Оценка уровня развития ребенка раннего возраста

Методические рекомендации
Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста
Контроль за развитием детей является важной составляющей частью системы оздоровительно — воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Контроль осуществляется с целью определения уровня развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, правильной организации медико-воспитательной работы, создания условий для эмоционального комфорта и развития детей.
В результате отслеживания нервно-психического развития возможно определить первоначальные отклонения в развитии ребенка, своевременно скорректировать воспитательную работу, определив для воспитанника индивидуальные психолого-педагогические воздействия.
“Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста” основывается на системе контроля за развитием ребенка, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной. Схема имеет методологическую основу, опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.
Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).
На 2-м году жизни рекомендуется проводить оценку развития понимания, активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры, действий с предметами, навыков самообслуживания.
На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения.
Основным методом оценки развития детей является наблюдение.
При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.
Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.
“Схема экспертной оценки нервно-психического развития” прошла успешную апробацию в дошкольных учреждениях.
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (2 года 6 месяцев)
I. Речь
Говорит сложные предложения, хотя и не всегда правильно грамматически. Появляются вопросы: Где? Куда? Почему? — 3 балла.
Говорит односложные предложения — 2 балла.
Говорит отдельными словами — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
По образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 3 балла.
С помощью взрослого по образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 2 балла.
Не умеет подбирать предметы — 1 балла.
III. Моторные навыки
Самостоятельно влезает и слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра; самостоятельно бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80 – 100 см на уровне груди — 3 балла.
Влезает и слезает с помощью взрослых приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100см на уровне груди, не точно выполняя инструкцию взрослых — 2 балла.
Не влезает и не слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Самостоятельно в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность действий — 3 балла.
С участием взрослого в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность 2-3-х действий — 2 балла.
Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные действия — 1 балл.
V. Конструктивные умения
Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их — 3 балла.
С участием взрослого делает простые сюжетные постройки и называет их — 2 балла.
Делает отдельные постройки, не называя их (манипулирует строительным материалом) — 1 балла.
VI. Изобразительные умения
Самостоятельно правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 3 балла.
С помощью взрослого правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; с помощью взрослого скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 2 балла.
Не умеет правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины прямыми, круговыми движениями — 1 балла.
VII. Навыки самообслуживания
Самостоятельно полностью одевается, но не застегивается; моет руки; ест самостоятельно и аккуратно, держит ложку в правой руке — 3 балла.
С небольшой помощью взрослого одевается; моет руки; ест самостоятельно, но не аккуратно— 2 балла.
Одевается со значительной помощью взрослого; не сформирован навык умывания, ест с помощью взрослого — 1 балл.
Примечание: схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
15-21 баллов — Зона полного развития;
8-14 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;
1-7 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (3 года)
I. Речь
Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; самостоятельно рассказывает о виденном 2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные предложения; большой словарный запас, в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия — 3 балла.
Воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный запас — 2 балла.
Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
Самостоятельно правильно использует геометрические формы по назначению; самостоятельно называет 4 основных цвета; знает черный и белый цвет; умеет самостоятельно различать местоположение предметов в пространстве — 3 балла.
С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве — 2 балла.
Не умеет использовать геометрические формы по назначению, даже с помощью взрослого; знает; основных цвета, но не называет их; не умеет различать местоположение предметов в пространстве — 1 балл.
III. Моторные навыки
Самостоятельно бросает малые мячи в вертикально расположенную цель, находящуюся на расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100 см и ловит его — 3 балла.
Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его — 2 балла.
Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно пользуется игрушками; используются элементы ролевой игры — 3 балла.
Играет рядом с детьми, не умеет совместно пользоваться игрушками — 2 балла.
Играет один, выполняет 2-3 последовательных эпизода — 1 балл.
V. Конструктивные умения
Самостоятельно выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 3 балла.
С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 2 балла.
Делает простые сюжетные постройки, называет их — 1 балла.
VI. Изобразительные умения
Самостоятельно делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 3 балла.
С помощью взрослого делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2 балла.
Не умеет выполнять рисунок по заранее задуманному плану, рисует каракули; не умеет соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1 балл.
VII. Навыки самообслуживания
Самостоятельно раздевается и одевается; всегда просится на горшок; аккуратно кушает, держа правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо, пользуется носовым платком — 3 балла.
С небольшой помощью взрослого раздевается и одевается; пользуется горшком при напоминании взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно; моет руки и лицо, пользуется носовым платком по указанию — 2 балла.
С помощью взрослого выполняет следующие действия: раздевается и одевается; пользуется горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо; пользуется носовым платком — 1 балл.
Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:
10-15 баллов — Зона полного развития;
6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;
1-5 баллов — Зона недоразвития.
Применение приведенных выше схем дает возможность педагогам отследить особенности развития детей раннего возраста, определить отклонения в развитии ребенка и своевременно скорректировать воспитательную работу.
Источник
Юлия Разенкова
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста
Исследования в помощь воспитателям и педагогам, работающим с детьми раннего возраста.
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года) (Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.-48 с.)
При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.
Исследование восприятия
1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеле
ный.
Стимульный материал:цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.
Пример инструкций
1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;
2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.
Нормативы:
сличение – от 1,5-2 лет;
выбор по названию – в 2-3 года;
самостоятельность названия – в 2,5-3 года.
Вступление
В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость проведения диагностического минимума с детьми раннего возраста. И в случае выявления нарушений появляется возможность, как можно раньше начать коррекционные действия. Психодиагностическое обследование детей раннего возраста направлено на получение информации об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения и общения ребенка.
В ходе диагностикиоцениваются следующие параметры познавательной деятельности ребенка:
– принятие задания;
– способы выполнения задания;
– обучаемость;
– отношение к результату своей деятельности.
План работы
Введение….
Методика 1….
Методика 2. …
Заключение….
Список литературы…
Испытуемая – Новоселова Лиза-2,5 года
Методика 1 «Выбор по образцу» (парные картинки)
Стимульный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок – цветочков.
Нормативы:
выбор из двух картинок — в 2 года;
выбор из четырех картинок — в 3 года.
Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.
Инструкция:
1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;
2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;
3) «назови, какого цвета этот цветочек?».
Результат исследуемой:
• выбор 4 картинок соответствует возрастным нормам.
• Выбор цвета – цвета различает по названиям, что так же соответствует возрастным нормам
Общая оценка: Ребенок принял задание после повторной просьбы, понял его, но выполнить задание самостоятельно у него не получилось, после обучения задание выполнил безошибочно, положительно и адекватно оценил результат.
Общий результат обследования:
Уровень развития психической деятельности соответствует возрастной норме. Ребенок понимал задания и стремился к их выполнению. У него не получалось самостоятельно выполнить задание, но после обучения взрослого мог самостоятельно справиться с ним. После выполнения задания адекватно оценивал свой результат и радовался правильному решению задачи.
Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.
Методика 2
Пространственный гнозис (методика подходит детям-2,5-3 лет).
Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки уложенные в коробку. В моем случае в корзинку.
Пример инструкций:
Посади мишку в корзинку. Положи мишку в корзинку. Положи картинку под корзинку. Достань из-под корзинки. Покажи, где верх; где низ.
Нормативы:
2,5-3-года дети понимают предложно-падежные конструкции, ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются.
Анализ результатов:
1. подражание внешним манипуляциям взрослого без учета пространственных отношений.
2. подражание манипуляциям с учетом пространственного расположения;
3. самостоятельный анализ образца и воспроизведение.
Инструкция:
Сейчас мы будем с тобой складывать игрушки в корзинку. Я начну, а ты будешь мне помогать.
1) Посади мишку в корзинку.
2) Положи куклу в корзинку.
3) Положи картинку под корзинку.
4) Достань картинку из-под корзинки.
5)Покажи, где верх; где низ.
Результат исследуемой:
1) подражает манипуляциям с учетом и пространственного расположения, понимает предложно-падежные конструкции;
2) самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения;
3) определяет несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу;
4) результаты исследования развития говорят, что оно соответствует возрастным нормам.
Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.
Список литературы
1. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. –176 с.
2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Справочник педагога-психолога, 01-2011, 02 -2011
Заключение
Новоселова Лиза-2,5 года. Обследование проводилось 3 сентября 2015г. в ГБОУ Школа 878 д/о «Лучик».
Цель: исследование познавательных процессов ребенка 2 -3 лет
Сведения о ребёнке
Ребёнок от 1-ой беременности. Беременность проходила без
осложнений
Показатели при рождении:
вес – 3500г,
рост – 53см,
по шкале Апгар – 7-8 баллов.
Развитие:
На первом году жизни – без осложнений.
На втором году жизни – без осложнений.
По достижении трёх лет – без осложнений.
На настоящий момент:
Наблюдается высокий уровень познавательных способностей.
Ребёнок идёт на контакт, отвечает на вопросы. В выполнении поставленной задачи заинтересована, охотно принимает помощь и ждёт похвалу. Выполняет задание старательно, с результатом, следит за реакцией взрослого. При указании на ошибки быстро пытается исправить их, успешно. Восприятие пространственных отношений не снижено.
Обращенную речь понимает в полном объеме.
Выводы
Проведенное исследование показало, что у ребёнка до конца не сформированы прогнозирование и планирующая деятельность, пространственное ориентирование и соотнесение форм предметов. Движения мелкой моторики не затруднены. Наблюдается высокий уровень развития речи и уровня развития словесно-логического мышления.
Список литературы
1) Психология в 3-х кн. кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическоеисследование с элементами математической статистики:
Уч. для студ. высш. пед. учебн. завед. /Р. С. Немов
2) Психология развития. Словарь/ Под ред. А. Л. Венгера// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2005
3) Специфика психического развития ребенка.
https://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=542
Источник
Контроль за развитием детей — составляющая
часть системы оздоровительно — воспитательной
работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его
прежде всего в том, чтобы определить уровень
развития каждого ребенка и возрастной группы в
целом, правильно организовать
медико-воспитательную работу, а также создать
условия для эмоционального комфорта и развития
детей.
В результате отслеживания нервно-психического
развития можно определить первоначальные
отклонения в его развитии и своевременно
скорректировать воспитательную работу,
определив для него индивидуальные
психолого-педагогические воздействия.
“Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста” основывается
на системе контроля за развитием ребенка,
разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой,
Г.В.Пантюхиной, имеет методологическую основу и
опирается на изучение объективных
закономерностей хода развития ребенка в
определенных условиях воспитания.
Оценка нервно-психического развития детей
раннего возраста исходит из основных линий его
развития, которые представлены определенными
показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2
года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).
На 2-м году жизни проводится оценка развития
понимания и активной речи, сенсорного развития,
моторных навыков, игры и действий с предметами,
навыков самообслуживания.
На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и
изобразительные умения.
Основным методом оценки развития детей
является наблюдение.
При определении уровня развития используется
балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании
баллов получается количественная оценка,
которая соответствует той или иной зоне
развития.
Подобная оценка дает возможность осуществлять
дифференцированный подход в воспитании детей и
вносить своевременную коррекцию в их развитие.
“Схема экспертной оценки нервно-психического
развития” прошла успешную апробацию в
дошкольных учреждениях города Владимира,
работающих по программе “Сообщество”.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (1 год 3 месяца)
I. Речь
1. Восприятие речи
Запас понимаемых слов довольно, широкий — 3
балла.Запас понимаемых слов достаточный, выполняет
простые словесные поручения — 2 балла.Небольшой запас понимаемых слов — 1 балл.
2. Активная речь
Произносит 10-20 слов — 3 балла.
Произносит 5-10 слов — 2 балл.
Пользуется отдельными облегченными словами 1
II. Сенсорное развитие
Хорошо ориентируется в 2-х контрастных
величинах предметов (типа кубиков) с разницей 3 см
— 3 балла.Ориентируется в 2-х контрастных величинах
предметов ( типа кубиков) — 2 балла.Плохо ориентируется в 2-х контрастных величинах
предметов — 1 балл.
III. Моторные навыки
Хорошо ходит длительно, не присаживаясь до 12 м,
меняет положения (приседает, наклоняется,
поворачивается, пятится — 3 балла.Ходит с частыми присаживаниями, меняет
положение тела — 2 балла.Плохо ходит, часто падает ( неуверенность в
ходьбе), меняет положение тела — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Хорошо воспроизводит в игре действия с
предметами (кормит куклу, собирает пирамидки из
3–5 колец) — 3 балла.Воспроизводит в игре действия с предметами — 2
балла.Не воспроизводит в игре действия с предметами.
Манипулирует ими — 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно ест густую пищу, делает попытки
одеваться — 3 балла.Ест густую пищу ложкой с небольшой помощью
взрослых — 2 балла.Не умеет есть самостоятельно — 1 балл.
Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
10–15 баллов — Зона адаптации;
6–9 баллов — Зона неполной адаптации;
1–5 баллов — Зона дезадаптации.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (1 год 6 месяцев)
I. Речь
1. Восприятие речи
Обобщает предметы по существенным признакам
понимаемой речи — 3 балла.Частично обобщает предметы по существенным
признакам понимаемой речи — 2 балла.Не умеет обобщать предметы по существенным
признакам понимаемой речи — 1 балл.
2. Активная речь
Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают
принимать обобщенный характер — 3 балла.Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов — 2
балла.Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов —
1 балл.
II. Сенсорное развитие
Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах
предметов ( шар, куб, кирпичик, призма) — 3 балла.Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах
предметов — 2 балла.Плохо ориентируется в контрастных формах
предметов — 1 балл.
III. Моторные навыки
Без труда входит на лестницу высотой ступеньки
10 см, влезает на стремянку высотой 1 м;
перешагивает через предметы; бросает мяч одной
рукой — 3 балла.Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см,
влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает
через предметы; бросает мяч одной рукой — 2 балла.С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10
см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает
через предметы; бросает мяч одной рукой — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Действия с предметами носят целенаправленный
характер, переносит знакомые действия на новые
игрушки — 3 балл.Отображает в игре отдельные наблюдаемые
действия — 2 балла.Манипулирует предметами — 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно ест любую пищу, обращает
внимание на грязные лицо, руки, нос, частично
снимает одежду — 3 балла.Самостоятельно ест любую пищу с небольшой
помощью взрослых, пытается снимать одежду — 2
балла.Не умеет есть жидкую пищу ложкой — 1 балла.
Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
10 – 15 баллов — Зона адаптации;
6- 9 баллов — Зона неполной адаптации;
1 – 5 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (2 года)
I. Речь
1. Восприятие речи
Легко понимает слова, обозначающие предметы и
действия с ними; легко понимает несложный
рассказ взрослого по сюжетной картинке — 3 балла.Частично понимает слова, обозначающие предметы
и действия с ними; частично понимает несложный
рассказ взрослого по сюжетной картинке — 2 балла.Не понимает слова, обозначающие предметы и
действия с ними; не понимает несложный рассказ
взрослого по сюжетной картинке — 1 балл.
2. Активная речь
Начинает употреблять простые 3-4 словесные
предложения — 3 балла.Начинает употреблять простые 2-3 словесные
предложения — 2 балла.Употребляет в основном облегченные слова — 1
балл.
II. Сенсорное развитие
Самостоятельно умеет различать предметы по
величине с разницей в 3 см ( 4- 5 предметов),
постепенно уменьшающихся; самостоятельно умеет
подбирать предметы по форме (круглые, квадратные,
прямоугольные); по цвету подбирает предметы по
образцу и слову взрослого (использует 4 основных
цвета) — 3 балла.Умеет различать предметы по величине (2-3
предмета), постепенно уменьшающихся; умет
подбирать предметы по форме (круглые, квадратные,
прямоугольные); по цвету подбирает предметы по
образцу и слову взрослого — 2 балла.Только с помощью взрослого умеет различать
предметы по величине с разницей в 3 см, постепенно
уменьшающихся; только с помощью взрослого умеет
подбирать предметы по форме ( круглые,
квадратные, прямоугольные) и по цвету — 1 балл.
III. Моторные навыки
Хорошо выполняет действия:
а) ходит по приподнятой лестнице (на 20-25 см от
пола), наклонной доске и сходит с неё;
перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см
— 3 балла.Выполняет действия при поддержке взрослого:
проходит по приподнятой (на 20-25 см от пола)
наклонной доске и сходит с неё; перешагивает
через веревку, приподнятую на 12-18 см — 2 балла.С трудом выполняет вышеуказанные действия — 1
балл.
IV. Игра и действия с предметами
Самостоятельно воспроизводит в игре ряд
последовательных действий (начало сюжетной игры)
— 3 балла.Самостоятельно воспроизводит в игре отдельные
действия, не связанные сюжетом — 2 балла.Воспроизводит отдельные игровые действия по
образцу взрослого — 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно частично раздевается и
одевается — 3 балла.С помощью взрослого частично раздевается и
одевается — 2 балла.Пассивно ждет помощи взрослого при одевании и
раздевании — 1 балла.
Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
10-15 баллов — Зона полного развития;
6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного )
развития;1-5 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (2 года 6 месяцев)
I. Речь
Говорит сложные предложения, хотя и не всегда
правильно грамматически. Появляются вопросы:
Где? Куда? Почему? — 3 балла.Говорит односложные предложения — 2 балла.
Говорит отдельными словами — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
По образцу подбирает геометрические формы на
разнообразном материале и разные предметы 4-х
основных цветов — 3 балла.С помощью взрослого по образцу подбирает
геометрические формы на разнообразном материале
и разные предметы 4-х основных цветов — 2 балла.Не умеет подбирать предметы — 1 балла.
III. Моторные навыки
Самостоятельно влезает и слезает приставным
шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра;
самостоятельно бросает малые мячи в
горизонтально распо ложенную цель ( диаметр 40 см),
с расстояния 80 – 100 см на уровне груди — 3 балла.Влезает и слезает с помощью взрослых
приставным шагом по гимнастической стенке
высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально
расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния
80-100см на уровне груди, не точно выполняя
инструкцию взрослых — 2 балла.Не влезает и не слезает приставным шагом по
гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает
малые мячи в горизонтально расположенную цель
(диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди
— 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Самостоятельно в игре сюжетного характера
отражает взаимосвязь и последовательность
действий — 3 балла.С участием взрослого в игре сюжетного
характера отражает взаимосвязь и
последовательность 2-3-х действий — 2 балла.Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные
действия — 1 балл.
V. Конструктивные умения
Самостоятельно делает простые сюжетные
постройки и называет их — 3 балла.С участием взрослого делает простые сюжетные
постройки и называет их — 2 балла.Делает отдельные постройки, не называя их
(манипулирует строительным материалом) — 1 балла.
VI. Изобразительные умения
Самостоятельно правильно держит карандаш,
кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает
комок глины прямыми, круговыми движениями — 3
балла.С помощью взрослого правильно держит карандаш,
кисть и пользуется ими; с помощью взрослого
скатывает комок глины прямыми, круговыми
движениями — 2 балла.Не умеет правильно держать карандаш, кисть и
пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины
прямыми, круговыми движениями — 1 балла.
VII. Навыки самообслуживания
Самостоятельно полностью одевается, но не
застегивается; моет руки; ест самостоятельно и
аккуратно, держит ложку в правой руке — 3 балла.С небольшой помощью взрослого одевается; моет
руки; ест самостоятельно, но не аккуратно— 2
балла.Одевается со значительной помощью взрослого;
не сформирован навык умывания, ест с помощью
взрослого — 1 балл.
Примечание: схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
15-21 баллов — Зона полного развития;
8-14 баллов — Зона неполного (недостаточного)
развития;1-7 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (3 года)
I. Речь
Легко воспроизводит ранее слышанные стихи,
песенки; самостоятельно рассказывает о виденном
2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные
предложения; большой словарный запас, в словарь
входят все части речи, кроме причастия и
деепричастия — 3 балла.Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки;
рассказывает о виденном 1-2 предложениями с
наводящими вопросами взрослого; небольшой
словарный запас — 2 балла.Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки;
не рассказывает о виденном; скудный словарный
запас — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
Самостоятельно правильно использует
геометрические формы по назначению;
самостоятельно называет 4 основных цвета; знает
черный и белый цвет; умеет самостоятельно
различать местоположение предметов в
пространстве — 3 балла.С помощью взрослого правильно использует
геометрические формы по назначению; с помощью
взрослого называет 4 основных цвета; по
словесному указанию умеет различать
местоположение предметов в пространстве — 2
балла.Не умеет использовать геометрические формы по
назначению, даже с помощью взрослого; знает;
основных цвета, но не называет их; не умеет
различать местоположение предметов в
пространстве — 1 балл.
III. Моторные навыки
Самостоятельно бросает малые мячи в
вертикально расположенную цель, находящуюся на
расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100
см и ловит его — 3 балла.Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой
мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его
— 2 балла.Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1
балл.
IV. Игра и действия с предметами
Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно
пользуется игрушками; используются элементы
ролевой игры — 3 балла.Играет рядом с детьми, не умеет совместно
пользоваться игрушками — 2 балла.Играет один, выполняет 2-3 последовательных
эпизода — 1 балл.
V. Конструктивные умения
Самостоятельно выполняет сложные сюжетные
постройки, называет их — 3 балла.С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные
постройки, называет их — 2 балла.Делает простые сюжетные постройки, называет их
— 1 балла.
VI. Изобразительные умения
Самостоятельно делает мазки, проводит
вертикальные, горизонтальные, округлые линии;
выполняет рисунок по заранее задуманному плану;
соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы
(пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 3
балла.С помощью взрослого делает мазки, проводит
вертикальные, горизонтальные, округлые линии;
выполняет рисунок по заранее задуманному плану;
соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы
(пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2
балла.Не умеет выполнять рисунок по заранее
задуманному плану, рисует каракули; не умеет
соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы
(пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1
балл.
VII. Навыки самообслуживания
Самостоятельно раздевается и одевается; всегда
просится на горшок; аккуратно кушает, держа
правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо,
пользуется носовым платком — 3 балла.С небольшой помощью взрослого раздевается и
одевается; пользуется горшком при напоминании
взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно;
моет руки и лицо, пользуется носовым платком по
указанию — 2 балла.С помощью взрослого выполняет следующие
действия: раздевается и одевается; пользуется
горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо;
пользуется носовым платком — 1 балл.
Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
10-15 баллов — Зона полного развития;
6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного)
развития;1-5 баллов — Зона недоразвития.
Источник