Оценка уровня развития ребенка инвалида
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с различными нарушениями: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с ОВЗ. У таких детей нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно- двигательная, познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности, и особенно ведущей деятельности раннего возраста – предметно-игровой.
Итак, дети с ОВЗ – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Л. С. Выготский отмечает необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. Он же вводит понятие «структура дефекта».
Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.
Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.
В целом нарушений развития может быть множество, в связи с чем выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи;
- дети с нарушением интеллекта (с интеллектуальной недостаточностью);
- дети с задержкой психического развития (ЗПР);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
- дети с нарушением эмоционально-волевой сферы;
- дети с множественными нарушениями (сочетание двух, трех и более нарушений).
Дадим психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ. Такие дети имеют следующие особенности:
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Можно отметить следующие типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:
- отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
- темп выполнения заданий очень низкий;
- нуждается в постоянной помощи взрослого;
- низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
- низкий уровень развития речи, мышления;
- трудности в понимании инструкций;
- инфантилизм;
- нарушение координации движений;
- низкая самооценка;
- повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
- высокий уровень психомышечного напряжения;
- низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
- для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство; у других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Рассмотрим некоторые психологические характеристики развития детей с ограниченными возможностями.
1. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Особенности речевого развития детей с ТНР оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
2. Дети с соматическими заболеваниями – не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.
3. Дети с интеллектуальной недостаточностью.
Среди детей раннего возраста, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют дети интеллектуальной недостаточностью.
Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно- действенного и словесно-логического мышления. Многие такие дети начинают говорить только к 4-5 годам. Речь такого ребенка не выполняет своей основной функции – коммуникативной.
4. Дети с задержкой психического развитии (ЗПР).
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются.
Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов- представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.
У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.
Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении. В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается недостаточная сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у этих детей резко снижена.
5. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.
При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.
Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП:
1) Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.
2) Выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.
3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.
6. Дети с расстройствами раннего детского аутизма.
Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
- полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;
- обособленность от окружающего мира;
- слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);
- дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);
- речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;
- характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.
Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.
Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями.
Таким образом, в целом можно выделить три основные группы детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Дети с двигательными нарушениями.
2. Дети с интеллектуальными нарушениями.
3. Дети с нарушениями восприятия (зрительного, слухового).
Таким образом, дети с ограниченными возможностями – это дети, которые имеют какие-либо отклонения от нормального физического или психического развития, препятствующие общему развитию.
Источник
Областной семинар. 29.10.14
Результаты диагностики уровня социализированности детей-инвалидов.
С целью изучения факторов социализации детей-инвалидов, находящихся на дистанционном обучении, динамики развития уровня социализированности обучающихся, нами проведены входящая и контрольная диагностика.
Прежде чем рассмотреть результаты диагностики, обратимся к словарю для уточнения понятий «социализация» и «социализированность».
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, норм поведения, норм морали.
. Социализированность- сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.
Успешную социализированность обеспечивают следующие характеристики личности: способность к изменению своих ценностных ориентаций, умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. Cоциализированность имеет «мобильный характер», она может превратиться из успешной в неудачную и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям.
Обратимся к результатам диагностики.
Обучающимся предложена методика «Изучение уровня социализированности», разработанная М.И. Рожковым, родителям- «Показатели социализированности» (А.В.Мудрик), классные руководители провели анализ социально- психологических условий семьи.
Цель методики Рожкова М.И.: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.
Рассмотрим определения показателей социализированности:
Социальная адаптированность – уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Адаптированность предполагает способность человека регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями), а также его умение взаимодействовать с окружающей средой, общаться. Человек может быть гармоничен и адаптирован либо дисгармоничен и дезадаптирован.
В научной литературе под личностной автономностью понимают некую степень свободы действий человека в принятии решений относительно выполнения заданий и контроля. Кроме того автономность определяется как одно из сильных желаний действовать самостоятельно, управлять физическим и социальным окружением, быть компетентным и успешным.
Социальную активность определяют как социально-психологическую готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность.
Нравственность- приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности.
В ходе проведения диагностики, учащимся предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием. Максимальная оценка, указывающая на высокий уровень развития качества у ребенка-4 балла, минимальная оценка-0 баллов.
Средние результаты уровня социализированности обучающихся стабильно высокие (более 3-х баллов по 4-х балльной шкале):
Показатели социализированности | 2012-2013 уч.год | 2013- 2014 уч. год |
Социальная адаптированность | 3,4 | 3,4 |
Автономность | 3,2 | 3,3 |
Социальная активность | 3,1 | 3,2 |
Нравственность | 3,4 | 3,4 |
Анализ результатов анкетирования по данной методике позволил выявить также индивидуальные достижения и проблемы в социализации детей.
Незначительный рост уровня социализированности по показателю «Социальная адаптированность» наблюдается у 4%опрошеных, по показателю «Атономность»- у 28% опрошенных, по показателю «Социальная активность»-24%, по показателю «Нравственность»- 20% опрошенных.
В то же время у 4% опрошенных детей выявлен низкий уровень по всем показателям социализированности:
Показатели социализированности | Количество обучающихся (% опрошенных) | |
2012- 2013 | 2013-2014 | |
Социальная адаптированность | 4% | 4% |
Автономность | 12% | 4% (отмечена положительная динамика в формировании показателя «автономность») |
Социальная активность | 4% | 4% |
Нравственность | 4% | 4% |
Рассмотрим суждения, оцененные детьми низкими баллами (т.е.предложенные модели поведения у детей не проявляются или проявляются слабо):
1)показатель «Социальная адаптированность»:
- Я считаюсь с интересами и мнением своих товарищей- 12%
- Считаю, что каждый человек индивидуален и неповторим-20%
- Считаю, что к людям нужно относиться так, как ты бы хотел, чтоб относились к тебе- 12%;
2) показатель «Автономность»:
- Если мне не нравится человек, я ограничу с ним общение- 24%
- Я горжусь собой, когда удается достигнуть успеха-24%
- Если я с чем-то не согласен, отстаиваю свое мнение-12%
3) показатель «Социальная активность»:
- Я становлюсь настойчивым, когда уверен, что я прав-20%
- Если я что-то задумал, то обязательно сделаю-12%
4) показатель «Нравственность»:
- Переживаю неприятности других, как свои- 28%
- Считаю, что делать людям добро- это главное в жизни- 12%
- Мне нравится помогать другим- 8%
- Я умею прощать людей- 4%
Проанализировав данные ответы детей и специфику и уровень их заболеваемости, прямой закономерности в результатах мы не установили.
Анализ анкетирования родителей по методике «Показатели социализированности» (А.В.Мудрик) позволил нам судить о сформированности качеств личности обучающихся и определить проблемные аспекты, взаимосвязанные между собой, во многом определяющиеся статусом обучающихся. В данной методике показатели объединены в три блока: психологический, коммуникативный, инструментальный блоки (на экране бланк опросного листа для родителей)
Проблемы с точки зрения родителей и педагогов:
- Маленький словарный запас, недостаточно развита речь (обучающиеся не всегда четко могут выразить свою мысль, что является следствием узкого круга общения, часто ограниченного преимущественно членами семьи, а также заболеваемостью ребенка);
- Неуверенность в себе- следствие осознания ребенком собственных особенностей, невозможность что-то делать на уровне умений других сверстников;
- Неуверенность в общении со сверстниками, неумение работать в группе;
- Отсутствие практических навыков.
- Недостаточный уровень самостоятельности (в частности в принятии решений). Этому способствует постоянная опека со стороны родителей, вызванная тем, что ребенок самостоятельно не может выполнять определенные функции.
- Неумение и отсутствие стремления поддерживать хорошее физическое состояние (соблюдать режим дня, заниматься поддерживающей физической культурой, проводить гигиенические процедуры).
В конце 2013-14 учебного года была проведена повторная диагностика проблем, вот ее результаты:
Незначительный рост (от 0,4 баллов до 1 балла) уровня социализированности детей по данной методике отмечают:
- психологическом блок (повышение отмечают 20% опрошенных родителей):
- возросла уверенность (самообладание, самоконтроль)-12%
- повысился уровень критичности мышления-12%
- повысилась способность самостоятельно решать собственные проблемы- 8%
- развивается устойчивый интерес к чему-либо- 8%
- Наличие собственных взглядов и умение их аргументировать-4%;
- коммуникативноый блок (повышение отмечают 16% опрошенных родителей):
- повысилась уверенность в общении со сверстниками- 12%;
- повысилось умение сотрудничать и общаться в группе- 8%
- инструментальный блок (повышение отмечают 24% опрошенных родителей):
- Повысилось стремление и умение поддерживать свое здоровье-12%
- Повысилось экономическое сознание- 12%
- Повысился уровень знаний об источниках поиска необходимой информации-8%
- Повысился уровень практических умений- 8%
Таким образом, мы наблюдаем, что наша работа приносит ощутимую пользу семьям, воспитывающим ребенка с особыми образовательными потребностями.
Результаты диагностики лежат в основе работы с семьями обучающихся и учитываются при разработке участниками образовательного процесса (учителями, родителями, детьми) индивидуальных образовательных программ.
Перед нами в начале нашего пути стояла проблема недостаточного доверия некоторых родителей к открытому сотрудничеству с социумом (наверное, небезосновательно: мы можем только предположить, с какой массой трудностей встречаются эти семьи при решении проблем). К сожалению, это недоверие стереотипно переносилось и на учебно- воспитательную работу. Немало времени и сил было положено на преодоление этого барьера; помогли преодолеть эту трудность высокий профессионализм наших педагогов и безграничная любовь родителей к своим детям.
Источник