Очень полезно для развития речи у ребенка
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь — показатель правильного развития ребенка.
Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.
1. Пойте песни малышу в течение дня
(детские и взрослые).
С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.
Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки
2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.
Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…
Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.
3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.
Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:
– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»
И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.
4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра).
Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.
5. Играйте в ритмические музыкальные игры.
Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.
Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.
6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух.
Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.
7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку.
Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:
Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!
8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики.
Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано (подробнее об этой взаимосвязи можно прочитать в заметке на сайте “Галки-Игралки”) Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.
Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:
- игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
- рисование и письмо
- аппликация и лепка
- игры с пуговицами и петельками
- игры с ленточками
- игры-шнуровки
- игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
- игра на клавишных инструментах
- простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками)
- игры с прищепками
9. Сочиняйте свои стихи и рассказы
(для мам деток от 1,5 лет).
Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»
10. Играйте в пальчиковые игры.
Пальчиковые игры — это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:
Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!
И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.
Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.
Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой. Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)
Веселых игр и радостного общения вам с малышом!
P.S. Если статья была для Вас полезной, оставьте Ваши комментарии внизу страницы и расскажите, пожалуйста, об этой статье вашим друзьям, нажав социальные кнопки. Спасибо Вам!
Другие интересные статьи:
- Как найти контакт с ребёнком? »
- 30 способов спросить ребёнка «Как прошёл твой день в школе» так, чтобы ребёнок вам ответил. »
- Что делать, когда ребёнок капризничает? »
- Как помочь ребёнку быть самостоятельным? »
- Фильм «Мел». Этот короткий фильм трогает до слёз! »
- 4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду »
- Как правильно делать замечания ребенку? »
- Как научить ребёнка читать в игре? Советы эксперта »
- Как за 30 минут в день улучшить Ваши отношения с ребёнком? »
- 60 простых способов стать ближе к своему ребенку »
- К полному списку статей »
Источник
Речь ребенка активно развивается в возрасте от двух до пяти лет. Однако важно понимать, что основы речевого развития закладываются намного раньше, практически с первого крика младенца. О том, что происходит с малышом на каждой ступени его взросления и что могут делать родители, чтобы развивать речь (даже не отвлекаясь от повседневных занятий), рассказывает член Ассоциации родителей и детей с дислексией логопед Екатерина Савина.
Возраст: от 0 до 3 месяцев
С рождения и до трехмесячного возраста крик — единственный способ общения малыша с внешним миром. Это способ сообщить «мне страшно, холодно, больно», «я боюсь», «я рассердился», пожаловаться, позвать на помощь.
Главной помощью для малыша здесь будет сосредоточенность мамы на собственных ощущениях. Вы можете точно услышать, как сейчас кричит ваш ребенок? Что он пытается вам сообщить интонациями своего крика? Если вы сумеете распознавать эмоции ребенка, вам будет намного проще принимать решение сейчас и налаживать взаимоотношения в будущем. Мама учится слушать и слышать ребенка, и позже за его криком, в том числе в истерике, сможет распознать знакомые нотки и решить проблему.
Возраст: от 1,5 до 3–4 месяцев
Малыш начинает гулить. Он готов делить с вами не только отрицательные, но и положительные эмоции. Гуление — способ эмоционального взаимодействия с взрослым.
Самое лучшее, что вы можете сделать на этой стадии доречевого развития, — максимально расширить свой вокальный и мимический репертуар. Ребенок смотрит на ваше лицо и слышит ваш голос: все положительные эмоции стоит отыгрывать с полной отдачей, как будто за вами наблюдает огромный зрительный зал, а вовсе не один восхищенный взгляд.
Вряд ли стоит пытаться подменить живое родительское участие аудиокнигами, мультфильмами или телевизором. Да, малыш удержит внимание на яркой картинке или прислушается к звуку, но он не получит ответных эмоций. А именно в них кроется основа коммуникативного развития.
Возраст: 5–6 месяцев
В этом возрасте гуление сменяется лепетом. Малыш активно подражает взрослому, познает окружающий мир и начинает понимать уже не интонации и ситуацию, но и слова близких людей. Именно в это время важно сопровождать речью все, что происходит с вами и ребенком в течение дня. Чем больше малыш слышит (и обрабатывает!) речевых образцов, тем легче ему усваивать структуру родного языка. И здесь поистине неоценима помощь фольклора: вспомните, пожалуйста, все потешки, присказки, поговорки и сказки, которые слышали в детстве. Чем больше их будет в вашем обиходе, тем лучше. А если сопровождать речь движением и сериями движений (знаменитые «сорока-ворона» или «ладушки»), то вы значительно поможете активизации лепета малыша.
Не относитесь к лепету как к «ненастоящей» речи, «птичьему языку». Ребенок осваивает закономерности функционирования языка, ему важно попробовать свои силы. Если вы слышите «па-па-па-па-па», не воспринимайте это как «папа», не форсируйте события. Лучше присядьте, поймайте взгляд малыша и повторите за ним «па-па-па-па-па». А потом добавьте «та-та-та» или «пу-пу-пу».
Будьте одновременно отражением и катализатором. Повторите интонацию малыша и добавьте свою. Даже короткий диалог в процессе приема пищи или умывания будет очень полезным.
Возраст: 1,5–2 года
В возрасте от полутора до двух с половиной лет мы ждем появления у ребенка фразовой речи. Простая фраза «мама, ам», «дай пить», «хочу гулять» появляется на фоне достаточно хорошего понимания обращенной речи. И, как правило, это первый шаг к настоящему прорыву, тому самому, который мы называем бурным развитием речи. Практически каждый день у малыша появляются новые слова и фразы, новые идеи и мысли. Это очень непростой с точки зрения безопасности и родительского отдыха период. Но расслабляться нельзя: слишком много в дальнейшем развитии зависит от того, что происходит с ребенком в период от двух до пяти.
Для развития речи дома и на улице есть масса возможностей.
- Звук
Прислушивайтесь ко всему, что вас окружает. Соревнуйтесь, кто услышит больше. Кто сможет определить направление звука. А его источник? Играйте вместе с ребенком: остановитесь, замрите на несколько секунд и «обратитесь в слух». Так малыш научится не только слышать, но и слушать.
- Слово
Попробуйте придумать «игры со словами на каждый день». Например, семья собирается обедать. Обсудите меню. Вспомните, откуда взялся каждый продукт (растет, получаем от животных и т.д.), какие еще блюда из него можно приготовить, каков он на вкус и на ощупь.
Другой пример: что ты сейчас делаешь? Обычно ребенок отвечает: ничего (да и взрослый тоже). А ведь ничего не делая, мы сидим (стоим, лежим), дышим, смотрим, слушаем, двигаемся, принюхиваемся, поворачиваем голову, шевелим пальцами. Продолжайте список…
- Фраза/предложение/рассказ
Говорите с ребенком. Прежде чем спросить, как прошел его день, расскажите, как прошел ваш. Что вы делали, с кем встречались, что заметили, что вас обрадовало, огорчило, насторожило. Что обязательно нужно сделать, чтобы завтрашний день удался. Показывая пример связного высказывания, вы даете план, образец, структуру, которую малышу легко принять, запомнить и использовать в своей практике.
В нашем мире все взаимосвязано. Важно понимать и помнить: то, что мы считаем важным в развитии ребенка, начинает формироваться намного раньше, чем мы успеваем об этом задуматься. Психологическая база речи развивается на первом году жизни, предпосылки к успешному обучению в школе — в младшем и среднем дошкольном возрасте, от трех до шести лет. Только стоит учесть, что раннее развитие — это не попытка опередить законы взросления, а создание необходимых условий для реализации детского потенциала.
Как вы развиваете речь ребенка?
Читайте также:
- Не будь молчуном: 6 способов, как разговорить ребенка
- Развитие речи у детей младшего возраста
- Когда ребенок начинает говорить первые слова
Все фото: © Depositphotos
Источник