Организация работы с семьей воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии
Консультация для родителей
Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
В своей деятельности, взаимодействуя с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья мы руководствуемся следующими задачами:
- защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохранённых ресурсов положительного развития (как ребенка, так и семьи) на основе партнерства;
- содействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;
- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий её оказания;
- повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи, поддержки.
В работе с родителями считаем особо важным, помочь родителям преодолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи. Стремимся обеспечить «запуск» рефлексивного мышления, что позволяет понять причины трудностей в развитии и поведении ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент собственной деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка. В нашей консультативной практике свою высокую эффективность обнаружили такие средства психоконсультативного воздействия, как нерефлексивное и активное выслушивание, информирование, перефразирование, резюмирование, отражение чувств.
Формы и методы работы с родителями:
- Анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье.
- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
Дни открытых дверей – родители посещают детский сад, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Деловые игры.
Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком. Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений. («Связующая нить» Н. Григори, «Учимся понимать своего ребенка» – гиперактивный ребенок)
Использование информационных стендов для родителей: стенды, папки-передвижки, тематические выставки (литературы, фото, детских работ), доска объявлений.
Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик» куда родители помещают свои отзывы, предложения, предлагают темы родительских собраний, семинаров.
Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке, где родители и педагоги фиксируют свои наблюдения, с целью выявления динамики развития ребенка.
Использование современных устройств для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.
Организация выставок книг и игрушек, способствующих развитию ребенка в домашней обстановке.
- Размещение информации на сайте учреждения;
- Консультации и рекомендации на стендах, в групповых уголках;
- Разработка памяток с рекомендациями;
При работе с родителями используем следующие методы активизации родителей.
- «Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
- «Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.
- «Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.
• «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».
«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафе, куда вы ненадолго зашли, – смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
- Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо “Почему ты опять не убрал свои игрушки?” – “Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина”). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: “Стыдно!”, “Меня не устраивают твои “хочу”, мало ли, что ты хочешь!”, “Что бы ты без меня делал(а)?”, “Как ты можешь поступать так со мной!” и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: “Хорошо учиться в школе – это значит…” или “Для меня диалог с ребенком – это… ” Мать или отец должны закончить предложение.
- Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
- Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: “Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?” Или: “Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста”, или: “Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний” и т. п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
- Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда
родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.
В родительском уголке или в качестве заключительной части родительских собраний предлагаю иногда родителям выслушать стихотворные строки или высказывания, позволяющие задуматься родителей о своих взаимоотношениях с детьми.
В работе с родителями важным аспектом считаем и информирование родителей о других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями и их родителями, активно сотрудничаем с центом социальной помощи семье и детям «Семья», Центром диагностики и консультирования, Центр ранней диагностики и консультирования, обществом инвалидов
Для того чтобы родители поверили в своих детей, развивали их творческие способности, таланты – привлекаем их к активному участию в различных конкурсах – «Поверь в мечту», конкурсы рисунков, музыкально-танцевальные конкурсы «Фасолька», где дети занимают даже призовые места и получают грамоты и призы за участие. По рекомендациям специалистов родители организуют посещение детьми развивающих центров «Теремок», «Умный малыш»; музыкальной школы – группы «Дошколенок», учатся играть на музыкальных инструментах; кружки в ДК «Строитель», «Горизонт». Благодаря содействию общества инвалидов дети с ДЦП посещают танцы для инвалидов – колясочников.
Даже после выпуска детей мы отслеживаем их успехи, приглашаем на праздники в детский сад. (День инвалида в декабре, выпускные вечера)
Широкий спектр вариантов общения с родителями позволяет решить педагогам и специалистам основную общую задачу: выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребенка с особыми потребностями, оптимизировать социальные контакты семьи и ребенка, наладить доверительные партнерские отношения «педагог-родитель».
Источник
Появление в семье ребенка – одна из самых
больших радостей в жизни. С детьми родители
связывают свои самые светлые надежды. Однако
рождение ребенка с отклонениями в развитии
ставит его родителей перед неожиданными
проблемами. Первое время они растеряны,
подавлены, без конца задают себе одни и те же
вопросы: почему так случилось именно с нами? Что
будет с нашим ребенком?
Ухаживая за ребенком с первых дней его жизни,
мать органически чувствует его беспомощность и
любит малыша независимо от его состояния. Отец
больше поглощен мыслями, каким вырастет его
ребенок, что ждет его в дальнейшем. И, если он не
видит никаких перспектив и будущее
представляется ему совершенно беспросветным, а
жена к тому же всецело поглощена уходом за
ребенком и своими переживаниями, он может
покинуть семью. Тяжело сказывается на семейных
отношениях и нарушение социальных связей, когда
один из родителей частично или полностью
выключается из общественной жизни и лишается
из-за этого психологической помощи, позволяющей
противостоять стрессу.
Как же строить отношения в семье, в которой
родился ребенок с проблемами в развитии?
В последнее десятилетие в отечественной
специальной педагогике очень много внимания
уделяется такому направлению
коррекционно-педагогического процесса, как
работа специалиста с родителями, воспитывающими
ребенка с нарушениями психофизического
развития. Во многом это обусловлено следующими
факторами:
- появлением различных новых форм организации
коррекционно-педагогического процесса, таких,
как группы кратковременного пребывания в
специальных учреждениях, группы надомного
обучения, интегрированные группы и др; - активностью самих родителей, желающих понять
проблемы развития своих детей и помочь им
адаптироваться в окружающем мире.
Кроме того, период раннего детства является как
бы сенситивным для оказания поддержки и помощи
родителям, воспитывающим проблемных детей.
Настоящая работа является продолжением
исследований, посвященных изучению характера
взаимодействия родителей с детьми с
психофизическими нарушениями и поиску путей
организации помощи семьям, воспитывающим детей с
множественными нарушениями развития.
Проведенные эксперименты показали, что
поведение родителей, воспитывающих проблемного
ребенка, имеет ряд особенностей по сравнению
родителей, воспитывающих нормально
развивающихся детей этого же возраста. При этом
условно выделены пять тенденций нарушенного
поведения матерей при организации ими
предметно-игрового сотрудничества со своим
ребенком:
- директивное сотрудничество;
- неэмоциональное потакающее сотрудничество;
- речевое взаимодействие;
- отстраняющее взаимодействие, формальное
общение.
Очевидным оказывается тот факт, что для
коррекции поведения и психического развития
проблемных детей, их социальной адаптации
необходимо изменить поведение находящегося
рядом взрослого.
Данные методические рекомендации имеют целью
рассмотреть возможные формы работы специалиста
с родителями, воспитывающими детей с
отклонениями в развитии.
Мы предлагаем рассмотреть формы организации
коррекционно-педагогической работы с семьей,
воспитывающей ребенка с множественными
нарушениями развития. Представленный материал
был разработан и апробирован на базе специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы VIII
вида № 4 г. Якутска. Специалисты, работающие с
семьей, воспитывающей ребенка с множественными
нарушениями развития, выдвинули цели:
- оказание квалифицированной поддержки
родителям; - помощь близким по созданию комфортной семейной
среды для развития ребенка; - создание условий для активного участия
родителей в воспитании и обучении ребенка; - формирование адекватных взаимоотношений между
взрослыми и их детьми. - В основу работы с семьями были положены
следующие принципы: - принцип комплексного подхода к организации
коррекционно– педагогического процесса. В
работе с ребенком необходимо участие разных
специалистов, таких, как дефектолог, психолог,
логопед, массажист и др. При этом необходимы не
только наблюдение и консультации ребенка
разными специалистами, но и их совместное
обсуждение и “ведение” данной семьи; - принцип единства диагностики и
коррекционно-педагогического процесса.
Обследование ребенка разными специалистами
проводится в целях выявления его актуального и
потенциального уровней развития, соматического
состояния и т.д. и определяет пути коррекционно–
педагогической работы в виде составления
индивидуальной программы развития; - принцип сотрудничества между родителями и
специалистами, родителями и детьми. Необходимо
подчеркнуть, что родители будут искать поддержку
и помощь специалиста, прислушиваться к нему и
следовать его советам только тогда, когда
профессионал видит в родителях не “объект
своего воздействия”, а равноправного партнера
по коррекционному процессу; - принцип учета интересов. Этот принцип применим
в работе как с ребенком, так и с родителями. Как
правило, родители, обращаясь за консультацией,
хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли. Специалист
не должен говорить им: “Он никогда не научится
этому” или что-то подобное. В этом случае
родители вряд ли захотят продолжать встречи.
Здесь необходимо тактично подойти к ответу.
Далее в ходе коррекционно-педагогической работы
родители уже не будут вспоминать об этом. Таким
образом, будет положен первый кирпичик в
строительство моста между специалистом и
родителем; - принцип ведущей деятельности. При этом принципе
необходимо согласование действий в
коррекционной деятельности различных
специалистов.
Как показал многолетний практический опыт
работы, наиболее подходящими формами
организации являются:
- консультативно-рекомендательная;
- лекционно-просветительская;
- практические занятия для родителей;
- организация “круглых столов”, родительских
конференций, детских утренников и праздников; - индивидуальные занятия с родителями и их
ребенком; - подгрупповые занятия.
Формы организации занятий с детьми с
множественными нарушениями развития и их
близкими взрослыми могут быть различными.
Необходимо только помнить, что родители являются
самыми заинтересованными участниками
коррекционно-педагогического процесса. Его
успешный результат будет зависеть от многих
причин, и не в последнюю очередь оттого,
насколько правильно будут построены отношения
между специалистами и родителями.
Доверяйте родителям, создавайте условия для их
активного участия в воспитании и обучении
ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите
у них на поводу, и не допускайте панибратства,
будьте терпеливы и корректны, уверенны и
последовательны.
Источник
условия для формирования ценностных ориентаций,
установок, эмоционального отношения к другим
людям, что создает основу для развития личности
ребенка в целом”
Е.А. Стребелева, А.В
Зацепина
(Дефектология, 1, 2005, с. 4)
Приложение
Одним из основных источников и эталонов
человеческого поведения является семья. Образцы
поведения родителей копируются ребенком с
раннего детства, и решение сначала детских, а
потом взрослых проблем взаимодействия
осуществляется часто на основе подражания
семейному варианту их решения (А.А. Аркин, Л.С.
Выгодский, А.В. Запорожец и др.).
Цель воспитания ребенка – это подготовка
сознательного члена общества, активно
участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая
“особого” ребенка, необходимо знать
своеобразие его развития и специальные методы
воспитания.
Рождение малыша с отклонениями в развитии,
независимо от характера и сроков его заболевания
или травмы, нарушает весь ход жизни семьи.
Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда
вызывает у родителей тяжелое стрессовое
состояние, семья оказывается в психологически
сложной ситуации. Рушатся надежды, развивается
психологическое противоречие между ожиданиями и
физической невозможностью их осуществления.
Американский исследователь семьи Торнбалл в 1986
г. выделил пять периодов, связанных со стрессом
на стадиях и переходах жизненного цикла семей,
имеющих детей с отклонениями в развитии.
- Рождение ребенка – получение точного
диагноза, эмоциональное привыкание,
информирование других членов семьи. - Школьный возраст – становление личностной
точки зрения на форму обучения ребенка
(интегрированное, специализированное обучение),
хлопоты по устройству, переживание реакций
сверстников, заботы по внешкольной деятельности
ребенка. - Подростковый возраст – привыкание к
хронической природе заболевания ребенка,
возникновение проблем, связанных с
сексуальностью, изоляцией от сверстников и
отвержением, планирование будущей занятости
ребенка. - Период “выпуска” – признание и
привыкание к продолжающейся семейной
ответственности, принятие решения о подходящем
месте проживания повзрослевшего ребенка,
переживание дефицита возможностей его
социализации. - Постродительский период – перестройка
взаимоотношений между супругами (например, если
ребенок был успешно выпущен из семьи) и
взаимодействие со специалистами по месту
проживания ребенка.
Столкнувшись с фактом рождения ребенка с
проблемами в развитии и необходимостью его
воспитания, родители не всегда способны
адекватно воспринимать ситуацию и вести себя в
ней.
Ряд специфических особенностей родительского
поведения:
1. Нежелание родителей принимать медицинские
диагнозы, избегание специалистов,
констатирующих реальную ситуацию происходящего
с ребенком.
2. Неоднозначное отношение к комплексной
психолого-медико-педагогической помощи. В одних
случаях родители категорически отказываются от
медицинских мероприятий, необходимых для
активизации нервно-психической и
физиологической деятельности детей с проблемами
в развитии. Или же они стараются их
минимизировать (т.е. по возможность избежать) и
отдают приоритет только педагогической
коррекции. В других случаях родители
преувеличивают роль медицинского влияния на
развитие ребенка, рассматривая
психолого-педагогическую помощь как
второстепенную и малоэффективную.
Склонность родителей скрывать факты
проблемного развития ребенка в общении с
окружающими, особенно в беседах на тему успехов и
достижений ребенка (со знакомыми, специалистами
и др.). Это проявляется в настороженном или
агрессивном поведении, стремлении
преувеличивать способности ребенка. Часто
результатом такого поведения родителей является
предъявление ребенку неадекватных его
психофизическим возможностям требований.
К сожалению, далеко не все мамы и папы детей с
проблемами в развитии способны самостоятельно
преодолеть тяжелый кризис вхождения в статус
семьи с “особым” ребенком. С каждым днем по мере
роста и развития ребенка в семье возникают новые
стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению
которых родители совершенно не подготовлены.
Казалось бы, друзья и родственники должны помочь
родителям, однако, узнав о травме или болезни
ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому
приходится задуматься об отношении к ребенку, к
его родителям. Не зная как помочь, и боясь быть
бестактными, родственники и знакомые порой
предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать
проблему, что еще больше затрудняет положение
семьи “особого” ребенка. Нередки случаи, когда
бабушки и дедушки из-за стыда отказываются
признать внука или внучку с инвалидностью.
В первую очередь это относится к глубоко
умственно отсталым детям, которые внешним видом
и неадекватным поведением привлекают к себе
нездоровое любопытство и неизменные расспросы
со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это
ложится тяжким бременем на родителей и, особенно,
на мать, чувствующую себя виноватой за рождение
такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что
именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за
его будущее, растерянность, незнание
особенностей воспитания приводят к тому, что
родители отгораживаются от близких, друзей и
знакомых, предпочитая переносить свое горе в
одиночку, или определяют ребенка в интернат.
Конструктивная и динамическая помощь таким
семьям является необходимой на всех этапах жизни
ребенка. Специалистам необходимо создать
благоприятные условия для реабилитации всей
семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в
развитии. Суть реабилитации заключается в том,
чтобы помочь семье обрести прежний
социально-психологический и социокультурный
статус, выйти из состояния психологического
стресса.
Решение этой проблемы предусматривает:
- психологическое изучение состояния членов
семьи, в первую очередь матери; - составление программы реабилитационных
мероприятий семьи в психолого-педагогическом и
социально-культурном аспектах; - проведение реабилитационных мероприятий, в
соответствии с программой, конкретно для каждой
семьи; - организацию групп взаимоподдержки;
- патронирование семьи после проведенных
реабилитационных мероприятий.
Для обеспечения эффективной работы с
родителями “особых” детей специалисты должны
разобраться в эмоциональных отношениях в семье.
Педагогам приходится иметь дело со взрослыми,
находящимися на различных этапах адаптации к
роли родителей проблемного ребенка.
Специалистам важно знать, насколько члены
“особой” семьи готовы говорить о своей семейной
проблеме с другими взрослыми, как они относятся к
коррекционно-развивающему процессу, каковы их
ожидания, установки, готовы ли они вообще
сотрудничать с медико-психолого-педагогическим
персоналом образовательного учреждения.
Помогая ребенку преодолевать трудности в
овладении внешним миром, родителям важно
преодолеть нередко возникающее чувство своей
неполноценности, понять, что семейная
обстановка, в которой растет ребенок, должна быть
естественной системой отношений – между
родителями и детьми, между супругами, а также
отношений и связей с окружающими семью людьми.
Модель организации помощи семье,
воспитывающей проблемного ребенка, должна иметь
три этапа своего развития:
Первый этап направлен на привлечение
родных к учебно-образовательному процессу
ребенка. Педагог должен убедить членов семьи в
том, что именно в них очень нуждается их малыш,
что, кроме них, этим процессом заняться некому,
что ни одна, даже самая лучшая
коррекционно-развивающая программа не сможет
дать полноценных результатов, если она не
решается совместно с семьей.
На втором этапе предполагается
формирование увлечения родителей процессом
развития ребенка. Главной задачей работы
становится формирование у них активной позиции в
воспитании малыша. Педагог показывает родителям
возможность существования ежедневных маленьких,
но очень важных для ребенка достижений. Члены
семьи обучаются эталонным моделям работы с
ребенком, включающим отработку заданий педагога.
Третий этап характеризуется раскрытием
перед членами семьи возможности личного поиска
творческих подходов к обучению малыша и личного
участия в исследовании его возможностей. При
этом значимым является обучение родителей
разнообразным формам взаимодействия с ребенком
наблюдению и оценке его реакций и поведения.
Представления и ожидания, связанные с
развитием ребенка, восприятие самого ребенка
составляют основу “родительских установок” и
являются источником для воспитательных
стратегий. В процессе работы повышается
родительская компетенция, родители “особых”
детей постепенно берут на себя не только
поддерживающие и закрепляющие, но и
самостоятельно развивающие функции
развивающего взаимодействия с ребенком.
Включение родителей в
коррекционно-педагогический процесс является
важнейшим условием развития ребенка с особыми
образовательными потребностями. Учет
эмоциональных, социальных, личностных и других
особенностей семьи с “особым” ребенком
увеличивает эффективность использования ее
педагогического потенциала, что является одним
из важнейших факторов эффективности работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Приложение
Литература
- Савина Е.А., Чарова О.Б. “Особенности
материнских установок по отношению к детям с
нарушениями в развитии” / научно-методический
журнал “Вопросы психологии”, № 6, 2002, с. 15-23; - Ткачева В.В. Пути социальной адаптации
семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в
развитии. Практикум по социальной адаптации. –
М.: Издат. ГНОМиД, 2000. - Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с
матерями, воспитывающих детей с отклонениями в
развитии. Практикум по формированию адекватных
отношений. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000. - Строгова Н.А., Магарычева Е.А. “Проблема
психологической помощи родителям, имеющим детей
с отклонениями в развитии” / журнал “Школьный
логопед”, № 1(16), 2007, с. 56-59; - Хайртдинова Л.Ф. “О работе с родителями в
специальном (коррекционном) дошкольном
образовательном учреждении для детей с
нарушениями интеллекта” / “Дефектология”, № 1,
2005, стр. 11–13; - Стребелева Е.А., Закрепина А.В.
“Современные формы помощи семье, воспитывающей
ребенка с отклонениями в развитии” /
“Дефектология”, № 1, 2005, стр. 3–10; - Чарова О.Б. “Материнские установки по
отношению к детям с нарушением интеллекта” /
“Дефектология”, № 6-2008, стр. 13-19; - Микляева Н.В. “Изменение родительских
установок на процесс коррекционно-развивающей
работы с дошкольниками с общим недоразвитием
речи” / журнал “Логопед”, № 5, 2008, стр. 119–123.
Источник