Оформить карту речевого развития ребенка

Оформить карту речевого развития ребенка thumbnail

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

1. Дата обследования _______________________________________________________

2. Фамилия, имя ребенка____________________________________________________

3. Год рождения___________________________________________________________

4. Домашний адрес_________________________________________________________

6. Жалобы родителей_______________________________________________________

7. Общая характеристика речевого развития:

лепет (в норме: с 3-4 месяцев)________________________________________________

первые слова (в норме: около года)___________________________________________

фраза( в норме: от1.5 до2-х лет)______________________________________________

использование жестов (замена речи, дополнение речи)___________________________

8. Состояния моторной сферы: а) общей моторики: НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ ПАМЯТИ; ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ; СТАТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ; ДИНАМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ; ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ; ТЕМПА; ЧУВСТВА РИТМА; ОБЪЁМА; ДВИЖЕНИЯ ВЯЛЫ; АКТИВНЫЕ; ТОЧНЫЕ; НЕТОЧНЫЕ; НЕЛОВКИЕ. – чувство ритма (простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок): темп ускорен; замедлен; нормальный; нарушает количество элементов; не нарушает – статическая координация движений (стоять одна ступня за др. в одну линию с закрытыми глазами; стоять на одной ноге с закрытыми глазами): удержание позы свободное; с напряжением; с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем руками; головой; сходит с места; делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; падает; открывает глаза; отказывается выполнять пробу. – динамическая координация (маршировать чередуя шаг и хлопок): выполняет верно; с 1 раза; со 2—3 раза; напрягается; чередование шага и хлопка не удается. -темп движений (в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук): нормальный; ускоренный; замедленный; медленный. б) ручной моторики: ПЛАВНЫЕ; ЛИШЕНЫ ПЛАВНОСТИ; ТОЧНЫЕ; НЕТОЧНЫЕ; НАПРЯЖЁННЫЕ; СКОВАННЫЕ; ТЕМП НАРУШЕН; ТЕМП НЕ НАРУШЕН; НЕ МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ЗАДАННУЮ ПОЗУ; ДВИЖЕНИЕ НЕ УДАЁТСЯ; ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ -распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении, под счет под счет до 15; -сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать; -держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе; -попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем; -упражнение «ладонь»-«кулак». 9. Состояние слуха: норма; снижение слуха 10. Общее развитие ребенка:-поведение и эмоциональная сфера: особенности коммуникативной сферы: сразу вступает в контакт; избирательно; проявляет негативизм; -адекватность эмоциональных реакций________________________________________ – устойчивость эмоциональных реакций_______________________________________

– форма: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ______________________ – цвет: нет представлений; различает; сличает; называет – схема тела: показать правую, левую руку, ногу, ухо, глаз, правой рукой показать левый глаз________________________________________________________________ – временные представления: ориентация хорошая; недостаточная; слабая (части суток, времена года, дни недели, месяцы)______________________________________ 11.Внимание: достаточно устойчивое; низкая концентрация; неустойчивое; поверхностное; быстро истощается; плохое переключение. 12. Работоспособность: достаточная; низкая; быстрая утомляемость 13. Произносительная сторона речи:ПРОСОДИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ СФОРМИРОВАНА С НАРУШЕНИЕМ голоса; темпа;дыхания;ОТКЛОНЕНИЙ НЕ ИМЕЕТ а) голос – тихий; громкий; крикливый; резкий; сиплый; назализованный; затухающий; звонкий; слабый; нормальный голос нормальной силы; сдавленный; неумение говорить шепотом б) темп речи–быстрый; замедленный; медленный; спокойный; умеренный; равномерный в) дыхание – прерывистое; верхнее; нижнедиафрагмальное; грудное; ритмичное; поверхностное, спокойное; свободное; выдох: продолжительный; плавный; слабый; сильный;, короткий; толчкообразный; речь организует: на выдохе; на вдохе. г) степень разборчивости речи–невнятная; малопонятна;маловыразительна; смазанная; не нарушена 14.Состояние артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики: а) артикуляция: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ; ВЯЛЫЕ; ПАССИВНЫЕ; присутствует ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ; САЛИВАЦИЯ; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ЗАСТРЕВАНИЕ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ; РАСТОРМОЖЕННОСТЬ; АССИМЕТРИЯ ГУБ; МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС В НОРМЕ б) губы: естественной толщины; толстые; расщепление верхней губы; послеоперационные рубцы; короткая уздечка верхней их подвижность, вибрация: («Бублик» и удержать под счёт до 5; «Хоботок»; «Заборчик», многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п») выполнение правильное; без напряжения; чрезмерное напряжение мышц; истощаемость движений; саливация; активна только правая сторона губ; только левая сторона губ; движение не удается в) челюсти: прогения (смещение нижней челюсти вперед); прогнатия; норма их подвижность: («Бегемотик»; движение челюстью вправо-влево; выдвинуть нижнюю вперед) выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; саливации; движение не удается г) прикус: физиологический; открытый передний; открытый боковой; односторонний д) зубы, их нахождение: ровные; расположены вне челюстной дуги; мелкие; редкие; кривые; отсутствие зубов; кариозные; двойной ряд зубов;нормальной величиные) твердое небо:готическое, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, норма ж) мягкое небо: отсутствует; укорочена; расщеплена; свисает неподвижно по средней линии; отклоняется в сторону; норма з) язык:массивный; вялый; напряженный; маленький; длинный;узкий; «географический»; оттянут вглубь рта; вне ротовой полости; норма и) подъязычная уздечка: короткая; эластичная; укороченная; натянутая; норма Способность переключаться с одной артикуляционной позы надругу: длительное удержание позы; замена движений; поиск артикуляции, «застревание» на одном движении; инертность движения; нарушение плавности; напряженность языка;движения языка не удаются; выполнение правильное; легко переключается с одной артикуляционной позы на другую. 15. Состояние звукопроизношения: НАРУШЕНО (искажение; отсутствие звука , замена звука, смешение звуков) а) какие звуки отсутствуют, какие заменяются: С_______ З________ Ц ________ Ш________ Ж________ Ч_________ Щ________
Л________ Р_________Й_________
Г_________ Х_________ К_________
другие____________________________________________________________________б) смягчение твердых звуков, замена мягких звуков твердыми С______ З________ Ц ________ Ш________ Ж________ Л________ Р_________
СЬ_______ ЗЬ________ ЛЬ________ РЬ_________
другие____________________________________________________________________16. Анализ и синтез звукового состава речи: сФОРМИРОВАНЫ ПО возрасту; сформированы недостаточно; В СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ; ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ГРУБО НАРУШЕН; ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАХОДИТСЯ В ЗАЧАТОЧНОМ СОСТОЯНИИ а) последовательно повторить слоги: ба-па___________ па-ба____________

Читайте также:  Речевое развитие ребенка можно разделить на

да-та___________ та-да______________

ба-па-ба___________________ па-ба-па__________________

да-та-да____________________ та-да-та__________________

са-за-са____________________ за-са-за__________________

б) выделение гласных звуков из ряда гласных, и в начале слов: астра_____________________арка___________________осень____________________ озеро_____________________ улей__________________ уши____________________ в) выделение согласных звуков из ряда согласных, и в начале слов: кот____________ суп____________ сом______________ мох_______________ г) найти картинки, в названии которых есть указанный звук: дом_________________ мост ____________________ банка___________________ д) определить место нахождения указанного звука в слове (начало, середина, конец): кот____________________________ дом_____________________________ вата____________________________ дубы____________________________ 17. Произношение слов сложного слогового состава: ВОСПРОИЗВОДИТ ПРАВИЛЬНО; СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ; ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ; ДОБАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ; ДОБАВЛЕНИЕ СЛОГОВ; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ; ГРУБО НАРУШЕНО велосипед______________________ градусник_____________________ парашют_______________________ телевизор______________________ 18. Грамматический строй речи:ИМЕЮТСЯ НАРУШЕНИЯ СОГЛАСОВАНИЯ; АГРАММАТИЗМЫ;В СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ; ФРАЗЫ НЕТ-ПОЛЬЗУЕТСЯ КОРНЕВЫМИ СЛОВАМИ а) образование множественного числа существительных: коза ______________ стул _____________ ухо ______________ дерево ____________ б) согласование слов в роде, числе, падеже (красный помидор-красные помидоры- много красных помидоров) _________________________________________________ в) образование родительного падежа множественного числа: «Чего много в лесу?» ______________«Чего много в этой комнате?»______________ г)понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: в, на,у, под, над, за, по, из, из-за, из-под д) образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: ковер__________________ сумка__________________ яблоко_________________ птица _________________ трава__________________ воробей________________ е) образование прилагательных от существительных: снег _________________ бумага _______________ стекло ____________________ мех _________________ шерсть _______________ солнце _____________________ 19. Словарь:СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ; ОГРАНИЧЕН; ВЫРАЖЕННАЯ БЕДНОСТЬ СЛОВАРЯ; ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЕ; НЕГРУБЫЕ АГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ; МНОЖЕСТВЕННЫЕ ГРУБЫЕ АГРАММАТИЗМЫ. а) назвать предметы и их действия: машина_________________________ лягушка__________________________ дерево___________________________ ворона___________________________ б) понимание слов обобщающего значения: мяч, кукла, кубики, машинка _____________________________________________ кошка, собака, корова, коза, лошадь ______________________________________ юбка, брюки, рубашка, свитер _____________________________________________ в) назови предметы по описанию: хитрая, рыжая, плутовка_______________ круглое; ароматное; твердое____________ г) подобрать признаки к предметам: (вкус, цвет, форма…) ёжик___________________ ёлка __________________ яблоко____________________ д) подбор антонимов: большой______________ холодный_________________ чистый _________________

20. Связная речь:РАССКАЗ СОДЕРЖИТ ВСЕ ОСНОВНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ЕДИНИЦЫ; ВЕРНО ПЕРЕДАЁТСЯ СМЫСЛ, НО ОТСУТСВУЮТ ОТДЕЛЬНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ ЗВЕНЬЯ; ИЗЛОЖЕНИЕ ФРАГМЕНТАРНОЕ; СОСТАВЛЕН САМОСТОЯТЕЛЬНО; ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ СМЫСЛА; НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДАЖЕ ПРИ ОКАЗАНИИ РАЗВЁРНУТОЙ ПОМОЩИ; ИЗЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ; ИЗЛОЖЕНИЕ ЛОГИЧНОЕ. – Составление предложений по сюжетной картинке – Составление рассказа по сюжетной картинке – Составление рассказа по серии сюжетных картинок – Пересказ текста – Самостоятельный рассказ

21. Речевой диагноз_____________________________________________________

22. План занятий:

1. Развитие артикуляционной моторики.

2. Расширение словаря.

3. Работа над грамматическим строением речи.

4. Развитие фонематических процессов.

5. Постановка, автоматизация, введение в речь звуков:а) свистящих____________________________________________________________

б) шипящих_____________________________________________________________

в) сонорных _____________________________________________________________

г) других звуков__________________________________________________________

6. Работа над слоговой структурой слов. 7. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. 8. Развитие психических функций: внимания, памяти, мелкой моторики.

Результаты исправления речи_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Говоря о функциональных обязанностях учителя
– логопеда, можно выделить одну очень значимую и
не менее важную обязанность, чем все остальные.
Это – оформление необходимой документации по
установленной форме. Ее ведение является одним
из существенных показателей профессионализма.

Много времени отводит логопед написанию
логопедических заключений, характеристик,
представлений, оформлению речевых карт и должен
рационально использовать своё рабочее время.

Логопед общеобразовательных школ принимает
участие в работе школьных ПМПК. Выявляя детей с
особенностями не только речевого развития, он
дает необходимые рекомендации для дальнейшего
успешного развития ребенка или направляет при
необходимости к врачу специалисту
(психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и
др.)

Чтобы не тратить дополнительного времени на
подбор необходимых фраз, специальных выражений,
формулировок в данных рекомендациях
предлагаются некоторые варианты готовых
ответов, которые упрощают заполнение документов,
сохраняя их содержательность и правильность. Это
помогает повысить свою компетентность в области
нормативно – правовых материалов, более
эффективно организовать свою работу.

В рекомендациях нет жесткой
последовательности. Они могут быть использованы
учителями – логопедами общеобразовательных и
коррекционных школ, логопедами детских
поликлиник, учителями-дефектологами, логопедами
– новичками, психологами и студентами
дефектологических и психологических
факультетов.

Заполняя документ на ребенка, необходимо знать
содержание нормативных документов, касающихся
данного вопроса, помнить о возрастных и
индивидуальных особенностях ребенка,
основываться на его диагностические данные и
учитывать результаты речевого развития.

Автор этих методических рекомендаций надеется,
что они помогут учителям – логопедам в их
повседневном нелегком труде.

Рассматриваемый аспектВарианты ответов
Данные о ходе речевого развития
  • Речевое развитие по возрасту;
  • без особенностей;
  • доречевое развитие с задержкой;
  • раннее психомоторное развитие протекало с
    задержкой;
  • в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
  • поздно начал говорить;
  • до школы проводилась коррекция
    звукопроизношения в условиях поликлиники,
    детского сада;
  • ранее психомоторное развитие с задержкой;
  • фразовая речь – с 3 лет.
Состояние и подвижность
артикуляционного аппарата
  • Анатомическое строение без аномалий;
  • не удерживает позу закрытого рта;
  • может достаточное время удерживать
    артикуляторное положение;
  • движение языка замедленные, с затруднениями;
  • основные движения языком, губами выполняет;
  • губы толстые, малоподвижные;
  • наблюдается замена движений и синкенезии;
  • язык вялый, массивный, объем движений неполный;
  • переключаемость движений нарушена;
  • тонус нормальный, активность движений
    достаточная;
  • кончик языка малоактивный;
  • при артикуляционных упражнениях мышечное
    напряжение увеличивается;
  • прикус – прогения;
  • отмечается повышенная соливация;
  • твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
  • точность выполнения движений сохранна;
  • зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется
    наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
  • мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное,
    короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
Состояние мелкой моторики
  • Движение рук неточное;
  • пробы Хеда выполняет выборочно;
  • с трудом овладевает навыками самообслуживания
    (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
  • навыками самообслуживания не владеет;
  • недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
  • произвольная моторика не сформирована;
  • ведущая рука – правая;
  • предпочитает работать левой рукой;
  • все движения выполняет правильно;
  • мышечный тонус повышен;
  • неправильно держит карандаш;
  • моторная неловкость при работе с пластилином;
  • испытывает трудности при овладении
    графическими навыками;
  • наблюдается замедленный темп письма;
Состояние общей моторики
  • Двигательно неловок, медлителен;
  • ограничен объем активных движений;
  • отстает в темпе, ритме, переключаемости
    движений;
  • испытывает трудности при имитации движений
    “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и
    т.д.;
  • мышцы быстро утомляются при функциональных
    нагрузках;
  • отмечаются трудности при выполнении упражнений
    на динамическую организацию движений;
  • замен движений и синкенезий не наблюдается;
Понимание речи
  • Речь окружающих понимает в пределах уровня
    интеллекта;
  • понимание речи затруднено;
  • выполняет задания по словесной инструкции;
  • нуждается в неоднократном повторении задания;
  • с опозданием реагирует на обращение учителя;
  • речь окружающих выполняет выборочно, с
    неточностями;
  • понимание речи связано с незнанием русского
    языка.
Звукопроизношение
  • Имеются недостатки произношения;
  • нарушено произношение звуков …;
  • дефектно произносит оппозиционные звуки;
  • недостатки произношения звонких согласных
    (оглушение);
  • изолированно все звуки произносит правильно, но
    при увеличении речевой нагрузки наблюдается
    общая смазанность речи;
  • отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения
    характера стертой формы дизартрии.
Фонематические процессы
  • Фонематический слух недостаточно сформирован;
  • фонематический синтез сформирован, правильно
    производит слова из последовательно названных
    звуков;
  • фонематические представления сформированы,
    правильно придумывает слова на заданные звуки,
    отбирает картинки;
  • затрудняется придумать слово на заданный звук;
  • слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
  • неправильно дифференцирует слова: бочка –
    почка, малина – Марина;
  • фонематическое восприятие, фонематический
    анализ и синтез в основном сформированы;
  • при выполнении более сложных форм
    фонематического анализа наблюдаются
    значительные трудности;
Владение звуко – буквенным анализом и
синтезом
  • Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза
    недостаточно сформированы;
  • допускает ошибки при определении количества
    звуков в слове;
  • имеются затруднения в определении количества и
    последовательности звуков;
  • определение места звука в слове сформировано;
  • место звука по отношению к другим звукам
    определяет не всегда верно;
  • имеются затруднения при определении количества
    и последовательности звуков на более сложном
    речевом материале;
Воспроизведение слов сложного
звукового состава
  • Не удерживает полную слоговую структуру
    многосложных слов, особенно со стечением
    согласных;
  • количество слогов в многосложных словах
    определяет неправильно;
  • переставляет слоги местами;
  • слова сложного звукового состава воспроизводит
    правильно.
Темп,

внятность речи,

характеристика голоса и дыхания

  • Темп высказываний замедленный;
  • речь неразборчивая, маловыразительная,
    невнятная, малопонятная для окружающих;
  • звуки произносятся нечетко;
  • голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный,
    хриплый;
  • дыхание свободное, затрудненное, поверхностное,
    неглубокое, неровное);
  • темп и ритм речи в пределах нормы;
  • словесное ударение употребляет правильно;
  • интонационная речь недостаточно выразительна.
Проявления заикания
  • Не заикается;
  • иногда повторяет первый слог в словах, сложных
    по структуре или семантике;
  • наличие судорог (дыхательных, голосовых,
    артикуляционных);
Словарный запас
  • Объем словарного запаса соответствует
    возрасту;
  • словарь беден, неточен, ограничен обиходно –
    бытовой тематикой;
  • не всегда точно использует слова;
  • испытывает трудности при подборе антонимов,
    синонимов, однокоренных слов;
  • в речи чаще применяет имена существительные,
    глаголы, местоимения, реже – прилагательные,
    наречия;
  • не понимает значения многих слов и допускает
    многочисленные ошибки в их употреблении;
  • часто использует слова не по назначению;
  • допускает смешение слов по смыслу и по
    акустическому сходству;
  • страдает понимание и употребление обобщающих
    понятий.
Грамматический строй
  • Недостаточно сформирован для данного возраста;
  • в речи отсутствуют сложные синтаксические
    конструкции;
  • допускает многочисленные ошибки в предложениях
    простых синтаксических конструкций;
  • имеется несогласование слов во фразе,
    аграмматизмы;
  • неправильно употребляет предлоги, падежи;
  • имеются ошибки при преобразовании имен
    существительных во множественное число;
  • в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
  • допускает ошибки в употреблении сложных
    предлогов;
  • имеются ошибки в согласовании прилагательного
    и существительного в косвенных падежах (семь
    карандашов, на зелеными деревьев);
  • допускает ошибки в согласовании
    прилагательного и существительного среднего
    рода в именительном падеже, а также в косвенных
    падежах;
  • есть аграммматизмы при образовании
    прилагательных от существительных (сливочное
    варенье, волчачий хвост).
Связная речь
  • Наблюдается недостаточное развитие связной
    речи;
  • в пересказах наблюдаются пропуски и искажения
    смысловых звеньев, нарушение последовательности
    событий;
  • неотчетливо произносит слова;
  • оречевление затруднено;
  • при ответах пользуется фразой несложной
    конструкции;
  • наблюдается высокий уровень речевого развития;
  • опыт речевого общения беден;
  • самостоятельно высказаться затрудняется;
  • устная форма речи недостаточно сформирована.
  • грубое недоразвитие связной речи (1–2
    предложения вместо рассказа).
Письмо
  • Имеются многочисленные ошибки разного
    характера;
  • испытывает трудности при овладении письмом и
    чтением (т.к. имеется большое количество
    специфических – дисграфических ошибок на фоне
    большого количества разнообразных других);
  • при списывании наблюдаются единичные ошибки;
  • при письме под диктовку допускает большое
    количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др.,
    пропуски, добавления, пропуски предлогов,
    слитное написание слов).
Чтение
  • Способ чтения побуквенно – слоговой;
  • чтение замедленное, послоговое, словами;
  • понимание прочитанного с неточностями;
  • чтение послоговое, простые слова читает
    целостно;
  • делает запинки при чтении многосложных слов;
  • чтение с большим количеством ошибок (пропуск
    букв, слогов, усечение слова, наращивание,
    угадывание окончаний, смешение оптически
    сходных букв, аграмматизмы и др.);
  • не отвечает на вопросы по тексту;
  • при чтении слова произносит неотчетливо.
Координация и пространственная
ориентировка
  • Нечеткая координация движений;
  • затрудняется определить правую, левую сторону;
  • зрительно – пространственные представления
    сформированы недостаточно;
  • причинно – следственные связи (отношения)
    выстраивает только с помощью взрослого;
  • неправильно располагает написанное на листе
    бумаги;
  • схема тела не сформирована;
  • правильно определяет части тела.
Дополнительные сведения (краткая –
психолого – педагогическая характеристика)
  • Ошибки часто обусловлены невнимательностью,
    импульсивностью;
  • охотно принимается за выполнение заданий не
    дослушав объяснения;
  • легко заинтересовывается, но быстро охладевает
    к работе;
  • имеет стойкую неуспеваемость по основным
    предметам;
  • испытывает трудности при усвоении материала по
    русскому языку;
  • внимание неустойчивое, часто отвлекается;
  • значительно снижен объем кратковременной и
    долговременной памяти;
  • с трудом овладевает необходимым объемом знаний;
  • запас знаний и представлений об окружающей
    действительности значительно снижен;
  • инструкции по выполнению задания требуется
    повторять неоднократно.
Логопедическое заключение
  • Показаний для занятий на логопункте нет;
  • фонематическое недоразвитие речи;
  • общее недоразвитие речи;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи;
  • нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР;
  • недоразвитие фонематического слуха и
    фонематического восприятия;
  • лексико-грамматическое недоразвитие;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения,
    дислексия и дисграфия;
  • сложная форма дисграфии (акустическая
    дисграфия, дисграфия на почве нарушения
    языкового анализа и синтеза);
  • имеется нерезко выраженная дисграфия;
  • аграмматическая дислексия и дисграфия;
  • фонематическая дислексия, дисграфия на почве
    нарушения языкового анализа и синтеза;
Основные причины трудностей усвоения
учебного материала
  • Нарушение работоспособности в связи с
    повышенной утомляемостью или вследствие
    соматической ослабленности;
  • трудности адаптации в школьном учреждении;
  • нарушение моторики в виде недостаточной
    координации движений;
  • незрелость эмоционально – волевой сферы;
  • педагогическая запущенность вследствие
    неблагоприятных социальных условий ребенка;
  • гиперопека родителей;
  • недостатки внимания, эмоционально-волевой
    регуляции, самоконтроля;
  • двигательная расторможенность,
    гиперактивность;
  • ограниченный запас знаний и представлений об
    окружающем мире и т.д.;
  • трудности начались со второго полугодия, после
    болезни;
  • недостаточное понимание учебных заданий,
    указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными терминами,
    понятиями;
  • слабо развито словесно-логическое мышление;
  • недостаточное развитие связной речи;
  • трудности формирования учебных умений
    (планирование предстоящей работы; определение
    путей и средств достижения учебной цели;
    контролирование деятельности; умение работать в
    заданном темпе);
  • невротические и неврозоподобные состояния
    (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.)
Результаты речевого развития
  • Динамика речевого развития незначительная;
  • при положительной динамике развития выпущен из
    группы;
  • рекомендовано продолжить занятия с логопедом;
  • динамики в развитии не наблюдается;
  • логопедические занятия посещал нерегулярно,
    материал усвоен выборочно, динамика развития
    ребенка незначительная.
Рекомендации
  • Диагностическое обследование ребенка и сбор
    данных;
  • избегать интеллектуальные и психологические
    нагрузки;
  • ребенок нуждается в индивидуальном подходе и
    постоянном контроле со стороны взрослых;
  • перед объяснением нового материала проводить
    пропедевтические упражнения;
  • в целях компенсации и выравнивания недостатков
    физического, психического и речевого развития,
    избегая перегрузок, рекомендуется повторный
    курс обучения (или обучение в специальной
    коррекционной школе);
  • систематизировать, расширять и уточнять
    имеющиеся учебные знания и сведения об
    окружающем мире;
  • пополнение и уточнение имеющихся знаний;
  • систематизация умения и навыков;
  • рекомендуется консультация у специалистов…;
  • во избежание “школьной неуспешности”
    рекомендовано посещение школы с 7 летнего
    возраста;
  • рекомендован дополнительный отдых;
  • уменьшение интеллектуальной и эмоциональной
    нагрузки;
  • посещение занятий с психологом и логопедом;
  • устранение пробелов в имеющихся знаниях;
  • довести до необходимого уровня учебную
    деятельность;
  • стимулировать самооценку;
  • создание возможности выбора…;
  • повышение личной ответственности;
  • создание благоприятной обстановки в классе,
    дома и т. д.;
  • оказание помощи в обретении веры в свои силы;
  • рекомендован повторный курс обучения;
  • проведение дополнительного обследования с
    целью определения ребенка на дальнейшее
    обучение с учетом его уровня развития;
  • восполнение пробелов в имеющихся у него знаний;
  • ребенку необходим поэтапный контроль и частая
    смена видов деятельности;
  • для развития мотивации желательно
    использование занимательного материала, видов и
    приемов заданий, вызывающих интерес учащихся,
    создание ситуации “успеха”;
  • единство требований к ребенку учителя,
    логопеда, психолога и родителей.
Читайте также:  Уровни языкового развития ребенка

Источник