Организация контроля за развитием и воспитанием ребенка его формы

Организация контроля за развитием и воспитанием ребенка его формы thumbnail

«Самоценность» раннего возраста в том, что это
самый поддающийся педагогическому воздействию
период, так как велика предрасположенность к
усвоению, высока обучаемость ребенка. Все в этом
возрасте осваивается и познается впервые.
Перед взрослыми встают вопросы: «Правильно ли
развивается малыш? Как нам, взрослым дать оценку
уровня развития ребенка, чтобы избежать в
будущем многих проблем? Что является критериями
показателей развития малыша? Ведь
своевременность формирования основных умений и
навыков в первые годы жизни, как правило,
исключает трудности дальнейшего обучения. Очень
важно, что бы развитие малыша протекало
гармонично, раскрывало его способности. От того,
какие развивающие условия были созданы, на что
делается упор, какие воспитательные приемы
используются, чему и как учат ребенка, и от
многого другого зависит уровень его знаний.

Формы и методы контроля старшего
воспитателя
в группах раннего возраста
разнообразны: беседа с воспитателями и
последующее посещение групповых занятий и
режимных моментов, изучение документации и
календарных планов, анализ детской продуктивной
деятельности, беседы с детьми, диагностика
уровней знаний умений и навыков.

Процесс отслеживания работы в детском
саду складывается из единства трех стадий:

  • сбор информации, т.е. установление и выявление
    фактов воспитательно-образовательного процесса;
  • анализ собранного материала, его оценка;
  • выработка мероприятий, направленных на
    улучшение существующего положения в ДОУ и в
    определенной возрастной группе, каждого ребенка
    в отдельности.

Организация наблюдения педагогического
процесса в группах раннего возраста проходит
через все виды контроля: оперативный,
тематический и итоговый.

Целью проведения тематического контроля
является изучение выполнения программы по
конкретным разделам. Заблаговременно
объявленный план проверки побуждает воспитателя
к самоанализу и самооценке своего труда, к
самостоятельному поиску и выбору правильных
направлений в работе. Итоги обсуждаются на
педагогических советах.

Итоговый контроль проводится
после завершения отчетного периода (полугодия,
года),направлен на изучение и всесторонний
анализ работы педагогического коллектива по
выполнению программы и задач годового плана.
Аналитическая справка отражает:

  • положительный опыт работы педагогов;
  • проблемы работы коллектива;
  • план действий по выполнению программы.

Оперативный (предупредительный, ДРК) носит
выборочный характер, и включат проверку работу
отдельных воспитателей и режимных моментов.
Проблемы решаются сразу и воспитателям даются
рекомендации по устранению выявленных
недостатков (материалы хранятся в течении года).

Предупредительный
предупреждает организационные ошибки и
недостатки. Например: наличие выносного
материала на прогулке, организация маршрута
прогулки детей раннего возраста по территории
детского сада, к нему же относится и проверка
планов работы с детьми.
К оперативному контролю относится такой
интересный вид контроля как ДРК
(диагностика, регулирование и коррекция)
–организация
диагностики детей три раза в год. Для чего
старший воспитатель заблаговременно объявляет о
сроках и методике проведения диагностики. По
результатам контроля даются рекомендации, и
оказывается методическая помощь.

Цель контроля воспитателя – определить
фактический уровень развития каждого ребёнка,
определить правильность: педагогических
воздействий, условий воспитания и качество всей
воспитательной работы дошкольного учреждения.
Воспитатель проводит педагогическую и
нервно-психическую диагностику детей.
По
усвоению программы
воспи­тательно-образовательного процесса, в
нашем детском саду вос­питатели групп раннего
возраста, отчитываются в конце учебного года.
Однако обследования проводят три раза: в начале,
середине и конце года.

Критерии оценки педагогической
диагностики
уровней развития детей мы
берем из книги В.М.Сотниковой «Контроль за
организацией педагогического процесса в группах
раннего возраста ДОУ» (М. Издательство
Скрипторий, 2005, с.56):

– основные показатели познавательного
развития
ребенка раннего возраста (1 год 6
месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 г. 6 месяцев, 3 года)
– основные показатели физического развития
ребенка раннего возраста (1 год 6 месяцев, 1 год 9
месяцев, 2 года, 2 г. 6 месяцев, 3 года)
– основные показатели социально-эмоционального
развития
ребенка раннего возраста (1 год 6
месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 г. 6 месяцев, 3 года)
– основные показатели речевого развития
ребенка раннего возраста (1 год 6 месяцев, 1 год 9
месяцев, 2 года, 2 г. 6 месяцев, 3 года)
– основные показатели игровых действий
ребенка раннего возраста (1 год 6 месяцев, 1 год 9
месяцев, 2 года, 2 г. 6 месяцев, 3 года)
– основные показатели бытовых навыков
ребенка раннего возраста (1 года 6 месяцев, 1 год 9
месяцев, 2 года, 2 г. 6 месяцев, 3 года)

Для проведения педагогической
диагностики
развития малышей подбирается
материал, который не используется в повседневной
жизни. Хранится он в учебной зоне в группе в
коробках по 2-м возрастным периодам (1,6-2 года; 2, 6-3
года). Результаты заполняются в таблице в
цветовой гамме, далее воспитатель делает
письменный анализ по результатам каждого
ребенка. Согласно диагностике строится
коррекционно-развивающая индивидуальная работа
с детьми.

Диагностика нервно-психического
развития
проводится по методическому
пособию авторов К.Л.Печора, В.Г.Пантюхиной,
Л.Г.Голубевой «Дети
раннего возраста в
дошкольных учреждениях
» (М.,«Просвещение»,
1986г), где раскрывается контроль, опирающийся на
изучение объективных законо­мерностей хода
развития ребёнка.

Необходимость ранней диагностики определяется
важнейшим свойством нервной системы ребенка –
пластичностью, умению быстро реагировать на
воздействие извне.

Л.С.Выгодскийотмечал, что
психика ребенка раннего возраста развивается в
процессе активной предметной и игровой
деятельности, в недрах которых и происходит
развитие моторики, восприятия, мышления и речи.
Методики психолого – педагогического
обследования должны быть направлены на изучение
уровня развития психологических
новообразований и ведущей предметно-игровой
деятельности
, умственного развития двух
уровней : актуального (достигнут к
настоящему моменту) и потенциального (связанного
с зоной ближайшего развития).

Читайте также:  Развитие речи ребенка папка передвижка для родителей

Ориентируясь на данное пособие, воспитатели
использу­ют такие методы контроля
за нервно-психическим развитием детей:

  • метод опроса матери, изучение истории
    развития ребенка
    (при приёме ребёнка в
    детское учреждение и в дальнейшем по ходу
    развития ребёнка); данный метод эффективен в
    адаптационный период;
  • метод наблюдения за ребёнком в группе
    (выявление особенностей поведения); метод
    диагностики психического развития ребёнка, с
    учетом принципа целостного системного изучения
    ребенка;

В ходе диагностики детей учитываем
рекомендации особенностей психологического
развития педагогов-психологов Н.М. Щелованова и
Н.М. Аскариной :
1) чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается,
чем быстрее он развивается, тем чаще требуется
смена занятий, условий воспитания;
2) у маленького ребёнка все функции организма
взаимосвязаны и воспринима­ются в единстве:
состояние здоровья, физическое,
нервно-психическое разви­тие, поведение.

Развитие маленького ребёнка идёт неравномерно:
в разные возрастные периоды определённые умения
формируются наиболее интенсивно. Так, на третьем
году жиз­ни выделяются два периодав
развитии ребёнка: 2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев;
2 года 6 месяцев – 3 года. В каждом из них
контролируется:

  • активная речь;
  • сенсорное развитие;
  • игры и действия с предметами;
  • изобразительная деятельность;
  • конструктивная деятельность;
  • степень развития общих движений;
  • формирование навыков самостоятельности.

Контроль проводится по единой методике, с
помощью определённого материала, в определённой
ситуации, которая должна быть максимально
приближе­на к естественным условиям жизни
малыша. Воспитатель налаживает доверительные
отношения с детьми. И дети с большим интересом
относятся к такой игре, где их не обучают, а
довольно умело выявляют уже сформированные
знания и умения. Каждый воспитатель лучше любого
проверяющего знает своих воспитанников.
Подмечено, что каждый ребёнок ждет оценки со
стороны взрослого. И если он хорошо справился с
зданием, его обязательно положительно оценивают.

Результаты диагностики и наблюдений за нервно-психическим
развитием детей
(схема предложена в этом же
пособии) заполняются в общей карте для сравнения
имеющихся навыков и умений по различным видам
деятельности. Обозначается кружками трех цветов:

красный – «Соответствует возрастной норме»,
зеленый – « Близко к возрастной норме»,
синий – «Не соответствует возрастной норме».

Таким образом, мы делим детей на три подгруппы,
и проводим работу в зависимости от результатов:

– группы детей «Близко к возрастной норме» и
«Не соответствует воз­растной норме» требуют
углубленной коррекционно-развивающей работы по
индивидуальным программам, для достижения
уровня «Соот­ветствует возрастной норме».
– группе детей «Соот­ветствует возрастной
норме», даются задания более усложненные.

Это дает возможность составить индивидуальную
программу коррекционного обучения для каждого
ребенка, с учетом принципа единства диагностики
и коррекции отклонений в развитии.

Основными задачами коррекции
психического развития ребенка являются:

  • профилактика нежелательных негативных
    тенденций личностного и интеллектуального
    развития;
  • коррекция отклонений на основе создания
    оптимальных условий для развития зоны
    ближайшего развития ребенка.

Эффективность коррекционно-развивающей
работы зависит от:

1. Раннего выявления и начала целенаправленной
педагогической работы с ребенком.
2. Содержания и методов воспитания и обучения
ребенка.
3. Своевременного включения родителей в
коррекционно-педагогический процесс.
4. Реализация единства требований к воспитанию и
обучению ребенка в семье и детском саду.

Недостатки в организации диагностики
воспитателей

  • субъективное отношение к воспитаннику;
  • недостаток времени на проведение трех разовых
    срезов нервно-психического и педагогического
    развития детей;
  • частая некомпетентность воспитателей групп
    раннего возраста в психологических вопросах.

Таким образом, контроль старшего воспитателя
помогает выявить недочеты в работе с детьми и
наметить пути выполнения требований программы,
своевременно оказать помощь, подсказать, найти
пути улучшения учебно-воспитательного процесса.
И достичь гармоничного развития малыша,
своевременно формировать основные умения и
навыки , что исключит трудности дальнейшего
обучения.

Литература:

1. Воспитание детей раннего возраста. Аксарина
Н.М.– М.: Издательство «Медицина», 1972, с. 263.
2. Дети раннего возраста в дошкольных
учреждениях. Печора К.Л., Пантюхина В.Г., Голубева
Л.Г. – М.: Просвещение, 1986г, с. 218.
3. Контроль за организацией педагогического
процесса в группах раннего возраста ДОУ.
Сотникова В.М.– М.: Издательство Скрипторий, 2005, с.
56.

Источник

Контроль за воспитательно – образовательной работой в дошкольном учреждении.

Контроль за воспитательно – образовательной работой должен быть направлен на систематическое изучение состояния работы, выполнение программы воспитания в ДОУ и оказание своевременной помощи воспитателям и специалистам в устранении недостатков.

Контролировать- это значит не просто устанавливать, что сделано и что не сделано, а, изучая педагогический процесс и методы работы воспитателей, направлять их работу, помогать им совершенствовать педагогическое мастерство. Контроль, в котором фиксируются только недочёты, не может помочь воспитателю добиться высоких результатов.

Для того, чтобы контроль стал средством совершенствования воспитательно – образовательной работой, он должен осуществляться регулярно, системитически и охватывать деятельность всех педагогов.

В современной практик е широкое распространение получили следующие виды контроля: тематический, фронтальный, предупредительный. Рассмотрим каждый отдельно.

Тематический контроль проводиться с целью всестороннего изучения уровня работы по определённой узкой теме, например, с целью выявления системы в работе ДОУ над одной из тем, намеченной в годовом плане или преемственности в методах работы двух воспитателей одной группы.

Фронтальный контроль проводиться с целью изучения состояния воспитательно – образовательной работой по всем видам деятельности в одной возрастной группе.

Предупредительный контроль проводиться для оказания своевременной помощи педагогам по тем вопросам, которые особо затрудняют их в работе, в целях предупреждения ошибок. Например, накануне проведения экскурсии с детьми дать советы об организации детей, как лучше провести наблюдения, на что надо обратить внимание, как обеспечить охрану жизни детей.

Читайте также:  Лепка для развития ребенка

Осуществляя контроль за выполнением Программы необходимо наблюдать педагогический процесс, изучать документацию. Беседовать с детьми, анализировать детские работы и др.

Ценность наблюдений заключается в том, что они позволяют изучать состояние воспитания и обучения детей в процессе их непосредственной деятельности. При этом старший воспитатель обращает внимание на то, как работает тот или иной педагог, насколько эффективны применяемые им методические приёмы. Старшему воспитателю важно не просто видеть внешние факты, но и вникать в суть наблюдаемого,- только тогда он сможет дать объективную оценку работы педагога.

Старший воспитатель оказывает помощь и осуществляет контроль за планированием и учётом воспитательно – образовательной работы с детьми. Практика показала, что проверку календарных планов лучше проводить за длительный срок. Это поможет установить последовательность и системность в прохождении Программы ДОУ.

Важно фиксировать результаты не только наблюдений педагогического процесса, но и анализа документации, детских работ. Наличие таких записей о результатах контроля даёт старшему воспитателю богатейший материал для бесед с воспитателями, для анализа деятельности педагогического коллектива и выработки правильных и эффективных мер по оказанию помощи каждому воспитателю.

Осуществление целенаправленного контроля старший воспитатель должен сочетать с ежедневным обходом ДОУ- с чего начинать свой рабочий день. Цель ежедневного обхода- проверить создание гигиенических и педагогических условий в группе, настроение детского коллектива, подготовку педагогов к рабочему дню.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий рационального руководства воспитательно – образовательным процессом, повышает ответственность каждого педагога за качество его работы с детьми.

Источник

Как контролировать ребенка: советы родителям

Рейтинг
23

Эффективный контроль предполагает не только наказания и поощрения ребенка, но и доверительные взаимоотношения с ним

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Представьте себе, что вы едете всей семьей на машине. По радио играет ваша любимая музыка, и с каждым километром все проблемы становятся все дальше от вас. Из такой идиллии вас выводят вопли ваших детей: «Он ударил меня!», «Она опять дразнится!» Вы думаете: «Если бы в этой машине вместо круиз-контроля была кнопка контроля за детьми, можно было бы отдать за нее любые деньги».

Действительно, если бы вы могли полностью контролировать детей, любая семейная поездка проходила бы без эксцессов, а вы спокойно разговаривали бы по телефону и могли избежать многих бытовых ссор. Если контроль – такая важная часть воспитания, то как мы можем эффективно контролировать своих детей?

Родительский контроль: за и против

Рассмотрим основные трудности, возникающие у родителей в связи с контролем над поведением детей, а также способы установить этот контроль.

Во-первых, следует понять, что контролировать ребенка в равной мере могут оба родителя. У многих из нас возникает ощущение, что ребенок, чрезмерно подверженный контролю, становится раздражительным, нетерпимым к себе и окружающим.

Представьте себе, что в первом классе на уроке рисования, когда необходимо нарисовать пейзаж, учитель дает детям только синие, зеленые и коричневые карандаши, потому что считает, что природа имеет только эти цвета. В таком смысле контроль означает жесткие ограничения. С другой стороны, именно самоконтроль делает общество цивилизованным, и, поскольку ребенок еще не может полностью себя контролировать, родители должны ему объяснить, что каждый поступок имеет реальные последствия, которые следует предвидеть. Обе точки зрения на родительский контроль не являются истиной в последней инстанции.

Большинство недоразумений по этому поводу происходит потому, что мы забываем две важные вещи. Во-первых, мы можем контролировать не детей, а лишь ситуации. Во-вторых, в процессе контроля детей взаимоотношения между ними и родителями не менее важны, чем поощрения и наказания.

Контроль и стили воспитания детей

Проблеме родительского контроля посвящено много исследований в сфере психологии. Известный американский психолог Диана Баумринд рассматривает эту проблему в рамках своей теории стилей воспитания. Она выделяет три основных стиля:

1. Авторитарный стиль. Родители, которые его придерживаются, следуют правилу «потому что я так сказал» и поощряют ребенка за послушание. Они строго следят за тем, чтобы ребенок придерживался установленных правил, и наиболее эффективным способом добиться этого считают наказание. Ребенок в первую очередь должен слушаться родителей, и только потом – прислушиваться к собственным чувствам. Дети авторитарных родителей становятся «хорошими» взрослыми: они умеют подчиняться, но, как правило, не обладают достаточными социальными навыками и в целом не счастливы.

2. Демократичный стиль. Демократичные родители так же, как и авторитарные, озвучивают ребенку свои ожидания, но они более восприимчивы к чувствам и реакциям ребенка. Ожидания и цели преподносятся ребенку в позитивном свете, а не как раз и навсегда установленные правила, которых ребенок должен бояться. Демократичные родители уравновешивают негативные последствия за проступки и позитивное воспитание. В отдельных случаях они прощают ребенку его проступки. Демократичные родители уважают своих детей, поэтому дети вырастают счастливыми и успешными.

Читайте также:  Тенденции в развитии ребенка раннего возраста

3. Либеральный (разрешающий) стиль. Родители не устанавливают для ребенка строгих правил, и их ожидания от ребенка невелики. Либеральные родители считают, что ребенок от природы склонен выбирать хорошие модели поведения, и ему не стоит в этом мешать. Честно говоря, либеральные родители иногда боятся конфликта со своими детьми и хотят быть для них друзьями, а не врагами. Неудивительно, что дети после этого часто имеют проблемы с самоконтролем.

На первый взгляд может показаться, что больше всего контролировать детей склонны авторитарные родители. В таких семьях дети не грубят взрослым, слушаются их и хорошо себя ведут. Однако авторитарные родители часто путают контроль над ребенком и контроль над ситуацией. Проблема такого вида контроля в том, что со временем он приводит не к развитию у ребенка самоконтроля, а к страху перед авторитетами. Кроме того, контроль со стороны авторитетных родителей основан больше на наказаниях, чем на поощрениях. Ребенок учится избегать наказаний, а не испытывать положительные эмоции от поощрений.

С другой стороны, либеральные родители, которые все разрешают ребенку, часто не имеют навыков контроля над ситуацией – командного голоса, умения контролировать ребенка с помощью похвалы или предвидения проблемных ситуаций. В конце концов, либеральные родители признают свое поражение, потому что считают, что, если они берут контроль над ситуацией в свои руки, значит, их воспитательный метод не сработал. Когда ситуация выходит из-под контроля, и либеральные, и авторитарные родители могут кричать на ребенка, чрезмерно его наказывать или угрожать («Подожди, вот мы вернемся домой, и ты у меня посмотришь»).

Демократичные родители лучше других контролируют ситуации. Они находят эффективные способы влиять на ребенка и знают, как правильно использовать положительные и отрицательные последствия, чтобы добиться желаемого. Вот в чем демократичные родители отличаются от остальных:

  • они понимают, что ребенок не может в одно мгновение изменить свое поведение. Поэтому они каждый раз стараются влиять на ситуации, и от этого ребенок со временем меняется к лучшему;
  • они знают, что позитивные взаимоотношения с ребенком (внимательность к нему, похвала, фразы, корректирующие поведение, негативные последствия за проступки и т.д.) более эффективны, чем система поощрений и наказаний. Демократичные родители понимают, что уважение ребенка достигается путем проб и ошибок; когда ребенок ведет себя плохо, родители честно и четко объясняют ему, в чем он ошибается.

Главное в демократичном воспитании – это понимание того, что контроль над поведением ребенка обретается со временем, когда родители шаг за шагом следуют четкому плану и выбирают наиболее эффективные стратегии воспитания.

Как правильно контролировать детей

Как видим, родительский контроль может не только ограничивать ребенка, как мы привыкли думать, но и быть ему во благо. Рассмотрим конкретные связанные с контролем ситуации, с которыми часто сталкиваются родители:

  • дети сидят в машине на заднем сидении и плохо себя ведут. Детям часто не нравится, когда они вынуждены ехать на заднем сидении, они начинают капризничать и вести себя плохо. И родители при этом теряют контроль над ситуацией. Во-первых, они ограничены во времени из-за необходимости вовремя добраться до пункта назначения. Родители думают: «Как только мы доедем, я смогу прекратить такое поведение детей». Во-вторых, дети плохо себя ведут из-за того, что им не хватает пространства и внимания родителей. Чтобы прекратить это, похвалите ребенка, который ведет себя лучше (психологи называют этот прием «дифференциальной похвалой за хорошее поведение»), даже если он хорошо себя ведет всего несколько минут. Также будет полезно занять ребенка какой-либо работой. Например, возьмите с собой карту, нанесите на нее начальный и конечный пункты вашей поездки и попросите детей следить за тем, какие улицы или населенные пункты вы проехали;
  • чем больше детей, тем больше шума. Родителям трудно уследить за несколькими детьми, поэтому они не могут контролировать ситуацию. Чем больше детей в семье, тем более трудностей может возникать в связи с этим. Вместо того чтобы кричать или наказывать всех детей сразу, говорите с каждым ребенком по отдельности. Даже если вы говорите с двумя детьми одновременно, рассматривайте отдельно плохое поведение каждого из детей. Рассматривайте каждый отдельный случай. Например, говорите с ребенком только о том, что он убежал от вас в магазине или о том, что сын без спросу зашел в комнату к дочери и затеял драку. Не пытайтесь исправить все и сразу.

Заранее планируйте свои действия в подобных ситуациях. Например, когда вы идете с ребенком в магазин, планируйте на это на 10 минут больше, чем обычно. Вам может понадобиться несколько минут для того, чтобы успокоить ребенка, если он начнет капризничать. Если дети спорят о том, что смотреть по телевизору, заберите пульт от телевизора и подождите, пока дети не успокоятся и не договорятся.

Следуя данным рекомендациям, вы можете по-новому посмотреть на контроль над поведением детей и при необходимости внести определенные коррективы.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
3.83 из 5 на основе
6 оценок.

Развитие ребенка
19.04.2018

Источник