Организация помощи семье имеющий ребенка с отклонениями в развитии

Организация помощи семье имеющий ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Программа по организации психологической поддержки родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии

  1. Пояснительная записка.

    1. Кому адресована программа.

Данная программа адресована психологам и родителям.

  1. Описание участников программы.

Участниками программы являются психологи, дети с отклонениями в развитии (некоторые занятия) и их родители.

  1. Теоретическое обоснование содержания программы.

Влияние семьи на ребенка имеет большое значение, особенно важным оно является для детей, имеющих отклонения в развитии. Особенности взаимодействия ребенка с родителями обуславливают его эмоциональное благополучие и возможности адаптации к социальной среде.

Проведение данной программы особенно важно, так как такой ребенок часто вызывает сильные переживания у родителей, которые не имеют необходимых навыков общения с ним. Стресс также вызывают оценка их семьи обществом, которое зачастую ставит на таких детях клеймо социальной непригодности. Кроме того, диагностические методы работы с родителями могут выявить у них неадекватный стиль воспитания, эмоциональное отвержение ребенка, чувство беспомощности.

Таким образом, мы видим необходимость работы с такими семьями для гармонизации детско-родительских отношений, прививания необходимых в данной ситуации навыков.

  1. Основная цель программы.

Основной целью программы является психологическое содействие родителям, имеющих детей с отклонениями в развитии.

  1. Методическое обеспечение и содержание программы.

1.5.1. Формы (средства, приемы) работы.

  • Информационная (лекции, семинары, родительские собрания, стенды, информационные уголки для родителей);

  • Практические занятия для родителей (ролевые игры, тренинги).

1.5.2. Диагностическое сопровождение программы.

  • Методика «16 – ФЛО – 105 – С» (16-факторный личностный опросник, 105 вопросов, форма «С») Р. Б. Кеттелла (интеллектуальные, эмоционально-волевые и коммуникативные особенности);

  • Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева);

  • Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП);

  • Социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева);

  • Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер);

  • Тест-опросник родительского отношения – ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин);

  • Методика PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл);

  • Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева);

  • Адаптированный Тематический апперцептивный тест (В. В. Ткачева).

1.5.3. Тематический план.

Программа включает в себя следующие занятия:

  • Знакомство. Особенности развития детей: требования к ребенку и его возможности.

  • Общение в семье: конфликты. Убеждение и аргументация.

  • Общение в семье: невербальное поведение.

  • Эмоции – это важно! Навыки саморегуляции эмоциональных состояний.

  • Я думаю, что это так. Стереотипы и стили семейного воспитания.

Программа состоит из двух основных блоков:

  1. Диагностический блок (определение особенностей детско-родительских отношений, состояния и особенностей родителей);

  2. Консультативно-коррекционный блок (информирование, поиск адекватных форм взаимодействия с ребенком, гармонизация внутрисемейной атмосферы, формирование эмоционально-теплых детско-родительских отношений, адекватных поведенческих навыков и установок по отношению к ребенку).

Задачи диагностического блока:

Наблюдение

  • характера взаимодействия с ребенком;

  • особенностей коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком;

  • особенностей применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

  • особенностей форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

Опросы и тестирование

  • исследование личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и определение психологического типа (авторитарный, невротичный, психосоматичный психологические типы);

  • оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу;

  • установление типа родительско-детских отношений и причин их нарушений;

  • определение модели семейного воспитания;

  • изучение ценностных ориентаций родителей в отношении ребенка.

Задачи консультативно-коррекционного блока:

  • информирование родителей об особенностях ребенка;

  • ознакомление родителей с адекватными и развивающими формами организации досуга.

  • коррекция аффективной сферы, формирование положительных эмоциональных реакций и установок;

  • формирование навыков регуляции эмоционального состояния;

  • формирование коммуникативных навыков.

Таким образом, основными направлениями работы являются психологическая диагностика и коррекционно-развивающая работа с родителями.

1.5.4. Эффективность работы по программе.

Результатом данной программы будет являться повышение уровня компетентности родителей в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка, снижение психоэмоционального дискомфорта, приобретение навыков общения с ребенком и разрешения основных конфликтных ситуаций.

III. Примерный конспект занятий.

Описание занятия.

  1. Определение содержания занятия.

    1. Тема занятия: Невербальное общение семьи

    2. Цель занятия: развитие навыка успешного невербального поведения

    3. Задачи занятия: коррекционные

    4. Дидактический материал, оборудование: наглядные пособия, брошюры-памятки, бумага, фломастеры

Теоретическая часть (информирование о значимости невербального общения, раздаточные памятки)

Упражнение «Молекулы» (разбить группу на несколько подгрупп)

Моделирование типичной ситуации общения с ребенком в подгруппах

Обсуждение успешных и неудачных решений

2

Основная часть

Расширение знаний по данной теме, формирование навыка

  1. Упражнение «Побег из тюрьмы»

  2. Игра «Леопольд»

  3. Обсуждение эффективности поведения в упражнениях

3

Перерыв

15 минут

В это время участники могут выпить кофе и отдохнуть

4

Основная часть (продолжение)

  1. Упражнение «Автобус»

  2. Упражнение «Картина»

  3. Беседа

  4. Рассказ тренера об интонациях

  5. Упражнение «Большие паузы»

5

Аутотренинг

Релаксация, расслабление участников

  1. Мышечная релаксация по Джекобсону

  2. Прослушивание успокаивающей музыки

6

Заключительная часть, подведение итогов

Формирование выводов занятия, обратная связь участников

  1. Упражнение «Метафора»

  2. Резюмирование тренером событий и знаний, полученных на занятии

  3. Сбор обратной связи участников по кругу

IV. Литература.

  1. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

  2. Ткачева. В. В. Инновационная модель организации психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Коррекционная педагогика, № 5-6 (11-12), 2006.

  3. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. / Дефектология, № 1, 2005, с. 3

  4. Коммуникативные упражнения https://azps.ru/training/communication

V. Использованные упражнения.

Упражнение «Метафора»

Инструкция. Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение команды как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ.

Коммуникативное упражнение “Большие паузы”

Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие ораторских способностей. Участники изучают иллюстративные возможности больших пауз (или гросс-пауз).

Ведущий рассказывает про гросс-паузы (большие паузы) – один из инструментов ораторов. Заключается в том, что оратор смолкает на довольно длинный промежуток времени: от 15 секунд до минуты.

Ведущий изображает из себя такого оратора. Далее ведущий спрашивает,

есть ли доброволец, который в подобной же манере может произнести свою речь.

Упражнение «Автобус»

Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения

Участники разбиваются на парочки. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».

После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

Упражнение «Картина»

Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к стене (столу), где прикреплен лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать картину. Ведущий сообщает, какой предмет необходимо изобразить (остальные не слышат задания), далее первый рисует один из элементов.

Приглашается второй игрок. Первый объясняет мимикой и жестами, что необходимо изобразить и встает в другую линию. И т.д, пока все не примут участия в рисовании картины.

Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? Не было ли желания использовать еще и речь?

Упражнение «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: “Первая шеренга будет играть преступников, вторая – их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания (5 минут) сообщники с помощью жестов и мимики должны “рассказать” преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый “сообщник” спасает одного “преступника”)”. После окончания игры “преступники” рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Упражнение «Леопольд»

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Источник

Библиографическое описание:

Скрипкина, Н. В. Организация психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям / Н. В. Скрипкина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 6 (86). – С. 785-788. – URL: https://moluch.ru//86/16284/ (дата обращения: 31.05.2021).

Прежде всего, необходимо отметить, что отклонения в развитии детей весьма разнообразны и вызываются различными причинами. Однако общей закономерностью детей с отклонениями в развитии является особая отягощенность условий раннего развития. Наличие отклонений в развитии обедняет контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия депривации и в сенситивный период становления и развития основных психологических функций терпит значительный ущерб. Квалифицированная и своевременная организация психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям позволяет им адекватно социализироваться в обществе и не ощущать своей ущербности среди других людей.

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление имеющихся отклонений и их последствий. Гарантом эффективности развития являются высокие компенсаторные возможности психики ребенка и профессионализм специалистов, работающих с ним.

Своевременная психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями в развитии является важнейшим звеном в системе их социальной адаптации. Организация этого процесса базируется на основных принципах оказания психолого-педагогической помощи, таких как личностный подход к ребенку с отклонениями в развитии (когда в процессе психолого-педагогической помощи учитывается личность ребенка в целом со всеми её индивидуальными особенностями); каузальный принцип (когда сложная иерархия отношений между симптомами нарушений и их причинами, структура дефекта определяют задачи и цели психологической помощи); принцип комплексности (когда помощь ребенку можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий); принцип деятельностного подхода (когда эффективность психолого-педагогической помощи зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка) [2, с. 39-40].

Коррекционные воздействия направлены как на исправление недостатков при отклоняющемся развитии ребенка, так и на создание оптимальных возможностей и условий для психического развития ребенка. Термин «коррекция психического развития» означает совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка с нарушениями. Психологическая помощь является одним из способов психологического воздействия, направленного на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств. В зависимости от причин и специфики нарушения выстраивается программа психологической коррекции. Основными направлениями психологической коррекции являются: коррекция эмоционального развития ребенка; коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности; коррекция поведения детей и подростков; коррекция развития личности.

Целями психологической коррекции могут быть: развитие различных форм деятельности ребенка; формирование возрастно-психологических новообразований; восстановление целостности личности; модификация поведения ребенка за счет изменения среды и обучения его новым формам поведения; формирование самоуважения и адекватной самооценки; приобретение новых установок, направленных на формирование адекватных форм поведения или угасание, торможение у ребенка дезадаптивных форм поведения; формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими; развитие эмоционально-волевой регуляции поведения.

В организации психологической помощи необходимо помнить о том, что психическое развитие ребенка с отклонениями происходит в процессе его сотрудничества с взрослым. А сотрудничество родителей с психологом является важным условием эффективности психокоррекционной работы. Главная цель такой работы состоит в формировании адекватных родительских установок на отклонения в развитии ребенка и решение социально-психологической проблемы путем адекватного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

Семья, в которой растет ребенок с отклонениями в развитии, испытывает большие трудности и сама нуждается в поддержке специалистов. Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии должна осуществляться в следующих направлениях: снижение эмоционального дискомфорта в связи с отклонениями развития ребенка; укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка; коррекция детско-родительских отношений; оптимизация педагогического потенциала родителей.

Для повышения эффективности психокоррекционной работы психологу важно, что думают родители о детском развитии и каков механизм возникновения у них подобных представлений; как ведут себя родители по отношению к детям; лучше ли развиваются дети, если родители придерживаются определенного мнения по поводу их способностей.

В процессе психологической коррекции психолог изучает эмоционально-мотивационные основы родительства, формирует у родителей компетентность в отношении возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, развивает способность родителей к рефлексии собственной стратегии воспитания и способность к принятию ребенка таким, какой он есть.

Родителям самостоятельно трудно адекватно оценить состояние ребёнка, а ещё труднее подобрать эффективные методы его профилактики и коррекции. Решению этих вопросов способствует специально организованная психологическая помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям.

Психологическая коррекция понимается как перестройка, реконструкция психологических факторов риска у детей, как воссоздание гармоничных отношений в семье [3, с. 52].

Психологическая коррекция имеет как общие, так и специальные (зависящие от специфики нарушения) направления работы. Рассмотрим специальные направления работы специалистов (на примере некоторых отклонений в развитии ребенка).

Так психологическая коррекция с детьми с задержкой психического развития, в зависимости от формы нарушения, направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, самоконтроля, оптимизацию интеллектуальных функций. Эффект психокоррекционной работы зависит от того, насколько в ней задействована эмоциональная сфера ребенка. Поскольку эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья. Психологу необходимо вовлечь ребенка в общность ситуативных переживаний, помочь ему преодолеть страх неуспеха и страх новизны.

Работа специалиста по психологической коррекции с детьми с дисгармоническим развитием (ранние дисгармонии) направлена на гармонизацию личностной структуры, решение актуальных психотравмирующих проблем, развитие произвольной регуляции поведения. Структура коррекционного воздействия на данном направлении состоит из трех блоков: I блок – мотивационный, направлен на развитие у детей умения выделить, осознать и принять цели поведения; II блок – операционно-регуляторный, развивает у детей умение планировать пути достижения цели, как по содержанию, так и по времени; III блок контроля, развивает у детей умение контролировать свое поведение и вносить в поведение необходимые коррективы.

Организация психологической коррекции с детьми с расстройствами аутистического спектра направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активности. Организуя совместную деятельность с детьми с расстройствами аутистического спектра психологу важно наполнить её эмоционально-смысловым содержанием, поскольку аффективная сфера является центральным звеном нарушений психического развития при детском аутизме. В психологической коррекции с детьми с расстройствами аутистического спектра необходимо двигаться в направлении активизации и усложнения взаимодействия с миром, совершенствовании способов взаимодействия ребенка с окружающим и стабилизации его внутренних аффективных процессов. При построении программы психолого-педагогической коррекции необходимо учитывать все специфические особенности детей с расстройствами аутистического спектра и опираться на общие закономерности психического развития ребенка.

Психологическая коррекция с детьми с реактивными и конфликтными переживаниями направлена на помощь ребенку в выяснении неосознаваемых причин болезненных переживаний и проявлений, на выработку у них умения адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях. В работе с детьми с реактивными и конфликтными переживаниями необходима коррекция детско-родительских отношений. Особое внимание нужно уделить проблемам эмоциональных взаимоотношений и эмоционального контакта с родителями: нарушению эмоционального контакта с матерью; препятствиям в эмоциональном контакте с отцом. В данном направлении необходимо вовремя провести коррекционные мероприятия, направленные на преодоление создавшегося конфликта и предотвращение возможных негативных последствий.

Психологическая коррекция с соматически ослабленными детьми направлена на коррекцию самооценки, выработку более адекватных и гибких форм реакций на заболевание, совершенствование личностного контроля, восстановление у ребенка коммуникативных навыков. Такая работа необходима, так как у соматически ослабленных детей в результате разных форм психической депривации наблюдаются нарушения коммуникативных функций, снижается самооценка. В систему психологической коррекции с соматически ослабленными детьми психологу необходимо включать занятия по повышению уверенности в себе и окружающем мире, повышению психической активности ребенка, развитию любознательности, активизации желания познавать мир и общаться.

Психологическая коррекция с гиперактивными детьми направлена на снятие напряжения, следование интересам ребенка и удержание внимания на каком-то занятии или предмете. Психологу важно научить ребенка осуществлять двигательный контроль, развивать умение выслушивать взрослого до конца. Важно психологическую коррекцию с гиперактивными детьми проводить в тесном контакте с родителями. Психолог рекомендует родителям сдерживать бесконечный поток замечаний в сторону ребенка, организовать режим дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, обещания и поощрения ребенку предоставлять сразу, формировать у ребенка уверенность в безусловной родительской любви [1, с. 52-54].

Общими направлениями психологической коррекции с детьми с отклонениями в развитии будут: коррекция чувства неполноценности, формирование социального интереса, коррекция установок и мотивов с целью выработки нового стиля жизни. В этом случае психолог организует работу по формированию у детей положительных установок на занятия, анализирует и прорабатывает личностную позицию ребенка, подбадривает и поощряет детей. Следовательно, при организации психологической помощи необходимо учитывать как общие, так и специальные направления работы, что позволяет варьировать подходы коррекции в зависимости от конкретных целей развития, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Таким образом, психологическая помощь детям и их семьям необходима, так как знание особенностей каждого возрастного периода, знание психологических особенностей развития детей с различными отклонениями, позволяет психологу более точно дифференцировать нормальные варианты развития от нарушений и более уверенно ориентироваться в многообразных отклонениях в развитии и их коррекции.

Литература:

1. Лютова Е. К., Монина Г. В. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь; М., Сфера, 2008. – 176 с.

2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

3. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая коррекция, ребенок, развитие, отклонение, психологическая помощь, психическое развитие, психическое развитие ребенка, психокоррекционная работа, развитие ребенка, эмоциональный контакт.

Источник