Одним из показателей развития ребенка является разница между тем

Одним из показателей развития ребенка является разница между тем thumbnail

Основные понятия:

Психическое развитие, рост, факторы развития, периоды развития, возрастной кризис, наследственность, врожденность, социализация, переформированный и не переформированный тип развития, движущие силы психического развития, закономерности и условия возрастного развития, зона ближайшего и актуального развития, сензитивный период.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

1. Понятие о процессе психического развития и его закономерностях.

2. Факторы психического развития ребенка.

3. Движущие силы психического развития в онтогенезе.

4. Проблема соотношения психического развития и обучения.

Вопросы для обсуждения:

1. Из анализа, каких основных составляющих складывается полноценная возрастная, психологическая характеристика развития ребенка?

2. Какова роль генетической и средовой обусловленности в психическом развитии ребенка?

3. Какая из существующих точек зрения на соотношение обучения и развития вами больше всего разделяется? Обоснуйте свой выбор.

4. Каково понимание движущих сил психического развития в отечественной психологии?

5. В чем заключается теоретическое и практическое значение феномена «зоны ближайшего развития»?

6. В чем суть развивающего обучения? Какое обучение нельзя назвать развивающим?

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. С. 13-15, 21-33.

2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. М.В. Гамезо. -М., 1984. С. 47-55.

3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений в 6 томах. -М., 1983. т.3

4. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. -М., 1978. С. 4-10.

5. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. // Избранные психологические произведения. -М., 1986. С 223-258.

6. Запорожец А.В. Условия и движущие силы психического развития ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. -М., 1981. С. 7-10.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. -М., 1996. С. 10-27.

8. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. -М., 1981. С. 509-538.

9. Равич-Щербо И.В. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека. -М., 1988.

Практическое задание:

1.О каких важных фактах и явлениях психического развития идет речь в приведенных кратких описаниях?:

а) одним из показателей развития ребенка является разница между тем, что он может сделать с помощью взрослых, их указаний, поправок и т.д., и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности;

б) в последние годы дети, как показывают исследования и антропометрические исследования, растут быстрее, чем несколько десятилетий назад;

в) для развития речи наиболее благоприятным является период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков – младший школьный возраст, для формирования абстрактно – теоретического мышления – 15 – 20 лет.

2.Проанализируйте следующие высказывания и определите, на каких позициях стоят авторы в вопросе о психическом развитии человека:

а) дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми, даже без особого обучения, в то время как дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения;

б) все люди с обыкновенной, нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями, воспитание делает нас тем, чем мы являемся.

3.Решите следующую психологическую задачу:

Накануне 1 сентября Мише исполнилось 6 лет 9 месяцев. Он не пошел в школу и остался в детском саду. Виктору и Сергею исполнилось 7 лет, и они пошли в школу. Все мальчики одинаково развивались. Через год было выявлено, что развитие Вити и Сергея было значительно выше, чем Миши. При сравнении психического развития мальчиков, посещавших школу, более высокие показатели были у Виктора.

Одним из показателей развития ребенка является разница между тем

Назовите возможные причины разного психического развития этих трех мальчиков, при условии, что они не болели, и их физическое развитие было примерно одинаковым.

4.Раскройте сущность одной из закономерностей психологического развития на основе различных примеров.

5.Решите следующую психологическую задачу:

Из разговора двух мам. Одна из них с тревогой говорит: «Я слышала, что у ребенка к шести годам пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в 5 лет читают. Я все жду, а Данил ни интереса, ни желания учиться не проявляет, хотя ему уже скоро в школу».

Какой фактор, влияющий на развитие ребенка, не был учтен мамой? Какого рода рекомендации можно ей дать?

Источник

Сензитивные периоды развития, согласно Б. Г. Ананьеву, – это периоды повышенной восприимчивости ребенка к внешним воздействиям, особенно к воздействиям процесса обучения и воспитания, т. е. социального формирования интеллекта и личности. Так, в два-три года дети наиболее готовы к овладению речью, в пять-семь лет – чтением; в пятилетнем возрасте они особенно чувствительны к восприятию фонематических конструкций.

В отечественной психологии одним из первых определил данное явление Л.С. Выготский. Он писал о сензитивных периодах: «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития». Поскольку Л. С. Выготский отождествлял сензитивность и оптимальный срок обучения, он всячески подчеркивал наличие границ сензитивности.

Н.С. Лейтес в многосторонних исследованиях обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сензитивные периоды психического развития. Он убедительно показал, в частности, что сензитивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются вундеркинды; одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Автор показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сензитивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности.

Читайте также:  Развитие речи и речевого общения у ребенка дошкольного возраста

Д.Б. Эльконин обозначил младший подростковый возраст как сензитивный период для перехода учебной деятельности на более высокий уровень развития.

И.П. Волков младший школьный возраст описывает как сензитивный период для развития творческих способностей.

ГЛОССАРИЙ

  1. Акселерация

  2. Внеситуативно-личностное общение

  3. Внеситуативно-личностное общение

  4. Внеситуативно-познавательное общение

  5. Внеситуативно-познавательное общение

  6. Генотип

  7. Движущие силы психического развития

  8. Закономерности психического развития

  9. Зона ближайшего развития

  10. Инфантилизм.

  11. Метаморфозы развития

  12. Наследственность

  13. Неравномерность развития

  14. Психическая депривация

  15. Психическая депривация

  16. Психическая депривация

  17. Психологический инфантилизм

  18. Ретардация

  19. Сензитивный период развития

  20. Ситуативно-деловое общение

  21. Ситуативно-личностное общение

  22. Ситуативно-личностное общение

  23. Социальная среда

  24. Уровень актуального развития

  25. Учебная деятельность

  26. Фактор психического развития

  27. Физиологический инфантилизм

  28. Цикличность развития

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ (выполняются в тетради для КСР)

  1. Выпишите в конспект определения понятий, которые указаны в глоссарии.

  2. Составьте схему, отражающую факторы психического развития. В схеме укажите теории психического развития, которые раскрывают значение каждого из указанных вами факторов психического развития.

  3. Заполните таблицу, отражающую движущие силы психического развития в форме противоречий.

Противоречия

Пример проявления противоречия

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольный возраст

1.

2.

3.

  1. Составьте схему, отражающую закономерности психического развития.

  2. Что представляет собой неравномерность психического развития?

  3. Заполните таблицу, характеризующую неравнометность психического развития.

Вид неравномерности ПР

Причины

Последствия

Биологические

Социальные

1.

2

3

  1. Используя материалы в приложении А, заполните таблицу, которая отражает возрастную специфику психической депривации ребенка.

Возраст

Причины

В чем проявляется

Последствия

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольный возраст

  1. Заполните таблицу, отражающую значение деятельности в психическом развитии человека.

Вид

деятельности

Развитию чего в психике человека способствует

Возраст, в котором деятельность является ведущей

Игровая

Учебная

Трудовая

Учебная

Общение

  1. Укажите, чем отличается ситуативно-личная форма общения от внеситуативно-личностной?

  2. Заполните таблицу

Форма общения

(по М.И. Лисиной)

Ее значение для психического развития ребенка

Возрастной период

1.

2.

3.

4.

  1. Составьте схему, отражающую основные линии психического развития.

  2. Заполните таблицу, содержащую характеристику точек зрения ученых на соотношение обучения (О) и развития (Р).

Точка зрения на соотношение О и Р

Основные положения

Ученые

Особенности организации обучения педагогами, придерживающимися этой точки зрения

Какой точки зрения на соотношение обучения и развития придерживаетесь вы? Обоснуйте свое мнение.

  1. Составьте таблицу, характеризующую уровень актуального и зону ближайшего развития ребенка конкретного возраста.

Зона ближайшего развития

Уровень актуального развития

Как это могут учитывать в процессе воспитания и обучения детей учителя, воспитатели и родители

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

  1. Приведите не менее 4 примеров сензитивных периодов психического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984.

  2. Выготский, Л.С.Проблемы возраста / Л.С. Выготский: Хрестоматия по детской психологии. – М., 1996.

  3. Выготский, Л.С.Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М., 1984.

  4. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 288 с.

  5. Коломинский, Я. Л.Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Панько. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.

  6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М., 1999.

  7. Мухина, В.С.Детская психология / В.С. Мухина. – М., 1985.

  8. Немов, Р.С.Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. – М., 1995.

  9. Обухова, Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 1995.

  10. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2005

  11. Сапогова, Е.Е.Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М., 2001.

  12. Сорокоумова, Е.А.Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сорокоумова. – СПб., 2006.

  13. Чеховских, М.И. Психология / М.И. Чеховских. – Мн., 2003.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ(выполняются в тетради для КСР)

  1. Соотнесите между собой психологические феномены, приведенные в правой колонке с описанием этих феноменов в левой колонке. То есть укажите, какой психологический феномен раскрывается в каждом из примеров.

Психологические

феномены

Примеры

Ведущий вид

деятельности

  1. Одним из показателей развития ребенка является разница между тем, что он может сделать с помощью взрослого, его указаний, поправок, и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности

Сензитивный

период развития

  1. В различные возрастные периоды основные психологические новообразования зависят от какого-то одного вида деятельности. В этом виде деятельности также возникают, формируются и перестраиваются многие психические процессы

Биологический фактор развития

  1. В последние годы многие дети, как показывают наблюдения и анропологические исследования, растут и развиваются быстрее, чем несколько десятилетий назад

Акселерация

  1. Для развития речи наиболее благоприятным является период от 1 года до 5 лет, для формирования многих деятельностных навыков – младший школьный возраст, для формирования математического мышления – возраст 15-20 лет

Зона ближайшего развития

  1. Дети, которые унаследовали гены хороших умственных способностей, станут высокоинтеллектуальными людьми даже без особого обучения. Дети, которым не посчастливилось в отношении генов, не смогут извлечь пользу даже из самого лучшего обучения

  1. Соотнесите пословицы с факторами психического развития, которые они раскрывают.

Пословицы

Фактор психического развития

Яблоко от яблоньки недалеко падает

1.Социальный

Сын то мой, да ум у него свой

2.Биологический

Умел дитя родить, умей научить

3.Активность личности

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

  1. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Это закон:

  1. метаморфозы;

  2. оптимального развития;

  3. развития высших психических функций;

г) неравномерности возрастного развития.

  1. Цикличность, неравномерность, «метаморфозы», «сочетание процессов эволюции и инволюции» – это … психического развития, установленные Л.С.Выготским.

а) закономерности;

б) функции;

в) характеристики;

г) движущие силы.

  1. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются:

Читайте также:  Арта развития речи ребенка

а) зоной актуального развития;

б) зоной ближайшего развития;

в) зоной перспективного развития.

6. … не относится к факторам психического развития

а) среда;

б) интеллект;

в) активность;

г) наследственность.

7. … деятельность определяется основными изменениями в личности и новообразованиями в познавательной сфере ребенка на определенном возрастном этапе

а) игровая;

б) учебная;

в) социальная;

г) ведущая.

  1. … определил, что в ведущей деятельности возникают элементы той деятельности, которая станет ведущей на следующем возрастном этапе

а) Б.Д. Эльконин;

б) Л.С. Выготский;

в) А.Н. Леонтьев;

г) В.П. Слободчиков.

9. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенное влияние согласно … подходу к психическому развитию.

а) социогенетическому;

б) двухфакторному;

в) биогенетическому;

г) психогенетическому.

10. Основные изменения школьного возраста (по Л.С. Выготскому) – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением:

а) развитию;

б) обучению;

в) воспитанию;

г) научению.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Статья:

Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении проблем ее становления – принцип развития. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап развития от других периодов детства.

Характерной психологической чертой ребенка в раннем возрасте является ситуативность поведения. Для малыша одного- двух лет интересно преимущественно то, что находится в поле его зрения. Каждый предмет, попадающийся ребенку на глаза, как магнитом притягивает его к себе. При этом он не просто разглядывает предмет, а стремится сразу же действовать с ним. В этом возрасте восприятие и действие неразрывно связаны. Окружающие предметы как будто сами манят малыша, чтобы он открывал их, переворачивал, катал или бросал.

Мышление в этом возрасте протекает не в отвлеченной форме, а в форме действий с предметами, которые ребенок непосредственно воспринимает, которые он держит в руках. Малыш еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, познание окружающего мира осуществляется им путем практических действий с предметами. Такое мышление психологи называют наглядно-действенным .

Еще одна характерная черта психики ребенка раннего возраста – особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Своеобразие отношения маленьких детей к окружающему заключается в его страстности, импульсивности, в неустойчивости эмоций. И природа, и люди, и вещи – все привлекает и манит к себе малыша, все восхищает его, пробуждает в нем эмоциональный резонанс. Как радостно бросается ребенок к новой игрушке или включается в уже известную интересную игру. Он оживленно перебирает игрушки, восторженно восклицает, разглядывая их, настойчиво показывает взрослому, стремясь разделить с ним свое удовольствие. Расставание с любимой игрушкой также вызывает взрыв чувств. То же самое происходит и при встрече или разлуке с близкими. Малыш отчаянно плачет, расставаясь с мамой, и с радостными возгласами бросается к ней, едва увидев ее. Все чувства детей этого возраста выражаются во всей полноте их переживания.

Следует помнить, что для нормального развития чувств ребенка большое значение имеет то, свободно ли он выражает их, или же “уходит в себя”, сдерживает свои эмоции. Если взрослые постоянно подавляют эмоции и чувства малыша, его инициативу в проявлении желаний, это может привести к появлению апатии или, напротив, агрессивных проявлений.

На протяжении раннего возраста поведение ребенка постепенно преобразуется: оно становится все более произвольным и целенаправленным. К трем годам он уже может долго, сосредоточенно заниматься одним делом, например, разглядывать картинки в книжке, показывая на них пальчиком и называя изображения, настойчиво добиваться цели: путем долгих проб открыть коробку со сложным запором, завести машинку. Ребенок все чаще решает умственные задачи не только в ходе непосредственного действия с предметами, но и во внутреннем плане.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности.

Развитие трехлетнего ребенка имеет свои закономерности и особенности. Также необходимо отметить, что этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному. К трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи.

Характерными особенностями развития речи трехлетнего ребенка является начало интенсивного формирования грамматической структуры предложений. В это время слова становятся зависимыми составными частями предложения, и таким образом осуществ­ляется переход к флексивной речи. Одновременно отмечаются сохранение и услож­нение предложений, состоящих из цепочки неизменяемых слов.

Ребенок от 2,5 до 3 лет еще не может следовать сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора («когда будет красный огонек, то нажмешь на мячик, а когда будет зеленый – не будешь нажимать»). Толь­ко к 3,5-4 годам ребенок может выполнить подобную задачу по предварительной ин­струкции, отвлекаясь от случайных влияний.

К трем годам складываются разнообразные харак­теристики мыслительной деятельности, такие, как способность к обобщению и ши­рокому переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели. В развитии мыслительной способности важную роль играют речь и практическая де­ятельность ребенка.

Психическое развитие в процессе непосредственного практического взаимодей­ствия с объектами внешнего мира позволяет ребенку не только накапливать разно­образную и все более усложняющуюся информацию, но и становиться субъектом по­знавательной и практической деятельности. В преддошкольном возрасте закладыва­ются существенные компоненты субъективной структуры деятельности в виде способов ее осуществления, которые на начальном этапе включают элементарные орудийные и неспецифические манипулятивные действия с предметами. Другой су­щественный компонент субъекта деятельности, заключающийся в программирова­нии и реализации намеченных последовательных действий для достижения цели, также начинает возникать в преддошкольный период в связи с усвоением и выполне­нием элементарных инструкций взрослых, в которых в качестве цели выступает пер­цептивный эффект (например, зажигание лампочки). Эту начальную форму можно рассматривать как объектно-субъектную, поскольку проявление самостоятельности ребенка есть результат его непосредственного сотрудничества со взрослыми. Но со­циальное формирование человека не ограничивается генезом субъекта общения, по­знания и практической деятельности. Оно проявляется также в том, что в преддо­школьном возрасте создаются предпосылки для развития личности .

Читайте также:  Развитие глубоко недоношенного ребенка по месяцам таблица

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходя они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, благодаря которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни .

Формирование личности в раннем возрасте связано со станов­лением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, от­кликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением «Я». В период времени от года до трех лет происходит пре­вращение ребенка из существа, уже ставшего субъектом, то есть сделавшего первый шаг на пути формирования как личности, к сущест­ву, осознающему себя как личность. Именно в этом возрасте возни­кает упомянутое выше психологическое новообразование «Я».

Свои возможности и собственные качества личности ребенок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двух­летние дети умеют уже подчинять поведение других людей своим требованиям, осознают свои возможности в оказании влияния на них, демонстрируя при этом определенные волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения «мне», «ты», по-видимому, осознавая различие между собой и окружающи­ми людьми. К трем годам у детей появляется представление о мыш­лении как о процессе, происходящем в их голове и скрытом от окру­жающих людей. На третьем году жизни, выполняя какое-либо дей­ствие, ребенок описывает его, причем чаще то, что делает сам, а не другие люди.

С появлением самосознания постепенно развивается способ­ность ребенка к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека [18]. После полутора лет от рождения у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека, об­нять, поцеловать его, дать ему игрушку или что-либо вкусное. Пси­хологическое состояние другого человека способны понять уже двухлетние дети.

В период от полутора до двух лет детьми начинают усваиваться нормы поведения, например, необходимость быть аккуратным, сдер­живать свою агрессию, быть послушным. При соответствии собственного поведения заданной извне норме дети испытывают удов­летворение, а при несоответствии – огорчаются. Примерно к концу второго года жизни многие дети явно переживают, если им поче­му-то не удается выполнить какое-либо требование или просьбу взрослого.

При переходе со второго на третий год жизни открывается воз­можность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств – потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним проявлением этой потребности у детей яв­ляется приписывание ребенком своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам, например прила­гаемым усилиям. Другой признак наличия этой потребности – характер объяснения ребенком успехов и неудач других людей. Для того чтобы подняться на эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь объяснить свои успехи ссылка­ми на собственные психологические качества и способности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка.

Еще один показатель развития мотивации достижения успехов у детей представляет собой способность ребенка различать задания разной степени трудности и осознавать меру развития собствен­ных умений, необходимых для выполнения этих заданий. Наконец, четвертый показатель, обычно свидетельствующий уже о достаточно высокой развитости у ребенка когнитивной сферы, сориентирован­ной на достижение успехов, представляет собой умение различать способности и прилагаемые усилия.

Таким образом, к трем годам складываются разнообразные характеристики мыслительной деятельности, такие, как способность к обобщению и широкому переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели.

К особенностям развития ребенка в возрасте трех лет можно отнести следующее:

– этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному;

– к трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи;

– особенностями развития речи трехлетнего ребенка является начало интенсивного формирования грамматической структуры предложений;

– ребенок от 2,5 до 3-х лет еще не может следовать сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора;

– складываются разнообразные харак­теристики мыслительной деятельности.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник