Онтогенез и дизонтогенез речевого развития ребенка

ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ»

                                    Факультет педагогики и психологии
детства

                                                     
КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

ОНТОГЕНЕЗ  И 
ДИЗОНТОГЕНЕЗ  РАННЕГО  РЕЧЕВОГО 
РАЗВИТИЯ         

                                                 Абакан 2013.

Задание 1. Подобрать определения  

Таблица 1

Автор (источник) определения

Формулировка определения

Отличие определения от
других

Из материала лекций по предмету.

термин «онтогенез речи» используется
для обозначения того период динамического
развития детской речи, который начинается
с появления у ребенка первых слов и продолжается
до становления развернутой фразовой
речи.

Термин характеризует именно период
развития речи. Началом служат первые
слова ребёнка. 

«Советская энциклопедия» Москва,
1987

Онтогенез (индивидуальное развитие организма),
совокупность преобразований, претерпеваемых
организмом от зарождения до конца жизни.
Термин введён нем. биологом Э. Геккелем
(1866). 

Общее определение не специализированное.

Жукова Н.С. Преодоление недоразвития
речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — 
М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.

В логопедии термином «онтогенез речи» принято
обозначать весь период формирования
речи человека, от первых его речевых актов
до того совершенного состояния, при котором
родной язык становится полноценным орудием
общения и мышления, а термином «дизонтогенез речи» —
отклонения в развитии речи.

Термин характеризует  период развития
речи.

Началом
служат первые речевые акты и до
совершенного состояния.

Задание 2. Охарактеризовать факторы
и предпосылки нормального речевого онтогенеза.  

Таблица 2

Анатомо-физиологические 
предпосылки нормального речевого
онтогенеза

Социальные предпосылки 
нормального речевого онтогенеза

Психологические  предпосылки 
нормального речевого онтогенеза

Анатомо-физиологическая 
сохранность речевого аппарата: как 
мозговой структуры речи, так и 
периферических отделов.

 Нормальное развитие 
центральной нервной системы.

Полноценное развитие зрительного, слухового анализатора
и двигательных функций ребенка оказывают
благоприятное влияние на становление
его речи.

Речь ребенка формируется 
под влиянием речи взрослых и в 
огромной степени зависит от речевой 
практики, нормального речевого окружения 
и от воспитания и обучения, которые 
начинаются с первых дней его жизни.

 Речевая среда – пример 
для подражания. Память ребенка 
заполняется языковым материалом,
который еще пока неосмыслен.
Первые значения слов, как звучащих 
комплексов, ребенок приобретает 
к 6 месяцам. В 5-6 месяцев переход 
от гуления к лепету.

Как и всякая деятельность,
речь побуждается мотивом, потребностью
в общении.

Развитие эмоционально-волевой 
сферы психики человека.

Положительные эмоции.

 Потребности эмоционального 
контакта с близким человеком. 
Трехмесячный ребенок различает 
интонацию, реагирует на эмоциональные 
окраски.

Таблица 3

Периодизация речевого
развития

Границы этапа

Содержание речевого развития

Формы и функции речи

Ведущая форма общения

Ведущий вид деятельности

Лингвистический
подход А.Н.Гвоздева

Первый период – период предложений, состоящих
из аморфных слов-корней – имеет 2 этапа:

  • “время” однословного предложения» (1.3-1.8);
    • “время предложений из нескольких слов-корней” (1.8-1.10).

Второй период – период усвоения грамматической
структуры предложения – имеет 3 этапа:

  • “время формирования первых форм” (1.10-2.1);
  • “время использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (падежные окончания существительных, личные окончания глаголов)” (2.1-2.3);
    • “время усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений” (2.3-3.0).

Третий период – период усвоения морфологической
системы русского языка (3.0-7.0)

Периодизация 
Д.Б.Эльконина

Младенчество – от рождения до 1 года.

 

Лепет, первое слово.

Освоение норм отношений 
между людьми.

Эмоциональное общение ребенка 
со взрослым.

Ранний возраст – от 1 – 3 лет.

Значительное накопление
словаря, его бурный рост.

Звукосочетания и слова.

Речевые контакты со взрослыми 
и детьми.

Предметная деятельность.

Дошкольный возраст – от 3 – 6(7) лет.

С развитием словаря идет и
развитие грамматического строя речи.

Слова,  простые и сложные
предложения.

Освоение социальных норм,
взаимо- 
отношений между людьми.

Ролевая игра.

Игровая деятельность.

Младший школьный возраст – от 6(7) – 10(11) лет.

Речь становится инструментом
познавательной деятельности, быстро
накапливается словарь.

Осознанное использование 
всех языковых средств.

Освоение знаний, развитие
интелектуально-познавательной деятельности.

Учебная деятельность.

Средний школьный
возраст, подросток – 10(11) – 14(15).

 

Осознанное использование 
всех языковых средств.

Освоение норм и отношений 
между людьми

Личностное общение в учебной
и других видах деятельности.

Юность – (14-17 лет).

   

Учебно-профессиональная

Психологическая
периодизация А.Н.Леонтьева

1-й – подготовительный – до 1 года.

Примерно в 2 месяца появляется гуление,
а к началу 3-го – сочетание 
звуков, т.е. лепет.

С
5 месяцев ребенок слышит звуки, пытается
подражать. С 6 мес. ребенок путем подражания
произносит отдельные слоги. В 7-9 мес. начинает
повторять все более разнообразные сочетания
звуков. С 10-11 мес. появляются реакции
на сами слова. К концу 1 года жизни появляются
первые слова.

Гуление и лепет 

подражание взрослым

Подражание взрослым.

Улыбки, смех, лепет, жесты.

Потребность общения –  эмоционального
и содержательного и познания окружающего
мира.

2-й – преддошкольный этап первоначального
овладения языком – от 1 до 3 лет. 

Этап становления активной
речи. Очень много повторяет за говорящим
и сам произносит слова. Одним и тем же
словом или звукосочетанием он может обозначать
и предмет, и просьбу, и чувства.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни 
у ребенка происходит значительное
накопление словаря, его бурный рост.

К нач. 3-го г. жизни у ребенка 
начинает формироваться грамматический
строй речи.

Звукосочетания и слова.

Первые слова  носят 
обобщенно-смысловой характер.

Ситуационная речь.

С полутора лет слово приобретает 
обобщенный характер.

Потом примитивные фразы.

Ребенок выражает свои желания,
просьбы.

Речевые контакты со взрослыми 
и детьми.

Потребность общения и 
познания окружающего мира.

3-й – дошкольный – от 3 до 7 лет

У большинства детей еще отмечается
неправильное звукопроизношение.

Продолжается быстрое 
увеличение словарного запаса. Активный
словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000
слов.

Параллельно с развитием 
словаря идет и развитие грамматического 
строя речи.

Дети овладевают связной 
речью.  В 5 лет дети  составляют
пересказ сказки (рассказа).  Формируется 
контекстная (без наглядной опоры)
речь.

Слова,  простые и сложные
предложения.

Общение с др.

От
3 до 7 лет у ребенка формируется 
фонематическое восприятие, т.е. развивается
навык слухового контроля за собственным
произношением.

 

Игровая деятельность

4-й – школьный

 (от7 – 17 лет)

Главная особенность развития речи
у детей на данном этапе – это ее сознательное
усвоение. Дети овладевают звуковым анализом,
усваивают грамматические правила построения
высказываний.

Осознанное использование 
всех языковых средств.

Ведущая роль при этом принадлежит 
новому виду речи – письменной речи.

 

Учебная деятельность

Психологическая
периодизация А.К.Марковой

1. Младенческий возраст – от рождения
до 1 года.

Реакция на голоса близких 
людей,

лепет.

Лепет

 Начальные проявления 
экспрессивной функции речи.

Улыбки, смех, лепет, жесты.

Потребность общения –  эмоционального
и содержательного; потребности 
познания, стремление к достижению
какой-либо цели.

2.Ранний возраст – от 1 года до 3 лет.

Ребенок называет вещи (номинация).
Расширение словаря.

Слоговый состав слова 
усваивается раньше звукового. К концу
2 г. жизни сформировано фонематическое
восприятие звуков речи.

Складывается обобщенная
функция слова. Потом индикативная
(указательная) функция слова.

Речь ситуативная, в начале
этапа грамматически мало оформленная.

Речевые контакты со взрослыми 
и детьми.

Потребность общения и 
познания окружающего мира.

3. Дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет.

Речь в деятельности.

Роли в игре; ролевая 
речь требует согласованности действий
через речь. Диалогическая речь становится
менее ситуативной, появляется монологическая
речь.  Некоторые в  5-6 лет начинают
читать, немногие уже пишут.

Регулятивная и планирующая 
функция речи. Эгоцентрическая речь.
Коммуникативная речь. Интериоризация
эгоцентрической речи; внутренняя речь.

Речевые контакты со взрослыми 
и детьми.

Речь выполняет функцию 
регуляции действий других людей.

Игровая деятельность.

4. Младший школьный 
возраст – от 6-7 до 10-11 лет.

Речь становится инструментом
познавательной деятельности, быстро
накапливается словарь. Язык становится
предметом изучения. Появляется письменная
речь в вариантах чтения и письма.

Познавательная функция.

Ситуативная речь, она отходит
на второй план; усиливается сознательно-волевой
фактор в речи.

Речевые контакты со взрослыми 
и детьми.

Ведущая деятельность – 
учебная.

Педагогическая 
периодизация А.И.Максакова

Ранний возраст (от рождения до 2 лет)

В 2-3 мес. появляется гуление,
а в 3-4 мес.– лепет.

2 год интенсивно развиваются 
понимание речи, активная речь.

Подражая речи взрослых,
малыш пытается самостоятельно произносить 
отдельные звуки, различные их сочетания,
слоги, а к концу года – слова.

Первые взаимоотношения 
ребенка и взрослого строятся
на основе эмоционального общения.

Эмоциональное общение ребенка 
со взрослым.

Младший дошкольный
возраст (от 2 -4 лет). 

Словарный запас к концу
3 года увеличивается в 3-4 раза.

Возрастает понимание 
ребенком речи.

В речи ребенка третьего
года жизни есть почти все части 
речи. Дети пользуются и сложными предложениями.

Потребность ребенка третьего
года жизни в общении со взрослыми 
и сверстниками возрастает.

Потребность общения и 
познания окружающего мира.

Средний дошкольный
возраст 

(от 4 – 5 лет).

Речь его становится разнообразней,
точнее и богаче по содержанию. Увеличение
активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу
года).

Свои высказывания четырехлетний 
ребенок строит из двух-трех и более 
простых распространенных предложений,
сложносочиненные и сложноподчиненные 
предложения использует чаще.

Речевые контакты со взрослыми 
и детьми.

Игровая деятельность.

Старший дошкольный
возраст 

(от 5 – 7 лет).

 Все чище становится 
произношение, более развернутыми 
фразы, точнее высказывания.

Речь значительно усложняется 
не только за счет простых распространенных
предложений, но и сложных; возрастает
объем высказываний.

Речь выполняет функцию 
регуляции действий других людей.

Игровая деятельность.

Совместные игры нуждаются 
в объяснении правил.

К моменту поступления 
в школу ребенок овладевает правильным
звуковым оформлением слов, четко 
и ясно их произносит, имеет определенный
словарный запас, в основном грамматически 
правильную речь. Естественно, для ребенка 
не заканчивается процесс овладения 
речью и будет продолжаться в 
школьные годы и на протяжении всей
жизни.

Таблица 4

Освоение детьми
произносительной стороны речи

Этапы речевого развития

Звуковая сторона речи

Слоговая структура слова

Просодические компоненты речи

Звукопроизношение

Фонематические процессы

  

Младенческий 

Ребенок до одного года изолированно
произносит смычные звуки [м], [п], [б],
[д], [т], [к], [г], [н].

Характерно полное отсутствие
различия фонем.

Усваивет интонацию (в 4-6
мес.), ритм (6-12 мес.)

 

Ко 2-3-му мес. жизни крик  
обогащается интонационно.

 В 5-6 мес ребенок 
реагирует на интонации, позднее 
– на ритм речи.

Ранний (преддошкольный)

К1,5г. ребенок произносит их в словах.
К 1,5-2г. появляются щелевые звуки [в],
[ф], [с], [з]. [х], [й] [ш], [ж], сначала изолированно,
а к 3 годам в словах.

До 2,5 лет малыш произносит все 
звуки мягко.

Звук получает смыслоразличительную
функцию.

Процесс различения фонем 
происходит медленно. Только со 2 пол. 2
года начинается смысловая дифференциация
слова, а с ней и выделение 
фонем.

Сначала  передается только
ударный слог, затем появляется первый
предударный и, наконец, слабые безударные
слоги.

К 3-м г. в основном овладевает
умением воспроизводить число слогов
вплоть до четырехсложных.

Начинает развиваться 
интонация просьбы.

Ритмической структурой слова
ребёнок овладевает постепенно.

Дошкольный

После трех лет ребенок 
осваивает произношение звука [щ].

Формирование всех видов 
артикуляции при нормальном онтогенезе
завершается к 4-годам.

Фонематический слух при 
нормальном речевом развитии заканчивает 
формироваться к 4,0-4,5 годам.

Наблюдаются разнообразные
ошибки в постановке ударения.

Искажают слоговой состав
слова.

Плохо управляет своим 
голосом, с трудом меняет его громкость,
высоту. Усваивают интонационные рисунки
предложений только по подражанию.

Школьный возраст

Совершенствование артикуляции 
и произношения всех звуков.

  

Совершенствование просодики. 

Задание 9.    Закономерности формирования
лексико-грамматической системы  в
процессе речевого онтогенеза. 

Развитие лексики

Развитие грамматики

Слова не разграничиваются друг от друга,
ребенок реагирует на весь комплекс
слов со всей предметной ситуацией.

Звукосочетания не имеют грамматически 
оформленного характера.

Воспринимая
новое слово, ребенок связывает 
его с предметом, а в дальнейшем
и воспроизводит его. В возрасте
от 1.5 до 2-х лет ребенок переходит 
от пассивного приобретения слов к 
активному расширению словаря в
период использования вопросов «Что это?»,
«Как это называется?». Существительные
появляются в числе первых слов и некоторое
время употребляются в неизменяемом виде.

Появляются первые притяжательные
прилагательные (мамин, дядин и т.
д.).

 Наречия появляются очень 
рано, в числе первых слов, и 
их количество быстро растет.
К 2 годам 6 мес. ребенок употребляет 
до 70 наречий. 

Позднее появление прилагательных,
по сравнению с существительными,
глаголами и некоторыми наречиями,
представляет собой общепризнанную
закономерность детской речи.

 Служебные слова (предлоги) появляются 
после всех знаменательных частей 
речи.

Первые слова не имеют определенной
грамматической формы, это аморфные
слова-корни.

Первый период – период предложений, состоящих из
аморфных слов – корней (от 1г. 3 мес. – 1г. 
10 мес.). Включает два этапа:

– этап
однословного предложения;

этап 
предложений из нескольких слов-корней
(неизменяемых). 

Второй период – период усвоения грамматической структуры
предложения (1 г. 10 мес. – 3 г.). Этот период
состоит из трех этапов:

  • этап формирования первых форм слов (1 год 10 месяцев – 2 года 1месяц);
  • этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев);
  • этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2года 6 месяцев – 3 года).

Третий период – период дальнейшего усвоения морфологической
системы (от 3-х до 7-ми лет).

Задание 10.  Закономерности
онтогенеза предложения. 

1. «слова-предложения» состоят из одного слова и представляют
законченное целое, происходит приблизительно
с 1.3 до 1.8.

2. Употребление предложений, состоящих
из двух слов.

Они представляют сознательную
конструкцию, в которой каждое слово 
является обозначением предмета или 
действия.

К 2 годам ребенок включает
в речь простое двусоставное прдложение
(«Митя идить» – «Мишка сидит»)

3. Возникают трех- и четырехсловные
предложения. Этот период можно рассматривать
как овладение ребенком простым распространенным
предложением. Позднее (около 1.11) появляются однородные члены,
находящиеся в связи с одним членом предложения.

4. Первые сложные предложения
начинают появляться в речи детей в возрасте
2.0-2,5. Это предложения бессоюзные, где
смысловая и интонационная связь выражена
недостаточно четко: «Билус, тада саду»
– «Когда уберусь, тогда сяду»

. Однако уже с 2.5-3.0 начинают
появляться в речи сложные предложения
с союзами. В преддошкольном возрасте
встречаются редко.

5. Сложносочиненные
предложения с союзом (и) или бессоюзные.

6. Структура сложноподчиненных
предложений в речи четырехлетних
детей относительно проста. Наблюдается
наличие двух нераспространенных или
малораспространенных простых предложений,
соединенных подчинительным союзом: «Когда
не был праздник, был салют».

 На пятом году жизни ребенка
содержание и форма используемых сложноподчиненных
предложений значительно усложняется,
при помощи союзов (что, чтобы, когда, пока,
потому что). 

Задание 14.  Анализ
понятий 

ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ 

Это нарушение звукопроизношения 
при нормальном физическом и фонематическом
слухе и нормальном строении речевого
аппарата. Может наблюдаться расстройство
отдельного звука или нескольких
звуков одновременно. 
Такие расстройства могут проявляться

в отсутствии (пропуске) звука 
– акета вместо ракета

в искажениях – горловое
произнесение звука р, щечное — ш 
и т.д.

Неправильное произношение
может наблюдаться в отношении 
любого согласного звука, но реже нарушаются
те звуки, которые просты по способу 
артикуляции и не требуют дополнительных
движений языка (м, н, п, т).

Чаще всего нарушаются:

свистящие звуки – С, З
(и их мягкие пары), Ц

шипящие звуки – Ш, Ж, Ч,
Щ

сонорные (язычные) – Л, Р
(и их мягкие пары)

заднеязычные – К, Г, Х
(и их мягкие пары)

Дошкольников с ФНР 
логопед в детском саду берет 
на занятия полгода.

ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ 

Это нарушение процессов 
формирования произносительной системы
(родного) языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов
восприятия и произношения звуков.
При сохранном физическом слухе,
дети не могут различить или путают
близкие звуки (свистящие и шипящие;
сонорные; мягкие и твердые; звонкие 
и глухие). Например, при просьбе 
повторить ряд разных звуков или 
слогов, ребенок повторяет все 
звуки или слоги как одинаковые
( па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед 
в детском саду спрашивает, какие 
звуки он слышит? Малыш отвечает,
что звуки одинаковые. За процесс 
различения близких звуков отвечает
не физический, а фонематический слух
(слух на фонемы). А он, вследствие, ряда
причин оказывается нарушенным или 
несформированным.

Источник