Организация центра эстетического развития ребенка

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Орлова А. И. воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Белочка»

села Новая Таволжанка

Шебекинского района»

В настоящее время детский сад стал местом, где воспитанники получают опыт эмоционального взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах детского сада развивающей предметно – пространственной среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех воспитанников. Развивающая среда способствует становлению, утверждению у воспитанника чувства уверенности в себе, даёт ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

С введением ФГОС дошкольного образования, вопрос организации предметно – развивающей среды в группах детского сада, на сегодняшний день стоит особо актуально.

Именно поэтому, педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно – пространственной среды в группах детского сада, которая становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого воспитанника.

Она должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения, образовательной программы.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех воспитанников к активной самостоятельной деятельности. Каждый воспитанник выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игрового оборудования, пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих воспитанников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Свободная деятельность детей в центре художественного творчества, помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Необходимо помнить о том, что развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации, прежде всего, должна обеспечивать безопасность жизни воспитанников, а за тем, должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• эстетически-привлекательной.

Она не может быть построена окончательно. Необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

В дошкольных образовательных организациях предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС дошкольного образования, где чётко прослеживаются все образовательные области, одна из которых художественно-эстетическое развитие.

Особое место в организации самостоятельной художественной деятельности детей в группе, отводится уголку изобразительной деятельности или, как его часто называют, центру детского творчества, так как изобразительная деятельность – одна из самых любимых у детей. Она позволяет воспитанникам отображать свои впечатления об окружающем, выражать своё отношение к ним. В нашей группе была создана обстановка для творческой активности воспитанников под название «Таким я вижу мир», способствующей возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности, на основании положения о наполняемости центров художественного творчества с учётом интегрированного подхода.

Для того, чтобы уголок изобразительной деятельности действительно стал центром детского творчества, необходимо было обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно расположение зоны изобразительного творчества доступность, эстетичность, универсальность, подвижность; использование детского дизайна в оформлении; наличие произведений искусства; соблюдение возрастных требований; изобразительный материал: оборудование для рисования, лепки, аппликации; работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры); различная техника изобразительного творчества (образцы); знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры); жанры живописи; образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла); уголок художественного ручного труда (образцы тканей, бумаги и другого материала); наличие игрового персонажа «Мишка художник». Всеми любимый персонаж из мультипликационного фильма «Маша и Медведь».

В центре детского творчества размещены бумага для рисования, раскраски, цветная бумага и картон для аппликации, цветные карандаши, фломастеры. Представлены трафареты, лекала, различные линейки, природный материал, пластилин. Это способствует разнообразным проявлениям самостоятельного творчества детей.

Учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки для индивидуальной работы для мальчиков и девочек. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. При этом важно иметь большое количество подручных материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, пуговиц, бусин, резинок, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).

Здесь же представлены красочные книги по детскому творчеству, где дети могут посмотреть образцы аппликации, поделок из пластилина и природных материалов; альбомы произведений известных художников; меняющиеся выставки детских работ, выставки народного творчества;

Представлена коллекция образцов народного декоративного искусства и небольшое собрание красочных книг и иллюстраций о народном творчестве; игры на развитие мелкой моторики рук.

Читайте также:  243 центр развития ребенка саратов

Если в ходе образовательной деятельности воспитанники знакомятся с дымковским промыслом, то в центр развития детского творчества помещаем соответствующие поделки, предметы и иллюстрации.

Поделки используем для сюжетно – ролевой игры «Супермаркет», где воспитанники с удовольствием окунаются в реальную жизнь выбора и покупки, наиболее понравившегося сувенира.

Для ознакомления детей с видами изобразительного искусства с жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр) используются иллюстрации, репродукции, наборы открыток, дидактические игры. Репродукцию из подборки «Жанры живописи» можно использовать как наглядный материал для развития связной речи.

Разнообразить формы организации самостоятельной изобразительной деятельности воспитанников в центре развития детского творчества позволяют столы, мольберт, рулонная бумага для рисования.

Выставка работ детского творчества оформлена в виде настенной книги, в раздевалке. Родители могут полистать, сравнить с работами других детей.

В каждой группе необходимым элементом современного центра развития детского творчества имеются технические средства обучения. Это музыкальный центр с дисками, ноутбук с колонками, магнитная доска.

И всё это мы постарались создать, пополнить, так как воспитанники обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, занимаясь плетением бус, браслетов. Здесь воспитанники получают возможность знакомиться с новыми материалами, обогащаются их тактильные ощущения. Во второй половине дня здесь же могут заниматься дети по карточкам для индивидуальной работы или заниматься творчеством по интересам.

Таким образом, правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда позволит каждому воспитаннику найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, так как именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Список литературы:

1. Лыкова Е.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М,: Издательский дом «Карапуз» – Творческий центр «Сфера», 2009.-144., 8л. ил.

2. Справочник старшего воспитателя Центр развития детского творчества в группе.

-М.: ЗАО «МЦФЕР», № 1, 2016г. с.27.

Источник

һ

1. 3

2. 腅.7

3. ..8

4. 腅…18

5. – 腅…20

6. 셅..23

7. ..26

һ 01.01.2001 ., 3707-2.

, , , , , , .

, , , , , ( 2 һ һ, 01.01.2001 .).

, , , . , – . , , , , . , , – , .

, , , .

, , .

, , – . .

, , , . , .

. , .

, , . , , , , .

һ :

– (, ),

– ,

– ( ),

– ( , , ),

– -,

– ,

– ,

– .

– :

– ;

– , , ;

– , , , -;

– ;

– – ;

– – һ;

– ;

– , , , ;

– – ;

– , , , , , . ., ;

– , ,

– , , – ,

– – .

:

– ;

– ( , .);

– ;

– ;

– ;

– ;

– .

, :

– ,

– ,

– – .

:

( );

– ;

– ,

– .

– ( ).

: .

, .

һ, 01.09.94

01.01.01 000 . ,

:

-,

-,

,

-,

-.

XXI . -, -, – .

1. – .

. – , , , . , , .

7- , . ( ) .

, – (, , ).

. , , . , , , , () . – , , , .

“” – . – .

, “” , , , , , , .

, , , , ” , ” , ” “. () – , , , . , , , , , .

, – ( !) , . . . .

, . . , , . , , , , , , .

, , , ( ), (-) . , – – , . . “”. , – . – , , .

, , . , .

, , .

, . – , . . (-, , , . .). , , , , , , , , – , .

– , , – . , – , – , – . , , , (, , , , . .).

, , , , ( ), . , , , , . , , , , , , , . .

, , . . . , :

2. – .

– , – :

– ,

– ,

– ,

– “

“, “”.

– . , . – . . , , , , , , , , , .

, . , , , , , . – , , , . – , , .

, – “” , , , , , .

, , , , , , , , , . , , , , .

3. .

, . . , -, – . , , , .

, . , , , , , “”, , , .

4. .

һ – , . :

– ,

– – , ,

– ,

,

,

– –

.

“”. . , , . – , .

– “” , , . , , . , . .

, – . , . – – .

– , , , – .

– . – – , :

;

– ;

– ;

– ;

.

.

. . . , . XXI , . . , “” .

:

1.

;

2.

;

“” , , , .

, , .

– () .

– , – һ.

, – , һ. :

– ;

;

, , – .

, :

– ,

;

– + , + ,

+ , ;

.

, (, , , , , , .).

, , . , . , . .

– , , , , .

, . , ( ), .

– . , .

( ) , , – , .

.

. .

1 8 . . . . .

һ ( ).

, , , .

, , .

– , . , .

– – , .

– – , . , , – , (, , . .).

– , , , , , .

, , , , , .

һ – (. ): – ; ; ; – ; , , .

– һ

– ( – ; – ; )

, ,

: -;

-;

– , , , , ߻-.

– :

;

, , ;

, ;

;

.

:

;

;

;

, ;

, , , , , ;

.

:

, ;

, ;

;

;

, ;

, ;

, , ;

.

. . . : – .

:

– ;

– ;

– , ;

– .

.

, , ().

:

– , , , ;

– ;

– , ;

– ;

– , .

, :

– ;

– ;

– ;

– ;

– , ;

– , ;

– , , .

, ( ) . , .

1 , . . , 23 12 . .

, – .

:

– , , ;

– , ;

– , ;

– , ;

– , ;

– , , , , ;

– , .

. .

, :

– , , , , ;

– , , ;

– – , .

1. :

1.1. ,

.

1.2. ( ,

, , ).

1.3.

:

– ,

– ,

– ,

– , , , .,

– .

1.4. .

1.5.

, , .

2. :

2.1. :

– ,

, ,

– ( ,

,

,

).

2.2. һ ( , ).

2.3. .

2.4.

(

).

2.5. ,

.

2.6. , (

,

, .).

2.8. ( , ,

, .).

3.

.

3.1.

. .

3.2. һ, , , , – . .

3.3. . .

3.4. ;

– ;

– – ;

3.5. .

3.6. , һ .

3.7.

3.8. .

4. .

4.1. . . . , .

4.2. һ , ( ) .

4.3. .

4.4.

, , . .

4.5.

( , , ).

5. – .

5.1. –

.

5.2. –

.

6. .

6.1. –

, ( , ,

,

).

6.2. .

.

6.3. –

.

Источник

«Центр художественно – эстетического развития старших дошкольников»

Валентина Алексеевна Федосеева

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 51»

Слайд 1 Заголовок

Дошкольное детство – период интенсивного развития интеллектуальной, нравственно – волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. У детей старшего дошкольного возраста формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Художественно – эстетическое воспитание в программе «Детство» реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно – эстетической деятельностью. Занятия изобразительно – художественной деятельностью удовлетворяют потребностям ребенка в продуктивной деятельности, в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, выражения своего отношения к увиденному.

Читайте также:  Успешное развитие ребенка младшего школьного возраста

Слайд 2

Развивающее пространство нашей группы организовано на основании и по требованиям, целям и задачам программы «Детство». Работа в нашем образовательном учреждении построена таким образом, что с младшими дошкольниками педагоги работают 2 года, а со старшими – 2 года. Я работаю со старшими дошкольниками. Это дети в возрасте 5 – 6 лет. Вместе с детьми мы накапливаем, систематизируем, пополняем материал по конкретной возрастной группе и с учётом характеристики контингента детей. Это определяет успех образовательного процесса.

Слайд 3

Художественно – эстетическое развитие – неотъемлемая часть ОО «Художественно – эстетическое развитие». Уголок художественно – эстетического развития в нашей группе создавался постепенно, разрастался, пополнялся и состоял из стеллажей и сенсомоторной среды «Фиолетовый лес».

Слайд 4

Главным критерием, в выборе места организации уголка художественно – эстетического развития, в пространстве развивающей среды группы стал свободный доступ детей к находящимся там материалам. Для того, чтобы уголок действительно стал центром детского творчества обращалось внимание на условия его оформления и оснащения, а именно: расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, универсальность, подвижность; использование детского дизайна в оформлении; наличие произведений искусства; соблюдение возрастных требований; изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность; оборудование для рисования, лепки, аппликации; работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры); различная техника изобразительного творчества (образцы); развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, дидактические игры); знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры); жанры живописи; образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла); уголок художественного ручного труда (образцы тканей, ниток, бросовый и природный материал); организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития.

Слайд 5

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Одним из главных принципов построения данной среды для нас является – доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов. В нашем уголке творчества разнообразные изобразительные материалы: цветные карандаши; простые карандаши; фломастеры; воздушные фломастеры; штампики, акварельные краски; пластиковые непроливайки для воды; гуашь; кисточки разного размера; бумага для рисования; трубочки для кляксографии, пластиковые вилки, зубные щётки; ватные палочки (для нетрадиционных способов рисования); восковые мелки, цветные мелки, точилки, стёрки, а также ножницы, клей, подставки для лепки, пластилин, а так же палитры для красок.

Слайд 6

Чтобы развить навыки рисования дошкольников, в наш центр был приобретен экран для копирования, который называется зазеркалье. Он позволяет детям сделать копию с оригинала изображения. Экран изготовлен из прозрачного стекла с эффектом прозрачного зеркала, что легко и просто облегчает процесс рисования.

Слайд 7-8

В нашем детском саду образовательный процесс организован по принципу тематического планирования. Каждая неделя месяца посвящена определенной теме. Этот принцип прослеживается и в уголке художественно – эстетического развития. На следующем слайде вы можете увидеть наборы для творчества с бумагой, а раскраски и трафареты подобраны не случайно, а по определенной тематике: домашние и дикие животные, транспорт, овощи и фрукты, космос, обитатели моря, фигуры, одежда.

Слайд 9 – 10

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, перед системой образования стоит цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, а также активности и самостоятельности мышления. Необходимо воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Педагог обязан помочь дошкольнику реализовать поставленные программой цели. Данные рекомендации нашли отражение и в нашем уголке художественно – эстетического развития. Вашему вниманию представлены формы для работы с пластилином, каток, а также набор «Сказки дерева», чтобы ребенок самостоятельно попробовал себя в роли художника и самостоятельно смог раскрасить заготовку. С помощью набора форм для пластилина ребенок может создать целую композицию из сделанных фигурок.

Слайд 11

В нашем дошкольном учреждении проводится целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с народным творчеством, декоративно – прикладным искусством, актуализируя развитие доброты, окружив уютом, теплом психологической комфортности, обеспечив эмоционально -нравственное переживаний ребенком лучших традиций народной культуры в играх, сказках, художественно – творческих видах деятельности, осознание своей сопричастности к родной культуре, народу. Здесь вы видите иллюстрированный материал по народному искусству. Вашему вниманию представлено декоративно – прикладное искусство. Это глиняные фигурки, расписная посуда. Дети рассматривая иллюстрации тем самым закрепляют полученные знания о народном искусстве, о росписи по дереву и глине: хохлома, дымковская игрушка, филимоновская. А раскраски – матрешки знакомят детей с миром красочной древнерусской живописи, а также служат средством закрепления узора.

Слайд 12

Также в нашем уголке представлен демонстрационный материал для ознакомления старших дошкольников с жанрами изобразительного искусства. Это пособие из цикла «Большое искусство – маленьким» библиотеки программы «Детство»: «Знакомим с натюрмортом», «Знакомим с портретной живописью», «Знакомим с пейзажной живописью». При помощи этого наглядного материала происходит знакомство детей с содержанием художественного произведения, они учатся видеть замысел автора, и некоторые средства выразительности.

Читайте также:  Ребенок в год и 2 месяца развитие рост

Слайд 13 – 14

На следующем слайде представлен природный, бросовый, разнофактурный материал для творчества: образцы тканей, ниток, бумага, картон, а также здесь можно увидеть бусины, декоративные наклейки, цветной скотч, ленты, пуговицы, набор конфетти, пластиковые глазки, различные лоскуты, паралон, вата, шишки, веточки, крупа.

Слайд 15

Старший дошкольник в своем эстетическом развитии способен создать оригинальный образ, композицию адекватными изобразительно – выразительными средствами. Движение от простого образа – представления к эстетическому обобщению, от восприятия целого образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.

Чтобы ребенок правильно воспринимал образ человека его пропорции в нашем уголке художественно – эстетического развития есть деревянная кукла – манекен с подвижными суставами для художника. А для демонстрации предмета во время лепки есть поворотный круг. Он предназначен для полного и правильного восприятия создаваемого объекта ребенком, который должен рассмотреть объект со всех сторон.

Слайд 16 -17

Содержание уголка художественно – эстетического развития

Слайд 18

Многие современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Поэтому, считаю, что актуальной и важной задачей является художественно – эстетическое воспитание. Рисование одно из самых занимательных удовольствий для ребенка.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей. Предлагаю вашему вниманию некоторые работы наших воспитанников в нетрадиционной технике рисования.

Слайд 19 – 26 (некоторые виды нетрадиционного рисования)

Старшие дошкольники самостоятельно применяют различные техники рисования, учатся создавать набросок, пользоваться палитрой, передавать оттенки цвета, используя основные и производные цвета в работе, самостоятельно подбирают светлые и темные тона, смешивают их. Выявляют и фиксируют смысловой центр в рисунке, умеют передавать в рисунке движение и его характер, рисуют животных и человечков, совмещают их сюжетно – жанровой композицией.

К нетрадиционным техникам рисования относятся: штампование, рисование пальчиками, рисование ладошкой, обрывание бумаги, скатывание бумаги, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, набрызг, отпечатки листьев, акварельные мелки, рисование мыльными пузырями, пластилинография, скатывание бумаги, обрывание бумаги.

Слайд 27 – 28 (аппликация и художественный труд: детские работы)

В примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» содержание образовательной деятельности по развитию продуктивной деятельности и детского творчества отмечено, что дети должны уметь использовать разнообразные материалы: бумага разного качества и свойств, ткани, природные материалы и вещества, бросовый материал. Знакомство с техниками симметричного, ажурного вырезания; разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Создание разнообразных форм. Последовательность работы над сюжетной аппликацией; умения создавать коллажи. На слайдах представлены некоторые работы по данным требованиям программы.

Слайд 29 (Фиолетовый лес)

Планирование образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 51» для детей от 5-ти до 6-ти лет старшей группы №4 на 2016-2017 учебный год в части, формируемой участниками образовательных отношений, определена на основе анализа ФГОС ДО, ООП ДО «Детский сад № 51», приоритетного направления деятельности ДОУ, предшествующей педагогической деятельности, анализа потребностей детей и родителей, а также социального окружения – это деятельность по познавательно-речевому развитию детей с помощью современных развивающих технологий. В данном случае – это технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Сенсомоторная среда «Фиолетовый лес» расположена рядом с уголком художественно – эстетического развития, что позволяет детям рационально использовать пространство среды для реализации своих творческих идей. Это пространство также используется нами для организации тематических выставок детских работ.

Слайд 30 (список литературы)

Ребенок от природы – творец, все дети видят окружающий их мир по – своему. Поэтому нам, взрослым, необходимо как можно больше уделять им внимания, помогать развивать творческие способности, фантазию, воображение, помогать развивать творческие способности, фантазию, воображение, навыки и умения. Неважно, кем станет ребенок, главное – помочь сформировать творческую личность, научить свободному применению способов создания изобразительного образа. Художественное творчество играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Работая над созданием образа, ребенок играет и познает окружающий мир. Ведь самым ценным является не конечный продукт, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Слайд 31

Спасибо за внимание!

Источник