Окружающий мир 3 года ребенку первая младшая группа
Пояснительная записка
Работа по познавательному развитию детей 2-3 лет строится в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбираются адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами. Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете, а в ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд детей. В основе ознакомления детей с природой лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы. Реализация программных задач осуществляется в процессе, как повседневного общения с детьми, так и в процессе образовательной деятельностью.
Данная программа составлена с учётом основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ, для реализации в течении 2017 – 2018 учебного года и нацелена на ознакомление с предметным окружением, ознакомлением с социальным миром и миром природы детей 2-3 лет.
Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе по разделу «ознакомление с окружающим миром» проводится 1 раз в неделю, продолжительностью до 10 минут, с подгруппой детей. Исключается адаптационный период сентябрь и октябрь. Всего 28 в год.
Реализуемые направления
- Ознакомление с предметным окружением
- Ознакомление с социальным миром
- Ознакомление с миром природы
Основные цели и задачи программы
Ознакомление с предметным миром
– формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;
– продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).
– Раскрывать разнообразные способы использования предметов
– Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч – синий мяч; большой кубик – маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.) Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.). Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.
Ознакомление с миром природы
– учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д., называть их.
– знакомить детей с доступными явлениями природы.
– наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка)
– приучать детей подкармливать птиц.
– учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе; развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы.
Ознакомление с социальным миром
– формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка.
– закреплять умение называть свое имя. Развивать умение называть имена членов своей семьи. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
– Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
Формы работы
Групповая форма организации обучения(индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.
- рассматривание, наблюдение
- демонстрация наглядных пособий
- игра-экспериментирование
- исследовательская деятельность
- конструирование
- развивающая игра
- экскурсия, ситуативный разговор, рассказ, интегративная деятельность, беседа, воображаемая проблемная ситуация.
. Особенности развития детей целевой группы
В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно.
Мышление у детей 2-3 лет – наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами. Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале. Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я». К возрасту трёх лет у детей предметная деятельность уже сформирована, по меньшей мере, по отношению тех предметов домашнего обихода, которыми дети этого возраста пользуется. Большинство детей в возрасте 2-3 лет начинают переходить от абсолютного выполнения действия к символическому его изображению. Дети 2-3 лет начинают использовать функциональное назначение предмета своим идеям и замыслу игры с ориентацией на его физические свойства и качества. У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы.
Может образовать группу из однородных предметов. Различает один и много предметов.
Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Различает и называет предметы ближайшего окружения. Называет имена членов своей се мьи и воспитателей.
Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида). Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида). Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях
Оценка индивидуального развития ребёнка проводится 2 раза в год (октябрь, апрель)
по методике Короткова Н.А., Нежнов П.Г. «Отслеживание развития ребёнка – дошкольника в образовательном процессе».
«Содержание воспитательно – образовательной работы»
№ | Содержание | Количество |
1 | Ознакомление с предметным миром | 7 |
2 | Ознакомление с миром природы | 14 |
3 | Ознакомление с социальным миром | 7 |
Всего: | 28 |
Перспективное календарно – тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
Н о я б р ь | 1 | «Дружная семья» | Знакомить детей с понятием «семья»; развивать навыки общения; общую моторику; воспитывать интерес к игре-инсценировке. |
2 | Игра «Найди и назови» | Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки наощупь; развивать речь; тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме.. | |
3 | Игра «Найди миски для кошки и котенка» | Знакомить детей с домашними животными: кошкой и котенком, учить отвечать на вопросы, произносить звукоподражания, сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, цвету) | |
4 | Инсценировка сказки К. Чуковского «Цыпленок» | Упражнять детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом петуха, его повадками; продолжать закреплять понятие «семья»; воспитывать интерес к сказкам. | |
Д е к а б р ь | 1 | «Лесные жители» . | Уточнить представления о зиме, ее признаках; учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду (зимнюю), способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; развивать внимание, речь, общую моторику |
2 | Игра «Какие бывают птицы?» | Упражнять различать количество предметов (один-много); учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; упражнять в звукоподражании голосам птиц, обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к птицам зимой. | |
3 | «Зима» Тепло оденем куклу | Упражнять рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия. сопровождая их речью; развивать слуховое восприятие, навыки соотнесения зрительного образа со слуховым; активизировать словарь по теме «Зима». | |
4 | Одежда для кукол. Игра «Угадай по описанию» | Знакомить с понятием «одежда»; предметами одежды; учить последовательности одевания на прогулку, развивать внимание, восприятие, речь, общую моторику; воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание убирать вещи на место; обогащать словарь за счет названий предметов одежды и обуви, определений. | |
Я н в а р ь | 1 | Скоро Новогодний праздник | Уточнить и обогатить представления о предстоящем событии – новогоднем празднике; учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания, развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие, активизировать словарь по теме «Новогодний праздник». |
2 | «Найди каждому снеговику ёлочку» | Упражнять при наблюдении выделять наиболее яркие характерные особенности; формировать способность детей к диалогической речи; | |
3 | «Зима» | Упражнять внимательно слушать и наблюдать; формировать способность к диалогической речи; активизировать словарь по теме; учить сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру, понимать слова «большой», «маленький». | |
4 | «Зимние забавы» | Уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, | |
Ф е в р а л ь | 1 | Игра «Что делают птички?» | Дать представление о зимующих птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их, развивать внимание, речь, память, воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить). |
2 | Рассматривание картины «Птичий двор» | Знакомить детей с названиями домашних птиц; упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным. | |
3 | Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки) | Упражнять различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна. | |
4 | Составление рассказа «Шофер ведет грузовую машину» | Дать детям представление о профессии шофера, развивать словарный запас, кругозор, учить группировать слова в простые предложения, называть цвет и величину предметов, способствовать развитию речи как средства общения. | |
М а р т | 1 | «Мамин день» | Дать представление о празднике, воспитывать желание помогать маме. |
2 | «Мамины помощники» | Дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье; дать представление о предметах-помощниках (веник, совок, швабра, ведро, таз) и их назначении; учить группировать предметы по способу использования. Воспитывать желание помогать маме. | |
3 | «Матрешки в гостях» | Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки наощупь; развивать речь; тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме. | |
4 | «Городские профессии» | Создавать условия внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи, обогащать и активизировать словарь по теме. | |
А п р е л ь | 1 | «Кому что нужно?»(повар, врач, шофер) | Знакомить детей с трудом взрослых; упражнять в названии предметов и их качеств, соотнесении труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер); развивать слуховое восприятие; группировать предметы по способу использования, подбирать предметы по тождеству. |
2 | «Признаки весны». Одеваем куклу на прогулку. | Учить различать и называть признаки сезонов (весна, на улице тепло, снег растаял, солнышко светит ярко и т.д.), изменения в одежде людей, подбирать предметы по назначению, называть цвет, расширять словарный запас. | |
3 | «Лесные звери весной» | Уточнить представления детей о том, кто, что ест (птицы, зайцы, мыши). Учить различать взрослых животных и их детенышей, сравнивать по величине (большой – маленький; длинный – короткий). Активизировать словарь по теме. Способствовать развитию воображения) | |
4 | « Птицы весной» | Выявить и систематизировать знания детей о птицах, расширять словарный запас, слуховое внимание, кругозор, способствовать развитию речи как средства общения.. | |
М а й | 1 | «Насекомые» | Упражнять наблюдать за насекомыми на участке, знакомить с особенностями поведения насекомых и птиц летом; расширять словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения |
2 | «Жучки и паучки» | Упражнять внимательно слушать и наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения | |
3 | «Лето впереди» | Формировать элементарные представления о лете, сезонные изменения в природе, одежде людей. | |
4 | «Летние растения» | Упражнять детей сравнивать растения, расширять знания о ягодах и фруктах. Расширять знания о растениях на территории детского сада (дерево, куст, трава), закреплять понятия (высокий-низкий, толстый-тонкий, много). |
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей, 2002г.
2. Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру, 2000г.
3. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А.Васильевой.-3-е изд., М.:испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА
СИНТЕЗ,2016.-328с.
4. Помораева И.А., В.А. Позина Методическое пособие «занятия по формированию
элементарных математических представлений. – 2008г.
Источник
Ольга Cульдина
Перспективный план непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» в первой младшей группе
Методическое пособие:
1. Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа.
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста(2-3 года).
Месяц Неделя Дата проведения
НОД Содержание НОД Количество часов Примечания
по плану по
факту
Сентябрь 03.09 -28.09. 03.09 1. Игрушки. Мишка. Рассматривание большого и маленького мишек.
Цели: знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка мишка; учить описывать игрушку (называть части, величину, признаки, находить ее изображение на картинках, сравнивать большую и маленькую игрушки; развивать речь, интерес к движениям под музыку; обогащать словарь детей 10мин. Стр. 31(1)
10.09 2. Любимые игрушки.
Цели: знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, выполнять простые поручения, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки на ощупь; развивать речь, тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме. 10мин. Стр. 39(1)
17.09 3. Дружная семья.
Цели: знакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, общую моторику, координацию движений; учить внимательно слушать художественное произведение, выполнять движения, соответствующие тексту, воспитывать интерес к игре-инсценировке. 10мин. Стр. 48(1)
24.09 4. Осень золотая.
Цели: расширять представления детей об окружающей природе, о предстоящем осеннем празднике; развивать художественное восприятие, внимание; формировать умение работать в коллективе, воспитывать желание создавать материалы и украшения к празднику 10мин. Стр. 56(1)
Октябрь –
Ноябрь 01.10.- 02.11
01.10 1. Учить различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа).
2. Расширять представления о выращивании овощных культур. 3. Вызывать желание участвовать в инсценировке р. н. с «Репка»
5. Морковка от зайчика.
Цели:расширенять представления детей об овощах (о морковки); – формированию доброжелательного отношения к окружающим; -воспитанию любви и заботы о других. 10мин. стр. 20 (2)
08.10 6. Петушок с семьей.
Цели: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом петуха, его повадками; продолжать закреплять понятие «семья»; вос- питывать интерес к сказкам 10мин. стр. 62(1)
15.10 7. Кто нам помогает?
Цели: формировать представления о труде взрослых и воспитывать уважительное отноше- ние к нему; учить называть действия, изображенные на сюжетных картинках, отвечать на вопро- сы, называть предметы-помощники няни и их назначение, обогащать словарный запас; развивать общую моторику, внимание; воспитывать интерес к движениям под музыку 10мин. стр. 68(1)
22.10 8. Чайная посуда. –
Цели: расширить представление о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды и их назначением; расширять словарный запас, учить выполнять поручения, развивать реч
10мин. стр. 77(1)
29.10
9. Листопад, листопад, листья жёлтые летят…
Цели: знакомство детей с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе; – формированию умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку; – умениями выделять ствол, ветки и листья деревьев; -развитию познавательного интереса; – воспитанию умения радоваться красивому, бережно относиться к природе. 10мин.
стр. 26(2)
Ноябрь-Декабрь 06.11-21.12
12.11 10. Рассматривание игрушечных машин.
Цели: учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус,а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна; учить описывать разные иг- рушечные машины, развивать речь, внимание, общую моторику. 10мин. стр. 83(1)
19.11 11. Лошадь с жеребенком.
Цели: познакомитьс лошадью и жеребенком: УЧИТЬ сравнивать лошадь с жеребенком. Называть части игрушечной лошадки, произносить звукоподражания, развивать внимание, речь, общую моторику, тактильные ощущения 10мин. стр. 89 (1)
26.11 12. Комнатные растения в нашей группе
Цели: познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учив внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их 10мин. стр. 96(1)
03.12 13. Рыбка плавает в воде.
Цели: совершенствованию элементарным представлениям детей об аквариумных рыбах; – формированию интереса к обитателям аквариума; – воспитанию наблюдательности. 10мин. стр. 48(1)
10.12 14. Игра с матрешками.
Цели: вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать;закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание. 10мин. стр. 101(1)
17.12 15. Одевание куклы на прогулку.
Цели: уточнить представления об одежде, о назначении вещей; способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; активизировать словарь по теме. 10мин. Стр. 108(1)
16. Скоро новогодний праздник. уточнить и обогатить представления о предстоящем событии – новогоднем празднике; учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания; развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие, творческие способности; активизировать словарь по теме «Новогодний праздник». Стр. 137(1)
Январь 09.01.-01.02
14.01 17. Зимние забавы родителей и малышей.
Цели: уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое восприятие, навыки соотнесения зрительного образа со слуховым; активизировать словарь по теме «Зима». 10мин. стр. 122 (1)
21.01
18. В обувном магазине.
Цели: учить различать по внешнему виду обувь, отвечать на вопросы; развивать внимание, речь, общую моторику, слуховое, зрительное восприятие, активизировать словарь по теме «Обувь»; воспитывать желание помочь тем, кто в этом нуждается. 10мин. стр. 129(1)
28.01
19. Снеговик и ёлочка.
Цели: расширять представления детей о деревьях – формированию у детей свойства снега; – формированию доброжелательного отношения к окружающему миру; – развитию любознательности, внимания; -воспитанию наблюдательности 10мин. стр. 34(2)
Февраль 04.02-01.03
04.02 20. Знакомство с волком.
Цели:знакомить с животными леса: дать представление о волке; учить внимательно рассматривать картинку, отвечать на вопросы по ее содержанию; развивать речь. 10мин. стр. 144(1).
11.02 21. Одежда и обувь.
Цели: учить классифицировать одежду и обувь, различать эти предметы по сезону, развивать внимание, память, речь; обогащать словарный запас; воспитывать желание помогать тем, кто в этом нуждается. 10мин. стр. 151(1)
18.02 22. Игрушки и посуда.
Цели: уточнить представления о том, для чего нужна посуда; учить классифицировать посуду, развивать внимание, память, воображение, речь. 10мин. стр. 159(1)
25.02 23. Мебель в нашей группе.
Цели: учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении, развивать внимание, речь. 10мин. стр. 166(1)
Март
04.03-07.03
04.03 24. Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов.Цели:учить различать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий;свойства: тонет, плывет; учить четко и правильно произносить звук «у»; упражнять в различении громких и тихих звуков; развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности. 10мин. стр. 173(1)
11.03-29.03
11.03 25. Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки).
Цели: учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай,а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна. 10мин. стр. 179 (1)
18.03 26. Котёнок Пушок.
Цели: формированию у детей представления о домашних животных и их детёнышах; – развитию речи детей ; – воспитанию доброжелательного отношения к животным. 10мин. стр. 37 (2)
25.03 27. Покормим птичек.
Цели: дать представление о птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их, развивать внимание, речь, память; воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить) 10мин. стр. 187(1)
Апрель 01.04-30.04
. 01.04 28. Домашние животные и их детеныши.
Цели: знакомить детей с домашними животными и их детенышами, учить называть и сравнивать их по величине; развивать любознательность, память, внимание, речь; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к животным. 10мин. стр. 194 (1)
08.04 29. Игра «Куда что положить?»
Цели:совершенствовать способности обобщать, учить группировать предметы по назначению, отвечать на вопросы; развивать мышление, речь, внимание, восприятие; обогащать словарный запас. 10мин. стр. 208(1)
15.04 30. Признаки весны.
Цели: учить различать и называть признаки сезонов, развивать общую моторику, слуховое внимание; расширять словарный запас; подбирать предметы по назначению, называть цвет, способствовать развитию речи как средства общения. 10мин. стр. 230 (1)
22.04 31. Кто трудится на огороде.
Цели: учить различать предметы на огороде, познакомить с трудовой деятельностью на приусадебном участке, расширять словарный запас детей, развивать игровые навыки; продолжать знакомить с названиями предметов ближайшего окружения (растения на огороде, способст-вовать развитию речи как средства общения. 10мин. стр. 215(1)
29.04. 32. «Вместе солнышком»
Цели: формированию умений фиксировать внимание на форме, цвете; – накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. – развитию познавательного интереса у ребёнка; – воспитывать наблюдательность, любознательность; 10мин. стр. 50(1)
Май 06.05. -31.05. 06.05
33. В гости к нам пчела прилетела»
Цели: формированию знаний детей об весенних цветах Развитию познавательного интереса; Воспитанию любви к природе 10мин.
Стр. 259 (1)
13.05
34. Где живут домашние птицы
Цели: выявить и систематизировать знания детей о домашних птицах, расширять словарный запас, слуховое внимание, кругозор; способствовать развитию речи как средства общения.
20.05
35. Любимые игрушки и предметы ребят.
Цели: развивать общую моторику, слуховое внимание, выявить предпочтения детей в игровой деятельности, учить составлять простые предложения из словосочетаний; учить сравнивать знакомые предметы, подбирать предметы по тождеству, группировать по способу использования, способствовать развитию речи как средства общения.
Стр. 267(1)
27.05. 36. Повторение материала.
Цель: Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога).
Источник