому как понимает, что упущение какой-то важной информации влечет за собой различные нарушения в основной деятельности. Здесь особо важно подойти к ребенку с пониманием, не повышать голос и стараться объяснить как можно понятливее.
  • Совместная деятельность с другими учениками. Данный этап способен комплексно подойти к развитию социально-коммуникативных навыков, а также развить необходимое понимание важности общения в определенной группе. Ребенок понимает то, что в рамках общественной идеи можно достичь больших высот, нежели при самостоятельной работе.
  • Деятельность с педагогом. Такой вид работы характеризуется не просто совместной работой между учеником и учителем, но также повышает общую значимость взрослого в глазах ребенка. В отличие от зависимого этапа, такая деятельность является важным аспектом образования, потому может видоизменяться и сочетаться с другими типами.

Несмотря на высокую важность всех уровней развития, наиболее продуктивным является взаимодействие ребенка с взрослым, исходя из конкретного вида деятельности.

Такая стадия должна составлять основу педагогического обучения, потому как прямое общение с педагогом развивает важные социально-коммуникативные навыки, а также позволяет получить дополнительный опыт, развить самокритическое мышление.

Посредством прямого взаимодействия с учителем, ученик лучше понимает важность общения между сверстниками, а также в рамках других коллективов, например — при совместной работе 2-3 детских садов.

Несмотря на значимость, такой этап требует от педагогического состава максимальной точности и хорошо проработанной методики образования.

Виды детской деятельности по ФГОС

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС делятся исходя из характера проведения, метода взаимодействия, а также тематической основы обучения.

В этом случае педагог обязан учитывать такие немаловажные факторы, как возраст дошкольника и степень его обучаемости, включая уже имеющийся уровень коммуникации.

Тип деятельностиЦели, задачиФормы деятельности
ИгровойЯвляется основным типом деятельности, который может значительно активизировать и мотивировать ребенка к работе. От других видов отличается созданием условных игровых ситуаций, которые, несмотря на это, могут применяться в бытовой практике.Исходя из технических особенностей, игровая форма делится на театрализованный (творческий) и заранее установленный процесс обучения.

Творческая разновидность игры включает в себя режиссерскую, сюжетно-ролевую (с учетом личного опыта) или практическую деятельность. Все они отличаются исходя из типа применения и возрастной группы учащихся.

Основа игрового взаимодействия с заранее установленными правилами, — это дидактические игры, которые нацелены на закрепление, освоение и отработку различных навыков, умений или знаний на практике. Также сюда входят подвижные игры, которые развивают физическое здоровье и интерактивность (в случае стратегических или обучаемых упражнений).

Исследовательский или познавательныйТакой тип взаимной активности дошкольников способствует установлению стойкого понимания того, как работает определенное явление или предмет исследования. Практика также позволяет более точно понять процесс познания и осознать себя в мире.Мыслительная работа, включая создание различных мысленных экспериментов или ситуаций, в которых ребенок действует исходя из конкретной тематики.

Сенсорно-перцептивная деятельность, направленная на познание ребенка исходя из зрительных или тактильных действий. Методика особо эффективна в младших дошкольных группах.

Опытная или практическая деятельность, характеризующаяся проведением различных экспериментов в зависимости от темы урока.

Наблюдательская деятельность. В этом случае ребенок наблюдает за определенным объектом или явлением, которые затем обсуждаются с педагогом.

Деятельность для моделирования или построения открытых планов, алгоритмов работы.

ИзобразительныйРабота, при которой ребенок создает материальный объект исходя из творческих способностей.В этом случае педагогом применяются изобразительные техники: аппликация, рисование, конструирование или лепка.
Бытовой или самостоятельныйРабота в этом случае направлена на самостоятельную реализацию моральных или физиологических потребностейОбсуждается важность самостоятельности в качестве основы для развития будущей личности. Ребенок приучается к ручному труду.
МузыкальныйОсобый вид деятельности, при котором ребенку дается возможность побыть некоторое время в роли исполнителя, слушателя или творца.В этом случае внедряется певческая работа, игра на инструментах или вовлечение в процесс созидания музыкальных произведений. Открывает большие возможности для коммуникации за счет открытых занятий с талантливыми певцами, музыкантами.
Перцепция фольклора или литературного достоянияТакой вид деятельности подразумевает наличие активности в изучении конкретного стилистического сюжета в стихотворениях или прозе. Позволяет воссоздать эффект присутствия у ребенка, что в свою очередь улучшает воображение и интерес к занятиям.Включает такие методологические приемы, как чтение, беседа с педагогом или сверстниками, а также заучивание стихотворений наизусть.
ДвигательныйДает возможность дошкольникам реализовывать важную функцию двигательной системы, что также помогает в решении сложных задач или головоломок.Помимо классических занятий, таких как ходьба, бег или общая гимнастика, могут проводиться совместные подвижные или туристические игры. Сюда же относятся развлекательные действия: катание на санках, самокатах. Из развивающей игровой практики хорошую эффективность показывают пальчиковые игры.

Основная цель организации той или иной деятельности основывается на задачах, которые педагог ставит перед учениками. Выбранная тематика должна учитывать возраст дошкольника, с помощью которого определяется качество вовлеченности и способность к пониманию предмета урока.

Стоит обратить особое внимание на то, что каких-то жестких рамок или условий в организационной деятельности не существует, каждое детское учреждение вправе выбрать определенный метод взаимодействия, который лучше всего подойдет под конкретные особенности учащихся.

Виды деятельности в рамках воспитательного или учебного процесса в ДОУ должны основываться исключительно на комплексном подходе применения педагогических методов. Внедрение какой-то определенной работы вне правил ФГОС, чаще всего не отличается успешностью.

Виды детской деятельности по ФГОС в ДОУ

Для того чтобы максимально эффективно реализовать разработанный план действий, педагогу следует комбинировать виды деятельности, исходя из их вида, формы и второстепенных нюансов проведения в той или иной группы. Также учитель должен найти наиболее подходящие приемы для повышения мотивации у детей.

Развивающая среда

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС учитывают такой немаловажный фактор, как создание уютной и безопасной развивающей среды в рамках конкретной группы детского сада.

Материалы, используемые при создании такого уголка, должны внедряться в соответствии с возрастом ребенка, тематическим направлением большинства занятий, а также исходя из требований самих детей. В этом случае лучше пойти навстречу дошкольникам, что также увеличит качество коммуникации между педагогом и воспитанниками.

Обязательные элементы, характерные для развивающей среды в отношении определенных видов деятельности:

  • уголок физического развития, в котором дети могут безопасно для себя и класса заниматься гимнастикой, играми и другими методами взаимодействия;
  • зона познавательно-исследовательского развития, в которую должны быть включены книжная полка, арифметическая зона, область для конструирования, а также живой природный уголок;
  • центр для повышения коммуникации и развития речевого аппарата;
  • зона, позволяющая заниматься театрализованной или игровой деятельностью;
  • область для трудовой работы учащихся, в которой они могут безопасно испытывать полученные навыки на практике.

Основное наполнение развивающих зон косвенно зависит от того, какой материально-технической базой обладает детское подготовительное учреждение. В случае, когда хорошее обеспечение отсутствует, создать эффективную зону обучения можно совместными усилиями с родителями.

Первое, что нужно сделать для создания позитивной и эмоциональной атмосферы в группе, — это повесть небольшое солнышко, где на самих лучах написать то, что в коллективе можно делать абсолютно все. Под такой фразой подразумеваются следующие действия: улыбаться, играть, дружить и отдыхать.

Виды деятельности в ДОУ по ФГОС хорошо заинтересуют ребенка при следующих самодельных элементах:

  • тренажеры сенсорного характера, включая настольные игры, коробки с наполненным материалом, который хорошо шумит, а также другие виды взаимодействия с ребенком;
  • дневник поведения дошкольников, природный календарь прогулок;
  • наличие игрушек в центре игрового характера, которые дети могут изготавливать самостоятельно;
  • игры дидактического характера, построенные по методике ФЭМП

При правильном подходе, педагог может добиться прекрасной атмосферы в детском коллективе, благодаря чему дети будут постоянно возвращаться в детский сад с широкой улыбкой на душе.

Такая деятельность является первостепенной по значимости, что дает возможность учителю повысить мотивацию и интерес к дальнейшим занятиям.

Способы мотивации детей в контексте различных видов деятельности по ФГОС

Мотивация дошкольника в контексте определенного вида деятельности, особенно при их переключении между собой, — это далеко не простое задание для педагога, с которым он сталкивается множество раз за день. В этом случае лучше всего помогает накопленный опыт учителя и разработанных приемов, что значительно упрощает процесс «настраивания» ребенка.

В контексте дошкольного образования, особое значение имеет эффективное распределение нагрузки на дошкольников.

Отсутствие устойчивого внимания детей в связи с возрастными или физиологическими особенностями, может провоцировать различные сложности, мешающие педагогу реализовать проработанные методики.

Усилиями опытных педагогов, были созданы основополагающие факторы, которые положительно влияют на мотивацию у детей.

Это следующие факторы:

  • Беседы. Такой способ позволяет актуализировать внимательность ребенка к определенному виду деятельности, что значительно облегчит переход к познавательной, трудовой, художественной или коммуникативной работе. В этом случае педагог может разработать специальные картотеки для беседы, которые в последующем применяются для реализации воспитательного и образовательного процесса.
  • Загадки. Является достаточно увлекательным методом воздействия на дошкольников, который не отличается высокими временными затратами на его проведение. Способ позволяет внести в образовательный процесс соревновательные и развлекательные элементы, которые в свою очередь увеличивают общий интерес ребенка.
  • Стихотворения. Могут служить в качестве стимулирующего фактора, что позволяет быстро и «безболезненно» перейти от двигательной деятельности к трудовой. Позволяет более эффективно реализовать познавательную и исследовательскую работу.
  • Сказки. В этом случае педагог может значительно повысить общую мотивацию дошкольников, особенно в контексте трудовой или образовательной деятельности. Так, ребенок может понять природу большинства вещей и явлений. Сказочные или фантазийные сюжеты особо уместны для реализации абсолютно всех видов деятельности, созданных по ФГОС.
  • Элементы для визуализации. Такие дополнительные средства, как плакаты, схемы или наглядные изображения, позволяют настроить дошкольника на познавательную, исследовательскую, трудовую или коммуникативную деятельность. Здесь главное настроить ученика посредством заинтересованности. Следует выбирать только красочные и яркие визуальные элементы

Для более эффективного повышения общей мотивации, особенно при первом знакомстве с группой, лучше всего прибегнуть к игровому виду деятельности. Именно она позволяет быстро интегрировать дошкольника в образовательный процесс, при этом не нанеся ему какой-либо вред в отношении психического здоровья.

Многие исследования указывают на то, что непонимание или нежелание педагога следовать основным правилам, созданным по ФГОС, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. В некоторых случаях у детей возникают различные трудности в образовании, которые могут длиться на протяжении всей взрослой жизни.

Важность правильной интеграции образовательной деятельности

Особо важно правильно интегрировать процесс деятельности в ДОУ, что позволит использовать его наиболее эффективно, в отношении учащихся и преподавателей.

Четкость плана, хорошая продуманность и высокая информативность в отношении подачи материала, — это залог педагогического успеха.

Современная практика указывает на то, что успешной организацией может являться только та, которая отходит от устоявшихся традиций и методов в пользу более интересной деятельности, — исследовательской, продуманной и эвристической. Такой подход нередко называют научным, поскольку его функциональные особенности мало чем отличаются от детского познания мира.

Важно понимать, что для эффективного развития дошкольника, характерно развитие поступательного характера в отношении 5 основных пошаговых этапов.

Этапы:

  1. Возможность самостоятельного экспериментирования.
  2. Наличие трудностей, которые в последующем необходимо преодолеть.
  3. Формирование навыка или умения посредством общения с взрослым человеком.
  4. Подключение творческих навыков и воображения
  5. Проведение деятельности совместно со сверстниками.

Педагогическая практика указывает на то, что наличие вышеописанных действий значительно увеличивает эффективность и скорость развития дошкольника, включая совершенствование психических и когнитивных процессов у ребенка.

Воспитательный и учебный процесс в ДОУ основывается на комплексном применении различных видов деятельности учащихся в определенной форме.

Для того чтобы эффективно реализовать педагогические методы, учитель должен комбинировать такие разновидности, выведенные по ФГОС. Это позволит более быстро и качественно реализовать необходимый план занятий.

Видео на тему: виды деятельности в ДОУ по ФГОС

Работа по ФГОС в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ):

Источник