Опросник для родителей развитие ребенка

Опросник для родителей развитие ребенка thumbnail

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1.Фамилия, имя ребенка_____________________________________________

2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ________________________________________________________

3. Кто из членов семьи больше уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?_____________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) Какую?______________________________________________________

5. Что беспокоит вас в речевом развитии ребенка? _____________________________________________________________________

6.Как оцениваете речь вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошая). __________________________________________

7. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)

8.Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он», «она»?

______________________________________________________________________

9.В речи допускает грамматические ошибки (Например: длинные уХи, много стулОВ, моЯ яблоко).___________________________________________________

10. Задает ли ребенок вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?

11. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _________________

12. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?________________________________________________________________

13. В чем, по Вашему мнению, родители смогут повлиять в овладении ребенком правильной речи?______________________________________________________

14. Какие вопросы по речевому развитию детей вы хотели обсудить на родительском собрании? _____________________________________________________________

15.Ваши замечания, предложения, пожелания _____________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета для родителей по развитию речи ребенка

1. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

а) читаем много, постоянно;

б) читаем, но редко;

в) не читаем.

2. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

а) любит и подолгу слушает;

б) когда как;

в) не любит.

3. Что больше нравиться вашему ребенку:

а) сказки;

б) стихи;

в) рассказы.

4. После чтения рассказа или сказки может ли ребѐнок ее рассказать?

а) да, рассказывает, как ему читали;

б) рассказывает, но на свой лад;

в) частично рассказывает сказку;

г) не рассказывает.

5. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?

а) есть;

б) проявляется, но изредка;

в) очень редко.

6. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

а) да

б) нет

Рекомендации к развитию речи у детей

1. Старайтесь больше читать малышу. Необязательно выбирать для этого длинные сказки. Можно ограничиться маленькими стишками и загадками.

2. Ограничьте просмотр телевизора ребенком до минимума.

3. Всегда при ребёнке называйте предмет или действие. Например, телевизор – разговаривает, птички – поют, собака ест и т.д. так же перед тем как пойдёте гулять, обязательно говорите, что будете делать во время прогулки.

4. Смотрите картинки в книжках и вместе изучайте их, комментируя: кошка сидит, солнышко светит, цветы растут.

5. При играх с малышом всегда говорите что делаете. Например: вот я беру один кружок от пирамидки и одеваю на основу, теперь я возьму другой и одену поверх первого и т.д. можно при этом называть какого цвета кружки.

6. Изучайте игрушки. Например, вы спрятали что-то ,а потом предложите крохе поискать вместе с вами.

7. Займитесь с ребёнком играми, которые помогут развить моторику. Например, лепите фигурки из пластилина, делайте аппликации и т. д.

8. Во время обучения ребёнка разговаривать уделяйте ему больше своего свободного времени и используйте для обучения игры. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем быстрее он заговорит.

Как развивать речь ребенка в 2 года

Для развития активной речи ребенка в 2 года при благоприятных условиях развития в целом родителям необходимо:

1. Побуждать ребенка к общению с помощью речевых средств, создавая поводы для обращения ко взрослым («расскажи мне», «поблагодари папу», «пригласи бабушку в гости», «узнай у мамы, когда будет готов обед»).

2. Уметь вовремя выдержать паузу в разговоре и позволить ребенку выразить свою мысль словами. Очень часто наблюдается следующая картина: ребенок хочет что-то сказать и взрослые, как только поняли о чем идет речь, обрывают его на полуслове. Бывает и так – ребенку задали вопрос, и он не сразу сообразит, что ответить, а за него тут же отвечает либо сам спрашивающий, либо желающая всегда и во всем помочь мама. Во всех этих случаях у ребенка вряд ли возникнет желание все-таки высказаться.

3. Поощрять замену звукоподражательных конструкций правильными общеупотребительными словами (не «ав-ав», а «собака»; не «би-би», а «машина»).

4. Грамотно выражать свои мысли. Использовать в разговоре с ребенком основные части речи (существительное, глагол, прилагательное), грамотно употреблять предлоги, наречия, местоимения.

5. Четко произносить каждое слово при общении с ребенком. Ребенок должен подражать взрослым при произнесении слов, а не наоборот.

6. Ежедневно уделять внимание артикуляционной гимнастике, которая помогает «почувствовать» ребенку свои язычок, губки, зубки, а значит улучшается способность ими управлять. Упражнения можно выполнять в течение дня в процессе игр, еды, прогулки. Например, вытягивать губы трубочкой, посылать воздушные поцелуи, облизывать губы или ложку, удерживать на языке орешек, мармеладинку. Вы можете прочитать подробнее об артикуляционной гимнастике здесь.

Читайте также:  Центр развития ребенка воронежская обл

7. Учить ребенка правильно дышать. Очень часто именно неправильное речевое дыхание препятствует нормальному образованию звуков. Важно помнить, что речевой вдох более глубокий, чем в покое, и осуществляется через нос и рот, а речевой выдох, в процессе которого и происходит звукообразование, осуществляется только через рот. Именно на выдохе мы произносим все слова. Работа с дыханием также осуществляется в игровых моментах, как например, задувание свечей, подуть на ватку, на полоску бумаги, пускать мыльные пузыри и так далее.

8. Использовать окружающую обстановку и элементы игрового общения для расширения активного словаря: учить находить предметы по их словесному описанию, ориентируясь на их название, цвет, размер и местоположение; учить не только замечать, но и называть характеристики предметов; формировать навыки обобщения и сравнения знакомых предметов.

9. Читать вслух. Чтение важно для расширения активного и пассивного словарей. Можно учить малыша находить характерные особенности персонажей, знакомых ему по сказкам (лиса рыжая, хитрая; медведь косолапый, любит мед). К тому же в процессе прослушивания ребенком сказок происходит усвоение правильных грамматических конструкций родного языка.

Помните, что речь вашего ребенка – это своего рода зеркало вашей собственной речи. Говорите грамотно и общайтесь со своим ребенком с удовольствием!

Особые рекомендации по развитию речи детей 2-3 лет:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных.

Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваш малыш, конечно уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).

Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей.

Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Первые предложения, употребляемые ребенком, состоят из двух, трех слов, еще не согласующихся между собой. Правда ребенок еще не редко ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными.

В таких случаях надо спокойно поправить ребенка. Например, по аналогии с предложением «капаю землю лопаткой» говорит «капаю савкой». В таких случаях надо поправить ребенка и обязательно предложить ему повторить сказанное в правильном варианте.

В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.

Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки , прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.

Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребенку, а не общению со своими знакомым.

Если же Вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка на данном возрастном этапе, то следует обратиться за индивидуальной консультацией к учителю- логопеду.

Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”

Развитие речи – одна из важнейших задач психологического и личностного развития ребенка.

Читайте также:  Студия раннего развития ребенка

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей.

1. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?

Родители…………………………………………………………………………………………………….

Детский сад………………………………………………………………………………………………

Другое…………………………………………………………………………………………………..

2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?

Да и какую…………………………………………………………………………………………………

Нет……………………………………………………………………………………………………………..

3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?

Да………………………………………………………………………………………………………………

Нет………………………………………………………………………………………………………………

4. Знают ли Ваши дети потешки, сказки?

Да, какие…………………………………………………………………………………………………..

Нет…………………………………………………………………………………………………………..

5. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?

Да………………………………………………………………………………………………………………

Нет………………………………………………………………………………………………………………

6. Какие темы по развитию речи ребенка Вы хотели бы обсудить?

…………………………………………………………………………………………………………………….7. В каких видах деятельности развивается речь ребенка? …………………………………………………………………………………………………………………… Спасибо!

Источник

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Большинство вопросов составлено для оценки нынешнего состояния ребенка. Но если в раннем детстве настроение, поведение, или способы реагирования вашего ребенка на какую-либо ситуацию отличались от привычного состояния (особенно, если это сильно запомнилось вам или когда-то вас волновало) убедительно просим отметить это в соответствующих вопросах и указать примерный возраст.

1. Отметьте, какое настроение обычно преобладает у вашего ребенка:

  • ребенок часто и беспричинно хнычет, редко улыбается,
  • бывает в подавленном, грустном настроении,
  • не радуется общению, не может себя занять, безразличен к игрушкам,
  • бывают ситуации, когда ребенок встревожен, беспокоен, плохо засыпает,
  • ребенок возбужден, много двигается, находится в приподнятом настроении,
  • преобладает хорошее настроение, ребенок спокоен, активно играет, общается

2. Как ваш ребенок взаимодействует с внешним миром:

  • защищается от него,
  • борется с ним,
  • активно интересуется окружающим и взаимодействует с ним

3. Чего боится ваш ребенок сейчас или чего боялся в более раннем возрасте?

4. Что обычно выводит вашего ребенка из состояния эмоционального равновесия?

  • ситуации, связанные с какими-то неприятными для ребенка ощущениями (громкие или неприятные звуки, неприятная еда, мытье головы, боль и т.д.)
  • изменение привычных ситуаций, режима, обстановки,
  • невозможность достичь или получить желаемое,
  • конфликт с другим ребенком или взрослым,
  • что-то другое

5. Как ребенок ведет себя в ситуациях, связанных с неприятными для него ощущениями?

  • уходит в себя,
  • бегает, возбуждается,
  • кричит, плачет,
  • ведет себя агрессивно,
  • старается стерпеть,
  • уходит, старается избавиться от источника неприятных ощущений

6. Есть ли у вашего ребенка сейчас или были когда-то ранее особые предпочтения («только такое, любимое»), напишите какие?

  • в еде,
  • в одежде,
  • в игрушках,
  • в играх,
  • в способах взаимодействия с вами,
  • с другими детьми

7. Бывает ли, что вашему ребенку нравиться (подчеркните или добавьте свое)

  • совершать какие-то повторяющиеся движения (бегать по кругу, кружиться, подпрыгивать, чем-то стучать или другое),
  • производить с разными игрушками (или с одной) какое-то одно то же действие,
  • рифмовать слова, играть со словами, выдумывать новые

8. Что из ниже предложенного больше характеризует поведение вашего ребенка?

  • ребенок очень осторожен, побаивается высоты, глубины, опасность тормозит его,
  • ребенок часто не учитывает опасности, не чувствует края (неосторожен на высоте, в воде, бежит не глядя),
  • ребенок стремится к тому, чтобы испытать себя, но при этом часто рискует, травмируется,
  • ребенок довольно активен, стремится испытывать себя, но хорошо учитывает опасные
  • моменты (где надо остановиться),

9. Боиться ли сейчас ваш ребенок или боялся когда был маленьким:

  • ходить (поздно пошел, долго боялся падения),
  • бегать,
  • лазать по лестницам,
  • кататься на горках,
  • ходить по лужам

10. Как ваш ребенок будет вести себя в ситуациях, когда ему запрещают делать то, что он хочет:

  • отказывается от своего желания, не предпринимая никаких попыток,
  • кричит, плачет, сильно раздражается,
  • ведет себя агрессивно,
  • реагирует амбивалентно (то уходит, то подходит вновь),
  • просит помощи у взрослого, пытается договориться,
  • после некоторых попыток находит что-то другое, заменяющее желаемое,
  • проигрывает свои желания в игре

11. Как ваш ребенок себя обычно ведет в ситуации:

  • конфликта с взрослым,
  • конфликта с другим ребенком,

12. Предпочитает ли ваш ребенок играть один или с другими детьми? В каком возрасте он стал играть с другими детьми?

13. Может ли ваш ребенок защитить себя, когда его обижают? Что он предпринимает в этих ситуациях?

14. Всегда ли вы можете понять настроение и эмоциональное состояние вашего ребенка? Если нет, то почему?

15. Когда вы общаетесь со своим ребенком:

  • смотрит ли он вам в глаза? Бывали ли периоды, когда он не смотрел в глаза при общении?
  • любит ли он прижиматься, ласкаться, чтобы его гладили или скорее он недотрога?
  • всегда ли сразу откликается, когда вы к нему обращаетесь или необходимо подождать или повторить еще раз?

16. Чувствует ли ваш ребенок ваше состояние?

  • и хорошее и плохое,
  • только плохое,
  • стремится утешить
  • стремится усилить негативное состояние (сам начинает капризничать, плохо себя вести, если мама плачет, ребенок плачет еще сильнее и т.д.)
Читайте также:  Занятия с годовалым ребенком развитие речи

17. Любит ли ваш ребенок делать что-то вместе с вами (читать, готовить, играть, стирать) или предпочитает заниматься чем-то один? (подчеркните или допишите).

18. В какие периоды жизни (возраст) у ребенка отмечался негативизм (о чем бы его не попросили, преимущественно делал специально наоборот)?

19. В каком возрасте (постарайтесь вспомнить с точностью до месяца) у вашего ребенка появились:

  • комплекс оживления (улыбка и оживление при появлении мамы или другого взрослого),
  • выделение матери из других людей,
  • страх чужих людей (когда появился и когда прошел),
  • страх разлуки с мамой или другими близкими,
  • ориентация на эмоциональные сигналы матери (например, – это опасно – с соответствующей эмоциональной реакцией, и ребенок останавливается),
  • местоимение «Я»,
  • представления «мое» и «не мое (чужое)»,
  • схема тела (стал правильно дифференцировать части тела),
  • указательный жест (стал показывать пальчиком на предметы),

20. Отметьте, свойственны ли вашему ребенку следующие паттерны поведения, когда вы находитесь вместе с ним (на улице или в квартире) («+» или «-»)

  • ребенок скорее успокаивается сам, чем на руках у матери,
  • ребенок периодически подходит к матери в промежутках между игрой,
  • ребенок постоянно отслеживает, где находится мать,
  • ребенок ищет подтверждения безопасности нового предмета у матери, прежде чем его взять,
  • бежит к матери, когда в дом приходят новые люди,
  • ребенок часто не слушает указаний матери,
  • ребенок не замечает ухода, часто теряется на улице,
  • ребенок в контакте с матерью стремится вызвать сильную эмоциональную реакцию, но может сделать ей больно (например, бьет головой в живот, дергает за волосы и др.) или начинает капризничать, раздражаться, плохо себя вести,
  • ребенок стремится повторять какое-то действие снова и снова, если оно вызвало смех и удовольствие у матери,
  • ребенок долго плачет после ухода матери или протестует как-то иначе,
  • ребенок не замечает ухода матери,
  • когда мать занята, то ребенок старается быть в центре внимания, мешает ее занятиям, чего-то требует и т.д.
  • ребенок любит, чтобы мама делала все за него или все время помогала ему (например, одевала, кормила и т.д.)

21. Как вам кажется в игре с другими детьми ваш ребенок:

  • стремится руководить другими,
  • старается подстроиться под других,
  • следует правилам игры,
  • предпочитает игру с другими детьми игре с родителями,
  • легко заводит знакомства, играет со многими,
  • довольно избирателен в друзьях, играет только с немногими,
  • играет рядом с детьми, но как бы отдельно,
  • не любит играть с другими детьми

22. Как ваш ребенок относиться к животным?

  • равнодушен к ним,
  • боится их,
  • мучает их,
  • проявляет интерес и симпатию,
  • не очень хорошо различает живое и неживое

23. Какие игрушки любит ваш ребенок?

24. Есть ли у вашего ребенка какая-то одна любимая игрушка? Какая?

25. Есть ли игрушки, которые ваш ребенок явно не любит?

  • мягкие,
  • куклы,
  • машины,
  • какие-то другие

26. Какие любимые игры у вашего ребенка? Какие любимые герои игр?

27. Когда вы наблюдаете за игрой вашего ребенка, то как вам кажется, в своих играх он проигрывает:

  • какой-то приятный опыт (например, заботу, кормление, укладывание спать, ласковое обращение),
  • столкновение разных сил (например, ребенок разыгрывает, что он мама птичка, на ее семью нападает кошка, птичка защищает свою семью и т.д.). Если такая игра существует, то чем она чаще всего заканчивается?
  • агрессивные моменты (герои дерутся, нападают друг на друга, бьют, кусают, стреляют),
  • прочитанные сказки, мультфильмы, фантазии,
  • проигрывает роли близких людей (например, делает что-то или говорит как мама, папа, бабушка).

28. В каком возрасте ваш ребенок стал играть в сюжетные игры? (развернутая сюжетна игра, взаимодействие между игрушками, проигрывание отношений),

29. Что ваш ребенок любит рисовать?

30. Вспомните с точностью до месяца следующие этапы развития речи у вашего ребенка

  • гуление (когда ребенок произносит первые звуки похожие на «агу, гы», было ли в это время ощущение диалога с вашим ребенком,
  • лепет (когда ребенок повторяет серии слогов «ба-ба-ба, да-да-да и др.»),
  • первые слова

31. Были ли моменты, когда ребенок начал говорить, а потом замолчал? Когда речь опять появилась?

32. Когда у ребенка появилась фраза?

  • простая фраза (фраза из двух, трех слов),
  • сложная фраза (развернутая фраза из трех и более слов),
  • как долго ваш ребенок (до какого возраста) пользовался какими-то собственными «детскими» словами

33. Вспомните, когда примерно (до 1 года, до1.5 лет, до 2-х лет) у вашего ребенка появились общеупотребительные жесты:

  • «пока-пока»,
  • «да»,
  • «нет»,
  • какие-то особые, собственные жесты,

34. В каком возрасте ваш ребенок стал говорить:

  • о своих желаниях,
  • о своих оценках происходящего (нравится, не нравится, хорошо, плохо и т.д.),
  • о своих эмоциях,
  • об эмоциональных состояниях других людей.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО, ЧТО ВЫ ЗАПОЛНИЛИ НАШ ОПРОСНИК!

Источник