Организация процесса развития и воспитания ребенка

Организация жизни и воспитания детей
Режим дня
Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение су ток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, том лучше его настроение и выше активность.
Целесообразно выделить постоянное время в режиме дня для чтения детям. Читать следует це только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. При этом ие следует превращать чтение в обязательное занятие — ребенок по своему желанию может либо слушать, либо заниматься своими делами. Задача педагога—сделать процесс чтения увлекательным и интересным, чтобы все или большинство детей слушали с удовольствием.
В разделах Программы по возрастам представлены примерные режимы дня для каждой возрастной группы. Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.).
Предметно-развивающая образовательная среда
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда— это внутреннее оформление помещений. Макросреда—это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей» игрушки обеспечивать максимальный для данного возраста разивающий эффект.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать и нтересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве таких центров развития могут выступать:
уголок для ролевых игр;
книжный уголок;
зона для настолько-печатных игр;
выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
уголок природы (наблюдений за природой);
спортивный уголок;
уголок для игр с песком;
игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей—конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.
В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
Интеграция образовательных областей
Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
Поясним принцип интеграции образовательных областей на примере физического развития.
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской де- мтельности через (физкультминутки, дидактические игры с элементами диижения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а отпет и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);
игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);
привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).
Аналогично реализуется интегративиый подход при решении образовательных задач по остальным образовательным направлениям: социально- личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому.
Формы работы с детьми
Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту —«организованная образовательная деятельность»);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В с таршем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
В практике используются разнообразные формы работы с детьми.
Организованная образовательная деятельность
игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжет- но-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми; наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования; проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование; оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
викторины, сочинение загадок;
инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки; подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;
пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;
танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные
действия детей, совместное составление плясок иод народные мелодии, хороводы;
физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские
туристические прогулки;
физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);
спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);
соревнования;
дни здоровья;
тематические досуги;
праздники;
театрализованные представления;
смотры и конкурсы;
экскурсии.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
социально-личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей
физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
социально-личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
познавательно-речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настоль- но-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
художественно-эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукций картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.
Взаимодействие с семьями детей
Возможные формы работы с семьей даны в разделе «Работа с родителями».
Проектирование
воспитательно-образовательного процесса
Воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».1 Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
‘Рематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями.
Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период-2 3 недели.
Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.
В Программе для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.
Отдельно выделена в Программе культурно-досуговая деятельность. Развитие культурно-досуговой деятельности детей по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Формы работы и задачи развития культурно-досуговой деятельности, примерные перечни развлечений и праздников даны для каждой возрастной группы в разделах по возрастам.
Источник

Развитие и становление личности во многом зависит от того, как с малышом общается взрослый человек, какие знания и умения он ему передает. Воспитание и развитие детей раннего возраста – непростая задача, она не может сводиться лишь к посещению яслей или обучающих занятий, крайне важно участие семьи как главного воспитательного фактора. Таким образом, родителям необходимо знать и учитывать особенности воспитания детей раннего возраста, это обязательно принесет свои плоды.
Что такое ранний возраст
Ранним детством в психологии считается возраст от 1 года до 3 лет. Он начинается после младенчества, в котором ведущей деятельностью является эмоциональное общение с матерью.
Главная особенность раннего возраста – сотрудничество со взрослым в игре, без этого не происходит становление личности и развитие основных психических процессов.
После окончания раннего возраста начинается младший дошкольный период, характеризующийся отделением от родителя во время сюжетно-ролевой игры, которая выходит на первый план. Пограничным моментом становится кризис трех лет, когда малыш говорит: «Я сам!», тем самым заявляя о том, что он отдельный индивид.
Важно! Ранний возраст заканчивается в три года и в это же время начинается кризис трех лет, который характеризуется существенной перестройкой формирующихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, кроме того, происходит перестройка взаимоотношений с окружающим миром.
Особенности детей раннего возраста
Понимание отличий этого периода позволяет наладить эффективное обучение и развитие детей раннего возраста. Именно на этих базовых понятиях строится работа в дошкольном учреждении.
Особенности возраста:
- Физическое развитие. Двигательные навыки оттачиваются. К 3 годам малыши быстро передвигаются, скачут, и залезают на небольшую высоту. Головной мозг пока сохраняет низкий предел работоспособности, утомление происходит быстро.
- Речь и общение. Главное достижение – первые слова и фразы. Они используются для общения со взрослыми, а передача речевого опыта происходит путем подражания. Словарный запас активно пополняется, складываются осмысленные предложения. Малыши способны воспринимать музыку, детскую литературу и отзываться на них.
- Эмоциональное и личностное развитие. Оно полностью зависит от отношения взрослого. Дошкольники доверчивы, легко отзываются за ласку и внимание. Тонко чувствуют, когда родители довольны их поведением, а когда нет. Охотно помогают, усваивают правила поведения в социуме.
Раннее детство – период активного развития познавательных процессов:
Познавательный процесс | Его особенности в раннем возрасте |
Восприятие |
|
Внимание |
|
Память |
|
Воображение |
|
Мышление |
|
Воспитание детей раннего возраста
Воспитание детей раннего возраста в своей основе содержит создание и поддержание позитивного эмоционального настроя. Для этого требуется правильно организовать режим дня, выполнять связанные с ним процедуры (закаливание, гигиена, укладывание спать).
Основной стимул, который стремится реализовать взрослый – побуждение к организованным действиям.
Неотъемлемое условие воспитания детей раннего возраста – пробуждение интереса, тогда они с готовностью выполняют требования. Необходимо создавать в бытовой среде предпосылки, когда может проявиться интерес. Например, для гигиены полости рта нужно приготовить яркую зубную щетку и давать малышу самому пробовать чистить зубы. То же правило действует и в отношении остальных воспитательных задач.
Важно! Недопустимо принуждение к выполнению любых дел, которые малышам не по нраву. Добиваться послушания нужно, зародив интерес к занятию.
Задачи воспитания детей раннего возраста:
- Эмоциональное благополучие.
- Овладение гигиеническими навыками.
- Обучение правилам поведения в обществе.
- Развитие самостоятельности и самообслуживания.
- Установление контакта со сверстниками и взрослыми.
Ребенку нельзя навязывать свое мнение относительно рассматриваемых событий и действий. Можно лишь поощрять его за правильные поступки и порицать за плохие. Постепенно он понимает, что «хорошо» – это не то, что ему нравится, а то, что принимается взрослыми. Порицание и похвала – эффективные средства воспитания детей раннего возраста.
Развитие детей раннего возраста
Основы воспитания детей раннего возраста следуют из особенностей психики и мышления ребенка. Ведущая деятельность – предметно-действенная.
Ввиду того, что на первый план выходят действия с предметами, задача взрослого сводится к сотрудничеству, в ходе которого ребенок учится обращаться с ними. Он усваивает способы их использования, подражая взрослым. Малыш способен понимать основные свойства предметов (цвет, форма, размер) и различать их. К концу раннего возраста он научится пользоваться многими окружающими его вещами и играть игрушками.
Обучение детей раннего возраста сводится к следующим задачам:
- Развитие речи.
- Знакомство с окружающим миром и обществом.
- Развитие сенсорики.
- Навыки действий с предметами.
- Совершенствование двигательной активности.
- Музыкальное восприятие.
Обучение игре детей раннего возраста сейчас выходит на первый план. Важно создать условия, в которых они принимают активное участие в процессе обучения. Недопустимо ограничение свободы передвижения во время занятий. Психические особенности возраста не позволят малышам сосредоточиться на материале.
Программы раннего воспитания и развития
Воспитание и обучение детей раннего возраста тесно связаны между собой, поэтому было бы неправильно выделять их в разные методики. Используемые программы воспитания детей раннего возраста и краткое их описание:
Название программы | Рекомендуемый возраст, место применения | Основные направления развития |
Программа воспитания и обучения в детском саду | 1-2 года2-3 года(в ДОУ) |
|
Программа «Радуга» | 2-3 года(в ДОУ) |
|
Программа «Кроха» | До 3 лет (в семье) |
|
Формы обучения
Формы обучения детей раннего возраста, принятые в дошкольных учреждениях:
- Индивидуальные занятия. Обычно применяют, когда нужна коррекционная работа с ребенком.
- Групповые. Задание дается каждому или всей группе.
- Коллективные. Объединяются несколько малышей.
- Самостоятельные.
По характеру занятия разделяются на творческо-игровые, исследовательские, информационно-практические и творческие. Обучение проводится в соответствии с программой обучения ДОУ.
Все обучающие мероприятия проводятся только в игровой форме. Для закрепления знаний и навыков используется многократное повторение пройденного материала.
Средства обучения и воспитания
Средства сенсорного воспитания детей раннего возраста:
- Дидактические игры и упражнения.
- Рисование.
- Лепка.
- Аппликация
- Конструирование.
Задача занятий сводится к накоплению сенсорного опыта, направленного на развитие зрительного восприятия, памяти, мышления, осязания. Впоследствии малыши смогут систематизировать полученные знания и применять их. Важно поощрять стремление дошкольников к самостоятельности в ходе выполнения задания.
Сенсорное воспитание и обучение должно проходить планомерно, в системе. Усвоение сенсорных эталонов, подготовка почвы для этого не могут происходить без участия педагога.
Рекомендации родителям
Воспитание ребенка раннего дошкольного возраста требует от родителей понимания особенностей этого периода. Им можно дать следующие советы:
- В семье нужно поддерживать доброжелательную атмосферу.
- Активно включать малыша в повседневные бытовые дела, это увлечет его и поспособствует развитию мелкой моторики.
- Внимательно слушать, что он говорит, включаться в разговор, задавая простые вопросы.
- Разговаривать короткими понятными предложениями. Слова проговаривать четко, спокойно. В ходе беседы давать как можно больше понятий простыми формулировками.
- В процессе игры «подключаться» к ней и комментировать действия малыша.
- Читать книги, ходить гулять каждый день, чтобы обеспечить ребенка новыми впечатлениями и знаниями.
- Активно поддерживать интерес к новым занятиям.
- Хвалить как можно чаще за хорошие поступки.
Следование этим рекомендациям позволит эффективно использовать особенности воспитания детей раннего возраста. Тем, кто не получил должного педагогического внимания в этот период, сложно адаптироваться в обществе, они имеют проблемы в речевом, умственном и физическом развитии. Если малыш не посещает детский сад, родителям следует взять функции педагога на себя, изучать теоретические основы воспитания детей раннего возраста.
Видео
010
Источник