Оптимальный уровень развития ребенка

Оптимальный уровень развития ребенка thumbnail

Виктория Старикова
Мониторинг оценки индивидуального развития ребёнка

Обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов ребёнка

Обследование состояния общей моторики зрительно-моторной координации тактильных ощущений,зрительного восприятия,слухового восприятия, пространственного восприятия,восприятия времени.

«Оптимальный» уровень — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

«Средний»уровень — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;

«Допустимый уровень» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи

Мониторинг оценки индивидуального развития ребёнка

1 (зеленый цвет) – ребенок справляется с задачей самостоятельно;

Мониторинг оценки индивидуального развития ребёнка

2 (желтый цвет) – справляется с незначительной помощью взрослого;

Оптимальный уровень развития ребенка

3 (красный цвет) – не справляется самостоятельно, необходима помощь взрослого.

Оптимальный уровень развития ребенка

Показатели и критерии

Наименование необходимых навыков и умений по образовательным областям.

Оценка уровня развития в баллах.

Формирование временных представлений «День – вечер-ночь».«Познавательное развитие».

«Части суток» «День-вечер-ночь»

«Режим дня»

«Ночной режим»

Закрепление по теме: «Покажи, что ты делала днем, вечером» «Покажи, что ты делала ночью»

Формирование количественных представлений» «Знакомство с понятием «один» и «много»

«Один-много»

«Цифра 1»

Много» «Выполнение различных действий: один — много хлопков».

«Мои игрушки»

«В гостях у лесовика в лесу» Посчитай, сколько шишек, найди цифру 1»

Формирование представлений о величине» «Большой-маленький, «Длинный – короткий»

«Большие и маленькие игрушки» «Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения».

Я большая, а ты маленькая». «Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента».

«Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы». «Подбери ленты для кукол».

«Постройка башни», «Длинный мост, короткий мостик», «Выделение «короткий – длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности».

Игры с мягким модулем «Пирамидка», «Дидактическая черепаха»,

«Формирование представлений о форме». «Круг», «Квадрат»

Маленькие и большие квадраты»

«Предметы похожие на круг, квадрат»

«Раскрашивание круга, квадрата»

«Обведение круга, квадрата по контуру»

«Штриховка круга, квадрата» .Формирование элементарных математических представлений

«Формирование пространственных представлений»,

«Вверху-середина-внизу»

«Разложи игрушки по полкам»

«Разложи одежду по полкам»

«Ориентация на листе бумаги» «Вверх-середина»

«Середина – вниз»

Ориентация в классе

«Формирование пространственных представлений» «Поровну-больше»

«Разложи игрушки»

Игры на перемещение в пространстве, на изменение в пространстве

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве» поровну – больше

Закрепление тем: «Короткий длинный» «вверху – середина-внизу» «поровну-больше» «Математические представления».

Большой – маленький. Определение величины, пользуясь приёмами наложения и приложения

Высокий – низкий, толстый – тонкий. Определение величины, пользуясь приёмами наложения и приложения.

Закрепление представлений о величине в процессе дидактических игр и игровых упражнений

Выбор соответствующего количества предметов без пересчета, путём наложения одного количества предметов или картинок на другой.

Выделение одного – много предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».

Источник

Евгения Занина
Система оценки индивидуального развития детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Солнышко»

г. Выкса, ул. Чкалова, здание 32 «А», тел. 8(83177)6-26-63

Система оценки

индивидуального развития детей.

Подгоотовила:

ст. воспитатель

Занина Е. В.

2016г.

В МБДОУ детский сад № 24 реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», под редакцией Л. А. Парамоновой.

В целях оптимизации процедуры оценки успешности освоения программы и индивидуального развития детей, переработанная в соответствии с ФГОС Программа «Истоки» предлагает проведение трехуровневой оценки (мониторинга).

Работа реализуется следующим образом.

Экспресс-оценка развития детей – проводится без заполнения специальных бланков и опирается на интегральные показатели развития ребенка, а также комплексную характеристику личностного развития (базисные характеристики) ребенка на конец каждого психологического возраста, которые представлены в основной образовательной программе ДОУ в разделе «Планируемые результаты освоения программы».

Соотнесение реальных проявлений ребенка в его поведении и деятельности с этой «идеальной» картинкой дает педагогу представление о том, насколько успешен ребенок в освоении программы.

На этом этапе общей (экспресс) оценки важно, что она производится комплексно, а не аналитически (по каждому параметру отдельно); последний способ применяется на следующем этапе педагогической диагностики.

Результаты экспресс-диагностики.

– При отсутствии отклонений в развитии ребенка нет объективных показаний к проведению педагогической диагностики. Образовательная работа в соответствии с планом и с учетом особенностей ребенка.

– Если обнаруживает несоответствие уровня развития интегральным показателям соответствующего возраста – рекомендуется проведение педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика.

В случае несоответствия развития ребенка интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности, а также иных случаях, когда педагог считает, что ребенку показано более детальное обследование с целью разработки индивидуального маршрута его развития, рекомендуется проведение педагогической диагностики (мониторинга) с опорой на индивидуальные карты развития соответствующего возраста.

Оценка индивидуального развития детейв рамках педагогической диагностики проводится 2 раза в год: декабрь и май.

Основными методами, используемыми при проведении оценки индивидуального развития,являются: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

Цель диагностики – определить, сформирован ли у ребенка тот или иной показатель, и при этом не имеет принципиального значения, сформирован ли он на среднем или высоком уровне.

Поэтому используемая система оценкиимеет соответствующую градацию:

«достаточный» ставится, когда исследуемый показатель сформирован и соответственно наблюдается (проявляется) в самостоятельной деятельности;

«уровень, близкий к достаточному» ставится, когда тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво (то проявляется, то нет, или проявляется в совместной деятельности). Как правило, это связано с проявлением индивидуального темпа развития отдельных детей, а вовсе не с отставанием в развитии.

Оценки «достаточный уровень» и «уровень, близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и не требуют проведения дальнейшей специальной диагностической работы; образовательная деятельность по соответствующим направлениям программы должна строится в соответствии с планом;

«недостаточный уровень» ставится, если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка – ни в самостоятельной, ни в совместной со взрослым, ни в условиях специально созданных ситуаций, провоцирующих его проявление.

Данные педагогической диагностики обрабатываются, анализируются и заносятся в карту развития.

Результаты оценки по картам индивидуального развитияинтерпретируются следующим образом:

На начало учебного года

Если на начало учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 70%, «недостаточный» отсутствует,- делается следующий вывод: Возрастное развитие опережает норму. Рекомендуется индивидуальная работа с включением программного материала следующего года. Рекомендуется проведение комплексного психологического обследования для решения вопроса о выявлении общих и специальных способностей ребенка.

Если на начало учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 70%, уровень «недостаточный» отсутствует,- делается следующий вывод: Возрастное развитие несколько опережает норму. Рекомендуется обогащение содержания психолого-педагогической работы, проведение комплексного психологического обследования для решения вопроса о выявлении общих и специальных способностей ребенка

Если на начало учебного года у ребенка уровень «недостаточный» присутствует в любом количестве,- делается следующий вывод: Возрастное развитие соответствует норме. Рекомендуется работа в соответствии с образовательными задачами данной возрастной группы.

На конец учебного года

Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 50%, «недостаточный» отсутствует,- делается следующий вывод: Возрастное развитие ребенка соответствует норме

Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 50%, «недостаточный» отсутствует,- делается следующий вывод: Процесс возрастного развития происходит успешно»

Читайте также:  Все о развитии ребенка пяти месяцев

Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет более 50%, присутствует уровень «недостаточный» (1-3 случая,- делается следующий вывод: Возрастное развитие соответствует норме. Рекомендуется индивидуальная работа с воспитателем по отдельным направлениям развития, обнаруживающим «недостаточный» уровень, возможно, работа с педагогом-психологом, учителем-логопедом

Если на конец учебного года у ребенка уровень «достаточный» составляет менее 50%, присутствует уровень «недостаточный» (1-3 случая,- делается следующий вывод: Темпы индивидуального развития не в полной мере соответствуют возрастным нормативам. Следует обратить особое внимание на работу по направлениям, обнаруживающим «недостаточный» уровень освоения программы.

Если на конец учебного года у ребенка уровень «недостаточный» присутствует более чес в четырех случаях,то делается следующий вывод: Темпы индивидуального развития не соответствует возрастным нормативам. Необходима усиленная (по возможности индивидуальная)работа по направлениям, обнаруживающим «недостаточный» уровень освоения программы. Рекомендуется проведение комплексного психологического обследования.

После проведения педагогической диагностики, результаты оценки индивидуального развития детей переносятся в сводные карты развития.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательного маршрута)

– оптимизации работы с группой детей

В связи с отсутствием в детском саду ставки психолога, третий уровень оценки (мониторинга) «Психологическая диагностика» не проводится.

Источник

Один из главных вопросов, который волнует родителей шестилетнего ребенка – готов ли он к школе? Школьная программа образования постоянно усложняется и предъявляет первоклассникам все более строгие требования, поэтому незадолго до поступления в школу рекомендуется провести оценку уровня развития ребенка. Для определения уровня развития ребенка используются специальные тесты и задания. Полученные результаты позволят выяснить, насколько развито зрительное и слуховое восприятие ребенка, а также оценить уровень развития речи, памяти, внимания и мышления. Таким образом, можно заранее выявить возможные трудности, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения, и организовать дополнительные занятия еще до поступления в школу.

Уровень развития ребенка

Общая оценка уровня умственного развития ребенка

Специальные задания и тесты помогают определить уровень умственного развития ребенка, то есть его интеллектуальные способности: умение анализировать, применять логику, базовые знания счета и т.п. Кроме того, с помощью тестов оценивается уровень психического развития ребенка: память, внимание, мышление.

Для оценки уровня психического развития ребенка и определения его умственного развития можно использовать следующие тесты.

Оценка уровня развития ребенка путем дополнения фраз. Ребенка просят закончить 10 предложений:

  1. Когда у тебя будет день рождения, то…
  2. Если пойдет сильный дождь, то тогда…
  3. Если кусочек льда положить на ладонь, то…
  4. Вечером становится темно, потому что…
  5. Девочка весело смеялась, потому что…
  6. Если летом будет жарко, то…
  7. Если гулять зимой без варежек, то…
  8. Девочка заболела, потому что…
  9. Мама похвалила мальчика, потому что он…
  10. В комнате погас свет, потому что…

С помощью этого задания определяется уровень психического развития ребенка: его способность устанавливать причинно-следственные связи, использовать знания об окружающем мире и ориентироваться в нем. За ответы, которые содержат причину или следствие, ставится один бал. Высоким результатом по этому тесту считается 8–10 баллов, средним – 6–7 баллов, низким – от 0 до 5 баллов.

Тест для оценки внимания и памяти. Ребенку предлагается повторять за взрослым ряд цифр, идущих в определенном порядке. Каждый ряд цифр произносится один раз, а затем взрослый жестом подает команду повторить его. Если ребенку не удается воспроизвести какой-либо ряд цифр из первой группы, ему следует дать аналогичный ряд цифр из второй группы, а затем вернуться к следующему ряду цифр первой группы.

Первая группа:

  • 3 – 8 – 6
  • 6 – 1 – 2
  • 3 – 4 – 1 – 7
  • 6 – 1 – 5 – 8
  • 8 – 4 – 2 – 3 – 9
  • 5 – 2 – 1 – 8 – 6

Вторая группа:

  • 5 – 7 – 4
  • 2 – 5 – 9
  • 7 – 2 – 9 – 6
  • 8 – 4 – 9 – 3
  • 4 – 1 – 3 – 5 – 7
  • 4 – 7 – 8 – 5 – 2

Оценки ставят следующим образом: 2 балла – ребенок повторяет три цифры; 4 балла – ребенок повторяет 4 цифры; 5 баллов – ребенок повторяет 5 цифр. Если ребенок набирает от 1 до 12 баллов, это считается низким результатом, от 13 до 18 – средним, а от 19 до 24 – высоким.

Тесты на способность к обобщению. Ребенку показывают картинки, на которых ему необходимо найти предметы, обладающие общими признаками. Для задания используются карточки с изображением четырех предметов, три из которых относятся к одному классу, а один нет. Например: игрушки, мебель, животные. Ребенку задают вопрос, какая картинка является лишней и почему:

  1. Кошка, собака, коза, воробей.
  2. Портфель, тетрадь, ручка, цветок.
  3. Мяч, кукла, юла, мальчик.
  4. Апельсин, яблоко, груша, лук.
  5. Тарелка, чашка, стакан, стол.
  6. Шкаф, стул, кресло, чайник.

За каждое из шести правильно выполненных заданий ставится по одному баллу. Шкала результата будет следующей: 0–1 балл – низкий уровень, 2–3 балла – средний, 4–6 – высокий.

Важно, чтобы ребенок справлялся с предлагаемыми заданиями самостоятельно, без подсказок со стороны взрослых. Если результаты тестирования оказываются слишком низкими, делать выводы о плохом уровне развития ребенка не следует – он мог быть уставшим или настроенным больше на игру, чем на проявление своих знаний и умений. Поэтому в таких случаях для объективной оценки через несколько дней тестирование необходимо провести еще раз. Кроме того, следует учитывать, что оценка уровня развития ребенка должна проводиться специалистами. Правильно и объективно оценить уровень умственного развития ребенка может только детский психолог или опытный педагог. Родителям рекомендуется рассматривать результаты тестов только в качестве ориентиров.

Задания для оценки уровня речевого развития ребенка

Для оценки уровня речевого развития ребенка предлагаются следующие тесты.

Тест для оценки словарного развития. Ребенку нужно объяснить значения слов: «Представь, что ты разговариваешь с иностранцем – человеком, который плохо знает русский язык и просит тебя объяснить, что означает слово». Для задания используется 5 наборов, в каждом из которых содержится по 10 слов:

  1. Велосипед, молоток, книжка, друг, шляпа, перья, прыгать, собирать, бить, острый.
  2. Автомобиль, веник, блокнот, трус, зонтик, мех, бежать, соединять, щипать, тупой.
  3. Мотоцикл, гвоздь, тетрадь, герой, сапоги, чешуя, качаться, разделять, кусать, мягкий.
  4. Автобус, лопата, альбом, ябеда, ботинки, шкура, спотыкаться, связывать, убегать, колючий.
  5. Самолет, швабра, письмо, враг, плащ, пух, вертеться, чесать, гладить, шершавый.

Если ребенок не может описать какое-либо слово, ему предлагается показать его жестами или нарисовать. За каждое слово ребенок получает от 0 до 2 баллов: 0 – если не знает значения слова или неправильно его указывает; 1 – понимает значение слова, но не может объяснить его словами (объясняет с помощью жестов, действий или рисует); 1,5 – без труда описывает предметы словесно, например: «Молоток – им забивают гвозди» или «Веник – нужен, чтобы подметать пол»; 2 – объясняет слова, используя определения, которые приближаются к энциклопедическим, например: «Герой – это смелый человек, который помогает другим людям».

Уровень словарного развития оценивается по сумме набранных баллов. Для шестилетнего ребенка низким уровнем считается 6,5 баллов, средним – от 7 до 12 баллов и высоким – от 12,5 баллов.

Тест на осознанность восприятия и активность использования речи. Ребенку читают короткий рассказ, в котором встречаются новые для него слова. Например: «Как-то раз Саша с папой пошли на рыбалку. Папа взял с собой спиннинг и удочку. Пока они рыбачили, по реке проплывала баржа. Саше понравилось ловить рыбу вместе с папой».

Читайте также:  Торможение в речевом развитии ребенка

Затем ребенка просят пересказать эту короткую историю. Выполнение задания оценивается в зависимости от поведения ребенка:

  • ребенок молчит и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции к этому;
  • ребенок пытается пересказывать, употребляя новые слова, хоть и не понимает их значения;
  • ребенок строит пересказ в соответствии с собственным пониманием и искажает его смысл;
  • ребенок сначала спрашивает про незнакомые слова, а затем начинает пересказывать.

Попытка вычленить новые слова и выяснить их значение свидетельствует о высоком уровне речевого развития ребенка.

Источник

От автора: Включает примерные показатели развития детей от 0 мес. до 1 года. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в раннем возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.

История развития ребенка.

Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.

1.Вес ребенка при рождении.

2.Крик.

3.Характеристики пе­риода новорожденное, его особенности.

4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли проти­воречия между ухаживающими).

5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.

1.Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:

1.Спокойным или беспокойным был ребенок.

2.Были ли проблемы с питани­ем, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).

3.Определить характер реак­ции на мокрые пеленки.

4.Тесное пеленание или обле­гающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).

5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.

6.Трудности привыка­ния к твердой пище.

7.Болезненная реакция на изменение режима.

8. Наличие симбиотической связи с матерью (непе­реносимость ее отсутствия).

9.Характер реакции ребенка на другого человека.

2.Психомотор­ное развитие ребенка и реакция матери на достижения ре­бенка:

1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возник­новения новых моторных навыков), их последователь­ность:

– наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникно­вения,

– отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),

Нормативная последовательность развития моторных навыков:

ВОЗРАСТ

Моторное развитие (движения, статика)

2 месяца

– В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.

– В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.

– При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.-

-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.

– Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд.

3 месяца

– Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.

– Хорошо держит голову в вертикальном положении.

– Переворачивается со спины на бок.

– Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.

– Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.

4 месяца

– Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.

– Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.

– Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.

– Исчезает физиологический гипертонус ног.

5 месяцев

– Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.

– Уверенно переворачивается со спины на живот.

– Берет игрушку из рук взрослого.

– Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».

– Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.

-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.

6 месяцев

– Сидит без поддержки.

– Пытается ползать.

– Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.

– Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.

7 месяцев

– Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.

– При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.

– Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.

8 месяцев

-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.

– Простое подражание в игре: стучит, катает.

– Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить. 

9 месяцев

– Ходит, держась за опору.

– Встает на колени.

– Садится из вертикального положения.

– Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.

– С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.

10 месяцев

– Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.

– Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).

– Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.

– Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).

11 месяцев

– Самостоятельно стоит, делает первые шаги.

– Хорошо ходит за одну руку.

– Нагибается при поднимании предмета без приседания.

– Приседает без опоры.

– Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.

12 месяцев

– Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).

– Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу. 

 3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни :

-наличие мышечной гипо- или гипертонии,

-частые срыгивания,

-дрожание (тремор) рук),

-беспричинные кри­ки,

-судороги на фоне высокой температуры.

4.Характеристика психического развития:

1.Эмо­циональные реакции (первые улыбки, комплекс оживле­ния, страха перед чужими лицами),

2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровож­дение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),

3.Важным показателем собственно эмоциональ­ного развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,

4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интона­ции,

5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, ле­пет, первые слова, определение частей тела),

6.Отмечаются речевые реакции ре­бенка и изменения их интенсивности и качества в присут­ствии взрослых.

Нормативная последовательность  нервно-психического развития (общение, умения и навыки).

ВОЗРАСТ

Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)

1 месяц

– Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.

– Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.

– Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.

– Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.

-Крик приобретает эмоциональные оттенки.

2 месяца

-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.

– Ищет источник длительного звука поворотом головы.

– При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.

– Становление речи – начинает гулить.

– Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.

3 месяца

– Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).

– Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).

Читайте также:  Взросление и развитие ребенка

– «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.

– Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.

– Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.

– Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.

– Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.

– Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.

-Положительные звуки при музыкальных звуках.

4 месяца

– Узнаёт мать, радуется при её виде.

– Находит глазами невидимый источник звука.

– Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.

– При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.

– Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем.

– Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.

– Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.

5 месяцев

-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).

– Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.

– Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.

– Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.

– Не берет чужую грудь.

– Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.

6 месяцев

– По-разному реагирует на свое и чужое имя.

– Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.

– Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.

– Может пить из блюдца.

7 месяцев

– На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.

– Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.

– Долго занимается игрушками.

– Тянется к своему отражению в зеркале.

– Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.

8 месяцев

– Громко, четко и повторно произносит слоги.

– Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.

– Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.

– Сам держит и ест сухарик, печенье.

9 месяцев

– Под музыку совершает плясовые движения.

– Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.

– Находит предмет, независимо от его местонахождения.

– Знает свое имя, оборачивается на зов.

– Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.

-Спокойно садится на горшок.

-Различает цвета и форму предметов.

-Ищет упавший предмет, запоминает его название.

10 месяцев

– Повторяет за взрослыми слоги.

– По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.

– Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).

– Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).

– Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».

11 месяцев

– Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».

– Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).

– По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.). 

12 месяцев

– Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.

– Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.

– Указывает части тела.

– Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.

– Сам без помощи пьет из чашки.

– Пытается участвовать в одевании, умывании.

5.Развитие речи.

(0 – 3 мес.) 

Развитие эмоционально-выразительных реакций.

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

(3 – 6 мес.) 

Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.

(6 – 10 мес.)

 Начало развития понимания речи, активного лепета.

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.

 Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

(10 мес. – 1 год)

Время появления первых слов.

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

6.Отмечаются заболевания и/или травмы пер­вого года жизни.

7.Страхи до года.

1.Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.

2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.

3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.

4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.

После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не п