Организм и среда физическое развитие ребенка
Значение среды для физического развития организма детей и их воспитания
Решающее значение для развития строения и функций организма ребенка имеет социальная среда, которая обусловливает его воспитание – активное, систематическое, целенаправленное влияние на его психическое и физическое развитие.
Организм детей подвергается постоянным разнообразным воздействиям окружающей природы (воздуха, температуры, освещения, состава воды, пищи, определенных видов растений, животных и др.). Эти природные условия, в значительной мере изменяемые людьми, влияют на их умственное и физическое развитие, действуя на физиологические функции: обмен веществ, дыхание, кровообращение, пищеварение и др. Количественные и качественные изменения обмена веществ, вызванные различиями природных условиях жизни, влияют на физическое развитие организма, его строение и рост.
Следовательно, в неразрывной связи формы (строения) и функций организма ведущее влияние принадлежит функциям; они непосредственно зависят от обмена веществ организма с внешней средой и приводят к изменениям строения организма ребенка, его физического развития и роста.
Принципиальные различия во взаимодействии с внешней средой животного и человеческого организмов
В отличие от животных люди активно, сознательно, целенаправленно и планомерно перестраивают внешнюю среду в своих интересах. Люди не только противодействуют влияниям внешней среды посредством изменения функций организма, как и животные, но создают для себя искусственную внешнюю среду (кондиционированный воздух, ультрафиолетовая радиация, синтетические и специально переработанные продукты питания, одежда, жилище, обстановка труда и быта, космический, воздушный, водный, наземный и подземный транспорт, создание новых сортов растений и пород животных и т. д.).
Употребление и создание средств труда, хотя и свойственно в зародышевой форме некоторым видам животных, например, человекообразным обезьянам, является специфической чертой человеческого процесса труда. Во время трудовой деятельности люди ставят перед собой сознательную цель, конечный результат труда имеется уже в представлениях людей, т. е. в идее. Общественно-трудовая деятельность людей обусловлена строением и функциями их организма, которые в истории человечества развивались и развиваются в процессе общественно-трудовой деятельности. Ведущая роль в развитии строения и функций организма людей принадлежит не биологическим, а общественно-историческим закономерностям. Взаимоотношения людей с внешней средой определяются социальными условиями жизни. В отличие от животного человек – существо социальное.
В процессе общественно-исторического труда, производства материальной жизни посредством орудий труда у людей возникла членораздельная устная и письменная речь. Человеческая речь орудие мышления людей, материальное проявление их сознания. Речь появилась и развивалась в истории человечества одновременно с сознанием. Идеи и понятия, отображающие в сознании законы природы и общества, возникают и развиваются у людей в процессе общественно-трудовой деятельности, передаются другим людям посредством слов и действуют на их поведение.
Взаимодействия детей и среды
Изменяя условия жизни, можно воздействовать на умственное и физическое развитие детей. Посредством трудового воспитания и физических упражнений, рациональной организации обучения, питания и быта можно направленно изменять умственное и физическое развитие людей. Систематический физический труд, тренировка физическими упражнениями и спортом совершенствуют функции органов чувств и нервной системы, повышают физическую и умственную работоспособность, изменяют строение организма (скелета, скелетных мышц, внутренних органов) и его реактивность.
Реактивность – способность организма изменять физиологические функции при воздействии внешней среды. Реактивность состоит главным образом в защитных реакциях, противодействующих вредным влияниям внешней среды, в изменениях жизнедеятельности организма как целого. Реактивность зависит от функций нервной системы, желез внутренней секреции, защитных (иммунобиологических) свойств крови, проницаемости стенок мелких кровеносных сосудов, физиологического состояния соединительной ткани. Ведущая роль в характере реактивности принадлежит социальным условиям, определяющим эти функции организма.
Гигиенический образ жизни матери во время беременности, правильное питание детей, оздоровительные мероприятия, физическая культура, закаливание, гигиена быта и рациональный режим учебы и отдыха изменяют характер реактивности.
Реактивность детей с возрастом постепенно совершенствуется в связи с развитием нервной системы и желез внутренней секреции. У новорожденных она недоразвита и потому они отвечают общими, не уточненными примитивными реакциями на различные раздражения и действие микробов, вызывающих заболевания. С возрастом реактивность детей улучшается, изменения жизнедеятельности становятся местными, уточненными, усложненными, вырабатываются защитные реакции против заразных болезней. К старости реактивность снова ухудшается вследствие снижения функций нервной системы. Благодаря несовершенству реактивности наименее защищены от вредоносных влияний внешней среды новорожденные и дети раннего возраста.
Пластичность – приспособляемость организма к нарушениям строения и функций – тем больше, чем младше ребенок. Она проявляется в том, что при поражении или удалении органа или его части компенсация функций происходит за счет оставшихся частей и органов. Главнейшее проявление пластичности состоит в способности образования условных рефлексов, обеспечивающих частичную или полную замену функций пораженного органа сохранившимися органами.
Роль наследственности в воспитании детей
Наследственность – свойство организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного поколения другому. Наследственная информация сохраняется в цитоплазме клетки и в хромосомах, входящих в состав ядра. В первом случае наследственность передается цитоплазмой материнской яйцеклетки, а во втором – ядрами яйцеклетки и сперматозоида. В хромосомах содержится набор молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты, в которых сохраняется вся видовая и индивидуальная информация. Развитие наследственных признаков происходит также при участии определенных структур клетки.
Существуют наследственные болезни и нарушения строения и функций, например гемофилия (пониженная свертываемость крови, свойственная детям и взрослым мужского пола), наследственная форма врожденной глухонемоты, карликовый рост и непропорциональное телосложение и др. Кроме того, существуют также наследственные предрасположения к болезням и нарушениям строения и функций. усиливает дальнозоркость, а у других – близорукость. К числу болезней, развивающихся при наследственном предрасположении, относится также гипертония – стойкое повышение кровяного давления, которое вызывается сильным ежедневным напряжением нервной системы, переутомлением, отрицательными эмоциями, в частности, конфликтами в школе, семье.
Следовательно, положительные или отрицательные свойства наследственности и наследственного предрасположения могут проявляться в умственном и физическом воспитании детей при благоприятных или неблагоприятных условиях. Особенно важно учитывать действие неблагоприятных условий внешней среды, влияющих на развитие детей, их здоровье, учение и поведение.
Решающее значение для развития положительной или отрицательной наследственности имеют социальные и экономические условия физического воспитания детей (быт, жилище, питание, труд, физические упражнения, предупреждение инфекционных и других болезней и пр.). При этом следует учитывать также местные условия (состав пищи, климатические, географические, профессионально-производственные и др.), оказывающие влияние на темп роста и физического развития детей. Кроме того, следует учитывать половые и индивидуальные различия, оказывающие влияние на развитие положительных или отрицательных свойств наследственности.
Условия жизни, ресурсы и адаптации организмов
Период со второй половины (1866 г.) XIX до середины (1936 г.) XX века (6 этап) называется периодом факториальной экологии.
Организмы – это реальные носители жизни, самостоятельные «ячейки» обмена веществ. Они потребляют из окружающей среды необходимые вещества и выделяют в нее ненужные им – продукты обмена, которые, в свою очередь, могут быть использованы другими организмами. И не только продукты обмены, но и сами организмы, как в жизни, так и после смерти, тоже становятся пищей для других живых существ.
Все эти процессы обмена протекают в сложной, динамичной обстановке естественной среды обитания, так как находятся под постоянным воздействием комплекса факторов. Совокупность этих факторов составляют условия жизни организма. Приспособления к постоянно меняющимся – в течение суток, года, жизни – условиям жизни, или факторам среды, называются адаптациями. Адаптации проявляются на всех уровнях биологического спектра – от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем. Все адаптации выработаны исторически и в результате их сформировались специфические для каждой географической зоны сообщества растений и животных. Одной из главных задач экологии является изучение адаптаций организмов и экосистем к условиям жизни, или экологическим факторам.
Следует отличать понятие «условия жизни» от понятия «ресурсы». Различия между ними заключаются в том, что условия жизни обеспечивают – «обусловливают», жизнедеятельность растений и животных, они могут изменяться под их влиянием, но сами при этом не расходуются, не исчерпываются. И ни один организм не способен сделать условия жизни недоступными для другого организма.
Ресурсы организма – это все, что он потребляет, за ними стоят количественные показатели, которые могут уменьшаться – «исчерпываться» в процессе потребления. Это вещества, которыми живые организмы питаются и из которых состоят их тела (пищевые ресурсы), энергия, которая вовлекается в обменные процессы (энергетические ресурсы), и места, в которых протекают разные фазы их жизни. Некоторые факторы по отношению к организмам могут рассматриваться и как одно из условий, и как ресурс. Таковы свет, влага, соли в почвенном растворе.
Классификации экологических факторов
Многообразие экологических факторов еще в 1840 г. русский ученый Э.А. Эверсман в работе «Естественная история Оренбургской области» разделил на абиотические и биотические.
Абиотические факторы – это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организмы. Рельеф и климат обусловливают большое разнообразие абиотических факторов.
Биотические факторы – это совокупность влияний одних организмов на другие в процессе их жизнедеятельности (опыление растений, затенение верхними ярусами нижних, поедание одних особей другими). В широком смысле это внутри- и межвидовые отношения организмов. К биотическим факторам относятся и антропические, роль которых год от году возрастает. Антропические факторы чаще называют антропогенными. Различия между ними заключаются в том, что антропогенные факторы управляют процессами формирования человека и не имеют отношения к влиянию на другие организмы или среду.
АБИОТИЧЕСКИЕ | БИОТИЧЕСКИЕ |
Физические климатические – влага, свет, температура, ветер, давление, течения, продолжительность суток | Влияние растений друг на друга и на другие организмы в биоценозе (прямо или опосредованно) |
Физические эдафические – влагоемкость, теплообеспеченность механический состав и проницаемость почвы | Влияние животных друг на друга и на другие организмы в биоценозе |
Химические – состав воздуха, содержание в почве или воде элементов питания, соленость воздуха и воды, реакция рН | Антропические факторы – все виды человеческой деятельности |
По действию их можно разделить на прямодействующие и косвенно-действующие (опосредованные, модифицирующие). Прямодействующие: свет, тепло, плодородие почв, влага (на растения), косвенно действующие – они же, но через цепи питания – на животных.
Но то же тепло может быть косвенно действующим фактором – на почвах с многолетней мерзлотой в муссонном климате летом наблюдается интенсивное таяние мерзлоты, но из-за недостаточной теплообеспеченности, корнеобитаемому слою свойственны переувлажнение и анаэробиозис, обусловливающие физиологическую недоступность для растений элементов питания; в континентальном сухом климате мерзлота в почвенном профиле, наоборот, в жаркую сухую погоду служит источником влаги и способствует оптимизации водного режима почв. Другие косвенно действующие факторы: ветер (суровость погоды), течения (насыщ. кислородом), снежный покров (!).
Все экологические факторы имеют единицы измерения и определенный диапазон действия. В рамках этого диапазона и осуществляется жизнедеятельность организмов и биосистем.
Можно сгруппировать экологические факторы по времени (эволюционный, исторический), периодичности (периодический, непериодический), очередности (первичный, вторичный), происхождению (космический, абиотический, биотический, биологический, техногенный, фактор беспокойства, послепожарный и др.), среде возникновения (атмосферный, водный, геоморфологический, эдафический, физиологический, биоценотический, популяционный и др.).
Источник
Третьякова Н.Ю.
Физическое развитие ребенка
Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, средняя продолжительность жизни и др.). Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.
Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.
Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.
Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.
Отмечаются различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.
Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:
1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);
2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);
3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).
Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.
Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов. [3]
- Физическое развитие как важная характеристика здоровья
Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста, обусловленный увеличением массы и длины тела, развитием отдельных его частей и биологическим созревание ребенка соответственно его возрастному развитию. [1;16]
Здоровье – это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, социолизаторской, планирования семьи, медико-социальной и др.). Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Имеются другие определения, среди которых здоровье индивидуума рассматривается как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимально продолжительной и активной жизни.
Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:
– медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни);
– заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная);
– первичная инвалидность;
– показатели физического развития;
– показатели психического здоровья.
Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследований, данных о причинах смерти и др.
Анализ состояния здоровья населения или отдельных его групп должен стать обязательным в деятельности врача. Основными элементами комплексного анализа являются: 1) сбор информации о состоянии здоровья; 2) обработка и анализ информации о состоянии здоровья; 3) выдвижение гипотезы о связи факторов среды с состоянием здоровья; 4) направленное изучение факторов среды и углубленное изучение характеристик здоровья; 5) выявление количественных зависимостей между факторами среды и характеристиками здоровья; 6) принятие решения по оздоровлению окружающей среды для первичной профилактики заболеваний; 7) реализация принятых решений; 8) проверка эффективности принятых решений. Далее рассмотрим факторы, определяющие физическое развитие и его показатели.[8]
- Факторы, определяющие физическое развитие, его показатели.
Рассмотрим, какие существуют факторы физического развития детей.
На физическое развитие детей влияют как генетические, так и экзогенные факторы.
Влияние наследственности сказывается в основном после 2 лет жизни. Выделяют два возрастных периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима: от 2 до 9 и от 14 до 18 лет. В этом возрасте соотношение массы и длины тела может существенно отличаться от идеального из-за выраженных конституциональных особенностей телосложения.
Факторы окружающей среды (экзогенные факторы) оказывают большое воздействие на потенциал физического развития. Их подразделяют на внутриутробные и постнатальные.
К внутриутробным факторам относят состояние здоровья родителей, их возраст, экологическую обстановку, в которой они живут, вредные привычки, профессиональные вредности, течение беременности матери и др.
Антропометрические показатели новорождённого достаточно устойчивы. Даже сравнительно небольшие отклонения от среднестатистических показателей, как правило, свидетельствуют о неблагополучии в состоянии новорождённого.
Окружность груди у новорождённого, как правило, измеряют для сравнения с окружностью головы. Разница больше 2 см чаще всего служит признаком гидроцефалии. При измерении окружности головы и груди необходимо учитывать возможность сохранения захождения костей черепа друг на друга, возникшего в процессе родов, толщину подкожной клетчатки, отёчность в области грудной клетки. Уменьшение окружности головы в сравнении с нормой при рождении чаще всего возникает в результате изменения её конфигурации. Микроцефалию выявляют значительно реже, чем компенсированную гидроцефалию.
К постнатальным факторам, влияющим на физическое развитие, относят питание, режим дня, эмоциональное состояние ребёнка, хронические заболевания, климатогеографические условия.
Умеренный дефицит питания задерживает нарастание массы, но на длину тела не влияет. Более длительное голодание, несбалансированное питание с дефицитом микроэлементов и витаминов приводит уже не только к дефициту массы, но и к отставанию в росте с изменением пропорций тела.
Для детей раннего возраста характерна высокая двигательная активность, стимулирующая остеогенез и рост хряща. Однако необходимо следить за адекватностью физической подвижности возрасту ребёнка. Так, избыточная вертикальная нагрузка при поднятии тяжестей приводит к обратному эффекту – торможению роста. Большое значение имеет не только правильно проведённое бодрствование, но и достаточный сон.
У детей раннего возраста, особенно на первом году жизни, тесно взаимосвязаны физическое и нервнопсихическое развитие. Отсутствие или недостаточность положительных, избыток отрицательных эмоций влияют на физическое состояние и могут быть одной из причин нарушений роста.
Различные хронические заболевания ребёнка могут вызвать задержку роста, так как при них нарушаются метаболические процессы.
Климатогеографические условия относят к средовым факторам, влияющим на рост и развитие. Отмечено ускорение роста весной, торможение в осенне-зимний период. Жаркий климат и высокогорье тормозят рост, но могут ускорить биологическое созревание детей.
Особенно быстро неблагоприятные факторы окружающей среды сказываются на физическом развитии детей раннего возраста, поэтому антропометрические показатели на первом году жизни фиксируют ежемесячно, а в возрасте от 1 года до 3 лет не реже чем 1 раз в полгода.[7]
Основными показателями физического развития человека являются: рост, вес, окружность груди, жизненная емкость лёгких, мышечный тонус, сила кисти рук.
Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.
Выделяют следующие антропометрические показатели: соматометрические; физиометрические; соматоскопические.[4]
Соматометрические показатели включают определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.
Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.
Соматоскопические показатели необходимы для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.
Соматоскопия включает:
1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;
2) определение степени жироотложения;
3) оценку степени полового созревания;
4) оценку состояния кожных покровов;
5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;
6) осмотр зубов и составление зубной формулы.
Физиометрические показатели включают определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.
В зависимости от возраста детей программа антропометрических исследований может и должна меняться. Характеристика физического развития детей раннего и дошкольного возрастов должна дополняться данными о развитии моторики речи, но исключать некоторые функциональные исследования (определение жизненной емкости легких, мышечной и становой сил). При изучении физического развития подростков целесообразно включать в программу обследования ряд функциональных проб для определения состояния основных систем организма.
В дальнейшем полученные данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки – стандарты физического развития, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития детей.[6]
- Негативные последствия гиподинамии
Гиподинамия – ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, профессиональной деятельности, длительным постельным режимом, пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космические полёты). Развитие техники и связанное с ним облегчение условий труда, благоустройство быта, возрастающее год от года число операторских профессий значительно сократили долю мышечного труда в деятельности человека. Гиподинамия в школьном возрасте нередко связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятий спортом.
Гиподинамия отрицательно воздействует не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Составляющая основную массу тела поперечнополосатая мускулатура с её огромной сетью периферических нервов, и кровеносных сосудов оказывает влияние на костно – суставной аппарат, кровообращение, дыхание, обмен веществ, эндокринное равновесие, на деятельность нервной и других систем организма. Поэтому адекватный уровень двигательной активности гармонично формирует организм в анатомическом и функциональном отношении, во многом определяет устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды, болезнетворным агентам.
Продолжительное ограничение нагрузки на мышечный аппарат может стать причиной обратимых функциональных нарушений; в далеко зашедших случаях оно может повлечь за собой глубокие патологические изменения и способствовать возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, инфаркта миокарда.
Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы. Так, после двухмесячного постельного режима на 14-24% уменьшаются силовые показатели, падает тонус мышц, сокращаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека утрачивают характерную для них рельефность и рисунок из-за обильного отложения подкожного жира.
Скелет человека, тесно связанный с мышцами, активно реагирует на ограничение подвижности, в частности снижается минеральная насыщенность костной ткани (остеопороз). Нарушение минерального обмена наблюдается на уже на 12-15 – е сутки постельного режима. С помощью различных исследований установлено, что в течение 6 – 8 месяцев постельного режима наблюдается постоянный отрицательный кальциевый баланс, когда внедрение кальция превышает его поступление. При гиподинамии возрастает содержание липидов в сыворотке крови.
В условиях ограничения мышечной активности, когда уменьшается запрос тканей на доставку кислорода и субстратов биологического окисления, можно было бы ожидать снижения напряженности функции сердечно – сосудистой системы. Но этого не происходит; напротив, развивается детренированность сердечно – сосудистой системы, возрастает частота сердечных сокращений в покое. Даже при небольших, кратковременных физических нагрузках пульс достигает 100 и более ударов в 1 мин. Сердце работает неэкономично, выброс необходимого объёма крови достигается за счет возрастания ритма, а не силы сердечного сокращения.
При гиподинамии изменяется состояние центральной нервной системы, появляется синдром астенизации, который проявляется быстрой утомляемостью и эмоциональной неустойчивостью.
Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, эндокринной и других систем. Существенно снижается сопротивляемость возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.
Физическая активность играет важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, формировании нервных связей между опорно – двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами. Двигательная активность оказывает мощное влияние на развитие мускулатуры и скелета, совершенствует регуляцию кровообращения и дыхания. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома вызывают нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника.
Снижение двигательной активности в среднем и пожилом возрасте может ускорить развитие атеросклероза и , ухудшая регуляцию тонуса сосудов, способствует нарушениям мозгового и сердечного кровообращения. В результате недостатка движений, сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и дряблость мышц, появляется сгорбленность, ускоряются процессы физиологического старения.
Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки и т.д. [2;133]
Таким образом, можно сделать вывод о последствиях гиподинамии:
• слабеют мышцы сердца;
• ослабляется деятельность сердца, оно детренируется;
• нарушение обмена веществ;
• дистрофия мышечной ткани;
• истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь, который оседает на стенках сосудов, из-за чего сосуды становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются;
• сколиоз;
• избыточная масса тела. [5]
В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. Он всячески морально и материально поощряется государственными структурами, ответственными за сохранение и восстановление здоровья, а это в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле.
Физическое развитие играет огромную роль в нормальном функционировании организма.
Список литературы
- Плисов В.А., Храмова Е.Ю. Новейший справочник педиатра – М.: ООО «Дом Славянской книги», 2011. – 800с. Стр.16
- Покровский В.И. Популярная медицинская энциклопедия. Гл.ред.В.И.Покровский – 4-е изд. – В одном томе. Аборт – Ящур. – Ул.: «Книгочей», 1997 – 688с.
- Режим доступа: https://copy.yandex.net
- Режим доступа: https://fiz-ra.ucoz.com/blog/pokazateli_fizicheskogo_razvitija/2011-05-05-56
- Режим доступа: https://lechit-doma.ru/index/gipodinamija/0-10
- Режим доступа: https://lib.rus.ec/b/165926/read
- Режим доступа: https://www.medmoon.ru/rebenok/d_bol30.html
- Режим доступа: https://socmed.narod.ru/htm/zdor.html#4
Источник