Организация математического развития ребенка

Елена Чупина
Особенности математического развития детей в ДОО

Математическое развитие детей дошкольного возраста по прежнему остаётся одной из актуальных проблем дошкольного образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования данное направление работы осуществляется в рамках решения задач образовательной области «познавательное развитие». Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста должно осуществляться в разных видах детской деятельности и связано с познанием окружающих предметов. Сам процесс обучения должен способствовать не только приобретению и закреплению математических представлений, но и развитию мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, группировка, сериация и др., мелкой моторики рук.

В соответствии ФГОС в рамках образовательной области Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира[1].

В процессе формирования элементарных математическихпредставлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые.

Таб. 2 Методы ФЭМП.

Виды методов Описание

Наглядные методы демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.

Практические методы предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.

Словесные методы объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.

Игровые методы Дидактические игры, словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры.

Таб. 3 Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Особенности практического метода

Выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;

широкое использование дидактического материала;

возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

демонстрационный и раздаточный;

сюжетный и бессюжетный;

объемный и плоскостной;

специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.); фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного материала:

• новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;

новый наглядный материал лучше показать детям заранее.

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя:

эмоциональная; грамотная; доступная; четкая;

достаточно громкая; приветливая;

в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;

в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…

Особенности игрового метода В играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определённым признакам. Моделируя математические понятия, он позволяет выполнять логические операции.

Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности. Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

Таб. 4 Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование математических представлений у детей дошкольного возраста.

Деятельность Виды деятельности

Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции —игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т. п. ; с природным материалом; с бросовым материалом)

Игры с правилами:

—дидактические по содержанию: математические, по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные.

развивающие;

—компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие)

Познавательно-исследовательская деятельность — форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира Экспериментирование, исследование;моделирование:

—замещение;

—составление моделей;

—деятельность с использованием моделей; —по характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное)

Продуктивная деятельность

Конструирование из различных материалов — форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества,обогащает речь Конструирование:

—из строительных материалов;

—из коробок, катушек и другого бросового материала;

—из природного материала.

Художественный труд:

—аппликация;

—конструирование из бумаги

Рис. 1 Формы обучения ФЭМП.

№ Форма обучения Организация обучения

1. Индивидуальная форма. Организация обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат;

создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения;

ограничение сотрудничества с другими детьми.

2. Групповая форма. (Индивидуально-коллективная).

Группа делится на подгруппы.Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

3. Фронтальная форма. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения.

Таб. 5 Формы и организация обучения математического развития детей дошкольного возраста.

Таб. 6 Формы работы по математическому развитию дошкольников

Форма Задачи время Охват детей Ведущая роль

Занятие Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой) Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии) Воспитатель

Дидактическая игра Закрепить, применить, расширить ЗУН На занятии или вне занятий Группа, подгруппа, один ребенок Воспитатель и дети

Индивидуальная работа Уточнить ЗУН и устранить пробелы На занятии и вне занятий Один ребенок Воспитатель

Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.) Увлечь математикой, подвести итоги 1—2 раза в году Группа или несколько групп Воспитатель и другие специалисты

Самостоятельная деятельность Повторить, применить, отработать ЗУН Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности Группа, подгруппа, один ребенок Дети и воспитатель

Средства ФЭМП.

Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).

Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).

Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)[52].

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – пространственной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

ФЭМП у детей дошкольного возраста осуществляется в разных видах детской деятельности. Одним из таких видов деятельности является конструирование. Известно, что конструирование занимает значимое место в дошкольном образовании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребёнок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки, другими словами, конструирование – продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу.

На занятиях конструированием у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Среда организовывается таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься своим любимым делом.

Предметно – пространственная развивающая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. Игра способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.В своей группе выделяю два варианта организации самостоятельной познавательной деятельности: самостоятельные дидактические игры и конструирование.

Дидактические игры,разработанные авторами: Л. Л. Венгером, игры В. В. Воскобовича, Б. Н. Никитина и других или созданы самостоятельно, учитывая уровень познавательного развития детейи требования к самостоятельным дидактическим играм:

• Правила игры должны представлять детям возможность выбрать нужные для данной ситуации знания и умения, которыми они уже овладели в процессе обучения;

• Необходима вариативность каждой игры, усложняющая игровую ситуацию, что позволяет детям применять разнообразные действия и вновь полученные знания, сохраняет длительный интерес детей к выполнению заданий;

• Большинство игр должны предполагать взаимный контроль и оценку действий, решений детьми, что подводит их к сотрудничеству, совместным действиям, обсуждению, обмену опытом, а также активизирует имеющиеся у них знания и способы их применения к каждой конкретной ситуации[21,62].

Так же на занятии по математике хорошо использовать игры и упражнения с блоками Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет[54].

Более активно и творчески дошкольники играют в самостоятельные дидактические игры тогда, когда в совместной деятельности они предварительно получили знания, необходимые для выполнения игровых заданий, а также усвоили основные правила игры. В группе имеются такие игры В. В.Воскобовича: «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича», «Фонарики», «Восьмерка», «Чудо-конструкторы»; игры Б. Н.Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Палочки Кюизенера». Такие игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. В зоне математического развития представлены игры «Магнитная мозаика» со схемами, «Части и целое», «Изучаем время», «Считаем до …», «Сложение и вычитание с Карлсоном», «Разноцветные фигуры», «Все о времени», «Домино с цифрами», «Маленький дизайнер». Где дети могут закреплять свои знания о геометрических фигурах, пространственно- временные представления, познают числа и осваивают действия с числами. Конструкторы.

Создание условий для организации совместной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС из опыта работы.

Для организации совместной самостоятельной деятельности детей в группе должны быть созданы соответствующие условия.

Во-первых, у детей должен быть сформирован определённый уровень умений и навыков. Ребёнок приступает к новой для себя деятельности сначала под руководством педагога, по показу и объяснению взрослого и только получив определённый опыт выполнения этой деятельности совместно, может выполнять её самостоятельно.

Создавая развивающую среду в группе используем большое количество пооперационных карт, они напоминают детям последовательность выполнения действий во время изобразительной деятельности, в опытно-экспериментальной, игровой, трудовой деятельности.Методические основы организации занятий по ФЭМП в процессе конструирования:

Построение занятий по математикебазируется на основных современных подходах к процессу образования:

– деятельностном;

развивающем;

– личностно-ориентированном.

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствуетсоблюдение следующих условий:

1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей;

2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3. широкое использование игровой мотивации;

4. интеграция математическойдеятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

6. развивающий характер заданий.

На занятиях можно применить: игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.

Источник

Резюме: Математические игры – эффективное средство развития познавательного интереса дошкольников к математике.

Игровые материалы занимательны по содержанию, направлены на развитие внимания, памяти, воображения, стимулируют проявление детьми познавательного интереса и умственной активности.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса: ее изучение играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности и логическое мышление человека. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно то, что эффективность математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математики и в начальной школе.

При этом главная задача педагога – познакомить дошкольника с новым материалом, который не только научит их считать, но и предоставит возможность творить, мыслить, затронет интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Согласно Концепции развития математического образования в РФ утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Цель Концепции – вывести российское математическое образование на лидирующие положение в мире.
Математика должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Основным направлением реализации Концепции на уровне ДО является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Современный мир требует от человека мыслить абстрактными категориями. Поэтому необходимо развивать логическое мышление, чтобы в будущем они смогли решать любые задачи, которые ставит перед ними жизнь. Логические приемы: сравнения, синтез, анализ, классификация, доказательство и др. – применяются во всех видах деятельности. Про это вы рассказывали, когда представляли, как развиваются умственные возможности детей в разных видах деятельности. Ребенок, который владеет логическими операциями, более внимательный, его мысли более четкие, он видит суть проблемы и может отстоять свою точку зрения.

Математическое развитие дошкольников – это сложный процесс, теоретическими основами которого являются:

  • Развитие сенсорики.
  • Закономерности и логика начального понимания детьми математической организации мира (число, форма и т.д.).
  • Учет возрастных, индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребенка при отборе содержания.
  • Ориентировка на личностное развитие, саморазвитие и самореализацию ребенка.
  • Целесообразность интегрированного подхода к процессу обучения.

Математическое развитие ребенка – это не только умение считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познать мир на каждом этапе его взросления.

Это нужно не для того, чтобы он стал гениальным математиком, а для того, чтобы развивались его безграничные способности, чтобы было больше радости в его жизни. Залогом успеха в реализации этой задачи – грамотное построение развивающей среды в группе: создание комфортных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников. Отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования, оптимальных с точки зрения количества и качества.

Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Полки не должны захламляться избыточным материалом. Необходимо своевременно изменять игровую среду за счет новых атрибутов, игр, игрушек. Важна также доступность содержания игровой среды: расположение не выше вытянутой руки ребенка.

Для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста можно проводить викторины, КВНы, строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием и математические досуги. В их содержании включаются занимательные задачи, загадки, игры-развлечения, разгадывание лабиринтов и др. Подобранные по теме стихотворения, шутки, песни, игры и танцы оживляют вечер досуга, являются средством переключения внимания, обеспечивают кратковременный отдых.

Созданию оптимальной базы для формирования математических представлений, развитию мыслительной деятельности способствует реализация следующих задач:

  1. Создание РППС по математическому развитию детей
  2. Формирование интереса к предметному миру, формирование предметной соотнесенности знаний в процессе игр с математическим содержанием
  3. Формирование умений воспринимать, слушать, соотносить речь взрослого с соответствующими предметными действиями, обучение умению отвечать на вопросы в процессе математической деятельности.
  4. Создание условий для усвоения и использования математической терминологии посредством игр, бесед, в повседневной жизни, в продуктивных видах деятельности и др.
  5. Обеспечение переноса полученных умений и знаний в нестандартные учебные игровые ситуации
  6. Организация взаимодействия с родителями по вопросам математического развития.

Микросредой для развития дошкольника, в том числе и его математических представлений, является прежде всего семья, в которой в процессе подражания близким ребенок приобретает собственный жизненный опыт. Необходимо обращать внимание детей на то, что предметы, их окружение, имеют форму, цвет, величину, свое расположение в пространстве, и использовать соответствующие термины.

Осуществляя классификацию, сериацию по определенному признаку, следует использовать в своей речи понятия, отражающие форму, цвет, величину, пространство, время и т. д. Целесообразно, чтобы взрослые как можно чаще производили счетную деятельность в присутствии детей, устанавливали отношения сходства, различия между объектами, используя в своей речи слова “такой же”, “одинаковые”, “не такой”, “разные” и др. а также использовали в своей речи понятия, отражающие пространство и время (вчера, сегодня, завтра), порядок следования времен года, суток и т.д.

Учили с детьми считалки и приучали адекватно использовать их в игровом опыте детей. Учили стихи с математическим содержанием и предлагали детям рассказывать их своим сверстникам, читали, пересказывали и сочиняли сказки с математическим содержанием и т.п.

Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется как в системе специально организованных занятий в образовательной организации, так и в самостоятельной деятельности. Любое обучающее взаимодействие в работе с дошкольниками должно носить комплексный характер, позволяющий развивать не только математические, но и универсальные способности: рефлексию, коммуникабельность, самооценку, творческое воображение, умение решать проблемные ситуации и др.

Для формирования у детей познавательного интереса в детском саду должны быть созданы условия, при которых они могли бы проявить самостоятельность в выборе игры и игрового материала, исходя из развивающихся у них потребностей.

Работа публикуется в сокращении. Полную версию вы можеет скачать по ссылке ниже

Павлова Елена Юрьевна, старший воспитатель МДОУ “Детский сад № 210” г. Ярославль

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Источник