Осень сентябрь развитие ребенка

Людмила Костенко
Конспект тематической беседы в старшей группе. Тематический день «Сентябрь — первый месяц осени»

Конспект тематической беседы в старшей группе

Тематический день: «Сентябрь первый месяц осени»

Задачи:

Познавательное развитие: расширить представления детей о первом месяце осени сентябре.

Речевое развитие: развивать речь, мышление, память детей, наблюдательность, интерес к окружающей среде.

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Материалы: проектор иллюстрация картинок «Сентябрь».

Беседа.

– Вот и закончилось теплое лето, но на смену ему приходит осень. Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Сегодня мы с вами поговорим о первом месяце осени сентябре.

Сентябрь – дивный голубь лесной,

Присел за окном на ветвях.

Как с рыжей осенней листвой

Расцветкою схож этот птах!

На крыльях грибные дожди

Узор отпечатали свой,

Туманы теснятся в груди

И шлейфом летят за спиной.

Называют сентябрь «запевалой осени» или «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Просмотр презентации «Сентябрь».

3 слайд. В начале сентября выдаются теплые, солнечные деньки, такая погода называется «бабье лето».

5 слайд. В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается так высоко, как летом. Чаще налетают порывистые холодные ветры.

6 слайд. По утрам стелются влажные туманы.

7 слайд. В сентябре часто идут дожди, но не теплые, летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. В конце месяца бывают заморозки, лужицы покрываются тонкой корочкой льда.

8 слайд. В лесу в сентябре поспевает рябина, поэтому и называют сентябрь «рябинником».

9 слайд. В это время созревают на дубе желуди, на орешнике – орехи, на болоте – клюква.

10 слайд. В лесу на старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят.

11 слайд. Прячутся под опавшими листьями подберезовики, сыроежки, грузди, белые.

12 слайд. Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края журавли, грачи, кукушки, ласточки, стрижи.

13 слайд. Поэтому еще одно название сентября «месяц птичьих стай».

Поэтому еще одно название сентября «месяц птичьих стай».

14 слайд. Готовятся встретить суровую зиму звери. Зайцы и белки начинают линять.

15 слайд. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди – нагуливает жирок на зиму Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди – нагуливает жирок на зиму

16 слайд. Мыши запаслись колосками. Барсук собирает коренья и грибы.

17 слайд. В сентябре грибники да ягодники ходят по лесу с корзинкой – собирают ягоды и грибы. В сентябре грибники да ягодники ходят по лесу с корзинкой – собирают ягоды и грибы

18 слайд. С полей и огородов убирают урожай овощей – картошки, капусты, свеклы, моркови.

19 слайд. А в садах срывают с веток румяные спелые яблоки.

А в садах срывают с веток румяные спелые яблоки.

20 слайд. В сентябре на полях сеют озимые хлеба – рожь и пшеницу

21 слайд. 1 сентября дети идут в школу, начинается учебный год.

А сейчас послушайте и отгадайте загадки:

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(Сентябрь)

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

(Осень)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(осенний лист)

Льется он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

Сам холодный, проливной,

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу.

(Осенний дождь)

Приметы сентября

Тихи сентябрьские дни – нарядно бабье лето.

Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд.

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Бабье лето – две недели.

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В сентябре всякое семя из колоса плывет.

В сентябре днем погоже, да по ночам негоже.

В сентябре земля наряжается в зеленя.

В сентябре и лист на дереве не держится.

В сентябре лес реже и птичий голос тише.

Сентябрь без плодов не бывает.

Сентябрь – вечер года.

Сентябрь кафтан с плеч снимает, тулуп надевает.

Сентябрь – летопроводец, проводы лета.

В сентябре не изба мужика греет, а цеп-молотило.

Холоден сентябрь, а сыт; сиверко – да сытно.

Если в этот месяц на дубах будет много желудей, то ожидай и много снегу перед Рождеством, да к теплой зиме и плодородному лету.

Г ром в сентябре – к долгой зиме.

Задождит сентябрь – не радость мужику.

Пословицы и поговорки о сентябре

Лето со снопами – осень с пирогами.

В сентябре одна ягода, и та – горькая рябина.

Холоден сентябрь-батюшка, да сыт.

Август варит – сентябрь на стол подает.

В сентябре огонь в избе и в поле.

Осенью и воробей богат.

– Ребята, а давайте поиграем с вами в игру «Солнышко и дождик» Классическая детская осенняя игра: дети резвятся, когда взрослый произносит «солнышко» и стремглав бегут под зонтик у него в руках, когда он произносит «дождик».

Итог: О чем мы сегодня говорили? сентября, и его приметах). Как называют первый месяц осенний? (сентябрь) Когда бывает бабье лето? В сентябре дни становятся, короче или длинней? Почему сентябрь называют «Рябинником»? Молодцы, ребята!

Читайте также:  Лаура берк развитие ребенка

Рефлексия: Ребята, вам понравилось сегодня беседовать про первый месяц осени «сентябрь»? Если да, то возьмите по листочку и соберите осенний букет.

Источник

Наталья Аносова
Конспект тематического занятия для детей средней группы «Сентябрь на календаре, осень во дворе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №148»

Конспект тематического занятия для детей средней группы

«Сентябрь на календаре, осень во дворе»

Воспитатель:

Аносова Н. И.

Воронеж

Цель:

Расширять кругозор детей, словарный запас; познакомить детей с изменениями в жизни зверей и растений с приходом осени; воспитание эстетического восприятия окружающего мира.

Задачи:

Уточнить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в растительном и животном мире;

Воспитывать заботливое отношение к природе;

Развивать у детей наблюдательность;

Развивать память, мышление, умение получать удовольствие от результата своей работы.

Оборудование:

Картинки с изображением зверей, листья деревьев, корзинки с муляжами фруктов и овощей, лист бумаги, краски.

Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, изучение народных примет, заучивание ролей с детьми, дидактические игры на тему «Осенние хлопоты человека», «Какие бывают деревья», наблюдение за трудом взрослых, беседы из личного опыта детей.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Дети становятся в круг и вытягивают ладошки вперед, вместе с воспитателем приветствуют друг друга на занятие.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

– Доброе утро!

– Доброе утро

Солнцу и птицам!

– Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Дети садятся на стульчики полукругом.

2. Знакомство с приметами ранней осени.

Воспитатель: Ребята,отгадайте загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».

Дети: Осень.

Воспитатель: Вот и осень наступила,

Ножки в луже промочила.

Ветерок чихнул- с дерева листок упал,

Повернулся на бочок и уснул (А. Гришин)

Воспитатель: Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Первый месяц осени – сентябрь в народе называют “златоцвет, листопадник, хмурень”. Ребята, давайте посмотрите календарь наблюдений за погодой в сентябре.

Воспитатель: Почему сентябрь называют хмурень?

Дети: Солнце светит реже, небо хмурое.

Воспитатель: Чем радует нас сентябрь?

Дети: Плодами в саду, огороде, поле, лесу.

Воспитатель: Что делают люди в садах и огородах?

Дети: Собирают урожай.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами тоже соберем свой урожай.

Игра «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить знание овощей и фруктов.

(Нужно собрать овощи в корзину белого цвета, а фрукты – в красную.)

Воспитатель: Молодцы с этим заданием справились.

Ребята, как вы думаете,почему в народе говорят: “Сентябрь птиц в дорогу торопит” Объясните эту пословицу.

Дети: Перелетные птицы готовятся к перелету в теплые страны.

Воспитатель: Какие птицы улетают от нас?

Дети: Ласточки, скворцы, грачи, журавли, гуси, утки.

Воспитатель: Как вы думаете, почему улетают перелетные птицы?

Дети: Погибают и засыпают насекомые, которыми питаются птицы.

Воспитатель: Но к нам прилетают птицы из леса. Назовите их. (Снегири, клесты).

Воспитатель: Давайте отправимся в прогулку по лесу. (Дети вместе с воспитателем идут по дорожке, выполняя движения)

Воспитатель: Маленькие ножки идут по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

Маленькие ножки бегут по дорожке,

А большие ноги бегут по дороге.

Маленькие ножки скок – скок по дорожке,

А большие ноги идут по дороге.

(Дети садятся на стулья).

Воспитатель: В лесу тоже собирают урожай, а урожай чего?

Дети: Грибов.

Игра «Грибная поляна»

Воспитатель раскладывает картинки грибов, дети выбирают съедобные, называют их и складывают в корзину.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как зимуют дикие животные в лесу?

Дети: Медведь, ежик впадают в спячку; заяц и белка меняют шубку.

Воспитатель: Осень – удивительное время.Она словно художник раскрашивает деревья разными цветами: красным, желтым, оранжевым, бордовым. И дождь ранней осенью идет необыкновенный – из ярких листьев – листопад. Подумайте, почему весной все растения старались, чтобы у них появились листочки, а теперь деревья и кустарники сбрасывают листья?

Дети: Деревья и кустарники готовятся к зимнему сну, чтобы не замерзнуть.

Физкультминутка «Мы листочки»:

Дети становятся в круг и выполняют движения с осенними листочками.

Мы – листочки, мы – листочки.

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали,

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок

Все уселись мы в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какие листья упали в мою корзинку.

– давайте мы с вами поиграем, игра называется

«С какого дерева листок»

С рябины – рябиновый,

С тополя – тополевый,

С клена – кленовый,

С березы – березовый.

3. Рисование пальчиками «Ранняя осень в лесу».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на листы бумаги перед вами. Что на них нарисовано?

Читайте также:  Развитие отношений матери к ребенку

Дети: Ствол и ветки дерева.

Воспитатель: Давайте украсим наши деревья осенними листочками, для этого опустим пальчики в краску и оставим отпечатки на ветвях дерева.

4. Рефлексия.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый лес у нас получился.

Дети рассматривают рисунки, выбирают лучшие.

Список использованной литературы.

1. Журнал «Дошкольное воспитание» №10. 2014 г.

2. С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». 1995 г. Издательство ” Новая школа” Москва.

3. Т. Н. Сергеева. «Тематические недели в детском саду». 2013 г.

Издательство ” Планета. ” Москва.

4. «Стихотворения русских поэтов об осени».

5. «Комплексные занятия по программе ” От рождения до школы. ” под редакцией Н. Е. Вераксы. 2013г. Волгоград. Издательство ” Учитель. “

6. Интернет ресурсы.

Источник

Сентябрь — первый месяц осени

  В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается так высоко в небе, как летом. На небе часто собираются облака, тучи. Часто идут мелкие, моросящие дожди.  «Засентябрило», — говорят в народе. В сентябре часто стелются туманы. Часто дуют ветры. На прогулках с детьми наблюдаем, какие красивые становятся деревья. Первыми желтеют березки и липы. Березки стоят желтые, будто накинули на плечи желтые платочки. Осинки краснеют, словно пожаром пылают. Листья начинают желтеть с верхушек, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках.

В сентябре очень хорошо гулять в лесу. Воздух свежий, пахнет прелой листвой. И алеют гроздья рябины. Ягоды становятся после заморозков слаще. Сентябрь еще называают  «рябинником». На дубах поспевают желуди, на орешнике-орехи.

А для грибников сейчас началась грибная охота. Растут маслята, рыжики, подосиновики и другие грибы. Чаще горожане с корзинками отправляются в лес за грибами.

Загадайте детям загадки про грибы. Задайте вопросы: какие плоды поспевают в сентябре? Какие грибы растут в лесу?

Животный мир и птицы

Насекомых  осенью становится меньше, поэтому улетают стрижи, ласточки, мухоловки, не слышно песен иволги. Собираются и готовятся к отлету скворцы, грачи, кукушки, журавли. Позже всех улетают водоплавающие птицы.

Птицы все чаще собираются в стайки, ищут корм: плоды, ягоды, зерно. В парках чаще можно увидеть и услышать синицу, она с холодами прилетает ближе к людям.

Есть примета: «Поздний отлет птиц предвещает теплую осень и мягкую зиму, а поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме».

К  зиме готовятся и насекомые. Прячутся под листьями и корой деревьев божьи коровки, жуки.  Муравьи прячутся в муравейники. Лягушки и водные улитки зарываются в ил до весны.

К  зиме готовятся и звери. У них начинается линька. Белки, барсуки делают запасы на зиму. Ежик становится малоподвижный, смешной, иногда он похож на шар из осенних листьев. Он устраивает свое жилище.

Медведи с августа усиленно питаются ягодами, желудями, орехами и накапливают жирок на зиму.

Сходите в парк, лес. Наблюдайте, разговаривайте с детьми о том, как животный мир и птицы готовятся к зиме. Поиграйте: кто больше назовет диких животных или домашних животных.

Труд людей

Осенью, в сентябре у людей много работы. С полей и огородов собирают урожай: капусту, свеклу, тыкву. В садах убирают яблоки и груши, собирают виноград.

После сбора урожая перепахивают землю. Сеют озимые рожь и пшеницу.

В сентябре сажают луковичные цветы: тюльпаны, нарциссы.

Попросите детей назвать, какие они знают овощи, фрукты. Попробуйте запутать их. Уверенны, они вас исправят.  

Загадки про сентябрь для детей

Кружит, кружит листопад,

Золотом покрылся сад.

С севера на юг Земли

Потянулись журавли.

Распахнули двери школ.

Кто за августом приходит,

Лето красное проводит,

Бабье лето зазывает,

В школу деток отправляет?

Что за месяц к нам пришел?

Пословицы и поговорки про сентябрь

В сентябре лист на дереве не держится.

В сентябре синица просит осень в гости.

В сентябре лето кончается, да осень начинается.

Сентябрь совсем без плодов не бывает.

Сентябрь хоть холоден, да сыт.

Стихи про сентябрь для детей

(Стихи для заучивания наизусть)

В сентябре еще не грустно:

Теплый полдень, все в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И еще зеленой шапкой

Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

 С. Цокур

Дождь по улице идет, 
Мокрая дорога, 
Много капель на стекле, 
А тепла немного. 
Как осенние грибы, 
Зонтики мы носим, 
Потому что на дворе 
Наступила осень.

В. Семернин

 «Тихая сказка»

Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж
И его ежиха.

Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.

И ребёнок был у них —
Очень тихий ёжик.

Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок-ёжик.

Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ…

 С. Я. Маршака

Пальчиковая гимнастика

Весёлый человечек.
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.

Читайте также:  Развитие мозга ребенка до года упражнения

Разговаривайте с детьми. Во время прогулки, поездки в машине, обращайте внимание на окружающий мир: Почему листья желтые? Почему  загорелся зеленый свет и мы пошли по пешеходному переходу? Почему птицы улетают в теплые края?

Источник

ольга кулакова
Конспект занятия по развитию речи «Осень» для детей старшей группы

Программное содержание

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по лексической теме: «Осень» у детей старшей группы

Задачи: 1. Продолжать работу над развитием понимания детьми словообразования и обогатить словарь детей существительными: предзимье, листобой, грязник.

2. Познакомить со старинными русскими названиями осенних месяцев – сентябрь, октябрь, ноябрь, помочь понять содержание их, запомнить.

3. Продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительным (слова-признаки,отвечающие на вопросы: Какой? Какое? Какая? Какие).Упражнять в притяжательных прилагательных(«Чей,чьи?»)

Предварительная работа

Чтение сказок: «Медведь и мужик», «Вершки и корешки». Дидактические игры по словообразованию «Какой? Какая? Какое?», «Найди лишний», «Один-много», «Весёлый счёт».Экскурсия в осенний парк, наблюдения сезонных изменений в природе осенью. Рассказывание по сюжетным картинам «Осень».

Методы и приемы: дидактическая игра, речевая подвижная игра, психогимнастика, показ, объяснение.

Материалы: сюжетные картинки с изображением осенних признаков; кленовые листья, кадушка,боченок.

Ход занятия

Воспитатель:- Ребята, к нам сегодня в гости залетел листик. Интересно почему он к нам залетел (Потому что наступила осень).

В:-Как вы думаете от какого дерева этот листик оторвался (Клена)

В:- Листья каких деревьев вы знаете (Березовые,рябиновые,дубовые,осиновые)

В:-Сейчас мы поиграем с кленовым листочком.

Речевая подвижная игра (малой подвижности) в кругу с осенним листочком:

Цель: совершенствование у детей умения подбирать слова-признаки

«Ты лети, лети, листок

Не по пням, не по дорожкам, а по детским по ладошкам.

Как в ладошки попадешь, слово об осени возьмешь»

В: – Какая осень? (золотая, красивая, холодная)

-Какое осенью становится небо? (хмурым, пасмурным, серым, низким, угрюмым)

-Какие осенью листья? (Желтые,красные,оранжевые,листья стали сухими, потемневшими)

-Какие осенью гроздья рябины? (красивые, спелые, багряные)

-Какая осенью вода в озере? (Чистая, прозрачная, холодная, замерзшая)

В: – Дети, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

В:- В старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ.

В: – Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)

В:- ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.

В:А вот интересное название – листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой).

-И получилось какое слово? (листобой)

-Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)

-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»). – НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.

В: – Почему называли воротами зимы? (Сильные ветры со снегом, снег ложиться и не тает больше)

-Еще называли ноябрь – ПРЕДЗИМЬЕ.

-Какое знакомое слово слышится? (Зима).

-Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»? (Это время перед зимой).

Психогимнастика

Цель: развитие у детей психомоторных функций, умения применять эмоциональные состояния.

«Дождь стучит по мокрым крышам Дети стучат пальчиками одной руки по ладошке другой

Ветер всю листву сорвал. Дуют

Знать, сентябрь из дома вышел Пальчики «идут» по ладошке

Разворчался, осердчал» Хмурятся.

В: -Осень в народе называли «Осень – припасиха»—время, когда люди собирали урожай и делали себе припасы на зиму. Как вы думаете какие припасы на зиму делают люди (Солят капусту, огурцы, помидоры. Маринуют салаты из овощей, варят компоты из фруктов и ягод).

-А что еще варят из ягод (Варенье)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Цель: закрепление у детей умения подбирать слова-признаки (прилагательные к именам существительным)

Варенье из клубники- клубничное

Варенье из крыжовника – крыжовничное

Варенье из черники – черничное

Варенье из брусники – брусничное

Варенье из ежевики – ежевичное

Варенье из голубики – голубичное

Варенье из малины – малиновое

Варенье из вишни – вишнёвое

В: -Раньше варенья не варили. Для варенья необходим сахар, а он в был очень дорогой. Поэтому ягоды просто сушили, а некоторые виды (бруснику, клюкву) мочили – заливали водой. Моченые ягоды могли стоять в деревянных кадушках (показ) до самой весны и не портится. Вместо сахара добавляли мед! Хранили мед тоже в туесках и бочонках. (показ)

В:- Ой, ребята, а где же наш кленовый листочек? Наверное, спрятался куда-то. Давайте поищем его (Дети ищут и находят за шторой на подоконнике)

В:- Да он здесь не один, а со своими друзьями!А, давайте посчитаем сколько их (Дети считают:- Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев,десять кленовых листьев)

В:- Ребята, вы сегодня молодцы! Давайте вспомним и расскажем кленовым листочкам о чем мы сегодня говорили? (Высказывания детей)

Источник