Оказание помощи семье ребенка с отклонением в развитии
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Северо-Восточный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
“Школа № 1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В. Кисунько”
Выступление на окружном семинаре по теме «Инновационные формы взаимодействия
в детско-взрослой общности».
Тема: Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Подготовила педагог-психолог
Сурмак Евгения Михайловна
Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Современные социальные и экономические проблемы оказывают влияние на возрастающую роль семьи в воспитании и коррекционном обучении детей с отклонениями в развитии. Все большее число родителей желают воспитывать своего ребенка с участием специалистов. Именно родители часто выступают инициаторами изменения организационных форм обучения детей с отклонениями в развитии; содержание и методы дошкольной коррекционной педагогики становятся все более и более разнообразными.
На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа специалистов направлена на активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, на разработку рекомендаций по организации коррекционно-воспитательной работы с ребенком в условиях семьи, так как характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.
С 1994 года действует одна из новых форм помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в виде «Университета для родителей», при лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами развития в ГНУ «ИКП РАО».
Основными целями «Университета» являются изучение проблем семейного воспитания детей с отклонениями психофизического развития и разработка новых организационных форм и педагогических технологий включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс.
Деятельность «Университета для родителей» осуществляется в следующих направлениях:
• психолого-медико-педагогическое обследование ребенка;
• коррекционно-педагогическая работа с детьми с отклонениями в развитии;
• оказание психолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
• оказание методической помощи специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии;
• обучение специалистов и повышение квалификации.
В процессе консультирования важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком.
При психолого-педагогическом консультировании ребенка с отклонением в развитии и его родителей выделяются конкретные задачи:
• выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;
• определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;
• выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие-отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные – неадекватные);
• организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;
• повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка;
• определить тип образовательного дошкольного учреждения;
• разработать индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения для ребенка;
• обосновать педагогический прогноз.
Психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей проводится поэтапно.
Взаимодействие специалистов с родителями начинается с ознакомительной беседы при записи ребенка на консультацию. На этом этапе выясняются следующие вопросы: возраст ребенка, жалобы родителей, вид ожидаемой помощи от консультации.
Второй этап посвящен изучению документов: сведения о ребенке – история его развития, результаты обследования ребенка в медицинских учреждениях, сбор анамнестических сведений о развитии ребенка, уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, сведения о микроклимате в семье, понимании родителями проблем развития ребенка.
Третий этап посвящен психолого-педагогическому обследованию ребенка. Сначала изучается познавательное развитие ребенка, затем при необходимости проводится обследование слуха, а в дальнейшем – речевого развития.
Выбор методик для обследования познавательного развития ребенка раннего и дошкольного возраста обусловлен возрастом ребенка и наблюдением специалистов за поведением малыша в новых условиях. Важно обратить внимание на то, как ребенок входит в экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца); самостоятельно, охотно или неохотно, отворачиваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимания и т.д.
Исходные характеристики такого важного момента, как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке, подсказывают педагогу стратегию выбора следующего шага: переход к деловому общению на материале диагностических методик или использование дополнительных приемов для установления эмоционального контакта с новым взрослым.
На четвертом этапе консультирования даются рекомендации по корректировке условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы, навыками семейного общения.
На пятом этапе составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.
Эффективной организационной формой консультирования родителей и обучения их педагогическим технологиям являются включение родителей в коррекционно-педагогическое занятие педагога с ребенком и участие родителей в групповых семинарах – занятиях. Включение родителей в занятие происходит поэтапно, в зависимости от готовности близкого взрослого адекватно взаимодействовать с собственным ребенком. На этих занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка (по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т.д.).
Участие родителей в семинарах-занятиях может проходить в двух формах: первая – теоретическая (лекционно-просветительная), вторая – практическая. Повышение уровня родительской компетенции включает в себя объяснение родителям значения режима дня и создания условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснение роли предметно-развивающей среды и взаимодействия с близким взрослым в развитии ребенка дошкольного возраста и др.
На практической части семинаров проводится обучение родителей приемам коррекционной работы с ребенком: демонстрируются фрагменты коррекционных занятий, комментируется последовательность их выполнения; родителей обучают игровым приемам, приемам общения с ребенком, учат изготавливать игрушки из подручного материала.
Кроме индивидуального консультирования в практике психолого-педагогической помощи родителям активно применяется комплексный подход к реабилитации детей группы риска. Он реализуется в условиях стационара разными специалистами при внедрении традиционных, нетрадиционных методов и новых технологий реабилитации детей с перинатальным поражением центральной нервной системы.
В целях реализации комплексного подхода к реабилитации младенцев группы риска в условиях стационара было определено содержание деятельности каждого специалиста, в том числе и педагога-дефектолога.
Работа педагога-дефектолога проводится в двух направлениях. Первое – изучение индивидуальных особенностей детей в целях разработки индивидуальной программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком и с последующим включением матери в этот процесс; второе – психолого-педагогическая поддержка матери и других членов семьи.
Главными задачами работы педагога-дефектолога являются изучение особенностей каждого ребенка и определение оптимальных условий для его нормализации эмоционального и психического состояния. Педагог-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу воспитания, развития и обучения малыша. При разработке программы учитываются как общие, так и специфические образовательные потребности ребенка, определяются педагогические условия, методы и приемы работы, направленные на коррекцию специфических отклонений у детей с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями.
Содержание коррекционно-педагогической работы направлено на развитие ориентировочных реакций и формирование взаимосвязи межанализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных) в целях нормализации психического развития ребенка. Активизация функциональных связей на раннем этапе онтогенеза способствует активному отношению организма к окружающей среде, что является важнейшим условием в формировании восприятия. Именно восприятие в раннем возрасте является фундаментальным психологическим новообразованием, определяющим дальнейший ход когнитивного развития ребенка.
Наряду с этим педагог-дефектолог обучает мать педагогическим технологиям эмоционального общения со своим ребенком, ориентируясь на индивидуальную программу воспитания малыша. Педагог-дефектолог проводит занятия с ребенком в присутствии матери, объясняет конкретную задачу каждого занятия; прослеживает динамику эмоционального, сенсорного и моторного развития ребенка; наблюдает и корректирует характер общения и взаимодействия матери со своим ребенком; ориентирует ее на изменения этого характера в других условиях воспитания; обучает мать умению наблюдать за изменением поведения и реакциями своего ребенка.
Важным направлением в психолого-педагогической поддержке семьи является налаживание адекватного взаимодействия между членами семьи с приоритетным выделением роли матери в целях нормализации эмоционального и соматического состояния малыша. Главной задачей работы педагога-дефектолога с родителями является формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с малышом, наблюдению и оценке его реакций и поведения.
К специальным условиям относятся: адекватные способы общения и взаимодействия взрослого с ребенком; создание предметно-развивающей среды; разработка индивидуальной программы воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника; обучение родителей педагогическим технологиям общения и взаимодействия со своим ребенком; оказание психолого-педагогической помощи родителям в создании адекватных условий для воспитания ребенка в семье.
Индивидуальная программа состоит из двух частей. Первая часть раскрывает содержание коррекционно-развивающего обучения ребенка, вторая включает в себя содержание работы специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с родителями.
Разработка содержания программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком начинается с изучения как возрастных, так и индивидуальных особенностей развития ребенка. Психолого-педагогическое обследование направлено на выявление уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения – вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта – готовность к совместным действиям, наличие указательного жеста, способность к подражанию, умение действовать по образцу и по словесной инструкции), физической (развитие основных движений, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, наглядно-действенное мышление, ознакомление с окружающим, развитие речи, предметно-игровые действия, предпосылки к продуктивным видам деятельности). Содержание программы включает в себя задачи, методы и приемы работы с малышом, учитывающие актуальный уровень сформированности основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. зону ближайшего развития. Кроме того, в программе указывается, когда и в какие виды деятельности ребенок будет включаться во взаимодействии с одним ребенком, а затем и с другими сверстниками.
Работа специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с семьей планируется также после изучения характера взаимодействия родителей со своим ребенком, а также с учетом уровня педагогической компетентности родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа разрабатывается на основе следующих принципов:
• учет онтогенетического хода развития основных линий развития;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;
• деятельностью подход к развитию личности ребенка;
• коррекционная направленность воспитательного процесса;
• доступность, повторяемость и концентричность предложенного материла.
Источник
Особенности помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в рамках раннего психолого-педагогической сопровождения
Артемьева П. В.
воспитатель
МДОУ детский сад комбинированного вида №23 «Алёнушка»
г Клин
2018 г.
Важную роль в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития играет учет особенностей семейного воспитания, привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу. Особое внимание должно быть обращено на помощь детям в возрасте 1-2 лет, которая должна оказываться преимущественно в условиях семьи. Возросшая потребность в разрешении многочисленных проблем семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, обуславливает актуальность разработки конкретных мер по оказанию этим семьям психологической помощи. Одним из направлений этого вида специализированной помощи является психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Решение этой важной задачи возможно только на основе хорошего знания психологических особенностей родителей и особенностей внутрисемейных отношений. Эти данные могут быть получены в ходе психологического обследования родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, могут выступать в качестве дополнительного источника деструктивного воздействия, способствующего формированию вторичных нарушений в психической сфере ребенка. Неблагоприятные микросоциальные условия семейного воспитания, негативно влияют на характер и темп развития ребенка, предопределяют характеристики деформации его личностной сферы.
Предполагается, что раннее воспитание – дело родителей, однако педагогическая неосведомленность большинства родителей никак не способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях. Чтобы успешно делать это, необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родителям негде получить такие знания: в стране до сих пор нет системы психолого-медико-педагогических консультаций. Нельзя не сказать и о том, что специалистов-педагогов и психологов для работы с этим возрастом до недавнего времени нигде в стране не готовили.
Вышесказанное обуславливает потребность всестороннего комплексного изучения проблем семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, включая анализ особенностей внутрисемейной атмосферы, личностных характеристик детей и их родителей, родительско-детских и детско-родительских взаимоотношений и др. В рамках нового направления – психологической помощи семье – в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, семья рассматривается как реабилитационная структура, изначально обладающая потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома.
Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.
Основная цель психолого-педагогической помощи семье состоит в необходимости формирования у родителей установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком; в обучении родителей различным формам общения; в формировании навыков общения у родителей со своим ребенком и другими людьми.
Итоговым достижением работы с родителями является то, что они могут наладить контакт со своим ребенком; проявляются заинтересованность и самостоятельность в его воспитании; умеют наблюдать за ребенком и делать выводы из своих наблюдений; умеют создать ситуацию делового сотрудничества; подобрать ему игрушку, обыграть ее, вовлечь ребенка в игру в соответствии с его возможностями; умеют создать игровую ситуацию и с другими детьми; владеют приемами передачи ребенку способов овладения общественным опытом.
Ратуя за раннее воспитание и обучение детей с отклонениями развития в условиях семьи, нельзя забывать о реальной ситуации: в России около полумиллиона детей находятся в домах ребенка и в дошкольных детских домах, являющихся учреждениями закрытого типа, где, по данным выборочных обследований, до 50% детей имеют недостатки развития. Психолого-педагогическая и коррекционная работа с такими детьми должна проводиться в системе этих учреждений, что требует разработки соответствующих специальных программ и методов обучения.
По отношению к таким детским учреждениям важнейшим вопросом является создание в них необходимого педагогического персонала, причем число педагогов и воспитателей должно быть достаточно большим, чтобы создать ситуацию максимального приближения к семейной обстановке, когда мать почти постоянно взаимодействует с новорожденным и младенцем. Именно постоянное взаимодействие близкого взрослого является основным условием стимуляции развития ребенка.
1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – № 3, 2002.
2. Закрепина А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью. // Дефектология – № 2, 2004.
3. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – № 3, 2005.
4. Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации. // Дефектология – № 6, 2007
5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
Источник