Описание образовательной деятельности в соответствии с развитием ребенка
Юлия Афонина
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Содержательный раздел
2.1. Общие положения
В содержательном разделе представлены: – описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; – описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов; – адаптивная программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, описывающая образовательную деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей, предусмотренную Программой. В соответствии с положениями Стандарта и принципами Программы Организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива Организации и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать принципам Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения Организации.
2.2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С
НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Извлечение из ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Дошкольник входит в мир социальных отношений Задачи образовательной деятельности
– Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.
– Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям.
– Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками,желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.
– Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности. – Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к воспитателю.
Содержание образовательной деятельности
Эмоции. Понимание и различение ярко выраженных эмоциональных состояний, их проявление в мимике, жестах, в интонации голоса (радость, грусть, веселье, страх, гнев, удовольствие, связь эмоций и поступков людей по отношению друг к другу. Освоение способов проявления сочувствия, отзывчивости на эмоциональное состояние детей и взрослых. Отражение эмоций в имитационных играх, театрализации, этюдах.
Взаимоотношения и сотрудничество. Представления о правилах согласованных действий и взаимоотношений. Освоение умений вступать в общение, совместную деятельность со сверстниками в подгрупповой игре, продуктивной деятельности: элементарно согласовывать замысел, вести диалог, использовать приемы справедливого распределения ролей и материалов (считалки, жребий, проявлять внимание к действиям партнеров, пояснять для других свои намерения и действия.
Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Освоение правил информации проявления вежливости,уважения к старшим: здороваться, прощаться, обращаться к взрослым на «вы», к воспитателю по имени отчеству, благодарить.Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду: обращаться по именам, избегать грубого тона, быть приветливым, дружелюбным, уважать игровое пространство другого ребенка, делиться игрушками, быть неравнодушным к состоянию и проблемам сверстников в группе.
Семья. Представление о семейных делах, событиях жизни (совместный отдых, приобретение домашних животных, посещение кафе, зоопарка, цирка, новоселье, выезд на дачу). Участие в ситуациях «добрых дел», направленных на членов семьи.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка («Что нас радует»)
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
Ребенок преимущественно жизнерадостно, дружелюбно настроен;
внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения;
В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»);
общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы, делится игрушками, вступает в ролевой диалог. Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя проявляет сочувствие; сопереживает героям сказок и пр. Охотно отвечает на вопросы о семье, проявляет любовь к родителям, доверие к воспитателю Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво; ребенок либо проявляет излишнюю скованность в общении, либо черты агрессивности, нежелание следовать указаниям или правилам; невнимателен к словам взрослого (родителей, воспитателя, повторяет нежелательные действия, несмотря на указания и оценку взрослого; обнаруживает трудности взаимоотношений и согласования действий с другими детьми в общей деятельности; без внешнего побуждения по своей инициативе не реагирует на эмоциональные состояния взрослых и сверстников. Неохотно вступает в диалог со воспитателем, препятствием для общения служит недостаточно развития речь.
Развиваем ценностное отношение к труду Задачи образовательной деятельности
– Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей. – Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;
– Вовлекать детей (в объеме возрастных возможностей) в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда; при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место инструменты и материалы). – Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.
Содержание образовательной деятельности
Труд взрослых и рукотворный мир.Обогащение представлений детей о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольном учреждении: сервировка стола; мытье посуды; поддержание чистоты и порядка в групповой комнате; стирка белья; приготовление пищи, о труде взрослых в ближайшем окружении (профессии: продавец, шофер, врач и др.).
Формирование представлений о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда (цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужны для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению). Понимание направленности трудовых процессов на результат (например, повар заботится, чтобы дети были вкусно накормлены). Расширение представлений о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых. Развитие интереса к предметам бытовой техники,которые широко используются дома и в детском саду: пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машин и пр.
Самообслуживание и детский труд. Отчетливое представление о процессах самообслуживания, правилах и способах их выполнения. Развитие самостоятельности в выполнении процессов самообслуживания и отдельных процессов хозяйственно-бытового труда.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка («Что нас радует»)
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
Ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; охотно отражает эти представления в играх.
Способен использовать обследовательские действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов; рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий для достижения результата. Стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками. Познавательный интерес к труду неустойчив, крайне редко отражает труд взрослых в сюжетно-ролевой игре. Не всегда пользуется предметами и материалами в соответствии с их назначением и свойствами.
Ребенок не уверен в себе; стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, зависим от помощи взрослого. В хозяйственно-бытовом труде требуется постоянная помощь взрослого при подготовке к работе, а также прямая помощь в выполнении отдельных трудовых действий.
В поведении отмечаются случаи небрежного отношения к результатам чужого труда; неохотно помогает взрослым.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Задачи образовательной деятельности
– Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
– Продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях.
– Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Содержание образовательной деятельности
Ознакомление с помощью картинок, инсценировок с игрушками, ситуаций с возможными опасностями в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;с правилами поведения: как позвать взрослого на помощь. Типичные ошибки ребенка в опасной ситуации (нельзя близко подходить к огню, к краю ямы или высокого берега, высовываться из окна, зажигать спички и пр.). Освоение способов безопасного обращения с предметами (ножницы, стеклянные, колющие предметы).Правила спокойной игры: не ломать постройки детей, не кидаться песком, соблюдать осторожность в подвижных играх. Знакомство со светофором, знание о значении его сигналов и правилах перехода улицы только на зеленый сигнал.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка («Что нас радует») Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
Ребенок с интересом познает правила безопасного поведения, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, разгадывает загадки.
в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения. Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций. У ребенка не проявляется интерес к освоению правил безопасного поведения.
ребенок сам становится источником возникновения опасных ситуаций во взаимодействии со сверстниками, часто травмируется.
несмотря на предупреждение взрослого, не проявляет осторожность при контактах с потенциально опасными предметами (ножницы, стекло).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Источник
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает с учетом приоритетного направления деятельности ДОУ в соответствии ФГОС и сферы компетентности педагога-психолога реализацию всех пяти направлений развития детей.
Социально-коммуникативное развитие:
Задачи:
Повышение уверенности ребенка в себе, укрепление его эмоционального состояния.
Формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе на основе проигрывания моделей поведения в той или иной ситуации, формирующих активную жизненную позицию, ориентирующих детей на самостоятельное принятие решений (формирование простейших алгоритмов поведения в наиболее типичных ситуациях.
Работа осуществляется в трех направлениях:
· в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
· в процессе использования специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
· в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
В результате у ребенка формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции.
Обеспечение ребенку полноценного включения в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
При проектировании работы по формированию коммуникативных умений у детей учитывается, что имеющиеся у детей нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный уровень владения речью. Для каждого ребенка с нарушенным развитием определяется особое содержание и формы работы по развитию коммуникативных навыков. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, ее использование в процессе общения, является организация слухоречевой среды в группе детского сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, родители, другие взрослые, сверстники. Для детей с речевыми нарушениями работу по этому разделу выстраивается индивидуально.
Познавательное развитие:
Задачи:
Развивать все видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое.
Формировать полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
Развивать мыслительные процессы: отождествление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и абстрагирование.
Стимулировать развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), способствовать обогащению и расширению словаря.
Развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.
При планировании работы с детьми с отставанием в развитии, интеллектуальными нарушениями объем программного материала предоставляется с учетом реальных возможностей дошкольников.
Речевое развитие:
Задачи:
Развивать навыки диалогического общения.
Учить отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки; формировать в речи познавательные задачи.
Художественно-эстетическое развитие:
Задачи:
Формировать умения использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, подробно анализировать произведения, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения; рассказывать о своих эмоциональных переживаниях; понимать средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций; создавать оригинальные замыслы, выразительно отражать художественные образы в разных видах деятельности; развернуто формулировать замысел до начала деятельности, совершенствовать его в процессе изображения, отбирать средства в соответствии с замыслом, воплощать его в соответствии с содержанием запланированного, творчески преобразовывать знакомые способы художественно-творческой деятельности.
Стимулировать потребность в творческом самовыражении.
Физическое развитие:
Задачи:
Формировать точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умения последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движение с точки зрения точности, правильности.
Развивать двигательное воображение. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.
Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.
Образовательная деятельность основана на организации педагогом – психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах – это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте).
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Конструирование и изобразительная деятельность детей развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка.
2.2. Направления психолого-педагогической деятельности:
Источник