Описание ребенка с отклонениями в развитии

Описание ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина, Институт коррекционной педагогики РАО

К детям с отклонениями в развитии относят:

  • умственно отсталых,
  • глухих,
  • слабослышащих,
  • позднооглохших,
  • слепых и слабовидящих;
  • детей с тяжелыми речевыми нарушениями,
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  • задержкой психического развития,
  • с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм),
  • множественными нарушениями.

Почему так важно обеспечить детям с нарушениями в развитии доступ к специальному, особым образом организованному и построенному, образованию? Дело в том, что ребенок с отклонениями в развитии – это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.

Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную. Однако если необходимость реабилитации средствами медицины осознается всеми, то роль и место реабилитации средствами образования понимается не столь единодушно.

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации – является метафора Л.С. Выготского о “социальном вывихе” ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности – “Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член – рука или нога – выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган” (Л.С.Выготский, 1995).

Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего “обходные пути” достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через образование является понятие “особые образовательные потребности”.

Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации “социального вывиха”, попытаемся определить смысл термина “Ребенок с особыми образовательными потребностями”, т.е. определить, в чем именно нуждается такой ребенок в процессе образования. Он нуждается в том, чтобы: первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;

специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;

в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника.

Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; глухие и слабослышащие нуждаются в специальном курсе занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, специальном курсе развития словесно-логического мышления; дети с нарушением зрения, интеллекта, множественными нарушениями, нуждаются в специальном разделе обучения – социально-бытовая ориентация; дети с различными нарушениями нуждаются в целенаправленной поддержке социально-эмоционального развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.;

Читайте также:  Примеры кризисов развития ребенка

строились “обходные пути” обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании. Так, значительно более ранее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из “обходных путей” формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения и др.;

регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;

пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка. Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение;

все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач и за пределами образовательного учреждения, и их усилия были скоординированы;

реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться;

процесс реабилитации средствами образования осуществлялся квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.

Отечественная дефектологическая наука внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей. Разработка особых образовательных пространств, типов специальных образовательных учреждений, специальных педагогических технологий, направленных на преодоление и предупреждение вторичных нарушений в развитии у разных категорий детей обеспечили возможность создания отечественной ССО, достижения которой признаны в мире.

Отечественная практика специального обучения не раз убедительно демонстрировала, что вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка это одно из базовых условий его психического здоровья и развития.

Понятно, что, стремясь к использованию тех неоспоримых выгод, которые дает ребенку с нарушениями в развитии его интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, мы должны оценивать, как в этих условиях могут быть обеспечены и столь необходимые для него особые условия развития. Т.е полноценная интеграция такого ребенка в обычную образовательную среду невозможна вне его специальной поддержки и, соответственно, вне тесного взаимодействия учреждений массового и специального образования.

Источник

Характеристика детей с отклоняющимся развитием

Слайд 2

Среди нас, специалистов работающих с детьми, существуют значительные расхождения в определении того, что включает в себя термин «проблемный» ребенок. Где границымежду индивидуальнымиособенностями, которые являются условно возрастной нормой и некой «патологией» развития?

Сразу же исключим из поля зрения такие термины, как «дети-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», «эпилептики» и просто – «ненормальные», «дефективные»,как абсолютно не отвечающие этике специалиста, ни

тем более – психологическому содержанию.

Термин «дети с отклонениями в развитии» традиционно распространяется на детей с выраженными отклонениями, такими как умственная отсталость, сенсорные дефекты (нарушения слуха, зрения), нарушения опорно-двигательного аппарата, психические заболевания.

Термин «трудности обучения», как и термин, появившийся в последнее время «дети с Особыми образовательными потребностями», совершенно справедливы в плане непосредственно образования детей, но не дают возможности оценить психологическую специфику состояния ребенка,и определить содержательный объем диагностической, развивающей или коррекционной работы сребенком.

Кроме того, существуют особые формы психического недоразвития, достаточно сложные для психолого – педагогической диагностики. К какой категории «отклонений в развитии» их отнести? Кто и в каких случаях должен работать с такими детьми? Они требуют серьезного вмешательства специалистов и методовкоррекции, выходящих за пределы существующих общеобразовательных программ. В то же время количество таких детей все возрастает.

Те же самые проблемы могут быть отнесены и к группе детей, считающихся одаренными. И с этой категорией детей возникает проблема констатации нормы психического развития иливероятности развития такого ребенка в предпатологическое или даже патологическое состояние. К сожалению, ситуации развития одаренных детей достаточно часто дают нам возможность убедиться в этом.

Читайте также:  Центр развития ребенка в альметьевске

Поэтому в работах современных отечественных специалистов все чаще встречается определение которое, с одной стороны, адекватно подходит ко всей популяции «проблемных» детей, с другой – имеет исключительно психологическое содержание – «отклоняющееся развитие».

Следует отметить, что подобный подход к определению характера развития ребенка встречается еще у Л.С. Выготского в виде термина «уклонение развития» .

Слайд 3

Предлагаемая типология отклоняющегося развития полностью опирается на достижения отечественной психиатрии, специальной и клинической психологии. Исторически принято выделять три основные группы собственно психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие.

Основанием выделения группы поврежденного развития служит наличие негативного влияния на мозг того или иного фактора.К категории поврежденного развития может быть отнесена и психическая травма – как повреждение в первую очередь системы аффективной регуляции.

Асинхронное развитие получило свое название в связи с нарушением основного принципа развития, когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренное (акселеративного) развитие, искаженное развитие

Группа недостаточного развитияБолее подробно рассмотрим ниже

Следует отметить, что предлагаемая классификация достаточно условна. Как и любая другая эта типология описывает относительно «чистые», изолированные варианты отклоняющегося развития. В жизни они могут (как это часто и происходит) частично накладываться друг на друга, пересекаться, «смыкаться» по своим феноменологическим проявлениям.

Слайд 4

Вернемся к группенедостаточного развития, так как с детьми, включенными в подгруппы этой категории, мы сталкиваемся чаще всего: дети с тотальным (полным), задержанным (ЗПР) и парциальным (недостаточность отдельных психических функций)

Слайд 5 (схема)

Специфичным для детей данной группы является недостаточность по отношению к средненормативному развития всех или отдельных психических функций и их базовых составляющих.

При этом преимущественно оказываются недостаточно сформированными такие предпосылки психического развития, как произвольная регуляция психической активности и пространственные, пространственно-временные При этом, очевидно, что наблюдаются в первую очередь проблемы когнитивного характера, осложняющиеся, безусловно, спецификой формирования поведения ребенка в целом.

В рамках группы недостаточного развития специалисты выделяют три основные подгруппы, различающиеся как по характеру, так и по выраженности недостаточности психического развития в целом.

Исходя из представленной классификации каждая подгруппа обладает различным «профилем» базовых составляющих

Слайд 6, 7

Задержка психического развития

Внешний вид, специфика поведения. Первое, что необходимо отметить в качестве общих проявлений, – поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4 – 5 лет, т.е. разница в 2 – 3 года.

Особенности латерализации знаки атипичного развития (леворукость, не- устоявшаясялатерализация и т.п.) встречаются среди данной категории детей чаще, чем в среднем по популяции, то есть являются специфичными, что, в свою очередь, осложняет ход развития в целом.

Темповые характеристики: (импульсивность, свойственная более младшему возрасту, низкая работоспособность во всем, что не касается игровой деятельности)

1. Одна из основных особенностей – низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Отсутствует интерес к познавательным задачам и готовности их решать. Дети пытаются «уйти» от заданий: заговаривают на другую тему, просто отказываются от выполнения – «не знаю», «не умею».

2. С большим трудом переключается с одной деятельности на другую, с одного способа решения – на другой.

3. Тяготеет к механической работе, не требующей умственных усилий (заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок и т. п.). Стремится избежать всяких умственных усилий.

4. Американские психологи и клиницисты описывают “синдром дефицита внимания”, часто сочетающийся с гиперактивностью, характерный для детей с зпр

Слайд 8

Регуляторные функции.

Плохо регулирует собственные действия. При выполнении задания не умеет следовать инструкции, сличать уже проделанное с тем, что еще предстоит выполнить.

Характерны имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы – чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений.

Читайте также:  Упражнения для развитие моторик у ребенка

В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.

Адекватность, обучаемость. (Достаточные по возрасту. Критичность может быть несколько снижена;)

Ребенок может быть вполне адекватным, но недостаточно критичным к результатам своей деятельности, самооценка может быть и завышенной,

Дети могут быть капризны, упрямы. Это вполне объяснимо, так как присутствует интеллектуальная состоятельность, но ребенок «не готов» к предъявляемым к нему в соответствии с этим требованиям

Желание добиться похвалы удовлетворяется путем хвастовства, обмана; стремление иметь какую-нибудь вещь – воровства,

Развитие когнитивной сферы.Какая-либо специфика отсутствует, но можно выделить недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;внушаемы, подражательны и легко могут следовать за другими в своем поведении.

Эффективность восприятия (слухового, зрительного, тактильного) снижена по сравнению с нормально развивающимися детьми, что является одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.

Может быть снижена тактильная чувствительность, что проявляется в трудностях определении места прикосновения к разным участкам их кожной. Особенно трудно им локализовать тактильные ощущения в случае одновременных прикосновений к двум разным участкам кожи.

Внимание характеризуется суженным полем, что проявляется в повышенной отвлекаемости и фрагментарном выполнении любых заданий

Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем – в трудностях овладения письмом.

Слайд 9

Игровая деятельность. Больше всего детей с ЗПР характеризует сюжетно-ролевая игра. Самостоятельно, как правило, они играть никогда не начинают. Смысл игры для них – совершение действий с игрушками.Бедность игровых действий сочетается с низкой эмоциональностью игрового поведения и несформированностью действий замещения. В редких случаях использования какого-то предмета в качестве заместителя (например, палочки в качестве термометра при игре “в больницу”) приобретает застойно фиксированное значение и не используется в других ситуациях в другом качестве. В целом игра детей носит стереотипный, нетворческий х-р.

Особенности эмоционально-личностного развития. У школьников преобладает игровая мотивация и выраженные игровые интересы.

Эмоциональная незрелость детей с ЗПР ведет к эмоциональной поверхности контактов, слабому поддерживанию и сочувствию; контакты таких детей мимолетны, ситуативны, неустойчивы;

Расторможенность психических процессов ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры) и неадекватных способов выхода из конфликтов.

Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным без повода. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.

Слайд 10

Отстает от детей в речевом развитии, что проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличия, а также в низкой речевой активности.

Особенности Диагностики

Рассматривая особенности задержки психического развития в дошкольном возрасте, нельзя не отметить, что выделить ее в этом возрастном периоде – задача достаточно сложная. Поэтому, до 5 лет ставить диагноз специалисты часто не решаются.

Вывод: Одна из основных особенностей детей с ЗПР – низкая познавательная активность, а сильно выраженное стремление к познанию – первейший признак незаурядности развивающихся способностей. Кстати, это один из самых хороших диагностирующих признаков, который может помочь заметить и не раскрытые еще способности

В приложении приведена современная классификация и типология отклоняющегося развития супругов Семаго. Описаны основные принципы и технологии диагностической и коррекционной работы.

Список использованной литературы:

  1. Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться. Баркан А. И. М.: Олма Медиа Групп, 2015. 176 с.
  2. Специальная психология. Под редакцией В.И. ЛубовскогоУчебное пособие. Высшее образование, Москва ACADEMA 2003
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.: илл. (Биб-ка психолога-практика)
  4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: МГУ, 1985.

Источник