Осанка ребенка 1 год
На чтение 13 мин.Просмотров2k.
Правильная осанка — это залог хорошего здоровья. К сожалению, люди не рождаются уже сформированной осанкой. Над этим нужно работать. И именно в дошкольном возрасте лучше начинать прививать правильные привычки и приучать детей к здоровому образу жизни.
Всегда приятно смотреть на человека, у которого расправлены плечи, прямая спина и легкая походка. Такие люди более уверены в себе. И наоборот, печально видеть сутулого прохожего, со сгорбившейся спиной. И это только внешние факторы. Неправильная осанка приводит к осложнениям внутренних органов. Нарушается работа дыхательной и центральной нервной системы, сокращается объем легких и появляется одышка. Поэтому очень важно с детства обратить внимание на формирование осанки.
Осанка: основные понятия
Осанка это привычная поза, при которой спина человека находится в вертикальном положении. В первые годы жизни у детей формируются естественные изгибы позвоночника. К тому времени, когда ребенок идет в школу эти изгибы определяются более четко. Сам позвоночник начинает формироваться в процессе развития и роста ребенка.
Признаки правильной осанки:
- ключицы находятся на одном уровне;
- если смотреть сзади, лопатки и плечи расположены симметрично;
- голова, бедра и туловище на одной линии;
- живот втянут;
- ноги имеют одинаковую длину.
Виды нарушения осанки
Чтобы понять есть ли нарушения у ребенка, нужно поставить его прямо. Если лопатки сильно выступают, а голова и плечи наклонены вперед, время принимать меры.
Виды нарушения осанки:
- сутулость;
- плоская спина;
- плосковогнутая спина;
- круглая спина;
- кругловогнутая спина;
- вялая осанка.
Одним из распространенных нарушений у детей является сутулость. Дети не умеют себя контролировать, поэтому во время чтения или игр за компьютером, спина расслабляется и округляется, плечи опускаются вперед. Это приводит к сутулости. Если вовремя не принять меры, вырастет горб, сердце и легкие перестанут нормально работать.
Дефекты круглой или кругловогнутой спины зарождаются еще в раннем возрасте. Начинать вставать, ходить и сидеть ребенку нужно в свое время. Именно в этом возрасте может начать формироваться дефект. Для него характерны опущенные плечи, сильный прогиб в позвоночника и наклоненная вперед голова.
У детей, отстающих в развитии или наоборот, быстроразвивающихся, может наблюдаться плоская или плосковогнутая спина. Такие малыши быстро устают, плохо справляются с различными нагрузками, жалуются на головные боли. Как правило, это нарушение осанки приводит к развитию сколиоза.
Вялая спина наблюдается у детей в дошкольном возрасте. Это является первым признаком при нарушении осанки. Такая проблема возникает, когда ребенок мало двигается, у него не особо развита мускулатура, имеется избыточный вес, слишком долго сидит за столом.
Три степени нарушения осанки
Первая: небольшие изменения в нарушении осанки. Легко исправляются при помощи волевых усилий. В основном встречается у дошкольников.
Вторая: признаков искривления осанки становится больше. Одних усилий для выпрямления позвоночника недостаточно. Если взять ребенка за подмышечные впадины и приподнять, нарушение устранятся. Осанку можно исправить при помощи специальной оздоровительной физкультуры.
Третья: когда уже нарушения осанки плохо поддаются излечению.
Факторы, влияющие на осанку детей
- Правильное питание. Обязательно в рацион необходимо включать продукты, содержащие витамины C и D. Это семга, скумбрия, молоко, яйца, смородина, цитрусовые и бобовые.
- Отсутствие или недостаток физических нагрузок. Чтобы постоянно поддерживать осанку в нужной форме, необходима хорошая физическая подготовка.
- Неправильно подобранные и тяжелые школьные сумки. Лучше, если вес ранца будет не больше 2 кг. Поэтому все-таки стоит смотреть, что ребенок носит с собой. Подбирайте правильные рюкзаки с ортопедической спинкой и удобными широкими лямками.
- Неправильная поза. Необходимо следить за школьниками во время выполнения домашних работ, когда они долго сидят за столом и особенно за компьютером. Периодически подсказывать ему о правильной осанке. Обязательно делать небольшие перерывы между длительными прибываниями в сидячем положении.
- Психологическое состояние. Постоянная критика, непонимание со стороны родителей не повышают самооценку у детей. Неуверенные в себе дети чаще сутулятся и горбятся. Поэтому для ребенка очень важна родительская забота и поддержка.
- Режим труда и отдыха. Важно соблюдать пропорции между этими занятиями. Многие родители стремятся к тому, чтобы ребенок посещал множество секций и был постоянно чем-то занят. Детям нужны физические нагрузки. Но им также необходим и отдых
- Форма стопы. Нарушение стопы непременно приведет к изменениям позвоночника. Поэтому следует регулярно проверять стопу на наличие плоскостопия.
Тест: как определить есть ли нарушения осанки
Сделать это просто. Ставим ребенка к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки были плотно прижаты к боковой поверхности. Если осанка правильная, то такая поза не вызовет никаких неудобств. В случае нарушения, ребенку довольно сложно будет справиться с такой просьбой. А уж тем более отойти от стены и пробыть в таком положении некоторое время.
Формируем правильную осанку у детей
- Все начинается с рождения. Поэтому стоит обратить особое внимание на развитие своего малыша в раннем возрасте. Именно в детстве легче сформировать правильные привычки и приучить ребенка к здоровому образу жизни.
- Постоянная двигательная активность. С малых лет приучайте своего малыша к физическим упражнениям. Это могут быть катания на велосипеде, на коньках и роликах. Играйте с ним в подвижные игры: бадминтон, волейбол, футбол.
- Отказ от неправильных поз. Когда дети маленькие, им сложно себя контролировать. Они не придают особого значения тому, как сидят, в какой позе смотрят телевизор или обедают. И в этих моментах очень важен родительский контроль.
- Общая физическая подготовка. Для того, чтобы у ребенка с детства сформировалась правильная осанка, большое значение имеют закаливание и упражнения, которые повышают общий тонус организма. Плавание и здоровый сон помогают восстановить нервную систему.
- Проверка на плоскостопие. Подбор правильной и удобной обуви поможет ребенку сохранять правильную осанку при движениях.
- Кровать ребенка должна быть твердой, лучше с ортопедическим матрацем.
- Упражнения, способствующие развитию правильной осанки — комплекс упражнений на укрепление мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса, на развитие гибкости, подвижности суставов, тренировка дыхательной системы.
Упражнения для правильной осанки
- Разгружаем позвоночник. Два раза в день лежим на твердой поверхности. Достаточно 15 минут для каждого раза.
- Турник. Висим в спокойном состоянии на турнике. По времени: на сколько хватит сил.
- Прямая спина. Встаем к стене, плотно прижав голову, ягодицы и пятки. Отходим от стены, приседаем и встаем, приняв правильное положение.
- «Ласточка». Ноги вместе, руки опущены. При отведении одной ноги назад, руки разводим в стороны. Стоим полминуты. Затем меняем ноги.
- Ходьба по комнате. Ходим, чередуя разные варианты: на носках, на пятках, на наружных краях стоп.
Игры для профилактики нарушения осанки
- Игра с мячом. Направлена на укрепление плечевого пояса и хорошей осанки. Необходимо попасть в корзину мячом, кидая его двумя руками из — за головы.
- Игра с веревкой. Для развития равновесия и укрепления мышц. На пол кладется веревка и дети ходят по ней, как по канату. При этом нужно стараться идти с ровной спиной, руки развести в стороны.
- Игра с игрушкой. Хорошо укрепляет мышцы спины, помогает сохранять равновесие. Ребенок наклоняется вперед, на спину ему кладется мягкая игрушка. Он должен донести ношу до определенного места. При движении голову нельзя опускать и спину нужно держать ровно.
С помощью комплекса упражнений формируем правильную осанку у детей. Занятия начинаем с разминки, затем переходим к упражнениям на укрепления группы мышц спины и брюшного пресса, закрепляем навык держать спину прямо.
Упражнения для дошкольников
Разминка
«Воробушек»
Встаем прямо, ставим ручки на пояс.
Локотки в сторону разводим, лопатки сводим вместе, делаем вдох.
Встаем прямо, ставим ручки на пояс, выдыхаем.
«Хочу дотянуться до солнышка»
Встаем на носочки, поднимаем ручки над головой, соединяем в замочек и тянемся, выше, еще выше. Шагаем по комнате. 20–25 шагов.
«Ходьба — полуприсядь»
Ручки ставим на пояс. В полуприсяди ходим по комнате. 20–25 шагов.
«Ходьба на пяточках»
Встаем на пяточки. Ручки соединяем в замок за спиной. Шагаем по комнате. 20–25 шагов.
«Наклоны»
Ножки ставим на ширину плеч, ручки — на плечи.
Делаем глубокий вдох.
Наклоняемся вперед, спину держим прямо, выдыхаем.
Укрепляем мышцы спины
«Рыбка»
Счет — раз, два.
Ложимся на животик. Вытягиваем ручки перед собой.
Раз — поднимаем ножки, верхнюю часть туловища, голову, ручки.
Два — ложимся на животик. Вытягиваем ручки перед собой. Делаем выдох.
«Плавание брассом»
Счет — раз, два … восемь.
Ложимся на животик. Ручки вытягиваем перед собой.
Раз — поднимаем верхнюю часть туловища, голову, ручки.
Два, три … семь — двигаем ручками. Как будто плаваем брассом.
Восемь — отдыхаем.
«Морская звезда»
Счет — раз, два, три, четыре.
Ложимся на животик. Ручки вытягиваем перед собой.
Раз — поднимаем ручки, верхнюю часть туловища, голову, ножки.
Два — разводим ручки и ножки в сторону.
Три — ручки перед собой, ножки соединяем.
Четыре — отдыхаем.
«Ныряльщик»
Счет — раз, два … восемь.
Ложимся на животик. Ручки вытягиваем перед собой.
Раз — поднимаем голову, верхнюю часть туловища, ручки, ножки.
Два, три, … семь — двигаем ножками вверх, вниз.
Восемь — отдыхаем.
«Кораблик»
Счет — раз, два … восемь.
Ложимся на животик. Вытягиваем ручки перед собой. Делаем вдох.
Раз — поднимаем голову, плечи, прогибаемся, ручки отводим назад.
Два, три … семь — держимся.
Восемь — отдыхаем.
Укрепляем мышцы брюшного пресса
«Катамаран»
Счет — раз, два… семнадцать.
Садимся на коврик. Ручками сзади упираемся. Приподнимаем ноги над полом.
Раз, два … шестнадцать — нажимаем ножками «невидимые» педали.
Семнадцать — отдыхаем.
«Русалочка»
Счет — раз, два … десять.
Встаем на коленки. Ручки отводим в сторону.
Раз, два — садимся на правое бедро, правую ручку тянем вниз влево.
Три, четыре — встаем на коленки. Ручки отводим в сторону.
Пять … восемь — садимся на левое бедро, левую ручку тянем вниз вправо.
Девять, десять — встаем на коленки. Отдыхаем.
«Кальмар»
Счет — раз, два, три, четыре.
Садимся на коврик. Ручками сзади упираемся.
Раз — ножки сгибаем, колени подтягиваем к груди.
Два — ноги выпрямляем, поднимаем в вверх и разводим.
Три — ножки соединяем.
Четыре — садимся на коврик.
«Медуза»
Счет — раз, два, три, четыре.
Ложимся на спину, ножки и ручки разводим в стороны.
Раз — ножки сгибаем. Голень обхватываем ручками. Голову поднимаем к коленкам. «Сжимаемся как медуза».
Два, три — удерживаем фигуру «медузы».
Четыре — ложимся на спину, ножки и ручки разводим в стороны.
«Кит»
Счет — раз, два, три, …. восемь.
Ложимся на спину, ручки к плечам.
Раз, два — садимся. Ручки поднимаем вверх.
Три … шесть — расслабляем и энергично трясем кистями рук.
Семь, восемь — ложимся на спину.
Учимся удержать спину
Встали, спина прямая, положили книжку на голову. Приседаем. Книжку стараемся не уронить.
Встали, спина прямая, положили книжку на голову. Шагаем по комнате. Книжку стараемся не уронить.
Прижимаемся к стене пятками, лопатками, затылком, локтями, ягодицами. Фиксируем положение. Делаем шаг от стены. Пытаемся сохранить зафиксированное положение. Снова делаем шаг назад к стене.
Прижимаемся к стене пятками, лопатками, затылком, локтями, ягодицами. Фиксируем осанку. Отходим от стены, шагаем по комнате. Держим осанку. Возвращаемся к стене. Прижимаемся к ней. Проверяем положение спины.
Общие рекомендации
- Упражнений удобно выполнять на гимнастическом коврике.
- Принимаем пищу за час до или через час после занятий.
- Нагрузку увеличиваем постепенно.
- Каждое упражнение выполняем от четырех до восьми раз.
- Между упражнениями делаем отдых 5 секунд.
- Занимаемся ежедневно по 20 минут.
- Помните, успех будет зависеть от регулярности занятий и настроя вас и самого ребенка.
Средства реабилитации
Процесс реабилитации детей довольно длительный и состоит из физической, медицинской и психологической помощи.
ЛФК (лечебная физкультура)
Увеличивает физическую выносливость, укрепляет мышечную ткань, развивает координацию, учит управлять своим телом. Специальный комплекс упражнений, с учетом развития вашего малыша, поможет подобрать специалист.
Массаж
Показан при любых изменениях осанки, направлен на укрепление мышц, уменьшения болевых ощущений и снятия напряжения. Правильный вид массажа подберет специалист после обследования.
Гидрокинезотерапия (аквагимнастика)
В воде физические упражнения делать легче. Все движения выполняются под наблюдением специалиста. Учитываются разные степени нарушения осанки, поэтому комплекс занятий подбирается индивидуально. Метод не является медикаментозным, но в сочетании с гимнастикой дает превосходные результаты.
Климатолечение
При этом виде лечения необходимо выбрать наиболее подходящий климат именно для вашего малыша. Полезно проводить лечебные процедуры на свежем воздухе — воздушные ванны, купания, солнечные ванны. При выборе курорта лучше проконсультироваться с врачом, который разбирается в географических климатах.
Пелоидотерапия (лечение грязями)
Полезные микроорганизмы, входящие в состав целебных грязей оказывают расслабляющее, успокаивающее и обезболивающее действие на организм. Из-за того, что у детей еще плохо развит иммунитет, имеются противопоказания для терапии. Важно соблюдать рекомендации педиатра.
Бальнеотерапия
Процедуры для оздоровления, при которох используется пресная, морская или соленая вода. При нарушениях осанки полезен контрастный душ. Напор воды, ее состав, температура — все это в совокупности укрепляет опорно-двигательный аппарат, мышечную систему, способствует подвижности суставов.
Аппаратная физиотерапия
Аппараты для физиотерапии — это устройства, которые оказывают медицинское воздействие на ребенка через электрический ток, лазерное излучения, тепло, магнитное поле и др. Электрофорез помогает лекарственным препаратам глубже проникнуть через кожу, снимая болевые ощущения. В совокупности с другими процедурами такая терапия повышает эффективность лечения.
Заключение
Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания всегда сложнее, чем научить с детства полезным привычкам. Уделяйте внимание самым различным факторам: как сидит, стоит и двигается ваш малыш. Помогите ему вырасти успешным и здоровым человеком.
Источник
От рождения до года
Уже с первых дней жизни малыша необходимо заниматься формированием правильной осанки. Но и переусердствовать в этом тоже вредно. Не торопите и не форсируйте его физическое развитие. Многие родители стремятся пораньше усадить свое чадо и при этом горделиво хвастаются друзьям и знакомым, что их малыш раньше всех начал сидеть. А ведь это может пагубно сказаться на неокрепшем позвоночнике, который в столь раннем возрасте еще просто не готов вынести на себе вес тела. Аналогичная ситуация складывается и с хождением. Сколько гордости испытывают родители, рассказывая, что их малыш начал ходить уже в 9 месяцев. Не следует форсировать события. Ведь осевая вертикальная нагрузка в столь раннем возрасте в дальнейшем может вызвать у ребенка ортопедические заболевания.
Для полноценного физического развития ребенка до года достаточно не сковывать его движения пеленанием, одевать в свободные распашонки и ползуны, выделить малышу пространство для свободного безопасного перемещения (манеж, ковер на полу), делать массаж и гимнастику, гулять на свежем воздухе, правильно кормить его. Малыш сам и сядет, и встанет на ноги, и пойдет именно в то время, когда это будет оптимально именно для его организма.
В течение первого года жизни ребенку необходимо выполнить как минимум 4 курса массажа по 10 сеансов каждый.
Гулять с малышом нужно ежедневно. Ведь для правильного формирования костной ткани, в том числе и в позвоночнике, малышу необходим витамин D. А он образуется естественным путем в коже только под воздействием солнца. Вот почему для ребенка так важно пребывание на улице. Особенно это актуально для нашего климата, где солнечных дней не так уж много.
Кажется, что нет ничего проще, чем ношение ребенка на руках. Оказывается, это не так. Если носить ребенка с рождения неправильно, то в дальнейшем могут возникнуть проблемы с развитием костно-мышечной системы малыша, а значит, и с осанкой.
Классическая поза: головка ребенка лежит на локтевом сгибе руки взрослого, спинка на предплечье, а кистью взрослый поддерживает малыша за бедро и ягодицы. Поначалу можно поддерживать ноги малыша другой рукой.
Поддержка столбиком. Ребенок лежит на грудной клетке взрослого в вертикальном положении, щекой опираясь на область плеча. Взрослый одной рукой поддерживает малыша за затылок и спину, а другой — за ягодицы.
Положение из-под мышки. Ребенок располагается на предплечье взрослого таким образом, что ножки находятся под мышкой и зажаты между локтем и бедром взрослого, а голова и шея поддерживаются его ладонью.
Малыша следует носить на руках в разных положениях. Не носите его все время на одной и той же руке. В кроватке укладывайте его на разные бока. Не используйте подушку ни в кроватке, ни в коляске.
Практически идеальным приспособлением для удержания ребенка — конечно, после маминых рук — является слинг (перевязь). Ученые проводили исследования в племенах, где женщины носят детей на себе. Там у детей нет заболеваний суставов в виде дисплазии и врожденного вывиха бедра, искривлений позвоночника, патологических смещений позвонков.
Преимуществом слинга является то, что ребенка в нем можно носить практически с рождения. Ведь малыш еще не умеет держать голову, а слинг охватывает и держит его почти как руки. Ребенок в нем располагается в естественной позе. Сумки-кенгуру в этот период использовать нельзя, так как они не обеспечивают удержание головы, а малыш в них располагается только в вертикальном положении, что может привести к травме еще неокрепшего позвоночника новорожденного. В слинге же ребенок может лежать горизонтально с поддержкой по всей линии позвоночного столба.
К полугоду ребенка уже можно носить вертикально. И лучше, если при этом он будет опираться на ноги и бедра. В слинге такая возможность есть, и это обеспечивает распределение веса тела еще и на ноги.
В вертикальном держателе типа сумки-кенгуру ноги ребенка свисают вниз и вес тела ребенка приходится на промежность и неокрепший позвоночник.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА
Уже в первые месяцы младенец оживляется, когда видит мать, выражая свою радость движениями ручек и ножек, а также гулением («воркованием»). В 3–4 месяца у малыша возрастает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом,
§ 11.1. Детство, от рождения до 12 лет
§ 11.1. Детство, от рождения до 12 лет
От рождения до года — старт. Знакомство с пространством и временем. Младенец постигает трехмерное пространство «на глазок», фактически не передвигаясь в нем. Постигает разумом. В мире животных нет такой аналогии. Они гораздо раньше
От рождения до года
От рождения до года
Особенностью осанки новорожденного является то, что его позвоночник практически прямой и не имеет физиологических изгибов. Есть только крестцово-копчиковый изгиб выпуклостью назад (кифоз), сформировавшийся еще на этапе внутриутробного развития.
От рождения до года
От рождения до года
Уже с первых дней жизни малыша необходимо заниматься формированием правильной осанки. Но и переусердствовать в этом тоже вредно. Не торопите и не форсируйте его физическое развитие. Многие родители стремятся пораньше усадить свое чадо и при этом
От рождения до года
От рождения до года
Идеальной пищей для новорожденного малыша является материнское грудное молоко. Именно оно оптимально по составу и удовлетворяет всем потребностям бурно растущего организма. И никакими искусственными смесями полноценно во всех отношениях заменить
Мебель для ребенка от рождения до года
Мебель для ребенка от рождения до года
Еще только ожидая появления младенца, нужно правильно подобрать для него мебель и предметы ухода. Очень ответственно следует подойти к выбору кроватки. Она должна стоять устойчиво, не шатаясь и не перекашиваясь в ту или иную сторону.
Гимнастика для детей от рождения до года
Гимнастика для детей от рождения до года
Для полноценного развития позвоночника уже с первых дней жизни ребенка необходимо регулярно выкладывать на живот. Лучшее для этого время — перед кормлением. Также нужно периодически изменять положение малыша в кроватке,
1.3. Воспитание до рождения
1.3. Воспитание до рождения
В последнее время все чаще можно услышать о воспитании ребенка еще до его рождения. Однако у множества народов такое воспитание практикуется уже давно или практиковалось раньше.К примеру, у народов лао (Лаос) воспитание ребенка начинается уже
Урок 7 Этапы развития ребенка От рождения до года
Урок 7
Этапы развития ребенка
От рождения до года
Первый этап возрастной периодизации – это развитие ребенка до года. Это младенчество. В этот период у ребенка превалирующей является моторная реакция, потом возникает сенсомоторная реакция, то есть осознанное управление
Гимнастика до рождения
Гимнастика до рождения
Ну какое, например, может иметь значение, много ли шевелится малыш у мамы до рождения или мало? Мы тоже не придавали значения этой “детали” и просто удивлялись, почему это наши ребята, еще не родившись, толкаются так сильно и так часто. Думали: такие уж
ГЛАВА 2 ПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА
ГЛАВА 2
ПИТАНИЕ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА
На первом году жизни малыши очень быстро растут и развиваются, поэтому и потребность в питательных веществах у них намного выше, чем в какие-либо другие периоды. У младенцев все органы пищеварения и выделительной системы
ГЛАВА ПЯТАЯ Март 1975 года: Три года и три месяца
ГЛАВА ПЯТАЯ
Март 1975 года: Три года и три месяца
К марту 1975 года здоровье Кушлы стало более стабильно, чем в какой-либо период предыдущего этапа ее жизни. В сентябре она перенесла тяжелую ушную и горловую инфекцию, которую было необходимо лечить с помощью антибиотиков. С тех
…До рождения
…До рождения
Давайте рассмотрим, как развивается внутри вас жизнь и что представляет собой плод. На 5-й неделе уже можно с уверенностью говорить о том, что у вас будет ребенок. Это видно гинекологу во время осмотра, плод просматривается и на УЗИ. Эта неделя имеет большое
Развиваем до рождения
Развиваем до рождения
Мы уже обсудили, что малыш, находясь у вас в животе, уже слышит, видит, чувствует и переживает. С каким настроем он явится в этот мир – радостным или негативным – зависит только от вас. Для того чтобы впоследствии у вас с малышом установилось
Игры для ребенка от рождения до года
Игры для ребенка от рождения до года
Малыш постоянно развивается: еще вчера вы могли только нежно ворковать с ним и петь песенки, а сегодня можете поиграть в какую-нибудь увлекательную игру. Хотя на самом деле играть с малышом вы можете с первых дней его появления на свет.
Шестой комплекс (возраст от 1 года 2 месяцев и до 1 года 6 месяцев)
Шестой комплекс (возраст от 1 года 2 месяцев и до 1 года 6 месяцев)
Физиологические предпосылки. Ребенок в этом возрасте требует больше активных упражнений, но при этом нужно помнить как о его быстром утомлении, так и быстром восстановлении его сил. Чередовать групповые
Источник