Опора на природу ребенка на законы его развития

Опора на природу ребенка на законы его развития thumbnail

Принцип природосообразности в истории развития педагогики

Принцип природосообразности – один из тех, что ориентирует педагога искать опору для конструирования теории, технологии или практики обучения в самом ребенке, в его индивидуальных способностях и особенностях, обусловленных различными факторами – от врожденных задатков до влияния на него окружающей среды. Данный принцип определяет критерием эффективности обучения естественное свободное развитие ученика, сохраняющего в школе свою самобытность и гармонию с окружающим миром, умеющего выстраивать продуктивную деятельность, опираясь на “собственные корни”.

В этом видна основа востребованности методологической роли принципа природосообразности, которая и привела к тому, что представленная на семинаре позиция была выслушана со вниманием и пониманием, несмотря на критические интонации в выступлении докладчика.

Принцип природосообразности рассматривается в трудах многих ученых-педагогов как методологическая основа организации эффективного образовательного процесса.  В истории развития этого принципа можно выделить несколько этапов.

Первый этап – зарождение идеи принципа природосообразности. В трудах античных мыслителей: Конфуция, Демокрита, Сократа, Аристотеля идея природосообразности рассматривалась как единство жизни, природы и воспитания.

Второй этап (XVII – к. XIX вв.) – выделение принципа природосообразности в качестве педагогической закономерности.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и  в отношении человека.

Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми  процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогии с естественными «основоположениями», законами природы.

Коменский пытается сформулировать общие закономерности природы и воспитания.

Говоря о законах природы, он считал природу созданием провидения. Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы у Коменского при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и некоторых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на природу человека и на природные возрастные особенности детей.

Ян Амос Коменский в “Великой дидактике” сформулировал правила естественного учения и обучения, а также правила искусства обучать наукам. В своем труде он кропотливо, с использованием многочисленных разделов и пунктов, рассматривает особенности обучения, формулирует принципы и “основоположения” обучения, опираясь, прежде всего на природу вещей.

Приведем пример принципа, обозначенного им как “Все из собственных корней”.

Этот принцип взят автором “из природы”, а также “из человеческого ремесла” и выражен соответствующим образом: “Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – все это рождается только от корня … От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, но происходит из самых внутренних ее частей … Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны”.

Отсюда великий педагог делает вывод, что “правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами”.

Написанное Я.А.Коменским более трех веков тому назад актуально и сегодня.

В подтверждение приведём отрывок, озаглавленный им “Огромное отклонение в школах”:

“На самом деле до сих пор школы не достигли того, чтобы приучать умы, точно молодые деревца, развиваться из собственного корня, но приучали учащихся только к тому, чтобы, сорвав ветки в других местах, навешивать их на себя и, подобно эзоповской вороне, одеваться чужими перьями. В школах прилагали старание не столько к тому, чтобы открыть скрывающиеся в создании источники познания, сколько к тому, чтобы орошать этот источник чужими ручьями. Это значит, что школа не показывала самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор. И величайшей ученостью казалось знать о многом противоречивые мнения многих. Поэтому и получилось то, что весьма многие занимаются тем, что, копаясь в авторах, извлекают фразы, сентенции, мнения, составляя науку наподобие лоскутного платья. К ним с упреком обращается Гораций: “О, подражатели, рабский скот!” И действительно, рабский скот, привыкший к тасканию чужих тяжестей”.

Я.А.Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям, вместо развития собственного взгляда на мир. Причиной этого он называл применение ошибочного метода: “Метод преподавания всех предметов показывает, что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Школы учат не тому, чтобы открывать источники и выводить оттуда различные ручейки, но только показывают ручейки, выведенные из авторов, и согласно с ними предлагают идти по ним к источникам назад”.

Дистервег работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей».

Читайте также:  Развитие защиты прав ребенка

В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность.

Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности).

Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры.

Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека.

Общественная культура – социальные отношения национальная культура.

Жан – Жак Руссо считал, что дети должны воспитываться, естественно, сообразно с природой.

Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми» – писал Руссо. Он считал, что воспитание получают из трех источников: От природы (воспитание природой по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств).

От окружающих людей (воспитание людьми – это приучение человека использовать развитие этих способностей и органов). От вещей (это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют). Правильным воспитанием будет тогда, когда все три фактора действуют согласованно, в одном направлении.

Иоганн Генрих Песталоцци – цель воспитания заключается в том, чтобы развить все природные силы и  способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, – это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которая требует от него как члена общества.

Песталоцци считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно – животных свойств».

Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием ребенка, Песталоцци выразил в такой форме: воспитание строит свое здание(формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы(природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо держаться на ней.

Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой.

Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления на свет: «час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка.

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

Таким образом, Я.А. Коменский считал, что обучение и воспитание должны соответствовать закономерностям развития природы, особенностям ребенка, осуществляться непрерывно и в системе.  Идея организации образовательного процесса на основе принципа природосообразности развивалась А. Дистервегом, Д.Ж. Локком, И.Г. Песталоцци,  Ж.-Ж. Руссо и др.

В их трактовке принцип природосообразности означал организацию образовательного процесса на основе изучения природы ребенка, его особенностей; изыскание способов и методов естественного развития его способностей.

Исследователи полагали, что познание окружающего мира должно соответствовать «человеческой природе» и происходить «естественным путем» по трем ступеням:

1 – господства ощущений, 

2 – памяти,

3 – разума.

Ребенку должна быть предоставлена возможность для проявления активности и самостоятельности в познании мира; естественным является воспитание в семье и коллективе.

Третий этап (к. XIX – 20-30-е гг. XX в.) – обоснование принципа природосообразности с позиции психологии.

Авторы стремились обосновать  индивидуализацию обучения исходя из психологического возраста детей. В их понимании обучение становится развивающим только в том случае, если оно ориентируется не только и не столько на актуальный уровень развития ребенка, сколько на зону ближайшего развития,  т.е. на те процессы и психические образования, которые находятся в стадии становления и определяют потенциальные возможности ребенка.

Для Советского Союза и постсоветской России можно выделить еще два этапа (четвертый и пятый) развития принципа природосообразности.

Четвертый этап (30-80-е гг. XX в.) Отношение к принципу природосообразности в этот период   отражено в педагогической энциклопедии: «после того как К. Маркс и Ф. Энгельс убедительно доказали изменяемость человеческой природы в результате воспитания и воздействия окружающей среды… понятие принципа природосообразности не применяется, а его основное содержание охватывается принципом учета возрастных особенностей».

Пятый этап  (90-е гг. XX в. – по настоящее время) – возрождение принципа природосообразности.

В исследованиях принцип природосообразности рассматривается как соответствие образовательного процесса естественному состоянию ребенка. Однако этот принцип авторы относят только к одному субъекту образовательного процесса – ребенку.

В исследованиях образование на основе принципа природосообразности определяется как «вид образования, который в основных проявлениях соответствует естественным состояниям субъектов образовательного процесса», к которым авторы относят детей и педагогов.

В обогащении и расширении содержания принципа природосообразности особую роль сыграло учение В.И. Вернадского о ноосфере, в соответствии с которым   принцип природосообразности основывается на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов. С одной стороны, он предполагает учет в образовательном процессе особенностей ребенка (пол, возраст), направленность на выявление и развитие заложенных в нем потенциальных возможностей, с другой стороны – направленность образовательного процесса на формирование у ребенка ответственного отношения к себе, к природе, к планете и биосфере в целом.

Читайте также:  Игры упражнения для сенсорного развития ребенка

Наиболее желательным, природосообразным является сочетание естественного восприятия ребенка и социально желательного стиля взаимодействия, создающее наиболее благоприятные условия для его развития.

Иные сочетания «блокируют», тормозят развитие ребенка, что необходимо учитывать педагогу при организации образовательного процесса, создавая условия, как для развития детей, так и для гармонизации внутрисемейных отношений, установления естественного восприятия и социально желательного стиля взаимодействия в семье.

Таким образом, в различные времена принцип природосообразности наполнялся различным содержанием. 

На современном этапе, с нашей точки зрения,  принцип природосообразности предполагает сообразность образовательного процесса естественному состоянию ребенка, а также – создание как педагогами, так и  родителями условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка.  Последнее делает актуальным проведение исследования, направленного на  разработку системы работы по развитию и совершенствованию педагогической позиции учителя (с одной стороны), а также – по установлению естественного восприятия и социально желательного стиля взаимодействия в семье (с другой).

Итак, идея  природосообразности  зародилась в античной философии (Демокрит, Платон; Аристотель), однако глубокую разработку она получила в трудах Коменского. Принцип   природосообразности  занимал значительное место в педагогических концепциях Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци, Дистервега.

При всех различиях в трактовке самого понятия природы их объединяет подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости воспитания человека в соответствии с объективными закономерностями его  развития  в окружающем мире. Принцип   природосообразности  в европейской  педагогике  XIX–XX вв. послужил основой многих педагогических концепций: теории свободного воспитания; педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода.

Источник

Опора на природу ребенка на законы его развития

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разрабатывая принцип свободного воспитания Жан Жак Руссо(1712—1778) развил идею о том, что педагог должен не навязывать ребенку свои взгляды, а предоставлять ему возможность расти и раз­виваться свободно.

В книгах «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспита­нии» Ж.-Ж. Руссо изложил свои педагогические взгляды, в основе которых лежит теория естественного воспитания.Она тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что «все хорошо, что выходит из рук твор­ца Вселенной, все вырождается в руках человека». Таким образом, Ж.-Ж. Руссо считал, человек родится совершенным, но его уродуют современные общественные условия, в которых он живет. Поэтому вос­питывать ребенка следует вдали от цивилизации, на «лоне природы».

Воспитание будет содействовать развитию ребенка, если приоб­ретет естественный, природосообразныйхарактер. Он полагал, что такое развитие обеспечивается совокупностью трех факторов: при­роды, людей, вещей. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди учат, как ими поль­зоваться, вещи обогащают опыт. Но воспитание выполнит свою роль тогда, считал Ж.-Ж. Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

Понимание Ж.-Ж. Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки Я. А. Коменским. В отличие от чешского педагога Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитывать природо-сообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка.Он требовал тщательного изучения ребенка, хороше­го знания его возрастных и индивидуальных особенностей. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми… У детства свои, ему свойственные способы думать и чувствовать: нет ничего нелепее, чем заменять их нашими»1.

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Ж.-Ж. Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходи­мым позаботиться о созданииусловий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. И таким идеальным условием является окружающая природная среда.«Город — пучина человеческого рода. В нескольких поколениях расы погиба­ют или вырождаются; им нужно обновление, а это обновление дает всегда деревня»2. И если родители не имеют возможности воспиты­вать своих детей в деревне, то необходимо, хотя бы изредка, посылать детей «обновляться, так сказать, и восстановлять среди полей силу, утраченную в нездоровой атмосфере местностей, слишком густона­селенных» 3.

Заслуга французского педагога состоит в показе ценности при­роды для развития личности человека. Чтобы ребенок мог познать природу, он должен как можно больше общаться с ней. Только непо­средственное общение с природой будет духовно обогащать ребенка, развивать его личностные качества.

Каковы же основные пути познания ребенком природы по Ж.-Ж. Руссо? Это не рассказ или объяснение педагога, и не учебник или книга. Ж.-Ж. Руссо был противником словесных методов озна­комления с природой. Ибо как бы ни воодушевленно, эмоционально, красочно не рассказывал воспитатель о красоте и запахах цветов, о чарующем пении птиц, о неповторимости закатов, ребенок его не поймет, если сам он этого не видел, не слышал, не чувствовал. Не стоит также воспитывать ребенка на книжных примерах, которых он часто не понимает. Единственной книгой, с которой можно было бы ознакомить ребенка, это «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове делал все необходимое для своей жизни среди природы (а это соответствовало идеалам Ж.-Ж. Руссо).

Читайте также:  Процесс развития ребенка картинки

Наблюдение— вот один из основных путей познания природы. Ж.-Ж. Руссо призывал организовывать наблюдения за предметами и явлениями непосредственно в окружающей природе. И был про­тивником замены их другими средствами наглядности, типа картин­ки, карты, модели и т. д.

Так, при ознакомлении с географией не нужны карты и глобус и т. п. География должна изучаться на окружающей местности. Педа­гог должен так организовать среду и деятельность ребенка в ней, что­бы ребенок мог собрать как можно больше фактов. Не накопление суммы знаний, а развитие умения приобретать их — такова, по мне­нию Ж.-Ж. Руссо, цель обучения. «Фактов, фактов», — непрерывно повторяет Ж.-Ж. Руссо, указывая, что при обычном, неправильном воспитании своею болтливостью мы создаем только болтунов. Педа­гог должен лишь наталкивать ребенка на вопросы, а если они у него не возникают, то самому ставить их перед ним.

«При исследовании законов природы начинайте всегда с яв­лений наиболее общих и наиболее наглядных и приучайте вашего воспитанника принимать эти явления не за доказательства, но за факты. “Мы видели солнечный восход в Иванов день, теперь по­смотрим на него в Рождество или в другой какой-нибудь хороший зимний день…” Я принимаю меры, чтобы это второе наблюдение происходило в той же местности, где было сделано первое; и если употребить некоторую ловкость, чтобы подготовить замечание, то один из нас непременно воскликнет: “Ай-ай, вот так штука: солнце-то восходит не на том же месте! — наши прежние приметы, а теперь оно восходит вот где”»1. Так развивается наблюдательность у ребенка, а главное — формируется его самостоятельное мышление. Ребенок не получает от воспитателя готовых объяснений и доказательств, а сам вынужден их находить.

Второй путь познания природы — исследование.Ж.-Ж. Руссо создал оригинальную методику получения знаний о природе, ос­нованную на самостоятельной исследовательской деятельности. Он постоянно ставит Эмиля в положения исследователя, открывающего научные истины. В процессе организации этой деятельности важно ввести ребенка в ситуацию, когда возникает необходимость, а отсюда и желание что-либо узнать. Так, например, чтобы передать Эмилю знания сторон света, воспитатель позволяет ему заблудиться в лесу и оказаться вынужденным ориентироваться. Открытые им самим знания о частях света и компасе приводят Эмиля в восторг. И та­ких ситуаций, заставляющих пытливый ум ребенка работать, делать открытия, познавать законы природы, можно создать очень много. Например, «опрокиньте стакан в воду, вода не наполнит его, если только вы не оставите прохода для воздуха; значит, воздух способен оказывать сопротивление. Погрузите стакан глубже, вода поднимется в пространстве, которое было занято воздухом, но не в состоянии его целиком заполнить; значит, воздух способен сжиматься до известной степени. Мяч, наполненный воздухом, прыгает легче; значит, воз­дух — тело упругое»2.

Однако этой столь привлекательной системе обучения присущ существенный недостаток. В ней личный опыт ребенка выступа­ет основным источником знаний, эмпирия довлеет над теорией. А главное — опыт ребенка отрывается от накопленных человече­ством знаний.

Третий путь познания природы — труд. Ж.-Ж. Руссо проанализи­ровал различные виды труда и выстроил их в определенную иерархию в зависимости от их роли в развитии личности ребенка. И на первое место им было поставлено земледелие. Оно является самым первым занятием человека и самым почетным. Именно с ним ребенок может знакомиться уже в раннем детстве. В процессе труда развивается детская любознательность, сообразительность, дух изобретательства, формируется ум. Выращивая растения, ребенок захочет узнать все до конца (что появится из семян, какие будут цветы, плоды), захочет знать причину происходящего (зачем растению вода, солнце, почва). Педагог должен предусмотреть, чтобы ребенок работал не механиче­ски, а обдуманно. Он должен работать, как крестьянин, и думать, как философ. Здесь Ж.-Ж. Руссо высказывает важную мысль о том, что труд в природе должен быть наполнен интеллектуальным содержанием.

То возвеличивание природы, ее роли в жизни человека, которое свойственно Ж.-Ж. Руссо, во многом определило и художественные достоинства его романов-трактатов и романа в письмах. В художест­венной прозе Ж.-Ж. Руссо создал великолепные картины природы, показав прелесть и красоту гор и долин старой Гельвеции. Он описал пейзажи гор Вале и неповторимую красоту Женевьевского озера. Это было первооткрытие в европейской прозе. Ж.-Ж. Руссо чувствовал красоту природы и понимал огромное ее значение в воспитании людей в духе гуманизма, гармонии, целостности. В своих работах философ призывал бережно относится к природе, сохранить ее для будущих цивилизаций, предостерегал от варварского истребления природных богатств. «Посмотрите, какое обилие благ окружает нас! Сколько плодов производит вам земля, сколько богатств дают вам поля и виноградники, сколько животных доставляют вам молоко, чтобы питать вас, и шерсть, чтобы одевать вас! Чего же еще требуется от них? И какая ярость ведет вас к совершению стольких убийств, — вас, пресыщенных благами и по горло заваленных припасами?»1

Таким образом, Ж.-Ж. Руссо выступает за превращение воспи­тания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости на природе, самостоятельно осязая, слушая, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.



Источник