Основа интеллектуально личностного развития ребенка

Развитие личности ребенка – объемный и трудоемкий процесс не только со стороны внешнего воздействия, но и со стороны самого ребенка. Решением проблемы занимается психология. Современные представления отталкиваются от того факта, что отправной точкой личностного становления всегда служит семья, родители. Именно близкое окружение во многом определяет те предпосылки, которые лягут в основу развития в период детства.
Процесс личностного развития представлен на нескольких этапах. Каждому из них характерна своя специфика. При этом все они между собой тесно связаны, как и факторы развития личности. Невозможно перескочить какой-либо из них. Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, необходимо понимать особенности процесса воспитания для разных возрастов.
Что такое личность?
Категория «личность» является составным элементом понятийного аппарата большого числа научных направлений. В обычной жизни люди пользуются данным понятием довольно часто. Существует огромное число теорий (например, системно ролевая теория формирования личности ребенка), посвященных проблеме личностного становления.
Что же понимается под личностью и ее развитием? Что влияет на этот процесс? Личность представляет собой качество, приобретаемое человеком в процессе социокультурной жизни. Каждый человек рождается индивидом, то есть имеет набор определенных уникальных характеристик. При взаимодействии с социумом происходит развитие личности.
Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:
- раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
- дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
- отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
- юношеское развитие – от 16 до 18 лет.
Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф. По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц. Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.
При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.
Фазы личностного развития
Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями. Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности. Среди них выделяют следующие:
- Первая фаза развития – адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
- Вторая фаза личностного развития – индивидуализация. Ее основа – это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
- Третья фаза – интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и взаимодействия с окружающими. В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.
В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.
Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.
Значение родителей для личностного развития
Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители. Они определяют успешность прохождения через этапы развития – воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс. Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.
Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни. В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей. Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.
Овладение речью только происходит. По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна. Их задача – позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.
Значение дошкольного возраста
Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива – группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).
В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.
Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов
Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка. Для кого-то это послушание, для кого-то – наказание. Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.
В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка. Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни. Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.
Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.
Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача – обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме. Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться сделать ошибки. Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека. Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.
Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя – это одно целое. Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка. Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.
После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя». Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи. Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.
Коллектив – движущая сила
Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом – группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.
При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы. Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива. Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен. Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.
Развитие личности ребенка – это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи. Формирование личности в раннем возрасте во многом определяется степенью влияния родителей, их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям. В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом – это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.
Источник
Проблеме интеллектуального развития и воспитания в педагогике уделяется немало внимания. Оно и понятно: воспитание интеллектуальных компетенций подрастающего поколения – залог будущего благополучия не только отдельно взятого ребенка, но и общества в целом. И если ценность темы интеллектуального воспитания очевидна, то пути достижения цели могут быть самыми разными – о них мы расскажем ниже.
Содержание интеллектуального (умственного) воспитания по сути состоит из нескольких направлений, или видов:
- интеллектуально-нравственное, духовное воспитание (сюда же можно отнести и эстетическое) – формирование нравственной позиции, знакомство с общечеловеческими нормами морали и этики. Важно, чтобы необходимость поступать в соответствии с ними стала внутренней потребностью маленького человека. Обогащение внутреннего мира ребенка, развитие способности видеть прекрасное;
- интеллектуально-познавательное воспитание – развитие познавательных способностей, любознательности, умения анализировать, глубины и скорости мышления, общей эрудиции, критического, логического и абстрактного мышления;
- интеллектуально-творческое воспитание позволяет ребенку создавать что-либо новое, придумывать нестандартные решения и претворять идеи в реальность.
Что касается целей и задач интеллектуального воспитания, они понятны любому взрослому. К ним относятся:
- умственное развитие ребенка;
- развитие познавательной активности;
- повышение уровня развития всех компонентов интеллекта: мышления, внимания, памяти, когнитивных процессов, восприятия.
Интеллектуальное воспитание детей в семье: мероприятия, игры
На уровень развития человека влияют в наибольшей степени два фактора: наследственность и окружающая обстановка.
Поэтому воспитание интеллектуально развитого ребенка немыслимо без участия близких родственников. Если наследственные особенности кардинальным образом изменить невозможно, то в силах родителей создать благоприятную обстановку для правильного развития сына или дочери. Лучше всего это сделать с учетом особенностей интеллектуального воспитания детей разного возраста.
Воспитание дошкольников
Отметим, что программа интеллектуального развития и воспитания дошкольников довольно проста и строится в соответствии с особенностями возрастной психологии и физиологии. Так, в развитии дошкольников велика роль интеллектуальных игр.
- Научите ребенка играть в шахматы (о введении в школах обязательных занятий шахматами читайте здесь). Вместе с ним отгадывайте ребусы, головоломки, решайте кроссворды. Неплохо было бы купить адаптированные для дошкольников наборы для опытов по физике и химии, разнообразные конструкторы и развивающие настольные игры (обзор лингвистических игр вы найдете здесь). Лепку, рисование и аппликации также имеет смысл включить в ваш план интеллектуального воспитания.
- Как можно больше разговаривайте с ребенком. Если он совсем маленький, подойдут потешки, народные сказки. С ребенком постарше, вступившим в возраст почемучек, старайтесь находить исчерпывающие объяснения для всего, что его интересует. Поощряйте вопросы на любую тему и сами спрашивайте, побуждая его мыслить, анализировать, обращать внимание на неочевидные вещи.
- Читайте дошкольнику вслух – это не только развивает кругозор малыша, но и способствует сближению родителей и детей любого возраста.
- Особое внимание следует уделять физической активности – это стимулирует мыслительные процессы. Чем больше подвижных игр будет у ребенка ежедневно, тем лучше.
- Полезны для развития сюжетно-ролевые игры, кукольный театр.
Детский психолог Маргарита Корнилова рекомендует:
Чтобы стимулировать интеллектуальное развитие ребенка и подготовить его к школе, родители начинают усиленное умственное развитие малыша: пишут вместе в прописях, решают задачки… Но для детсадовца лучший способ интеллектуального развития – игра. Играйте вместе с ним и чаще оставляйте наедине с самим собой (без гаджетов!). Сначала он поскучает, а затем начнет возводить дом из подушек (для себя или для плюшевого медведя) или поезд из стульев, придумывать сказки, мастерить совершенно невообразимые наряды для себя и кукол, строить целую флотилию из подручных материалов, рыть тоннель и возводить замки в песочнице. Именно в игре у дошкольника закладываются все необходимые навыки, развиваются фантазия, творчество, инициативность и, конечно, интеллект – все то, что понадобится ему в школе и не только.
Воспитание школьников
Что касается интеллектуального воспитания школьников, то здесь роль родителей остается по-прежнему важной. Они не должны самоустраняться, полагая, что раз ребенок пошел в школу, то его умственное развитие теперь прерогатива учителей.
- Поощряйте интерес ребенка к чтению. Знакомьте его с хорошими книгами – можно даже не в строгом соответствии с возрастом, а с некоторым опережением, «на вырост». Обсуждайте прочитанное. Можно предложить ребенку рассказать всю историю или ее часть с точки зрения другого персонажа, а не того, от лица которого она рассказана.
- Посещайте музеи и тематические выставки, ходите в театр (в том числе и на постановки по произведениям из школьной программы), на экскурсии, мастер-классы и квесты.
- Обеспечьте школьнику занятия спортом, правильное питание, свежий воздух и 8-10-часовой сон – ребенку будет легче даваться учеба.
- Играйте всей семьей в интеллектуальные настольные игры, отгадывайте головоломки.
- Если видите, что школьник проявляет явный интерес или склонность к какому-либо предмету и хочет изучать его углубленно, поощряйте это стремление, даже если вам кажется, что такое увлечение ненадолго.
Интеллектуальное воспитание детей в школе: мероприятия, игры
Понятно, что учеба в любом образовательном заведении уже сама по себе имеет целью умственное развитие. Стандартной учебной программы вполне достаточно, чтобы получить необходимый набор знаний и выйти на качественно новый уровень мышления. Тем не менее есть способы, позволяющие сделать процесс обучения более интересным и эффективным. Отметим, что средства и методы интеллектуального воспитания учащихся разного возраста не тождественны друг другу.
Варианты для учеников начальной школы
- Ребенок-ведущий с помощью мимики и жестов изображает какое-либо чувство, состояние. Тот из детей, кто первый угадал задуманное, становится новым ведущим. Это упражнение способствует развитию эмоционального интеллекта, учит детей быть внимательными, понимать эмоции и желания друг друга. Социальные навыки, в свою очередь, влияют на школьную успеваемость.
- Учитель называет предмет, а дети по очереди подбирают по одному прилагательному к данному существительному. Повторять слова за другими участниками нельзя. Тот, кто не смог вспомнить подходящее прилагательное, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последним назвал слово.
- Учитель начальных классов из Кемеровской области Светлана Алексеевна Горбикова предлагает такую игру. Педагог называет предмет: например, «вертолет». Дети записывают на листочке слова, близкие к этому предмету по какому-либо признаку: например, «машина» (транспорт), «бабочка» (летает), «отвертка» (принцип вращения) и т. д. Выигрывает тот, кто придумает больше всего таких групп.
Варианты для подростков
Работа с подростками отличается от интеллектуального воспитания младших школьников. Полноценное мышление развивается к 14-15 годам, проходя через несколько стадий:
- сенсомоторного, или наглядно-действенного мышления (к 2 годам);
- дооперационального, или наглядно-образного мышления (к 7 годам);
- конкретных операций, или словесно-логического мышления (к 11-12 годам);
- формальных операций, или абстрактно-логического мышления (к 14-15 годам).
Что же можно предложить подросткам?
- Как ни банально это звучит, но воспитанию интеллектуальных способностей больше всего помогает вдумчивое изучение предметов школьной программы. Ведь именно они развивают логику (физика, химия, математика), грамотную речь (русский язык, литература), память (история, иностранные языки), воображение (музыка, ИЗО, МХК).
- Ирина Васильевна Богуславская, педагог индустриально-судостроительного лицея в Санкт-Петербурге проводит такую игру для учащихся (16-20 лет). Они делятся на две команды, ведущий закрепляет самодельный маятник, приводит его в движение и позади него показывает три репродукции картин. Ученики должны посчитать, сколько колебаний совершил прибор, и запомнить содержание картин. После этого три игрока из каждой команды по очереди дают описание одной из репродукций, а четвертый сообщает, сколько раз качнулся маятник. Выигрывает команда, участники которой дали наиболее правильные ответы. По опыту Богуславской, это упражнение развивает произвольное внимание, что положительно сказывается на учебной деятельности подростков и, как следствие, на оценках.
- Для школьников любого возраста непременное условие интеллектуального воспитания – чтение книг сверх школьной программы. Важное условие: это должны быть не дешевые бульварные издания, а литература хорошего качества, знакомство с которой принесет пользу. Василий Александрович Сухомлинский рассказывал, что педагоги его школы убедились: плохо или медленно соображающим детям для полного усвоения обязательных знаний следует прочитать некий объем дополнительной научно-популярной литературы – не для запоминания, а чтобы активизировать умственную работу, настроить мозг на осмысление и сохранение в памяти основных знаний. Когда Сухомлинский преподавал физику, он давал прочитать неуспевающим ученикам интересные научно-популярные брошюры. В результате дети стали быстрее осмысливать причинно-следственные связи, лучше запоминать информацию. От самостоятельного чтения зависит развитие памяти, абстрактного мышления, уровень интеллектуального воспитания.
- Одна из форм интеллектуального воспитания подростков – воспитание информационной культуры. Для этого вполне подойдут классные часы. Темы могут охватывать самые разные вопросы в виде цикла: от правил поведения в виртуальном пространстве до умения распознавать фейковую информацию. Здесь стоит исходить из интересов и уровня развития конкретного класса. Кстати, об информационной гигиене и правилах поведения в Сети мы подробно рассказывали в этой статье.
Независимо от возраста
Напоследок отметим, что умственному развитию школьников любого возраста способствуют:
- викторины и олимпиады различного уровня по школьным дисциплинам;
- знакомство с биографиями выдающихся ученых, творцов, политических деятелей;
- участие в опытах, проектах, экспериментах.
Автор: Марина Севастьянова
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник