Окружающий мир 3 года ребенку первая младшая группа

                                         Пояснительная записка

Работа по познавательному развитию детей 2-3 лет строится в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, выбираются адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с малышами. Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете, а в ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд детей. В основе ознакомления детей с природой лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы. Реализация программных задач осуществляется в процессе, как повседневного общения с детьми, так и в процессе образовательной деятельностью.  

Данная программа составлена с учётом основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ, для реализации в течении 2017 – 2018 учебного года и нацелена на ознакомление с предметным окружением, ознакомлением с социальным миром и миром природы детей 2-3 лет.

Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе по разделу «ознакомление с окружающим миром» проводится 1 раз в неделю, продолжительностью до 10 минут, с подгруппой детей. Исключается адаптационный период сентябрь и октябрь. Всего 28 в год. 

        Реализуемые направления

  1. Ознакомление с предметным окружением
  2. Ознакомление с социальным миром
  3. Ознакомление с миром природы

Основные цели и задачи программы

Ознакомление с предметным миром

– формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;

– продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель. Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).

– Раскрывать разнообразные способы использования предметов

– Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч – синий мяч; большой кубик – маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.) Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.). Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Ознакомление с миром природы

– учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д., называть их.

– знакомить детей с доступными явлениями природы.

– наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка)

– приучать детей подкармливать птиц.

– учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Способствовать развитию  ответственного бережного  отношения к природе; развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к  представителям живой природы.

Ознакомление с социальным миром

– формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка.

– закреплять умение называть свое имя. Развивать умение называть имена членов своей семьи. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

– Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

                                                               Формы работы

Групповая форма организации обучения(индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.

  • рассматривание, наблюдение
  • демонстрация наглядных пособий
  • игра-экспериментирование
  • исследовательская деятельность
  • конструирование
  •  развивающая игра
  • экскурсия, ситуативный разговор, рассказ, интегративная деятельность, беседа, воображаемая проблемная ситуация.

.                                  Особенности развития детей целевой группы

В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно.

Мышление у детей 2-3 лет – наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами. Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале.  Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я». К возрасту трёх лет у детей предметная деятельность уже сформирована, по меньшей мере, по отношению тех предметов домашнего обихода, которыми дети  этого возраста пользуется. Большинство детей в возрасте 2-3 лет начинают переходить от абсолютного выполнения действия к символическому его изображению. Дети 2-3 лет начинают использовать функциональное назначение  предмета своим идеям и замыслу игры с ориентацией на его физические свойства и качества. У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы.

Может образовать группу из однородных предметов. Различает один и много предметов.

Различает большие и маленькие предметы, называет их размер. Различает и называет предметы ближайшего окружения. Называет имена членов своей се мьи и воспитателей.

Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида). Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида). Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях 

Оценка индивидуального развития ребёнка проводится 2 раза в год (октябрь, апрель)

по методике Короткова Н.А., Нежнов П.Г. «Отслеживание развития ребёнка – дошкольника в образовательном процессе».

                     «Содержание воспитательно – образовательной работы»

                          Содержание

Количество

1

Ознакомление с предметным миром

            7

2

Ознакомление с миром природы

            14

3

Ознакомление с социальным миром

            7

Всего:

            28

Перспективное    календарно – тематическое планирование

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Н о я б р ь

1

«Дружная семья»

Знакомить детей с понятием «семья»; развивать навыки общения; общую моторику; воспитывать интерес к игре-инсценировке.

2

Игра «Найди и назови»

 Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки наощупь; развивать речь; тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме..

3

 Игра «Найди миски для кошки и котенка»

Знакомить детей с домашними животными: кошкой и котенком, учить отвечать на вопросы, произносить звукоподражания, сравнивать предметы по нескольким признакам (величине, цвету)   

4

Инсценировка сказки

 К. Чуковского «Цыпленок»

 Упражнять детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом петуха, его повадками;  продолжать закреплять понятие «семья»; воспитывать интерес к сказкам.

Д е к а б р ь

1

«Лесные жители»

.

  Уточнить представления о зиме, ее признаках; учить отмечать погодные условия, различать сезонную одежду (зимнюю), способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; развивать внимание, речь, общую моторику

2

Игра  «Какие бывают        

            птицы?»

 Упражнять различать количество предметов (один-много); учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; упражнять в звукоподражании голосам птиц, обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к птицам зимой.

3

«Зима»

Тепло оденем куклу

Упражнять рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия. сопровождая их речью; развивать слуховое восприятие, навыки соотнесения зрительного образа со слуховым; активизировать словарь по теме «Зима».

4

Одежда для кукол. Игра «Угадай по описанию»

   Знакомить с понятием «одежда»; предметами одежды; учить последовательности одевания на прогулку, развивать внимание, восприятие, речь, общую моторику; воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание убирать вещи на место; обогащать словарь за счет названий предметов одежды и обуви, определений.

Я н в а р ь

1

 Скоро Новогодний              

         праздник

Уточнить и обогатить представления о предстоящем событии – новогоднем празднике; учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания, развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие, активизировать словарь по теме «Новогодний праздник».

2

«Найди каждому снеговику ёлочку»

Упражнять при наблюдении выделять наиболее яркие характерные особенности; формировать способность детей к диалогической речи;

3

«Зима»

 Упражнять   внимательно слушать и наблюдать; формировать способность к диалогической речи; активизировать словарь по теме; учить сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру, понимать слова «большой», «маленький».

4

«Зимние забавы»

 Уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению,

Ф е в р а л ь

1

          Игра «Что делают      

             птички?»

 Дать представление о зимующих птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их, развивать внимание, речь, память, воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить).

2

Рассматривание  картины «Птичий двор»

 Знакомить детей с названиями домашних птиц; упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц; обогатить и активизировать словарь по теме; воспитывать заботливое отношение к животным.

3

Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки)

 Упражнять различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна.  

4

 Составление рассказа «Шофер ведет грузовую машину»

Дать детям представление о профессии шофера, развивать словарный запас, кругозор, учить группировать слова в простые предложения, называть цвет и величину предметов, способствовать развитию речи как средства общения.

М а р т

1

«Мамин день»

 Дать представление о празднике, воспитывать желание помогать маме.

2

«Мамины помощники»  

 Дать представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье; дать представление о предметах-помощниках (веник, совок, швабра, ведро, таз) и их назначении; учить группировать предметы по способу использования. Воспитывать желание помогать маме.

3

 «Матрешки в гостях»

Знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки наощупь; развивать речь; тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме.

4

«Городские профессии»

 Создавать условия  внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи, обогащать и активизировать словарь по теме.

А п р е л ь

1

«Кому что нужно?»(повар, врач, шофер)

  Знакомить детей с трудом взрослых; упражнять в названии предметов и их качеств, соотнесении труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер); развивать слуховое восприятие; группировать предметы по способу использования, подбирать предметы по тождеству.

2

«Признаки весны». Одеваем куклу на прогулку.

 Учить различать и называть признаки сезонов (весна, на улице тепло, снег растаял, солнышко светит ярко и т.д.), изменения в одежде людей, подбирать предметы по назначению, называть цвет, расширять словарный запас.

3

«Лесные звери весной»

   Уточнить представления детей о том, кто, что ест (птицы, зайцы, мыши). Учить различать взрослых животных и их детенышей, сравнивать по величине (большой – маленький; длинный – короткий). Активизировать словарь по теме. Способствовать развитию воображения)

4

« Птицы весной»

   Выявить и систематизировать знания детей о птицах, расширять словарный запас, слуховое внимание, кругозор, способствовать развитию речи как средства общения..

М а й

1

«Насекомые»

Упражнять наблюдать за  насекомыми на участке, знакомить с особенностями поведения насекомых и птиц летом; расширять словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения

2

     «Жучки и паучки»

 Упражнять внимательно слушать и наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию речи как средства общения

3

       «Лето впереди»

Формировать элементарные представления о лете, сезонные изменения в природе, одежде людей.

4

«Летние растения»

Упражнять детей сравнивать растения, расширять знания о ягодах и фруктах. Расширять знания о растениях на территории детского сада (дерево, куст, трава), закреплять понятия (высокий-низкий, толстый-тонкий, много).

Список литературы:

1.     Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей, 2002г.

2.     Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру, 2000г.

3.     Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.  

        Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А.Васильевой.-3-е изд., М.:испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА

        СИНТЕЗ,2016.-328с.

 4.   Помораева И.А., В.А. Позина Методическое пособие «занятия по формированию                                  

       элементарных математических представлений. – 2008г.

Источник

Ольга Cульдина
Перспективный план непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» в первой младшей группе

Методическое пособие:

1. Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа.

2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста(2-3 года).

Месяц Неделя Дата проведения

НОД Содержание НОД Количество часов Примечания

по плану по

факту

Сентябрь 03.09 -28.09. 03.09 1. Игрушки. Мишка. Рассматривание большого и маленького мишек.

Цели: знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка мишка; учить описывать игрушку (называть части, величину, признаки, находить ее изображение на картинках, сравнивать большую и маленькую игрушки; развивать речь, интерес к движениям под музыку; обогащать словарь детей 10мин. Стр. 31(1)

10.09 2. Любимые игрушки.

Цели: знакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками; учить отвечать на вопросы, описывать игрушку и действия с ней, выполнять простые поручения, сравнивать и различать пластмассовые, резиновые, тканевые игрушки на ощупь; развивать речь, тактильные ощущения; обогащать словарный запас по теме. 10мин. Стр. 39(1)

17.09 3. Дружная семья.

Цели: знакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, общую моторику, координацию движений; учить внимательно слушать художественное произведение, выполнять движения, соответствующие тексту, воспитывать интерес к игре-инсценировке. 10мин. Стр. 48(1)

24.09 4. Осень золотая.

Цели: расширять представления детей об окружающей природе, о предстоящем осеннем празднике; развивать художественное восприятие, внимание; формировать умение работать в коллективе, воспитывать желание создавать материалы и украшения к празднику 10мин. Стр. 56(1)

Октябрь –

Ноябрь 01.10.- 02.11

01.10 1. Учить различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа).

2. Расширять представления о выращивании овощных культур. 3. Вызывать желание участвовать в инсценировке р. н. с «Репка»

5. Морковка от зайчика.

Цели:расширенять представления детей об овощах (о морковки); – формированию доброжелательного отношения к окружающим; -воспитанию любви и заботы о других. 10мин. стр. 20 (2)

08.10 6. Петушок с семьей.

Цели: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом петуха, его повадками; продолжать закреплять понятие «семья»; вос- питывать интерес к сказкам 10мин. стр. 62(1)

15.10 7. Кто нам помогает?

Цели: формировать представления о труде взрослых и воспитывать уважительное отноше- ние к нему; учить называть действия, изображенные на сюжетных картинках, отвечать на вопро- сы, называть предметы-помощники няни и их назначение, обогащать словарный запас; развивать общую моторику, внимание; воспитывать интерес к движениям под музыку 10мин. стр. 68(1)

22.10 8. Чайная посуда. –

Цели: расширить представление о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды и их назначением; расширять словарный запас, учить выполнять поручения, развивать реч

10мин. стр. 77(1)

29.10

9. Листопад, листопад, листья жёлтые летят…

Цели: знакомство детей с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе; – формированию умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону, одеваться на прогулку; – умениями выделять ствол, ветки и листья деревьев; -развитию познавательного интереса; – воспитанию умения радоваться красивому, бережно относиться к природе. 10мин.

стр. 26(2)

Ноябрь-Декабрь 06.11-21.12

12.11 10. Рассматривание игрушечных машин.

Цели: учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус,а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна; учить описывать разные иг- рушечные машины, развивать речь, внимание, общую моторику. 10мин. стр. 83(1)

19.11 11. Лошадь с жеребенком.

Цели: познакомитьс лошадью и жеребенком: УЧИТЬ сравнивать лошадь с жеребенком. Называть части игрушечной лошадки, произносить звукоподражания, развивать внимание, речь, общую моторику, тактильные ощущения 10мин. стр. 89 (1)

26.11 12. Комнатные растения в нашей группе

Цели: познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учив внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их 10мин. стр. 96(1)

03.12 13. Рыбка плавает в воде.

Цели: совершенствованию элементарным представлениям детей об аквариумных рыбах; – формированию интереса к обитателям аквариума; – воспитанию наблюдательности. 10мин. стр. 48(1)

10.12 14. Игра с матрешками.

Цели: вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать;закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание. 10мин. стр. 101(1)

17.12 15. Одевание куклы на прогулку.

Цели: уточнить представления об одежде, о назначении вещей; способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку; активизировать словарь по теме. 10мин. Стр. 108(1)

16. Скоро новогодний праздник. уточнить и обогатить представления о предстоящем событии – новогоднем празднике; учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания; развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие, творческие способности; активизировать словарь по теме «Новогодний праздник». Стр. 137(1)

Январь 09.01.-01.02

14.01 17. Зимние забавы родителей и малышей.

Цели: уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое восприятие, навыки соотнесения зрительного образа со слуховым; активизировать словарь по теме «Зима». 10мин. стр. 122 (1)

21.01

18. В обувном магазине.

Цели: учить различать по внешнему виду обувь, отвечать на вопросы; развивать внимание, речь, общую моторику, слуховое, зрительное восприятие, активизировать словарь по теме «Обувь»; воспитывать желание помочь тем, кто в этом нуждается. 10мин. стр. 129(1)

28.01

19. Снеговик и ёлочка.

Цели: расширять представления детей о деревьях – формированию у детей свойства снега; – формированию доброжелательного отношения к окружающему миру; – развитию любознательности, внимания; -воспитанию наблюдательности 10мин. стр. 34(2)

Февраль 04.02-01.03

04.02 20. Знакомство с волком.

Цели:знакомить с животными леса: дать представление о волке; учить внимательно рассматривать картинку, отвечать на вопросы по ее содержанию; развивать речь. 10мин. стр. 144(1).

11.02 21. Одежда и обувь.

Цели: учить классифицировать одежду и обувь, различать эти предметы по сезону, развивать внимание, память, речь; обогащать словарный запас; воспитывать желание помогать тем, кто в этом нуждается. 10мин. стр. 151(1)

18.02 22. Игрушки и посуда.

Цели: уточнить представления о том, для чего нужна посуда; учить классифицировать посуду, развивать внимание, память, воображение, речь. 10мин. стр. 159(1)

25.02 23. Мебель в нашей группе.

Цели: учить детей различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении, развивать внимание, речь. 10мин. стр. 166(1)

Март

04.03-07.03

04.03 24. Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов.Цели:учить различать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий;свойства: тонет, плывет; учить четко и правильно произносить звук «у»; упражнять в различении громких и тихих звуков; развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности. 10мин. стр. 173(1)

11.03-29.03

11.03 25. Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки).

Цели: учить различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай,а также их основные части: кабину, руль, кузов, колеса, окна. 10мин. стр. 179 (1)

18.03 26. Котёнок Пушок.

Цели: формированию у детей представления о домашних животных и их детёнышах; – развитию речи детей ; – воспитанию доброжелательного отношения к животным. 10мин. стр. 37 (2)

25.03 27. Покормим птичек.

Цели: дать представление о птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их, развивать внимание, речь, память; воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить) 10мин. стр. 187(1)

Апрель 01.04-30.04

. 01.04 28. Домашние животные и их детеныши.

Цели: знакомить детей с домашними животными и их детенышами, учить называть и сравнивать их по величине; развивать любознательность, память, внимание, речь; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к животным. 10мин. стр. 194 (1)

08.04 29. Игра «Куда что положить?»

Цели:совершенствовать способности обобщать, учить группировать предметы по назначению, отвечать на вопросы; развивать мышление, речь, внимание, восприятие; обогащать словарный запас. 10мин. стр. 208(1)

15.04 30. Признаки весны.

Цели: учить различать и называть признаки сезонов, развивать общую моторику, слуховое внимание; расширять словарный запас; подбирать предметы по назначению, называть цвет, способствовать развитию речи как средства общения. 10мин. стр. 230 (1)

22.04 31. Кто трудится на огороде.

Цели: учить различать предметы на огороде, познакомить с трудовой деятельностью на приусадебном участке, расширять словарный запас детей, развивать игровые навыки; продолжать знакомить с названиями предметов ближайшего окружения (растения на огороде, способст-вовать развитию речи как средства общения. 10мин. стр. 215(1)

29.04. 32. «Вместе солнышком»

Цели: формированию умений фиксировать внимание на форме, цвете; – накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. – развитию познавательного интереса у ребёнка; – воспитывать наблюдательность, любознательность; 10мин. стр. 50(1)

Май 06.05. -31.05. 06.05

33. В гости к нам пчела прилетела»

Цели: формированию знаний детей об весенних цветах Развитию познавательного интереса; Воспитанию любви к природе 10мин.

Стр. 259 (1)

13.05

34. Где живут домашние птицы

Цели: выявить и систематизировать знания детей о домашних птицах, расширять словарный запас, слуховое внимание, кругозор; способствовать развитию речи как средства общения.

20.05

35. Любимые игрушки и предметы ребят.

Цели: развивать общую моторику, слуховое внимание, выявить предпочтения детей в игровой деятельности, учить составлять простые предложения из словосочетаний; учить сравнивать знакомые предметы, подбирать предметы по тождеству, группировать по способу использования, способствовать развитию речи как средства общения.

Стр. 267(1)

27.05. 36. Повторение материала.

Цель: Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога).

Источник