Органическое поражение цнс ребенку 4 года
Симптомы органического поражения мозга у детей
Основной признак повреждения головного мозга детей органического характера – психоорганический синдром.
Это состояние выражается в нарушении сразу трех аспектов работы мозга.
- Проблемами с памятью – ребенок плохо запоминает новую информацию и теряет часть уже усвоенной (частичная амнезия)
Более того, при ОПМ могут появиться нереальные (придуманные) воспоминания.
- Снижением интеллекта – такие дети плохо концентрируют внимание, у них нарушено мышление, с трудом ориентируются в пространстве.
- Аффективными расстройствами и сниженная нейродинамика – малыши с органическими поражениями головного мозга постоянно испытывают слабость, головокружение и головные боли, они подвержены депрессиям, раздражительности. Часто малыши проявляют неадекватные эмоции и «полевое» поведение.
- Задержка речи и интеллектуального развития – еще один симптом органического поражения мозга, который характеризуется нарушением познавательной деятельности.
Это состояние является не врожденным, как умственная отсталость, а приобретенным. Функции поврежденного мозга ребенка начинают распадаться.
Иногда задержка развития настолько сильна, что ребенок не может научиться обслуживать себя самостоятельно.
Существует также целый ряд очаговых симптомов, которые зависят от того, в какой области головного мозга локализуются нарушения.
Лобная доля – парализованы мимические и глазные мышцы, нарушено обоняние и с трудом выговариваются слова, сложности с выполнением целенаправленных движений, странное поведение на грани эйфории.
Теменная доля – нарушение чувствительности, невозможность совершать целенаправленные осмысленные действия, а также неспособность обучиться чтению и счету. Нередки припадки с судорогами.
Височная доля – нарушены обоняние и слух, проблемы с вкусовыми ощущениями, бывают галлюцинации, эмоционально неустойчивое настроение, частичное или полное непонимание речи.
Затылочная доля – нарушение зрения вплоть до слепоты, проблемы с координацией движений и равновесия, галлюцинации, судороги во время припадков.
Естественно, терапию и коррекцию ОПМ следует назначать, исходя из причины его возникновения и развития.
Так, например, врачи рекомендуют устранять поражения, вызванные инфекцией, с помощью антибиотиков, противовирусных препаратов и иммуностимуляторов.
Если ОПМ развилось вследствие опухоли, то, прежде всего, нужно позаботиться о ее удалении. С этим не поспоришь.
Ишемические болезни головного мозга официальная медицина предлагает лечить с помощью ноотропных средств, а также использовать противоотечную и сосудистую терапию.
Нужно обязательно помнить, что медикаментозная терапия не может не иметь побочных, порой вредных последствий.
Устранять последствия, часто бывает сложнее и дольше, чем основное нарушение.
Но без психолого-коррекционной терапии даже в случае успешной медикаментозной терапии НЕ ОБОЙТИСЬ.
Если ваш ребенок:
- очень разборчив и капризен в выборе еды
- остро реагирует на изменения погоды
- его укачивает в машине
- он невнимательный
- плохо говорит
- неусидчивый
- часто плачет
- неуклюжий
- ленивый
Вы думаете, что все это – особенности характера? На самом деле, это неврологические проблемы, которые могут быть связаны с органическим поражением мозга. Если сейчас проигнорировать эти нарушения, то в дальнейшем они могут стать причиной серьезных нарушений поведения, задержки речи и общего развития, а в последствии и трудностей обучения в школе.
Дело в том, что в раннем возрасте последствия многих неврологические нарушения можно легко откорректировать и навсегда забыть о них. А вот в подростковом возрасте маленькие проблемы часто превращаются в большие и с ними уже очень трудно справиться.
Поэтому лучше не откладывать визит к неврологу и нейропсихологу.
Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась «школьная неуспешность», которая отразится не только на процессе обучения, но и на психологическом состоянии ребенка.
Например, в височной доле левого полушария находятся области, «отвечающие» за звуковой анализ речи. Если нейропсихологические тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.
Источник
7. Резидуально-органические пограничные нервно-психические расстройства
Резидуально-органическими считаются разнообразные нервно-психические расстройства у детей и подростков, вызванные относительно стойкими последствиями перенесенных ранее органических повреждений головного мозга (Ковалев В.В., 1979).
Основное место среди резидуально-органических нервно-психических расстройств занимают последствия ранних органических повреждений головного мозга, имевших место в дородовом периоде, родах и в первые 3 года жизни (гипоксия, ишемия, кровоизлияния, интоксикации, нейроинфекции, гемолитическая болезнь новорожденных). В отношении того, какой период постнатального развития следует считать ранним, существуют разные мнения. Некоторые исследователи полагают, что таким периодом является возраст до 1 года (Lempp R., 1974). Если принять, что дифференциация слоев коры большого мозга завершается к 7 годам (Филимонов Н.Н., 1922), то ранним следовало бы, вероятно, считать возраст до 7 лет.
Речь идет не о схоластической, а о конкретной и очень сложной проблеме. Она сводится в основном к технологии определения удельного веса дизонтогенетических и дефицитарно-органических расстройств, возникших у ребенка после окончания органического процесса. Очевидно, чем раньше оно возникло, тем более значительным будет удельный вес проявлений психического дизонтогенеза. Кроме того, его проявления будут, скорее всего, разнообразными. Например, у маленьких детей могут быть такие варианты: умственная отсталость, инфантилизм, преходящая или стойкая задержка психического развития, задержка развития отдельных психологических функций, органический аутизм.
У детей постарше число вариантов и тяжесть проявлений собственно дизонтогенеза по мере взросления, теоретически, постепенно сокращаются, а собственно резидуальная симптоматика ограничивается в основном слабоумием, психоорганическим и церебрастеническим синдромами. Считается установленным, что резидуально-органическая недостаточность ЦНС обнаруживает зависимость от возраста, в котором имело место органическое заболевание: чем раньше оно произошло, тем более тяжелой, при прочих равных условиях, является резидуальная симптоматика.
В целом же число комбинаций проявлений дизонтогеза, с одной стороны, и симптомов органического психического дефицита – с другой, не поддается точному определению, тем более что в симптомообразовании принимают участие и другие факторы, такие как наследственность, наследственное и конституциональное предрасположение к развитию патологии, внешние механические, физические, химические и психотравмирующие факторы, воспитание, обучение и др.
Термин «резидуальный» не означает, что остаточные явления являются сугубо статическими. Они могут претерпевать определенную динамику – это прежде всего регредиентная динамика, при которой преобладают процессы репарации и поступательного развития. Так, по данным катамнестического исследования (Аксентьев С.Б., Барабаш М.Н. с соавт., 1965), 39,4% пациентов с ранее установленным диагнозом «резидуально-органическая недостаточность ЦНС» спустя несколько лет оказались практически здоровыми. Состояние может быть относительно стационарным и в той или иной степени компенсируемым. Чем более хрупкой является компенсация, тем легче возникают состояния декомпенсации с разной клинической картиной. Динамика может быть негативной, если пациент часто или постоянно подвергается влиянию других неблагоприятных обстоятельств. Наконец, при участии резидуально-церебральной недостаточности и дополнительных воздействий в том или ином возрасте может проявиться наследственная, конституциональная и/или приобретенная предрасположенность к развитию определенного психического, неврологического или соматического заболевания. Важно учесть также, что, накладываясь на резидуальный фон, повторные органические повреждения могут приводить к более серьезным последствиям.
Распространенность резидуальной недостаточности ЦНС у детей и подростков представляют по-разному, в зависимости от различий в подходах к их распознаванию. Так, в книге «Заболеваемость городского населения и нормативы лечебно-профилактической помощи» (1967) приводятся такие сведения (на 1000 детей и подростков). У мальчиков: в возрасте 1-2 лет – 3,2; от 3 до 6 лет – 2,9; от 7 до 12 лет – 7,2; от 13 до 15 лет – 7,6; от 16 до 19 лет – 4,9. У девочек: в возрасте от 3 до 6 лет – 1,4; от 7 до 12 лет – 3,6; от 13 до 15 лет – 8,1; от 16 до 19 лет – 4,9. Эти данные указывают на недостаточную выявляемость данной патологии у детей раннего возраста и о преобладании ее у мальчиков.
Зарубежные исследователи приводят более высокие показатели. По F. Enke (1955), распространенность данной патологии в общей популяции составляет 6,5%, по R. Lempp (1974) – 17,9% (у детей школьного возраста). У детей с трудностями школьной адаптации и невротическими реакциями резидуальная патология выявляется чаще – от 32 до 93%. В.В. Ковалев указывает, что такие показатели – результат гипердиагностики, возникающей из-за переоценки диагностического значения отдельных показателей (неврологических микросимптомов, данных ЭЭГ, проявлений недостаточности общей или речевой моторики, данных анамнеза), которые почти с такой же частотой встречаются в контрольных исследованиях здоровых детей.
Существуют разные систематики резидуально-органических нервно-психических расстройств у детей и подростков. Далее кратко представлены клинические варианты таких расстройств согласно патогенетической систематике В.В. Ковалева (1979):
- преимущественно дизонтогенетические формы;
- преимущественно энцефалопатические формы;
- формы смешанного патогенеза (энцефалопатически-дизонтогенетического).
Подробные описания ряда упоминаемых далее расстройств приводятся во 2-й и 3-й частях настоящей книги (см. оглавление). Некоторые расстройства представлены в настоящем разделе вслед за систематикой резидуально-органической недостаточности ЦНС.
Вернуться к Содержанию
Источник
Для того, чтобы определить, как развиваются последствия поражения ЦНС перинатального периода у детей, медицинские работники в г. Омске проанализировали 200 историй развития ребёнка. Возраст пациентов при этом составлял 17 лет. В процессе анализа была выявлена чёткая связь между рядом факторов. Это клиническая симптоматика, разные повреждения ЦНС и то, как долго длятся сами последствия поражения ЦНС, случившегося в перинатальном периоде.
Также медики обосновали плюсы монотерапевтического лечения, если болезнь протекает по принципу моносиндрома, и комбинированных видов терапии, если речь идёт о более сложной совокупности клинических проявлений.
Основная проблема ППЦНС
Последние исследования в области эпидемиологии показали, что при перинатальном поражении мозговых структур у детей впоследствии развиваются:
- дезадаптация;
- органические заболевания мозга.
В детской неврологической практике эта проблема является одной из ведущих, так как подобные патологии широко распространены. Риск смертельных исходов и инвалидности при их развитии очень высок. Согласно статистике ВОЗ, 10% пациентов, которые перенесли ППЦНС, страдают разными формами нервно-психических расстройств.
Что такое ППЦНС
Поражения центральной нервной системы в детской неврологической практике – это один из собирательных диагнозов. Он описывает целый ряд нарушений деятельности мозга: как его структур, так и основных функций. Перинатальный период обычно является временем их формирования и возникновения. Среди факторов риска следует отметить болезни матери будущего ребёнка:
- тяжёлые формы токсикозов;
- обменные нарушения;
- инфекционные заболевания, перенесённые во время беременности;
- патологии иммунной системы.
Значение имеют и родовые травмы, чреватые повреждением ЦНС, а также некоторые лекарственные средства, химические вещества и радиация. Чем раньше в процессе эмбриогенеза мозг плода затрагивают патологические процессы, тем тяжелее будет симптоматика поражений ЦНС в послеродовом периоде.
Существует ряд патологических факторов, которые влияют на нервную систему плода и новорождённого ребёнка. Их принято делить на четыре основных группы:
- Поражения центральной нервной системы, возникающие вследствие ишемии или гипоксии мозга. В качестве причин выступают асфиксии во внутриутробном периоде, недостаточность дыхания новорождённых, патологии кровообращения внутри сердца, гипотензия сосудов в постнатальной фазе.
- Травмы ЦНС. Они возникают в результате мозговых кровоизлияний (при поражении мозга и его оболочек). Имеют значение и нарушения мозгового кровотока, приводящие к необратимым изменениям структуры ЦНС.
- Инфекции во внутриутробном периоде. Мать передаёт заболевание плоду через плаценту, контактным способом и по восходящим путям.
- Поражения ЦНС токсически-метаболического характера. Причины: обменные нарушения (например, когда мать во время беременности часто употребляет алкогольные напитки), курение, некоторые лекарственные средства, наркотики и т.д. Всё это оказывает выраженное токсическое воздействие на плод, приводя к необратимым поражениям его нервной системы.
Перинатальные поражения ЦНС описывают в форме совокупности нескольких проявлений, которые могут сочетаться между собой. Если в симптоматике превалируют нарушения двигательных функций, у ребёнка нарушен тонус мышц, а спонтанная активность в движениях становится ниже либо, наоборот, патологически высока. В данном случае типичны и проявления ЗПР по причине того, что из-за постоянных сбоев в работе мышечной системы дети не могут совершать движения целенаправленно. У них не формируются полноценные двигательные функции и речь.
Бесплатная консультация по вопросам обучения
Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!
Если патология затрагивает вегетативно-висцеральную сферу, дети часто срыгивают, у них низкая масса тела, нарушены дыхание, работа сердца и температурная регуляция. Кожа приобретает характерный «мраморный» оттенок, возникают кишечные заболевания в виде энтеритов или энтероколитов.
Одним из тяжёлых проявлений ППЦНС является наличие гипертензионно-гидроцефального синдрома. При таком варианте течения заболевания в мозге постоянно скапливается лишняя жидкость (главным образом, в местах нахождения ликвора). У ребёнка постоянно повышено внутричерепное давление, большой родничок увеличен, а голова часто становится непропорционально огромной. Такие дети плохо спят и монотонно плачут, запрокидывая голову.
ЗПР характеризуется тем, что дети поздно начинают самостоятельно держать голову и развиваются очень медленно по сравнению со сверстниками. Есть ещё синдром, характеризующийся повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью, когда дети слишком гиперактивны, не могут контролировать свои движения, плохо спят. Также у них может наблюдаться тремор рук, ног и других частей тела. Если болезнь протекает тяжело либо ребёнок не наблюдается у квалифицированного детского невропатолога, есть риск развития судорожного синдрома.
Суть исследования, проведённого омскими медиками
Главная цель исследования состояла в том, чтобы понять, насколько последствия ППЦНС поддаются лечению медикаментами. Работу проводили в больнице им. В. Скворцова: было подробно разобрано 200 детских карт с учётом информации:
- о диагнозе ППЦНС в первый год жизни ребёнка;
- о причинах патологии ЦНС;
- о синдромах, выявленных в процессе диагностики;
- о снятии диагноза (если это было);
- о сохранении симптоматики к первым трём годам жизни;
- о лекарственном лечении детей в первые годы жизни;
- о течении неврологических симптомов;
- об исходе болезни к возрасту 17 лет.
Результаты исследования показали, что точный диагноз ППЦНС был поставлен более чем 60% детей ещё на первом году жизни. Факторы, которые способствовали развитию патологии, медики проанализировали и распределили так:
- у 110 детей поражение нервной системы имело гипоксически-ишемическую этиологию;
- у 15 детей заболевание возникло в результате внутриутробного инфицирования;
- у 61 ребёнка ППЦНС развились после травм;
- у 24 детей выявили связь ППЦНС с метаболическим поражением;
- у 82 детей наблюдалось сочетание сразу нескольких факторов.
Что касается снятия диагноза в том или ином возрасте: дети, у которых был только один синдром, выздоравливали намного раньше, если сравнивать с детьми, имевшими два сочетающихся синдрома и более.
Анализ получаемого детьми лекарственного лечения (в первый год жизни) выглядел так: 90 пациентов регулярно принимали лекарства. Из них 35 детей были пролечены одним лекарством, а остальных 55 лечили комплексно, двумя препаратами и более. При этом монотерапия оказалась эффективнее, чем отсутствие лечения медикаментами почти на 11%. У детей, имевших разное количество комбинированных синдромов, высокие результаты показало комбинированное лечение несколькими препаратами.
При оценке статуса ЦНС у пациентов, перенёсших заболевания (по достижении ими 18-летнего возраста) выяснилось, что более 50% молодых людей страдают неврологическими болезнями.
Подводя итоги
Благодаря этому исследованию стали возможны прогнозы в отношении ППЦНС и тяжести его течения. Также выяснилось, что монотерапия одним препаратом является более эффективной нежели отсутствие лечения вообще. Ещё один важный итог исследования – дети с несколькими синдромами поражения ЦНС должны получать комбинированное лечение, которое в таких случаях является оптимальным выходом из ситуации.
Бесплатная консультация по вопросам обучения
Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!
Комментарии к статье
Источник