Ограничения движения в развитие ребенка

Тема физической активности в жизни ребенка очень актуальна в настоящее время. В данной статье мы ответим на самые популярные вопросы родителей, а именно расскажем о пользе занятий спортом для детей, нормах физической нагрузки, с какого возраста ее начинать и как правильно выбирать, как влияет отсутствие физической активности на здоровье ребенка. Также мы сделали подборку различных комплексов упражнений для детей от 1,5 лет и для детей от 3 лет, которые можно выполнять в домашних условиях или на улице.

Начать стоит с того, что физическая активность заложена в человека природой, это наша биологическая потребность, которая необходима для развития ребенка так же, как хорошее питание и сон. С самого рождения ребенка  развитие всех физиологических процессов в организме связано с движением. К ним относится: сенсорное восприятие, познание своего тела, обучение навыкам крупной и мелкой моторики, а также формирование иммунитета, положительной работы центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Благодаря физической активности ребенок активно познает окружающий мир, развивается интеллектуально и психологически. Говоря об интеллектуальном развитии, мы имеем в виду развитие логики и мышления, получение новой информации и опыта в процессе выполнения различных упражнений.

В середине 20 века известный американский врач – физиотерапевт Гленн Доман даже ввел понятие двигательного интеллекта. Он занимался вопросом раннего гармоничного развития детей и доказал на практике тесную взаимосвязь психического и физического развития. Подробно об этом Гленн Доман рассказывает в своей книге «Гармоничное развитие ребенка».

Итак, когда же нужно начинать занятия спортом?

Первые физические упражнения врачи прописывают ребенку с 2 месяцев, это зарядка и массаж. Она в основном состоит из поглаживающих движений ножек, ручек, спины, а также упражнений для укрепления мышц шеи, развития хватательного рефлекса. Она помогает упорядочить движения ребенка, еще не овладевшего своим телом.

По мере взросления и освоения новых навыков, активность ребенка возрастает. К 1 году многие дети уже начинают хорошо ходить, становятся энергичными и любознательными. Поэтому занятия развивающей гимнастикой с 1 года в спортивном зале являются отличной возможностью для физической активности малышей. Более того, они очень полезны для их здоровья и гармоничного развития. У нас в Центре занятия начинаются именно с 1 года.

Но многие родители спрашивают, зачем в таком возрасте заниматься в спортивном зале, если все то же самое можно выполнять на детской площадке. На самом деле разница колоссальная. Во-первых, на занятиях тренер подбирает детям большое количество разнообразных физических упражнений. Они выполняются под присмотром тренера. Также дети занимаются с родителями. Во-вторых, на гимнастике огромное пространство для движения, различные модули и снаряды – это полностью безопасные условия для развития двигательных навыков ребенка, даже, если он еще плохо ходит.

Если у вас нет возможности посещать гимнастический зал, то заниматься можно самостоятельно, например, на домашнем спортивном комплексе или на детской площадке, но под строгим присмотром родителей.

Предлагаем вашему вниманию различные комплексы упражнений для детей от 1,5 лет, которые можно выполнять дома или на улице.

1)Домашний комплекс упражнений для детей от 1,5 лет;

2) Комплекс упражнений во время летних каникул (от 1,5 лет);

3) Комплекс упражнений «учимся прыгать на двух ногах (от 1,5 лет)»

В качестве дополнительной активности ребенку от 1 до 2 лет полезно много гулять, ходить, ползать, лазить по ступенькам, играть в активные игры, например, копать лопаткой снег.

Важно отметить, что самый благоприятный период для накопления различных навыков – с первого года жизни и до 6 лет. Этому есть научное объяснение: в мозгу новорожденного ребенка гораздо больше нейронов, чем у взрослого человека. Если нейроны стимулировать, то они будут создавать и укреплять новые нейронные связи, в ином случае – отмирать. В возрасте до 5 – 6 лет происходит активное формирование новых нейронных связей, а лучшая их поддержка – это занятия спортом. И чем раньше начать занятия, тем больше у ребенка будет возможностей для всестороннего развития.

Поэтому нейронетипичным детям врачи в качестве терапии назначают развивающую гимнастику. Она больше всего подходит для гармоничного физического развития человека. А период с рождения и до 6 лет является наиболее продуктивным для успешной реабилитации особенных детей.

Читайте также:  Диагностика и коррекция нарушений развития ребенка

По тем же причинам врачи советуют пожилым людям вести активный образ жизни. Физическая деятельность помогает предотвратить процесс отмирания нервных клеток, тонизирует нервную систему и улучшает умственную деятельность.

Если детей лишать биологической потребности в полноценном движении, то они перестанут развиваться не только физически, но и интеллектуально. Существует ряд случаев, когда маленькие дети, лишенные на длительное время движения, становились умственно недоразвитыми.

И, напротив, дети, которые занимаются спортом с раннего детства, физически совершенны, имеют крепкий иммунитет, правильное телосложение, хорошее мышление и психику.

Какой вид спорта лучше выбрать?

Гимнастика обязательно должна быть в жизни каждого человека. Объективно, это самый гармоничный вид физической деятельности из всех существующих, поскольку она одновременно развивает все способности человека: силу, выносливость, быстроту, координацию, гибкость, а также доступна для людей любого возраста и возможностей. Гимнастикой можно заниматься хоть в 1 год, хоть в 60 лет и старше.

Плавание в плане возраста и способностей тоже универсальный вид спорта. Но, в нем есть ряд минусов: это аллергия, частые простудные заболевания, а также сложность в подготовке к тренировке: переодевание, сушка, выход распаренным на улицу, особенно зимой.

Все остальные виды спорта все равно не настолько гармонично развивают человека, как гимнастика. Кроме того, набор в любые другие виды спорта самое раннее начинается с 4 лет. А при регулярных занятиях гимнастикой с 1-1,6 лет ребенок к 4 годам будет иметь уже отличную базу физических навыков. С гимнастической подготовкой ребенок будет успешен абсолютно в любом виде спорта.

Какой физической активностью можно заменить занятия в спортивных секциях?

Полностью заменить занятия в спортивных секциях не получится, поскольку там дети получают специализированные и углубленные навыки от профессиональных тренеров. Однако в качестве хорошей дополнительной физической нагрузки можно практиковать летом: катание на беговеле, самокате (начинать можно около 2 лет), роликах, велосипеде, играть в мяч, в бадминтон, прыгать на скакалке, плавать, бегать, много гулять, ходить по пересечённой местности, заниматься на спортивных комплексах, играть на детской площадке, кататься с горок.

Зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках, горных лыжах, сноуборде, много гулять, играть на детских площадках. В идеале хорошо чередовать все эти виды активностей, в общей сложности не более 2 часов в день. Детям в возрасте 2 – 3 лет кататься на велосипеде, беговеле рекомендуется не более 1-1,5 часов в день, чтобы не перегружать позвоночник. Беговел, велосипед, самокат, ролики хорошо развивают у маленьких детей баланс и координацию движений.

Также мы составили различные комплексы упражнений, которые полезно выполнять детям от 3 лет в домашних условиях или летом.

1)Доступные гимнастические упражнения для дома (от 3 лет);

2)Комплекс упражнений во время летних каникул;

3)Гимнастика и лечение плоскостопия;

4)Формируем правильную осанку;

5)Учимся подтягиваться

Какая оптимальная физическая нагрузка для детей разных возрастов?

Если мы говорим о регулярности тренировок по гимнастике, то для детей от 1 до 3 лет заниматься нужно не менее 1-2 раз в неделю. Связано это с тем, что ребенок должен привыкать к занятиям, запоминать упражнения, вырабатывать дисциплину.

С 3 до 5 лет регулярность занятий должна составлять не менее 2-3 раз в неделю.

От 5 лет оптимальной будет регулярность занятий не менее 3 раз в неделю.

Совмещать различные виды спорта можно. Главное, чтобы у ребенка хотя бы один день был выходным.

В соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения тренировки с высокой интенсивностью для детей от 5 лет должны длиться 60 мин, 3 раза в неделю.

В целом физическая активность должна быть в жизни ребенка каждый день в общей сложности не менее 60 мин. Больше – приветствуется.

При выборе интенсивности и регулярности спортивных занятий важно наблюдать за самочувствием ребенка и не перегружать его, то есть не форсировать нагрузку. Спорт на пределе возможностей приводит к травмам.

Но также стоит учитывать, что с улучшением физической формы, у человека становится лучше выносливость, нагрузку можно увеличивать.

Рекомендуется проводить занятия не более 50 мин с высокой интенсивностью. За это время дети успевают выполнить абсолютно всё: упражнения на выносливость, силу, координацию, гибкость. Этого времени им хватает для получения хорошей всесторонней нагрузки, но при этом она не выматывает, а приносит удовольствие. Это очень важно, особенно для маленьких детей, которым важно прививать любовь к спорту!

Читайте также:  Как влияют переживания на развитие ребенка

Если гимнастикой заниматься регулярно, т.е. минимум 2 раза в неделю, то через 2-3 месяца будет заметен результат вне зависимости от возраста: это укрепление мускулатуры; формирование правильной осанки; улучшение координации движений, баланса, работы вестибулярного аппарата, и как следствие, появление уверенности в себе; улучшение гибкости и выносливости.

Особенно важно уделять внимание физической активности школьников. По статистике, более половины школьников имеют ослабленное здоровье. Среди самых распространенных проблем учащихся – частые простуды, искривление позвоночника, близорукость, гастрит, лишний вес, неврозы. Эти болезни возникают из-за ослабленного иммунитета, большой умственной и психологической нагрузки, неправильного питания, пассивного образа жизни.

Занятия спортом, сбалансированное питание и распорядок дня помогут вашему ребенку укрепить здоровье, выработать устойчивость к нагрузкам, повысить успеваемость в школе. Особенно это важно для детей младших классов, поскольку у них происходит активное взросление организма, развитие нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Спорт оказывает в этом лучшую поддержку. Однако научные исследования установили, что у 50 % детей в возрасте 7-9 лет возникает дефицит физической активности. Чем старше класс, тем больше дети стремятся пропускать уроки физкультуры, а родители часто их в этом поддерживают, не осознавая значимости физической активности для здоровья ребенка.

Источник

Оксана Протасова
Обучение детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства (методические рекомендации для воспитателей)

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении. Недостаточная двигательная активность детей ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Двигательная активность дошкольников всё больше ограничивается созданными условиями:

– особенностями северного климата (сокращаются утренние и вечерние прогулки, редко проводятся занятия по физической культуре на свежем воздухе);

– замкнутым перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;

– требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадёшь и др.);

– преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепередач, компьютерные и настольные игры, занятия изобразительной и конструктивной деятельностью и т. д);

– генетической наследственностью.

Но самая главная проблема – несмотря на то, что двигательные центры каждой группы оснащены спортивно-игровым оборудованием дети не умеют правильно организовывать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В помощь воспитателям разработаны «Методические рекомендации по организации обучения детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства».

ХОДЬБА

Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Слабый мышечный корсет. Не сформировано ощущение правильной осанки. Мышцы разгибатели развиты слабее, поэтому дети часто принимают неправильные позы (опущенная голова, сутулая спина, запавшая грудь)

Методические рекомендации:

Следить за хорошей осанкой детей. При ходьбе давать детям ориентир, для того чтобы они не опускали голову.

Чаще использовать ходьбу на носках и с предметом на голове, для формирования ощущения правильной осанки.

Давать задания, в которых изменяются темп и направление движения при ходьбе, с разным положением рук, умение чередовать ходьбу с другими движениями.

Чаще проводить упражнения в ходьбе: по песку, дорожкам с естественными поворотами, с преодолением препятствий.

Игры для самостоятельной деятельности:

– Гигантские шаги – перешагивание различными способами с коврика на коврик.

– Веселая дорожка – перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего.

– Веселые негритята – перенос мешочков с грузом на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между шнурами.

Пособия и атрибуты: Коврики, мешочки с грузом, ортопедические дорожки.

БЕГ

Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Мышечная система еще слабая. Формируется свод стопы. Координация движений в процессе формирования. Быстрое утомление.

Методические рекомендации:

Обязательно контролировать осанку детей во время бега.

Обращать внимание на согласование движения рук и ног, непринуждённость

движений.

Следить за тем, чтобы в беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног.

Недопустимо требовать сгибания рук в локтях и прижимания их к груди, что сковывает движения, плохо влияет на дыхание и кровообращение.

Читайте также:  Артикуляционная гимнастика для развития ребенка 2 года

Применять бег на короткие дистанции, чередуя его со спокойной ходьбой, при условии частого использования бега.

Игры для самостоятельной деятельности:

– Веселая дорожка – перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего.

– Займи свое место – перебегание по команде с коврика на коврик.

– Прогулка – ходьба по узкой дорожке между скакалок, по ортопедической дорожке.

– Обезьянки – хождение руками и ногами по стенке (развитие координации)

Пособия и атрибуты: коврики, скакалки, дорожки, тихий тренажер

ПРЫЖКИ

Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Формируется свод стопы, слабые связки и мышцы. Слабо развиты координаций, глазомер, чувство равновесия.

Методические рекомендации:

Особое внимание обращать на мягкое приземление, а не преодоление высоты или длины.

Лучше организовать подпрыгивание, тогда внимание ребенка не отвлекается необходимостью преодоления препятствия, а сосредоточенно на самом движении.

Широко использовать подводящие упражнения (поднимание на носках, сочетание поднимания и взмахов рук, подскоки, подпрыгивания).

Игры для самостоятельной деятельности:

– Достань ягодку – подпрыгивание, дотягивание до условной метки.

– Через кочку – перепрыгивание через мешочки с песком.

– С кочки на кочку – запрыгивание и спрыгивание на большие мешочки с песком.

Пособия и атрибуты: Тихий тренажер, мешочки с песком малые, мешочки с песком большие.

МЕТАНИЕ, КАТАНИЕ, БРОСАНИЕ

Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Слабые мышцы плечевого пояса.

Методические рекомендации:

Особое внимание на правильный замах, т. к. это не только способствует приобретению и закреплению навыка, но и укрепляет мышцы спины.

Объяснять и показывать детям правильную позу при метании, обращая внимание на исходное положение.

Уточнять некоторые элементы техники броска, ловли мяча (замедленные движения).

Игры для самостоятельной деятельности:

– Урожай в «кладовочку» – забрасывание мешочков в короб.

– Попади в цель – метание мешочков в цветные ладошки.

– Хитрый мяч – прокатывание мяча из руки в руку различными способами.

Пособия и атрибуты: Мешочки с песком, мешочки с песком, тихий тренажер, мячи большие и малые, кольцеброс, кегли.

ЛАЗАНИЕ, ПОЛЗАНИЕ, ПРОЛЕЗАНИЕ, ПОДЛЕЗАНИЕ

Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Страх высоты, слабо развитая координация движений. Продолжается развитие и совершенствование двигательного анализатора. Слабые мышцы спины. Продолжается формирование позвоночных изгибов.

Методические рекомендации:

Следить за тем, чтобы дети правильно обхватывали планку, руки держали на ширине плеч, поочередно работали обеими руками; не смотрели вниз, держались прямо.

Обращать внимание на то, чтобы дети не пропускали перекладины (чередующийся шаг).

Постепенное освоение перехода с пролета на пролет – приставной шаг.

При ползании на четвереньках обязательный последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника.

Регулярное усложнение препятствий, которые нужно преодолевать

Игры для самостоятельной деятельности:

– Паутинка – перелезание, подлезание, пролезание между натянутых шнуров.

– Достань ягодку – «лазание» по тихому тренажеру.

– Пройди по стенке – ходьба и лазание по тихому тренажеру.

– Котята – хождение на четвереньках по ортопедическим дорожкам и коврикам.

– Паравозик – пролезание на четвереньках в обручи, под препятствиями.

Пособия и атрибуты: Скакалки, шнуры, тихий тренажер, ортопедическая дорожка, коврики, обручи.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАВНОВЕСИЕ

Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Устойчивость и чувство равновесия еще только формируются.

Методические рекомендации:

Проводить упражнения в спокойном темпе, не включать соревнований на быстроту выполнения движений.

Обращать внимание на уверенность выполнения статичных поз.

Игры для самостоятельной деятельности:

– По мостику – хождение по шнурам, ортопедической дорожке, между скакалок.

– Аисты – стояние на одной ноге на мешочке с песком или на полу.

Пособия и атрибуты: Шнуры, ортопедическая дорожка, скакалки, мешочек с песком.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП МЫШЦ

Особенности развития детейстаршего дошкольного возраста: Остаются слабыми мышцы шеи, груди, поясницы, свода стопы и кистей рук.

Методические рекомендации:

Точно дозировать упражнения и применять их в разнообразных комбинациях и вариантах.

Обеспечивать избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата, отдельные группы мышц и определенные системы организма – в зависимости от конкретных задач.

Игры для самостоятельной деятельности:

– Сажаем огород – игры с ортопедической дорожкой.

– Паутинка – перелезание, подлезание, пролезание между натянутых шнуров.

Пособия и атрибуты: Шнуры, ортопедическая дорожка, мешочек с песком.

Источник