Опережающее развитие ребенка называется

Марина Вишнякова
Консультация «Дети с опережающим психическим развитием»

Феномен гениальности имеет место во всех столетиях,и каждый раз это бывает по-своему уникально и неповторимо: будь то в области математики или физики, поэзии или прозы, музыки или живописи и т. д.

Читая жизнеописание высокоодаренных от природы людей, можно увидеть, что их уникальность почти всегда проявлялась очень рано. Гениальные дети по темпераменту, эмоциональным проявлениям мало отличаются от большинства малышей. Но выделяет их, пожалуй, одно – они уже в ранние годы могут выполнять то, что не удается их сверстникам даже в более зрелом возрасте. Многие одаренные дети рано поступают в институт – и, заканчивая его, делают свои собственные открытия!

Конечно, неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности.Однако стоит задуматься: как далеко следует идти по пути интенсификации темпов развития? Каковы пределы разумного использова-ния детских возможностей? Очень часто родители, лелея честолюбивые замыслы, стремятся воспитать из своих малышей вундеркиндов, чрезмерно перегружая их мозг. Наука убедительно доказывает, что такое воспитание бесперспективно, а главное – опасно для детской психики. Феномен одаренности не имеет ничего общего с искусственным «обогащением» маленького ребенка знаниями, несвойственными раннему периоду детства.

Поскольку одаренные дети отличаются от своих сверстников, они требуют не только особого внимания к себе, но и особой педагогики. Рассмотрим эту проблему. Но прежде дадим общую характеристику ребенка, опережающего в развитии своих сверстников.

Известно, интеллектуальные и творческие возможности детей носят индивидуальный характер. Одаренный ребенок уже в раннем возрасте отличается более быстрым темпом психического развития, высокой познавательной активностью и любознательностью. Дети с опережающим развитиемчутко реагируют на все происходящее в окружающем мире: им интересно знать, отчего мир устроен так, а не иначе и что было бы, если бы внешние условия изменились. Этим детям свойственно интересоваться многим. Их внимание приковывают, казалось бы, обычные предметы и события.

Практика работы с такими детьми показала, что они очень активны, всегда могут сами себя занять – часто делами, которые требуют умственного напряжения. Часто мамы и папы жалуются на то, что их трехлетний ребенок не хочет гулять, играть, бегать и прыгать со сверстниками. А дома любимыми занятиями одаренных детей являются компьютерные и интеллектуальные игры (географическое лото, плоскостные и объемные пазлы и др., а также чтение книг, предназначенных скорее для взрослых, чем для детей.

Все родители одаренных малышей отмечают раннюю речь, в том числе с использованием сложных слов, а также ранний интерес к чтению и раннее освоение чтения.

Как же объяснить феномен одаренности? По мнению известного специалиста в области раннего детства А. М. Фонарева, у таких детей происходит резко уплотненная во времени и, по всей вероятности, необременительная для них эксплуатация памяти в области накопления речевых навыков, навыков чтения, счета.

Дети с высокой умственной активностью уже в раннем возрасте отличаются наблюдательностью, логикой мышления, умением хорошо излагать свои мысли.Для них характерна настойчивость в достижении результата: с удовольствием занимаясь сложными, а иногда даже не имеющими практического применения задачами, они, как правило, не терпят, когда им навязывают готовый ответ. При этом запрещение или отсрочка выполнения не мешает ребенку вернуться к начатому делу, искать пути его осуществлена, невзирая на первые неудачи. Последнее говорит прекрасном качестве – целеустремленности.

Одаренных детей с раннего возраста отличает избирательность в выборе занятий и игр. Они очень любят игры с элементами соревнования.

Не менее существенным признаком раннего развития является наитие в интеллекте одаренных детей творческого начала. Такие малыши часто удивляют окружающих неожиданными ассоциациями, яркими метафорами, смелыми аналогиями; обладают изобретательностью в изобразительной деятельности, играх, использовании материалов. Они способны продуцировать оригинальные идеи, по-разному подойти к проблеме, находить оригинальные ответы, склонны к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что иногда опережение в динамике развития одних психических функций у одаренного ребенка может сочетаться с некоторым отставанием других (за исключением одаренных детей с гармоничным типом развития, что встречается редко). Эта неравномерность развития называется диссинхронией.

Распространенным примером диссинхронии являются сложности в развитии моторных функций. У некоторых интеллектуально одаренных дошкольников они могут быть выражены не только в несформированности общих движений, но и в нарушениях мелкой моторики. Мелкая моторика является важнейшим компонентом развития письма и условием успешного освоения правописания в младших классах, поэтому интеллектуально одаренный ребенок с таким нарушением может оказаться в начальных классах плохо успевающим, а его особые возможности и потребности – невостребованными. Как результат, потеря учебной мотивации и отвращение к школе. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно раньше выявить индивидуальные особенности крохи, показав его специалистам, и устранить имеющиеся отставания в развитии.

Итак, повторим наиболее существенные характеристики детей с опережающим психическим развитием.

• Раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности.

Быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и исключительной памятью.

Опережающее речевое развитие.

• Выраженная установка на творческое выполнение задания, высокоразвитые творческое воображение и мышление.

Читайте также:  Уровни развития мышления ребенка

Казалось бы, ребенку, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, будет особенно легко учиться. Однако в действительности это не так. У детей с ранним умственным развитием возникают сложности со-циального характера как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Детям с опережающим темпом развития, с очень высокой умственной активностью трудно учиться в коллективе; их непросто воспитывать. Они зачастую бывают нетерпеливы и порывисты, более остро реагируют на окружающее. Наиболее развитый малыш нередко является возмутителем спокойствия в группе детского сада. Он старается полностью овладеть вниманием взрослого, требуя каких-нибудь совместных действий, подавая частые реплики и без конца задавая вопросы. А даже самый лучший педагог, имея дело с группой детей, лишен возможности ориентироваться на того, кто идет впереди всех, кто уже оторвался в своем развитии от сверстников.

Кроме того, у одаренного ребенка возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Вундеркинды не имеют высокой «популярности» в детском коллективе, их не любят за желание доминировать, нетерпимость по отношению к менее интеллектуально развитым сверстникам,а также за стремление демонстрировать собственные достоинства: интеллектуальные способности, творческое воображение, высокий уровень речевого развития.

В связи с этим у детей с опережающим развитием важно формировать способность к эмпатии, т. е. учить их сочувствовать и сопереживать. Используйте для этого художественную литературу.

Помните: одаренный ребенок требует особого внимания уже в дошкольном возрасте, когда возникающие проблемы еще можно пре-дотвратить или устранить. Он нуждается в специальном подходе, ему необходима психологическая помощь и поддержка. Иначе либо такой ребенок приспосабливается к общим требованиям и становится менее самостоятельным, тормозит свою любознательность и порывы к творчеству, либо у него возрастает агрессия, и он становится конфликтным, либо закрывается и уходит в себя. А это в свою очередь мешает самоактуализа-ции, реализации интеллектуального и творческого потенциала. В дальнейшем все это может стать причиной более серьезных проблем.

В заключение хотелось бы дать родителям еще несколько советов.

-Необходимо помнить, что одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребенка.

-Постарайтесь, видя отличия вашего малыша, внутренне согласиться с его правом быть не таким, как все.

-Адекватно оценивайте его поступки, старайтесь понять его поведенческие проявления.

-Одаренность – это большая индивидуальная и социальная ценность, она нуждается в поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения вашего престижа либо в качестве компенсации ваших неудач и проблем.

-Нельзя «эксплуатировать» способности ребенка в ущерб другим его интересам и возрастным потребностям, нельзя превращать его в узкоспециализированную высокопроизводительную машину.

-Подарите ребенку радость детства, не делая его «заложником» своих уникальных способностей.

-Не следует форсировать интеллектуальные возможности ребенка, предлагая информацию бессистемно из разных областей знаний, не-свойственных раннему и дошкольному периодам детства. В педагогике широко используется амплификация (обогащение) ребенка системой знаний об окружающем мире на уровне его психологического возраста.

Помня, что интеллектуальный труд требует больших физических сил и здоровья, следует обращать особое внимание на физическое воспитание одаренных детей, не забывая об их нравственном и эстетическом развитии.

Одаренные дети чаще, чем другие, испытывают социально-психологические трудности в общении с окружающими, построении близких доверительных отношений. Эти трудности могут быть причиной более серьезных проблем, возникающих в разных аспектах деятельности человека в последующем.

Поэтому старайтесь без необходимости не демонстрировать его уникальные способности, не называйте лишний раз «вундеркиндом», побеждайте в себе желание «похвастаться» ребенком. Это убережет его от чувства собственного превосходства и гордыни по отношению к окружающим его сверстникам.

Если малыш одарен от природы уникальными способностями, их следует развивать с первых лет жизни под руководством специалистов (начните с визита к психологу, участковый врач всегда подскажет, куда нужно обратиться за помощью, помня, что одаренный ребенок нуждается в помощи и поддержке не менее, чем дошкольник, требующий коррекционной педагогики.

Источник

Опережающее психическое развитие является противоположностью задержанного. Познавательная функция в данном случае чрезмерно опосредствована, о чем свидетельствует явление психической акселерации и, ярче, — одаренности. В частности, мышление одаренных детей дошкольного возраста характеризуется использованием разнообразных и оригинальных умственных операций

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

·Задатки

·Способности

·Одаренность

·Талант

·Гениальность

Задатки – это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности [24, с. 106].

Способность – это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущи абсолютному большинству людей.

Одаренность связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Б.М.Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками. Одарённость может быть специальной – то есть применимой к одному виду деятельности, и общей – к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.

Читайте также:  Развитие мускулатуры рук ребенка

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

·вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

·цифровой (характерен для математиков, программистов);

·слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

·пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

·физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

·личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

·межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

·талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности [7, с. 59].

Одаренность

Общее понятие одаренности

Понятие одаренности не получило единого общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна, ведущего психолога в современной трактовке проблемы одаренности:

«Одаренность – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни».

Природные задатки организма сами по себе не определяют однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности.

Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими [25, с. 136].

Детская одаренность

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности [19, с. 45].

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. Общеинтеллектуальная одаренность может выступить в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности. Для одаренных детей характерны увлеченность занятиями и проявления творческих моментов в деятельности.

Одаренность ребенка, как и отдельные его способности не бывают даны от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний (тесты). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности [13, с. 89].

Виды одаренности

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности [20, с. 76].

К видам одаренности относятся следующие:

a) Художественная одаренность.

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Читайте также:  Методика физ воспитания и развития ребенка

b) Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной [18, с. 201].

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

c) Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано [15, с. 59].

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

· Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

· Большая независимость в суждениях;

· Тонкое чувство юмора;

· Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

· Яркий темперамент;

· Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты [17, с. 64]:

· Интеллект выше среднего;

· Умение принимать решение;

· Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

· Ощущение цели, направления движения;

· Гибкость, приспосабливаемость;

· Чувство ответственности;

· Уверенность в себе и знание себя;

· Настойчивость;

· Энтузиазм;

· Умение ясно выражать мысли;

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Признаки одаренности

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.

Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.

Источник