Онтогенез ребенка в норме и ребенка с отклонениями в развитии

Онтогенез ребенка в норме и ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза; представление о нормативном и нарушенном психическом развитии ребенка, об основных факторах рис-ка возникновения отклонений в психофизическом развитии, особенностях проявления тех или иных нарушения психического развития у детей.

Норма и идеал.

Понятия «психическое здоровье», «социально-психологический норматив», нормативное, условно-нормативное и отклоняющееся развитие.

Начнем с четких определений, разработанных в нашей стране В.В.Лебединским: «психический дизонтогенез» – нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства и созревания функций и структур головного мозга.

Причины: экзогенные (экология, вода, питание); патогенные (социально-родовые факторы негативного воз-действия); сочетание биологических и патогенных факторов.

Сегодня выделяются/определяются два типа психического дизонтогенеза:

– ретардация запаздыване или приостановка психического развития (ЗПР);

асинхрония – опережение в развитии одних функций и отставание других (дисгармония, искажение).

Конкретизируя область исследования психологов и психиатров, выделяют 6 видов психического дизонто-генеза:

– общее стойкое недоразвитие – наиболее типично здесь раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь, наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.

Олигофрения

Этиология: генетические пороки развития, диффузные поражения незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обуславливает первичность тотальность недоразвития мозговых систем. Вторичный дефект имеет сложный «кольцевой» характер. Типичный пример – олигофрения.

задержанное развитие (ЗР) – здесь характерен замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией в более ранних возрастных этапах.

Этиология: может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), церебрально-органическая недостаточность резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга).

При этом ЗР эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебральноорганического).

Характерна мозаичность поражения, при которых наряду с дефицитными функциями имеются и сохранные.

поврежденное развитие этиология аналогична двум вышеназванным. Отличие патогенеза связано с более поздними (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения.

Например – органическая деменция (слабоумие, вы-званное сосудистыми заболеваниями головного мозга, сифилитическими и старческими психозами, травмами головного мозга). При ее возникновении в относительно раннем детском возрасте характер дизонтогенеза определяется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетических более молодых образований (лобных систем), в более старшем возрасте может быть первичное повреждение лобных систем;

– дефицитарное развитие связано с нарушениями (грубым недоразвитием или повреждением) отдельных анализаторных систем: слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат, инвалидизирующие хронические соматические заболевания.

Первичный дефект анализатора [или определений соматической системы] ведет к недоразвитию функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения частных психических функций тормозят развитие в целом.

Прогноз такого развития связан с глубиной поражения данной функции, решающие значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем.

Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи интеллектуальных возможностей, осуществляется за счет адекватно воспитания и обучения;

искаженное развитие здесь сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований.

Часто связано с процессуальными наследственными заболеваниями. Этиология и патогенез неясны – нередко идет речь о ранней шизофрении. Для искаженного развития характерна выраженная асинхрония (преждевременное развитие речи опережает формирование локомоторных функций, а в более старшем возрасте развитие вербального интеллекта опережает становление предметных навыков).

Большое значение имеют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе, в тяжелых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игровых действий;

В дисгармоничное развитие по структуре напоминает искаженное. Сходство состоит в сочетанием явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других (для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития).

Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития психических функций. Отличие же состоит в том, что основой этого вида является текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Модель развития – ряд психопатий, в первую очередь, конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, и так называемые патологические формирования личности в результате неправильных условий воспитания – вообще степень выраженности психопатий зависит преимущественно от условий воспитания и окружения ребенка.

Трудности социального приспособления способствует формированию ряда компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований.

Заметим: при одном и том же заболевании могут наблюдаться различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать и задержанное, и искаженное развитие, и недоразвитие (олигофренический плюс), и поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса).

Термин «дизонтогения» (как будущий синоним «дизонтогенеза») впервые был употреблен в 1927 г. для характеристики отклонений внутриутробного развития. Позднее этот термин приобрел более широкое значение.

Читайте также:  Центр развития ребенка объявляет

Онтогенез ребенка в норме и ребенка с отклонениями в развитии

Для уточнения сказанного выше добавим – дизонтогении вызываются как биологическими, так и социальными факторами.

К биологическим относятся:

  • пороки развития мозга, связанные с изменением генетического материала (генные мутации, наследственные нарушения обмена веществ и др.);
  • внутриутробные поражения (токсикозы беремен-ных, инфекционные заболевания беременных, инток-сикации, травмы и др.).

К социальным относятся:

  • микросоциально-педагогическая запущенность;
  • развитие в условиях социальной депривации. Добавим: характер психического дизонтогенеза определяется рядом параметров:
  • функциональная локализация нарушения;
  • время поражения;
  • взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом;
  • нарушение межфункциональных взаимодействий.

Наиболее полной в настоящее время, как мы уже сказали, считается классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому, представленная выше.

В настоящее время понятие «дизонтогенез» включает в себя еще и постнатальный дизонтогенез, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Мы пока обходили такой тонкий вопрос, как понятие/понимание нормы развития, говоря об отклоняющемся… Л.С.Выготский употреблял понятие «уклонение развития». Позже это понятие встречалось в работах отечественных специалистов.

В содержательном плане термин «отклоняющееся развитие» имеет исключительно психологическое наполнение, тогда как термин «дизонтогенез» больше понятен медикам и педагогам-дефектологам (хотя это вопрос спорный – и те, и те специалисты пользуются обоими терминами).

Естественно, на границах возрастных периодов возникают известные новообразования (почти всегда оставаясь неизменными в остальное время), и статичные периоды не дают возможности адекватно оценить адаптивность и возможности самокомпенсации психического развития в условиях эндо- и экзогенных воздействий, в условиях влияния социальных факторов, системы воспитания и обучения. Иногда ученые ориентируются в своей работе на эти [статические] показатели, не замечая бурной динамики развития ребенка.

Можно ввести и понятие «идеальная программа развития», или «идеальный онтогенез» – своевременное, последовательное, уровневое иерархическое формирование взаимосвязанных, синхронно изменяющихся в процессе развития функциональных систем в условиях «идеальной» детерми-нации их внутренними (генетическими) законами и «идеальным» воздействием окружающей образовательной среды, включая имманентно присущую развитию ребенка способность к присвоению образовательных воздействий, становящихся уже собственными психическими структурами.

Психический онтогенез можно рассматривать как континуум взаимосвязанных и синхронно развертывающихся, изменяющихся во времени функциональных систем во всем их уровневом своеобразии, понимая, что «идеальная» модель может существовать лишь как программа развития идеального ребенка в идеальных условиях.

Понятие нормы должно быть соотнесено не только с уровнем психологического и социального развития ребенка в конкретные периоды его взросления, но и, главное, с требованиями, предъявляемыми ребенку социумом, которые, кстати, тоже невозможно привести к каким-либо конечным показателям.

Отсюда – вопрос о том, что такое «норма» или «нормальное состояние», до сих пор не имеет окончательного реше-ния. В современной науке «нормальное» чаще всего выступает как синоним «типичного», «наиболее распространенного», «среднестатистического». Строясь на сопоставлении индивидуальных данных, полученных в процессе обследования, с групповым распределением показателей, зафиксированных в выборке стандартизации, статистическая норма, определяя относительное положение (порядковое место) индивида в некоторой группе, показывает, как он выглядит на фоне других.

Другими словами, нормальная система – это стандартная система. Однако многие «нормальные» функции психической системы определяются индивидуальными, возрастными, половыми и другими особенностями. Некоторые из них оцениваются и трактуются как преимущественные по сравнению с обычными, типичными и выделяются в качестве необходимых условий осуществления разных видов деятельности.

Таким образом, если для «нормальной жизнедеятельности» среднестатистический критерий оказывается весьма полезным, то в индивидуальных вариациях статистические данные не всегда соответствуют объективной норме.

Учитывая, что специалист всегда имеет дело с конкретным случаем, с индивидуальной системой, такое понимание нормы вряд ли способствует объективному распознаванию уникальности каждого конкретного человека и главное, получению объективного результата оценки его состояния, что должно лечь в основу квалификации его типологической группы и, соответственно, психологического диагноза.

Социально-психологическую норму можно опреде-лить, как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.

Это требования образовательных программ, квалификационных профессиональных характеристик, общественного мнения, мнения учителей, воспитателей, родителей, причем, заметим, требования эти могут меняться с течением и в зависимости от времени бытования.

Кстати, особенно в образовательном пространстве – нормы здесь отражают ситуацию равновесия между образовательными воздействиями со стороны среды и эффективностью обучения и развития ребенка в целом (образовательные воздействия должны быть и индивидуально оптимальными, и индивидуально допустимыми, то есть не превышающими пределы адаптационных возможностей ребенка, группы детей).

Для завершения разговора о норме и отклонении, видимо, стоит сказать, что использование нами ключевого понятия нашей науки «отклоняющееся развитие» позволяет:

  • обозначить критерии выявления категорий детей, имеющих особые образовательные потребности и нуждающихся в специализированной помощи, психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении (с точки зрения данной образовательной ситуации, программ, компетенций и т.п.);
  • перейти от феноменологической диагностики к диагностике каузальной;
  • подойти к созданию современной психологической типологии различных групп проблемных детей;
  • сделать прогностический анализ более эффективным и расширить «горизонт предсказуемости»;
  • определить основные принципы и подходы к диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной деятельности специалиста сопровождения;
  • построить методологическую модель психического развития всех детей, в том числе в данный момент и условно-нормативно развивающихся.
Читайте также:  Центр развития ребенка подготовка к школе

Источник

Онтогенез – это любое развитие, происхождение живого организма.

Понятие «психомоторное развитие ребенка» достаточно широко – в него входят оценка функций зрения, слуха, остальных видов чувствительности; двигательная сфера – начиная от оценки мышечного тонуса и способности держать голову у новорожденного и заканчивая осознанными движениями рук и тонкой пальцевой моторикой. Кроме того, к сфере психомоторного развития относятся всевозможные социальные контакты ребенка: узнавание материнского голоса, игры с ролевыми сюжетами.Психомоторное развитие ребенка характеризуется переходом от одного качественного состояния к другому, более высокому, в связи с развитием функций центральной нервной системы, оно зависит от многих факторов, и прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и окружающей среды.

Различные подходы к периодизации стадий развития детской личности показывают, что возраст раннего детства (от 1 до 3 лет) выделяется всеми исследователями, как важный период в развитии ребенка, когда он активно начинает познавать окружающий мир (А.Валлон, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, З.Фрейд); когда начинает овладевать различными способами действий с предметами при помощи взрослых (А.Валлон, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) и чрезвычайно быстро развивается двигательная и познавательная активность, вербальные формы общения с взрослым. Развитие в раннем возрасте происходит неравномерно, но последовательно.

Можно выделить несколько этапов раннего психического развития ребенка:

1) младенческий – от рождения до года;

2) преддошкольный – от 1 года до 3 лет.

Рассмотрим, какие основные функции и новообразования в психомоторном развитии ребенка происходят в эти периоды.

1) В младенческом возрасте (от рождения до года) важно установление эмоционального взаимодействия матери и ребенка. В Период новорожденности, т.е. в первый месяц жизни (к 3-4 неделям) появляются первые предпосылки коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни имеет место его реакция на речевое общение. Дети с нормальным психическим развитием и сохранным слухом к концу года жизни реагируют на речевое общение и интонацию, отвечают действием на некоторые речевые просьбы. Общение младенца с взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного развития. Благодаря общению у ребенка постепенно развивается важнейшая социальная потребность в положительных эмоциях со стороны взрослого.

К началу второго полугодия жизни к 6 месяцам ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения, манипулирует ей. Игрушка становится средством общения и психического развития ребенка.

Таким образом, на основе активного манипулирования с предметами развивается активность познавательной деятельности, формируется готовность к совместной игре с взрослыми, появляются выразительные коммуникативные жесты, формируется начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, развивается самоподражание и подражание звукам взрослого.

Социально-эмоциональное и умственное развитие неразрывно связано между собой. Выделяют три этапа социально-эмоционального развития в младенчестве:

Первый этап (первые пять месяцев жизни) характеризуется развитием недифференцированных привязанностей к лицам, ухаживающим за ребенком. В 4—6 месяцев ребенок активно поднимает голову, лежа на спине.

Второй этап (от 5-6 месяцев до 1 года) развитие специфических привязанностей. Ребенок начинает проявлять все более сильную привязанность к кому-либо одному из заботящихся о нем лицу. Он следит за ним глазами, улыбается больше этому лицу, охотнее гулит или лепечет в его присутствии.

К 6 месяцам реакция хватания совершенствуется с точки зрения быстроты ее возникновения и точности захвата. Акт хватания связан с формированием зрительно-моторной координации, которая является узловой функцией этого периода.

Период от 6 до 8 месяцев характеризуется разнообразной двигательной активностью ребенка. Наблюдаются частые изменения позы и развитие произвольных движений.

Совершенствование выпрямительных рефлексов туловища позволяет ребенку 6—7 месяцев быстро поворачиваться со спины на живот, свободно крутиться на животе с вытянутыми и отведенными в сторону ногами. Особенностью этого этапа является появление первых попыток к передвижению в виде ползания назад. Ползание назад сочетается с ползанием по кругу, и к 8 месяцам ребенок уже начинает двигаться вперед к игрушке при помощи подтягивания на руках.

В период с 8 до 12 месяцев двигательное развитие характеризуется дальнейшим усложнением движений, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению тела. К таким движениям относятся повороты туловища, наружный поворот плеча, а также руки из положения пронации в нейтральную позицию и в положение супинации. В этом возрасте развивается «ручное хождение»: поддерживая ребенка за живот и наклоняя его вниз, можно видеть, как он, опираясь на руки, начинает делать движение вперед.

Читайте также:  Влияние творчества на развитие ребенка курсовая

Ползание является главной формой самостоятельного движения в течение нескольких месяцев. В возрасте от 8 до 12 месяцев у ребенка совершенствуется функция самостоятельного устойчивого сидения и формируется умение садиться из разных положений тела.

Важным новообразованием этого возрастного этапа является начало ходьбы. В этом возрасте у детей совершенствуются движения рук, формируется новый способ хватания с участием большого и указательного пальцев, появляется возможность произвольного отпускания предмета.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.

Третий этап характеризуется постепенным развитием множественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на 2-3 лица из его окружения.

2) После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению; в развитии наглядно-действенного мышления и пр. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций.

К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирующая функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное развитие понимания речи. К концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, к началу третьего года жизни их число возрастает и достигает к концу третьего года 1000 – 1500 слов. К 3-летнему возрасту речь начинает занимать центральное место. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», т.е. возможность выделения себя из окружающего мира. На этом возрастном этапе формируется особое психологическое новообразование – обособление себя от окружающих, что имеет огромное значение для личностного развития ребенка.

Возрастной этап от 1 года до 1,5 лет характеризуется дальнейшим развитием самостоятельной ходьбы. К 1,5 годам ребенок начинает передвигаться по-новому: согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук от плечевого пояса, формируются согласованные движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.

На этом этапе происходит дальнейшее развитие манипулятивной деятельности. К году ребенок овладевает игровыми действиями, требующими симметричных и координированных движений обеих рук.

Благодаря развитию зрительно-моторной координации ребенок использует супинацию (поворот руки ладонью вверх по отношению к лицу) в таких игровых действиях, как перекладывание предметов в коробку, переворачивание страниц книги, и, наконец, при пользовании ложкой.

По мере развития разгибания пальцев их движения становятся все более изолированными. Постепенно совершенствуется функция захвата предметов. В возрасте от 1.5 до 2 лет ребенок легко встает без поддержки из положений на животе и на спине. В вертикальном положении он использует много усвоенных на предыдущем этапе навыков, требующих ряда взаимосвязанных движений.

Ребенку, находящемуся на данном этапе моторного развития, доступно выполнение различных комбинированных движений. Например, он учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам.

Таким образом, о формировании психомоторных функций у детей судят по определенным онтогенетическим показателям нервно-психического развития, дающим представление об основных (базисных) умениях и навыках, включая познавательное развитие, эмоционально-социальное, физическое, моторное и речевое развитие. Именно в раннем возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития важнейших психических функций и особенную ее чувствительность к неблагоприятному внешнему воздействию, что может стать причиной серьезных недостатков психического развития. Именно в раннем детстве отмечается бурное развитие сферы общения, речевой, познавательной (восприятие, мышление), двигательной и эмоционально-волевой сфер. Эмоциональное общение с взрослыми при этом остается важным и основным условием полноценного психического развития ребенка этого возраста.

Список использованных источников

1. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т.Журба, Е.М.Мастюкова // М.: ЮКОС. – 2010.

2. Константинова Л.С. Психомоторное развитие ребенка / Л.С.Константинова // М. : ЮКОС. – 2009.

Источник