Окружающая среда как средство развития ребенка

Елена Горбулич
Окружающая среда как фактор всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста

Окружающая среда как фактор всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Я. Коломенский

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Еёосновные черты таковы:взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»

Мышление ребенка младшего дошкольного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; в нашей группе создана интересная развивающая среда, в которой детям предоставлено время для свободной деятельности в ней.

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности. Обстановка в нашей группе по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура» прежде всего является комфортной и доступной для ребенка.

Игры – забавы позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт развить логическое мышления, слуховое восприятие, мелкую моторику.

Забавляясь с дергунчиком, маленькие дети развивают моторику и тренируют зрение, что является очень полезным. При помощи веселой пляшущей фигурки малыши получат свой первый опыт причинно-следственной связи.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

• Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; * Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;

• Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;

• Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) ;

Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Именно в игре обучение ребенка чему-либо происходит наиболее эффективно. Тоже касается и обучения ребенка различать цвета.

В группе созданы условия для речевого развития детей: – книжный уголок; – театральная зона; – серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); – сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку); – наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки.

Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма, взрослым необходимо говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей.

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Мы уделяем особое внимание подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков.

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.

Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают малышей,и они начинают разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д.

Предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов. В нашей группе создан музыкальный уголок с различными звучащими и гремящими игрушками. Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы раннего возраста. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года,постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.

Имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).

Предметно-развивающая среда в нашей группе сочетает современный дизайн, эстетичность и возрастную функциональность. Комфорт благоустроенность и уют рождают покой, радость, чувство удовольствия желание находиться в приятной обстановке.

2016 г.

Источник

«ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА».

                                                                       Быкова Т.И.

                                                                                                  МАДОУ «Детский сад

                                                                                 № 12 «Ягодка» г. Зарайск

   Ранний возраст – это особый период становления всех органов и прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. И особенно эффективно это происходит в раннем возрасте.

         Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия. Уже в раннем возрасте большое значение имеет накопление сенсорных представлений.

            В наше время дети все  чаще  испытывают   недостаток тактильных, обонятельных и слуховых ощущений. Если раньше взрослые вовлекали детей в свои домашние дела, которые делали вручную: подметали, стирали, штопали, перебирали крупу, то сейчас многое  делают машины. Поэтому большое значение в работе с детьми мы в детском саду  уделяем мелкой моторике пальцев рук – манипулирование различными пуговицами, шнуровками, липучками, застежками-молниями и пальчиковая гимнастика. В группе создан сенсомоторный уголок, где в открытом доступе находятся специальные игрушки, пособия, как купленные в магазинах (матрешки, пирамидки, вставные стаканчики, мозаика),  так и сделанные своими руками (объемная елка с игрушками на липучках и петельках с пуговицами, объемная «волшебная книга»), а также мягкие сенсорные игрушки – жираф, мячик, сухой бассейн, аппликации-шнуровки. В настоящее время игры-шнуровки широко представлены в продаже. Но, как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками,  детям нравятся больше.  Они с удовольствием выполняют предложенные задания. Игры – шнуровки имеют важное значение, они:

 – развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

 – развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «верх», «низ», «право», «лево»;

 – формируют навыки шнурования;

 – способствуют развитию речи;

 – развивают творческие способности, а также внимание, глазомер, слуховую память, тренируется усидчивость.

        Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

 – для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

 – развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

 – снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

  -создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

 – активизации мышления, внимания, восприятия, памяти.

 – повышения мотивации к самостоятельной деятельности.

         Сенсомоторный уголок мы используем как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности, а также для индивидуальной работы с детьми. Дети с большим удовольствием занимаются в этом уголке.

         Большое внимание мы уделяем пальчиковой гимнастике, так как она положительно воздействует не только на речевые функции, но и на здоровье ребенка. В своей работе мы руководствуемся основными дидактическими принципами:

 – принцип доступности;

 – принцип наглядности;

 – принцип последовательности: постепенное усложнение заданий (от простого к сложному).

           На каждом занятии обязательно проводим пальчиковую гимнастику. Нами создана картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется новыми методическими разработками. Количество упражнений и степень их сложности варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

        На повседневных занятиях мы знакомим детей с цветом, формой, величиной, по возможности с основными разновидностями этих свойств. Занятия строим таким образом, чтобы в дальнейшем, после трехлетнего возраста дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов. Используем мы при этом, следующие дидактические игры: «Какой это формы», «Собери урожай в корзину», «Помоги неваляшке найти свои игрушки», «Стоит домик», «Поставь цветы в вазу» и многие др. Все эти игры направлены на развитие зрительных, речевых, сенсорных способностей у детей и используются как на занятиях со всеми детьми, так и в индивидуальной работе.

         Наши дети очень любят заниматься с пластиковыми коробочками и крышками того же цвета. Они учатся раскладывать предметы на две группы по цвету. Так, например, перемешиваются 5 пробочек красного цвета и 5 зеленого. Объясняем, что пробочки разного цвета и предлагаем разложить пробочки красного цвета  в красную коробочку, а зеленые в зеленую. Тому, кто быстрее справится с заданием, можно предложить десять пробочек нового цветового сочетания. Такие игры помогают детям:

 – овладеть умением фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов;

 – использовать простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов по форме и цвету;

 – понять слова «цвет», такой же», «разные», «большой», «маленький».

         Очень интересна и любима детьми  – дидактическая игра «Ежики». Цель этой игры:

– закрепление умения детей группировать объекты по цвету и соотносить разнородные предметы по цвету;

 – развивать мелкую моторику рук;

 – обучать ориентированию в помещении.

         Игра заключается в том, чтобы помочь ежам вернуть «иголочки – прищепки» на спину. Но для этого нужно найти домик такого же цвета, как и ежонок.

          Дальнейшее сенсорное развитие детей осуществляется в процессе обучения рисованию красками. Малыши рисуют «огоньки на елке», «листочки деревьев», «падающий снег» и т.д.

            Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. Используя такую технологию обучения, направленную на сенсомоторное развитие детей,  мы получаем неплохой результат. По нашим наблюдениям, дети стали лучше осваивать цвет, форму, размер. Вероятнее всего, это связано с тем, что знания подаются детям в игровой форме, они увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения. И это замечают родители, они видят, как быстро развиваются их малыши.

Источник

Лейсан Низамова
Окружающая среда как фактор речевого развития и воспитания детей раннего возраста

Тема моего выступления «Окружающая среда как фактор речевого развития и воспитания детей раннего возраста»

Речь для нас является одной из главных потребностей и функций. Именно она отличает человека от других представителей живого мира. Через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Большую роль в развитии речи оказывает окружающая среда (люди, социум, предметы быта, информационное поле и т. д.)

Основными факторами окружающей среды, влияющих на речевое развитие дошкольника является

– семья

– дошкольное окружение (сотрудники, сверстники, среда, условия и др.)

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Именно отношения в семье оказывают решающее воздействие на воспитание и на развитие ребенка! Навык правильной речи тоже приобретаются ребенком в семье. То, что делает семья по части упорядочивания и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей последующей жизни ребёнка. Семья может и должна быть помощником детскому саду в деле культуры родного языка и развития речи.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействие с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Оно обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

В своей работе мы стараемся использовать различные формы работы с родителями:

– лекции, позволяет предоставлять большой объем информации

– педагогические беседы – обмен мнениями

– тематические консультации – обсуждение различных аспектов

– день открытых дверей

– мастер – классы

– проекты

– экскурсии и походы, субботники

Вторым не менее важным фактором окружающей среды, влияющим на развитие речи дошкольника это, конечно же, детский сад. Это и сотрудники, и сверстники, и, конечно же, предметно – пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная среда группы направлена на стимулирование познавательной, речевой, двигательной и иной активности детей.

Подробнее давайте остановимся на предметно – развивающей среде, которая помогает активировать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста – центр речевого развития.

1. Чтение и разыгрывание потешек.

Потешки относятся к малому жанру устного народного творчества. Потешки – это короткие, весёлые стишки для игры с ребёнком. В первую очередь, потешки нужны для развития ребёнка – физического, умственного, эмоционального, речевого.

2. Пальчиковые гимнастики и самомассаж рук.

Всем известно знаменитое высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребёнка на кончике пальцев. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок». Для этого воспитателями используются

пальчиковые гимнастики (разнообразные стихи с движениями) и самомассаж рук (Различные массажёры или карандаши с гранями).

3. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

– пальчиковый театр

– теневой театр

– перчаточный театр

– костюмированный театр

– кукольный театр и др.

4. Шнуровки.

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры- шнуровки.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что немаловажно, игры – шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

5. Пазлы

Пазлы являются одной разновидностью мозаики. Конечно, пазлы дают лишь одну возможность использования – собирание картинки по образцу. Но при этом развивают мелкую моторику.

6. Рамки – вкладыши.

Идея рамок-вкладышей, впервые реализованная Марией Монтессори, оказалась настолько гениальна, что была подхвачена и расширена множеством авторов по всему миру. Сейчас существует огромное разнообразие игрушек с общим названием «рамки-вкладыши».

Соответствующие пособия и игры, наглядный и дидактический материал в течение года периодически меняются.

Предлагаем вам некоторые игры, которые используем.

Для активизации речи детей, расширения словаря, развития внимания и памяти, моторики рук можно использовать такой вид работы, как «Расскажи сказку». Для этого мы используем игровое пособие с крышками, на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок, например, «Колобок», «Репка».

Увлекательные задания – игровое упражнение «Пальчиковые шаги» не только развивают моторику рук ребенка, но и его память, воображение, наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие, и конечно способствуют речевому взаимодействию с взрослыми. Пособие оформлено в виде цветных полос из плотного картона с приклеенными на них деталями из различных материалов.

Цель: вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.

Дидактическая игра «Назови, одним словом» («Дидактический кубик слов»)оформлена в виде кубиков с картинками на классификацию предметов по нескольким темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи». Грани одного кубика содержат картинки по одной теме.

Целевое назначение: упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть предметы, изображенные на гранях кубика. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий (фрукты, одежда, транспорт и т. д.) за счет новых названий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.

Дидактическое пособие «Киндеры – шумелки» издают различные звуки от громкого, звонкого до глухого, тихого.

Развивая речь детей, необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голосовых связок.

Для этого мы используем хорошо всем знакомое приспособление, изготовленное из пластиковых бутылочек и трубочек.

Для развития мелкой моторики рук используем сухой бассейн. Вариации наполнения «Сухого бассейна для рук» могут быть самыми разнообразными. У нас он наполнен еловыми шишками, манной крупой и крупной фасолью (предварительно обработанными для гигиенической безопасности) и фигурками от киндер – сюрпризов.

Источник