Оригами для мозгов японская система развития интеллекта ребенка

Оригами для мозгов японская система развития интеллекта ребенка thumbnail

Синохара Кикунори

Оригами для мозгов. Японская система развития интеллекта ребенка: 8 игр и 5 привычек

“頭がいい子を育てる 8 つのあそびと

5 つの習慣 篠原菊紀著

ATAMA GA II KO WO SODATERU YATTSU

NO ASOBI TO ITSUTSU NO SHUKAN

by Kikunori Shinohara

Copyright © 2013 by Kikunori Shinohara

Illustrations by Rieko Kano

Original Japanese edition published by Discover 21, Inc., Tokyo, Japan

© Рябова Е. А., перевод на русский язык, 2017

© ООО «Издательство «Э», 2017

Тест как приветствие

Не удивляйтесь, для начала я предлагаю вам пройти небольшой тест.

Задание: назовите вслух цвета, которыми напечатаны следующие слова.

Например: красный → черный

Для того чтобы увидеть это задание полностью, посмотрите, пожалуйста, в начало книги, на внутреннюю сторону обложки.

Этот тест показывает, как работает «оперативная память» человека.

Чуть позже мы поговорим об этом подробнее.

Вступление

Прежде всего я очень рад, что вас заинтересовала моя книга.

В своих исследованиях я пытаюсь понять, как работает мозг в обычной жизни. В основном я изучаю функции лобной, височной и теменной долей головного мозга, изучаю их активность во время игр ребенка на различных игровых приставках, при выполнении домашних заданий или во время занятий физкультурой.

Я участвую в совместных исследованиях с различными промышленными компаниями, часто провожу тесты и эксперименты по заказу СМИ. Одновременно я работаю редактором детского образовательного портала «Дзэнкакэн Попи»,[1] а также возглавляю Центр консультирования школьников. Уже несколько лет на радиостанции NHK я веду рубрику «Наше сердце и тело» в передаче «Летние каникулы. Наука о детях», в которой мы отвечаем на вопросы наших радиослушателей.

Недавно нам позвонил один школьник и спросил:

«Я хочу получать хорошие оценки по японскому языку. Что мне делать?»

Как бы вы ответили, если бы подобный вопрос задал вам ваш ребенок?

Вот как ответил я:

Ты большой молодец! Во-первых, ты хочешь что-то улучшить, а во-вторых, хочешь узнать, как это сделать.

Когда ты сильно чего-то хочешь и пытаешься найти способ исполнить свое желание, обязательно найдешь подходящее. Но самое интересное, что оценки по японскому станут лучше еще до того, как ты найдешь этот способ.

Существует универсальное правило. Если все идет как по маслу, то ничего не надо менять, но если что-то не получается, нужно сделать так, как раньше не делал.

И раз уж ко мне обратились за советом, открою один секрет.

После занятий японским языком надо обязательно сказать: «Было здорово!» И так три раза. Первый раз громко, второй раз тихо, третий раз, вложив в эти слова всю свою душу. Все ясно? Как только это войдет в привычку, скажи самому себе перед началом урока: «За дело! За японский!» Достаточно будет и пары раз. Справишься? Это довольно сложно. Как думаешь, сможешь? Тогда попробуй!

Эти несложные действия усиливают и поддерживают активность отделов головного мозга, которые отвечают за побуждение к действию. Почему мне вдруг захотелось сделать именно вот это? Например, потому что я знаю – за это меня похвалят. А разве не получаешь большое удовольствие, когда решишь непростую задачу? В психологии – и в этой книге – побуждение к действию называют мотивацией.

Однако одного лишь желания недостаточно, в любом деле важен первый шаг. И человек, стремящийся найти ответы на свои вопросы, не должен думать, что правильные ответы уже существуют.

Важно найти в себе силы сделать первый шаг и начать двигаться на ощупь в поисках ответа. Потому что эти силы направляют нас двигаться в нужном направлении.

Это одна из важных составляющих частей того, что называют умом.

«Способности передаются детям по наследству» – это заблуждение!

Тем не менее это серьезно беспокоит родителей. На лекциях меня часто спрашивают:

– Почему у моего ребенка всегда плохие оценки?

– Правда ли, что успеваемость моего ребенка определяется наследственностью?

Не буду отрицать, что умственными способностями управляют гены.

Например, у однояйцевых близнецов одинаковые гены, а у разнояйцевых они совпадают лишь наполовину. Поэтому результаты интеллектуальных тестов и успеваемость в школе более схожи у однояйцевых близнецов.

По расчетам гены определяют уровень интеллектуальных способностей на 50–80 %, а остальные 50–20 % зависят от среды и обучения. Это говорит о важной роли генов в развитии умственных способностей.

Однако ассоциативные зоны головного мозга, отвечающие за то, что мы называем «сообразительностью» (раньше говорили про «творческое» или «нестандартное» мышление), и в особенности ассоциативная зона лобных долей, развиваются значительно медленнее других отделов мозга. (Позже мы поговорим об этом подробнее.)

Мозг активно изменяет связи ассоциативных зон, подстраиваясь под окружающую среду. Из-за этого работа ассоциативных зон сильно зависит от внешних воздействий.

Это означает, что ум не дается человеку при рождении, а во многом зависит от воспитания, самопроизвольного развития и приобретенного опыта.

Сначала давайте разберемся, что значит «быть умным»?

Само выражение «быть умным» означает очень многое. Давайте определим, что мы будем понимать в этой книге под «умом».

С развитием Интернета получить информацию стало очень просто. Самые разные поисковые системы стали доступны любому человеку. Поэтому ценится сейчас не то, сколько фактов ты помнишь, а способность к выбору и анализу полученной информации.

Теперь требуется скорее умение моделировать ситуацию и видеть ее целиком, предвосхищать события и планировать будущее. Такая интеллектуальная деятельность, включающая размышления, намерения, планирование, анализ и сопоставление фактов, требует развития «оперативной памяти». За нее отвечают лобные доли мозга.[2]

Даже решив задачу, умный человек не прекращает думать. Ум в нашем понимании включает в себя пытливость и любознательность – именно из-за них человек ставит перед собой новые задачи и не теряет азарта при их решении.

Читайте также:  Значение стиля общения с ребенком для развития его

Поэтому под выражением «быть умным» в этой книге мы понимаем, что у человека хорошо развита оперативная память – основной рабочий инструмент, и у него есть мотивация, или любознательность, как естественное свойство характера.

Я уже говорил, что генетические факторы с самого рождения влияют на то, станет ли человек умным, однако интеллект может быть значительно повышен под влиянием окружающей среды, воспитания и тренировок.

Ассоциативная зона лобных долей мозга, отвечающая за способность к мышлению, созревает примерно к 8–12 годам, но обычно продолжает развиваться до 24–25 лет.

Однако ученые выяснили, что при правильных занятиях и тренировке эта зона может развиваться даже после 60 лет!

Когда родители спрашивают меня: «Ребенок уже рождается умным?» – я отвечаю: «Нет, это не так. Интеллект ребенка может развиваться в любом возрасте. И интеллект родителей, кстати, тоже».

Структура книги

В этой книге я рассказываю о способах развития оперативной памяти и мотивации. Эти способы были разработаны при исследовании активности головного мозга детей и личного опыта автора в области клинической психологии.

Первая и вторая главы посвящены теории, но уже с третьей главы приводятся практические примеры и упражнения, созданные на основе этой теории.

Источник

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

(рецензий 185 / оценок +218)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Качество иллюстраций:

 
10

Возрастная аудитория:

Общая аудитория

Легкая подача материала о развитии мозга, интеллекте и как мы можем помочь нашим деткам быть более развитыми.
Всё просто просто – играйте с детьми в правильные игры и прививайте правильные привычки))

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Качество иллюстраций:

 
10

Отличная книга. Не читала описание перед покупкой, поэтому ожидала немного другого, но тем не менее ничуть не пожалела о ее приобретении. Очень интересно и доступно описаны процессы работы мозга ребёнка, какие занятия что развивают и как помогать ребёнку в процессе учебы. Рекомендую!

(рецензий 17 / оценок +51)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Качество иллюстраций:

 
10

Книга умная,для тех,кто занимается со своими детьми,но в то же время проста для понимания.Очень хорошее качество печати, плотная бумага,почти как картон,такая книга прямо навсегда,она никогда не потреплется ,для домашнего использования и для работы.Отлично подойдёт в качестве подарка.Единственный ее минус-склейка,не очень это удобно,но он так мало по сравнению с достоинстами. Книгу рекомендую.

(рецензий 15 / оценок +25)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+5

Качество иллюстраций:

 
7

Возрастная аудитория:

Общая аудитория

Сама книга напечатана на очень хорошей бумаге, плотной, красочные иллюстрации, шрифт читается легко. Но книга ни о чем. Чтобы развить мозг ребенка надо : считать, читать , строить кубики и проходить лабиринты. Большую часть книги прочитала за 2 часа.

(рецензий 19 / оценок +95)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+4

Качество иллюстраций:

 
10

Мы с дочкой сейчас учимся писать. Сделали все задания, где предлагалось из разных букв сложить слово или соединить слоги. Ребенок был в восторге! Как-то интересно все придумано.

(рецензий 14 / оценок +75)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+4

Качество иллюстраций:

 
10

Меня эта книжка немного успокоила. Сын обожает компьютерные игры. Понимаю, что это наша реальность, но мне казалось, что они делают детей тупыми. Однако, это не совсем так, в книге приводятся исследования японских нейробиологов. При соблюдении 6 определенных условий, о которых написано в книге, мозг активизируется. Каких? Об этом в книжке.

(рецензий 43 / оценок +881)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+9

Качество иллюстраций:

 
10

Очень хорошая книжка – умная и позитивная. Знаете, что мне запомнилось больше всего? Прекрасная мысль японского нейробиолога, что родители могут тренировать свой мозг, находя положительные черты в детях! Честное слово, я это должна еще обдумать на досуге

(рецензий 20 / оценок +122)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+3

Качество иллюстраций:

 
10

Всегда интересовалась японцами. Почему в это стране все так круто устроено? Любопытно было почитать, как самые обычные игры могут влиять на развитие интеллекта ребенка. Хорошая книжка!

(рецензий 38 / оценок +818)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+4

Качество иллюстраций:

 
10

Книга просто замечательная! С младшим братом выполнили все задания, особенно понравились на запоминание и внимательность!

(рецензий 33 / оценок +131)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+25

Качество иллюстраций:

 
10

Отличная книга. Я из тех мам, кто сдвинут на правильном развитии ребенка. С самого раннего возраста ежечасно занимаюсь с сыном всесторонними развивающими играми. “Оригами для мозгов ” – отличный новый помощник.
Книга написана доступным языком, не занудная, увлекательная и самое главное применима для российских детей. Советую ее не только профессионалам, но и всем-всем мамочкам.

(рецензий 46 / оценок +220)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+3

Качество иллюстраций:

 
10

Чудесная веселая полезная книга. Играем с ребенком и радуемся!

(рецензий 101 / оценок +265)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+12

Качество иллюстраций:

 
9

Возрастная аудитория:

4-6 лет

Пожалела, что купила эту книжку. Очень мало информации за эту цену. В журнале Лиза “Мой ребенок” все эти техники регулярно описываются. То, что нужно есть рыбу и овощи – вообще ни для кого не секрет. Игры на бумаге для дошколят предлагают все современные детские журналы и книжные пособия. В данной книге нет никакой уникальной информации.

Читайте также:  Теория развития речи у ребенка ж пиаже

О качестве издания: бумага плотная, белая. Обложка средней плотности с подворотами. Шрифт, цвета, композиция очень удобны для чтения.

Жалею о покупке, эта книга годится только в качестве акционного товара (те книги, которые Лабиринт позволяет выбрать в подарок при покупке на сумму более 2000р).

(рецензий 22 / оценок +100)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+5

Качество иллюстраций:

 
10

Удивительная книга! Умная полезная и веселая. Все-таки забавные эти японцы и умные. Играем по ней с сыном. Ребенок в восторге!

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+6

Качество иллюстраций:

 
4

Возрастная аудитория:

От 18 лет

Книга полезная для людей всех возрастов. Здесь даны конкретные советы. Написана доступно, понятно, легко. Позитивная книга, автор призывает читателя стать активней как физически, так и морально.

(рецензий 456 / оценок +1623)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+17

Качество иллюстраций:

 
10

Возрастная аудитория:

Общая аудитория

Книга будет интересна в первую очередь родителям дошкольников и младших школьников (т.е. рекомендация с обложки в 0-8 лет в данном случае оправданна).
Написана легко и увлекательно. Привожу 3-тью главу с играми почти полностью (без последнего разворота) для знакомства.

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+8

Качество иллюстраций:

 
6

Возрастная аудитория:

Общая аудитория

Для меня книга интересна и познавательна. Буду применять методики и упражнения для своего ребёнка.

(рецензий 17 / оценок +44)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+7

Отличное пособие для родителей, которые стремятся повысить мотивацию к обучению и улучшить память своих детей. Автору удалось популярным языком объяснить особенности работы мозга, как повысить мотивацию, даже о питании есть немного любопытной информации. Читать интересно и легко. Игры автор рекомендует довольно простые: лабиринты, кубики, игры с числами, игры со словами, физические упражнения; было очень интересно узнать – как же эти игры развивают интеллектуальные способности ребенка, какие отделы мозга включаются в работу. Больше всего понравилось, что и у родителя, который занимается с ребенком, так же происходит активизация тренировка мозга. А еще, оказывается, мозг активизируется больше, если делать что-либо с душой))

Источник

Синохара Кикунори

Оригами для мозгов. Японская система развития интеллекта ребенка: 8 игр и 5 привычек

“頭がいい子を育てる 8 つのあそびと

5 つの習慣 篠原菊紀著

ATAMA GA II KO WO SODATERU YATTSU

NO ASOBI TO ITSUTSU NO SHUKAN

by Kikunori Shinohara

Copyright © 2013 by Kikunori Shinohara

Illustrations by Rieko Kano

Original Japanese edition published by Discover 21, Inc., Tokyo, Japan

© Рябова Е. А., перевод на русский язык, 2017

© ООО «Издательство «Э», 2017

Тест как приветствие

Не удивляйтесь, для начала я предлагаю вам пройти небольшой тест.

Задание: назовите вслух цвета, которыми напечатаны следующие слова.

Например: красный → черный

Для того чтобы увидеть это задание полностью, посмотрите, пожалуйста, в начало книги, на внутреннюю сторону обложки.

Этот тест показывает, как работает «оперативная память» человека.

Чуть позже мы поговорим об этом подробнее.

Вступление

Прежде всего я очень рад, что вас заинтересовала моя книга.

В своих исследованиях я пытаюсь понять, как работает мозг в обычной жизни. В основном я изучаю функции лобной, височной и теменной долей головного мозга, изучаю их активность во время игр ребенка на различных игровых приставках, при выполнении домашних заданий или во время занятий физкультурой.

Я участвую в совместных исследованиях с различными промышленными компаниями, часто провожу тесты и эксперименты по заказу СМИ. Одновременно я работаю редактором детского образовательного портала «Дзэнкакэн Попи»,[1] а также возглавляю Центр консультирования школьников. Уже несколько лет на радиостанции NHK я веду рубрику «Наше сердце и тело» в передаче «Летние каникулы. Наука о детях», в которой мы отвечаем на вопросы наших радиослушателей.

Недавно нам позвонил один школьник и спросил:

«Я хочу получать хорошие оценки по японскому языку. Что мне делать?»

Как бы вы ответили, если бы подобный вопрос задал вам ваш ребенок?

Вот как ответил я:

Ты большой молодец! Во-первых, ты хочешь что-то улучшить, а во-вторых, хочешь узнать, как это сделать.

Когда ты сильно чего-то хочешь и пытаешься найти способ исполнить свое желание, обязательно найдешь подходящее. Но самое интересное, что оценки по японскому станут лучше еще до того, как ты найдешь этот способ.

Существует универсальное правило. Если все идет как по маслу, то ничего не надо менять, но если что-то не получается, нужно сделать так, как раньше не делал.

И раз уж ко мне обратились за советом, открою один секрет.

После занятий японским языком надо обязательно сказать: «Было здорово!» И так три раза. Первый раз громко, второй раз тихо, третий раз, вложив в эти слова всю свою душу. Все ясно? Как только это войдет в привычку, скажи самому себе перед началом урока: «За дело! За японский!» Достаточно будет и пары раз. Справишься? Это довольно сложно. Как думаешь, сможешь? Тогда попробуй!

Эти несложные действия усиливают и поддерживают активность отделов головного мозга, которые отвечают за побуждение к действию. Почему мне вдруг захотелось сделать именно вот это? Например, потому что я знаю – за это меня похвалят. А разве не получаешь большое удовольствие, когда решишь непростую задачу? В психологии – и в этой книге – побуждение к действию называют мотивацией.

Читайте также:  Особенности развития ребенка до года физиология

Однако одного лишь желания недостаточно, в любом деле важен первый шаг. И человек, стремящийся найти ответы на свои вопросы, не должен думать, что правильные ответы уже существуют.

Важно найти в себе силы сделать первый шаг и начать двигаться на ощупь в поисках ответа. Потому что эти силы направляют нас двигаться в нужном направлении.

Это одна из важных составляющих частей того, что называют умом.

«Способности передаются детям по наследству» – это заблуждение!

Тем не менее это серьезно беспокоит родителей. На лекциях меня часто спрашивают:

– Почему у моего ребенка всегда плохие оценки?

– Правда ли, что успеваемость моего ребенка определяется наследственностью?

Не буду отрицать, что умственными способностями управляют гены.

Например, у однояйцевых близнецов одинаковые гены, а у разнояйцевых они совпадают лишь наполовину. Поэтому результаты интеллектуальных тестов и успеваемость в школе более схожи у однояйцевых близнецов.

По расчетам гены определяют уровень интеллектуальных способностей на 50–80 %, а остальные 50–20 % зависят от среды и обучения. Это говорит о важной роли генов в развитии умственных способностей.

Однако ассоциативные зоны головного мозга, отвечающие за то, что мы называем «сообразительностью» (раньше говорили про «творческое» или «нестандартное» мышление), и в особенности ассоциативная зона лобных долей, развиваются значительно медленнее других отделов мозга. (Позже мы поговорим об этом подробнее.)

Мозг активно изменяет связи ассоциативных зон, подстраиваясь под окружающую среду. Из-за этого работа ассоциативных зон сильно зависит от внешних воздействий.

Это означает, что ум не дается человеку при рождении, а во многом зависит от воспитания, самопроизвольного развития и приобретенного опыта.

Сначала давайте разберемся, что значит «быть умным»?

Само выражение «быть умным» означает очень многое. Давайте определим, что мы будем понимать в этой книге под «умом».

С развитием Интернета получить информацию стало очень просто. Самые разные поисковые системы стали доступны любому человеку. Поэтому ценится сейчас не то, сколько фактов ты помнишь, а способность к выбору и анализу полученной информации.

Теперь требуется скорее умение моделировать ситуацию и видеть ее целиком, предвосхищать события и планировать будущее. Такая интеллектуальная деятельность, включающая размышления, намерения, планирование, анализ и сопоставление фактов, требует развития «оперативной памяти». За нее отвечают лобные доли мозга.[2]

Даже решив задачу, умный человек не прекращает думать. Ум в нашем понимании включает в себя пытливость и любознательность – именно из-за них человек ставит перед собой новые задачи и не теряет азарта при их решении.

Поэтому под выражением «быть умным» в этой книге мы понимаем, что у человека хорошо развита оперативная память – основной рабочий инструмент, и у него есть мотивация, или любознательность, как естественное свойство характера.

Я уже говорил, что генетические факторы с самого рождения влияют на то, станет ли человек умным, однако интеллект может быть значительно повышен под влиянием окружающей среды, воспитания и тренировок.

Ассоциативная зона лобных долей мозга, отвечающая за способность к мышлению, созревает примерно к 8–12 годам, но обычно продолжает развиваться до 24–25 лет.

Однако ученые выяснили, что при правильных занятиях и тренировке эта зона может развиваться даже после 60 лет!

Когда родители спрашивают меня: «Ребенок уже рождается умным?» – я отвечаю: «Нет, это не так. Интеллект ребенка может развиваться в любом возрасте. И интеллект родителей, кстати, тоже».

Структура книги

В этой книге я рассказываю о способах развития оперативной памяти и мотивации. Эти способы были разработаны при исследовании активности головного мозга детей и личного опыта автора в области клинической психологии.

Первая и вторая главы посвящены теории, но уже с третьей главы приводятся практические примеры и упражнения, созданные на основе этой теории.

В первой главе мы говорим об оперативной памяти – важной функции «умного человека» – и способах ее развития при помощи упражнений. Выполняя эти упражнения, вы почувствуете, как работает ваша память.

Вторая глава посвящена повышению мотивации и постановке корректных целей и задач.

В третьей главе вы найдете рекомендации по развитию интеллекта детей дошкольного возраста, там же приведены развивающие материалы и игры.

В четвертой главе мы поговорим об играх, которые не были описаны в предыдущей главе, и отметим, на что в занятиях детей (кроме школы и развивающих упражнений) их родителям необходимо обращать особое внимание.

Давайте начнем.

Глава 1

Тренируем оперативную память

Я уже говорил, что умственные способности можно повысить с помощью развития оперативной памяти и мотивации.

Итак, в этой главе я расскажу про особенности оперативной памяти и про то, как ее улучшить, а также приведу упражнения, которые помогут почувствовать, как она работает. И все-таки для начала немного теории.

Если разобраться в принципах работы нашего мозга, то вам наверняка будет легче понять, зачем я рекомендую выполнять эти упражнения. Вы сможете обучать своих детей намного эффективнее. Впрочем, если кому-то из вас хочется поскорее заняться практикой, то страницы теории можно пропустить.

1. Что такое оперативная память?

Давайте выясним, что именно в мозгу отвечает за оперативную память. Ученые установили, что оперативная память больше всего связана – здесь не обойтись без терминов – с префронтальной корой лобных долей головного мозга.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник