Окружающая среда на 1 году жизни ребенка

Окружающая среда на 1 году жизни ребенка thumbnail

Оразбаева Ж.А. 1, Макатова А.О. 1, Жумаканова К.С. 1

1Карагандинский государственный медицинский университет

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

В связи с загрязнением окружающей среды изучение индивидуальных показателей физического развития является одной из задач профилактического направления современной медицины [1, 2].

Современная технология и развития науки, доказывает, что состояние здоровья детей зависит от разнообразных факторов экологии. Особенно выраженной проблемой является гиперчувствительность новорожденных к воздействию окружающей среды в критические периоды роста: в период внутриутробного развития ребенка, у новорожденных и детей младшего возраста. На организм новорожденного, физическое и умственное развитие оказывают влияние многие факторы окружающей среды. Эти факторы, напрямую воздействуя на физиологические функции, оказывают влияние на обмен веществ, кровеносную систему, дыхание, процесс пищеварения и множество других. За последние годы среди новорожденных детей города Караганды отмечается рост заболеваемости врождѐнных пороков развития, злокачественными образованиями, бронхиальной астмой. Чаще приобретают хроническая форма заболевания мочевыделительной системы. Проблемы возникают ещѐ в перинатальном периоде. Высокая распространённость заболевания среди новорожденных отмечается на территориях города с более интенсивным техногенным загрязнением. В городе продолжает расти загрязнение воздуха, почвы, воды, а также антропогенное загрязнение в последние годы выходит на ведущие позиции. Число бытовых и промышленных отходов растут.

Грязный воздух, вода; недоброкачественный состав продуктов, употребляемых в пищу; шум города и другие неблагоприятные факторы окружающей среды плохо влияют на физиологические функции организма, вызывают хронические, а порой и очень тяжелые заболевания, ухудшают состояние ребенка, тормозят физическое и умственное развитие.

Цель исследования – оценить состояния здоровья новорожденных в зависимости от средовых факторов проживающих в двух гигиенических зонах с разным уровнем загрязнения атмосферного воздуха (“чистая” и “грязная” зоны)

Материал и методы исследования. Обсле­дованы 1032 новорожденные г. Караганды в возрасте 8-27 дней, после выписки из родильного дома в поликлиниках города. Критериями включения: новорожденные от женщин относительно соматический здоровы. Критериями исключения: дети рожденные от женщин с генитальными и экстрагенитальными заболеваниями.

Результаты исследования.

Сравнение средних величин показывает, что новорожденные, проживающие в “грязной” зоне, отстают ввесе и в росте своих сверстников аналогичного возраста сравниваемой группы (0,38 кг и 1,65 кг) сменяется увеличением ежегодных приростов в среднем (0,6 кг, или 10,7 %; 0,89 кг, или 19,3 %; -0,08 кг, или 6,87 %). Отмечается рост заболеваемости врождѐнных пороков развития проживающие в “грязной” зоне (8,7 % или 17,1 % соответственно). (р < 0,005).

Взаимосвязи между здоровьем окружающей среды и здоровьем детей, бесспорно. Грязный воздух, вода; недоброкачественный состав продуктов, употребляемых в пищу; шум города и другие неблагоприятные факторы окружающей среды плохо влияют на физиологические функции организма детей, вызывают хронические заболевания. Ухудшают состояние ребенка, тормозят физическое развитие. В конце первого месяце жизни у ребенка развивается различные проявление аллергических реакции, обструктивные бронхиты, авитаминоз появляются вследствие нынешнего катастрофического уровня загрязнения всей биосферы. Состояние здоровья детей подтверждает, что проживание вблизи оживленных автомагистралей в разы повышает вероятность развития бронхиальной астмы у детей старшего возраста. Копоть, сажа, пыль, другие мелкие частицы, содержащиеся в загрязненном воздухе, способны вызывать спазмы бронхов и нездоровый кашель. Кроме того, они раздражают слизистую носоглотки и могут вызвать появление аллергического насморка.

Водопроводная вода, имеющая высокую жесткость из-за повышенного содержания солей, что оказывает пагубное влияние на здоровье органов мочевыделительной системы.

Резюмируя вышеизложенные, следует отметить, что для сокращения пагубного влияния экологии на детей мы должны сами проявлять заботу в отношении окружающей среды. Прилагать как можно больше усилий для поддержки необходимого природного баланса для нормального человеческого существования

Литература

1.Waist circumference and waist-to-height ratio percentiles in a nationally representative sample of 6-13 year old children in Switzerland / Aeberli I. et al. // Swiss. Med. Wkly. 2011. № 1.

2. Antal M. Prevalence of underweight and obesity on the basis of body mass index and body fat percen-tage in Hungarian schoolchildren: representative survey in metropolitan elementary schools / Antal M. et al. // Ann. Nutr. b. 2009. V. 54. № 3. P. 171-176.

3. www.interactive-plus.ru

Источник

Влияние окружающей среды на здоровье новорожденных

В последнее время возрастает интерес ученых к изучению (роли состояния здоровья родителей при изучении влияния факторов ОС на здоровье детей. Результаты проведенных исследований указывают на наличие связи между уровнем резистентности организма потомства к химическому веществу и состоянием здоровья родителей. Это делает оправданным и необходимым разработку методических подходов к проведению широких эпидемиологических исследований по установлению связи родители – дети для определенных групп населения, находящихся в условиях химического воздействия различного уровня.

Многочисленные эпидемиологические наблюдения свидетельствуют о непосредственной причинно-следственной связи химического загрязнения ОС и нарушений репродуктивной функции населения. Это выявлено как в производственных условиях – у работниц металлургических заводов, в текстильной промышленности, газо- и нефтеперерабатывающей промышленности, у лаборанток и женщин-хирургов, так и в условиях населенных мест, атмосфера, водные источники и почва которых были загрязнены химическими соединениями. Нарушение репродуктивной функции как в первом, так и во втором случае выражалось в увеличении частоты угрозы прерывания беременности, самопроизвольных выкидышей, осложнений во время беременности и родов, врожденных уродств. В ряде случаев установлена достоверная корреляционная связь патологии беременности с повышенным содержанием сернистого газа, фосфорного ангидрида, свинца, никеля, железа и т.д. в атмосферном воздухе. Химические факторы ОС, действуя на минимальных, пороговых уровнях, снижают общую резистентность организма и способствуют реализации истинных тератогенных и эмбрио-токсичных веществ и проявлению различных генетических нарушений.

Читайте также:  Насморк и кашель у ребенка 1 год комаровский

Необходимо учитывать, что предельно допустимые концентрации, разработанные в отношении большинства химических соединений, определены относительно организма женщин вне беременности. В то же время данные литературы свидетельствуют о том, что беременность существенно изменяет реактивность женского организма и нередко усиливает его чувствительность к неблагоприятным факторам ОС, к числу которых в первую очередь следует отнести химические вещества.

Необходимо иметь в виду, что некоторые вещества, поступая в ОС в низких концентрациях, могут взаимодействовать между собой, приводя к суммации и потенцированию токсического эффекта. Среди основных критериев активности загрязняющего агента в проблеме загрязнения биологической цепи существенное значение придается его способности вызывать внутриутробную смерть, снижение рождаемости и врожденные уродства.

Значимость влияния состояния ОС на уровень перинатальной смертности подтверждают данные анализа, проведенного по отдельным географическим зонам. При этом наиболее высокий уровень смертности отмечается в промышленных зонах.

В отдельных отраслях промышленности выявлены высокие показатели выкидышей и преждевременных родов, причем у горожанок этот показатель в 2 раза выше, чем у женщин, проживающих в сельской местности.

Загрязнение ОС выбросами производств приводит к повышению показателей выкидышей, преждевременных родов и ВПР. Среди пороков развития самая большая по количеству группа – это пороки, вызываемые неизвестными причинами.

О. К. Ботвиньев и соавт. (1990) установили, что параллельно с загрязнением атмосферного воздуха промышленными химическими соединениями наблюдается рост показателей неонатальной смертности и гибели детей от врожденных аномалий развития. Физическое развитие новорожденных является хорошим индикатором воздействия ОС на организм их матерей. В связи с этим для оценки влияния неблагоприятных факторов внешней среды на состояние здоровья женщин важное значение приобретает изучение показателей физического развития новорожденных.

Г. Ш. Амбарцумян (1988) показал, что физическое развитие новорожденных, родители которых имели контакт с пестицидами, во всех наблюдениях отставало от показателей физического развития новорожденных неконтактирующих родителей. Между уровнем применения пестицидов и показателями физического развития новорожденных существует достоверная обратная зависимость, которую автор объясняет тем, что накопившиеся в организме матери пестициды, проникая через плаценту, проявляют эмбриотоксическое действие, в результате чего нарушаются формирование и рост плода.

Известно, что формирование основных параметров здоровья плода начинается еще в первые недели внутриутробного развития. В этот период естественно основную роль играют условия работы беременной женщины. Научные исследования в области охраны материнства и детства посвящены изучению возможного влияния факторов ОС не только на ребенка, но и на плод в различные периоды его развития.

В ряде промышленных городов зафиксировано снижение массы тела новорожденных. Так, в Москве у матерей, проживающих в зоне влияния крупных предприятий, характеризующейся повышенным загрязнением атмосферного воздуха и соответственно почвы, масса тела новорожденных в среднем на 10% меньше, чем в более «чистых» районах города. Сопоставление детской смертности и результатов качественной и количественной оценки санитарного состояния атмосферного воздуха в окружении промышленных предприятий и их комплексов позволило выявить увеличение частоты детской смертности по мере усложнения химического состава (за счет оксидов металлов) производственных выбросов и увеличения индекса опасности загрязнения.

По данным Н. Н. Ваганова (1990), в районе Новолипецкого металлургического комбината, где концентрация фенола в атмосферном воздухе превышает ПДК в 2,5 раза, сероводорода – в 2,6 раза, угарного газа – в 3 раза, отмечено статистически достоверное увеличение частоты патологического течения беременности, угроза прерывания беременности возрастает в 3 раза, частота выкидышей – в 2,5 раза. Перинатальная смертность выше на 51%, а младенческая смертность – на 78% по сравнению с показателями в относительно «чистых» районах.

Загрязнение атмосферного воздуха в городах с развитыми предприятиями черной, цветной и никелевой промышленности приводит к повышению числа осложнений беременности и родов у женщин и перинатальных болезней, врожденных аномалий у детей. Помимо этого, среди детского и взрослого населения этих городов отмечалось достоверное повышение болезней эндокринной и нервной систем, органов дыхания, пищеварения, органов чувств.

В настоящее время особенностью изучения состояния здоровья человека в связи с воздействием факторов ОС является разработка унифицированных методов исследования. Реакции организма человека на воздействие вредных факторов ОС являются многоступенчатыми и характеризуются весьма широким спектром проявлений – от незначительных физиологических сдвигов до выраженных патологических изменений. В то же время исследования, проведенные М. С. Шабардаевой, 3. И. Намазбаевой и соавт. (1990), дают возможность полагать, что комплекс химических веществ, не являясь причиной заболеваний, может способствовать созданию условий для их возникйовения в результате снижения неспецифической резистентности организма ребенка.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что состояние иммунной системы является одним из ранних и чувствительных показателей вредного действия на организм факторов ОС и может служить критерием риска развития неспецифических заболеваний. Снижение иммунной реактивности коррелирует с увеличением заболеваемости населения в целом, проживающего в районах с повышенным загрязнением атмосферного воздуха.

Читайте также:  У ребенка 1 год закладывает ночью нос

Для изучения влияния различных сложных химических соединений, таких как формальдегида, аммиак, оксид углерода, непредельные углеводороды, которые входят в состав смол, клеев, лаков, эмалей, красителей и т.д., на течение беременности были исследованы хорионы, полученные после искусственного прерывания беременности при сроке от 5 до 12 нед. Выявлены значительные изменения в плаценте, которые можно характеризовать как дистрофические изменения: вакуолизация, пикноз клеток и отложения фибриноида, некроз клеток и ворсин.

Течение родового акта у женщин из промышленного города также имеет свои особенности. Так, у них в 1,9 раза чаще роды были быстрыми и стремительными, кровотечения при родах встречались в 2 раза чаще, чем у женщин из Москвы.

Статистически значимые различия были выявлены также по показателям общего состояния и физического развития новорожденных из разных экологических зон. Так, частота преждевременных и отсроченных родов в крупном промышленном городе отмечается в 2 раза чаще, чем в Москве, при этом половину из преждевременных родов составили родоразрешения до истечения 32 нед беременности. В экологически неблагоприятном городе больше рождается (р<0,05) детей с массой тела свыше 4000 г. Высокая частота рождения крупных детей, видимо, связана с наличием у их матерей ожирения.

Согласно оценкам неонатологов родильных домов, в промышленном городе меньше детей рождаются здоровыми, чем в экологически относительно благоприятном городе (соответственно 58,21 и 74,76%). В структуре выявляемой патологии основу составили такие патологические состояния, как внутриутробная и(или) интранатальная гипоксия, нарушение мозгового кровообращения, которые достоверно чаще встречаются у детей из промышленного города. Это, видимо, было связано с наличием у большинства рожениц г. Мытищи железодефицитной анемии, гестоза, артериальной гипертензии.

В неврологическом статусе у детей из промышленного города ведущим был синдром угнетения ЦНС, который характеризовался вялостью, гиподинамией, гипорефлексией, мышечной гипотонией.

Число детей, убыль первоначальной массы тела у которых превышала 9%, в экологически неблагоприятном городе в 1,5 раза больше, чем в Москве.

Проведена оценка сдвигов в структуре контингента женщин детородного возраста, характера патологии беременности и родов, а также состояния здоровья популяции из разных экологических зон. Сопоставление результатов комплексного клинико-эпидемиологического исследования двух популяций женщин с 7-летним интервалом позволило выявить изменения состава контингента женщин детородного возраста, характера выявляемой патологии у них, течения беременности и родового периода. Степень этих изменений была прямо пропорциональна экологической обстановке исследуемых городов. За анализируемый период времени число женщин, перенесших острые респираторные заболевания, достоверно возросло (р<0,05). Причем увеличилось число женщин, страдающих хроническими заболеваниями органов дыхания. Увеличилось также число женщин, страдающих хроническими воспалительными заболеваниями половых органов.

Катамнестическое наблюдение за детьми в течение первого года жизни позволило выявить определенное влияние экологической ситуации на уровень здоровья детей. Это влияние проявилось у детей из экологически неблагоприятных зон наряду с выраженными нарушениями процессов мембранного метаболизма в виде тенденции к более частым ОРВИ, высокой частотой перинатальной энцефалопатии, рахита, гипотрофии I – II степени. Сочетание двух и более патологических состояний (одним из которых, как правило, являлась энцефалопатия) отмечено чаще у детей из экологически неблагоприятных зон с нарушенным состоянием клеточного метаболизма. Существенные различия были выявлены относительно частоты ОРЗ у детей на первом году жизни. Число детей, перенесших ОРВИ от 3 до 5 раз в районе с неблагоприятным экологическим состоянием, было достоверно выше, чем в благоприятном. При этом необходимо отметить, что чаще болели дети, у которых были выявлены выраженные нарушения мембранного метаболизма. Не установлено достоверных различий между группами по тяжести течения заболеваний, в том числе по частоте обструктивного синдрома.

В годовалом возрасте масса тела детей «грязных» районов была равна в среднем 10165±274 г, а в «чистых» – 10876±195 г (р<0,05); по длине тела в возрасте одного года в обследованных группах детей статистически значимой разницы не выявлено.

Нами также проведена экспертиза развития детей по методике, разработанной в лаборатории цитохимических исследований НИИ педиатрии РАМН (руководитель лаборатории – докт. мед. наук проф. Р. П. Нарциссов). Оказалось, что в 1-й группе у детей из экологически неблагоприятных районов в сравнении с детьми из благоприятных районов выше оценка развития (соответственно 78,1 и 76,6), творческие способности (соответственно 8,41 и 5,30), ожидаемая продолжительность жизни (соответственно 110,76 и 108,75 года), ниже – вероятность смерти в детском возрасте (соответственно 0,005 и 0,009).

Во 2-й группе у детей из районов с неблагоприятной экологической ситуацией в сравнении с контрольной ниже творческие способности (7,78 и 8,91 микеле), максимальная продолжительность жизни (соответственно 113,75 и 114,75 года), несколько выше вероятность смерти (соответственно 0,005 и 0,004).

В 3-й группе у детей из неблагоприятных экологических районов в сравнении с детьми из районов с благоприятной экологической ситуацией ниже оценка развития (соответственно 84,4 и 86,0), творческие способности (соответственно 2,90 и 4,39 микеле), ожидаемая продолжительность жизни (соответственно 115,75 и 117,75 года), значительно выше вероятность смерти (соответственно 0,021 и 0,012).

Экология и здоровье детей/Под ред. М. Я. Студеникина, А. А. Ефимовой. -М.: Медицина, 1998. -384 c.: ил.

Источник

В статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка, определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы
Читайте также:  Чем кормить утром ребенка 1 год если он не ест каши

Понятие об окружающей среде

Окружающая среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать, принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) – понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения – связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения, объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких детей. Для подростков уместны разговоры «на равных», дискуссии, лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию, политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей, транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник