Основа развития и воспитания ребенка

Основа развития и воспитания ребенка thumbnail

Огромное значение в деле воспитания ребёнка имеет та нравственная атмосфера, которая его окружает изо дня в день.

Наиболее ответственным периодом в воспитании личности А.С. Макаренко считал раннее детство. Именно в это время закладываются черты характера, формируются навыки, привычки, склонности. И если, вследствие неправильного воспитания они негативны, исправить их в дальнейшем очень трудно, а порою невозможно. Перевоспитание всегда требует во много раз большей затраты сил и терпения.

Мы хотим, чтобы наши дети вырастали здоровыми и сильными, честными и справедливыми, аккуратными, жизнерадостными, настойчивыми и трудолюбивыми.

Решающую роль в воспитании детей играет окружающая среда. Это всё то, что непосредственно окружает человека, формируя его взгляды и убеждения, навыки и привычки.

В известном смысле, человек — это его характер, а он создаётся воспитанием. Воспитание и самовоспитание сопутствуют человеку в течение всей его жизни. Ребёнок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он будет воспитываться, от направленности и содержания воспитания.

Первым воспитателем ребёнка с момента его рождения является семья. Умные, внимательные, чуткие и в то же время требовательные родители остаются друзьями и наставниками своих детей на всю жизнь.

Воспитание ребёнка — дело сложное, требующее определённых знаний, терпения, такта, выдержки, а главное — любви и внимания к детям, уважения их личности, понимания их интересов и потребностей, постоянного наблюдения за их развитием.

Главным методом воспитания является единство слова и личного примера родителей. «Каков отец, таков и молодец», — говорит народная поговорка. Если ребёнок не видит положительного примера или видит противоположное тому, о чём говорят на словах и что требуют от него, все усилия взрослых будут тщетными. Ни что так не влияет на детей, как личный пример взрослых.

Так, дети должны видеть, что отец благодарит мать за поданный обед, за выстиранную рубашку, за каждое проявление заботы о нём, и, когда он сам свободен дома, наравне с матерью выполняет домашнюю работу. Дети должны видеть, что поведение родителей проникнуто взаимным уважением и любовью, доброжелательностью, единством и чёткостью требований друг к другу и к своим детям.

Семья — это маленький коллектив, где каждый должен заботиться о другом, считаться с интересами других. Здоровая обстановка в семье, приветливая атмосфера, в которой растут дети — вот главный, решающий фактор воспитания. Здесь имеет значение всё: взаимоотношения родителей, их культурные и нравственные интересы, отношение к труду, общественным обязанностям, к окружающим, к самим детям.

И взаимоотношения родителей между собой, и их обращение с ребёнком требуют постоянно ровного, доброжелательного тона. Как бы взрослый не устал, чем бы он ни был огорчён, недопустимо срывать своё настроение на детях, проявлять недовольство к их просьбам поиграть с ними, рассказать им сказку или прочитать книжку.

К сожалению очень часто, не умея сдерживаться, родители вымещают свою раздражительность на детях, а у тех накапливается чувство обиды из-за несправедливости взрослых. Неровное отношение к ребёнку вредно сказывается на формирование его характера. Дети в таких случаях не знают, как и когда можно обращаться к родителям, несправедливо нанесённые обиды ведут к отчуждению, дети нередко становятся замкнутыми и угрюмыми.

На ребёнка не менее сильно, чем содержание речи, действует тон, каким с ним разговаривают. Возбужденная, несдержанная речь, не говоря уже о грубых бранных выражениях, раздражает его, порождает вспыльчивость, капризы, упрямство, наносит душевную травму и, в конечном счете, портит характер ребенка. Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами, мыслями. Надо быть ласковым без приторности, доброжелательным и приветливым, обращаться к малышу с добрым выражением лица. Тогда ребенок сам усвоит этот тон и будет сдержан и приветлив даже тогда, когда с ним случится какая-нибудь неприятность. Только спокойный человек, владеющий своим настроением и чувствами, может правильно ухаживать за ребёнком. Нервные родители воспитывают и нервных детей.

В семье, где умеют переживать трудности, не предаваясь унынию, где царит ровное, спокойное, доброе настроение, дети и физически, и психически развиваются лучше. В окружении весёлых, дружелюбных людей они сами становятся весёлыми и жизнерадостными.

Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность, выдержка — свойства возраста. Ребенок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт (тесноту в автобусе, очередь в магазине). Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказаться от понравившейся игрушки, если родителям не по средствам её купить. Каждое преодоление каприза должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена.

Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что выдержанный, терпеливый, сосредоточенный ребёнок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии.

Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к 2-3 годам ребёнок ощущает себя как личность, а к 4-5 годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.

Старайтесь, чтобы ребёнок был задействован в как можно большем количестве, выражаясь языком психологов, «малых групп»: это не только детский сад, но и другие. Например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т.п. Это только поможет ему гармонично развиваться.

Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребёнок осознает своё «Я». Ребёнку надо внушить мысль о том, что именно он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако всё это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.

Необходимо помочь ребёнку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чём: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребёнка.

Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами… Каждый случай требует очень внимательного разбора, у детей своя логика; с нашей, взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены. Ставя перед ребёнком определённую задачу — потерпи, подожди — необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. И непременное условие — похвала за достигнутый результат. Выдержанный ребёнок вызывает положительную реакцию окружающих, ему будет легче учиться в школе. И сам он будет чувствовать себя комфортно.

Кража, воровство — применимы ли эти понятия к маленькому ребёнку? К сожалению, да. Вполне возможен такой случай, когда у вашего малыша вдруг обнаруживается вещь чужая, ему не принадлежащая. Ситуация эта весьма неприятная, сложная, требующая обдуманных решений, взвешенного, тактичного поведения.

Дело в том, что у ребёнка ещё не сформированы тормозные, запретительные механизмы. И очень часто желание обладать какой-либо вещью, желание схватить яркую, привлекательную вещь ребёнок просто не может контролировать.

Естественная реакция родителей, увидевших присвоенную вещь у своего чада — рассердиться, начать запугивать, вызвать у ребёнка страх. Поможет ли это в данной ситуации? Скорее всего, нет. Просто в следующий раз в подобной ситуации ребёнок окажется хитрее. Если родителей не убедят слова, что он эту вещь нашёл, будет прятать её в саду, во дворе и т.п.

Безнаказанность, удачное скрытие факта кражи могут закрепить в нём ощущение успеха, и постепенно его поступки, которые первоначально объяснялись только тем, что он не сдержался, могут стать актом сознательной кражи. При этом доверительные отношения между ребёнком и взрослым будут сломаны раз и навсегда.

Нельзя пугать и не надо наказывать. Но также нельзя оставить совершившееся деяние без внимания. Надо, не стесняясь, не скупясь на эмоции, выразить своё огорчение, полное недоумение: как мог ваш хороший ребёнок поступить подобным образом? И, может быть, даже пожалеть его, посочувствовать и совместно поискать выход: «Что же нам теперь делать?», предлагая различные варианты подвести ребёнка к трудному, но правильному решению: вернуть взятое без спроса. Надо снабдить ребёнка подходящей спасительной формулировкой, чтобы он мог избежать ставшего теперь для него невыносимым слово «кража».

Родительская любовь — это одна из самых важных больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Разумная любовь родителей освещает жизненный путь малышам и подросткам, юношам и девушкам, помогает молодым людям жить и трудиться в нашем обществе, на благо которому мы воспитываем своих детей.

Фото: Екатерина Афанасьичева.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник

Я решила осветить эту тему, потому что считаю её актуальной для каждого. Рано или поздно каждому из нас предстоит стать родителем, и желательно заранее знать, как правильно воспитывать детей, и в чём собственно заключается это воспитание. Но лучше поздно, чем никогда. Главное, получив знание, суметь на практике применить его.

Итак, какие же основные задачи должны реализовать родители по отношению к своим детям?

  1. Это — раскрыть предназначение ребёнка и направить его реализацию в нужное русло, согласно его устремлениям и особенностям характера.
  2. Заложить фундамент нравственности, моральных ценностей, этику поведения.
  3. Иметь принимать негативные эмоции своего ребёнка.

Теперь обо всём по порядку.

1-й долг

Существует 4 основных психотипа личности: чувствительный, активный, коммуникативный и рецептивный.

  • Чувствителиный или сенсетивный тип (на санскрите — брахман) соответствует стихии воды. Для таких детей важен эмоциональный комфорт. Им важно, чтобы их выслушали. Цели таким детям не нужны. Задача родителей — дать эмоциональную защиту такому ребёнку. Им нельзя запрещать проявлять свои эмоции. Они ждут от родителей отзывчивости и чуткости. Их нужно учить прощать и забывать обиды. А также объяснять, что их негативные эмоции — это нормально. Понимание и сочувствие — путь к удовлетворению потребности ребёнка. Такое отношение вдохновит его к действию. Такие дети вырастают внимательными, наблюдательными. Имеют творческий склад ума, оригинальны. Хорошие собеседники, способные выслушать. Обладают внутренней мудростью. Чаще становятся учителями, врачами, психологами, юристами. Их главная черта — сострадание и справедливость.
  • Активный тип или руководители (на санскрите — кшатрии). Им соответствует стихия огня. Главная потребность — действовать и достигать результата. Им нужен чёткий план действий: сроки, детали, условия, опыт приобретают через свои ошибки. Задача родителей давать возможность ребёнку быть в роли лидера — это раскрывает его лучшие качества. Нельзя критиковать такого ребёнка в присутствии других людей. Нельзя говорить: “сядь, успокойся!”. Воспитывать нужно мягко, чётко, решительно. Для них важен авторитет. Важно влияние отца. Их нужно учить заботиться о других. Объяснять, что ошибаться не страшно — это опыт, из которого нужно сделать вывод, осмыслить. Для личного роста им нужны действие и система. Важны сотрудничество и совместная деятельность. Они вырастают чуткими, щедрыми и милосердными. Становятся руководителями, лидерами, защитниками, военными.
  • Коммуникативный тип, купцы или вайшьи на санскрите. Стихия воздуха. Главные их потребности заключаются в общении, получении информации, разнообразии. Любят сюрпризы. Для них хаос — это потребность. Призывы к порядку их разрушают. Жизнь должна быть приключением. Им важно много читать, общаться. Телевизор и компьютер им противопоказаны. Родители не должны лишать таких детей общения. Нельзя ругать за их забывчивость и рассеянность. Их нужно учить щедрости и ответственности. Основой для личностного роста является познание себя и окружающих, восприятие мира и отношения с людьми. Они могут стать стабильными, уверенными в себе, ответственными, способными концентрироваться. Успешны в профессиях, связанных с коммуникацией. Предприниматели, торговцы, дипломаты.
  • Рецептивный, хозяйственный тип или исполнители (шудры). Соответствует земля. Им важен физический комфорт. Главное стабильность, ритуал, ритм, повтор. Разнообразие не нужно. Для них оно трагично. Важно, чтобы жизнь была упорядочена. Порядок делает их счастливыми. Важны стабильные отношения между родителями. Тяжелее других типов детей переживают развод. Нельзя держать их в неведении. Особенностью характера является стремление к достижению цели, т.е. цель — важна. Родителям нужно упорядочить жизнь ребёнка. Всё должно быть по плану. Ребёнок должен знать, что будет завтра, послезавтра. Их нужно учить гибкости, уважению, сотрудничеству. Им важно найти себе нормальных покровителей. Для реализации им нужен чёткий план для достижения цели. Вырастают хорошими, верными друзьями, надёжными спутниками жизни. Это мастера на все руки. Могут быть рабочими, людьми творчества и искусства. Успешны в финансах и духовных знаниях.
  • Существует ещё 5-й тип характера — несформированный. Он возникает в результате того, что родители не смогли выявить характер ребёнка или задавили его своим авторитетом и невежеством. В результате положительные проявления характера были уничтожены. Вырастая, такие дети не понимают своего предназначения, не знают, чем лучше заниматься в жизни, где себя реализовать. Не видят цели в жизни. Такие люди очень страдают, считают себя неудачниками, пытаются найти себя, но часто безуспешно.

В давние времена существовал такой обычай, чтобы определить склонность ребёнка к той или иной сфере деятельности: перед маленьким ребёнком, лет 2-х, клали 4 предмета: книгу, оружие, монеты или топор (молот), и от того, к какому предмету потянется малыш, определяли его предназначение и давали соответствующие знания, воспитание и профессию. Это было очень мудрое воспитание, дети занимались именно тем, к чему были предрасположены, и из них вырастали гармоничные и счастливые люди, отличные мастера в своей отрасли.

В наше время про этот обычай забыли и воспитывают, кто во что горазд.

Можно выделить 3 подхода в воспитании:

  1. Воспитание в невежестве, когда ребёнок предоставлен сам себе, растёт, как сорная трава. Родители никак не занимаются ребенком.
  2. Воспитание в страсти, когда родители учат ребёнка стремиться к обеспечению себя материальным комфортом. Используют ребёнка для воплощения своих нереализованных желаний и мечт. Хотят за счёт детей наверстать свои упущенные возможности и в результате заставляют получать ту профессию или осваивать тот вид спорта или искусства, к которому ребёнок не склонен. Вырастает несчастный человек.
  3. Воспитание в благости. У родителей есть понимание, что все мы разные, и дети с рождения имеют свою индивидуальность. Они не обязаны и не могут отвечать нашим представлениям и требованиям об идеальном ребёнке. Все семена в детях уже заложены, и родителям остаётся лишь поливать и удобрять почву, чтобы вырос красивый цветок. Мы не можем сделать ребёнка счастливым, но можем помочь раскрыть всё самое лучшее, что в нём заложено, чтобы он вошёл во взрослую жизнь уверенной, гармоничной личностью.

Кроме раскрытия психотипа ребёнка мы также должны учитывать в его воспитании возраст и пол

Так, с 1 до 5 лет к детям нужно относиться с трепетной любовью и заботой, спокойно и ласково, независимо от пола ребёнка. Мальчикам и девочкам одинаково нужны проявления маминой любви, её прикосновения. Роль папы в этом периоде незначительна. К мальчику нужно относиться как к царю, к девочке, как к богине. В древних писаниях сказано: “Дитя — это гость в доме. Его можно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, ибо оно принадлежит жизни”. Кричать, ругать и тем более бить детей в этом возрасте недопустимо.

Следующий этап — это от 6 до 14 лет, можно назвать ребёнок — солдат. В этом возрасте нужно учить понимать слово нет, границы дозволенного, вводить ограничения. Нужно учить ребёнка сотрудничать с вами. До 9-го возраста нужно говорить — пойдём вместе сделаем,.. а после 9 лет говорить — пожалуйста, иди сделай сам. Не забывайте хвалить за помощь. В каждом ребёнке заложено желание быть нужным, полезным, помогать. Важно своей критикой и отсутствием похвалы не загубить это. Насилие или, наоборот, полная свобода в этом возрасте не дают развития ребёнку. К 14 годам ребёнок должен стать вам лучшим другом на всю жизнь.

Начиная с 9-летнего возраста необходим разный подход в воспитании мальчиков и девочек. То, что хорошо одним, совершенно не подходит другим. Для девочек с этого возраста важно проявление любви в виде заботы. Ей важны родительская поддержка и участие. Она должна чувствовать опеку и защиту, тогда она будет развиваться правильно.

А для мальчика важно проявление любви в виде доверия. Родителям нужно увидеть в сыне хорошие мужские качества, верить в него и дать свободу, возможность самостоятельно принимать решения, где-то совершать ошибки, но делать из них вывод и становиться ответственным за свои поступки.

Древняя мудрость гласит:

“Лучший способ отца воспитать дочь, это отдать её под опеку матери.

А лучший способ матери воспитать сына, это доверить его воспитание отцу”.

Хороший родитель должен понимать следующие принципы воспитания:

  • ребёнок может быть другим,
  • ребёнок имеет право на ошибку,
  • имеет право говорить нет,
  • имеет право на негативные эмоции,
  • имеет право желать большего.

Для того, чтобы воспитать достойного человека, родители должны выполнить свой второй долг перед ребёнком — это привить этику поведения, заложить фундамент нравственности и передать духовные законы. Делать это нужно через заинтересованность. Простые фразы ребёнок не усвоит. Нужно посредством ролевых игр, сказок объяснять, что хорошо, а что плохо. Вместе обсуждать характер и поведение героя мультфильма или книги. Такие разговоры вас сблизят и помогут передать ваши знания ребёнку. Конечно же, важно самим являться примером для подражания. Вести достойный образ жизни, чтобы ваши слова не расходились с делом, и ребёнок не уличил вас в лицемерии. Дети всегда испытывают уважение к родителям, если видят, что те ведут себя правильно, достойно, исполняют свои обязанности, уважительны и корректны друг с другом.

Третий долг родителя перед ребёнком — это умение принимать негативные эмоции своих детей

Часто дети отдаляются от родителей, испытывая на них обиду, непонимание или недостаток внимания. Обиды копятся, а отношения ухудшаются, и всё чаще случаются конфликты. Чтобы наладить отношения в таком случае, необходимо дать ребёнку высказаться, слить вам весь свой накопленный негатив, даже если это претензии касаются вас самих. Ваша задача терпеливо и беспристрастно выслушать ребёнка, все его претензии, обиды и трудности. В ходе этого излияния и после него вы не должны оправдываться перед ребёнком и тем более ругать за то, что посмел такое говорить, и даже ваши советы в этом случае ребёнку не нужны. Ваш долг как родителя просто выслушать и мысленно попросить прощения. Выговорившись, ребёнок, как бы скинет камень с души, и его сердце откроется к общению с вами. В то же время и ваше сердце будет открытым. У детей, которые имеют возможность регулярно сливать свой негатив родителям, рождается к ним большая благодарность, и высвобождается колоссальная энергия для реализации себя в социуме и собственной семье.

И напоследок хочется сказать, каким бы трудным или лёгким не был ваш ребёнок, нужно уметь в воспитании проявить абсолютную любовь к нему. Не должно быть условий, при которых мы их любим, например, если учишься хорошо — мы тебя любим, а за плохие оценки и знать не хотим. Потому, что такая условная любовь разрушает личность ребёнка. Он должен понимать, что вы его любите просто так, каким он есть, со всеми его плюсами и минусами. Просто за то, что он есть в вашей жизни.

Источник