Опережающее развитие ребенка это

Опережающее развитие ребенка это thumbnail
  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • коммуникативные навыки

Ребенок научился читать и писать еще до поступления в детский сад, складывает в уме сложные числа, уверенно произносит умные слова и даже понимает их значение? Такая ситуация, как правило, поначалу радует родителей, уверенных в том, что раннее развитие поможет крохе при обучении в детском саду и школе. Мама с папой непрерывно хвастаются успехами своего ребенка перед всеми родными и друзьями, засыпают свое чадо комплиментами и искренне гордятся тем, что их малыш не по годам умен и сообразителен.

Но ситуация в корне меняется, когда ребенок начинает ходить в детский сад. Оказывается, что ему совсем не интересно проводить время в компании сверстников, ведь они ничему новому научить ребенка не могут. Как же помочь ребенку, опережающему свое развитие, адаптироваться среди сверстников и какие ошибки ни в коем случае нельзя допускать родителям? Об этом расскажет «Я родитель».

Особенности детей с опережающим развитием

Дети, опережающие свое развитие, действительно сильно отличаются от сверстников. Чаще всего они зациклены исключительно на своих интересах. Если ребенка интересуют числа, он способен часами просиживать над математической задачей, запоминать номера всех машин, которые увидел на прогулке, постоянно считать какие-то предметы в доме. Если кроху интересует биология, он еще в досадиковском возрасте выучит названия всех существующих животных и их повадки, часами будет рассказывать родителям о том, чем питаются белые медведи и куда улетают зимовать разные виды птиц, а попытка уложить ребенка спать в то время, когда по телевизору идет передача о животных, окончится лишь истерикой и слезами.

Дети, опережающие свое развитие, беспрерывно задают окружающим вопросы о той сфере, которая их волнует, и практически не проявляют интереса к занятиям, не посвященным их увлечению. Зачастую это очень расстраивает и даже раздражает родителей. Такие дети часто перебивают собеседника, они нетерпеливы, порывисты и очень эмоциональны. Общаться они предпочитают с детьми старшего возраста или со взрослыми, поскольку такое общение приносит новые знания.

Однако, несмотря на нежелание ребенка общаться в среде своих ровесников, необходимо помнить о том, что нельзя слишком рано лишать его всех радостей детства.

Социальная адаптация – это необходимая основа для успешной и счастливой жизни.

Обучаем коммуникативным навыкам!

Ошибка:

У ребенка нет друзей, потому что он постоянно сидит дома, не ладит с другими детьми и не стремится к общению, а родители поощряют это и рассуждают вслух: «Ну и правильно, нечего тебе гулять с этими Петями и Наташами».

Рекомендация родителям:

Не нужно приучать ребенка к одиночеству, иначе он так и не найдет своего места в обществе. Обсудите с ребенком проблемы, которые возникают у него со сверстниками, выясните, почему ему трудно найти с ними общий язык. Если ровесники не хотят общаться, потому что ваш ребенок всегда первый отвечает на вопросы воспитателя, быстрее всех считает, рисует, собирает конструктор, то объясните ему, что другие дети тоже хотят, чтобы их заметили. «Сегодня ты ответил первый, а завтра немного помолчи, даже если знаешь ответ, пусть Наташа, Саша или Петя сделают попытку!».

Если проблемы в общении возникают из-за того, что ребенок всегда перебивает сверстников, не дает собеседнику закончить предложение и постоянно навязывает всем свои условия игры, объясните ему правила этикета. Расскажите о том, как нужно поддерживать диалог, что нужно уметь выслушать предложения других детей, что иногда нужно идти на уступки и о том, что никто не любит, когда им пытаются командовать. Объясните ребенку, что в детском саду все дети на равных правах, и всем нужна возможность реализовать себя.

Если ребенку просто скучно в компании сверстников, потому что он знает намного больше их, предложите ему пообщаться с ровесниками об их увлечениях.

Объясните малышу, что дружба – это умение не только рассказывать о своем хобби, но и возможность узнать от друга, чем увлекается он, задавать вопросы и делиться информацией.

Вместе с ребенком найдите интересные темы, на которые он сможет разговаривать с другими детьми в детском саду. Например, Вася коллекционирует модели кораблей, значит можно попросить его рассказать что-то интересное о пиратах и сокровищах, спрятанных на дне морском, или поделиться с ним интересными фактами, которые ему еще неизвестны. Лиза любит плюшевых медведей, а ваш ребенок увлекается животными – значит, малыш вполне может заинтересовать девочку вопросом о том, знает ли она, чем белые медведи отличаются от бурых.

Не увеличивайте интеллектуальный разрыв!

Ошибка:

Осознав повышенную интеллектуальную потребность своего ребенка, некоторые родители начинают всячески ее поощрять, покупая малышу игрушки и книги, предназначенные для детей более старшего возраста; с ранних лет отдают его в различные кружки и секции, тем самым делая отрыв в развитии ребенка от сверстников еще больше.

Между тем, эмоциональное развитие также важно, как и интеллектуальное.

Выпадая из круга общения с ровесниками, ребенок начинает проигрывать им в способности распознавать эмоции, испытывать разнообразные гаммы чувств и управлять ими, понимать мотивации и поступки других людей, а без развитого эмоционального интеллекта будет трудно достичь успеха в жизни и в карьере.

Читайте также:  Эмоциональное здоровье ребенка как основа физического развития

Рекомендация родителям

Постарайтесь сделать так, чтобы малыш расширил круг своих интересов и проводил свободное время не только за чтением книг или решением математических головоломок, но и играл в подвижные игры. Предлагайте ему сходить на каток, поиграть в футбол, покататься на велосипеде, устроить пикник в парке, посетить интересное театральное представление.

Если малышу не понравился футбол, вполне возможно, ему придется по душе другой командный вид спорта, например, волейбол или хоккей. Не бойтесь пробовать различные варианты и обсуждать с ребенком, что ему понравилось, а что не очень. Дети очень активны и любознательны по своей природе, и даже если поначалу им не слишком по душе новое занятие, вполне возможно, что в процессе они втянутся и заинтересуются новой деятельностью.

Дарим любовь и понимание!

Ошибка:

Мама с папой постоянно рассказывают родственникам о том, какой у них одаренный ребенок, и ребенок начинает стремиться всеми силами соответствовать этой характеристике. Для него становится важно быть первым, быть лучшим, совершенствовать свои навыки и увеличивать знания. Если же в какой-то момент он перестает оправдывать ожидания родителей (либо его просто начинают реже хвалить), то у ребенка начинают развиваться комплексы, он теряет веру в себя и получает сильнейшую психологическую травму. Иными словами, когда ребенка много хвалят, он приобретает зависимость от мнения окружающих.

Рекомендация родителям:

Не акцентируйте внимание на высоком интеллектуальном уровне развития вашего ребенка. Говорите ребенку, что вы его любите не за то, что он такой умный и так много всего знает, а просто за то, что он у вас есть. Поддерживайте любые его начинания, не отмахивайтесь от его вопросов, даже если их слишком много, и они не вполне соответствуют его возрасту, проявляйте понимание и любовь в любых ситуациях.

Если попытка не увенчалась успехом…

Если же наладить контакт со сверстниками в детском саду ребенку так и не удается, несмотря на все его и ваши попытки, попробуйте завести знакомство с родителями других детей, тоже опережающих свое развитие. Таких родителей можно найти на специализированных форумах, в социальных сетях, в специальных центрах для одаренных детей. Пообщайтесь с ними, познакомьте детей между собой и возьмите за правило регулярно устраивать такие встречи. Детям с высокими интеллектуальными способностями, несомненно, будет интересно пообщаться с себе подобными.

Если же ваши попытки адаптировать ребенка к социуму так и не увенчались успехом, стоит подумать о консультации психолога или переводе малыша в специализированный детский сад, в котором обучающая программа составлена специально для детей, опережающих свое развитие.

Виктория Котлярова

Опережающее развитие ребенка это

Число близких людей варьируется по мере взросления сына или дочери, меняется и само содержание дружбы. Насколько прочны отношения школьника с друзьями, и что он вкладывает в это понятие, поможет выяснить наш тест на портале «Я – родитель».

Пройти тест

Источник

Вот здесь мы с вами бурно обсуждали вопросы опережающего развития. И я, помнится, обещался разместить свою небольшую статью на эту тему. Статья спорная, посему жду гневных комментариев.

«Наш малыш в свои полтора года уже знает все буквы и цифры, с десяток геометрических форм и дюжину цветов. Очень любит сидеть с книжкой, листает ее, с удовольствием учит стихи»…

Как приятно, когда можно погордиться своим ребенком. Рассказать о нем друзьям, знакомым, поделиться радостью с интернетом, обсудить на мамкиных форумах… И вот, мы уже начинаем искать способы обеспечить своему малышу опережающее развитие. Зачем мы это делаем? Если отбросить те объяснения, которые лежат на поверхности нашего сознания, и которыми мы можем поделиться вслух, из серии: «мы развиваем интеллект ребенка, чтобы он был умным и добился в жизни многого», и заглянуть поглубже, причина окажется на удивление банальна. Мы добиваемся опережающего развития для своего ребенка, прежде всего в угоду своему тщеславию. Ведь, если мой ребенок делает все лучше, быстрее и раньше всех своих сверстников, значит – это мы, его родители такие замечательные и исключительные, что сумели зачать, родить и воспитать такого гения, ну или на худой конец, вундеркинда.

А теперь давайте разберемся, чего стоит ребенку удовлетворение родительских амбиций.

Начнем с того, что у психиатров опережающее развитие представляет собой диагноз и рассматривается это состояние в группе патологий развития, в одном ряду со слабоумием и психопатией. Появление в амбулаторной карте этого словосочетания, после посещения кабинета здорового ребенка, даст повод и психологу и психотерапевту с полным основанием занести вашего ребенка в группу риска. Почему? Да потому, что в дальнейшем, в той же карте может появиться диагноз шизофрения, например…

Значит ли это, что опережающее развитие ребенка опасно? Да, безусловно. Даже, если в дальнейшем обойдется без психиатрической патологии, вы, скорее всего, столкнетесь с проблемами физического и психологического характера. Чтобы понять, откуда эти проблемы возникают, вспомним закон сохранения энергии, который мы все проходили в школе. Закон, который прекрасным образом распространяется на психику. Энергия не возникает ниоткуда, не уходит в никуда – ее запас постоянен. Если на что-то мы тратим энергии больше, то в другом направлении деятельности ее становится меньше.

Читайте также:  Особенности аномального развития ребенка

Другими словами, если мы бросаем все силы на интенсивное интеллектуальное развитие, начинают страдать другие сферы. В первую очередь – это эмоциональная сфера и во вторую, двигательная. Ухудшение развития двигательной сферы приводит тому, что ребенок не успевает за сверстниками в физическом развитии. Он хуже бегает, хуже прыгает, плохо лазает по шведской стенке… «Ну и что, зато он у нас самый умный», – скажем мы. И окажемся неправы. Во-первых, потому, что в дальнейшем это физическое недоразвитие будет проявляться, в том числе и в половой сфере, а, во-вторых, потому, что читать много книжек и быть самым умным не одно и то же.

Начнем со второго утверждения. Почему ребенок, который читает запоем, иногда по три-четыре книги параллельно может не стать умным? Дело в том, что читая книги по диагонали, малыш редко останавливается на их содержании, не всегда может выделить в них основной и дополнительные смыслы. Самое печальное в том, что при стремительном подходе к чтению книга перестает выполнять одну из основных своих задач – она не обогащает пассивный словарь ребенка. Он не улавливает красоту построения фраз, сокращает количество слов. Обратите внимание – умный и не по годам развитый малыш, читающий книги запоем, встречая незнакомое слово просто пропускает его, улавливая общий смысл фразы из контекста. Ему некогда искать значение этого слова в словаре, или просто спросить у родителей. Ведь впереди еще столько книг, которые надо прочесть! И еще один момент на который надо обратить здесь внимание. Углубляясь в книги, ребенок постепенно выпадает из круга общения сверстников. Тем самым, даже если он и развивает свой интеллектуальный багаж, он сильно проигрывает остальным детям в развитии эмоционального интеллекта. Того самого, на который сегодня делается значительная ставка всеми психологами, начиная от детских и заканчивая менеджеров по персоналу. С проблемой развития эмоционального интеллекта тесно связана и половая сфера, проблемы в развитии которой мы упоминули.

А при чем здесь половая сфера? Да при том, что ребенок плохо развитый физически еще на ранних ступенях детства, в дальнейшем будет хуже, чем его сверстники справляться не только с физкультурными упражнениями, но и со своевременным развитием гормональной сферы, медленнее будут развиваться вторичные половые признаки. Это приведет к остракизму со стороны одноклассников, дальше на этой базе легко формируются чувство неуверенности в себе, неудовлетворенности своим физическим «Я», комплекс неполноценности. Отталкиваясь от этих проблем, подросток будет с большим трудом выстраивать отношения со сверстниками противоположного пола, будет накапливаться отрицательная обратная связь в таких отношениях, что, в свою очередь, может усугубить ситуацию с гормональным фоном – подчиняясь все тому же закону сохранения энергии, организм не будет вырабатывать половые гормоны в должном объеме. Включится закономерный процесс компенсации, и энергия пойдет в наиболее привычное и одобряемое (родителями в том числе, если не в первую очередь) русло. Ребенок еще больше углубится в чтение, в науку, в интеллектуальное развитие, все дальше отрываясь от социальных контактов. Дальнейшее развитие ситуации пойдет по спирали, или по принципу снежного кома, пущенного с горы. И эта ситуация дает тот самый эффект, который совершенно напрасно радует и успокаивает родителей – подросток не шляется где ни попадя, не бегает по девочкам (мальчикам), а тихо сидит дома и читает. Или ходит в секцию по шашкам. С родителями тих и ласков, не бунтует как у других, и все гости восхищаются тем, какой порядочный у вас ребенок.

Понимаете, что случилось? От опережающего развития в раннем детстве мы пришли к ретардации (замедленному развитию) в подростковом возрасте. Подросток по природе своей должен быть бунтарем, в нем должны кипеть гормоны, и если он тихо сидит дома на виду у папы с мамой, значит, что-то пошло не так. Время задуматься о консультации с психологом. Хотя, справедливости ради надо заметить, что если бы мы консультировались своевременно, еще до рождения малыша, и на всем протяжении его жизни, этой ситуации можно было бы избежать.

Так что же получается? Что развитый ребенок – это плохо? Ребенок, читающий книги – болен? Отнюдь. Хорошо. Но все хорошо в меру. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже, посвятивший всю жизнь изучению развития психики ребенка, на вопрос о том, как сделать так, чтобы ребенок развивался быстрее, отвечал, что стремиться нужно не к тому, чтобы ребенок быстро промчался по всем этапам развития, а к тому, чтобы на каждом из этих этапов у ребенка были все возможности для полного и благоприятного развития. Именно при таком подходе мы и сформируем наиболее гармоничного взрослого.

Источник

Сейчас в Санкт-Петербурге проходит IX Всероссийская научная конференция с международным участием “Центральные механизмы речи”, посвященная памяти замечательного человека – профессора Натальи Николаевны Трауготт.

Вообще, научные конференции всегда дают очередной внутренний толчок, который начинает генерировать в тебе новые идеи, мысли и проекты. Поэтому я их очень люблю.

Читайте также:  Введение по проблеме развития речи у ребенка дошкольного возраста

Итак, первый день конференции подошел к концу. Эмоции переполняют, и хочется ими поделиться.

Сегодня меня впечатлил доклад Анисимова Г.В. о нейропсихологических механизмах опережающего развития у детей. Мало того, что подача была потрясающей, так и сам материал был достоин пристального внимания и не оставил по-моему равнодушным никого. И вот что мне хотелось бы по этому поводу сказать.

Тема раннего развития сейчас у всех на устах. И с профессиональной точки зрения это оправдано: чем раньше ты начинаешь создавать ребенку оптимальную для его развития среду, тем лучше разовьется его мозг.

Драма заключается в том, что понятие “развивающая среда” трактуется зачастую совершенно неверно.

“А мы в 2 года уже буквы знаем!”

“А мой в 3 года уже сам пишет!

“А мы в школу с 6 лет пойдем, ему в садике уже делать нечего!!”

И т.д

Как часто приходится слышать эти и подобные им высказывания! Между тем, они таят в себе большие подводные камни. Почему?

Да потому, что буквы, цифры, умения читать и писать, да и вообще сама речь – это высшие (ассоциативные) функции коры головного мозга, которые физиологически созревают не сразу после рождения, и в этом есть смысл.

Мозг ребенка развивается. И происходит это “снизу вверх” и “с задних отделов к передним”. Как это понять? Да очень просто. Сначала развиваются более глубинные отделы мозга, и только потом к ним присоединяются более сложные, вышестоящие, конечным звеном которых является кора. Но и она в свою очередь не развивается вся и сразу, а начинает с задних отделов и постепенно переходит к передним.

Речь, тем более ее письменная форма – это сложнейшая функция, которая обеспечивается работой средних и передних отделов коры головного мозга. Если она возникает слишком рано (фраза – до 1,5 лет, чтение и письмо – до 5 лет), то родителям надо быть внимательными, соблюдать правила психогигиены, не усердствовать на радостях с буквами и цифрами, и тем более искусственно не форсировать появление этих феноменов. Иначе ребенок может словить невроз – энурез, заикание, социофобию и прочих дружков. Умение читать, писать и считать до 6-7 лет – это не признак высокого интеллекта, а группа риска. Тонкая, еще не окрепшая психика, переходит на новый уровень, не заполнив как следует предыдущий. Представьте куб, который разделен этажами на множество маленьких кубиков внутри себя (вспомните хотя бы тетрис). Если поторопиться и начать заполнять выщестоящие отсеки, пока нижестоящие остаются пустыми, очень быстро наступит момент, когда до пустых клеточек будет уже не добраться. Так и с психикой. Всему свое время.

Чтобы ребенок был вырос, нужно развивать его гармонично, учитывая так называемую зону ближайшего развития. Если говорить в кратце, то это выглядит так:

– в первый год жизни малышу необходим тесный эмоциональный и речевой контакт с матерью; его потребности в еде и безопасности удовлетворяются своевременно; он здоров; у него есть возможность двигаться и исследовать окружающую среду; идет развитие предпосылок речи – гуление и лепета, появляются первые слова; идет отработка первичных (итеральных) ритмов (глубинные отделы мозга – ствол, средний мозг и лимбическая система)

– на втором году жизни к этому списку прибавляются манипуляции с предметами; идет активное развитие сенсорных систем, ребенок накапливает огромный опыт изучения вещей, разных по форме, величине, цвету, запаху, материалу, вкусу и множеством других характеристик (мозжечок, подкорка и задняя кора); у него уже более сотни слов в пассивном (понимаемом) словаре, и он пробует сам строить простую фразу, используя ее для коммуникации с близкими; движения становятся сложнее, а физическая активность выше; продолжается развите ритма.

– с третьего года жизни и до 6-7 лет ведущим видом деятельности становится ролевая игра; в этот период бурно развивается собственная речь и фантазия; ребенок живет в мире, где есть место и волшебным героям и сказочным персонажам, он осваивает множество социальных ролей; активно обучается управлять самим собой и ухаживать за собственным телом; движения становятся более координированными, их ритмический рисунок усложняется.

К 6-7 годам средняя и передняя кора становятся готовыми для появления принципиально новой (знаковой) функции – письменной речи.

Конечно, у кого-то и собственная речь и ее письменная составляющая появляются раньше обычного. Не надо форсировать этот процесс дальше. Пусть она будет, но не надо форсировать (искусственно ускорять) процесс овладения чтением и письмом. Оттягивать тоже не надо, конечно. Всему свое время. Время верить в Деда Мороза, время писать сочинение о лете. Кстати, дети, которые рано разуверились в дедах морозах, в чуде и сказках, согласно исследованиям, во взрослом возрасте больше подвержены депрессиям и пессимизму. Вот так.

А вообще о нормальном детском онтогенезе (последовательном развитии) написано очень много хороших книг и статей в интернете. Читайте, изучайте и не ведитесь на рекламу “развивашек”, не изучив их методики как следует. Оказывается, они могут и навредить.

P.S. Хотела сделать много фоток с Питером, но забыла дома селфи-палку. Так что фотками баловать не буду) До завтра!

Источник