Организация среды стимулирующей развитие ребенка

Организация среды стимулирующей развитие ребенка thumbnail

Создание предметно – развивающей среды, стимулирующей  развитие творчества

детей дошкольного возраста.

Автор: Кацуба Н.А., воспитатель МАДОУ ЦРР ДС №378  г. Челябинск

Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы образования, методов воспитания и обучения. Всестороннее развитие ребёнка можно успешно осуществлять в условиях обогащённой развивающей предметной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка, обогащение речевого опыта. Для воспитания творческой личности нужно так организовать пространство, чтобы дети могли не только активно развиваться творчески, но и в детский сад приходили с интересом и радостью.

 В детском саду необходимо создать оптимальные условия для развития детей, окружить их вниманием и заботой. Обстановка в группе должна быть комфортной, приятной, современной. В нашей группе созданы большие творческие центры с разнообразными и современными художественными материалами, яркими игрушками, репродукциями работ знаменитых художников, детскими работами, которые  постоянно обновляются.

Предметно-развивающая среда выполняет по отношению к детям информационную функцию. Каждый предмет несет какие-то сведения об окружающем мире и является средством передачи социального опыта.

Картины известных художников, произведения народного, декоративно-прикладного искусства обеспечивают художественное восприятие, которое становится основой эстетического вкуса. Предметы и атрибуты музыкальной, театрализованной деятельности открывают ребятам дорогу в мир театра, песни, музыки, танца. Продукты творческой деятельности раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Дети могут сами участвовать в создании среды в группе. Их работы радуют всех, кто заходит в группу, а различные поделки, коллективные и индивидуальные работы привносят живость и украшают.

Огромное значение имеет также стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка лишь в том случае, если она заставляет ребенка действовать, интересоваться, исследовать. Среда не должна быть застывшей, она должна постоянно двигаться и пополняться. В организации среды следует учитывать как возрастные и индивидуальные особенности ребенка, так и его потребности и способности. Предметно-развивающая среда не должна оставлять детей равнодушными, так как, воздействуя и на эмоции детей, она побуждает их к деятельности.

 В группе должны быть современные и разнообразные материалы: краски, кисти, мелки, карандаши, фломастеры, солёное тесто, глина, ватман, ткань. Это позволит передавать в продуктивной деятельности художественное восприятие, свое видение мира. Сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, обеспечиваютразвитие деятельности от простых форм к более сложным. В этом заключается развивающая функция предметной среды.

Окружающая ребенка среда имеет приоритетное значение для развития детей. Поэтому в своём детском саду мы стараемся придерживаться основных принципов построения окружающей среды. Прежде всего, она должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать улучшению здоровья и закаливанию организма, и, несомненно, важным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Принцип дистанции выполняется в группе при помощи уголка уединения, где любой ребёнок  может уединиться от других, пообщаться с педагогом  глаза в глаза.

Мы стараемся создавать условия для самостоятельной свободной деятельности, где ребята  могут проявить себя; привлечь  к созданию своего предметного окружения: это выставки работ, разнообразные постройки, различные проекты (принцип активности предметно-развивающей среды).

Предметно-развивающая среда группы меняется и пополняется в зависимости от возрастных особенностей детей, программы.

В соответствии с принципом комплексирования и гибкого зонирования, пространство группы позволяет ребятам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Для этого мыстараемся  нетрадиционно расположить мебель, постоянно делаем перестановки, используем ширмы, перегородки, стараемся найти новые, необычные решения.

Развивающая среда может быть постоянная, как в музыкальном, спортивном зале, изостудии, и более динамичная, например, оформление приемной, игровой комнаты группы к празднику, по временам года или досугу. Самая динамичная среда – это среда, организованная к непосредственной образовательной деятельности (принцип стабильности – динамичности).

В детском саду должно быть комфортно, уютно и красиво. Это принцип эстетической организации среды.

 У нашей  руппы есть своё название, альбом с фотографиями детей, полочка красоты и творчества, свои традиции (принцип открытости – закрытости).

В своей группе мы также стараемся  реализовать принцип половых и возрастных различий. Для этого мы стараемся дать возможность девочкам и мальчикам проявить свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности через  различные виды изображений (для мальчиков – различные виды транспорта, для девочек- куклы, цветы).

Каждый уголок группы долженчему-то учить, воспитывать, развивать творчество детей.

Руководствуясь принципом комплексирования и гибкого зонирования, материалы распределяются  в разных центрах. Но  среда не должна  оставаться неизменной. Центры могут периодически объединяются.

Принцип динамичности предметной среды побуждает детей к преобразованию, исследованию нового. Мы стараемся менять элементы интерьера,  каждый раз привносить в группу что-то новое, добавлять в центры новые игрушки, предметы, художественные материалы. Всё это стимулирует познавательную  активность, развивает творческое воображение.

В каждой группе должна быть своя «изюминка» – это то, чем группа отличается от других. В нашей группе – это творческая направленность. Каждый день мы радуем всех гостей нашей группы своими творческими проектами, коллективными и индивидуальными работами с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. В приемной постоянно выставляются творческие работы детей,  украшения к праздникам и по сезону создаются совместно с детьми. Даже родители включаются в творческий процесс, который радует потом всех, а особенно детей.

Центр художественно-эстетического развития в нашей группе включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья, библиотеку.Мы стараемся разнообразить средства в центре художественного творчества. Это дает детям возможность творить, фантазировать, создавать маленькие и большие «шедевры». В  центре представлены различные художественные материалы: наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, восковые мелки, цветная бумага, фольга. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащают свойтактильный опыт. Цель центра – формирование творческих способностейдетей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

При организации предметно-развивающей среды  нужно учитывать образовательныезадачи для детей  каждого  возраста. Главная задачапри организации предметно-развивающей среды – обеспечить детям развитие и образование в соответствии с их возрастом, эмоциональноположительное самочувствие, поощрять самостоятельность, творческую активность, помогать накапливать опыт предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.

Пребывание в детском саду детей   нужно организовать так, что каждый получал возможность участвовать в подвижных играх, коллективных занятиях, исследовательской деятельности, рисовать, лепить. В совместной деятельности с детьми формируется стремление к самостоятельности, поэтому нужно больше доверять детям, поощрять их стремление к самостоятельной творческой активности.

Среда, созданная в непосредственной образовательной деятельности,  позволяет детям прочувствовать ситуацию, закрепить определённые навыки, узнать новое. Эта среда отражает содержание образовательной деятельности, помогает решить поставленные задачи.

Каждый педагог и воспитатель должен организовать  предметно – развивающую среду своей группы таким образом, чтобы она положительно влияла на развитие творческих способностей, индивидуальности и активности   детей.

Источник

Создание коррекционно-развивающей среды, стимулирующей деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества

Коррекционно – развивающая среда в специальных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно – развивающей среды учреждений общего вида.

Коррекционно – развивающая среда играет очень большую роль в развитии детей. Для выполнения доступных по сложности и объему заданий детям предлагается достаточно большое и разнообразное количество наглядного материала, который служит «строительным материалом» для их умственного роста. Так и умело организованная коррекционно – развивающая среда позволяет вывести детей на качественно новые уровни, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.

Коррекционно-развивающая среда это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребёнку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Ребёнок развивается на фоне среды. Среда должна быть не просто «обстановкой», а источником детского развития. В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.

Оборудование и оснащение коррекционно – развивающей среды в специальных учреждениях не может быть случайным, так как содержательная сторона коррекционно-развивающей среды насыщена специфическими средствами и способами введения ребенка в социум.

Развивающая среда это не обработка или отшлифовывание знаний ребёнка, а внутреннее стимулирование его развития. Обучение может быть развивающим тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребёнка, которая представляет резерв его потенциальных возможностей. Задача развивающего обучения – это внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.

Среда, окружающая детей должна обеспечивать:

– чувство психологической защищённости

– средства полноценного развития (т. е. должна быть обеспечена радость существования)

– решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»

– сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

А значит: предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычёрпывать» из неё информацию.

Современное детское учреждение – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-пространственной развивающей среды.

Существует ряд принципов предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно. Одно из условий среды, которое делает доверительное общение осуществимым, – разновысокая мебель. Ее высота должна быть таковой, чтобы не только воспитатель без затруднения мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иногда посмотреть на него с верху.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Среда должна провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Например, на стене творчества дети могут подобрать добрые ласковые слова к тому что изобразил ребенок на своем рисунке. Другие стены могут быть использованы для размещения на них крупных пособий, календарей и много другого.

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство.
Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следу­ющую минуту.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Жизненное пространство должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, шитьем, моделированием, экспериментированием. Они могут рассматривать альбомы и книги, слушать запись любимой сказки и т. д.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной ком­фортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Учитывая то, что ребенок в школе находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то в классе (кабинете) он найдет специально выделенное для этого место. Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кровать и шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Предполагает размещение в кабинете не громоздких классических произведений живописи, а созданные руками педагогов, родителей и детей коллажей, аппликаций, композиций и т.д. Эффективно создание мини – музея с экспонатами из овощей, оригами, композиций из цветов и т.д. В этом случае дети становятся активными участниками создания среды.

Интерьер класса должен меняться. Например, при оз­накомлении детей с народным творчеством (гжель, дым­ковские игрушки, роспись по металлу) педагогу целесооб­разно ввести в предметно-развивающую среду предметы, атрибуты, игрушки, сделанные руками взрослых. Тематические выставки помогают ребенку лучше познакомиться с народным творчеством.

7. Принцип открытости — закрытостиможет быть представлен в нескольких аспектах.

Открытость природе. Единство человека и природы. «Зимний сад»: различные растения, фонтанчики, клетки с птицами — помогает ребенку приобщиться к прекрасному миру природы. Дети учатся слушать и различать звуки: жур­чание воды, пение птиц; они наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают. Наблюдая за окружающим миром, они постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят их клетки.

Открытость культуре. Элементы культуры — живопись, литература, музыка — не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически вхо­дить в дизайн интерьера.

Открытость своего «Я». Среда организуется таким обра­зом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я-образа». Наличие в группе зеркала позволит ребенку рассматри­вать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми он не похож на своих сверстников (другой цвет глаз, волос, необычно курносый нос, пухлые губы).

На «Стене творчества» еженедельно появляются лучшие рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Каждый ребенок получает возмож­ность не только познакомиться с результатом чьей-то творческой деятельности, но и узнать имя автора.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. При создании среды педагоги учитывают возрастные особен­ности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек. Наблюдения за играми детей показывают, что маль­чики любят играть с крупным строительным набором, машин­ками, конструктором «Лего», а девочки охотнее играют с куклами — лечат, купают их, «ходят в магазин», играют в школу.

В организации коррекционно – развивающей среды учитываются интересы и склонности детей с тем, чтобы удовлетворить их желания контактировать с окружающим миром, вызвать радость от собственных действий, обеспечить возможности быть постоянно занятым и создать условия для самостоятельного выбора интересных игр и занятий. В этом случае жизнь ребенка наполняется конкретным содержанием, а его психоэмоциональная удовлетворенность от предлагаемых занятий приводит к самоутверждению и уверенности в своих социально-адаптивных возможностях.

Источник

Елена Петрова
Мотивирующая образовательная среда, как система условий развития детей

Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована развивающая предметно-пространственная среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Формируя мотивирующую предметно-пространственную среду в нашей дошкольной организации мы учитываем все нюансы влияния среды на развитие ребенка – от цветового оформления помещений до подбора игрового оборудования. При оформлении группового помещения мы помним о влиянии цвета на психологическое и физическое самочувствие ребенка, поэтому стараемся, чтобы цветовое оформление определялось в соответствии с законами цветовосприятия, с учетом назначения помещения, условий его эксплуатации, возраста детей. В отделке детского интерьера нужна не пестрота, а тональное разнообразие цвета и фактуры при преобладании одной ведущей цветовой гаммы. Смена цветоощущений оказывает или стимулирующее или угнетающее воздействие. Самое значимое влияние мотивирующая среда оказывает на здоровье воспитанников, как физическое, так и психологическое. Поэтому педагоги создают такую развивающую предметно-пространственную среду, которая способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

В ряде нормативных документов регулирующих деятельность дошкольных организаций прописаны требования к сохранению и развитию здоровья воспитанников. Так в Федеральном законе «Об Образовании» говорится, что образовательная организация обязана создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Одним из ключевых условий создания мотивирующей среды является создание у воспитанников чувства безопасности, во все время пребывания в дошкольной организации, безопасности как физической, так и психологической. Тем самым повышается качество жизни воспитанников, обеспечивается целостность социального и личностного развития.

В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. При взаимодействии со взрослыми, психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды,для которой характерны:

-отсутствие необоснованных запретов;

-продумана последовательная система требований и правил взаимодействия;

-отсутствие психологического давления со стороны взрослого;

-возможность выбора деятельности.

Структурным компонентом образовательной среды ученые выделяют предметное окружение. Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, введен термин «развивающая среда». Она затрагивает все стороны личности ребенка – его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в действенную связь.

Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Развивающий потенциал среды многоаспектен: это условия жизнедеятельности ребенка, формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств.

Среда создается только в результате деятельности, а освоение её субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.

Воспитательно-образовательная система нашего детского сада включает развитиеширокого круга детских интересов и форм деятельности: элементарные формы бытового труда и самообслуживания, конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, разнообразные формы продуктивной деятельности, занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, различные формы эстетической деятельности, элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и ролевая игра.

Развивающая предметная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное, мотивирующее средство обогащения развития специфических детских видов деятельности в дошкольный период жизни ребенка.

Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы. Мотивирующая развивающая предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе нашего детского сада имеет отличительные признаки,а именно: для третьего года жизни – это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни-это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста учитываем их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе предлагаем детям игры, развивающие восприятие, память, внимание. По мере взросления детей мотивирующая предметно-пространственная среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют её с точки зрения своих детских интересов.

Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, мы для себя определили функции развивающей среды. Предметно-развивающая среда должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов, а так же физическому развитию ребенка.

Содержание мотивирующей развивающей предметно-пространственной средыдолжно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры:

– её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);

средадолжна быть организована в соответствии с основными принципами: активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости, стабильности – динамичности, гибкого зонирования;

– она учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок, индивидуально оформленные, обеспеченные достаточным количеством оборудования и материалов);

– также учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает «зоны приватности»– специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус, дидактические игры;

среда учитывает и индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка, тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

– учитывает возрастные и поло ролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.

Мотивирующая развивающая предметно-пространственная среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Предметы – это яркий источник познания взрослого мира.

Значение имеет и мотивационная функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда – это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда – это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств.

Созданная нашим коллективом мотивирующая развивающая предметно-пространственная среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, принимать самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Мотивирующая РППС в соответствии с ФГОС ДО,должна иметь следующие качества:

Насыщенность среды,она должна соответствовать:

-возрастным возможностям детей;

-содержанию программы.

Трансформируемость пространства,которая осуществляется в зависимости:

-от образовательной ситуации;

-от меняющихся интересов детей.

Полифункциональность материалов, которая предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;

Вариативность средыпредполагает следующее:

– наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения;

-разнообразие игр, материалов, игрушек, оборудования обеспечивающего свободный выбор детей;

-периодическую сменяемость игровых материалов, появление новых предметов для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

Доступность среды определяется:

-доступностью для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

-свободным доступом детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.

Безопасность среды предполагает:

– соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Мотивирующая среда нашего дошкольного образовательного учреждения способствует своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Её содержание построено в соответствии с основными элементами социальной культуры, она мобильна и динамична.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Источник